Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
782
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / социальные институты / образование / социологическая наука / социология образования / социальный прогресс / society / social institutions / education / sociological science / sociology of education / social progress

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ключникова Татьяна Николаевна, Волкова Оксана Викторовна, Поляков Алексей Алексеевич

Данная работа посвящена вопросу становления и развития социологии образования как самостоятельной отрасли научного знания. В статье определены и классифицированы основные подходы к исследованию социологии образования и выделены направления изучения данной отрасли научного знания. Особое внимание уделяется работам таких ученых как Э. Дюркгейм, Л. Уорд, Дж. Дьюи, Р. Мертон, Дж. Пейн, социологические концепции которых оказали значительное влияние на развитие как зарубежной, так и отечественной социологии образования. Проведенный авторами анализ заявленной проблематики позволяет сделать вывод об актуализации методологических вопросов в социологии, и, в частности, социологии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ключникова Татьяна Николаевна, Волкова Оксана Викторовна, Поляков Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIOLOGY OF EDUCATION

This work is devoted to the formation and development of the sociology of education as an independent branch of scientific knowledge. The article defines and classifies the main approaches to the study of the sociology of education and highlights the areas of study of this branch of scientific knowledge. Special attention is paid to the works of such scientists as E. Durkheim, L. Ward, J. Dewey, R. Merton, J. Payne, whose sociological concepts have had a significant impact on the development of both foreign and domestic sociology of education. The analysis of the stated problems carried out by the authors allows us to conclude about the actualization of methodological issues in sociology, and, in particular, the sociology of education

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

mapping has demonstrated the existence of a nonlinear relationship between the specifics of regional clusters in terms of the level of development of their socio-economic indicators and the features of the content of materials that reflect different contexts of social discontent among residents of Russian regions

Keywords: social discontent networks, cognitive mapping, discontent discourses, social media analysis, network approach, regional discontent.

Dombrovskaya Anna Yuryevna, doctor of social sciences, professor, an-doc@yandex.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Davydova Maria Alexandrovna, laboratory assistant-researcher, marchikdavydo-va@mail.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation.

УДК 316 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-3-88-97

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Н. Ключникова, О.В. Волкова, А.А. Поляков

Данная работа посвящена вопросу становления и развития социологии образования как самостоятельной отрасли научного знания. В статье определены и классифицированы основные подходы к исследованию социологии образования и выделены направления изучения данной отрасли научного знания. Особое внимание уделяется работам таких ученых как Э. Дюркгейм, Л. Уорд, Дж. Дьюи, Р. Мертон, Дж. Пейн, социологические концепции которых оказали значительное влияние на развитие как зарубежной, так и отечественной социологии образования. Проведенный авторами анализ заявленной проблематики позволяет сделать вывод об актуализации методологических вопросов в социологии, и, в частности, социологии образования.

Ключевые слова: общество, социальные институты, образование, социологическая наука, социология образования, социальный прогресс.

Предметная область социологии образования основывается на поисках социологических подходов к исследованию образования как социального института и как социального феномена, к выявлению путей повышения эффективности функционирования в процессе взаимодействия его основных элементов.

Для анализа теоретических основ становления и развития социологии образования обратимся к научным трудам мыслителей, которых по праву называют основоположниками социологии образования.

Социология образования как автономная отрасль научного знания сформировалась в XIX веке, у истоков которой стоял известный французский социолог Эмиль Дюркгейм. Основные точки зрения его научной сферы были изложены в работах «Социология образования», «Моральное образование», «Педагогика и социология» [1].

Э. Дюркгейм одним из первых в социологии вводит понятие социальная функция, под которым понимает всё многообразие социальных действий, возникающих в ответ на появляющиеся потребности [9]. Именно исследование социальных функций, по мнению французского ученого, является важнейшим предназначением социологической науки, так как именно они помогают понять сущность всех явлений и процессов, происходящих в обществе.

Французский социолог отмечает, что институт образования, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, выполняет множество важных социальных функций, таких как воспитательная, коммуникативная, интеграционная, транслирующая и т.п. Соответственно, для его исследования требуется самостоятельная отрасль науки, которой и является социология образования.

