Научная статья на тему 'Организационно-экономические особенности проектирования международных цепей поставок в электронной оптовой торговле'

Организационно-экономические особенности проектирования международных цепей поставок в электронной оптовой торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / ЛОГИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / BLOCKCHAIN / LOGISTICS / INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS / DESIGN / LOGISTICS RISKS / DIGITALIZATION / E-WHOLESALE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ню Цзяхуэй

В статье характеризуется влияние развития электронной оптовой торговли на цепи поставок. Характеризуются изменения в логистических взаимодействиях их участников в случае смены формата оптовой торговли с классического на электронный. Раскрываются особенности проектирования таких структур в международной торговле. Определяются логистические риски в международных цепях поставок в электронной оптовой торговле. Приводятся рекомендации по управлениями такими рисками с использованием технологии блокчейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FEATURES DESIGNING INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS IN ELECTRONIC WHOLESALE TRADE

The article describes the impact of the development of electronic wholesale trade on the supply chain. The article describes changes in the logistics interaction of their participants in the case of changing the format of wholesale trade from classic to electronic. The article reveals the features of designing such structures in international trade. Logistics risks in international supply chains in e-wholesale trade are determined. Recommendations for managing such risks using blockchain technology are provided

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические особенности проектирования международных цепей поставок в электронной оптовой торговле»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация. В статье характеризуется влияние развития электронной оптовой торговли на цепи поставок. Характеризуются изменения в логистических взаимодействиях их участников в случае смены формата оптовой торговли с классического на электронный. Раскрываются особенности проектирования таких структур в международной торговле. Определяются логистические риски в международных цепях поставок в электронной оптовой торговле. Приводятся рекомендации по управлениями такими рисками с использованием технологии блокчейна.

Ключевые слова. Блокчейн, логистика, международные цепи поставок, проектирование, логистические риски, цифровизация, электронная оптовая торговля.

Niu Jiahui

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FEATURES DESIGNING INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS IN ELECTRONIC WHOLESALE TRADE

Abstract. The article describes the impact of the development of electronic wholesale trade on the supply chain. The article describes changes in the logistics interaction of their participants in the case of changing the format of wholesale trade from classic to electronic. The article reveals the features of designing such structures in international trade. Logistics risks in international supply chains in e-wholesale trade are determined. Recommendations for managing such risks using blockchain technology are provided.

Keywords. Blockchain, logistics, international supply chains, design, logistics risks, digitalization, e-wholesale.

Введение

Электронная оптовая торговля нуждается в логистической помощи, способной вывести ее на новый уровень развития. Востребованность этого шага предопределяется необходимостью адаптации организации операционной логистической деятельности к специфике электронных трансакций. Рыночные взаимодействия этого типа характеризуются более высокой динамикой. От логистического отклика на решения в е-коммерции в сфере В2В ожидается более высокая скорость, чем в классическом виде оптовой торговли. Решение этой проблемы предполагает выработку нового подхода к проектированию цепей поставок, учитывающего современные электронные экономические реалии.

Особенно остро эта проблема стоит в международной торговле, логистическая деятельность в которой отличается особой сложностью. Это объясняется высокой неопределенностью наступления событий в международных цепях поставок; существованием широкого круга ограничений, препятствующих их контролю; масштабностью инвестиций в формирование активов, необходимых для логисти-

ГРНТИ 06.75.55 © Ню Цзяхуэй, 2020

Ню Цзяхуэй - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 192007, Санкт-Петербург, ул. Прилукская, 3 (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: +7 981 848 92 24. Е-mail: niujiahui@mail.ru. Статья поступила в редакцию 08.04.2020.

ческой поддержки процессов в международных цепях поставок; высокими логистическими рисками; страновыми различиями в культуре логистического менеджмента; разнообразием форм товаросопроводительной документации; длительностью циклов исполнения заказов на поставки и трудностью их согласования в пределах цепи поставок и др. Все это требует усиления внимания к организационно-экономическим особенностям проектирования международных цепей поставок в электронной оптовой торговле.

