Научная статья на тему 'Концепция формирования корпоративной стратегии инновационного развития'

Концепция формирования корпоративной стратегии инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИИ / ПАТТЕРН КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козловская Эра Анатольевна, Радионова Юлия Владимировна

На основе анализа основополагающих подходов к формированию стратегии предприятия и обобщения определения понятия «инновация» разработана концепция в виде паттерна корпоративной стратегии инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conception was developed as a pattern of a corporate strategy of innovative development based on an analysis of the mail approaches to the formation of business strategy and summarizing the definition «innovation».

Текст научной работы на тему «Концепция формирования корпоративной стратегии инновационного развития»

Инновации и инвестиции

УДК 330.34

Э.А. Козловская, Ю.В. Радионова

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Объявленная правительством Российской Федерации политика инновационного развития экономики может быть осуществлена в первую очередь на основе формирования и реализации инновационных стратегий предприятий (корпораций), являющихся, с одной стороны, разработчиками инновационных технологий и продуктов, а, с другой - их потребителями. Именно предприятия формируют платежеспособный спрос на инновационную продукцию, обеспечивая ее коммерциализацию, способствуя расширению спроса. Как известно, двигателем прогресса является не всякое инвестирование в производство, а лишь инновации, т. е. введение новых товаров, техники, форм и методов производства и обмена.

Все инновации в производстве разделяются на базисные и улучшающие. В плановой экономике, как показали исследования, проведенные последователем Й. Шумпетера Г. Меншем, преобладают базисные инновации. Это объясняется тем, что плановая экономика «довольствуется небольшим набором товаров», поэтому нет острой необходимости повышать их качество. В результате этого в плановой экономике преобладает преимущественно экстенсивное развитие, что не дает полностью использовать потенциал инноваций.

Рыночная экономика с присущей ей конкуренцией, напротив, постоянно требует использования в производстве каких-либо нововведений.

Структура нововведений и их свойства являются объектом постоянных исследований и дискуссий, в процессе которых авторы стара-

ются более полно отразить сущностные характеристики и содержание инноваций.

Г. Менш предложил следующую классификацию нововведений [11]: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации разделены на технологические, которые образуют новые отрасли и рынки, и нетехнологические (культура, управление, общественные услуги).

Процесс эволюции технологического уклада происходит посредством перехода от базисных нововведений к улучшающим и далее к псевдонововведениям, улучшающим качество предмета или незначительно изменяющим элементы технологического процесса.

Между нововведениями существует конкуренция за ресурсы, так как каждый вид нововведений требует определенных затрат труда и капитала. Стремление предприятий экономить на затратах на нововведения, желание получить прибыль в краткосрочном периоде, препятствуют принятию долгосрочных решений в пользу базисных нововведений.

Классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным [6], предусматривает разделение их по следующим признакам: по типу новшеств - материально-технические и социальные, экономические и организационно-управленческие, правовые и педагогические; по особенностям инновационного процесса -межорганизационные, внутриорганизационные; по механизму осуществления - единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные; по инновационному

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-1'>20

потенциалу - радикальные, комбинированные, модифицирующие; по эффективности - эффективные для производства и управления, улучшающие условия труда и т. д.

Классификация инноваций в области производства товаров, предложенная чешским экономистом Ф. Валентой [2], основывается на ранжировании инноваций по уровню их инновационной значимости. Он выделяет восемь уровней инноваций от нулевого до седьмого порядка. К инновациям низшего (нулевого) порядка относится регенерирование первоначальных свойств системы с сохранением и обновлением ее существующих функций. Соответственно, к инновациям высшего (седьмого) порядка относится новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, меняющее ее функциональный принцип.

