Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
организационно-экономическая структура / инновационное развитие / сектор услуг / научно-методические подходы / профессиональное образование в туризме

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камышева Алёна Олимовна

В статье рассматриваются теоретические основы создания организационно-экономического механизма для улучшения управления процессом оказания услуг в сфере туристского профессионального образования. Идентифицированы ключевые подходы: системный, процессный, системно-процессный и системно-функциональный. Учитывая специфику дополнительного профессионального образования и принцип комплексности, автор предлагает применять системный и процессный подходы в контексте инноваций и взаимодействия субъектов этой сферы. Это позволило определить основное содержание организационно-экономического механизма инновационного развития, подчеркивающее значимость как основных, так и вспомогательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камышева Алёна Олимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК : 338.45.001:371.3(575.2) "04" + 338.48.001.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМЫШЕВА АЛЁНА ОЛИМОВНА

Старший преподаватель кафедры туристского бизнеса и гостеприимство Международный университет туризма и предпринимательство Таджикистана

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы создания организационно-экономического механизма для улучшения управления процессом оказания услуг в сфере туристского профессионального образования. Идентифицированы ключевые подходы: системный, процессный, системно-процессный и системно-функциональный. Учитывая специфику дополнительного профессионального образования и принцип комплексности, автор предлагает применять системный и процессный подходы в контексте инноваций и взаимодействия субъектов этой сферы. Это позволило определить основное содержание организационно-экономического механизма инновационного развития, подчеркивающее значимость как основных, так и вспомогательных процессов.

Ключевые слова: организационно-экономическая структура, инновационное развитие, сектор услуг, научно-методические подходы, профессиональное образование в туризме.

THEORETICAL PROVISIONS FOR CREATING AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE PROCESS OF PROVIDING TOURISM VOCATIONAL EDUCATION SERVICES

KAMYSHEVA ALENA OLIMOVNA

"International University of Tourism and Entrepreneurship of Tajikistan" senior lecturer at the Department of Tourism Business and Hospitality. Address: 734036 Republic of Tajikistan,

Dushanbe city, Borbad, 48/5.

Annotation. The article discusses the theoretical foundations for creating an organizational and economic mechanism to improve the management of the process ofproviding services in the field of tourism vocational education. Key approaches have been identified: system, process, system-process and system-functional. Taking into account the specifics of additional professional education and the principle of complexity, the author proposes to use systemic and process approaches in the context of innovation and interaction between subjects in this field. This made it possible to determine the main content of the organizational and economic mechanism of innovative development, emphasizing the importance of both main and auxiliary processes.

Key words: organizational and economic structure, innovative development, service sector, scientific and methodological approaches, professional education in tourism.

Сфера туристского профессионального образования, учитывая изменения своих приоритетов и тенденции развития национальной экономики, является наиболее гибким, динамичным и адаптивным сегментом системы образования и услуг. Это создает необходимость в формировании организационно-экономического механизма для инновационного развития организаций в этой области.

Вопросы сущности и структуры организационно-экономического механизма вызывают научный интерес из-за многогранности этого понятия, поскольку от его интерпретации зависит выбор конкретных инструментов и методов его функционирования, что, в свою очередь, влияет на достижения для личности, общества и государства.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Методология исследования основана на системном подходе к анализу качества туристских услуг и включает научные методы анализа и синтеза информации о системах менеджмента качества и их применении в туристической отрасли. Вопросам качества туристских услуг посвящены работы таких исследователей, как Г.А. Булатова, И.А. Гришина, М.В. Мальцева, А.А. Намаконова, В.А. Чернов, С.А. Петрова, Г.Н. Григорьянц, И.А. Ясинская, Ю.А. Алексенцева и других. [2, с. 30-37; 3, с.106-109]

Понятие качества туристских услуг является многогранной категорией и определяется как степень соответствия заранее установленным требованиям со стороны как производителей услуг, так и потребителей-туристов. В отличие от материальных товаров, туристские услуги имеют ряд уникальных особенностей, таких как неосязаемость, неразрывность процесса производства и потребления, что усложняет их оценку. [2,с. 106-109; 7, с.104-108; 8, с. 100 -291].

Система управления качеством услуг включает внедрение организационно-экономического механизма, который обеспечивает своевременное воздействие на параметры качества предоставляемых туристских услуг, позволяет предотвращать возможные несоответствия установленным требованиям и оперативно их устранять.

