Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина В.И., Ермакова Е.А., Сердюкова В.А.

Статья посвящена анализу результатов исследования: «Ценностные ориентации молодежи Брянской области» 2017 г., цель которого изучение социального самочувствия молодежи Брянской области и выявление основных факторов, влияющих на формирование ценностных установок студенчества юго - западных (приграничных) районов Брянской области. Социальное самочувствие и отношение молодого поколения анализируются в разрезе отношения к окружающей среде, происходящим социально - экономическим событиям, жизненным целям и ориентирам, увлечения, проблемы сегодняшних идеалов и патриотических чувств молодых людей, определен круг насущных проблем повседневной жизни и подходов к их решению. Предметное поле исследования охватывает три основных логических блока, которые изучались интервьюерами: Ø Жизненные перспективы и нацеленность на достижение цели; Ø Ценностные оценки, патриотизм, формирование отношения к «Малой Родине»; Ø Социальные риски, экологическая безопасность и роль экологической культуры в повседневной жизни и быту. Результаты каждого блока вопросов проиллюстрированы графически и объясняют представление молодежи о формирующихся ценностях. Методологической основой исследования является социокультурная рефлексия молодежи региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE VALUES AND MORAL INSTALLATIONS OF YOUTH BRYANSK REGION

The article is devoted to the analysis of the research results: "Value orientations of the youth of the Bryansk region" in 2017, whose goal is to study the social well-being of the youth of the Bryansk region and to identify the main factors influencing the formation of values attitudes and students in the southwestern regions of the Bryansk region. The social well - being and attitude of the younger generation are analyzed in terms of attitudes towards the environment, socio - economic events, life goals and landmarks, hobbies, problems of today 's ideals and patriotic feelings of young people, a range of pressing problems of daily life and approaches to their solution. The subject field of the study covers three main logical blocks of problems that were studied by interviewers: · Life prospects and focus on achieving the goal; · Valuations, patriotism, the formation of attitudes toward the "Little Motherland"; · Social risks, environmental safety and the role of ecological culture in everyday life and everyday life. The results of each block of questions are illustrated graphically and explain the youth's view of emerging values. The methodological basis of the study is the socio-cultural reflection of the youth of the region.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 316.354:351/354

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

В.И. Гостенина, Е.А. Ермакова, В.А. Сердюкова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Статья посвящена анализу результатов исследования: «Ценностные ориентации молодежи Брянской области» 2017 г., цель которого изучение социального самочувствия молодежи Брянской области и выявление основных факторов, влияющих на формирование ценностных установок студенчества юго - западных (приграничных) районов Брянской области.

Социальное самочувствие и отношение молодого поколения анализируются в разрезе отношения к окружающей среде, происходящим социально - экономическим событиям, жизненным целям и ориентирам, увлечения, проблемы сегодняшних идеалов и патриотических чувств молодых людей, определен круг насущных проблем повседневной жизни и подходов к их решению.

Предметное поле исследования охватывает три основных логических блока, которые изучались интервьюерами:

> Жизненные перспективы и нацеленность на достижение цели;

> Ценностные оценки, патриотизм, формирование отношения к «Малой Родине»;

> Социальные риски, экологическая безопасность и роль экологической культуры в повседневной жизни и быту.

Результаты каждого блока вопросов проиллюстрированы графически и объясняют представление молодежи о формирующихся ценностях.

Методологической основой исследования является социокультурная рефлексия молодежи региона. Ключевые слова: молодежь, ценностные ориентации, самосознание, социокультурная рефлексия, социокультурная среда, патриотизм, культура быта.

Нравственные установки и ценности молодежи не является новой для социологии, однако исследование проблемы с позиций рефлексивного выражения идеалов -редкое явление для социологической науки, тем более, что именно социологическое изучение ценностей является необходимым условием сегодняшнего понимания общественной жизни, социального порядка коммуникативно - визуальных моделей построения социальных отношений в молодежной среде.

Дискретность общественной динамики, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, привели к социальной вариативности в самом широком смысле слова — как многообразия принципов организации социальных общностей, возникновения новых видов деятельности, социальных ролей, групповых норм и ценностей. Обосновали внедрение в повседневную жизнь информационные матрицы взаимодействия молодых людей [1].