Механизм влияния электронной оптовой торговли на цепи поставок

Влияние электронной оптовой торговли на цепи поставок следует считать многосторонним:

• в новом свете предстает задача замены запасов материальных ресурсов на информацию о возможностях пополнения. Это обусловливается тем, что е-коммерция по сравнению с классическим вариантом закупок гарантирует доступ к более широкому, по сути, неограниченному, кругу поставщиков [1, с. 541];

• е-коммерция в сфере В2В способствует всеобщей трансформации бумажного оборота в цепях поставок в безбумажный, безопасность и прозрачность которого, в т.ч., обеспечивается за счет технологии блокчейна [2, с. 32; 3, с. 58]. Это означает, что возможности отслеживания перемещения товарных партий в цепях поставок возрастают;

• е-коммерция в сфере В2В позволяет ускорить проведение финансовых расчетов за выполненные поставки и, тем самым, повысить скорость товародвижения в логистических цепях. Чтобы эффективно использовать эту возможность, необходимо перепроектировать функциональные циклы исполнения заказов на поставку и обосновать новые подходы к их гармонизации в рамках всей цепи;

• более высокая видимость событий, происходящих в цепях поставок в случае е-коммерции в сфере В2В, создает объективные предпосылки для рационализации решений по отсрочкам выполнения логистических операций. Их реализация, в свою очередь, позволяет избежать непроизводительного перемещения материальных ресурсов [4, с. 541; 5];

• е-коммерция в сфере В2В открывает новые перспективы интеграции в цепях поставок. Условия для этого создает возможность соединения логистических информационных систем (ЛИС) и их участников в единую сеть;

• е-коммерция в сфере В2В способствует усилению внимания к стыковке внешних участков логистической ответственности на каждом предприятии-участнике цепи поставок, которая для многих из них является актуальной проблемой;

• е-коммерция в сфере В2В актуализирует необходимость готовности к быстрой перестройке конфигурации цепей поставок, потребность в которой может определяться быстротечными изменениями конъюнктуры на товарных рынках; корректировкой фокусной компанией плана продаж (размещения заказов на поставки) или клиентами своих запросов;

• е-коммерция в сфере В2В стимулирует тотальную цифровизацию цепей поставок [6, с. 13; 7]. Эта тенденция, согласно [5], усилит остроту вопроса о разделении полномочий по управлению цепями поставок между логистическими менеджерами и ЛИС;

• она делает необходимым переход к многоканальным поставкам [8, с. 13]. Нужно заметить, что этот шаг, в свою очередь, актуализирует управление запасами материальных ресурсов, которые распределены не только в их звеньях, но и в различных каналах поставок [9-11].

Смена формата оптовой торговли с классического на электронный, как показывают наши исследования, сопровождается изменениями в логистических взаимодействиях участников цепей поставок. Однако перед тем, как их охарактеризовать, целесообразно учесть ряд положений.

Во-первых, е-коммерция в сфере В2В не может претендовать на полное замещение ее классического вида. Темпы ее развития достаточно высоки (по сравнению с торговлей в сфере В2С). Однако максимальная удельная ее доля в общем объеме оптовой торговли в США, которые лидируют в области развития оптовой е-коммерции, практически не превысила 15%. Этот результат был достигнут в секторе продаж товаров производственно-технического назначения (машин и оборудования), что свидетельствует о локальной направленности оптовой е-коммерции. Если предположить, что поставки этих товаров осуществлялись в рамках длительных хозяйственных связей, то реальный функционал электронной оптовой торговли будет еще ниже.

