Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довлетмурзаева Малика Абубакаровна, Гайрбекова Марианна Исаевна, Берсанукаева Зара Амировна

Методика стратегического управления для обеспечения конкурентного роста университета является одной из важнейших задач в настоящее время. В данной статье рассматривается суть понятия «стратегическое управление высшими учебными заведениями», выделяются основные стратегии управления университетами и дается их краткое описание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Довлетмурзаева Малика Абубакаровна, Гайрбекова Марианна Исаевна, Берсанукаева Зара Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATION

The methodology of strategic management to ensure the competitive growth of the university is one of the most important tasks at present. This article discusses the essence of the concept of «strategic management of higher education institutions», highlights the main strategies for managing universities and provides a brief description of them.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_4_308 УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Довлетмурзаева Малика Абубакаровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Гайрбекова Марианна Исаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Берсанукаева Зара Амировна,

магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Методика стратегического управления для обеспечения конкурентного роста университета является одной из важнейших задач в настоящее время. В данной статье рассматривается суть понятия «стратегическое управление высшими учебными заведениями», выделяются основные стратегии управления университетами и дается их краткое описание.

Ключевые слова: стратегия управления; организация; образование; экономическая стратегия.

UDC 378

THEORETICAL FOUNDATIONS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATION

Dovletmurzaeva Malika Abubakarovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Gairbekova Marianna Isaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Bersanukaeva Zara Amirovna,

undergraduate, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

The methodology of strategic management to ensure the competitive growth of the university is one of the most important tasks at present. This article discusses the essence of the concept of «strategic management of higher education institutions», highlights the main strategies for managing universities and provides a brief description of them.

Keywords: management strategy; organization; education; economic strategy.

Развитие высших учебных заведений должно происходить на основе реализации принципов стратегического управления, в процессе которого формулируется миссия функционирования заведения, проектируется и реализуется стратегическая программа (стратегия), решаются стратегические задачи.

Внедрение принципов стратегического управления в организационную модель высших учебных заведений является объективной необходимостью. Высшее образование как вид экономической деятельности представлено высшими учебными заведениями, предоставляющими образовательные и сопутствующие услуги. Следовательно, высшие учебные заведения являются субъектами рынка образовательных услуг, на которых распространяется действие объективных рыночных законов.

В современной экономической науке пока не существует единой теории или концепции организации как специфического субъекта экономических отношений. Одни исследователи считают, что термин «организация» происходит от французского слова «organisation», другие пишут, что слово «организация» происходит от греческого «opYavov» - «инструмент», что означает «целевое объединение ресурсов для достижения определенной цели». Как правило, термин «организация» употребляется для определения социальной группы, устанавливающей себе задачи и осуществляющей их выполнение для достижения определенной коллективной цели [5].

«Современный экономический словарь» предлагает следующее определение: «Организация - 1) составная часть управления, суть которой состоит в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей; 2) форма объединения людей в рамках их совместной деятельности в рамках определенной структуры; учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач» [6].

Помимо социальных организаций, то есть организаций, созданных людьми на основе сочетания результатов человеческой деятельности, существуют биологические, технические, астрономические организации, которые нами не будут рассматриваться.

Для создания организации необходимо определенное количество людей (хотя бы двух). Функционирование организации возможно, если эти люди идентифицируют себя с самой организацией. Кроме того, для успешного функционирования организации необходимо распределение полномочий, прав и обязанностей.

Из приведенных выше толкований следует, что социальные организации:

- во-первых, создаются людьми;

- во-вторых, создаются с целью выполнения определенных задач (реализации запланированных заранее мероприятий);

- в-третьих, могут иметь определенную иерархическую структуру ради осуществления координации;

- в-четвертых, люди должны идентифицировать себя с организацией, то есть понимать, что они взаимодействуют одновременно для достижения как общих, так и индивидуальных (частных) интересов.

Социальные организации могут быть различными с точки зрения цели, формы или ха -рактера деятельности, иметь коммерческую и некоммерческую природу. Однако все социальные организации функционируют на основе определенных писаных и неписаных правил (процедур). Социальными организациями являются: фирмы (или компании), которые выступают участниками экономических отношений; профсоюзные организации и органы; политические партии; общественные организации (учреждения); некоммерческие организации; государственные органы и учреждения; органы местного самоуправления; другие формы длительного взаимодействия людей (самая распространенная из них - семья).