Социокультурные процессы, несомненно, оказывают влияние на все стороны общественной жизни. Для ориентации молодежи в социуме и наиболее эффективного применения приобретённых знаний, умений и навыков необходимо, чтобы человек обладал широтой и гибкостью мышления, мог свободно ориентироваться в информационной сфере, обладал профессиональными знаниями, отличался способностью решать реальные вопросы различного уровня сложности [2]. Ценности, как категориальное понятие, выполняют социальные функции, лежащих в основе определённых обязанностей личности перед обществом. Количество социальных функций культурного пространства до сих пор открытый вопрос, поскольку их ряд постоянно растёт, так как культура бесконечна и многообразна.

Все шире в социологической науке обсуждается вопрос о необходимости исследования новых социокультурных тенденций и индивидуальной специфики внутренней жизни человека. Социальная группа молодежи постоянно привлекает внимание социологов, поскольку именно она является индикатором, который отражает происходящие перемены и определяет потенциал развития общества.

Воспитание молодежи в современных условиях требует новых идей, концепций и технологий. Это связано с особенностями социально-экономической ситуации в обществе, а именно: переоценкой ценностей, изменением приоритетов в структуре престижных профессий, противоречивостью отношения к образованию в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Характерной чертой современности определим отсутствие четкой, адекватной современным условиям молодежной политики.

Современное понимание воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание для этого благоприятных условий дает возможность выделить два основных направления организации мониторинга в сфере воспитания ценностей - изучение ценностных ориентаций личности и условий, обеспечивающих их формирование и развитие [3].

Для России характерна «территориальная многовариативность, и региональная автократия». В связи с этим каждый регион обладает специфическими характеристиками, территориальными особенностями. Объективно-исторический фактор развития Брянской области - это отражение многообразия кросскультурного контекста, организационных и социальных условий, включая управленческие связи, сложившиеся в определённых территориальных пределах. Формирование идентичности населения путем соотнесения личности с социумом через реализацию потребностей участия граждан в территориальном взаимодействии, связывающих свое настоящее и будущее с развитием данной местности и культуры [4].

В рамках международного молодежного фестиваля «По Волнам Ипути- 2017» кафедрой социологии и социальной работы Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского реализовано социологическое исследование «Ценностные ориентации молодежи Брянской области». Молодежный фестиваль традиционно проводится для укрепления и расширения культурных связей между братскими русским и белорусским народами, с участием молодёжи Могилёвской, Гомельской и Брянской областей, обмена опытом в вопросах реализации государственной молодёжной политики.

Социологическое исследование ценностных ориентаций молодежи Брянской области направлено на выявление основных факторов, влияющих на их формирование.

Инструментарий исследования и объем выборочной совокупности описан в программе исследования (Научный руководитель д.социол.н, проф. Гостенина В.И. ).

Общий объем выборочной совокупности составил 355 респондентов. В опросе, которой проводится методом анкетирования, приняли участие учащиеся в 9, 10, 11 классов средних общеобразовательных школ (294 человек) и студенты колледжей (61 человек) юго-западных районов Брянской области.

■ г. Новозыбков

■ г.Клинцы

■ г.Климово

■ с.Гордеевка

■ с. Творишино

■ пгт. Красная гора

■ г.Сураж

14%

Рис.1. - Населенные пункты, школы, колледжи, участвующие в опросе

Методологической основой исследования послужили рефлексивные закономерности формирования ценностей, социологическая концепция, базирующаяся на повседневном мышлении и поведении, мотивированность следования традициям, аккуратность и воспитанность поведения, патриотизм и отношение к общегуманным человеческим ценностям.

Внимание исследователей распределяется между двумя полюсами: один - изучает социальное самочувствие молодых людей, увлечения, сегодняшние идеалы и патриотические чувства, жизненные перспективы и нацеленность на достижение цели.

Другим полюсом является выявление социальных и экономических региональных проблем, экологическая безопасность и роль экологической культуры в повседневной жизни и быту.

Результаты исследования не выявили существенной разницы в ответах учащихся различных возрастных групп, и зафиксировали отсутствие противоречий по гендерному признаку. Поэтому нам представляется необходимым проранжировать общее число ответов всех опрошенных.

Представленные фрагменты исследования показывают, что подавляющее большинство опрошенных молодых респондентов, независимо от пола, возраста и оценки собственной взрослости, склонны относить себя к людям, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся их достичь (90%). Лишь 4% участников опроса говорят об отсутствии целей или вовсе не задумывались над этим, и 5% затрудняются ответить на этот вопрос. (см. рис.2).

