Научная статья на тему 'Теоретические основы современного развития региональной экономики'

Теоретические основы современного развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / РАЗВИТИЕ / REGIONAL ECONOMY / THEORETICAL BASES / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симкин Денис Геннадьевич, Егорычев Сергей Анатольевич, Синюков Андрей Александрович, Токарева Юлия Сергеевна

В статье выделены теоретические основы современного развития региональной экономики. Определены проблемы и особенности региональной дифференциации. Выявлены необходимые факторы развития регионов России в современных условиях глобализации, высокой дифференциации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симкин Денис Геннадьевич, Егорычев Сергей Анатольевич, Синюков Андрей Александрович, Токарева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF MODERN DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

The article deals with theoretical bases of modern development of regional economy. The main problems and peculiarities of the regional differentiation are determined. The conditions necessary for the development of regions in Russia under modern conditions of globalization of high economic differentiation are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы современного развития региональной экономики»

Теоретические основы современного развития региональной экономики

Д.Г. Симкин, соискатель, С.А. Егорычев, соискатель, А.А. Синюков, соискатель, Ю.С. Токарева, соискатель, Оренбургский ГУ

Современное развитие регионов не всегда сопровождается улучшением условий жизни и показателей социальной сферы. На практике экономические интересы хозяйствующих субъектов, различных отраслей материального производства и социальные интересы населения регионов и общества в целом часто не совпадают. По мнению Н.В. Хильченко и В.П. Ануфриева, широко распространены следующие проблемы регионального развития [1]:

— слабый научно-технический уровень производства;

— ограниченность финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, низкая эффективность их использования;

— низкий уровень организации труда, несовершенство управления и норм хозяйственного права.

Их следствием является комплексное ухудшение экономики регионов, проявляющееся в нарастании негативных явлений в природной среде, снижении социально-экономического и производственного потенциалов регионов и, как следствие, уменьшении доходов населения и росте бедности. За последние пять лет в РФ отмечается рост безработных (на 8%) и пенсионеров (на 4%), составляющих самые незащищённые слои населения (табл. 1). За тот же период наблюдается увеличение дифференциации доходов населения, что указывает на расслоение общества и социальную напряжённость.

Как показывают наши исследования, на резкое снижение реальных доходов населения и рост бедности в период реформирования российской экономики оказал значительное влияние такой фактор, как усиление межрегиональной дифференциации по уровню экономического, производственного и социального развития в силу разных стартовых условий и специфики регионов (табл. 2). На уменьшение бедности населения в субъектах Приволжского федерального округа на 75% влияет повышение производительности труда и на 60% фондоотдачи, также немаловажное значение имеет инвестиционная активность в регионе.

Нивелирование межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации — приоритетная задача развития регионов России. Известно, что сложившийся разрыв в их развитии затрудняет проведение единой политики социальноэкономических преобразований и формирование общенационального рынка. К тому же возрастает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов. Региональный аспект бедности, на наш взгляд, определяют два типа факторов, характеризующих неоднородность экономического пространства, — абсолютные и относительные.

Острота региональной дифференциации в экономике переходного периода усиливается также в результате противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, капитала, труда) и возросшей динамичностью экономических условий производства. Вследствие этого возникают диспропорции между

1. Изменение некоторых показателей занятости и дифференциации доходов населения в РФ [2]

Показатель 2005 г. 2008 г. 2009 г 2010 г.

Численность безработных, тыс. чел. 5208 5289 6373 5636

Численность пенсионеров, тыс. чел. 38313 38598 39090 39706

Коэффициент дифференциации доходов, в разах 15,2 16,8 16,7 16,5

2. Коэффициенты парной корреляции, характеризующие взаимосвязь между параметрами уровня бедности населения и экономической эффективности экономики субъектов Приволжского федерального округа

Показатель Инвестиции в основной капитал на душу населения Произво- дитель- ность труда Фондо- отдача

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел. -0,70014 -0,7543 -0,59029

спросом и предложением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства, между размещением производителей и потребителей. Все выявленные факторы, накладываясь один на другой, причём с различной направленностью, дают очень весомые различия в среднедушевых денежных и реальных доходах и в уровне бедности по субъектам РФ.

По мнению Н.В. Бекетова и В.Г. Фёдорова, полное выравнивание региональных диспропорций недостижимо в принципе [3]. Можно лишь говорить о том, увеличивается или уменьшается неоднородность экономического пространства. Уменьшение пространственной неоднородности создаёт более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на более высоком уровне качества жизни населения.

Динамика доходов населения связана в первую очередь с разделением регионов России на два типа [4]: открытые, связанные с мировой экономикой сырьевые регионы экспортной ориентации, и крупнейшие города с быстрорастущим третичным сектором; закрытые регионы внутренней экономики с наиболее сильным экономическим спадом (около 70% всех субъектов РФ, в которых живёт 2/3 населения страны).

Наша страна находится в числе государств с наиболее высоким уровнем регионального эко-

номического неравенства. На примере Приволжского федерального округа можно наблюдать наличие дифференциации по уровню развития высшего образования в 30%, эффективности использования инвестиций — 40%, результативности экономики — порядка 70% (табл. 3).

Высокая межрегиональная дифференциация создаёт напряжённость в социально-экономическом пространстве Российской Федерации. В мировой практике не имеется примеров благополучных стран, которые при низком и среднем уровне душевого ВРП поддерживали бы столь высокий уровень концентрации денежных доходов (коэффициент Джини) (табл. 4) [5]. При этом Россия имеет низкий индекс человеческого развития (0,817), в ведущих экономиках мира значение данного показателя не опускается ниже

0,947. Также РФ значительно отстает от развитых стран по уровню потребления.