Среди многообразия социальных организаций можно выделить экономические организации - то есть организации, сформированные на основе выполнения людьми определенных технологических процессов для производства определенных экономических благ с целью достижения четко определенных экономических целей (удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли, рост стоимости бизнеса, рост стоимости инвестированного капитала и т.п.) [4]. С учетом предмета нашего исследования мы будем рассматривать только экономические организации, то есть организации, осущест-

вляющие экономическую деятельность, создаваемые людьми и состоящие из людей. В современной экономической теории получает распространение концепция, что люди, а точнее - их способности, знания, навыки и умения, являются главным ресурсом экономической организации как участника экономических отношений [2].

Классическая теория организации основывается на научных разработках известных западных экономистов и социологов А. Фай-оля и М. Вебера. А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления, М. Вебер на основе анализа эмпирических результатов обосновал понятие экономической бюрократии, которую рассматривал как специфическую нормативную модель, а также сформулировал концепцию идеальной бюрократии. М. Вебер считал, что идеальная бюрократия должна иметь следующие основные характеристики [5]:

- высокая степень разделения труда (технологические операции должны выполняться специально подготовленными работниками - специалистами);

- наличие управленческой иерархии (низшие уровни подчиняются высшим уровням);

- наличие писаных правил (стандартов, предписаний, инструкций), а также четких по -казателей оценки качества и результативности работы как подразделений, так и отдельных работников;

-построение отношений на основе формальной обезличенности (одни люди управляют другими, не принимая в расчет личные симпатии или антипатии);

- подбор и назначение работников на различные должности должно осуществляться исключительно на основе объективных, заранее известных критериев, среди которых деловые (профессиональные) качества, компетентность, отсутствие физиологических ограничений, психологическая совместимость и т.п.

Модель идеальной бюрократии, предложенная М. Вебером, критиковалась другими исследователями. Среди аргументов можем выделить следующие: негибкость модели; игнорирование социальных процессов в организации; требование формальной обе-зличенности не может быть реализовано с достаточной полнотой; игнорирование психологических особенностей разных людей, в

том числе тех, кто претендует на руководящие должности.

Одним из известных критиков модели М. Вебера является профессор Мичиганского университета Р. Лайкерт, которого считают основателем поведенческой теории. Ученый придерживался мнения, что организации, которые ориентируются на бюрократическую модель, в рыночной среде являются менее эффективными, и в конце концов проигрывают в конкурентной борьбе. Р. Лайкерт сформулировал положение о четырех системах управления экономической организацией. По его мнению, существуют следующие системы: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая, партисипативно-демо-кратическая.

Используя процессный подход, ученый обосновал восемь ключевых характеристик (признаков) экономической организации как участника экономических отношений [6]:

- процессы лидерства (один авторитарный лидер, несколько лидеров, «демократический централизм», управляемое сотрудничество и т. д);

- процессы мотивации (правила премирования и наказания);

- процессы коммуникаций (формальной и неформальной);

- процессы взаимодействия (руководитель - подчиненный);

- процессы принятия решений (сверху, снизу, извне);

- процессы установления целей (кто устанавливает цели - владелец, топ-менеджер, менеджеры, коллектив);

- процессы контроля (жесткий и частый, нечастый, формальный);

- процессы достижения целей (оценка результативности и эффективности работы подразделений и отдельных работников).

Оценив организацию по предложенным характеристикам, можно классифицировать систему управления по одному из четырех типов (табл. 1).

В центре внимания неоклассической (поведенческой) теории организаций находится человек, социально-психологические отношения, индивидуальные и групповые взаимосвязи. Классическая (иерархическая) и неоклассическая (поведенческая) теории организации исходят из того, что существует

лишь один наилучший вариант организационного решения. Именно в этом заключается основной недостаток обеих теорий, поскольку лучших вариантов в меняющейся конкурентной среде может быть несколько.

Кроме того, нередко бывают ситуации, когда один вариант, который является лучшим сегодня, через некоторое время уже не будет отвечать новым условиям.

