Научная статья на тему 'АНОМАЛИИ В ПОВЕДЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ВУЗОВСКИХ ОБЩНОСТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

АНОМАЛИИ В ПОВЕДЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ВУЗОВСКИХ ОБЩНОСТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНОМАЛИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВСКИХ ОБЩНОСТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНОМАЛИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / СТУДЕНЧЕСТВО / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зборовский Г.Е., Амбарова П.А.

Обосновывается необходимость и актуальность изучения проблемы аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей, отраженной в зарубежных и отечественных исследованиях. Обращается внимание на широкую распространенность многих проявлений аномального поведения вузовских общностей в России и за рубежом. Тем самым доказывается интернациональный характер изучаемого феномена. Цель статьи заключается в рассмотрении аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей как проблемы зарубежных и отечественных исследований. Предлагается авторское понимание методологии исследования аномалий в высшем образовании. Подчеркивается целесообразность их междисциплинарного изучения силами социальных и гуманитарных наук - социологии, психологии и социальной психологии, педагогики, экономики. Раскрывается понятие аномалий в высшем образовании, называются их виды и типы. Показываются условия и факторы появления феномена аномалий в поведении вузовских общностей. Подчеркивается роль и значение такого фактора аномалий в высшей школе, как образовательная неуспешность большой группы студентов. При этом сами эти аномалии характеризуются как проявления академического мошенничества. Выявлены основные направления и тематика исследований аномалий вузовских общностей как в зарубежной, так и отечественной науке. Среди них - изучение академического мошенничества, гострайтинга, сверхбюрократизации, фальсификаций, имитаций, коррупции, «студентосбережения» и др. В результате авторского анализа зарубежных и отечественных работ по проблемам аномалий в высшем образовании сформулирован вывод об отсутствии в современной науке фундаментальных исследований этих проблем в поведении и взаимодействиях вузовских общностей. Сделан акцент на необходимости разработки в вузах специальной программы противодействия аномальному поведению и взаимодействию вузовских общностей, включая основные сферы и направления университетской жизни: образовательный процесс, научно-исследовательскую деятельность, воспитание, управление, социальную активность. Задача перспективного исследования аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей видится авторами в том, чтобы на основе их рассмотрения в зарубежных и отечественных работах показать возможности предупреждения, ограничения и преодоления отклонений от норм российской высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANOMALIES IN THE BEHAVIOR AND INTERACTIONS OF UNIVERSITY COMMUNITIES AS A PROBLEM OF FOREIGN AND RUSSIAN RESEARCH

The article substantiates the necessity and relevance of studying the problem of anomalies in the behavior and interactions of university communities, as reflected in foreign and Russian studies. Attention is drawn to the widespread occurrence of many manifestations of anomaly behavior of university communities in Russia and abroad. This proves the international nature of the phenomenon under study. The authors offer their interpretation of the methodology of researching anomalies in higher education, emphasizing the need to combine efforts of social sciences and humanities - sociology, psychology, social psychology, pedagogy, and economics. The concept of anomalies in higher education are specified, their types and forms determined. The conditions and factors of the anomalies in the behavior of university communities are discused. The role and significance of such an anomaly factor in higher education as the educational failure of a large group of students is emphasized. At the same time, these anomalies are characterized as manifestations of academic fraud. We further reveal the main avenues and topics of research of anomalies of university communities in both foreign and Russian academia. Among them are the study of academic fraud, ghostwriting, over-bureaucratization, falsifications, imitations, corruption, “student savings”, etc. The analysis of foreign and Russian literature on the issues of anomalies in higher education indicates that there has been no fundamental research of the issues concerned in the context of higher education. The article focuses on the need to develop a special program in universities to counteract anomaly behavior and interaction of university communities, including the main areas of university life - the educational process, research activities, management, and social activity. The authors see the task of a prospective study of anomalies in the behavior and interactions of university communities in preventing, limiting and overcoming deviations from the norms of Russian higher education.

Текст научной работы на тему «АНОМАЛИИ В ПОВЕДЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ВУЗОВСКИХ ОБЩНОСТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.1 УДК 316.45-057

Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова

АНОМАЛИИ В ПОВЕДЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ВУЗОВСКИХ ОБЩНОСТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Обосновывается необходимость и актуальность изучения проблемы аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей, отраженной в зарубежных и отечественных исследованиях. Обращается внимание на широкую распространенность многих проявлений аномального поведения вузовских общностей в России и за рубежом. Тем самым доказывается интернациональный характер изучаемого феномена. Цель статьи заключается в рассмотрении аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей как проблемы зарубежных и отечественных исследований. Предлагается авторское понимание методологии исследования аномалий в высшем образовании. Подчеркивается целесообразность их междисциплинарного изучения силами социальных и гуманитарных наук - социологии, психологии и социальной психологии, педагогики, экономики. Раскрывается понятие аномалий в высшем образовании, называются их виды и типы. Показываются условия и факторы появления феномена аномалий в поведении вузовских общностей. Подчеркивается роль и значение такого фактора аномалий в высшей школе, как образовательная неуспешность большой группы студентов. При этом сами эти аномалии характеризуются как проявления академического мошенничества.

Выявлены основные направления и тематика исследований аномалий вузовских общностей как в зарубежной, так и отечественной науке. Среди них - изучение академического мошенничества, гострайтинга, сверхбюрократизации, фальсификаций, имитаций, коррупции, «студентосбережения» и др. В результате авторского анализа зарубежных и отечественных работ по проблемам аномалий в высшем образовании сформулирован вывод об отсутствии в современной науке фундаментальных исследований этих проблем в поведении и взаимодействиях вузовских общностей.

Сделан акцент на необходимости разработки в вузах специальной программы противодействия аномальному поведению и взаимодействию вузовских общностей, включая основные сферы и направления университетской жизни: образовательный процесс, научно-исследовательскую деятельность, воспитание, управление, социальную активность. Задача перспективного исследования аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей видится авторами в том, чтобы на основе их рассмотрения в зарубежных и отечественных работах показать возможности предупреждения, ограничения и преодоления отклонений от норм российской высшей школы.

Ключевые слова: аномалии в высшем образовании, аномальное поведение и взаимодействие вузовских общностей, образовательная неуспешность, зарубежные и отечественные исследования аномалий в высшем образовании, студенчество, научно-педагогическое сообщество, управленческие работники.

© Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., 2021 Зборовский Гарольд Ефимович - д-р филос. наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», e-mail: garoldzborovsky@gmail.com.