2% 5%

■1. да

2. нет

3. не задумывался над этим

4. затрудняюсь ответить

90%

Рис. 2 - Есть ли у Вас цель в жизни?

8. другое 7. затрудняюсь ответить 6. здоровье 5. образование 4. друзья ( коммуникация,общение)

3. деньги 2. семья 1. карьера

1,1

11

7779

10

20

30

40

50

60

70

80

90

1. карье ра 2. семья 3. деньг и 4. друзь я ( коммуни кация,об щение) 5. образо вание 6. здоров ье 7. затруд няюсь ответить 8. друг ое

■ Студенты колледжей % 31,1 77,0 13,1 9,8 13,1 31,1 4,9 0,0

■ Учащиеся школ % 33,3 75,9 10,9 17,3 21,4 27,2 4,1 0,3

Рис. 3 - Выберите наиболее ценное для Вас в жизни?

0

Студенты колледжей % I Учащиеся школ %

11. другое (укажите)

10. наполнить свою жизнь отдыхом, путешествиями, развлечениями

9. выстроить систему отношений, связей (дружеских, деловых)

8. создать и развивать собственный бизнес

7. посвятить себя творческой деятельности (искусству, спорту)

6. реализовывать себя в общественной

и политической сферах

5. создать семью, растить детей

4.сделать карьеру (на работе, службе)

3. повышать уровень своего материального благополучия ...

2. реализовывать себя в профессии, расти как специалисту

1. повышать свой образовательный уровень

0 10 20 30 40 50 60 70 Рис. 4 - Какие цели Вы хотели бы достичь в ближайшие 10-20 лет?

9. другое (укажите) 8. затрудняюсь ответить

7. политическое будущее отечества

6. потерять семью или близкого человека

5. не встретить любимого человека

4. проблемы с устройством на работу

3. угроза вашей безопасности, терроризм

2. остаться без средств существования

1. невозможность получить образование

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 5 - Что вызывает опасение и неуверенность в вашей дальнейшей жизни?

Студенты колледжей и техникумов %

Учащиеся школ %

14. другое (укажите) 13. затрудняюсь ответить

12. гуляю по городу, в парках и т.д.

11. слушаю музыку, аудиокниги, смотрю фильмы

10. занимаюсь своим увлечением, хобби (кружке, клубе)

9. занимаюсь общественной работой, участвую в деятельности общественных организаций,...

8. повышаю образование, хожу на курсы, занятия, в библиотеку

7. хожу на дискотеки / в танцевальные клубы

6. хожу в театр, на концерты, в музеи, на выставки, посещаю культурные мероприятия

5. занимаюсь спортом / хожу в спортклуб, спорт. площадки

4. играю в компьютерные игры, общаюсь в соц. сетях

3. уезжаю за город, отдыхаю на природе 2. хожу в гости 1. смотрю телевизор

3,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,4

47,5

29,5 28,9

3,3 6,1

4,9

21,8

1,6 6,5

1,6 5,1

6,4

57,4 1,7

44,6

29,5

36,7

18 15,3

19,7 14,3

14,6

26,2

I Студенты колледжей и

техникумов %

| Учащиеся школ %

0 20 40 60 80

Рис. 6 - Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

7% 1%

10%

8%

29%

11. эмоциональный подъем и чувство бодрости

2. обычный жизненный тонус, ровные чувства

3. состояние неуравновешенности, чувство тревоги

4. состояние безразличия

5. затрудняюсь ответить

6. другое (укажите)

45%

Рис. 7 - Какие чувства Вы испытываете чаще всего?

1

14. законопослушность 13. умение приспособиться к..

12. взаимовыручка 11. общественная активность 10. толерантность, уважительное ..

9. трудолюбие 8. деловитость, предприимчивость 7. патриотизм 6. красоту 5. отзывчивость 4. целеустремленность 3. уверенность в себе 2. чувство юмора 1. доброжелательность

1

3,3

21,8

к39,7 ,6 26,2

44,6

36,7

Студенты колледжей и техникумов %

Учащиеся школ

%

0 20 40 60 80

Рис. 8 - Какие качества Вы больше всего цените в людях?

Таблица 1.

