Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КОМПАНИЙ СЕКТОРА FMCG'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КОМПАНИЙ СЕКТОРА FMCG Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА / ЗВЕНЬЯ ЦЕПИ ПОСТАВОК / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / GLOBAL LOGISTICS / FMCG / SUPPLY CHAIN LINKS / DISTRIBUTION LOGISTICS / INTEGRATED LOGISTICS / RETAIL / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлова Д.А.

В данной статье рассмотрены современные научные достижения в изучении международных цепей поставок, а также деятельность в рамках логистики, характерная для компаний сектора товаров повседневного спроса. В статье приведён анализ понятийного аппарата, структуры цепочек, взаимодействия контрагентов и проектирование цепей поставок, в том числе в сфере товаров повседневного спроса, а также затронуты вопросы, связанные с современными инструментами повышения эффективности. Данное исследование позволяет сформировать представление о смысловом содержании понятия глобальных цепей поставок, а также об особенностях их функционирования и актуальных тенденциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF GLOBAL SUPPLY CHAIN MANAGEMENT OF FMCG COMPANIES

This article examines modern scientific advances in the study of international supply chains, as well as logistics activities, typical for companies in the FMCG sector. The article provides an analysis of the conceptual apparatus, structure of supply chains, interaction of counterparties and the design of supply chains, including in the field of FMCG, and also touches upon issues related to modern tools to improve efficiency. This study allows you to form an idea of the semantic content of the concept of global supply chains, as well as the peculiarities of their functioning and current trends.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КОМПАНИЙ СЕКТОРА FMCG»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КОМПАНИЙ СЕКТОРА ЕМСО

Д.А. Измайлова, магистр

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-2-1-83-87

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные научные достижения в изучении международных цепей поставок, а также деятельность в рамках логистики, характерная для компаний сектора товаров повседневного спроса. В статье приведён анализ понятийного аппарата, структуры цепочек, взаимодействия контрагентов и проектирование цепей поставок, в том числе в сфере товаров повседневного спроса, а также затронуты вопросы, связанные с современными инструментами повышения эффективности. Данное исследование позволяет сформировать представление о смысловом содержании понятия глобальных цепей поставок, а также об особенностях их функционирования и актуальных тенденциях.

Ключевые слова: глобальная логистика, товары повседневного спроса, звенья цепи поставок, распределительная логистика, интегрированная логистика, розничная торговля, цифровизация.

В мире, где активно происходят процессы глобализации, восприятие международной логистики переходит от простой совокупности специфических международных логистических функций к логистике глобальных цепей поставок, направленной на интегрированное управление. Появление глобальных производственно-сбытовых цепей во многом обязано ТНК, осуществляющим деятельность сразу в нескольких государствах, где каждая компания в рамках цепи специализируется на конкретных задачах.

Исследователи отмечают, что глобальные производственно-сбытовые цепи в российской науке также часто называют глобальными цепочками создания стоимости (ГЦСС) [8, с. 25]. Цепи поставок выступают в качестве логистических межсистемных образований, которые можно охарактеризовать как «организационно-экономические формы установления и реализации хозяйственных связей внутри определенных макрологистических систем» [1, с. 43].

Особое внимание международным цепям поставок уделяют в межгосударственных организациях, например, участники ЕАЭС создают условия для устойчивости и развития связей между звеньями цепей

поставок на территориях стран, входящих в Союз. Методами управления механизмом регулирования логистической интеграции в ЕАЭС могут стать: интегрирование звеньев цепи на единой цифровой платформе; государственные и частные инвестиции, упрощение таможенных формальностей.

Логистические стратегии могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев: природа спроса на продукт, например, для стабильного спроса используются стратегия «физической эффективности» - оптимизация логистических затрат и стратегия «рыночной ориентированности» - ставка на гибкость цепи поставок; требования рынка к показателям логистического сервиса, на основе которых выделяют, например, стратегию сегментации уровней логистического сервиса; стратегический ответ на потребности клиентов, согласно которому выделяют, например, стратегию динамичной цепи поставок. Кроме того, возможны классификации, которые, включают в себя: логистическую стратегию повышения производительности логистической инфраструктуры; стратегию оптимизации времени осуществления логистических операций; стратегию рационального выбора

стратегии складирования запасов; стратегию перехода на аутсорсинг [5, с. 614-616].

Зарубежные ученые рассматривают феномен «конкурентного сотрудничества» в цепи поставок на основе 5 теорий:

1. Ресурсная теория и теория экономики транзакционных издержек - факторы, двигающие поведением компаний.

2. Теория межфирменных сетей - преимущества от сотрудничества.

3. Теория игр - при взаимодействии фирм можно создать, разделить, либо ликвидировать ценность.

4. Теория парадоксов - объединение двух противоположностей - сотрудничества и конкуренции [12, с. 24-28].