Амбарова Полина Анатольевна - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», e-mail: borges75@mail.ru.

Введение: постановка проблемы. Для всех сегодня очевидно, что российская высшая школа переживает сложный этап своего существования. Он связан, с одной стороны, с внешними факторами - системным кризисом общества, пандемией коронавируса, демографическими проблемами. С другой стороны, с внутренними факторами - оптимизацией расходов на вузовский сектор, усложнением стратегий повышения конкурентоспособности на национальном и международном рынке высшего образования, интенсивной цифровизацией и др.

В этих условиях вузы стремятся к решению актуальных задач своего существования: снижают издержки на организацию образовательного процесса, повышают качество образования и науки, минимизируют риски распространения коронавируса, стараются ослабить территориальные барьеры доступа к образовательным ресурсам, создают новые возможности для развития и самореализации студентов. Вместе с тем они сталкиваются со множеством вызовов, среди которых особенно рискогенными становятся проблемы аномалий, включающие академическое мошенничество, образовательные имитации, различного рода фальсификации и ряд других деструктивных явлений. Пандемия коронавируса обострила проблему качества высшего образования, усложнила традиционные процессы взаимодействия социальных общностей вузов: студентов, научно-педагогических и управленческих работников, усугубив ее ситуацией ресурсного дефицита как у студентов, так и вузов.

Мы исходим из того, что благодаря своему потенциалу, конструктивному и кооперативному взаимодействию вузовских общностей система высшего образования в принципе может стать структурообразующим ядром экономического, социального, культурного прогресса России и ее регионов. Однако для достижения этой цели необходимо решить ряд проблем, связанных с ограничением распространения в российской системе высшего образования аномалий и преодолением их негативных последствий в поведении и взаимодействиях образовательных общностей. Эти аномалии приобрели массовый характер, в той или иной мере они охватили все социальные общности вузов, представляя в этом смысле серьезные риски для развития университетов, всей отечественной высшей школы, а также одну из основных угроз современному обществу в целом.

Аномалии в поведении и взаимодействии вузовских социальных общностей являются фундаментальной проблемой высшего образования всей страны. Однако особое значение изучение аномального поведения и взаимодействия вузовских общностей приобретает в регионах - с учетом того обстоятельства, что основной точкой роста системы высшего образования в такой громадной стране, как Россия, не может быть только ее центр. Не меньшую, а зачастую большую роль в распространении рассматриваемого феномена играют регионы и макрорегионы (федеральные округа), в вузах которых обучается большое количество средне- и слабоуспевающих, нередко неуспешных студентов. Именно они чаще других включают в стратегии своего поведения

различные формы и проявления аномалий (списывания, плагиат, имитации учебной деятельности, стремление получить диплом любой ценой, не затрачивая нужных усилий на овладение образовательной программой и т.д.). В университетах регионов накопилось больше противоречий, чем в столичных вузах, имеется меньше ресурсов для их разрешения, обучается больше «проблемных» студентов, развитие кадрового потенциала академического и управленческого сообществ сталкивается со значительными трудностями.

Между тем аномалии социальных общностей в провинциальных университетах зачастую остаются невостребованными объектами научных исследований и управленческих действий. В создаваемых учеными и практиками высшего образования концепциях и механизмах их реализации подобного рода проблемам в вузах регионов не уделяется должного внимания. Аномалии в поведении вузовских общностей остаются незаметными, невидимыми, в значительной степени невостребованными направлениями теоретических разработок и управленческих практик.

Цель статьи заключается в рассмотрении аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей как проблемы зарубежных и отечественных исследований.

Методология исследований аномалий в высшем образовании. Исследование аномалий в высшем образовании базируется на классических и современных теориях, ключевой проблемой которых выступают отклонения от различных норм (социальных, моральных, правовых). Прежде всего следует сослаться на теоретико-методологические положения классического структурализма, заложенные в работах Э. Дюркгейма. В его социологической концепции аномии рассматривается моральный и социальный кризис, когда в результате глубоких потрясений перестает нормально функционировать система общественного регулирования потребностей человека. Вследствие этого личность теряет равновесие, создаются предпосылки для возникновения девиантного (отклоняющегося) поведения [1].

Вслед за Э. Дюркгеймом, значительный вклад в развитие проблемы аномалий внес Р.К. Мертон. В контексте изучения дисфункциональных явлений Мер-тон проанализировал различные типы девиантного поведения, рассматривая их как реакцию на деформации и напряжения социальной структуры. В своей классической работе «Социальная структура и аномия» Мертон трактует аномию как особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов [2]. Предпосылкой аномии он считал противоречие между нормами-целями культуры и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей.

Известная типология способов адаптации (конформизм, инновация, ри-туализм, ретритизм, мятеж), которую иногда называют классификацией типов

девиации Мертона, есть типология отклоняющегося поведения и способов индивидуальной адаптации. В ее основе - идея о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять названных выше способов адаптации, охарактеризованные Мертоном, и есть основные пути поиска равновесия между личностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в первую очередь он сам.

Теоретико-методологической основой исследования таких аномалий в высшем образовании, как имитации, служит постмодернистская концепция симулякров Ж. Бодрийяра. Согласно французскому социологу, имитации следует отличать от симулякров. Имитации - это всего лишь притворство, когда имитатор делает вид, что он является кем-то или обладает чем-то, но различия между реальностью или имитацией сохраняются. Симулякр представляет собой замену реальности ее знаками, символами, которые заставляют всех поверить в их существование, при этом различение реальности и ее симулякров становится весьма затруднительным. Приводя типологию симулякров, Ж. Бодрийяр указывает на один из типов, который может быть основан на имитациях [3, с. 163]. Концепция Бодрийяра оказала существенное влияние на трактовку и исследование аномалий в качестве нормы жизни общества, а не отклонения от нее.

Большой вклад в исследование социальных аномалий внес З. Бауман. В своей книге «Текучая современность» он отмечал, что от невозможности достаточно полно обладать миром наши современники воспринимают мир как «обман зрения» и пытаются построить на этом свою идентичность: «Поиск идентичности - это постоянные попытки остановить или замедлить этот поток, сделать твердым жидкое, придать форму бесформенному» [4, с. 91]. В этом высказывании З. Баумана сформулирована важная идея о том, что в современной ситуации быстротечности времени и «текучести» общества люди не успевают осмысливать льющиеся на них потоки информации, событий, явлений. Пытаясь сохранить свою гибкость и скорость реадаптации для быстрого следования изменяющимся паттернам «внешнего» мира, и при этом быть индивидом, люди создают некие подобия (симулякры) вещей, предметов, которые являются строительным материалом для построения их идентичности.