Организационно-экономический механизм повышения качества туристских услуг представляет собой комплекс правовых, экономических, административных и организационных методов, применяемых на разных уровнях управления туризмом. В его структуру целесообразно включить организационно-управленческий, правовой, экономический и информационный компоненты, соответствующие основным принципам устойчивого развития туризма.

Целью исследования является анализ теоретических основ создания организационно-экономического механизма для улучшения управления процессом оказания услуг в сфере туристского профессионального образования. Это позволит выделить общие принципы и сформулировать авторское определение организационно-экономического механизма инновационного развития для организаций туристского профессионального образования (ТПО).

Основные результаты. Изучение трудов указанных авторов позволило выделить несколько ключевых подходов к описанию сущностного содержания организационно-экономического механизма: процессный, системный, а также их сочетания — процессный и системный, системный и функциональный. Эти подходы систематизированы в таблице 1.

Согласно проведенному автором анализу, в таблице 1 процессный подход, который учитывает последовательность действий, используется Н. С. Шерстянных для описания организационно-экономического механизма. Он рассматривает его как функционирование элементов, при котором ресурсы преобразуются в натуральном и денежном выражении. А. Н. Бородин подчеркивает важность специализированного управления в функционировании организационно-экономического механизма, акцентируя внимание на наличии структурных составляющих. [1, с. 124-126]

Таблица 1. Анализ научно-методологических подходов отечественных ученых к сущности категории «организационно-экономический механизм»_

Научно-методологический подход Сущность организационно-экономического механизма Авторы

Процессный Процессы, преобразующие ресурсы и обеспечивающие эффективность их использования А. И. Бородин, Н. С. Шерстяных

Системный Совокупность форм, методов, способов, инструментов, средств, отношений, взаимоувязанных и взаимодействующих на разных уровнях отношений А.М. Букреев, С. В. Колупаев, О. В. Навоева, А. В. Рябченко, Г. С. Сеялова, А. Ю. Танчик и др.

Системно-процессный Совокупность элементов, форм, рычагов воздействия и организации процессов, в процессе взаимодействия обеспечивающих достижение целей С. А. Аржанцев, С. Л. Писарев, Е. В. Колязина, А. А. Фролова, Т. Ю. Прокофьева А. Н. Пыткин, А. И. Хисамова, А. Л. Томаровский и др.

Системно-функциональный Совокупность функциональных подсистем или структурных элементов, инструментов, организационных форм и методов, взаимоувязанных между собой М. Х. Заглядова, М. М. Трясцин, А. В. Новиков, А. А. Токарев и др.

Организационно-экономический механизм рассматривается как система Г. С. Сеяловой, которая выделяет субъект и объект управления, представляя его в виде комбинации динамики и статики. А. В. Рябченко также акцентирует внимание на наличии субъекта и объекта управления, подчиняющихся объективным условиям и законам.

Оценка проводится по определенным целевым показателям, которые позволяют анализировать процесс и результаты обучения по программам туристского профессионального образования, а также оценивать уровень инновационного развития. Если оценка оказывается средней или выше и учитываются предложения по улучшению, процесс внедрения инноваций продолжается. В противном случае проводится анализ сдерживающих факторов, и принимаются соответствующие инновационные решения.

С учетом того, что организационно-экономический механизм инновационного развития является частью внутренней среды хозяйствующего субъекта и его структурное содержание не имеет единого определения, мы полагаем целесообразным рассматривать его на основе взаимодополняющих процессного и системного подходов. Это позволит достичь синергетического эффекта и повысить конкурентоспособность организаций в сфере туристского профессионального образованиями, с.18-24]

Организационно-экономический механизм инновационного развития в сфере туристского профессионального образования является сложной системой, включающей основные и вспомогательные процессы, а также взаимосвязанные субъекты, ресурсы, методы и инструменты. Это позволяет адаптировать цели и задачи в соответствии с миссией организации, принимая во внимание влияние внешних и внутренних факторов для повышения уровня инновационного развития.

В настоящее время организационно-экономический механизм профессионального образования в туризме представляет собой набор методов и форм, используемых для реализации процессов в этой системе. [4, с. 200— 528].

Он определяется также существующими законодательными нормами. С одной стороны, его отличает детализация и конкретность, с другой — фрагментарность и неоднородность, что пока не позволяет подобрать оптимальный набор инструментов для решения задач профессионального образования в туристической отрасли. [5, с. 95-339]

Таким образом, задача профессионального образования в изменившейся в результате пандемии туристической отрасли, направленная на эффективное реагирование на новые вызовы, является приоритетной и требует внедрения новых инновационных подходов.