Российские авторы при рассмотрении межорганизационных отношений и координации выделяют организационный подход, в рамках которого есть три направления исследований: ресурсный, эволюционный и отношенческий. Ресурсный подразумевает партнёрство для рационального использования ресурсов. Отношенче-ский основывается на построения стратегического партнерства для совместного извлечения сверхприбыли. Ещё одним научным подходом является контрактный, согласно которому соблюдение условий заключенных между агентами контрактов в контексте логистической деятельности -инструмент межорганизационной координации. Далее, интегрированный подход рассматривает сквозное управление потоками [6, с. 30-32].

В научной литературе также рассматривается характер отношений в системах поставок, их можно классифицировать на основе 2 признаков: доля ресурсов в объёме закупок и уровень риска дефицита ресурсов. Так, при высоком уровне риска дефицита и высокой доле ресурсов - долгосрочное партнерство; оба показателя низкие - экономически целесообразные отношения; высокий уровень риска дефицита и низкая доля ресурсов - выборочная кооперация, при низком уровне риска дефицита и высокой доле ресурсов - частичная конкуренция [11, с. 4].

Исследователи предлагают классификацию торговых посредников на основе следующих признаков: от чьего имени ра-

ботает; за чей счет осуществляет операции; тип партии ресурсов; наличие логистических операций. Отметим некоторые выводы: торговые посредники, работающие от своего имени и за свой счет (дилер, джоббер и стокист), вправе проектировать и формировать свои собственные цепи поставок, но предприятие-поставщик может лишиться контроля ключевых потребностей рынка; торговые посредники, работающие от чужого имени и за чужой счет (брокер, коммивояжер), имея контакт с конечным потребителем, получают достоверную информацию о потребностях рынка [7, с. 97, 100].

Сфера сбыта и распределения в рамках цепочки поставки для международных компаний сферы товаров повседневного спроса является приоритетной. Отметим, что для России в последние годы характерно отсутствие роста реальных доходов, отсутствие снижения цен на товары, что оказывает влияние на развитие ритей-ла [4]. Для российского рынка товаров повседневного спроса характерны растущий спрос на услуги аутсорсинга, рост игроков на логистическом рынке и их услуг, увеличение количества современной складской инфраструктуры, применение новых информационных решений. В течение «нулевых» годов был заметен активный рост на рынке ритейла, но российский розничный рынок остается фрагментиро-ванным, он существенно различается по регионам. Плохое состояние транспортной инфраструктуры, нехватка складских помещений (классы А и В) - препятствия на пути проектирования цепочки поставок розничных сетей в России.

С точки зрения мировой практики, для повышения конкурентоспособности,

улучшения прозрачности бизнес-процессов рознице необходимо развивать онлайн-торговлю, омниканальный подход, проводить цифровизацию. Ключевыми процессами для повышения эффективности работы в рамках цепи поставок розничной сети являются: прослеживаемость (трекинг и трейсинг), видимость и прозрачность. Для современного этапа развития систем контроля и мониторинга цепей поставок характерно продвижение интег-

рированной концепции «Supply Chain Control Tower - SCCT» [9, с. 1464, 14701474]. Сегодня активно происходит циф-ровизация логистики, различные технологические решения ведут к смещению пространственных различий цифровых и территориальных границ. Цифровизация способствовала формированию новых логистических решений в глобальном контексте: комплексное управление потоковыми процессами; предиктивная аналитика; создание единых логистических баз данных государств; развитие логистических систем для управления товарными потоками.

Развитие глобальных цепей поставок актуализирует необходимость и востребованность цифровых платформ, позволяющих осуществлять взаимодействие многочисленных пользователей: потребителей и поставщиков разнообразных товаров, услуг, информации. Многие функции, реализуемые в рамках управления цепями поставок, могут осуществлять более эффективно при использовании цифровой среды. Такими функциями являются, например, управление взаимоотношениями с потребителями; управление обслуживанием потребителей; управление спросом; управление выполнением заказов. Таким образом, цифровая платформа позволит уменьшить трансакционные издержки [3, с. 8-9].

С повышением требований прозрачности к цепям поставок всё более востребованным решением становится технология блокчейн. Помимо того, производители товаров повседневного спроса сталкиваются с необходимостью обеспечения устойчивости цепочек поставок, защиты окружающей среды, для решения этих задач может подойти технология блокчейн, которая она позволит отслеживать потоки товаров и сырья. В научных работах описываются четыре категории барьеров для внедрения технологии блокчейн; межорганизационные (конфиденциальность), внутриорганизационные (поддержка со стороны руководства), технические (IT-инструменты компании) и внешние барьеры (государственная поддержка) [13, с. 2124-2126].

