Научная статья на тему '"ПОЛЕ СИМУЛЯКРОВ" В РЕФОРМИРОВАНИИИ ЗАПАДНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЕ КАЛЬКИ НА РОССИЙСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ'

"ПОЛЕ СИМУЛЯКРОВ" В РЕФОРМИРОВАНИИИ ЗАПАДНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЕ КАЛЬКИ НА РОССИЙСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / СИМУЛЯКРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Е.А.

В статье рассматриваются взгляды зарубежных и российских социологов на роль образования в жизни общества. Особенности института высшего образования в условиях вхождения России в Болонский процесс. Затрагиваются основные процессы модернизации высшей школы, а так же обосновывается переход на уровневую систему получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"FIELD OF SIMULACRA" IN REFORMING THE WESTERN SYSTEM OF EDUCATION AND THE CONSEQUENCES OF ITS TRACINGS ON RUSSIAN REALITY

The article considers the views of foreign and Russian sociologists on the role of education in society. Also there are discussed the features of higher education institute in the conditions of Russia's accession to the Bologna Process. The author touches upon the basic processes of the higher school modernization, and substantiates the transition to the level system of higher education.

Текст научной работы на тему «"ПОЛЕ СИМУЛЯКРОВ" В РЕФОРМИРОВАНИИИ ЗАПАДНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЕ КАЛЬКИ НА РОССИЙСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.354:351/354

«ПОЛЕ СИМУЛЯКРОВ» В РЕФОРМИРОВАНИИИ ЗАПАДНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЕ КАЛЬКИ НА РОССИЙСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Е.А. Ермакова

аспирант кафедры социологии и социальной работы.

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского

В статье рассматриваются взгляды зарубежных и российских социологов на роль образования в жизни общества. Особенности института высшего образования в условиях вхождения России в Болонский процесс. Затрагиваются основные процессы модернизации высшей школы, а так же обосновывается переход на уровневую систему получения высшего образования.

Ключевые слова: Болонский процесс, модернизация высшего образования, бакалавриат, магистратура, симу-лякры.

Образование как главный социальный институт общества обусловлен историческим развитием и отражает запросы общества к его модификации, формам, структуре, содержанию обучения, но неизменным остается реализуемая им потребность общества в передаче накопленных знаний новому поколению.

В зарубежной социологии сложилось несколько направлений, изучающих проблемы образования, которые характеризуются собственным категориальным аппаратом, проблематикой, методами и задачами. К числу основных подходов относят: моралистский, для которого характерны вера в образование как главное средство достижения социального прогресса (Дж. Пейн, Л. Уорд, Дж. Дьюи и др.); институциональный, в центре внимания которого находятся вопросы взаимосвязи образования и других социальных институтов (Дж. Сирьямаки, Дж. Дьюи и др.); функционалистский, рассматривающий образование как социальный институт с определенными функциями (Э. Дюркгейм, Ф. Браун, Ф. Трэшер, У. Уоллер, Д. Пре-скотт,Т. Парсонс, Р. Мертон и др.); конфликтологический, в котором образование рассматривается как механизм социальной дифференциации (Г. Зиммель, Т. Веблен и др.). В российской социологии проблемы образования активно начали изучаться лишь с первой половины 1960 г. Это связано с идеологическими запретами и недоверием к социологии и социологическим исследованиям со стороны властей. В российской социологии, как и в зарубежной, сложилось несколько направлений, изучающих проблемы образования: новосибирское, где проблемы выбора профессии, престижа труда, эффективности обучения в школе доминируют в профессиональной ориентации учащейся молодежи (В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко, Д.Л. Константиновский); уральское - изучает вопросы стратификации и социальный состав школьников, учащихся профтехучилищ, особенности обучения в школах города и села (Л.Н. Коган, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич); ленинградское - сосредоточено на исследованиях системы среднего и высшего образования, занимается проблемами политического сознания молодежи и ее «жизненных планов (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, В.В. Водзинская)». Особое место в изучении образования принадлежит работам Бестужева-Лады, который предложил комплексную методику разработки социальных прогнозов и моделей образования и воспитания, рассчитанных на длительную перспективу.

Исследование образования в рамках социологии позволяет выстраивать модели образовательных систем и прогнозировать их эволюцию. В настоящее время социология сосредоточена на проблемах стандартизации образования; развития форм самостоятельного усвоения знаний; внедрения экспериментальных обучающих программ; инновационного и опережающего образования.