Во-вторых, нельзя согласиться с тем, что е-коммерция (независимо от того, является она оптовой или розничной) гарантирует быстрый и качественный поиск потенциальных поставщиков, как это утверждается в [12, с. 45]. Существует ряд аргументов в пользу нашего вывода: (1) не все поставщики предоставляют полные данные о преимуществах и недостатках выпускаемой ими продукции; (2) существует общая практика, согласно которой поставщики не всегда включают в электронный каталог продукции, предлагаемой к реализации, высоколиквидные товары; (3) внедрение информационных технологий в сфере продаж и закупок происходит недостаточными темпами (например, по данным официальной статистики, в РФ в 2018 году менее 50% предприятий использовали сеть Интернет для предоставления сведений о готовой продукции, предлагаемой к продаже); (4) в последнее время отчетливо проявляется тенденция, которая характеризуется тем, что потенциальные поставщики в ответ на запрос коммерческого предложения нередко присылают оферты, содержащие условия, не отличающиеся от тех, которые были указаны в запросе (такая практика существенно затрудняет их акцепт); (5) не весь перечень товаров подлежит закупкам и продажам путем электронной оптовой торговли (по причине необходимости проведения преддоговорных коммерческих переговоров); (6) результаты поиска потенциальных поставщиков в сети интернет нуждаются в специальной верификации [11]. Однако, справедливости ради, целесообразно отметить, что в будущем в результате создания единого цифрового пространства в ЕАЭС, а также повсеместного внедрения технологии блокчейна в логистике поиск потенциальных поставщиков упростится [13].

Дополнительно нужно констатировать еще одно обстоятельство. Старт эволюции электронной оптовой торговли дало внедрение электронного обмена данных (EDI) [14, с. 296]. В РФ, согласно официальной статистике, в 2018 году эту технологию использовало почти 70% предприятий. Однако этот факт не дает основания предполагать, что в РФ сложились все необходимые условия для выхода оптовой е-коммерции на новый уровень развития. В частности, об этом свидетельствуют низкие масштабы задействования предприятиями в этом году специальных программных средств в закупках и продажах (соответственно, около 40% и 25% от общего числа организаций). Представляется, что эти показатели уменьшатся, если исключить из этого перечня предприятий те, которые осуществляют закупку товаров в электронной форме (в т.ч. осуществляют их продажу) для государственных и муниципальных нужд. Росстат не выделяет отдельной строкой данные об использовании российскими предприятиями таких специальных программных средств как SCM. Объектом статистического наблюдения выступает их группа - CRM, ERP, SCM. Востребованность их на практике возрастает. Однако существуют все основания полагать, что это происходит благодаря увеличению спроса на программы CRM.

В-третьих, е-коммерция в сфере В2В полностью не устраняет трансакционные ограничения. Часть из них просто трансформируются в новые виды. Например, отслеживание перемещения грузов с помощью сканирования сигналов радиочастотных RFID меток порождает необходимость введения контроля за работой соответствующих технических средств.

В-четвертых, е-коммерция в сфере В2В порождает логистические риски, в основе которых, в частности, лежат сбои (ошибки) в функционировании специальных программных средств и ЛИС. Отдельно в этом контексте следует отметить вероятность несанкционированного внешнего проникновения в эти системы, уязвимость которых к таким воздействиям остается высокой.

В-пятых, несмотря на все преимущества е-коммерции в сфере В2В, многие участники цепей поставок не готовы полностью делиться информацией с партнерами, в частности, о наличии запасов, планах (фактах) их пополнения и отгрузки товаров. Специфика проектирования цепей поставок в новых условиях

Направленность изменений в логистических взаимодействиях участников цепей поставок, которые обусловливает электронная оптовая торговля, характеризуется следующими положениями. Предпочтения в отношении способов размещения заказов на поставки, прежде всего, неосновных материальных ресурсов, будут смещаться в пользу обратных аукционов, конкурсов и т.п. в электронной форме. Существуют различные модели проведения таких аукционов (английская, голландская, американская) [1, с. 448, 449]. Поиск информации о потенциальных поставщиках преимущественно будет осуществляться на основе источников, предлагающих агрегированные данные, в т.ч. с помощью «концентраторов» каталогов [7, с. 172; 14, с. 308; 15, с. 4].

