Научная статья на тему 'Теоретические основы участия правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве'

Теоретические основы участия правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / HUMAN RIGHTS ORGANIZATIONS / ФОРМЫ ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ / LEGAL FORMS OF ACTIVITY OF THE PUBLIC / ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / FORMS OF SOCIAL CONTROL AND INTERACTION IN THE FIELD OF CRIMINAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Истратов Антон Андреевич

В статье освещаются теоретические основы участия правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве. Автор исследует основы общественного контроля, понятие правовой активности, процессуального статуса правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве, а также рассматривает различные формы правовой активности неправительственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL STATUS OF HUMAN RIGHTS ORGANIZATIONS IN THE CRIMINAL PROCESS

The article highlights the theoretical basis for the participation of human rights organizations in criminal proceedings. The author explores the foundations of social control, the concept of legal activity, legal status of human rights organizations in criminal proceedings. The article can be marked with different legal forms of activity of the public are considered legal forms of activity of non-governmental organizations for the protection of constitutional rights and freedoms of citizens, the problem of determining the procedural forms of interaction of bodies of preliminary investigation with non-governmental human rights organizations

Текст научной работы на тему «Теоретические основы участия правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве»

УДК 232.131.5 ББК 67.311

© 2015 г. А. А. Истратов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В статье освещаются теоретические основы участия правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве. Автор исследует основы общественного контроля, понятие правовой активности, процессуального статуса правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве, а также рассматривает различные формы правовой активности неправительственных организаций.

Ключевые слова: общественный контроль, правозащитные организации, формы правовой активности общественности, формы общественного контроля и взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства.

PROCEDURAL STATUS OF HUMAN RIGHTS ORGANIZATIONS

IN THE CRIMINAL PROCESS

The article highlights the theoretical basis for the participation of human rights organizations in criminal proceedings. The author explores the foundations of social control, the concept of legal activity, legal status of human rights organizations in criminal proceedings. The article can be marked with different legal forms of activity of the public are considered legal forms of activity of nongovernmental organizations for the protection of constitutional rights and freedoms of citizens, the problem of determining the procedural forms of interaction of bodies of preliminary investigation with non-governmental human rights organizations

Keywords: social control, human rights organizations, legal forms of activity of the public, forms of social control and interaction in the field of criminal justice.

Продолжающаяся судебная реформа в России предопределяет то обстоятельство, что общество все более заинтересованно относится к вопросам участия в осуществлении правосудия, в том числе по уголовным делам.

О необходимости функционирования в России развитых институтов демократии, эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественного контроля за деятельностью государства все чаще говорится в различных про-грамных документах, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1]. Президент РФ В. В. Путин в связи с этим отмечал, что «одним из приоритетов в совместной работе государства и общества должна стать поддержка правозащитного движения. Рассчитываем, что в деятельности таких организаций не будет политической ангажированности, что она будет максимально приближена к интересам и проблемам конкретного гражданина, конкретного человека» [2]. «Сотрудничество органов внутренних дел и общества - неотъемлемая часть правоохранительной деятельности, но сегодня это взаимодействие приобретает первостепенное значение. Очевидно, что МВД России испытывает острый дефицит общественного дове-

рия и проблема не только в плохом имидже или низком авторитете сотрудников, а в том, что этот дефицит доверия снижает вероятность оказания помощи полицейским гражданами, а без поддержки общества всегда тяжело», - отмечал В. Колокольцев на встрече с членами Общественного совета при МВД России [3].

Важную роль в становлении общественного контроля гражданского общества за деятельностью государственных органов сыграл принятый в 2014 году Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [4], ставший фактически «эпохальным» [5, с. 32], тем не менее вызвавшим критику юридической общественности [6, с. 26-28]. В нем содержатся общие правовые основы общественного контроля, находящие свою дальнейшую конкретизацию в федеральном законодательстве [7; 8; 9], регламентирующем данную сферу правоотношений. В нем дается определение общественного контроля, его цели и задачи, перечисляются субъекты общественного контроля, определяется их правовой статус, полномочия, порядок организации и деятельности, формы и порядок осуществления общественного контроля, ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле.

Участие общественности в уголовном процессе является одним из факторов обеспечения независимого, беспристрастного и справедливого правосудия, снижающего опасность следственных и судебных ошибок, коррупционного и иного непроцессуального влияния на решения, принимаемые органами предварительного расследования и судом. Однако в последнее время растущая потребность в активном участии правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве остается законодательно не обеспеченной.

Деятельность общественных организаций является одной из форм проявления активности правовой культуры граждан и общества в целом. Правовая активность характеризует жизнь права на той стадии его бытия, когда его предписания и принципы становятся реально действующими. В связи с этим справедливо отмечается, что само право в действии сводится к правовой активности, содержанием которой являются любые проявления права в общественной жизни [10, с. 97].

