Таким образом, в процессе рассмотрения теоретических концепций институциональных изменений становится понятно, что теория институциональных инноваций - область в институциональной теории, которая еще окончательно не сформировалась, и новые работы ученых вносят в нее дополнительные фрагменты и расширяют ее. Однако уже сейчас можно сказать о том, что сами институциональные инновации оказывают существенное влияние на экономическую науку и экономическую жизнь, постоянно изменяя «правила игры» и заставляя агентов к ним приспосабливаться. Но не менее интересен вопрос о том, каким образом индуцируются инновации, кто их разрабатывает и в чьих интересах внедряет.
Институциональные инновации - инструмент для повышения конкурентоспособности и эффективности, они прежде всего должны быть направлены на накопление человеческого капитала и его рациональное использование. В условиях «новой экономики», экономики, основанной на знаниях, человеческий капитал играет главную роль [5, с. 210].
Активное внедрение институциональных инноваций приводит к изменению экономики, появлению новых норм, правил, новых отраслей, новых форм взаимодействия. В результате для любого экономического агента путь к выживанию и эффективному функционированию один - внедрение инноваций и подчинение им. Полу-
чается замкнутый процесс: изменения в институциональной среде влияют на экономических агентов, а те, в свою очередь, на институциональную среду, внедряя и экстраполируя инновации. Этот процесс бесконечен, поскольку экономическое развитие, экономический рост невозможны без повышения эффективности функционирования экономики и инновационных изменений.
1. Веблен Т Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
2. Каткова М.А. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ 2010. № 1 (30).
3. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
5. Сытник А.А. Причины и условия формирования национальной инновационной системы // Вестник СГТУ. 2010. №4 (50).
6. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность.
1999. №4.
7. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 1998.
8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Директ-Медиа, 2007.
удк 331.5:332.1 H.A. Иванова,
С.М. Нечаева, H.A. Кривицкая
АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГУЛИРУЕМОМ РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Региональный рынок труда и политика занятости в России претерпевают существенные изменения, вызванные глобальным финансовым кризисом (2008 - 2009 гг). Во многом осложнение ситуации обуславливается спадом производства и сокращением рабочих мест, что повлекло за собой всплеск вынужденной неполной занятости, рост безработицы, снижение уровня жизни населения. В этих условиях проведение активной региональной политики на рынке труда способствует структурной перестройке экономики, снижает напряженность в обществе и создает условия для притока рабочей силы в экономику Реализация комплекса активных мер воздействия на рынок труда Саратовской области расширяет возможности занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетенции и востребованности на рынке труда.
Ключевые слова: региональный рынок труда, теории занятости, экономический кризис, безработица, рабочая сила.
N.A. Ivanova, S.M. Nechaeva, N.A. Krivitskaya
ACTIVE POLICY AT REGULATED REGIONAL LABOUR MARKET DURING ECONOMIC CRISIS
The paper proves that regional labor market and employment policy in Russia are undergoing major changes caused by the global financial crisis in 2008 - 2009. The situation was further complicated by slowdown in production and job cuts that resulted in the rise in forced part-time employment, increase of unemployment, and decline in the living
standard. Under these conditions implementation of active regional policy in the labor market contributes to the restructuring, reduces tension in society and creates conditions for the inflow of labor into the economy. Implementation of the package of measures in the Saratov region labour market widens employment choices for employees who face the risk of dismissal, those who look for a job and the unemployed by offering part-time employment, raising the level of the professional competency and demand at the labor market.
Key words: regional labour market, employment theory, economic crisis, unemployment, labour force.
Важнейшими задачами социально-экономической политики являются создание необходимых условий для эффективной занятости населения региона, обеспечения предприятий рабочей силой, повышение качества и конкурентоспособности работников на рынке труда. В период глобального финансового кризиса (2008 -2009 гг.), который затронул экономики развитых и развивающихся стран, в том числе и РФ, выросла напряженность на региональных рынках труда, повысился уровень безработицы.
Российский рынок труда отличает низкая чувствительность уровня занятости к изменению цен и спроса, которая проявляется и на уровне регионов. Основными проблемами рынка труда Саратовской области являются диспропорции регионального рынка труда и рынка образовательных услуг, нехватка квалифицированных кадров во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг наличие локальных очагов высокой безработицы, неурегулированность привлечения рабочей силы и наличие нелегального сегмента использования труда мигрантов, большие сложности с трудоустройством молодых людей, не имеющих опыта работы [1, с. 17].