В своей работе «Педагогика и социология» ученый пытается обосновать связь между двумя этими науками. Основным предназначением социологии он считает совершенствование отношений между всеми элементами общества как системы [5]. Следовательно, основным предназначением социологии образования как науки является поиск путей повышения эффективности взаимодействия всех элементов системы образования.

Еще одну свою работу «Моральное образование» Э. Дюркгейм посвятил анализу непосредственного взаимодействия учителей и учеников в процессе образования, в которой четко определил статусно-ролевое положение каждого из участников образовательного процесса, при этом выявив основные направления повышения эффективности данного взаимодействия (формальные и неформальные положительные санкции: грамоты, награды, устная похвала, а также формальные и неформальные отрицательные санкции: выговор, замечание, неудовлетворительная оценка).

К важным функциям социологии образования Дюркгейм относит доктринальность [6]. Именно в процессе образования у молодых людей формируется мировоззрение, ценностные ориентации, поведенческие установки, что впоследствии сказывается на всех общественных отношениях. Исходя из этого, общество закладывает свою будущую парадигму развития через молодое поколение посредством института образования.

Таким образом, в социологии образования, согласно Э. Дюркгейму, можно выделить следующие основные положения:

1) являясь неизменной составляющей общества, система образования подвержена влиянию трансформации всех сфер общественной жизни. Так, изменения в социально-экономической, социально-политической и

даже духовной сферах окажут непосредственное влияние на трансформацию системы образования;

2) социальные и культурные трансформации, происходящие в обществе, неизменно скажутся на социокультурных элементах процесса образования;

3) переход от механической к органической социализации, сопровождающийся повышением внимания к индивидуализации личности, отражается и на системе образования, в которой индивидуалистический подход будет неизменно превалировать.

Так, Э. Дюркгейм, опираясь на глубокий анализ генезиса социальной образовательной системы, заложил основы социологии образования.

Д. Пейн считается родоначальником морализаторской традиции. Являясь приверженцем моралистского подхода, социолог утверждал, что образование способно решить все существующие социальные проблемы. Определяя предметную область изучения социологии образования как науки, ученым проведен анализ социальных групп как элемента социальной структуры общества, а также возникающих в них процессов, благодаря которым обеспечивается культурный баланс в обществе. По утверждению Д. Пейна, в качестве основы в социологии образования должны использоваться данные, полученные в ходе проведения социологических исследований в указанной области знания. Им были выделены следующие основные функции: усвоение традиций, выработка новых социальных моделей, творчество.

Т. Парсонс в своих исследованиях так же затрагивал тему образования. Он был убеждён, что именно этот институт является одним из важнейших для личности, так как именно образование влияет на социализацию человека. По мнению ученого, люди рождаются с закрепленным за ними статусом, но в дальнейшем их дифференциация начинается с овладения определенными ролями, где образование является инструментом создания условий для развития личности. В зависимости от социально-экономического положения и возраста дети занимают относительно равные позиции в начальной школе, и школа поощряет конкуренцию между ними.

Образование реализует принцип дифференциации, в результате которого школа наделяет индивида определенным статусом, который возникает в результате оценивания и получения определенной квалификации. Таким образом, образование выступает как основной критерий для определения будущего положения в обществе.

Изучая функции образования, Парсонс выделяет четыре основные функции: академическую, распределительную, экономическую и политическую. В основе академической функции лежит использование универсальных способностей, научных знаний, обладание которыми обеспечивает однородность общества и, как следствие, устойчивость и жизнеспособность социальной системы. Образование оказывает существенное влияние

на темп роста производительности труда человека как единицы рабочей силы, реализуя, тем самым, экономическую функцию. Функция распределения выражает готовность людей к разным ролям в разделении труда. Политическая функция осуществляется через социализацию, проводимую в учебных заведениях.

М. Вебер впервые рассмотрел образовательный процесс с социологической точки зрения, описал, как образование взаимодействует с другими социальными институтами и общественными процессами, а также исследовал и выделил основные функции образования.

У истоков социологии образования стояло много выдающихся социологов. Г. Спенсер в своей книге «Образование: интеллектуальное, моральное и физическое» писал о том, что образование - это некое средство обеспечения эффективного контроля над человеческой жизнью.