Идеи Э. Дюркгейма, Р.К. Мертона, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, З. Баумана стали важной теоретико-методологической предпосылкой дальнейших исследований аномалий, в том числе и в сфере высшего образования. Что касается самой методологии их изучения, то ее нужно рассматривать в контексте целого ряда методологических подходов. По существу это комплекс общенаучных, междисциплинарных и дисциплинарных методологических подходов к исследованию проблемы аномалий в поведении и взаимодействии вузовских социальных общностей.

Речь может идти о таких общенаучных подходах, как системный, институциональный, пространственно-временной. Междисциплинарными выступа-

ют общностный, деятельностный, аксиологический, ресурсный подходы. Дисциплинарными (конкретно-научными) являются социологический, социально-психологический, педагогический, экономический подходы.

Системный подход позволяет исследовать высшее образование, с одной стороны, как автономное структурно-целостное единство, с другой - как элемент более широкой социальной системы образования и общества. В рамках этого подхода аномалии в поведении рассматриваются в контексте многообразных содержательных, структурных, функциональных связей и отношений в высшем образовании, как их производная и неотъемлемая часть. С позиций данного методологического подхода возможно осуществить системный анализ изучаемого феномена через выявление его связей с образовательными, научными, управленческими, воспитательными процессами в вузах, по существу комплексное рассмотрение предпосылок его возникновения. Кроме того, в исследовании должен быть реализован важный принцип системного подхода -выявление сложных связей аномального поведения и взаимодействий вузовских общностей с процессами и явлениями, выходящими за рамки высшего образования, т.е. создающими его современный социальный контекст.

Институциональный подход позволяет развернуть теоретический и эмпирический анализ аномалий в поведении вузовских общностей как производное нарастающей дисфункциональности института высшего образования. Следовательно, встроенность высшего образования в институциональную структуру общества, с позиций данного подхода, дает возможность изучить межинституциональные разрывы и взаимовлияния как важнейшие факторы возникновения аномальных феноменов в высшей школе и затем - их обратное влияние на функциональность государства, экономики, науки, культуры. Помимо этого, принципы названного подхода соответствуют необходимости рассмотрения образовательной политики и нормативно-правового поля как важнейших институциональных условий возникновения и усиления аномальных феноменов в отечественной высшей школе.

Пространственно-временной подход направлен на изучение стратегий поведения и взаимодействия вузовских общностей в условиях конкретного образовательного пространства и времени. Высшее образование - это хронотопный по своей природе феномен, поэтому в исследовании проблем аномалий в поведении вузовских общностей необходимо учитывать специфику социального пространства и времени, в котором они возникают.

Переходя к рассмотрению междисциплинарных подходов, остановимся вначале на общностном подходе. Согласно этому подходу вузовские общности представляют собой взаимосвязи (совокупности) людей, их групп и объединений. Они характеризуются доминантой образовательной и отчасти управленческой деятельности в их образе жизни, обусловливающей сходство целей, задач, интересов, относительной однородностью (гомогенностью) состава, наличием

внутренней структуры, возрастных параметров, устойчивостью, стабильностью существования во времени и пространстве, способностью к взаимодействию с другими социальными общностями [5, с. 280-290].

Общностный подход направлен на изучение разнообразных стратегий поведения и взаимодействия вузовских общностей, связанных с аномальными проявлениями их деятельности в учебно-образовательном, научном и воспитательном процессах. Цель использования этого подхода связана также с выявлением возможностей противостояния такой деятельности и преодоления ее последствий, поиском путей позитивной трансформации стратегий поведения этих общностей.

Как видно, с общностным подходом тесно связан деятельностный подход, поскольку вузовские общности рассматриваются нами прежде всего сквозь призму основных форм и видов деятельности. Суть деятельностного подхода к проблеме аномалий в поведении вузовских общностей сводится к трактовке особенностей форм и видов их деятельности, их образа жизни, к исследованию специфики именно общностной, а не индивидуально-личностной деятельности, к выявлению эмоциональных, когнитивных, мотивационных и поведенческих механизмов. Данный подход позволяет исследовать поведенческие стратегии вузовских общностей как способ выявления присущих им аномалий и их преодоления.

Аксиологический подход необходим для изучения ценностных оснований возникновения аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей. Он базируется на использовании триады «ценностное сознание - ценностное отношение - ценностное поведение». Следовательно, ценностные ориентации как элемент аномалий в поведении вузовских общностей требуют своего изучения, поскольку они являются важной стороной его мотивационно-го механизма. От доминанты тех или иных ценностей и соответствующих им ориентаций зависит выбор поведенческих стратегий и возможности преодоления аномальности в действиях и взаимодействиях.

Согласно ресурсному подходу преодоление аномалий в поведении и взаимодействии вузовских общностей зависит в значительной степени от наличия качественных, достаточных, необходимых ресурсов, которые определяют успешное функционирование этих общностей. Идеи ресурсного подхода имеют серьезные личностно-ориентированные и гуманистические основания. В качестве основных источников преодоления аномалий могут быть рассмотрены такие виды ресурсов, как личностные, организационные, общностные, управленческие, временные, финансовые и др. Ресурсный подход позволяет выявить и раскрыть различные виды противоречий в высшем образовании, связанных с аномалиями и препятствующих развитию вузовских общностей.

Каждый из названных выше методологических подходов обладает важным исследовательским потенциалом как сам по себе, так и в единстве с дру-

гими методологическими подходами. Отсюда следует, что эти подходы позволяют продуктивно концептуализировать феномен аномалий в стратегиях поведения и взаимодействиях вузовских общностей. Рассмотренные междисциплинарные подходы объединяют усилия дисциплинарных (конкретно-научных) подходов в исследовании общей для них проблемы аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей. Перейдем к их рассмотрению.

Социологический подход дает возможность характеризовать аномалии в поведении и взаимодействиях вузовских общностей через включение этого процесса в структуру общественных связей и отношений, через его взаимосвязь с другими социальными процессами и элементами как высшего образования, так и общества в целом. Социологический подход обладает методологическим арсеналом теоретической и эмпирической социологии, а также возможностями таких отраслей этой науки, как социология высшего образования, экономическая социология, социология управления, социология девиантного поведения.

