Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / INTERNAL FINANCIAL AUDIT / FIXED ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцова Я.В., Коренкова С.И.

В настоящей статье раскрываются основы внутреннего финансового контроля внутреннего финансового аудита основных средств. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит основных средств рассмотрены на всех уровнях управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравцова Я.В., Коренкова С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT OF FIXED ASSETS IN BUDGETARY INSTITUTIONS

This article describes the basics of internal financial control of an internal financial audit of fixed assets. Internal financial control and internal financial audit of fixed assets considered at all levels of management.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

5. Черемисина В.Н., Бабич А.А. Этические принципы профессионального поведения сотрудников контрольно-ревизионной службы / В.Н. Черемисина, А.А. Бабич // Вестник современных исследований. - 2017. - №26-1 (9). - С.240-242.

УДК 336.132.11

Кравцова Я. В. студент магистратуры 2 курс специальность «Экономическая безопасность» Научный руководитель: Коренкова С. И., к. э.н.

доцент

ФГАОУВО «Тюменский государственный университет»

Россия, г. Тюмень ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: В настоящей статье раскрываются основы внутреннего финансового контроля внутреннего финансового аудита основных средств. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит основных средств рассмотрены на всех уровнях управления.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, основные средства.

Kravtsova Y. V. graduate student 2 course specialty "EconomicSecurity" Scientific adviser: Korenkova S. I.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FGAOUVO "Tyumen State University"

Russia, Tyumen

THEORETICAL BASIS OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT OF FIXED ASSETS IN BUDGETARY INSTITUTIONS

Abstract: This article describes the basics of internal financial control of an internal financial audit of fixed assets. Internal financial control and internal financial audit offixed assets considered at all levels of management.

Keywords: internal financial control, internal financial audit, fixed assets.

В бюджетных учреждениях проведение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита основных средств имеет особое значение, так как имущество и активы бюджетных учреждений находятся в оперативном управлении при том, что фактическим собственником является государство. В данном случае, контроль должен осуществляться на всех уровнях управления, результатом которого должна являться оперативная, достоверная информация относительно эксплуатации, хранения и учета имущества государства.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит основных средств бюджетных учреждений осуществляется строго на основании нормативно-правовой базы, а также указаний вышестоящего органа управления, что обеспечивает унифицированность и стандартизированность финансового контроля бюджетного сектора. Внутренний финансовый контроль бюджетных учреждений «имеет особое значение, поскольку охватывает вопросы эффективного, целевого результативного использования бюджетных средств, исполнения бюджета как основного централизованного фонда денежных средств»142. В части контроля основных средств учреждений важным является одна из целей существования внутреннего финансового контроля, изложенная в статье 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует действия субъектов контроля относительно формирования предложений по повышению эффективности и результативности эксплуатации имущества государства143.

Согласно законодательству, внутренний финансовый контроль основных средств учреждений государственного сектора обязателен на всех уровнях управления. Для более полного понимания системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита изобразим структуру подчиненности контроля на рисунке 1.

Рис. 1. Структура внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в бюджетной системе Российской Федерации

Таким образом, при исследовании контроля бюджетных учреждений необходимо анализировать как внутренний финансовый контроль внутри учреждения, так и проведение проверок со стороны вышестоящего органа управления.

Исследуем особенности и взаимосвязи видов контроля основных средств в системе финансового контроля бюджетных учреждений на

142 Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. - 2е изд., доп. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2014. - 384 с.

143 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ

основании нормативно-правовой базы и научных трудов ведущих деятелей в области изучения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита таких как Мельник М. К., Бровкина Н. Д., Степашин С. В., Райзберг Б. А.

Первоначальным и, на наш взгляд, одним из самых важных видов контроля является самоконтроль внутри бюджетного учреждения.

Самоконтроль подразумевает разработку, закрепление и функционирование системы внутреннего контроля внутри учреждения. Объектами самоконтроля в части учета основных средств согласно нормативно-правовой базы являются:

- Составление, утверждение и предоставление бюджетных смет в части расходования бюджетных средств на закупку, ремонт, обновление и прочие операции с основными средствами;

- Результаты осуществления внутренних бюджетных процедур;

- Формирование записей в регистрах бюджетного учета основных средств;

- Формирование строк бюджетной отчетности, относящихся к бухгалтерскому учету основных средств.