В каждой предложенной паре (А,В,С,0) выберите одну из альтернатив:

4

5

Блок Альтернатива Количество %

А 1. Я хотел бы в своей жизни чего-то достичь, даже если это часто трудно и утомительно. 244 68

2. Я хотел бы наслаждаться своей жизнью и не утомлять себя. В конце концов, живёшь только один раз, ведь главное - иметь что-то от своей жизни. 69 19

В 1. Я устраиваю свою жизнь так: делаю то, что мне сразу и непосредственно даёт результат, и в чём я вижу пользу или нахожу удовольствие. 146 41

2. Я устраиваю свою жизнь так: делаю то, что рассчитано на длительную перспективу, чтобы позже в жизни не просто что-то иметь, а долго пожинать плоды своего труда 167 47

С 1. Я считаю важнейшим то, что в жизни я самостоятелен и преследую исключительно свои собственные интересы и цели. 150 42

2. Я считаю важнейшим то, что я в жизни при принятии решений уважаю интересы и цели других людей. 164 46

Б 1. Я считаю важным устроить свою жизнь так, чтобы доказать: я особенный человек, который отличается от всех других людей моего окружения. 204 57

2. Я считаю важным устроить свою жизнь так, чтобы показать, что у меня много общего с другими людьми и что мы похожи. 109 31

Отвечая на вопрос об общем эмоциональном отношении к своему региону (см. рис.9), 40% респондентов выбрали вариант ответа: «я рад, что живу здесь». Каждый четвёртый ответил: «в целом я доволен, но многое не устраивает». Безразличное отношение к области

выразили 15% опрошенных. Негативное отношение и переезд за пределы региона или страны в целом проявляют 28% опрошенной молодежи.

1. я рад, что живу здесь

2. в целом я доволен, но многое не устраивает

3. не испытываю особых чувств по этому поводу

■ 4. мне не нравится жить здесь, но привык и не собираюсь уезжать

■ 5. хотел бы уехать в другой регион России

■ 6. хотел бы уехать из страны 22%

Рис. 9 - Какие чувства Вы испытываете по отношению к Брянской области?

Полученные материалы позволили составить иерархию социально-экономических проблем области, которые в последнее время волнуют молодежную аудиторию больше всего. (см. табл. 2.)

Таблица 2.

Какие социальные и экономические проблемы вашей области в последнее время волнуют вас

больше всего?

Вариант ответа Учащиеся школ Студенты колледжей и техникумов

Количество % Количество %

преступность 62 21,1 19 31,1

недоступность, дороговизна жилья 62 21,1 20 32,8

состояние дорог, ситуация на дорогах 161 54,8 26 42,6

алкоголизм и наркомания 126 42,9 31 50,8

ситуация с занятостью населения, с безработицей 119 40,5 31 50,8

ситуация с приезжими, мигрантами, конфликты на межнациональной почве 19 6,5 2 3,3

ухудшение экологической обстановки 110 37,4 15 24,6

терроризм 47 16 10 16,4

нет таких проблем 9 3,1 1 1,6

затрудняюсь ответить 15 5,1 0 0

другое (укажите) 3 1 0 0

Как показывает опрос, около половины опрошенной аудитории - 44% считают, что за последнее время патриотические чувства современной российской молодежи несколько уменьшились, 21% респондентов имеют противоположенные убеждения, такое же число опрошенных затруднились при ответе на данный вопрос - 22%. Никаких изменений в патриотическом отношении молодежи не замечают 11% ответивших учащающихся. (см. рис.3.).

9%

2%

22%

■ 1. значительно увеличились

2. не изменились

3. несколько 11% уменьшились

4. затрудняюсь ответить

5. другое (укажите)

44%

Рис. 10 - Как Вы считаете, как изменились за последнее время патриотические чувства

современной российской молодежи?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неуверенность и опасения молодежи больше всего вызывают: страх, связанный с потерей семьи или близких людей, проблемы с трудоустройством, невозможность получения образования. Также у молодых людей вызывает опасение вопрос остаться без средств существования - 25-26% (см. рис.4).

Студенты колледжей и техникумов %

Учащиеся школ %

9. другое (укажите) 8. затрудняюсь ответить

7. политическое будущее отечества

6. потерять семью или близкого человека

5. не встретить любимого человека

4. проблемы с устройством на работу

3. угроза вашей безопасности, терроризм 2. остаться без средств существования 1. невозможность получить образование

0 10 20 30 40 50 60 Рис. 11 - Что вызывает опасение и неуверенность в вашей дальнейшей жизни?