Сущность правовой активности в уголовном судопроизводстве раскрывается во взаимосвязи категорий «субъект» и «объект». Их взаимодействие, процессы субъективации (переход и закрепление в организации и структуре субъекта свойств объекта) и объективации (реализации субъективных свойств вовне, опредмечивание объекта) и составляют суть категории «активность» [11, с. 66].

В юриспруденции данный процесс представляет собой явление, которое именуется дееспособностью. С внутренней стороны правовая активность как раз и отражает формирование дееспособности субъекта права или тот компонент правосубъектности, который позволяет носителям прав и обязанностей вступать в правовое общение, выступать активными участниками регулируемых отношений.

Деятельность в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в строго определенном законном порядке. Так, например, правовая активность граждан как порядок действий, вовлеченных в производство по уголовному делу, предопределена законом, прежде всего нормами, предусматривающими их права, обязанности, ответственность. Проявляемая гражданами активность характеризует уровень отношения к исполнению и само исполнение правовых установлений в первую очередь тех, которые для них не обязательны.

Вместе с тем уголовно-процессуальная активность в уголовно-процессуальной сфере не может быть сведена только к правомерному поведению граждан как соблюдению правовых норм. Она предполагает более высокий уровень поведения, более высокую степень правосознания, большую

заинтересованность в позитивной деятельности в интересах укрепления демократии, законности и правопорядка [12, с. 64-69], различных форм осуществления.

Общественность как субъект участия в уголовном процессе - это различные организованные, управляемые, устойчивые, сплоченные общностью целей, единством воли и действий объединения граждан и другие общественные образования, участвующие через своих представителей в расследовании и рассмотрении уголовных дел с целью содействия органам дознания, следствия, суда в выполнении функций предупреждения преступлений, воспитания людей в духе соблюдения законов и правил общежития путем общественного воздействия на совершивших преступления лиц и других неустойчивых граждан [13, с. 8].

К общественности следует относить и правозащитные организации. Должностные лица и государственные органы, осуществляющие свои полномочия на основе уголовно-процессуального права, активно взаимодействуют с широким кругом правозащитных организаций.

Правозащитные организации - это институты гражданского общества, основной задачей которых является оказание бесплатной помощи нуждающимся, защита граждан от незаконных действий государственных органов, а также участие в процессах совершенствования, развития институтов общественного контроля, повышения правовой грамотности и культуры населения.

Законная возможность участия общественных организаций в защите прав человека может выражаться в оказании юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу [14, с. 178]. Если в уголовном судопроизводстве правозащитники выступают на стороне обвинения, например, в качестве представителей потерпевших, они являются процессуальными союзниками должностных лиц, осуществляющих процессуальную деятельность и помогают совместно решать процессуальные задачи. Однако даже участие правозащитников на стороне защиты не снижает ценности подобного взаимодействия, так как правозащитники, как правило, указывают на нарушение процессуального законодательства, на ошибки в квалификации и т. д. [15, с. 68].

Сложности определения эффективности деятельности правозащитных органов, их взаимодействия с органами предварительного следствия, определения шкалы их активности в уголовном судопроизводстве обусловлены тем обстоятельством, что правозащитные органы представляют собой сложную систему, совокупность внутригосударственных органов (суд, прокуратура, уполномоченные по правам человека, ребенка, по

защите прав предпринимателей и др.), совмещающих правозащитные функции с иными (судебными, правоохранительными) и негосударственных органов, общественных, а также неправительственных организаций (общественные организации: Общественная палата РФ, Общество по защите прав потребителей, Союз солдатских матерей и др.), которые осуществляют исключительно правозащитные функции.

Деятельность неправительственных правозащитных организаций неразрывно связана с деятельностью внутригосударственных органов правозащиты. Основными формами правовой активности неправительственных правозащитных организаций выступают:

- оказание юридической помощи в виде юридических консультаций, представительств в суде;

- организация деятельности общественных приемных;

- наблюдение за соблюдением международных обязательств в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в России;

- самостоятельное расследование отдельных фактов нарушения прав человека;

- контроль за противозаконными практиками полиции (пытки, халатность, коррупция), положением граждан в местах лишения свободы (СИЗО, колонии, ИВС), социально уязвимыми группами; за соблюдением свободы слова, собраний, объединений;

- участие в законотворческом процессе, в том числе осуществление экспертиз законопроектов;

- пропаганда правозащитных идей, в том числе в виде выступлений в СМИ, шествий, митингов, демонстраций, распространения информационных материалов и др.