Основные положения системы внутреннего финансового контроля должны быть закреплены в Учетной политике учреждения, в которой указывается, что проведение внутреннего финансового контроля осуществляется на основании Положения о внутреннем финансовом контроле. Данный документ должен регламентировать основные направления, методы, способы и круг должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, и служить как документ распорядительного, организационного характера, распространяемый среди сотрудников учреждения под роспись.

Самоконтроль должен охватывать всех должностных лиц в той или иной степени, соответственно, должна быть четко разработанная система исполнения, контроля и повторного контроля с целью снижения риска ошибок и недопущения ненадлежащей деятельности. Это способствует тому, что ни один работник не наделён излишними полномочиями, чтобы иметь возможность совершать и скрывать нарушения и злоупотребления.

Согласно принципу разделения обязанностей, четыре функции выполняются разными работниками:

- Авторизация операции по учету основных средств.

- Учёт транзакции, подготовка первичных документов и ведение журналов операций.

- Физическое хранение основных средств.

- Периодические сверки наличия и сохранности основных средств с учётными данными (систематическое проведение инвентаризации нефинансовых активов).

Данное разделение обязанностей является одним из методов минимизации рисков нарушения бюджетного законодательства и рисков

невыполнения либо неполного достижения результатов внутренних бюджетных процедур.

Таким образом, результатом эффективного функционирования системы внутреннего контроля внутри учреждения будет являться достоверная и оперативная информация относительно бухгалтерского учета основных средств бюджетных учреждений, информация о результативности и экономности эксплуатации имущества государства.

Дальнейшим видом внутреннего финансового контроля является контроль по подчиненности.

Субъектами проведения контроля по подчиненности являются руководители главных администраторов (администраторов) и получатели бюджетных средств144. В данном случае, внутренний финансовый контроль более ориентирован на текущий и последующий контроль, выявление нарушений, недостач, хищений в части учета основных средств, а также разработка требований и рекомендаций относительно ведения бюджетного учета, организации трудового процесса, совершенствования системы внутреннего финансового контроля объекта контроля по подчиненности.

На данном уровне контроля выявляются следующие нарушения и недостатки учета основных средств:

1. Наличие недостач государственного имущества с последующим выяснением причин и установлением виновных лиц;

2. Наличие излишков имущества, не оприходованных в бюджетном учете объекта контроля;

3. Объекты основных средств, стоящие на балансе субъекта контроля, не имеют фактических инвентарных номеров, подтверждающих их принадлежность к объекту контроля;

4. Не заключены договоры о полной материальной ответственности должностных лиц, осуществляющих контроль за имуществом государства;

5. Обнаружены первичные документы по учету основных средств, аналогов которых нет в бухгалтерии субъекта контроля;

6. При оформлении Актов приема-передачи объектов нефинансовых активов, Актов списания и прочих первичных документов по учету основных средств обнаружены ошибки заполнения, арифметические ошибки расчета стоимости.

Выявление данных нарушений, хищений и недостач позволяет разработать требования и рекомендации относительно их устранения, а также совершенствования системы бюджетного учета и внутреннего финансового контроля учреждения - объекта проверки.

Следующим этапом исследования внутреннего финансового контроля основных средств является исследование ведомственного контроля. В

144 Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.01.2015 г.

№ 02-11-05/932 «Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля»

отличие от предыдущих видов финансового контроля, ведомственный контроль более ориентируется на нормы международных стандартов аудита.

Субъектами ведомственного финансового контроля являются главные распорядители (распорядители), главные администраторы (администраторы) средств бюджета, объектами - подведомственные им бюджетные учреждения145. В данном случае, контроль выполняется не только над получателями бюджетных средств, но и над распорядителями бюджетных средств со стороны главных распорядителей. Таким образом достигается многоуровневая структура контроля для получения достоверных сведений об экономности и результативности использования бюджетных средств и эксплуатации имущества государства с помощью контроля на всех уровнях управления.