Одним из важных вопросов при рассмотрении взаимодействия в рамках цепей поставок является соотношение работы подразделения логистики со смежными отделами. Например, в качестве одной из главных проблем выделяется обособленность подразделений логистики и маркетинга, для которых требуется сотрудничество на протяжении всего жизненного цикла продукта, включая этапы прогнозирования спроса, создания системы распределения [7, с. 66-67]. Помимо того, отмечается важность активного включения логистических подразделений в процесс обслуживания клиентов, наравне с отделом продаж, маркетинга, что позволит улучшить выполнение заказов клиентов. В многоуровневых каналах распределения, характерных для ТНК, подразделение логистики занимается также координацией работы торговых посредников как на участке «предприятие-посредник», так и на участке «посредник-потребитель» [2, с. 16].

Таким образом, современные тенденции глобализации провоцируют ряд изменений в движении международных материальных и связанных с ними потоков. Так, сокращаются торговые барьеры во всем мире, формируются региональные экономические зоны; растут ожидания потребителей касательно разнообразия и доступности товаров; увеличивается количество международных требований по обеспечению безопасности поставляемой продукции; охране окружающей среды и утилизации отходов. Процессы для компаний, работающих на международном уровне усложняются, поэтому требуют совершенствования, в том числе, путём цифровиза-ции. На сегодняшний день сформировалось значительная теоретическая база, направленная на изучение организационно-экономических отношений контрагентов по цепям поставок. Единым для исследователей является понимание необходимости интеграции и повышения координации для формирования эффективных логистических систем.

Библиографический список

1. Гвилия Н.А. Управление интегрированными межкорпоративными логистическими системами в условиях цифровой экономики / Н.А. Гвилия, А.В. Парфёнов, Т.Г. Шульженко // Управленец. - 2019. - №1. - С. 43.

2. Гвилия Н.А. Организация логистического обслуживания в корпоративных каналах распределения / Н.А. Гвилия, К.О. Михайлова // Инновационная деятельность. - 2016. -№4 (39). - С. 16.

3. Григорьев М.Н. Цифровые платформы как ресурс повышения конкурентоспособности цепей поставок / М.Н. Григорьев, И.А. Максимцев, С.А. Уваров // Известия СПбГЭУ.

- 2018. - №2 (110). - С. 8-9.

4. Гусева Д.Н. Инновации на рынке быстрооборачиваемых товаров (FMCG) / Д.Н. Гусева, Е.А. Боркова // Вектор Экономики. - 2020. - №4.

5. Дыбская В.В. Инновационные логистические стратегии и их влияние на разработку сети распределения / В.В. Дыбская, П.А. Сверчков // Креативная экономика. - 2017. - №5.

- С. 614-616, 619-620.

6. Дыбская В.В. Межорганизационная логистическая координация в сети распределения предприятий пищевой промышленности / В.В. Дыбская, М.И. Постернакова // Логистика и управление цепями поставок. - 2017. - №2 (79). - С. 30-32.

7. Игрокова К.А. Проблемы межфункциональной координации отделов маркетинга и логистики в компаниях-производителях товаров повседневного спроса // Вестник ГУУ. -2016. - №4. - С. 66-67.

8. Самородова Е.М. Международная кооперация и специализация на современном этапе развития мировой экономики: глобальные производственно-сбытовые цепи и ТНК // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2020. -№ 11. - С. 25.

9. Сергеев В.И. Развитие методологии контроля и мониторинга цепей поставок предприятий сетевой розницы / В.И. Сергеев, И.В. Сергеев // Экономические отношения. -2019. - №2. - С. 1464, 1470-1474.

10. Тяпухин А.П. Теоретические предпосылки формирования и идентификации отношений в системах поставок ресурсов // Научное обозрение. - 2015. - №1. - С. 4.

11. Тяпухин А.П., Тяпухина О.А., Классификация торговых посредников и варианты их использования в цепях поставок / А.П. Тяпухин, О.А. Тяпухина// Управленческое консультирование. - 2015. - №4 (76). - С. 97-100.

12. Charleton T.R. Theoretical perspectives of coopetition / T.R. Charleton, D.R Gnyawali, R.J. Galavan // The Routledge Companion to Coopetition Strategies. - 2018. - P. 24-28.

13. Saberi S. Blockchain technology and its relationships to sustainable supply chain management / S. Saberi, M. Kouhizadeh, J. Sarkis, L. Shen // International Journal of Production Research. - 2019. - №7. - P. 2124-2126.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF GLOBAL SUPPLY CHAIN MANAGEMENT OF

FMCG COMPANIES

D.A. Izmailova, Master

Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. This article examines modern scientific advances in the study of international supply chains, as well as logistics activities, typical for companies in the FMCG sector. The article provides an analysis of the conceptual apparatus, structure of supply chains, interaction of counterparties and the design of supply chains, including in the field of FMCG, and also touches upon issues related to modern tools to improve efficiency. This study allows you to form an idea of the semantic content of the concept of global supply chains, as well as the peculiarities of their functioning and current trends.

Keywords: global logistics, FMCG, supply chain links, distribution logistics, integrated logistics, retail, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.