Процессуальные формы взаимодействия неправительственных правозащитных организаций и органов предварительного расследования подробно не регламентируются, хотя на основе главы третей Федерального закона «Об основах общественного контроля», в которой определяются формы осуществления общественного контроля, ст. 19, 20 этого же закона можно выделить базовые основы проведения общественного мониторинга, общественной проверки как предполагаемых форм взаимодействия правозащитных органов с органами, осуществляющими предварительное расследование. Так как по смыслу указанного закона правозащитные организации, в том числе неправительственные, выступают субъектом общественного контроля и могут в результате постоянного либо временного контроля за деятельностью органа, осуществляющего предварительное расследование, выявить существенные нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также осущест-

вить общественную проверку, то есть деятельность по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся деятельности органов государственной власти, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Результаты мониторинга и общественных проверок могут служить поводом для прокурорских проверок, для издания соответствующих мер прокурорского реагирования, возбуждения уголовных дел в случае обнаружения признаков преступления.

Представляется, что необходимо законодательно закрепить следующие формы взаимодействия:

- обмен информацией;

- непосредственное участия в совместной деятельности;

- профилактическая работа, работа с потерпевшими;

- повышение правовой культуры и правовой грамотности населения.

В настоящее время вопросы взаимодействия органов, осуществляющих предварительное следствие, с неправительственными организациями являются недостаточно регламентированными. Очевидно, что когда уровень доверия к правоохранительным органам у населения повысится, это будет свидетельствовать об установлении активного диалога правозащитных организаций с органами, осуществляющими уголовное преследование, их взаимодействия в режиме открытости, прозрачности и доступности для каждого гражданина. Вопросы реализации правовой активности правозащитных организаций в уголовном судопроизводстве должны найти свое отражение в уголовно-процессуальном законодательстве и правоприменительной практике, что, безусловно, положительно скажется на обеспечении справедливости и качестве отечественного уголовного судопроизводства.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL // http:// consultant.ru

2. Путин В. В. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию Российской Федерации РФ от 12 декабря 2013 года // Российская газета -Федеральный выпуск. 2013. 12 декабря.

3. URL // http://ria.ru

4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля

в Российской Федерации». URL // http:// consultant.ru

5. Гриб В. В. Актуальные проблемы формирования правовых основ общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12.

6. Синюгин В. Ю. К вопросу о формировании правовой основы общественного контроля в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 7.

7. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». URL // http:// consultant.ru

8. Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации». URL // http:// consultant.ru

9. Федеральный закон от 10 июня 2010 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». URL // http:// consultant.ru

10. Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права: учебное пособие для вузов / под общей ред. В. И. Червонюка. М., 2003.

11. Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.

12. Корнуков В. М. Уголовно-процессуальная активность граждан и пути ее повышения // Правоведение. 1987. №9 5.

13. Исаева Н. Н. Актуальные вопросы участия общественности в уголовном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2009.

14. Саркисов В. И. Взаимодействие российской прокуратуры с общественными правозащитными организациями // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей / под ред. М. К. Свиридова. Томск, 2005.

15. Совершенствование взаимодействия общественных, правозащитных организаций и органов прокуратуры в вопросах защиты прав и свобод граждан: материалы круглого стола / под общ. ред. В. Г. Бессарабова, А. И. Рыбчинского, И. В. Ми-халевича. М., 2004.

УДК 343.346 ББК 67.99

© 2015 г. А. М. Охтова

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЛАНКЕТНОЙ НОРМЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА

В статье анализируются особенности бланкетной нормы на примере конкретной статьи Особенной части Уголовного кодекса России. Отмечается, что использование бланкетной нормы позволяет сочетать в себе стабильность уголовного закона с оперативностью подзаконных нормативных актов, реагирующих на изменения в регулируемых общественных отношениях.

Ключевые слова: бланкетная норма, правила, обеспечивающие безопасную работу транспорта.

FEATURES OF BLANKET RULES ON THE EXAMPLE OF CRIMINAL VIOLATIONS OF THE RULES THAT ENSURE THE SAFE OPERATION OF TRANSPORT

The paper analyzes the characteristics of blanket rules on the example of a specific article of the Special Part of the Criminal Code. It is noted that the use of blanket rules allows to combine the stability of the criminal law with the operational bylaws, reacting to changes in regulated social relations. Keywords: blanket norms, rules to ensure safe operation of the vehicle.

Ключевую роль в определении особенностей квалификации преступлений играет понятие состава преступления и специфика конструкции его элементов. Среди различных форм конструирования уголовного закона выделяется бланкетная форма, которая предполагает обращение к нормативно-правовому материалу иных отраслей права для определения признаков состава преступления.

Необходимо отметить, что бланкетные признаки присутствуют в большом количестве уголовно-правовых норм отечественного законодательства. Достаточно широко они встречаются при регламентации составов транспортных преступлений. Рассмотрим специфику бланкетной нормы на примере преступных нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.