Аналогично проводит классификацию инноваций, связанных с производством продукции, Ю.В. Яковец [8]. Он выделяет пять видов инноваций с точки зрения циклического развития техники:

- крупнейшие базисные инновации, реализующие крупнейшие изобретения, которые становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и больших затрат для освоения. Они обеспечивают, соответственно, крупный народно-хозяйственный эффект, но реализуются периодически (не каждый год);

- крупные инновации, формирующие новые поколения техники в рамках данного направления. Они характеризуются более короткими сроками освоения и затратами;

- средние по масштабу и инновационным характеристикам инновации, которые служат для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, замедляя ее устаревание;

- мелкие инновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых изделий на основе мелких изобретений, что приводит либо к более эффективному производству этих изделий, либо к повышению эффективности их использования;

- псевдоинновации, направленные на улучшение модели машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.

Классификация инноваций, проведенная Пэвитом и Уолкером, предусматривает выделение типов инноваций в зависимости от использования в них научных знаний и возможности их широкого применения [4]. Ими выделено семь типов инноваций: основанные на использовании фундаментальных научных знаний, результаты которых находят широкое применение в различных сферах общественной деятельности; инновации, также опирающиеся на научные исследования, но имеющие ограниченную, специфическую область применения; разработанные с использованием уже имеющихся технических знаний, но с ограниченной сферой применения; инновации, представляющие собой комбинацию различных типов знаний в одном продукте; инновации, обусловленные использованием одного продукта в различных областях; технически сложные новшества, появившиеся как побочный продукт (результат) крупной исследовательской программы; инновации, связанные с применением уже известной техники или методов в новых областях.

В работе [7] представлена классификация инноваций с использованием следующих признаков: причина возникновения, предмет и сфера приложений, характер удовлетворяемых потребностей с последующим подразделением по видам. Выделенные группировки и их характеристики представлены в таблице.

Представленные классификации инноваций не являются исчерпывающими. Выбор сделан для тех, которые наиболее существенны для построения корпоративной стратегии инновационного развития. Такое многообразие представлений об инновациях, с одной стороны, показывает, что существует множество возможностей инновационного развития, а, с другой - ставит проблему выбора того, что нужно и возможно для реализации инновационного развития корпорации. Это в свою очередь обусловливает необходимость использования целевого подхода к построению корпоративной стратегии инновационного развития. Использование различных свойств и сущностных

Классификация инноваций по данным [7]

Признак классификации Вид Назначение

1. Причина возникновения 1.1. Реактивные Обеспечивают выживание, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы обеспечить конкурентоспособность

1.2. Стратегические Внедрение носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе

2. Предмет и сфера приложения 2.1. Продуктовые Вывод на рынок новых продуктов и услуг

2.2. Рыночные Открытие новых сфер применения продукта, вывод на новые рынки

2.3. Инновации-процессы Технология, организация производства, управленческие процессы

3. Характер удовлетворяемых потребностей 3.1. Ориентированные на существующие процессы Действующая потребность, не удовлетворяющая полностью или частично

3.2. Ориентированные на формирование новых потребностей Перспективные потребности, которые могут появиться под влиянием различных факторов (повышение жизненного уровня, мода, расширение интересов людей и т. п.)

характеристик, раскрытых в рассмотренных классификациях, способствует учету целевой ориентации и области поиска нововведений при формировании корпоративного инновационного портфеля.

Ввиду неоднозначности понятия «инновации» и существующих по этому поводу дискуссий, будем ориентироваться на наиболее лаконичное понятие «инноваций», сформулированное Й. Шумпетером, который определил инновации, как новые научно-организационные комбинации производственных факторов, мотивированные предпринимательским духом.

Такое определение позволяет рассматривать проблему инновационного развития корпораций достаточно широко и всесторонне. Вместе с тем учет многозначности и многоплановости данного понятия позволяет подойти к решению рассматриваемой проблемы с разных точек зрения, учесть множество особенностей самих инноваций и условий, при которых они позволяют достичь стратегических целей развития.

Понятие «стратегии» и методы ее разработки являются сложным процессом, определяющимся далеко неоднозначно и постоянно эволюционирующим.

Рассмотрим эволюцию понятия «стратегии» в хронологическом порядке, отражающую усложняющий характер развития подходов к стратегическому управлению.

1. Стратегия как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов. Долгосрочные цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования организации (А. Чандлер, 1962).