Правительством РФ, а также региональными министерствами был разработан комплекс мер, реализация которых в определенной степени позволила смягчить социальные последствия глобального финансового кризиса в регионах России. Рынок труда и занятость необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими сферами общественной жизни, включая бизнес, систему образования и здравоохранения. Опыт развитых стран показывает эффективность и высокую социальную значимость государственного регулирования сферы занятости населения, об этом же свидетельствуют выводы теоретических моделей занятости населения.
Теоретические подходы к регулированию занятости населения. Теории занятости глубоко и в течение длительного времени разрабатывались многими учеными, представляющими различные научные школы и направления. Классическая теория занятости основана на предпосылках неизменности спроса на труд в краткосрочном периоде и предположении, что существенные колебания могут быть только долгосрочными. Главным фактором предложения выступает численность населения, а рычагом воздействия на рынок труда является заработная плата. Важным положением классической школы является «железный закон заработной платы», который обосновывает «естественную цену труда». Концентрация внимания на анализе последствий изменения предложения труда ограничивала возможности и механизмы регулирования занятости на основе теоретических постулатов этой научной школы. Преодолев односторонний подход, неоклассическая теория занятости рассматривает спрос и предложение на рынке труда как важные и «равноправные»
факторы регулирования занятости. Как известно, в основе неоклассической теории занятости - модель равновесия на рынке труда. Именно в равновесном состоянии рынка труда занятость работников достигает наиболее высокого уровня, если ставка заработной платы меньше равновесного значения - возникает дефицит, а в случае превышения фактической ставки заработной платы ее равновесного значения появляется избыток работников. При этом естественные «рыночные силы» являются наиболее эффективным регулятором занятости. Новая теория, которая поставила под сомнение эффективность и абсолютное доминирование рыночных механизмов в регулировании занятости, появилась вместе с публикацией работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Концептуальные основы новой теории составляют макроэкономическая модель равновесия, а также понятия «совокупного спроса» и «совокупного предложения», которые являются факторами занятости, а государство выступает необходимым контрагентом рынка труда [2, с. 29].
Основные положения новой политики в области занятости, которая предусматривает как прямое вмешательство государства в экономику так и различные формы институционального регулирования рынка труда, были закреплены в документах Международной организации труда (МОТ). Документы, принятые этой организацией, значительно расширили полномочия и основные функции государственных служб содействия занятости. Наряду с выплатой пособий по безработице и организацией общественных работ большинство служб занятости различных государств выполняют в настоящее время активные функции содействия трудоустройству граждан, осуществляя их переподготовку и профессиональную ориентацию, разрабатывая и реализуя специальные программы занятости, направленные на создание новых рабочих мест или предоставление дотаций предприятиям с целью предотвращения массовых высвобождений персонала.
Политика занятости в период экономического кризиса. Проведение государственной политики занятости населения на региональном уровне осуществляется путем реализации программ занятости. На основании анализа ключевых проблем в сфере занятости (объемов высвобождения, вынужденной неполной занятости работников, масштабов и структуры безработицы, структуры спроса на рабочую силу) и основных направлений государственной политики занятости формируется перечень целей и основных задач.
В период кризиса (2008 - 2009 гг.) функционирование рынка труда Саратовской области происходило под влиянием спада производства, финансовой нестабильности, снижения инвестиционной активности. Кризисное состояние экономики обусловило устойчивое сокращение спроса на рабочую силу. Спад производства сопровождался развитием неполной занятости, когда часть персонала вынужденно работала меньше уста-
новленной продолжительности рабочего времени или по инициативе администрации находилась в административных отпусках. В 2007 - 2009 гг. произошел значительный рост размеров скрытой безработицы. Сокращение численности персонала наблюдалось на предприятиях различных отраслей, и прежде всего в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве, транспорте, связи и др. В этих отраслях численность выбывших работников превышала численность принятых. Сокращение рабочих мест в основных отраслях экономики сопровождалось высвобождением работников. Спад производства в промышленности, строительстве и на транспорте обусловил высокую интенсивность процессов сокращения работников (рис. 1).
В результате на рынке труда Саратовской области произошло существенное осложнение ситуации, которое характеризовалось снижением численности занятых в экономике и ростом безработицы. Правительством Саратовской области была разработана система антикризисных мер, в результате реализации которых увеличилась численность занятого населения, повысилась эффективность использования рабочей силы, произошло трехкратное снижение объемов неполной занятости, сократились масштабы высвобождений. Позитивные перемены в экономической сфере способствовали сокращению безработицы - как общей, так и регистрируемой (рис.2).