Из этого вытекает, что должны быть реализованы меры по снижению экономического неравенства и преодолению больших разрывов в его уровне между административными субъектами. Результаты исследования подтверждают положение рабочей гипотезы о том, что возможности региона по обеспечению уровня жизни населения в решающей степени определяются эффективностью регионального экономического комплекса. В то же время одним их главных направлений региональной политики должно стать формирование эффективного рынка трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной занятости и сокращение безработицы. В этом случае размер полученной заработной платы выступает как главная гарантия от бедности.

Можно предположить, что средства достижения цели связаны с переходом к поляризованному развитию и созданием нового пространственного каркаса страны из регионов — полюсов роста. В основе концепции полюсов роста лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики, и в первую очередь лидирующих отраслей [6]. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, формируют полярность

3. Уровень дифференциации в развитии субъектов Приволжского федерального округа в 2010 г., %

Субъект Приволжского федерального округа Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 чел. населения ВРП на 1 руб. инвестиций в основной капитал Произво- дительность труда Фондо- отдача

Республика Башкортостан 68,22 80,34 75,82 92,07

Республика Марий Эл 65,61 70,22 30,17 58,46

Республика Татарстан 82,16 76,96 100,00 85,85

Пермский край 61,15 83,96 73,71 66,32

Нижегородская область 89,59 76,23 55,59 80,75

Оренбургская область 63,38 100,00 70,53 100,00

Пензенская область 71,56 58,35 33,07 56,07

Самарская область 85,50 93,80 77,09 79,52

4. Некоторые показатели уровня жизни населения в России и развитых экономиках мира [2]

Наименование страны Индекс человеческого развития, 2007 г Фактическое конечное потребление домашних хозяйств по паритету покупательной способности, 2005 г, % (Россия = 100) Индекс потребительских цен, 2008 г. в процентах к 2000 г. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), процентов Суточная калорийность питания населения, ккал на душу, 2005 г.

Россия 0,817 100 272,5 42,2 3157

Соединённое Королевство 0,947 318 117 36,0 3401

(Великобритания)

Германия 0,947 275 115 28,3 3510

Финляндия 0,959 246 115 26,9 3237

Франция 0,961 282 117 н.д. 3599

Швеция 0,963 276 115 25,0 3137

США 0,956 404 125 40,8 3855

пространства, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование.

Концепция полюсов роста (поддержки точек роста) может быть реализована в рамках укрупнения субъектов РФ. Большинство стран, демонстрировавших в последние сорок лет устойчиво высокие темпы экономического роста, достигли этого за счёт опережающего роста нескольких базовых регионов, которые вытягивали остальные территории. Однако эти точки невозможно выделить и поддерживать в рамках проводимой ныне политики бюджетной поддержки проблемных регионов за счёт регионов-доноров. В результате территории-реципиенты теряют мотивацию к развитию, а развитие успешных регионов, наоборот, искусственно сдерживается.

Необходима смена общественных отношений в России, переход на новую основу развития и существенные изменения геополитического положения страны и отдельных её регионов. При этом конкурентоспособность региона означает способность использовать традиционные и формировать новые, адекватные современной экономике, конкурентные ресурсы.

Превращение региона в реальный субъект Федерации означает его становление как субъекта развития [7]. Под регионом как субъектом развития понимается субфедеральное образование, выполняющее социально-экономическую функцию, формирующее и реализующее стратегические цели своего развития во внутренней и окружающей (национальной и глобальной) среде путём интеграции целей заинтересованных сторон, а также воспроизводственных циклов региона с учётом имеющихся полномочий и ресурсов.

Анализ региона как субъекта развития предполагает рассмотрение его экономической природы (функций); факторов, способствующих формированию экономической субъектности региона; продуктов его деятельности. Анализ данных факторов показывает, что они являются

преимущественно экзогенными, внешними по отношению к региону. К ним относятся прежде всего глобализация экономики, развитие регионализма, формирование российского федерализма. Основными продуктами деятельности региона как субъекта развития являются:

1. Конкурентоспособность региона и его подсистем (социальной, экономической, управленческой, экологической, инфраструктурной, институциональной, безопасности);

2. Конкурентоспособные общественные блага;

3. Конкурентные ресурсы и потенциалы региона. Институциональное оформление продуктов деятельности региона как субъекта развития осуществляется в виде стратегических целей, стратегий и других институтов.

Глобализация мирового хозяйства и открытость российской экономики приводят к тому, что даже на локальных (региональных) рынках существует глобальная конкуренция. Таким образом, необходимость формирования конкурентоспособной региональной экономики в условиях глобализации и интеграции предопределяет доминанту стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона.

Литература

1. Хильченко Н.В., Ануфриев В.П. Формирование и реализация региональной экологической политики в нефтегазодобывающем регионе. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 118 с.

2. Федеральная служба государственной статистики РФ. Официальный сайт. URL: www.gks.ru

3. Бекетов Н.В., Фёдоров В.Г. и др. Пространственное разнообразие России: контуры региональной стратегии и факторы рационального развития // Региональная экономика. 2008. № 20 (77). С. 26-27.

4. Лапаева М.Г., Корабейников И.Н., Макеева Е.Н. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 268 с.

5. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Теоретическое обоснование некоторых особенностей постиндустриального развития экономики // Журнал экономической теории. 2009. № 3. С. 222-225.

6. Беглова Е.И. Диспропорции регионального развития и бедность // Региональная экономика. 2008. № 24 (81). С. 57-65.

7. Воротников А. Конкурентоспособность региона и региональных властей в области корпоративной задачи политики // РЭЖ. 2001. № 7. С. 94-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.