2. Стратегия как метод определения конкурентных целей организации. Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые компания будет продолжать и/или начнет осуществлять (Гарвардская школа бизнеса, 1965).

3. Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней. При разработке стратегии следует выделять корпоративные, деловые и функциональные цели с точки зрения различного их влияния на процессы управления в организации (И. Ансофф, 1965; Д. Стейнер, 1977; П. Лоранж, 1977 и др. авторы).

4. Стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. Основная задача стратегии

^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-1'>20

заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса (М. Портер, 1980-1985 гг.). Согласно определению, данному М. Портером, стратегия - это оптимальный подбор видов деятельности компании (корпорации). «Будь не таким, как все» - вот сущность определенного им понятия «стратегии» в условиях конкуренции. Успех стратегии зависит от многих функций и от их интеграции [5].

5. Квинн считает, что стратегия должна: содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела; поддерживать инициативу; концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте; предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата; обозначать скоординированное руководство; предполагать корректное расписание действий; обеспечивать гарантированные ресурсы (J.B. Quinn, 1982) [12].

6. Стратегия как последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений. При разработке стратегии основное внимание уделяется формированию планов, которые служат для целей контроля над эффективностью достижения стратегических ориентиров (Г. Минцберг, 1987).

7. Стратегия как способ развития ключевых конкурентных преимуществ организации. Основу конкурентоспособности составляют особые способности фирмы и внутренние ресурсы (Г. Хамель, 1989).

8. Стратегия связана с выработкой долгосрочного направления движения и определением масштаба деятельности компании. Она также тесно связана с позиционированием организации по отношению к условиям внешней среды и особенно к конкурентам. Задача стратегии -сформировать максимально возможное устойчивое конкурентное преимущество не путем тактического маневрирования, а на основе принятия общей долгосрочной перспективны (Faulkner and Johnson, 1992).

9. Майкл Армстронг обобщил предыдущие высказывания и предложил рассматривать стратегию как «констатацию того, какой компания хочет себя видеть, куда она хочет идти и в об-

щих чертах как она собирается это сделать. Стратегия коммерческого предприятия должна дать ответ на следующие вопросы: «В каком мы бизнесе?», «Как мы собираемся в этом бизнесе зарабатывать деньги?»... Стратегия - это также констатация намерения, определяющего средства для достижения целей, связанного с долгосрочным распределением значительных ресурсов компании, с гибким соответствием этих ресурсов и способностей особенностям внешнего окружения. Стратегию можно рассматривать как перспективу в процессе определения ключевых стратегических вопросов и факторов успеха, при этом принимаемые стратегические решения должны быть направлены на создание значительного и долгосрочного влияния на поведение и эффективность компании» (1994) [9].

10. Стратегия как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности. Стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и реактивной (адаптирующейся) (А. Томпсон, 1995).

11. Стратегия компании - это поиск соответствия между внутренними возможностями компании и внешней средой (J. Kay, 1999) [10].

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

Довольно трудно дать однозначное определение понятия «стратегии», поскольку оно настолько многогранно, что даже при незначительном изменении угла зрения на него, картина меняется весьма существенно.

Особенности стратегии как метода управления развитием организации определены И. Ансоффом [1]. Суть их заключается в следующем.

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение которых обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия должна использоваться для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях и, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального выбора стратегии. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегии -средство для достижения целей. Ориентиры -это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменяются.

7. Стратегия и ориентиры взаимосвязаны как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Например, некоторые параметры эффективности в определенных условиях служат ориентирами (например, доля рынка), а в других - станут стратегией.

Развитие науки и практики стратегического управления, его сущности и содержания были существенно расширены. На первое место выдвинулись инновации как средства достижения целей развития и укрепления конкурентных преимуществ в процессе стратегического управления компанией.

Стратегические позиции должны быть перспективны в течение десяти и более ближайших лет. Это позволяет обеспечить последовательность усовершенствований в отдельных видах деятельности, их «подгонку» друг к другу, в результате чего компания получит уникальные возможности и наработает необходимые квалифицированные навыки, соответствующие ее стратегии.