Для исследования аномалий в высшем образовании важен экономический подход. С его позиций система высшего образования рассматривается как один из важнейших социально-экономических ресурсов. Современный экономический подход к высшему образованию характеризуется пристальным вниманием к критическим точкам развития вузовских общностей, преодоления ими аномалий поведения и взаимодействий. Он позволяет оценить издержки на преодоление этих аномалий в условиях экономической и социальной неопределенности, экономические убытки от негативных эффектов, которые возникают в высшем образовании вследствие аномальных стратегий поведения вузовских общностей.

Не меньшую роль играет и педагогический подход, который позволяет рассматривать проблему преодоления аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей с точки зрения содержания, форм, технологий обучения и воспитания, различных педагогических (благоприятных и неблагоприятных) условий, профессиональной готовности и педагогической культуры преподавательского и управленческого сообщества к взаимодействию с различными вузовскими общностями. Педагогический подход дает возможность решать задачу выявления форм, содержания, методов, средств преодоления аномалий в поведении с учетом современных педагогических требований и образовательных стандартов.

Социально-психологический подход также предоставляет широкие возможности для изучения феномена аномалий в поведении вузовских общностей и их преодоления в контексте проблемы качества их взаимодействия. Прежде всего социальная психология переводит анализ этого феномена с индивидуально-личностного уровня на общностный (групповой), что позволяет рассматривать его как социально-психологический конструкт, складывающийся под влиянием ближайшего окружения как в университете, так и вне его. Кроме того, названный подход фиксирует подвижную сущность феномена образовательных,

научных, воспитательных, управленческих аномалий, помещая его в систему нормативных ценностных координат, вырабатываемых конкретной социальной общностью. В таком ракурсе определяются важнейшие социально-психологические детерминанты процесса формирования и оценивания аномального поведения и взаимодействия вузовских общностей - групповые и общностные нормы, ценности, решения, групповое и общностное сравнение и давление.

Демаркационную линию между предметными подходами можно преодолеть без большого труда. Именно поэтому возникает возможность создания и реализации уникальной междисциплинарной исследовательской методологии и стратегии, интегрирующей широту и глубину социологического, социально-психологического, педагогического, экономического подходов к изучению аномальных явлений в высшем образовании. Помимо этого, синтез дисциплинарных подходов дает значительный эффект при исследовании различных групп факторов формирования и преодоления аномального поведения и взаимодействия вузовских общностей.

Понятие и виды аномалий в высшем образовании. Аномальные взаимодействия и лежащее в их основе аномальное поведение вузовских общностей не соответствуют ожиданиям и требованиям значительной части университетского сообщества. В то же время для определенной его части академическое мошенничество, образовательная и научная недобросовестность, плагиат, си-мулякры инновационной и творческой деятельности, ее имитации, парадоксальная образовательная мотивация, существующая политика студентосбере-жения и многие другие проявления аномальных стратегий вузовских общностей становятся нормами их повседневного поведения.

Под аномалиями в высшем образовании авторы понимают его моральные и правовые нарушения содержательного, структурного и функционального характера, вызванные рассогласованием действий и взаимодействий вузовских социальных общностей с фундаментальными нормами, регулирующими отношения в высшей школе. В результате таких моральных и правовых нарушений основные процессы в ней становятся дисфункциональными, хаотичными; их реальные смыслы и значения искажаются; разрушаются фундаментальные принципы совместной деятельности ключевых субъектов высшего образования. Аномалии в высшей школе проявляются во всех ее сферах: образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, управлении, воспитании и др.

К числу аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей авторы относят многочисленные виды, формы и проявления, связанные с академическим мошенничеством, гострайтингом, сверхбюрократизацией, фальсификациями, имитациями, коррупцией, «студентосбережением», «токсичным» менеджментом и др. Количество таких аномалий значительно, их можно объединить в несколько крупных типов. По нашему мнению, в таком качестве

выступают академическое мошенничество, имитации (симулякры), коррупция, девиантное и делинквентное поведение.

Особенности различных типологий и классификаций аномалий в высшем образовании состоят в том, что в зависимости от их критериев в них могут иметь место различные наложения, пересечения, переходы аномалий из одних групп (типов, видов, форм, проявлений) в другие. Так, отдельные аномалии, относящиеся к типу «девиантное поведение» (связанные с нарушением моральных норм), могут переходить в тип «делинквентное поведение» (связанные с нарушением правовых норм). В качестве примера назовем аномалию «гострайтинг». Под ней принято понимать деятельность в сфере услуг, связанную с подготовкой на заказ, куплей-продажей учебных и научных текстов (контрольных, курсовых, дипломных работ, магистерских, кандидатских, докторских диссертаций, статей, монографий) [6]. Эта аномалия, относящаяся к типу «академическое мошенничество», когда речь идет об использовании выполненной на заказ (за деньги) контрольной или курсовой работы, может превратиться в грубейшее правонарушение, наказываемое в соответствии со статьей Уголовного кодекса РФ, когда обнаруживается факт купленной кандидатской или докторской диссертации, особенно в случае состоявшейся ее защиты и выдачи диплома о присвоении ученой степени.

Многочисленные виды аномалий в высшем образовании целесообразно рассматривать по такому критерию, как сферы вузовской деятельности. Это означает, что в образовательном процессе, научно-исследовательской работе, воспитании, управлении, социальной активности имеют (могут иметь) место те или иные отклонения, связанные с нарушением моральных и правовых норм. Они касаются деятельности всех трех основных вузовских общностей - студентов, научно-педагогических и управленческих работников, причем как каждой порознь, так и в их взаимодействии.

Есть аномалии, которые «объединяют» эти общности, в том смысле, что присущи им всем. Это касается в первую очередь такой аномалии, как имитации (симулякры) академической деятельности. Многие виды аномалий, приведенные выше, вполне отвечают характеристикам имитации как действий их субъектов, в результате которых реальные смыслы и значения образовательных, научных, управленческих процессов и взаимодействий подменяются, замещаются и искажаются формальным их воспроизведением.

По-видимому, одной из причин возникновения такой универсальной аномалии в высшем образовании является отсутствие необходимых и достаточных ресурсов для достижения целей, одобряемых и признаваемых представителями вузовских общностей. Студенты, неуспешные в обучении, чаще успешных прибегают к списыванию, грубой компиляции, заказным работам. Характерный для них недостаток знаний и мотивации на самостоятельный учебный труд служит предпосылкой формирования особых адаптационных стратегий, основанных на академическом мошенничестве.

