Экономические науки Economics
УДК 338.3.01
Л. М. Низова L. M. Nizova
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola
Теоретические основы рынков факторов производства Theoretical Foundations of Production Factors Markets
Раскрываются экономические теории факторов производства, сущность их основных видов: земля, труд, капитал, предпринимательство; спрос, предложение и цены на рынке факторов производства. Анализируется ситуация на рынке труда в условиях финансово-экономического кризиса на мезоэконо-мическом уровне (на примере Республики Марий Эл).
The article deals with an economic theory of production factors, the essence of their main types: land, labour, capital, entrepreneurship; supply, demand and prices. The author analyses the situation in the Republic of Mari El under the conditions of financial and economic crisis at a mesoscale economic level.
Ключевые слова: факторы производства, предпринимательство, спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, цена рабочей силы, рынок труда.
Key words: production factors, entrepreneurship, demand on labour force, supply of labour force, price of labour force, labour market.
Экономические теории факторов производства.
Тема «Рынок факторов производства» относится к разделу микроэкономики. В экономической теории труда сформировались два принципиально разных направления: трудовая теория стоимости и теория факторов производства. Представителями первого направления являются Д. Рикардо и К. Маркс, а второго — Ж. Б. Сэй и последующие исследователи немарксистского направления.
Ж. Б. Сэй является автором теории трех факторов производства: труда, капитала и земли. Его основные положения изложены в труде «Трактат политической экономии» [4]. Его теория отличается от взглядов его предшественников признанием производительным не только труда в сфере материального производства, но и любого другого полезного труда. По его мнению, не только в земледелии, а повсюду природа «принуждена работать в согласии с человеком», и Ж. Б. Сэй хочет, чтобы под «земельным фондом» понимали «всякую помощь, получаемую нацией от природы» [2, с. 100]: «...производить не значит создавать материальные предметы. Производить — значит просто создавать полезности, увеличивать способность вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши желания» [2, с. 95].
В недрах классической политической экономии зародилась и теория предельных величин — мар-жинализм. Д. Риккардо своей теорией ренты, когда стоимость сельскохозяйственной продукции определяется затратами труда на худших участках земли, положил зачатки теории предельной полезности. Теория Т. Мальтуса об убывающем плодородии почвы предшествовала появлению теории предельной производительности.
Маржинализм исходит из нового понимания экономических процессов, которое основано на выявлении предельных величин для характеристики различных явлений. Если классическая школа при определении цены товаров базировалась на затратном принципе, то маржиналистская школа сформулировала теорию предельной полезности продукта, когда его цена связывалась с изменением потребности в нем при добавлении новой единицы этого продукта.
К маржинализму на его начальном этапе можно отнести немецкого исследователя Германа Генриха Госсена, изложившего в 1854 г. принципы маржинального анализа экономических явлений. Развитие маржи-нализма условно можно разделить на два периода:
- первый — относится к 1870-1880 гг. и связан с именами австрийского ученого Карла Менгера,
английского исследователя Уильяма Стэнли Джевон-са, французского политэконома Леона Мари Эспри Вальраса. По их мнению, величина ценности товара связывалась с его предельной полезностью, а степень полезности основывалась на субъективной оценке товара человеком [1, с. 101, 125, 145]. Такая трактовка не совпадает с трудовой теорией стоимости;
- второй период развития маржинализма (1890 г.) связан с отказом от субъективных оценок полезности товаров при сохранении и развитии теории предельных величин для характеристики экономических процессов и показателей. К представителям этого направления экономической мысли относятся английский ученый А. Маршалл и американский исследователь Джон Бейтс Кларк и другие. Позднее их стали называть неоклассиками.
А. Маршалл в своем труде «Принципы экономической науки» писал, что нет необходимости определять различия между разными экономическими категориями, так как в «реальной жизни нет разграничения между вещами, которые являются капиталом и не являются им, которые относятся к насущным жизненным средствам и не относятся к ним, так же как между трудом производительным и непроизводительным» [3, с. 48].