Накопленный научной литературой огромный материал дает возможность обосновать необходимость реформы института высшего образования в России, как и ее вхождение в Болонский процесс.

Прежде всего, необходимость реформы вызвана своеобразием российской системы высшего образования в сравнении с международными образовательными стандартами. В международном научном сообществе зачастую доминирует мнение о советской школе (правопреемником которой является российская система образования) как коррумпированной системе, в которой происходит торговля дипломами вместо предоставления образовательных услуг[1].

Вступление России в Болонский процесс предполагает ее включение в европейское образовательное пространство, где российские вузы смогут свободно конкурировать, расширять инвестиционную базу и влияние на целевую аудиторию [2]. Европейское образовательное пространство обеспечивает образовательную и профессиональную мобильность как студентов, так и профессорско - преподавательского состава, исследователей, характеризуется многообразием и гибкостью содержания образовательных программ и технологий реализации с учетом национальных традиций, автономии и академических свобод вузов.

За долгие годы существования Российской системы высшего образования сложились свои особые традиции, которые не позволяют России механически включиться в Болонскую систему [3]. Модернизация высшего образования ориентирует российские вузы на обновление образовательной деятельности. Специалисты исследуют и реализуют инновационные педагогические технологии, которые влияют на образовательный процесс, а так же повышают эффективность обучения[4]. Разрабатывают образовательные технологии, направленные на получение основ знаний, их постоянное обновление, совершенствование умений и компетенций. Именно такую подготовку дает бакалавриат. Но, несмотря на то, что бакалавриат в России - это законченное высшее образование, к дипломам бакалавров относятся скептически на рынке труда в связи с чем, что работодатели по - прежнему предпочитают иметь дело со специалистами и стандартным дипломом специалиста [5].

Однако социологов интересует не столько процедуры реформирования образовательных стандартов и программ, сколько проблемы, связанные с отношением к происходящему социальных групп, чьи интересы затронули этот процесс, перемены в ценностных ориента-циях студенческой молодежи, ожидаемые и фактические результаты образования.

Подтверждением этому служит социологическое исследование качества услуг в сфере среднего и высшего образования в г. Брянске при переходе на двухуровневую систему образования (бакалавриат, магистратура). Опрос проведен на территории Брянской области в течение ноября 2015 г. научно - исследовательской лабораторией социологии и социальных технологий Брянского Государственного университета (научный руководитель проекта, проф. В.И. Гостенина).

В социологическом исследовании приняли участие 179 представителей административного и профессорско-преподавательского состава учебных заведений и 22 работодателя (№=201). Исследованием охвачено 15 учебных заведений г. Брянска.

Респондентам были предложено оценить как формальные организационные принципы учебно - воспитательного процесса, так и качество образовательных услуг, и уровень сформированности компетентности выпускников. Среди вопросов представлены следующие:

^ Укажите основные мотивы, которыми, на ваш взгляд, руководствуются поступающие в ваше образовательное учреждение?;

^ Оцените, как реализуются в вашем вузе принципы достижения высокого качества образования?;

^ Насколько активно в учебном процессе используются современные технические средства и информационные технологии обучения?;

У Оцените по 5-балльной шкале результаты приобретения студентами необходимых компетенций, профессиональных знаний, умений на выходе из образовательного учреждения.

Результаты оценки компетентности студентов можно представить графически (Рис.

1.)

40

35 30 25 20 15 10 5 0 1 29 1 15 16 ■ 10 д -1

профес сиона лъные знания по полученной специальное! и профессионал ьные умения по полученной специально ст и функцпональ ные навыки социальные компетенции, личностные качества широта кругозора большой словарный запас

■Мнение профессора®- преподавательского и административного состава образовательных учреждений 37 29 15 10 5 5

■ Мнение работодателей выпускников образовательных учреждений 32 21 16 9 4 2

Рис. 1. Оценка компетентности студентов в %

К подтверждению формальности компетенций можно отнести мнение респондентов, о том, что функциональные навыки и социальные компетенции, личностные качества скорее присутствуют, широта кругозора и профессиональный тезаурес развиты лишь на половину, в тоже время, профессиональные знания по полученной специальности и профессиональные умения развиты в полной мере

В книге «Состояние постмодерна» Ж.Лиотар выдвигает гипотезу об изменении статуса знания в эпоху постмодерна, отвечающего тенденциям информатизации общества. Эта тенденция преобразуется в новых условиях в способность осваивать информационные технологии, овладевать операциональными навыками компьютерных технологий. Новая система высшего образования нацелена на формирование технократа, знающего, где и как добыть информацию. Владеющего «языками» как инструментом получения информации, в лучшем случае умеющего «сочленять поля», т.е. производить некие ассоциативно - логические операции с привлечением информации из разных источников. Такой путь не всегда формирует профессионала способного к широкому, системному, критическому и историческому (т.е., по сути, научному) осмыслению реальности. Смыслы, цели и ценности остаются вне поля зрения реформаторов высшей школы.