Ведомственный контроль основных средств направлен на:

1. Выявления надежности системы внутреннего финансового контроля подведомственного бюджетного учреждения;

2. Подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования имущества государства;

3. Установление достоверности и законности внутренних бюджетных процедур относительно движения, использования, хранения основных средств.

В данном случае, нормативно-правовая база устанавливает обязательное применение Карт внутреннего финансового контроля, которые фактически являются программой контроля, уточненной исходя из нужд проверки бюджетного учреждения. Карты внутреннего контроля рассматривают каждую операций со стороны перечня операций, формирующих внутренние бюджетные процедуры с основными средствами, которые охватывают комплекс построения бюджетных смет, составления и предоставления бюджетной отчетности, оформление текущих кассовых расходов в части операций с основными средствами.

Вышеизложенные особенности проведения ведомственного финансового контроля позволяют не только выявлять и устранять нарушения бюджетного законодательства в части учета, эксплуатации и хранения основных средств, но и анализировать надежность сформированной системы внутреннего контроля получателей и распорядителей бюджетных средств.

Таким образом, ведомственный финансовый контроль основных средств является последним звеном общегосударственной системы

145 Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (ред. от 23.04.2016) «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»

внутреннего финансового контроля, который завершает контроль участников бюджетного процесса в системе внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый аудит является завершающим видом контроля в рамках общегосударственного бюджетного контроля. Субъектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения, уполномоченные должностные лица главного администратора бюджетных средств, либо сотрудники администратора бюджетных средств, наделенные полномочиями осуществления внутреннего финансового аудита.

Согласно нормативно-правовой базе государственный внутренний финансовый аудит наиболее приближен к международным стандартам аудита, что обеспечивает независимую объективную оценку надежности функционирования систем внутреннего финансового контроля на всех уровнях управления.

Объектами внутреннего финансового аудита являются «структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные им администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств». То есть, совокупность финансово-хозяйственных операций подвергается независимой аудиторской проверке со стороны субъектов внутреннего финансового аудита для выявления качества проверки этих же операций по результатам проведения внутреннего финансового контроля.

Таким образом, можно сделать вывод что с помощью систематического финансового контроля, внутреннего финансового аудита и применения вышеизложенных механизмов достигается надежность системы внутреннего финансового контроля бюджетных учреждений всех уровней управления, достоверность бюджетной отчетности в части учета основных средств, результативность и экономность использования имущества государства.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ;

2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (ред. от 23.04.2016) «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»;

3. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.01.2015 г. № 02-11-05/932 «Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля»;

4. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник / М.: Издательство - торговая корпорация «Дашкова и К», 2013. -

372с.;

5. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - АСТ, Астрель, Харвест, 2014. - 215с.;

6. Гарнова, В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко. -М.: НИСЦ ИНФРА-М, 2013. - 157 с. ;

7. Коренкова С.И. Скосырских И.Н. Оценка аналитических показателей бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и коммерческих организаций / С.И. Коренкова, И.Н. Скосырских // Инновационное развитие экономики. - Йошкар-Ола 2017. - С. 187-192.;

8. Коренкова С.И. Пастушенко Е.А.. Контроль за эффективным использованием средств бюджета как одно из основных полномочий контрольно-счетного органа. - БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АНАЛИЗ И АУДИТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 25 мая 2017 г. - Кизляр, 2017;

9. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. - 2е изд., доп. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2014. - 384 с.

УДК 336.132.11

Кравцова Я. В. студент магистратуры 2 курс специальность «Экономическая безопасность» Научный руководитель: Коренкова С. И., к. э.н.

доцент

ФГАОУВО «Тюменский государственный университет»

Россия, г. Тюмень УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ТАЗОВСКОГО

РАЙОНА

Аннотация: В настоящей статье рассмотрена система внешнего и внутреннего финансового контроля, раскрываются полномочия органов, осуществляющих контрольные функции на территории Тазовского района.

Ключевые слова: орган внешнего муниципального финансового контроля, орган внутреннего муниципального финансового контроля.

Kravtsova Y. V. graduate student 2 course specialty "EconomicSecurity" Scientific adviser: Korenkova S. I. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FGAOUVO "Tyumen State University"

Russia, Tyumen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.