Он исследовал закономерности функционирования свободного конкурентного рынка и механизм ценообразования на нем. Цену, устанавливаемую на таком рынке, он рассматривал как результат взаимодействия цены спроса, которая определяется предельной полезностью вещи, и цены предложения, которая определяется величиной предельных издержек. В точке пересечения кривых спроса и предложения устанавливается равновесная цена («Крест Маршалла», рис. 1). Заработную плату А. Маршалл считал вознаграждением за труд, процент на капитал — вознаграждением «за потери, с которыми связано ожидание будущего удовлетворения от материальных ресурсов, ренту и прибыль — доходами землевладельцев и предпринимателей [3, с. 311].
Цена труда, W /
S2 / S — предложение труда
Рис. 1 — Спрос и предложение рабочей силы («Крест Маршалла») [4]
Д. Б. Кларк как представитель американской школы маржинализма является автором теории распределения доходов на основе анализа предельных цен факторов производства, получившей название закона предельной производительности.
В теории Й. Шумпетера, которую он изложил в работе «Теория экономического развития», представляет интерес обоснование им роли предпринимателя как важнейшего фактора производства, основной движущей силы рыночной экономики. Он писал: «Предпринимателями ... мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является ... осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [5, с.169].
В функции предпринимателя, не являющегося собственником предприятия, входят нововведения в производство: комбинация ресурсов — вещей и сил. Нововведения вводятся в целях:
- изготовления нового, не известного потребителям блага или создания нового качества блага;
- внедрения нового, неизвестного метода производства или нового способа коммерческого использования товара;
- освоения нового рынка сбыта, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
- получения нового источника сырья;
- проведения реорганизации.
Предпринимательство — свойство личности, заключающееся в расчете на собственные силы и независимость в способности рисковать, стремиться к достижению успеха за счет нововведений. Предпринимательская прибыль — это часть средств, остающаяся свободной после покрытия издержек. Издержки, по его мнению, — это «расходы предпринимателя, прямо или косвенно связанные с производством, в том числе и вознаграждение предпринимателю за его труд, ренту и премию за риск, процент на капитал» [5, с. 277]. Предпринимательская прибыль — результат осуществления только новых комбинаций, нового применения уже имеющихся производственных благ [5, с. 285].
Выше рассмотренные мнения различных школ исходили из положения о том, что в обществе господствует система совершенной конкуренции, которая обеспечивает эффективное функционирование как отдельных субъектов рынка, так и всей экономики. Таким образом, если Ж. Б. Сэй изложил теорию факторов производства: труда капитала и земли, то Й. Шум-петер раскрыл роль предпринимателя как фактора производства.
Рынок труда в условиях экономического кризиса. Рыночный механизм не всегда способен автоматически решать такие вопросы, как занятость населения. Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования. При этом особая значимость в условиях кризиса придается
Л. М. Низова 39
экономическим методам и использованию различных мер макроэкономической политики. Именно на это были нацелены действия органов управления, работодателей и общественных организаций на мезоэкономическом уровне.
Мировой финансово-экономический кризис, как из -вестно, оказал негативное воздействие на состояние рынка труда. Так, в Республике Марий Эл с октября 2008 года по декабрь 2010 года 820 организаций предоставили информацию о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников, а также работников, находящихся в режиме неполной занятости (в 2010 году — 304 организации). Общая численность уволенных работников достигла 6,7 тыс. человек (2,5 тыс. человек — в 2010 году). При этом из числа уволенных 1,3 тыс. человек были трудоустроены (в 2010 году — 0,5 тыс. человек), в том числе 0,6 тыс. человек (0,2 тыс. человек в 2010 году) на прежнее место работы [7].