К размещению заказов более широко будут привлекаться посредники (операторы электронных площадок), функции которых могут различаться: обеспечение взаимодействия покупателя и поставщика; предоставление возможности приобрести товары в одном месте; сведение покупателя и поставщика с возможностью изменения цены на товар в режиме реального времени [14, с. 309]. Новый импульс в проектировании товаров получит идея их интегрированной логистической поддержки, в т.ч. благодаря усилению сотрудничества в цепях поставок. Актуализируется интеграция ЛИС и их участников в целях улучшения: клиенториентированности; планирования поставок; обработки и выполнения заказов на поставки; послепродажного сервиса, в частности, управления возвратами дефектных товаров.

Особое значение в рамках их достижения приобретет внедрение интерфейсов, позволяющих снять технические барьеры на пути осуществления межфирменных коммуникаций между участниками цепей поставок. Управление логистическими взаимодействиями в этих структурах станет более формализованным. Следует предположить, что в будущем природа конкуренция между цепями поставок будет замещена экономической состязательностью между цифровыми (торговыми) платформами [7, с. 172].

В проектировании международных цепей поставок в электронной оптовой торговле необходимо учитывать все положения, которые были приведены выше. Однако есть ряд аспектов, на которые целесообразно обратить особое внимание:

• следует учитывать страновые различия в культуре общения, в т.ч. посредством электронных коммуникаций;

• необходимо детально представлять требования к таможенному оформлению в различных государствах, в т.ч. к таможенному декларированию товаров в электронной форме. Кроме того, следует учитывать, что в ЕАЭС завершена разработка концепции создания цифрового транспортно-логистического сервиса (цифрового транспортного коридора);

• нужно отдавать отчет в том, что возврат дефектных товаров влечет за собой высокие логистические издержки;

• особое значение в таком проектировании приобретает обоснование конкурентоспособного уровня логистического сервиса;

• конфигурацию сети логистических мощностей целесообразно определять в результате решения дилеммы «распределительный склад размещается перед государственной границей страны, в которую осуществляется поставка, или на ее территории»;

• в проектировании международных цепей поставок в рассматриваемом виде торговли отдельный акцент нужно делать на разработке контрактной стратегии [16]. В этом контексте интерес представляет контрактная модель цепи поставок, призванная оценить влияние вида договора с его участниками (он является производной от организации производственной кооперации и решения о привлечении торговых посредников) на обеспечение ценности выпускаемой продукции [17, 18];

• проектирование мультиканальных продаж в электронной оптовой международной торговле необходимо осуществлять с учетом свободы выбора потребителями логистического канала обслуживания;

• особое значение в проектировании рассматриваемых цепей поставок приобретает обоснование структуры управления. Этот вопрос затрагивается, например, в [19]. Однако особенности логистического менеджмента в таких цепях в [19] не конкретизируются.

Логистические риски в международных цепях поставок в электронной оптовой торговле возникают вследствие их протяженности, высокой степени неопределенности сроков операций по перемещению товаров, трудностью их синхронизации и учета институциональных факторов и др. [4, с. 163]. Управление ими должно осуществляться, прежде всего, на принципах риск-менеджмента, сформулированных в международных стандартах качества ISO, и отслеживания вероятности наступления в цепях поставок рисковых событий. В последней связи не ясно - по какой причине в [20, с. 62] предлагается ограничиться мониторингом отрицательных последствий наступления таких событий?

Следует согласиться с [21, с. 199] в том, что особое внимание в управлении цепями поставок надо уделять наиболее уязвимым их участкам, поскольку именно они являются основными источниками логистических рисков. Кроме того, надо учитывать риски возникновения чрезвычайных ситуаций

и разрабатывать на этот случай аварийные логистические процедуры. В этом контексте применима технология блокчейна, которая позволяет своевременно заблокировать неоправданные логистические действия участников цепей поставок. Акцент в ее разработке требуется делать, в т.ч., на формировании перечня формализированных представлений о вариантах доверия [2, с. 50].

Заключение

Электронная оптовая торговля не составляет прямую конкуренцию своему классическому виду, хотя ее функционал обладает значительным потенциалом. Скорость его раскрытия определяется прогрессом в области создания и совершенствования В2В коммуникаций в сети Интернет; организационно-экономических механизмов электронных форм коммерческих взаимодействий между предпринимательскими структурами; законодательства, регламентирующего дистанционные формы оптовой торговли; технологических (цифровых) платформ электронной коммерции.