Л. Ф. Уорд в книге «Динамическая социология» утверждал, что школа играет огромную роль в становлении личности и трансформации общественной жизни и был убеждён, что её необходимо рассматривать и изучать с социологической точки зрения [10]. Основная идея Л. Уорда заключалась в том, чтобы знания были доступны каждому, а образование, являясь инструментом социального прогресса, должно быть обязательным и бесплатным.

Продвигая эту гуманистическую идею в конце XIX века, он осознал необходимость государственной политики, направленной на доступность и обязательность всеобщего образования. С его точки зрения, именно просвещение всех слоев населения поможет устранить социальные противоречия. Идеи Уорда об образовании связаны с его идеей «интеллектуального равенства всех классов», которая служит средством достижения социальной справедливости. Он глубоко убежден, что реформа системы образования приведет к улучшению общественной жизни. В качестве основного критерия образования, согласно мнению американского социолога, должен быть критерий социальной полезности.

В своей теории Л. Уорд выделял четыре принципа социального прогресса, которые также связаны с системой образования.

1. Различия в потенциале людей.

2. Контролируемые инновации.

3. Способность к волевому движению.

4. Целенаправленная эволюция.

Исходя из этого, можно заключить, что социолог оказал существенное влияние на становление социологии образования, указав на особую роль школы в преобразовании общества, и потребовал ее социологического изучения.

Прагматическая концепция обучения Дж. Дьюи оказывает существенное влияние на формирование и развитие новой отрасли социологических знаний. В своей книге «Школа и общество» ученый немалое внимание уделяет социальным проблемам в школе. Одной из основных идей

Дж. Дьюи является идея изменения школы, которая заключается в избавлении от абсолютных знаний и приближении школы к жизненному опыту. По его словам, школа должна стать «обществом в миниатюре» [4]. В этом заключается суть прагматической концепции Дж. Дьюи. Среди основных направлений его работ можно выделить: изучение связей образования, а именно школьного, с общественной жизнью; соотношение школьного образования с потребностями ребенка; индивидуализация обучения [2].

Большинство сторонников конфликтного подхода рассматривают образование как инструмент капиталистического общества, посредством которого осуществляется социальный отбор. По их мнению, образовательные учреждения злоупотребляют своей властью. Ученики недовольны этим и пытаются покинуть школу, считая это жестоким и унизительным. Исходя из этого, концепции классиков социологии легли в основу теории конфликта, активно развивающейся в настоящее время. Сторонники этого направления также изучают, как опосредованные знания влияют на сопротивление учащихся контролю над школой.

Таким образом, обратившись к истории становления и развития зарубежной социологии образования, можно сделать вывод о том, что в изучении данной отрасли знания существуют подходы, которые различаются по своему содержанию [3]. Тем не менее, научные подходы иногда могут быть связаны и определенными теоретическими положениями, в связи с этим при описании разных концепций могут упоминаться имена одних и тех же исследователей. Проанализировав основные подходы к исследованию социологии образования можно резюмировать, что преобладали следующие научные направления (см. табл. ).

Социологические подходы к исследованию социологии образования

Социологические подходы Авторы Научное направление

Функционалистский Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Ф. Браун, Ф. Трэшер, Д. Прескотт Рассматривали образование как социальный институт, выполняющий важные социальные функции

Социально-институциональный Дж. Сирьямаки, Дж. Дьюи Рассматривали образование как институт, интегрированный в систему других институтов общества

Окончание табл.

Моралистический Дж. Пейн, Л. Уорд, Дж. Дьюи Рассматривали образование как инструмент духовно-нравственного развития общества

Конфликтный Г. Зиммель, Т. Веблен Рассматривали образование как механизм социальной дифференциации

Но, несмотря на то, что данная наука возникла достаточно давно, масштабное развитие социологии образования началось только после Второй мировой войны, поскольку результаты исследований воспринимались как поводы для нарушения существующего общественного порядка и изменений в уже сложившейся системе образования в целом. Вопросы, которые тогда решала социология образования, скорее были теоретические, чем практические и выражались в социально-историческом и философском анализе. В зарубежных странах общий уклон социологии образования заключался в том, чтобы знакомить учителей с социологией, а не исследовать социологические аспекты образовательных учреждений. Гросс утверждал, что учебник Бруковера, опубликованный в 1955 году, представляет собой первую попытку более чем за четверть века исследовать школьную систему с устойчивой социологической точки зрения, а не с точки зрения «прикладного образования».