Пик кризиса в сфере занятости пришелся на ноябрь 2008 — апрель 2009 (рис. 2). Это иллюстрируют следующие данные:
- число свободных вакансий снизилось в 4 раза: с 5,9 тыс. до 1,5 тыс.;
- напряженность на рынке труда выросла в 8 раз: с 0,6 до 4,7 незанятых граждан на одну вакансию;
- к концу первой декады мая 2009 года численность зарегистрированных безработных достигла своего
максимального значения и составила 7302 человека (увеличившись с октября 2008 года в 2,5 раза) [6].
График соотношения численности безработных и количества вакансий наглядно демонстрирует ситуацию кризиса: по состоянию на 1 октября 2008 года количество вакансий превышало численность безработных почти в 2 раза, с наступлением финансово-экономического кризиса ситуация кардинально изменилась. Однако реализация антикризисных мероприятий меняет положение на рынке труда в лучшую сторону (рис. 3) [6].
Правительство Республики Марий Эл пошло по пути государственного регулирования занятости. В рамках «Стратегии долгосрочного социально-экономического развития» и в целях создания новых рабочих мест в республике успешно реализуются программы: «Рабочие кадры Республики Марий Эл на 2009-2012 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства в республике Марий Эл на 2009-2011 годы», «Социальное развитие села до 2012 года», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 20102015 годы» и другие. В настоящее время разрабатывается «Программа создания новых рабочих мест в Республике Марий Эл на 2011-2015 годы». Принят Закон Республики Марий Эл «Об установлении пониженных налоговых ставок на прибыль организации, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл», предусматривающий понижение
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
- Численность безработных, чел.
- Количество вакансий, ед.
о-'
О4
.Ф5
„Ъ4
о4
лЛО
лЛЛ
Рис. 2 — Динамика численности безработных и вакансий в Республике Марий Эл [10]
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
_--2^6>__ 2,3
— 2,1
"2 '2 ----.
' 1,8 1,6
"--------
Россия
• Республика Марий Эл
„О'
# ^ ^ # ^ ^ Л^
о4 о4 о4 о4 о4 о4 о4
Рис. 3
— Динамика уровня безработицы по России и Республике Марий Эл в 2004-2010 гг., в %
ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта в зависимости от размера вложенных средств. За период 2001-2010 гг. оказана государственная поддержка 36 предприятиям, реализующим 63 инвестиционных проекта. Широко используются механизмы государственно-частного партнерства. Это позволило привлечь на обновление основных фондов и модернизацию реального сектора экономики более 2 млрд рублей и принять на дополнительно введенные рабочие места за последние 5 лет почти 20 тыс. человек.
В условиях реализации программ содействия занятости населения и дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда за годы кризиса были достигнуты следующие результаты:
- подобрана работа для 34 тыс. граждан, 40 % из них — на постоянной основе;
- направлено на общественные работы более 7 тыс. граждан;
- прошли обучение свыше 5 тыс. безработных граждан, в том числе опережающее — 16,4 % граждан, находящихся под угрозой увольнения;
- охвачено временной занятостью 11,5 тыс. учащихся (от 14 до 18 лет);
- предоставлены услуги по профессиональной ориентации 57 тыс. гражданам;
- получили содействие в самозанятости почти 2 тыс. безработных граждан.
Всего услугами службы занятости в 2010 году воспользовались 103,3 тыс. человек, это на 20,8 % больше, чем в 2009 году. Это способствовало:
- повышению уровня занятости населения в республике с 58,7 до 62,0 %;
- сохранению дистанции в уровне регистрируемой безработицы по отношению к общероссийскому пока -зателю: 1,6 % в республике против 2,1 % по России (рис. 3) [7].
Несмотря на принимаемые меры, на рынке труда сохраняются проблемы и трудности: предложение рабочей силы почти вдвое превышает спрос на нее; уровень общей безработицы (10,5 %) в 7 раз превышает уровень регистрируемой; конъюктура безработных представлена социально незащищенными категориями граждан: женщины (60,4 %), молодежь (22,2 %), инвалиды (9,7 %), жители сельской местности (27,3 %).