Заключительный блок вопросов, посвященный проблемам экологии в области, позволил выявить следующие результаты: 53% молодых людей скорее считаю себя экологически культурными людьми. 49% опрошенной аудитории убеждены, что необходимо заботиться об окружающей природе во имя следующих поколений. Более 80% респондентов считают, что от культуры каждого человека зависит сохранение природы и стабильность экологической обстановки в Брянской области, около 50% отмечают, что это также вопрос государственной политики. Молодежь принимает участие в субботниках, городских общественных мероприятиях по охране окружающей среды. Наиболее значимые проблемы, оказывающие негативное влияние на экологическую обстановку в Брянской области аудитория называет: «скопление мусора, появление несанкционированных свалок» (34%),

«загрязнение питьевых и других водных источников» (18%), «радиоактивное загрязнение» (12%), что закономерно, для нашей области. А также названы: «проблема переработки промышленных и бытовых отходов» (12%), «увеличение количества автомобильного транспорта» (8%).

9. другое (укажите) 8. затрудняюсь ответить

7. от семейного воспитания

6. от степени экологической ориентированности системы...

5. от бизнеса (степени его экологической ответственности)

4. от каждого члена общества

3. организаций

2. от неправительственных общественных

1. от государства

Рис. 12 -Что вызывает опасение и неуверенность в вашей дальнейшей жизни?

■ 1. скопление мусора, появление

несанкционированных свалок

2. перегруженность объектами строительной, тяжелой и перерабатывающей

■ ?ро мрИ8ййшличества автомобильного транспорта

4. проблема переработки промышленных и бытовых отходов

■ 5. загрязнение питьевых и других водных источников

6. радиоактивное загрязнение

7. лесные пожары

■ 8. затрудняюсь ответить

Рис. 13 - Как Вы считаете какие факторы влияют на экологическую обстановку в

Брянской области?

■ Студенты 80,3 колледжей и техникумов %

Учащиеся школ %

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

12%

12%

5%

9%

39%

И. да, готов

2. скорее да, чем нет

3. скорее нет, чем да

14. не готов

15. затрудняюсь ответить

35%

Рис. 14 - Готовы ли Вы к раздельному сбору бытовых отходов (сортировке мусора по

происхождению)?

В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная культура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура. Тем не менее, молодежь признает объективное существование историко-культурных ценностей, национальных традиций. На основе проведенного исследования нельзя говорить об ухудшении нравственного облика молодежи. Часто молодежная культура демонстративная, но при этом у современных учащихся школ и колледжей не наблюдается обособленность от культурных ценностей старших поколений и национальных традиций. Приоритетными целями учащихся являются: создание семьи, профессиональная реализация, повышение своего образовательного уровня. Наблюдается значительный уровень оптимизма во взглядах на будущее.

Исследования ценностных ориентаций молодежи Брянской области, регулярно проводимые кафедрой социологии и социальной работы БГУ им. ак. И.Г.Петровского, показывают, что в новых условиях реальности не произошло полного отторжения молодого поколения от российских культурно-исторических ценностей предшествующих поколений.

14. другое (укажите) 13. затрудняюсь ответить 12. государственная служба 11. СМИ 10. культура, искусство 9. спорт, туризм 8. медицина и здравоохранение 7. образование, наука 6. торговля 5. экология, защита. 4. транспорт, связь 3. строительство 2. сельское хозяйство 1. промышленность,.

45,9

Студенты колледжей и техникумов %

I Учащиеся школ %

10

20

30

40

50

Рис. 1 5 - В какой отрасли профессиональной деятельности Вы желаете самостоятельно работать?

0

0%

17%

33%

1. работа должна быть интересной и доставлять радость

(удовольствие)

2. работа должна давать

гарантию от безработицы

3. работа должна быть разнообразной и содержать

многоуровневые задачи (обязанности)

4. работа должна

обеспечивать возможность получения

высоких доходов

5. работа должна

обеспечивать высокие перспективы на успех

6. работа должна быть полезной для общества

7. затрудняюсь ответить

другое (укажите)

7%

Рис. 16 - Что для Вас главное в вашей будущей работе? Совпадают ли Ваши жизненные цели с вашей будущей профессией?

Таблица 3.