Рассматривая отечественную социологию образования, следует отметить, что период ее становления и ускоренного развития приходится на 60-е гг. XX века [8]. Среди известных исследователей социологических проблем образования советского периода - В. В. Водзинская, Р. Г. Гурова, А. Г. Здравомыслов, С. Н. Иконникова, Л. Н. Коган, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов, Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова и др. [1]. Публикационная активность отечественных ученых в области социологии образования значительно возросла во второй половине XX века, но носила лишь теоретический характер. Главной причиной такого положения дел являлась большая дискуссия о дальнейшей реформе образования.

По мнению российского учёного Л. Н. Когана современная социология образования должна ответить на такие вопросы как:

- удовлетворяет ли сегодняшняя система образования общественную потребность в специалистах разных отраслей деятельности, а также в количестве образованных людей;

- удовлетворяет ли данная система потребности самих обучающихся и специалистов;

- какие сегодня тенденции, изменения или же наоборот застой наблюдаются в институте образования;

- как система образования взаимодействует с другими отраслями общественной жизни и как она на них влияет;

- что сегодня является мотивацией образования (практические, инструментальные стимулы и так далее).

Таким образом, можно сказать, что образование как социальный институт с социологической точки зрения должен рассматриваться как один из наиболее значимых компонентов жизни человека и общества в целом, а также взаимосвязанного с другими элементами деятельности людей.

Развитие современной социологии образования связано с расширением границ междисциплинарного сотрудничества и международных исследований в области образования, активным изучением социальной стратификации, дифференциации и социокультурных процессов [7]. Однако следует отметить, что в настоящее время существует разрыв между накопленным опытом изучения зарубежной и российской социологии образования. В связи с этим представляется возможным разработка целостных и завершенных форм представления этой отрасли, определение ее тематического и категориального аппарата.

Объект социологии образования - все компоненты образования как социального явления. Среди основных можно выделить такие как:

- федеральные государственные стандарты и требования, образовательные стандарты и т.д.;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность (школы, ВУЗы и т.д.)

- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности;

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования и т.д.

Если с объектом социологии образования всё более или менее очевидно, то можно прийти к некоторым трудностям рассматривая её предмет, поскольку ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет точного его определения. Это связано с тем, что феномен образования изучает не только социологии, но и многие другие науки, среди которых педагогика, философия, психология и так далее. Сотрудничая со всеми названными дисциплинами на основе достигнутых результатов социология образования предоставляет им необходимую содержательную информацию, методологические инструменты, теоретические обобщения, которые спо-

собствуют углублению междисциплинарных связей и развитию каждой из этих наук.

Чаще всего в литературе в качестве предмета социологии образования выступают общественные условия возникновения, функционирования, модернизации института образования, а также его связи с другими социальными институтами; функции системы образования; различные учреждения и организации, инфраструктуры образования. Обобщая, можно сказать, что предмет социологии образования - это рассмотрение структуры и изменений образования, а также изучение и понимание его роли в жизни как отдельного человека, так и общества в целом с помощью социологических методов.

Исходя из объекта и предмета социологии образования можно прийти к выводу, что основные ее функции сводятся к следующим. Социализирующая - одна из важнейших функций данной отрасли социологии, заключающаяся и исследовании образования как механизма социализации человека, изучении и понимание роли института образования в жизни общества, а также его влияние на освоение индивидом общественных норм, ценностей, традиций и т.д. Культурно-транслирующая функция заключается в распространении, приумножении и обогащении социологических знаний об образовании как социальном явлении, разработке собственных категорий социологии образования на основе социологической методологии и методологии. Идеологическая функция связана с разработкой социальных идеалов образовательного процесса, а также формирует социологический взгляд на институт образования. Прогностическая - обоснованное производство различных прогнозов в сфере образования, касающиеся тенденций, изменений и их результатов. Также прогнозы позволяют предотвратить негативные последствия в образовании. Преобразующая функция заключается в создании наиболее эффективных социальных технологий обучения и воспитания, а также систем социального управления образованием.