В своем Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 декабря 2023 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон вновь подчеркнул необходимость подготовки специалистов, соответствующих требованиям мирового туристического рынка, которые владеют иностранными языками, историей и культурой, а также современными технологиями. Он также отметил важность подготовки и переподготовки кадров для туристических компаний, гидов и переводчиков. «Развитие туризма и подготовка высококвалифицированных специалистов в этой области придадут значительный импульс росту национальной экономики, увеличат количество туристов в нашу страну и создадут условия для появления дополнительных рабочих мест». [10].

Исследованием подготовки кадров в сфере туристского профессионального образования в республике занималась М.И. Кадырова. По ее мнению, в вузах многих стран подготовка высококвалифицированных специалистов для туристического бизнеса является одним из востребованных направлений. В зависимости от развития туристической отрасли профессионально-квалификационная подготовка кадров должна совершенствоваться, поскольку изменения в потребительском спросе и социально-экономические условия туристского бизнеса требуют соответствующих корректировок. [7].

Необходимо значительно улучшить практику на базовых предприятиях и научно-исследовательскую работу студентов. Дипломные работы должны быть написаны талантливыми и лучшими студентами, а остальные должны сдавать экзамены. Это позволит исключить защиту «не авторских» работ и будет способствовать внедрению в практику предприятий туристической сферы новых достижений в области творчества, креативности и науки. Современные реалии требуют от вузов подготовки специалистов с основами экономического образования. Основные концептуальные идеи о содержании и организации кадрового обеспечения будущих специалистов в сфере туризма основаны на положениях Конституции Республики Таджикистан, Законе Республики Таджикистан «О туризме» и соответствующих законодательных актах об образовании.

Заключение

В результате анализа теоретических положений создания организационно-экономического механизма совершенствования управления процессом оказания услуг туристского профессионального образования было установлено, что данная область требует комплексного и инновационного подхода. Основное внимание должно уделяться гармонизации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, включая учебные заведения, работодателей и студентов.

Определение ключевых компонентов механизма, таких как организационная структура, методы оценки качества и внедрение современных технологий, позволит повысить эффективность подготовки специалистов в сфере туризма. Учет внешних и внутренних факторов, а также гибкость в адаптации к изменениям потребительского спроса, сыграют важную роль в обеспечении устойчивого развития этой сферы.

Внедрение системного и процессного подходов позволит добиться синергетического эффекта и улучшить конкурентоспособность организаций, что, в свою очередь, будет способствовать развитию туристической отрасли и экономике страны в целом. Таким образом, создание и эффективное функционирование организационно-экономического механизма является необходимым условием для успешного управления процессом оказания услуг в сфере туристского профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин А.И. Состав и структура организационно-экономического механизма стратегического развития предприятия // Известия ТПУ. - 2003. - № 4. - c. 124-126.

2. Булатова Г.А. Управление качеством туристских услуг в регионе // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2021. № 13. С. 30-37.

3. Гришина И.А., Мальцева М.В. Потребительская лояльность как индикатор качества обслуживания в сфере туризма// Стандарты и качество. 2021. № 7. С. 106-109.

4. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме [Текст]: учебник для вузов/И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма. — М.: Советский спорт, 2005. 200— 528 с.

5. Инновационное развитие профессионального туристского образования: монография/Российская международная академия туризма. — М.: Логос, 2012. 95-339

6. Кадырова М.И. Туристское образование в Таджикистане: состояние и проблемы. Автореферат диссертации. Душанбе - 2006 г.

7. Морозов М.А., Морозова Н.С. Новые требования к качеству туристских услуг в современных реалиях // Стандарты и качество. 2020. № 8. С.104-108.

8. Морозов М.А., Морозова Н.С. Экономика туризма. Сер. 68 Профессиональное образование (5-е изд., испр. и доп). М., Юрайт, 2019.100 - 291 с.

9. Намаконова А.А., Чернов В.А. Улучшение качества предоставляемых услуг на туристских предприятиях как фактор повышения конкурентоспособности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2021. Т. 2. С. 418-422.

10. Послание Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе, 26 декабря 2023 года. www.prezident.tj.

11. Рябченко А.В. Организационно-экономический механизм социально-экономической системы // Экономика и управление. - 2014. - № 3. - c. 18-24.

12. Сеялова Г.С. Организационно-экономический механизм управления предприятиями. / монография / Г.С. Сеялова. - Оренбург : ОГУ, 2006. - 139 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.