В научной сфере малоресурсные представители научно-педагогического сообщества также реализуют аномальные поведенческие стратегии в силу дефицита времени, знаний, мотивации на научный поиск. Молодые исследователи, не имеющие пока высокого научного авторитета, договариваются между собой о взаимном цитировании и повышают тем самым свои ^индексы. Необходимость соответствовать требованиям публикационной активности заставляет преподавателей высшей школы кооперироваться между собой и обращаться к «мусорным» платным изданиям.

Некоторые виды аномалий, присущие университетскому менеджменту, также проистекают из его ресурсной «бедности». Руководители часто испытывают недостаток доверия к себе и к своим решениям, нередко - дефицит знания и понимания процессов, происходящих в академическом сообществе. Испытывая на себе давление сроков, спущенных сверху плановых показателей эффективности и результативности, они вынуждены прибегать к манипуля-тивным технологиям и приемам «токсичного» менеджмента. По сути, университетский менеджмент реализует те же самые адаптационные стратегии, что и преподаватели и студенты, только с учетом собственной повестки управленческой деятельности.

Основные направления исследования аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей в зарубежной и отечественной науке. В зарубежной и отечественной науке сложилось три основных направления исследования аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей. Первое посвящено разработке проблемы академического мошенничества в самых разнообразных его формах. Предметом изучения стали такие аномалии, как плагиат, списывание, покупка выпускных квалификационных работ, научных диссертаций, повышение индекса Хирша, цитирование «нужных» авторов в журналах РИНЦ, ВАК, WoS, обман системы антиплагиат, продажа дипломов за участие в профессиональных конкурсах и др. [6-10]. Особый интерес данные формы аномалий представляют с экономических позиций. Не случайно в фокус внимания исследователей попала мотивация «сделок», модели взаимодействия и особенности поведения ключевых акторов на рынке академического гострайтинга, зависимость ценообразования от качества и технологии изготовления «товара» - массового или индивидуального [11, 12].

Интересный срез проблемы представлен в работах психологов, которые трактуют академическое мошенничество как разновидность социальной и психологической мимикрии, парадоксально сопряженной с такими позитивными социальными эмоциями, как счастье и уверенность в себе [13, 14]. По их мнению, деструктивность исследуемого феномена таким образом маскируется под позитивное явление в плане восстановления личностной самооценки.

Отдельных педагогических исследований академического мошенничества в последнее время не предпринималось. Между тем в упомянутых выше рабо-

тах отмечается, что возможными последствиями распространения вузовских аномалий являются следующие педагогические дисфункции: снижение результативности обучения, качества профессионального воспитания будущего специалиста, ученого, дискредитация системы обучения в вузе, девальвация ценности образования и умения самостоятельно учиться.

Академическое мошенничество как тип вузовских аномалий и все его разновидности выступают проблемой как отечественной, так и зарубежной науки. В зарубежных странах возникло направление исследований так называемых «Paper Mill» и «Essay Mill» («бумажных фабрик») [15, 16]. В то же время российские ученые отмечают, что в нашей стране сложились особые условия и масштабы данных явлений. Среди них - толерантность к ним россиян [17], неравный доступ к образовательным благам [18], прекаризация научно-педагогического труда [19]. В качестве специфической российской тенденции показывается экспансия имитации на все ступени непрерывного образования - от детского сада до системы подготовки научных кадров высшей квалификации [6]. В зарубежных странах были проведены немногочисленные исследования взаимосвязи академического мошенничества и неэтичного трудового поведения [20-22]. Подчеркнем, что в России подобные исследования еще не были предприняты.

В большей степени российские и зарубежные ученые обращают внимание на вовлеченность студентов в практики академического мошенничества. В научных изданиях в 2000-е гг. появился ряд публикаций, посвященных результатам кросс-культурных исследований данной темы [23-26]. Между тем малоизученными остаются такие вопросы, как вовлеченность и отношение к подобным практикам преподавателей вузов, их связь с недостатками школьной культуры интеллектуального труда [27].

Второе направление исследований вузовских аномалий сложилось вокруг имитации образовательной и научной деятельности. Опять же в силу специфики условий отечественной высшей школы и склонности ее исследователей к более критичной рефлексии это направление нашло свое отражение, прежде всего, в работах российских социологов, педагогов и психологов [28-30]. Были предприняты попытки изучения данной проблемы на основе кросс-дисциплинарной методологии - на пересечении экономического и социокультурного подходов [31]. На протяжении последних лет в научной литературе появились яркие работы, посвященные оппортунизму преподавателей [32], явлениям парадоксальной образовательной мотивации и образовательной неуспешности [33], нерациональной бюрократии (или сверхбюрократизации) высшей школы [34].

Третье направление исследований, активно разрабатываемое зарубежными учеными и очень осторожно - отечественными, связано с коррупцией в высшей школе [35-37]. Обобщение публикаций на эту тему дает возможность отметить две особенности данного направления. С одной стороны, авторы обращают

внимание на коррупцию как на автономное явление, не рассматривая его в связи с другими аномальными явлениями в высшей школе. С другой стороны, они демонстрируют новые теоретические, методологические и методические подходы к изучению данного явления [38-40]. Объединяет зарубежных и отечественных исследователей общее понимание коррупции как аномалии в высшей школе, однако в России данная проблема по-прежнему остается плохо изученной.

Проведенный анализ материалов публикаций и результатов исследований российских и зарубежных ученых позволяет сделать следующие обобщения.

1. В современных социальных и гуманитарных науках отсутствуют обобщающие теории и комплексные исследования аномалий в высшем образовании. Есть оригинальные и весьма продуктивные попытки осмыслить отдельные типы и виды аномального поведения и взаимодействия вузовских общностей, выявить их причины и последствия. Однако системного видения и понимания этого феномена они не дают.

2. Проведенные исследования различных типов и видов аномального поведения и взаимодействия вузовских общностей свидетельствуют о сложной природе данного феномена, сочетающей социальные, социально-психологические, педагогические и экономические аспекты, а значит, требующей своего междисциплинарного изучения. Между тем исследования подобного рода до сих пор не были предприняты ни в зарубежной, ни в отечественной науке.

3. Актуальность исследуемой проблемы аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей требует разработки эффективных практических мер по противодействию их распространению в российской высшей школе. Между тем отечественные исследователи мало уделяют внимания этому вопросу, в их работах представлены лишь некоторые разрозненные подходы. Вузовская же практика показывает невысокую степень эффективности тех мер, которые сегодня используются для профилактики и предотвращения аномального поведения студентов, научных, педагогических работников, управленческого персонала. Практический опыт зарубежных вузов, представленный в исследованиях, не осмыслен в контексте специфики российского высшего образования. Понимание трудностей борьбы с вузовскими аномалиями тесно связано с углублением научных представлений об этой специфике и возможностях адаптации зарубежного опыта.