Социологические исследования направлены на осмысление современного образования как умения создавать новые знаки, представлять реальность именно в знаковом контексте. В прагматическом смысле, основной акцент образования будущего - не знания, а компетенции. Но, самое главное, - воспринимать информацию не фундаментально, не содержательно, а с точки зрения ее прикладного характера, технологически. При всем позитивном осмыслении реальности в таком подходе, взгляд на информацию как не прозрачное отражение действительности и даже не обязательно символ реальности, но «поле симулякров», некое пространство «игры в реальность» и изучение правил этой игры как единственно возможного способа бытия в обществе постмодерна, заключает в себе ряд социальных рисков.

Взгляды Лиотара дают ключ к структурному подходу анализа высшего образования как дифференционной технологии, которая вызвана профессиональной квалификацией различного уровня информационных компетенций. На низшем уровне высшего образования (в бакалавриате) формируются простые навыки по воспроизводству и транслированию уже существующих знаний-сведений, поиску, отбору, обработке и передаче информации. На высо-

ком уровне высшего образования (в магистратуре) формируются сложные навыки приобретения нового знания, его созданию, установлению закономерных связей и отношений между фактами.

Таким образом, следуя гипотезе Лиотара, объяснение целесообразности реформы высшего образования происходит через усложнение структуры информационного пространства и необходимости специализации труда одного «широкого» специалиста на двух «узких» потоках информации, имеющих взаимодополняющие функции деятельности. Все это способствует интенсификации профессиональной деятельности [6, 7].

Однако если для западного общества переход на новую систему высшего образования, соответствующую объективным особенностям эпохи постмодерна, давно состоялся, то в России масштабные размеры этот подход приобрел лишь несколько лет назад. Запаздывание с модернизацией высшего образования привело к тому, что в системе информатизации сформировались в новые проблемы, которые нельзя не отметить.

Жан Бодрийяр один из первых социологов, кто заметил влияние пространства симу-лякров, созданного с помощью информационных технологий, на приобретение институтом образования несвойственного ему значения маркера - документального «освидетельствования» образования человека без собственно образования [8]. Появилась и широко распространилась возможность создавать видимость усвоения информации путем простого ее мультиплицирования и размножения, но не приумножения и усвоения.

Развивая эту мысль Бодрийяра, отечественные социологи Латов Ю.В., Ключарев Г.А, охарактеризовали современнон образование в России как симуляцию.Дипломы о высшего образования назвали симулякрами [9]. Вуз в России перестает быть местом передачи высокой культуры, повышения знаний и компетенций и преобразуется в рутинное учреждение по «натаскиванию» студентов для получения «корочек» - документального подтверждения наличия высшего образования которое на самом деле ставится под сомнение.

Повышение ценности симулякров (дипломов) неизбежно влечет обесценивание тех оригиналов, которые они должны были обозначать, - знаний. Необеспеченные знаниями выпускники девальвирует само высшее образование и представление о том, что для получения престижной работы нужны знания. Проблема обесценивания знаний усугубляется их бессистемностью, фрагментарностью, которая проявляется в разорванности информации, получаемой на уровнях школьного среднего образования.

Таким образом, негативные западные тренды реформирования высшей школы только начинают осознаться в российских условиях и социальные риски, которые несет реформирование, пока еще не прогнозируются российскими учеными и практиками.

Особенности российского института высшего образования, фиксируя изменение основной функции вуза - передачи накопленных человечеством знаний и опыта подрастающим поколениям, воспринимается сегодня большинством россиян как материальная а не духовная ценность, как то, что измеряется в денежном эквиваленте - как вещь.

Список литературы

1. Элтин М.Л. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Белов В.А., Энтин М.Л., Гладков Г.И., Колесов В.П., Ткаченко С.Л., Яковлев СМ., Черковец М.В. - М.: РЕЦЭП- 2005 - С.60.

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Перевод О.А. Печенкина. // Тула-2013.-

С.204.