Вариант ответа Количество %

да 140 39

да, частично 170 48

нет 20 6

затрудняюсь ответить 19 5

другое (укажите) 0 0

2%

11%

8%

31%

2%

1. телевидение

2. радио

3. газеты

4. интернет

5. рассказы родственников, знакомых

6. затрудняюсь ответить

7. другое (укажите)

Рис. 17 - Каким каналам информации Вы в большей степени доверяете?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1%

мать

отец

1% . 1% _

2% .

брат/сестра

друг/подруга

преподаватель

Никто

Затрудняюсь

39%

ответить

Рис. 18 - Кто для Вас является образцом для подражания (идеалом)?

Социологическое исследование позволяет глубоко и всесторонне изучить структуру и динамику ценностей молодежи, характер которых служит своеобразным индикатором социального состояния региона. Социально-территориальная рефлексия является сложной и изменчивой категорией и зависит от многих факторов, как объективных (доход, образование и др.), так и субъективных (личностная самоидентификация). Социокультурная среда имеет сложный противоречивый аксиологический характер, в ней присутствуют глобальные и локальные, традиционные и инновационные процессы функционирования ценностей культуры, неоднозначные по своей направленности. На процесс ценностной идентификации студенческой молодежи, наряду с позитивными, существенное влияние оказывают негативные компоненты социокультурной среды, обладающие в современной России качеством антиценностей, особенно в сфере свободного времени [5].

Процесс формирования систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи представляет собой сложный, комплексный, многоаспектный процесс, требующий разработки единой стратегии и объединения усилий общественных и государственных составляющих молодёжной политики.

Столь же очевидно, что успешное реформирование возможно лишь при активном участии молодежи в его осуществлении. Это требует новых концептуальных подходов к разработке и осуществлению молодежной политики региона, что обуславливает необходимость достоверной информации о жизни молодых людей, оперативного, систематического обследования их потребностей и интересов.

1. Гостенина В.И. Критический дискурс: коммуникативный код управления качеством жизни россиян // Коммуникология. -2016.- Т. 4.- № 1.- С. 96-105.

2. Гостенина В.И. Ценностные ориентиры молодежи и социальные факторы реформирования российской высшей школы в ситуации социального риска // Вестник Брянского государственного университета. -2012. -№ 1-2. -С. 132-137.

3. Гостенина В.И., Мельников С.Л., Ермакова Е.А., Качалков А.Ю., Чернякова Н.В. Социологическое измерение и контроль социальных процессов: технологии социологического мониторинга // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. -2016. -№ 1 (8).- С. 122-134.

4. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы в ситуации социального риска // Социология образования. -2011.- № 10. -С. 64-72.

Список литературы

5. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы //Среднерусский вестник общественных наук. -2010. -№ 4. -С. 43-49.

6. Лупенкова Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций субъектов российского электорального процесса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. -2013. -№ 2. -С. 89-96.

7. Гостенина В.И., Киселев А.Г., Шилина С.А. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) //Социологические исследования - 2011.- №5. - С. 23-35.

8. Сердюкова В.А. Социокультурное пространство региона. Вопрос единства или отсутствия регионального социума // Экономика.Социология.Право.- 2016.- С.60-64.

9. Сердюкова В.А. Социологический анализ ценностных ориентаций студенческой молодежи г. Брянска // Научный альманах.-2016.-№ 4-4(18).-С.191-193.

10. Мельников С.Л. Коммуникативные технологии управления ориентирами личности российского студента в условиях социального риска // Коммуникология. 2016. Т. 4. № 3. С. 121-130.

11. Мельников С.Л. Определение и операционализация дефиниции «социальный риск» в реформационных процессах высшей школы// Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 5. С. 41-46.

12. Ермакова Е.А. «Поле симулякров» в реформированиии западной системы образования и последствия ее кальки на российскую реальность // Экономика. Социология. Право. -2016. -№ 2. -С. 44-49.

Сведения об авторах

Гостенина В.И. -доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского^.§081;ешпа@уапёех.ги

Сердюкова В.А. - магистр 2 курса направления подготовки 39.04.01 Социология (Социология управления) Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского.