4. Обращает на себя внимание тот факт, что исследования аномального поведения и взаимодействия вузовских общностей в российских университетах активно ведутся с середины 2000-х гг. в основном в крупных университетах и научных центрах. Однако практически отсутствуют исследования по данной тематике, отражающие специфические проблемы провинциальных вузов России.

5. Проведенные ранее исследования указывают на взаимосвязь различных аномальных явлений в высшей школе, а также взаимодействия в этих деструк-

тивных процессах всех ключевых вузовских общностей: студентов, научно-педагогического и управленческого сообществ. В то же время мы видим, что такие взаимосвязи не стали предметом исследований ни в российской, ни в зарубежной науке.

Заключение. Проведенный анализ аномалий в поведении и взаимодействиях вузовских общностей и обобщение исследований (зарубежных и отечественных) этой проблемы показали необходимость ее решения на уровне образовательных и управленческих практик. По мнению авторов, нужна разработка в вузах специальной программы противодействия аномальному поведению и взаимодействию вузовских общностей, включая основные сферы и направления университетской жизни: образовательный процесс, научно-исследовательскую деятельность, воспитание, управление, социальную активность. Эта программа должна выявить и показать возможности предупреждения, ограничения и преодоления нарушений и отклонений от норм российской высшей школы в поведении и взаимодействиях вузовских общностей.

Однако данная программа не будет эффективной, если не изменится социальный контекст российского высшего образования. Аномалии в высшем образовании - это не только и не столько проблема высшей школы, сколько проблема общества в целом. Причины аномалий в высшем образовании корнями уходят в социальную природу общественных отношений. В свою очередь аномалии в высшем образовании усиливают отклонения от моральных и правовых норм, существующих в обществе. В связи с этим можно говорить о рассматриваемой проблеме как фундаментальном вызове социальному развитию нашей страны.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994. - 339 с.

2. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. -М.: Прогресс, 1966. - С. 299-313.

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. - М.: ПОСТУМ, 2015. - 240 с.

4. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

5. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. - 300 с.

6. Колесникова И.А. Академический гострайтинг - рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: XXI век. -2017. - Вып. 2 (18). - С. 1-22.

7. Ефимова Г.З. Анализ недобросовестности в сфере образования и науки: результаты социологического исследования. - Тюмень: Вектор Бук, 2013. - 215 с.

8. Hensley L.C., Kirkpatrick K.M., Burgoon J.M. Relation of Gender, Course Enrollment, and Grades to Distinct Forms of Academic Dishonesty // Teaching in Higher Education. - 2013. - Vol. 18, № 8. - P. 895-907.

9. Латова Н.В., Латов Ю.В. Обман в учебном процессе // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 31-46.

10. Jones D.L.R. Academic Dishonesty: Are More Students Cheating? // Business Communication Quarterly. - 2011. - Vol. 74, № 2. - P. 141-150.

11. Калимулин Т.Р. Российский рынок диссертационных услуг // Экономическая социология. - 2005. - № 4-5. - С. 14-37.

12. Балацкий Е. Диссертационная ловушка // Свободная мысль. - 2005. -№ 2.- С. 92-104.

13. Marsden H., Carroll M., Neill J.T. Who Cheats at University? A Self-Report Study of Dishonest Academic Behaviors in a Sample of Australian University Students // Australian Journal of Psychology. - 2005. - Vol. 57, № 1. - P. 1-10.

14. Murdock T.B., Beauchamp A.S., Hinton A.M. Predictors of Cheating and Cheating Attributions: Does Classroom Context Influence Cheating and Blame for Cheating? // European Journal of Psychology of Education. - 2008. - Vol. 23, № 4. -С. 477-492.

15. Ezell O.A. Diploma Mills - Past, Present and Future // College and University. - 2002. - Vol. 77, № 3. - P. 40-42.

16. Zheng Sh., Jie Ch. Academic Ghostwriting and International Students // Young Scholars in Writing. - 2015. - Vol. 12. - С. 124-133.

17. Скобликов П.А. Бизнес на диссертациях в терминах и понятиях // Криминология. - 2013. - № 1. - С. 65-75.

18. Дубин Б. Качество или диплом? // Pro et Contra. - 2010. - № 3. - С. 32-51.

19. Шереги Ф.Э., Кириллов А.В. Труд преподавателя вуза: творчество или «выживание»? // Социологические исследования. - 2017. - № 11. - С. 87-98.

20. Sims R.L. The Relationship between Academic Dishonesty and Unethical Business Practices // Journal of Education for Business. - 1993. - Vol. 68 (4). -P.207-211.

21. Nonis S., Swift C.O. An Examination of the Relationship Between Academic Dishonesty and Workplace Dishonesty: A Multicampus Investigation // Journal of Education for Business. - 2001. - Vol. 77 (2). - P. 69-77.

22. Guerrero-Dib J.G., Portales L., Heredia-Escorza Y. Impact of academic integrity on workplace ethical behavior // International Journal for Educational Integrity. - 2020. - Vol. 16 (1). - Article number 2.

23. Дремова О.В., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2020. - № 4. - С. 366-394.

24. Голунов С.В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 243-257.

25. Tolerance of Cheating: an Analysis a Countries / J. Magnus, V.M. Pol-terovich, D.L. Danilov, A.V. Savvateev // Journal of Economic Education. - 2002. -Vol. 33 (2). - P. 125-135.

26. Grimes P.W. Dishonesty in Academics and Business: A Cross-Cultural Evaluation of Student Attitudes // Journal of Business Ethics. - 2004. - Vol. 49 (3). -P. 273-290.

27. Радаев В.В., Чириков И.С. Отношение студентов и преподавателей к наказаниям за плагиат и списывание // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 4. - С. 77-82.

28. Латов Ю.В., Ключарев Г.А. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. - 2015. - № 2. - С. 31-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. - 2020. - № 3. - С. 71-77.

30. Бабинцев В.П., Серкина Я.И. Имитации в системе высшего образования России // Инноватика и экспертиза: научные труды. - 2019. - № 2. - С. 21-27.

31. Балацкий Е.В. Формирование «диссертационной ловушки» // Экономика образования. - 2008. - № 4. - С. 149-160.

32. Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). - 2016. -Т. 8, № 3. - С. 116-136.

33. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. - 2015. - № 9. - С. 86-93.

34. Бюрократизация и адаптивное поведение в сфере высшего образования / В.В. Вольчик, Ю.В. Филоненко, Е.С. Аверкиева, И.М. Ширяев // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2016. - Vol. 7, № 4. - С. 57-71.

35. Thelin J.R. An Embarrassment of Riches: Admission and Ambition in American Higher Education // Society. - 2019. - Vol. 56 (4). - С. 329-334.

36. Ojo O.K., Ayandele O., Egbeleye S.A. Euphemisms of Corruption among Students of Higher Institutions in South West Nigeria // Journal of Language and Education. - 2020. - Vol. 6 (1). - С. 72-82.

37. Corruption in Higher Education: Global Challenges and Responses. Global Perspectives on Higher Education. - Vol. 46. - Brill, 2020. - 198 p.

38. Галицкий Е.Б., Левин М.И. Затраты домохозяйств на образование детей и взрослых (по результатам третьей волны мониторинга «Экономика образования») // Вопросы образования. - 2005. - № 2. - С. 297-313.

39. Трубникова Е.И. Проект 5-100: взгляд через призму теории институциональной коррупции // Мир России. - 2020. - Т. 29, № 2. - С. 72-91.

40. Денисова-Шмидт Е.В., Хубер М., Леонтьева Э.О. Оказывают ли антикоррупционные просветительские кампании влияние на студентов? // Вопросы образования. - 2016. - № 1. - С. 61-83.

References

1. Dürkheim É. Le suicide: Étude de sociologie (Russ. ed.: Diurkgeim E. Sa-moubiistvo. Sotsiologicheskii etiud. Moscow, Mysl', 1994, 339 p.).

2. Merton R. Social structure and anomie (Russ. ed.: Merton R. Sotsial'naia struktura i anomiia. Sotsiologiiaprestupnosti, Moscow, Progress, 1966, pp. 299-313).

3. Baudrillard J. Simulacres et simulation (Russ. ed.: Bodriiiar Zh. Simuliakry i simuliatsii. Moscow, POSTUM, 2015, 240 p.).

4. Bauman Z. Liquid modernity (Russ. ed.: Bauman Z. Tekuchaia sovremen-nost'. St. Petersburg, Piter, 2008, 240 p.).

5. Zborovskii G.E. Teoriia sotsial'noi obshchnosti [Theory of social community]. Yekaterinburg, University of Humanities, 2009, 300 p.

6. Kolesnikova I.A. Akademicheskii gostraiting - rynok imitatsii nauchno-obra-zovatel'noi aktivnosti [Academic ghostwriting as the market of imitation of scientific and educational activity]. Nepreryvnoe obrazovanie:XXIvek, 2017, iss. 2 (18), pp. 1-22.

7. Efimova G.Z. Analiz nedobrosovestnosti v sfere obrazovaniia i nauki: rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniia [Cheating in education and science: The results of the survey]. Tyumen, Vektor Buk, 2013, 215 p.

8. Hensley L.C., Kirkpatrick K.M., Burgoon J.M. Relation of gender, course enrollment, and grades to distinct forms of academic dishonesty. Teaching in Higher Education, 2013, vol. 18, no. 8, pp. 895-907.

9. Latova N.V., Latov Iu.V. Obman v uchebnom protsesse [The fraud in the studies]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2007, no. 1, pp. 31-46.

10. Jones D.L.R. Academic dishonesty: Are more students cheating? Business Communication Quarterly, 2011, vol. 74, no. 2, pp. 141-150.

11. Kalimulin T.R. Rossiiskii rynok dissertatsionnykh uslug [Russian market of dissertation services]. Ekonomicheskaia sotsiologiia, 2005, no. 4-5, pp. 14-37.

12. Balatskii E. Dissertatsionnaia lovushka [Dissertation trap]. Svobodnaia mysl', 2005, no. 2, pp. 92-104.

13. Marsden H., Carroll M., Neill J.T. Who cheats at university? A self-report study of dishonest academic behaviors in a sample of Australian University students. Australian Journal of Psychology, 2005, vol. 57, no. 1, pp. 1-10.

14. Murdock T.B., Beauchamp A.S., Hinton A.M. Predictors of cheating and cheating attributions: Does classroom context influence cheating and blame for cheating? European Journal of Psychology of Education, 2008, vol. 23, no. 4, pp. 477-492.

15. Ezell O.A. Diploma mills - past, present and future. College and University, 2002, vol. 77, no. 3, pp. 40-42.

16. Zheng Sh., Jie Ch. Academic ghostwriting and international students. Young Scholars in Writing, 2015, vol. 12, pp. 124-133.

17. Skoblikov P.A. Biznes na dissertatsiiakh v terminakh i poniatiiakh [Thesis business]. Kriminologiia, 2013, no. 1, pp. 65-75.

18. Dubin B. Kachestvo ili diplom? [Quality or diploma?]. Pro et Contra, 2010, no. 3, pp. 32-51.

19. Sheregi F.E., Kirillov A.V. Trud prepodavatelia vuza: tvorchestvo ili "vyz-hivanie"? [University teacher's work: Creativity or "survival"?]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2017, no. 11, pp. 87-98.

20. Sims R.L. The relationship between academic dishonesty and unethical business practices. Journal of Education for Business, 1993, vol. 68 (4), pp. 207-211.

21. Nonis S., Swift C.O. An examination of the relationship between academic dishonesty and workplace dishonesty: A multicampus investigation. Journal of Education for Business, 2001, vol. 77 (2), pp. 69-77.

22. Guerrero-Dib J.G., Portales L., Heredia-Escorza Y. Impact of academic integrity on workplace ethical behavior. International Journal for Educational Integrity, 2020, vol. 16 (1), art. 2.

23. Dremova O.V., Maloshonok N.G., Terent'ev E.A. V poiskakh spravedlivosti v universitete: kritika i opravdanie praktik akademicheskogo moshennichestva studentami [Seeking justice in academia: Criticism and justification of student academic dishonesty]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye pere-meny, 2020, no. 4, pp. 366-394.

24. Golunov S.V. Studencheskii plagiat kak vyzov sisteme vysshego obrazovaniia v Rossii i za rubezhom [Student plagiarism as a challenge to the higher education system in Russia and abroad]. Voprosy obrazovaniia, 2010, no. 3, pp. 243-257.