Экономические организации можно также рассматривать как определенную совокупность людей, объединенных определенными экономическими целями. Такую совокупность

людей можно считать сообществом, каждый член которого выполняет заранее определенные функции [3]. Указанные функции регулируются, как правило, нормами права (на основе предписаний закона, коллективного договора, трудового контракта), но конкретизируются в процессе практической деятельности через технологические регламенты (стандарты, инструкции). Указанные члены сообщества используют определенную технологию для достижения запланированных задач.

Таблица 1 - Системы управления экономической организацией по Р. Лайкерту (поведенческая теория) [1]

Система 1 Экспулататорско-авто-ритарная Система 2 Благосклонно-авторитарная Система 3 Консультативно-демократическая Система 4 Партисипативно-демо-кратическая

Руководители автокра-тичны, не доверяют подчиненным. Мотивация строится на основе системы наказаний. Информация идет в основном сверху вниз. Решения принимают исключительно высшие руководители. Жесткий контроль за выполнением решений Руководители уверены в себе, но в основном доверяют подчиненным. Мотивация строится на основе системы поощрения и наказания. Руководители иногда прислушиваются к информации снизу. Руководители допускают к выработке решений неформальных лидеров коллектива (профсоюз) Руководители делегируют отдельные полномочия специалистам, но не полностью доверяют подчиненным. Руководители поощряют идеи и инициативы. Мотивация строится на основе системы поощрения и наказания. Решения производятся менеджерами высшего и среднего звена Руководители доверяют подчиненным, всегда выслушивают идеи. Руководители обычно поддерживают здоровые инициативы подчиненных. Мотивация строится в основном на поощрениях. Существует постоянный обмен информацией между работниками. Решения производятся всеми сообща

Базисная бюрократическая форма организации Промежуточные формы организации Идеальная организация

Экономические организации будут успешными лишь в том случае, если управление ими осуществляется на основе научно обоснованных принципов. Одним из таких принципов является необходимость соблюдения (учета) стратегических факторов развития, которые обычно являются долгосрочными и изменчивыми. Указанное достигается в процессе рационального стратегического управления.

Теория стратегического управления - относительно молодая отрасль экономической науки, активно разрабатывавшаяся начиная с 1960-х гг. в основном западными экономистами.

В условиях трансформационных изменений любая образовательная организация нуждается в наличии стратегии, которая должна четко соответствовать условиям функционирования образовательного учреждения. Должна быть выработана и реализована программа стратегического развития которая бы учитывала особенности и специфику деятельности университета, которая позволит осуществить трансформацию вуза в цифровую организацию. В основе стратегии вуза должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений.

Список литературы_

1. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб., 2020. 380 с.

2. Драшкович М., Йовович Р., Драшкович В. феноменологические и парадигмальные компоненты экономики знаний // Актуальные проблемы экономики. 2019. № 4. С. 41-50.

3. Киндрацкая ГИ. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. К.: Знание, 2018. 406 с.

4. Мартыненко Н.Н., Игнатьева И.А. Стратегический менеджмент: учебник. К.: Каравелла, 2018. 320 с.

5. Организация как функция управления. URL: http://books.efaculty.kiev.ua/men/ 6/t6/2.html (дата обращения: 12.10.2022).

б. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. M.: Инфра-M, 2016. С. 239.

References_

1. Bolshakov A.S., Mikhailov V.I. Modern management: theory and practice. St. Petersburg, 2020. 380 p.

2. Drashkovich M., Jovovich R., Drashkovich V. Phenomenological and paradigmatic components of the knowledge economy. Actual problems of economics. 2019. No. 4. pp. 41-50.

3. Kondratskaya G.I. Strategic Management: textbook. manual. K.: Knowledge, 2018. 406 p.

4. Martynenko N.N., Ignatieva I.A. Strategic management: textbook. K.: Karavella, 2018. 320 p.

5. Organization as a management function. URL: http://books.efaculty.kiev.ua/men/6/t6/2.html (date of application: 12.10.2022).

6. Modern economic dictionary/ B.A. Raisberg, L.Sh. Lozovsky, E.B. Starodubtseva. M.: Infra-M, 2016. p. 239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.