Рассматривая методы, которыми оперирует социология образования можно выделить, как общие социологические методы, так и собственные способы получения новых знаний. Среди основных - опрос (устный и письменный), тесты, эксперименты, социометрические и со-циосемантические методики, контент-анализ, анализ документов и многие другие. Часто, в ходе исследования используют не один конкретный метод, а целый блок различных методов. Также, в последние годы всё чаще к традиционным методам сбора информации добавляют новые. Например, деловые и организационные игры, круглые столы, мозговой штурм, в результате которых появляются новые идеи, концепции, обобщенные результаты по исследуемой проблеме. Таким образом, можно сказать, что применение методов в социологии образования вероятнее носит ком-

плексный характер, поскольку сложно найти исследование, которое было бы построено на использовании одного единственного метода познания.

Сегодня можно уверенно сказать, что социология образования является полноценной наукой. Несмотря на дефицит теоретических и эмпирических работ, связанный с кризисом данной науки в 21 веке, можно наблюдать множество положительных сдвигов: открыто большое число социологических центров, которые уделяют значительное внимание проблематике образовательного процесса; выпускается множество теоретического материала в виде книг, пособий, учебников; проводятся исследования посвященных анализу образовательного процесса.

Таким образом, период становления и развития социологии образования можно представить совокупностью индивидуальных вкладов следующих известных ученых: Э. Дюркгейма, Л. Уорда, Дж. Дьюи, Р. Мертона, Дж. Пейна и др., социологические концепции которых оказали значительное влияние на развитие как зарубежной, так и отечественной социологии образования.

Список литературы

1. Астафьев Я. У., Шубкин В.Н. Социология образования // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Наука, 1998. С. 264-280.

2. Veblen T. The Higher Learning in America. Stanford, 1918. P.47-59.

3. Гаврилюк В. В. Зарубежная социология образования / Под ред.

A.М. Осипова. Великий Новгород, 2014. // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 165-167.

4. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1925

5. Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

6. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и

B. Я. Нечаева. М.: ИНТОР, 1996. 87 c.

7. Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М.: Гардарики, 2005. 384 с.

8. Нечаев В.Я. Социология образования. М.: ЦСО РАО, 1998

9. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. 696 с.

10. Уорд Л. Ф. Динамическая социология, или Прикладная социальная наука, основанная на статической социологии и менее сложных науках: В 2 т. / Соч. Лестера Ф. Уорда, вице президента Социал. отд-ния Антропол. о-ва в Вашингтоне; Пер. П. Николаева. - М.: К. Т. Солдатенков, 1891. Т. 1. [4], IV. 451 с.

11. Информационный бюллетень социологической лаборатории / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, О. В. Леонова, И. В. Михалев. Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. 136 с.

12. Информационный бюллетень социологической лаборатории / А. А. Алексеенок, Т. В. Ряжская, К. С. Нилаева, Я. А. Цуканов. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. 154 с.

Ключникова Татьяна Николаевна, канд. психол. наук, доц., t.clyuchnikova@yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

Волкова Оксана Викторовна, аспирант, oks93.kurakova@mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

Поляков Алексей Алексеевич, аспирант, polykovaa75@,gmail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF

SOCIOLOGY OF EDUCATION

T.N. Klyuchnikova, O.V. Volkova, A.A. Polyakov

This work is devoted to the formation and development of the sociology of education as an independent branch of scientific knowledge. The article defines and classifies the main approaches to the study of the sociology of education and highlights the areas of study of this branch of scientific knowledge. Special attention is paid to the works of such scientists as E. Durkheim, L. Ward, J. Dewey, R Merton, J. Payne, whose sociological concepts have had a significant impact on the development of both foreign and domestic sociology of education. The analysis of the stated problems carried out by the authors allows us to conclude about the actualization of methodological issues in sociology, and, in particular, the sociology of education

Keywords: society, social institutions, education, sociological science, sociology of education, social progress.

Klyuchnikova Tatyana Nikolaevna, candidate of psychological sciences, associate professor, t.clyuchnikova@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Volkova Oksana Viktorovna, postgraduate, oks93.kurakova@mail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Polyakov Aleksey Alekseevich, postgraduate, polykovaa75@gmail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.