Стратегия требует постоянной дисциплины и полной ясности.

С точки зрения конкурентного преимущества основной вопрос на корпоративном уровне связан с расширением конкурентных преимуществ отдельных направлений бизнеса.

Корпоративная стратегия - это то, что превращает корпорацию из набора различных видов бизнеса в единое целое.

Условия обеспечения конкурентных преимуществ, определяемые стратегическим управлением, сформулированы Стивом Джобсом, основателем и руководителем компании «Apple Computers», следующим образом: «Секрет достижения успеха заключается в том, чтобы смотреть на вещи не так, как все, видеть их разные оттенки и результаты. Никто не может вырваться вперед, копируя нечто устоявшееся или своих конкурентов».

Устойчивое конкурентное преимущество, обеспечиваемое за счет стратегии, основывается на комбинации внутренних ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами.

Вместе с тем по своей сущности любые стратегические меры, предпринимаемые предприятием, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономической, производственной или сбытовой деятельности. Стратегия развития предприятия предусматривает использование научно-технических достижений в области организации, техники и технологий, т. е. инноваций [3].

С учетом особенностей принятия стратегических решений и многообразия возможных видов инноваций концепция формирования корпоративной инновационной стратегии развития может быть представлена в виде паттерна (образа) на рисунке.

Паттерн инновационной стратегии

Паттерн корпоративной стратегии инновационного развития

Основанием деления являются: фаза жизненного цикла предприятия (корпорации); тип стратегии; виды инноваций (политик); структура стратегии; оценка эффективности инноваций с учетом рисков; формирование портфеля инноваций; оценка потенциала предприятия (корпорации) и распределение ресурсов.

Корпоративная стратегия инновационного развития должна включать комплекс стратегий

(политик) для отдельных направлений деятельности, обеспечивающих достижение генеральной цели в заданном интервале времени, путем определения и реализации форм, методов и средств достижения поставленных целей, учитывая жизненный цикл и потенциальные ресурсные возможности корпорации.

При этом необходимо учитывать способы расширения этих возможностей на базе суще-

ствующих и развивающихся форм производственной и научно-технической интеграции, включая государственное участие и межгосударственное сотрудничество, опираясь на инновационную инфраструктуру, используя различные

формы и методы управления инновационным процессом.

Главное условие успешной реализации стратегии инновационного развития - инновационная активность корпорации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф, Т. Стратегическое управление [Текст]: пер. с англ. / Т. Ансофф; научн. ред. и авт. предисл. Л.И. Есенко. - М.: Экономика, 1989.

2. Валента, Ф. Творческая активность - инновации - эффект [Текст] / Ф. Валента. - М.: Эксмо, 2008.

3. Инновационные менеджмент [Текст]: справ. пособие / под ред. П.Н. Завлюка, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: ЦИСН, 1998.

4. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент [Текст] / В.Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2002.

5. Портер, М.Э. Конкуренция [Текст] : учеб. пособие : пер. с англ. / М.Э. Портер. - М.: ИД «Вильямс», 2000.

6. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики) [Текст] / А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989.

7. Уткин, Э.А. Инновационные менеджмент

[Текст] / Э.А. Уткин, Н.И. Морозова, Г.Н. Морозова. -М.: АКАЛИС, 1996.

8. Яковец Ю.В. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование [Текст] : учеб. пособие / Ю.В. Яковец. - М.: РАГС, 2002.

9. Armstrong, M. The Reality of Strategic HRM [Text] / M. Armstrong, P. Long // Institute of Personnel and Development. - London, 1994.

10. Kay, J. Strategy and the illusions of grand designs [Text] / J. Kay // Mastering Strategy, Financial Times. -1999.

11. Mensch, G. Stalemate in Technology: Innovations Overcome the Depression [Text] / G. Mensch. -Cambridge, 1979.

12. Quinn, J.B. Managing Strategies Incrementally [Text] / J.B. Quinn // Omega, The International J. of Management Science. - 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.