В целях наиболее глубокого изучения причин и факторов влияния экономического кризиса на состояние занятости нами проведены социологические исследования двух категорий: работающих граждан и работодателей. Исследование принятых антикризисных мер позволило выявить наиболее часто используемые: сокращение рабочего времени, сокращение штата сотрудников, увеличение нагрузки, а также позволило отметить, что немало предприятий работало в обычном режиме, то есть антикризисные меры не применялись (рис. 4) [8].
Исследование рекомендованных антикризисных мер позволило соотнести пожелания работников и работодателей (рис. 5).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ Работодатели
□ Работники
Рис. 4 — Ранжирование мнений работников и работодателей о принимаемых мерах в условиях кризиса [8]
120
100
80
60
40 -
20
□ Работодатели
□ Работники
Рис. 5 — Ранжирование мнений работников и работодателей о рекомендуемых мерах в условиях кризиса [8]
Из рисунка видно, что:
- те и другие считают главной мерой увеличение зарплаты;
0
Л. М. Низова
41
- на втором месте для работодателей — улучшение условий труда, а для работников — использование соцпакета;
- также рабочие считают, что есть необходимость создания новых рабочих мест и повышения квалификации, но лишь немногие работодатели считают эти меры приемлемыми [8].
Для внедрения в практическую жизнь новых форм социальной защиты, по нашему мнению, предстоит решить следующие задачи: разработать механизм государственных гарантий по трудоустройству безработных с низкой конкурентоспособностью на рынке труда; обеспечить сбалансированность профессионального образования и спроса на рабочую силу. Учитывая современные условия экономического развития и влияние мирового финансового кризиса, целесообразно разработать порядок, периодичность и условия страхования в рамках ст. 37 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
-ЧЭ—-
1. Бём-Баверк О., Менгер К., Визер Ф. Австрийская школа политической экономии: пер. с нем. М.: Экономика, 1992. С. 101, 125, 145.
2. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: пер. с англ. М.: Экономика, 1995. С. 99, 100.
3.Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ.: в 3 т. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. С. 48; Т. 2. С. 295, 311.
4. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии / пер. с фр. Е. Н. Каменецкой. М.: Изд-во Солдатенкова, 1896.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития / пер. с нем. В. С. Автономова и др. М.: Прогресс, 1982. С. 159, 169, 174, 277, 285.
6. Аналитические материалы Департамента государственной службы занятости населения Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.yolatrud.ru
7. Статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.maristat.mari.ru
8. Низова, Л. М., Смирнов А. А. Занятость населения в современной экономике: институциональный подход: монография. М.: ФГУП «Типография ВИНИТИ при АН РФ», 2011. 492 с.
1. Böm Bawerk O., Menger K., Wieser F. Avstriyskaya shkola poli-ticheskoy ekonomii: per. s nem. // Ekonomika. 1992. S. 101, 125, 145.
2. Gide Ch. Rist, Ch. Istoriya ekonomicheskikh ucheniy: per. s angl. S. 99, 100.
3. Marshall A. Printsipy ekonomicheskoi nauki: per. s angl.: v 3 t. M.: Progress, 1993. T. 1. S. 48; T. 2. S. 295, 311.
4. Say J.-B. Traktat politicheskoy ekonomii / per. s fr. E. N. Kame-netskoy. M.: Izd-vo Soldatenkova. 1896.
5. Schumpeter I. Teoriya razvitiya / per. s nem. V. S. Avtonomova i dr. M.: Progress, 1982. S. 159, 169, 174, 277, 285.
6. Analiticheskie materialy Departamenta gosudarstvennoy sluzhby zanyatosti naseleniya Respubliki Mariy El [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: www.yolatrud.ru
7. Statisticheskie dannye Territorial'nogo organa Federal'noy sluz-hby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Mariy El [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: www.maristat.mari.ru
8. Nizova, L. M., Smirnov A. A. Zanyatost' naseleniya v sovremen-noy ekonomike: institutsional'nyi podkhod: monograph. M.: FGUP «Ti-pografiya VINITI pri AN RF», 2011. 492 s.