Очевидные достижения в этом направлении привели к тому, что электронная оптовая торговля приобрела статус перспективного направления развития бизнеса, в т.ч. за рубежом. В этой ситуации в проектировании международных цепей поставок становится необходимым учитывать новые задачи:

• установление влияния е-коммерции в сфере В2В на функциональные зоны управления этими структурами (в т.ч. географических пределов ее воздействия);

• создание новых стандартов логистических взаимодействий как на внутри-, так и на межфирменном уровне;

• обоснование приоритетов визуализации и управления событиями в цепях поставок с помощью специальных программных средств (в целях сокращения трансакционных издержек, управления логистическими рисками и улучшения отношений между участниками цепей поставок);

• оценка эффективности новых решений по трансформации классических функциональных областей логистики и управления цепями поставок в электронные формы;

• поиск способов синхронизации процессов в электронной операционной логистической деятельности;

• обеспечение безопасности «электронных» цепей поставок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление цепями поставок: справочник издательства Gower / под ред. Дж. Гатторны. М.: ИНФРА-М, 2008. 670 с.

2. Могайар У. Блокчейн для бизнеса. М.: Эксмо, 2016.

3. Слоун Р.Е., Дитман Дж.П., Менцер Дж.Т. Новые идеи в управлении цепями поставок: 5 шагов, которые ведут к реальному результату. М.: Альпина Паблишер, 2015. 230 с.

4. БауэрсоксД.Дж., КлоссД.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2001. 640 с.

5. Ткач В.В. Интегрированное проектирование логистических процессов в сфере коммерческой деятельности производственных процессов // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVI Междунар, науч.-практ. конф. 6, 7 апреля 2017 г. Часть 2. СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. 2017. С. 140-144.

6. Дыбская А.В., Сергеев В.И. Мировые тренды развития управления цепями поставок // Логистика и управление цепями поставок. 2018. № 3. С. 3-14.

7. Развитие науки и научно-образовательного трансфера логистики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 220 с.

8. Айштадт Т., Фролова К.С., Шестова Д.А. Управление цепями поставок: какие тренды в технологиях и менеджменте станут реальностью к 2020-2025 годам //Логистика и управление цепями поставок. 2018. № 3. С. 3-19.

9. Основы логистики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

10. Ткач В.В. Общие условия устойчивости цепей поставок // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». 2011. Вып. 17. № 8 (225). С. 173-177.

11. Ткач В.В., Воробьева О.А. Трансакционные ограничения интегрированного планирования поставок // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2017. № 3. С. 40-46.

12. Дутиков И.М. Внедрение электронного управления цепями поставок (е-8СМ) // Логистика и управление цепями поставок. 2016. № 4. С. 41-51.

13. О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 года № 203.

14. Хэндфилд Р.Б., Николс Э.Л. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности. М.: Вильямс, 2003. 416 с.

15. Виноградов А.Б. Проблемы и особенности поддержки деятельности маркетплейсов // Логистика и управление цепями поставок. 2019. № 5. С. 3-10.

16. Ткач В.В. Логистическая контрактация как системообразующий фактор построения цепей поставок // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 3. С. 156-160.

17. Гусев Д.А., Мазунина О.А., Фель А.В. Выбор оптимальной контрактной модели цепи поставок: особенности анализа при многих критериях с учетом риска // Логистика и управление цепями поставок. 2018. № 1. С. 112-124.

18. Бродецкий Г.Л., Гусев Д.А. Оптимизация контрактной модели цепи поставок при многих критериях с учетом чистых рисков // Логистика и управление цепями поставок. 2019. № 1. С. 3-11.

19. Демин А.С. Особенности проектирования организационной структуры управления логистикой в транснациональных корпорациях // Логистика и управление цепями поставок. 2019. № 4. С. 58-68.

20. Дудинская М.В. Разработка системы контроля и мониторинга логистических рисков // Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 1. С. 56-66.

21. Waters D. Supply chain risk management: vulnerability and resilience in logistics. Kogan Page, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.