3. Фролов Ю.Н. Развитие профессионального образования в современных условиях/ Фролов Ю.Н.,Габышева Л.К.//Теория и практика общественного развития.-2014-№14. -С.19-20.

4. Касевич В. Болонский процесс в вопросах и ответах / Касевич В., Светлов Р., Петров А., Цыб А. // Изд-во СПб. Университета- 2010 - С. 13-14.

5. Русланова А.А. Актуальные проблемы трансформации университетского образования в России / Русланова А.А. // Теория и практика общественного развития.-2012- №4.-С.92-96.

6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, -2013-С.159.

7. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы/ Гостенина В.И. Лупенкова Е.Ю.// Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. -№ 4. -С. 43-49.

8. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Перевод О.А. Печенкина. // Тула-2013.-

С.204.

9. Латов Ю.В. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний / Латов Ю.В., Ключарев Г.А.//Общественные науки и современность. -2015- №2. -С.31-40.

10. Бадарч Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Бадарч Д., Сазонов Б. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. - С.12.

11. Саакян Э.А. Реформа системы высшего профессионального образования в рамках Болонского соглашения / Саакян Э.А. // Международный журнал экспериментального образования. - 2011- №10. - С. 124-125.

UDK 316.354:351/354

«FIELD OF SIMULACRA» IN REFORMING THE WESTERN SYSTEM OF EDUCATION AND THE CONSEQUENCES OF ITS TRACINGS ON RUSSIAN REALITY

E.A. Ermakova

graduate student, the Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Department

of Sociology and Social Work.

The article considers the views of foreign and Russian sociologists on the role of education in society. Also there are discussed the features of higher education institute in the conditions of Russia's accession to the Bologna Process. The author touches upon the basic processes of the higher school modernization, and substantiates the transition to the level system of higher education.

Keywords: Bologna Process, higher education modernization, undergraduate, graduate, simulacra.

References

1. Eltin M.L. Bolonskii protsess i ego znachenie dlia Rossii. Integratsiia vysshego obrazovaniia v Evrope / Belov V.A., Entin M.L., Gladkov G.I., Kolesov V.P., Tkachenko S.L., Iakovlev S.M., Cherkovets M.V. - M.: RETsEP- 2005.- S.60.

2. Bodriiiar Zh. Simuliakry i simuliatsiia / Perevod O.A. Pechenkina. // Tula-2013.-S.204.

3. Frolov Iu.N. Razvitie professional'nogo obrazovaniia v sovremennykh usloviiakh/ Frolov Iu.N.,Gabysheva L.K.//Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia.-2014-№14. - S.19-20.

4. Kasevich V. Bolonskii protsess v voprosakh i otvetakh / Kasevich V., Svetlov R., Petrov A., Tsyb A. // Izd-vo SPb. Universiteta- 2010 - S. 13-14.

5. Ruslanova A.A. Aktual'nye problemy transformatsii universitetskogo obrazovaniia v Rossii / Ruslanova A.A. // Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia.-2012- №4.-S.92-96.

6. Liotar Zh.-F. Sostoianie postmoderna. M.: Institut eksperimental'noi sotsiologii; SPb: Aleteiia, -2013.-S.159.

7. Gostenina V.I., Lupenkova E.Iu. Tsennostnye orientiry i sotsial'nye faktory reformirovaniia rossiiskoi vysshei shkoly/ Gostenina V.I. Lupenkova E.Iu.// Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk.- 2010. -№ 4. -S. 43-49.

8. Bodriiiar Zh. Simuliakry i simuliatsiia / Perevod O.A. Pechenkina. // Tula-2013.-S.204.

9. Latov Iu.V. Neformal'nye «pravila igry» v obrazovatel'noi sisteme: simuliatsiia obrazovaniia, simuliakry i brokery znanii / Latov Iu.V., Kliucharev G.A.//Obshchestvennye nauki i sovremennost'. -2015- №2. -S.31-40.

10. Badarch D. Aktual'nye voprosy internatsional'noi garmonizatsii obrazovatel'nykh sistem: monografiia / Badarch D., Sazonov B. - M.: Biuro IuNESKO v Moskve; TEIS, 2007. -S.12.

11. Saakian E.A. Reforma sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniia v ramkakh Bolonskogo soglasheniia / Saakian E.A. // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia. - 2011- №10. - S. 124-125.

Author's information

Ermakova Ekaterina - graduate student, the Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Department of Sociology and Social Work., ermakova.20@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.