Ермакова Е.А. - магистр 2 курса направления подготовки 39.04.01 Социология (Социология управления) Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, ermakova.20@mail.ru

UDK 316.354: 351/354

LIFE VALUES AND MORAL INSTALLATIONS OF YOUTH BRYANSK REGION

V.I. Gostenina, V.A. Serdyukova, E.A. Ermakova Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky

The article is devoted to the analysis of the research results: "Value orientations of the youth of the Bryansk region" in 2017, whose goal is to study the social well-being of the youth of the Bryansk region and to identify the main factors influencing the formation of values attitudes and students in the southwestern regions of the Bryansk region. The social well - being and attitude of the younger generation are analyzed in terms of attitudes towards the environment, socio - economic events, life goals and landmarks, hobbies, problems of today 's ideals and patriotic feelings of young people, a range of pressing problems of daily life and approaches to their solution. The subject field of the study covers three main logical blocks of problems that were studied by interviewers: • Life prospects and focus on achieving the goal;

• Valuations, patriotism, the formation of attitudes toward the "Little Motherland";

• Social risks, environmental safety and the role of ecological culture in everyday life and everyday life. The results of each block of questions are illustrated graphically and explain the youth's view of emerging values. The methodological basis of the study is the socio-cultural reflection of the youth of the region.

Keywords: youth, value orientations, self-awareness, socio-cultural reflection, socio-cultural environment.

References

1. Gostenina V.I. Kriticheskij diskurs: kommunikativnyj kod upravlenija kachestvom zhizni rossijan // Kommunikologija. -2016.- T. 4.- № 1.- P. 96-105.

2. Gostenina V.I. Cennostnye orientiry molodezhi i social'nye faktory reformirovanija rossijskoj vysshej shkoly v situacii social'nogo riska // Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta. -2012. -№ 1-2. -P. 132-137.

3. Gostenina V.I., Mel'nikov S.L., Ermakova E.A., Kachalkov A.Ju., Chernjakova N.V. Sociologicheskoe izmerenie i kontrol' social'nyh processov: tehnologii sociologicheskogo monitoringa // Ezhegodnik NII fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij. -2016. -№ 1 (8).- P. 122134.

4. Gostenina V.I., Lupenkova E.Ju. Cennostnye orientiry i social'nye faktory reformirovanija rossijskoj vysshej shkoly v situacii social'nogo riska // Sociologija obrazovanija. -2011.- № 10. -P. 64-72.

5. Gostenina V.I., Lupenkova E.Ju. Cennostnye orientiry i social'nye faktory reformirovanija rossijskoj vysshej shkoly //Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. -2010. -№ 4. -P. 43-49.

6. Lupenkova E.Ju. Dinamika cennostnyh orientacij sub#ektov rossijskogo jelektoral'nogo processa // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Sociologija. -2013. -№ 2. -P. 89-96.

7. Gostenina V.I., Kiselev A.G., Shilina S.A. Upravlencheskie faktory formirovanija statusa regiona (na primere Brjanskoj oblasti) //Sociologicheskie issledovanija - 2011.- №5. - P. 23-35.

8. Serdjukova V.A. Sociokul'turnoe prostranstvo regiona. Vopros edinstva ili otsutstvija regional'nogo sociuma // Jekonomika.Sociologija.Pravo.- 2016.- P.60-64.

9. Serdjukova V.A. Sociologicheskij analiz cennostnyh orientacij studencheskoj molodezhi g. Brjanska // Nauchnyj al'manah.-2016.-№ 4-4(18).-P.191-193.

10. Melnikov S.L. Kommunikativnye tehnologii upravlenija orientirami lichnosti rossijskogo studenta v uslovijah social'nogo riska // Kommunikologija. 2016. T. 4. № 3. P. 121-130.

11. Melnikov S.L. Opredelenie i operacionalizacija definicii «social'nyj risk» v reformacionnyh processah vysshej shkoly// Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2016. T. 11. № 5. P. 41-46.

12. Ermakova E.A. «Pole simuljakrov» v reformirovaniii zapadnoj sistemy obrazovanija i posledstvija ee kal'ki na rossijskuju real'nost' // Jekonomika. Sociologija. Pravo. -2016. -№ 2. -P. 44-49.

Author's information

Gostenina V.I. - Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky,: v.gostenina@yandex .ru

Serdyukova V.A. - Master of the 2nd course of training 39.04.01 Sociology (Management Sociology) Bryansk State University named after academician IG. Petrovsky.

Ermakova E.A. - Master of the 2nd course of training 39.04.01 Sociology (Management Sociology) Bryansk State University named after academician IG. Petrovsky,: ermakova.20@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.