25. Magnus J., Polterovich V.M., Danilov D.L., Savvateev A.V. Tolerance of cheating: An analysis a countries. Journal of Economic Education, 2002, vol. 33 (2), pp. 125-135.

26. Grimes P.W. Dishonesty in academics and business: A cross-cultural evaluation of student attitudes. Journal of Business Ethics, 2004, vol. 49 (3), pp. 273-290.

27. Radaev V.V., Chirikov I.S. Otnoshenie studentov i prepodavatelei k nakazani-iam za plagiat i spisyvanie [The attitude of the students and the faculty to the penalties for plagiarism]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz, 2006, no. 4, pp. 77-82.

28. Latov Iu.V., Kliucharev G.A. Neformal'nye "pravila igry" v obrazovatel'noi sisteme: simuliatsiia obrazovaniia, simuliakry i brokery znanii [Non-formal "rules of game" in education: Simulation activities, simulacra, and knowledge brokers]. Ob-shchestvennye nauki i sovremennost', 2015, no. 2, pp. 31-42.

29. Seliverstova N.A. Imitatsiia obrazovatel'nykh praktik v sfere vysshego obrazovaniia [Simulation of educational practices in the system of higher education]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2020, no. 3, pp. 71-77.

30. Babintsev V.P., Serkina Ia.I. Imitatsii v sisteme vysshego obrazovaniia Rossii [Simulations in higher education of Russia]. Innovatika i ekspertiza: nauch-nye trudy, 2019, no. 2, pp. 21-27.

31. Balatskii E.V. Formirovanie "dissertatsionnoi lovushki" [Formation of the "dissertation trap"]. Ekonomika obrazovaniia, 2008, no. 4, pp. 149-160.

32. Kurbatova M.V., Kagan E.S. Opportunizm prepodavatelei vuzov kak spo-sob prisposobleniia k usileniiu vneshnego kontrolia deiatel'nosti [Opportunism of university lecturers as a way to adaptate the external control activities strenghten-ing]. Journal of Institutional Studies, 2016, vol. 8, no. 3, pp. 116-136.

33. Denisova-Shmidt E.V., Leont'eva E.O. Kategoriia "neobuchaemykh" stu-dentov kak sotsial'nyi fenomen universitetov (na primere dal'nevostochnykh vuzov) [Un-teachable' students as a social phenomenon of universities: Far Eastern case]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, no. 9, pp. 86-93.

34. Vol'chik V.V., Filonenko Iu.V., Averkieva E.S., Shiriaev I.M. Biurokrati-zatsiia i adaptivnoe povedenie v sfere vysshego obrazovaniia [Bureaucratization and adaptive behavior in the higher education]. Journal of Economic Regulation, 2016, vol. 7, no. 4, pp. 57-71.

35. Thelin J.R. An embarrassment of riches: Admission and ambition in American higher education. Society, 2019, vol. 56 (4), pp. 329-334.

36. Ojo O.K., Ayandele O., Egbeleye S.A. Euphemisms of corruption among students of higher institutions in South West Nigeria. Journal of Language and Education, 2020, vol. 6 (1), pp. 72-82.

37. Corruption in higher education: Global challenges and responses. Global Perspectives on Higher Education, Brill, 2020, vol. 46, 198 p.

38. Galitskii E.B., Levin M.I. Zatraty domokhoziaistv na obrazovanie detei i vzroslykh (po rezul'tatam tret'ei volny monitoringa "Ekonomika obrazovaniia") [Household expenditures on the education of children and adults (according to the results of the third wave of monitoring "The economics of education")]. Voprosy obrazovaniia, 2005, no. 2, pp. 297-313.

39. Trubnikova E.I. Proekt 5-100: vzgliad cherez prizmu teorii institutsional'noi korruptsii [Project 5-100: A view through the prism of the theory of institutional corruption]. Mir Rossii, 2020, vol. 29, no. 2, pp. 72-91.

40. Denisova-Shmidt E.V., Khuber M., Leont'eva E.O. Okazyvaiut li antikor-ruptsionnye prosvetitel'skie kampanii vliianie na studentov? [Do anti-corruption educational campaigns reach students? Some evidence from Russia and Ukraine]. Voprosy obrazovaniia, 2016, no. 1, pp. 61-83.

Оригинальность 80 %

Получено 28.04.2021 Принято 17.05.2021 Опубликовано 30.09.2021

G.Ye. Zborovsky, P.A. Ambarova

ANOMALIES IN THE BEHAVIOR AND INTERACTIONS OF UNIVERSITY COMMUNITIES AS A PROBLEM OF FOREIGN AND RUSSIAN RESEARCH

The article substantiates the necessity and relevance of studying the problem of anomalies in the behavior and interactions of university communities, as reflected in foreign and Russian studies. Attention is drawn to the widespread occurrence of many manifestations of anomaly behavior of university communities in Russia and abroad. This proves the international nature of the phenomenon under study. The authors offer their interpretation of the methodology of researching anomalies in higher education, emphasizing the need to combine efforts of social sciences and humanities - sociology, psychology, social psychology, pedagogy, and economics. The concept of anomalies in higher education are specified, their types and forms determined. The conditions and factors of the anomalies in the behavior of university communities are discused. The role and significance of such an anomaly factor in higher education as the educational failure of a large group of students is emphasized. At the same time, these anomalies are characterized as manifestations of academic fraud.

We further reveal the main avenues and topics of research of anomalies of university communities in both foreign and Russian academia. Among them are the study of academic fraud, ghostwriting, over-bureaucratization, falsifications, imitations, corruption, "student savings", etc. The analysis of foreign and Russian literature on the issues of anomalies in higher education indicates that there has been no fundamental research of the issues concerned in the context of higher education.

The article focuses on the need to develop a special program in universities to counteract anomaly behavior and interaction of university communities, including the main areas of university life - the educational process, research activities, management, and social activity. The authors see the task of a prospective study of anomalies in the behavior and interactions of university communities in preventing, limiting and overcoming deviations from the norms of Russian higher education.

Keywords: anomalies in higher education, anomaly behavior and interaction of university communities, educational failure, foreign and Russian studies of anomalies in higher education, students, scientific and pedagogical community, managers.

Garold Ye. Zborovsky - Doctor of Philosophy, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: garoldzborovsky@gmail.com.

Polina A. Ambarova - Doctor of Sociology, Professor, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: borges75@mail.ru.

Received 28.04.2021 Accepted 17.05.2021 Published 30.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.