В период экономического кризиса (2008 - 2009 гг.) численность безработных на региональном рынке труда Саратовской области, классифицируемых в соответствии с методологией МОТ, увеличилась с 104 до 118, 9 тыс. чел., при этом регистрируемая безработицы выросла с 18 до 26,9 тыс. чел. Уровень общей безработицы за тот же период вырос с 7,9% до 8,8%. Наибольших значений он достигал в период предыдущего кризиса (1998 г) и составлял 16,1%
(по методологии МОТ).
Уровень регистрируемой безработицы вырос с 1,4%
(2008 г.) до 2,0% (2009 г), в то время как его максимальные значения соответствуют 3,3% (1996 г.).
На конец 2010 г. благодаря принятым антикризисным мерам численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, сократилась до 18,7 тыс. чел., составив 1,4% от экономически активного населения.
Органы службы занятости населения Саратовской области оказывали содействие гражданам, желающим открыть собственное дело. Значительное число лиц, заре-
гистрированных в службе занятости, получили консультации по вопросам организации предпринимательской деятельности, кроме того, многие были направлены на обучение профессиям, ориентированным на самозанятость, безработные граждане, проявившие интерес к предпринимательству, получили субсидии для организации собственного дела.
В 2009 - 2010 гг. субсидии безработным выдавались в рамках программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Программа также стимулировала создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства других безработных, имеющихся на рынке труда Саратовской области. В результате в сфере малого и среднего бизнеса при содействии службы занятости в 2010 г было создан 7 326 рабочих мест (в 2009 г. - 3 247 рабочих мест).
Кроме содействия по трудоустройству граждане получали консультации о возможностях получения работы в другой местности - как в районах области, так и на территории других регионов, в пределах транспортной доступности от места жительства. В 2009 г. в рамках дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в другую местность из Саратовской области для замещения рабочих мест с оказанием адресной поддержки переехали 212 граждан. Развитие этого направления сдерживалось сложностями при оформлении необходимых документов по переезду и при заключении гражданами договоров по найму жилья с частными физическими лицами. Кро-
Рис. 1. Численность общей и регистрируемой безработицы (1992 - 2010 гг.) - общая безработица, ^3 - регистрируемая безработица (на конец года)
Рис.2. Динамика уровня общей и регистрируемой безработицы, %:
- уровень общей безработицы
- уровень регистрируемой безработицы (на конец года)
ме того, не все работодатели были готовы сотрудничать с органами службы занятости в трудоустройстве граждан, переехавших из другой местности.
На основе методики социального картографирования органами службы занятости проводится пообъектный анализ ситуации с незанятым населением трудоспособного возраста, который позволил выявить критические зоны рынка труда в муниципальных районах Саратовской области.
В выделенных критических зонах в тесном взаимодействии с администрациями муниципальных районов ежегодно разрабатывались целевые программы по регулированию рынка труда. В результате их реализации многие устроены на постоянную работу, часть безработных приняли участие в общественных работах, к участию во временных работах привлекались как лица трудоспособного возраста, так и подростки. Кроме предоставления субсидий на организацию собственного дела и направлений на профессиональное обучение, в том числе работников, находящихся под риском увольнения, использовалась практика стажировки выпускников. Многие школьники получили профориентационные и информационные услуги, а лица предпенсионного возраста оформлены на досрочную пенсию.
В результате на локальных рынках труда отмечалось не только смягчение напряженности, но и снижение уровня безработицы в ряде сел. Только за 2010 г уровень безработицы был снижен в 25 населенных пунктах Краснопартизанского, Новоузенского, Аркадакско-го, Аткарского, Краснокутского, Дергачевского, Турковско-го, Вольского, Ртищевского районов. В целом по области в результате реализации мероприятий активной политики занятости, совместных программ, дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда численность сельских безработных значительно уменьшилась.
Спрос на регистрируемом рынке труда. Для начала 1990-х гг. характерной особенностью являлось преобладание вакантных рабочих мест на предприятиях государственного сектора экономики (88,9%). В дальнейшем ситуация изменилась, потребность в работниках организациях государственной формы собственности снизилась и составила на конец 2010 г. лишь 28,5% в общэм числе вакансий, тогда как доля вакансий, заявленных организациями других форм собственности, увеличилась на 60,4 п.п. На 1 января 2011 г. органы службы занятости располагали сведениями о 17,9 тыс. вакансий.
В течение 20 последних лет на регистрируемом рынке труда отмечалось преобладание свободных рабочих мест для граждан, имеющих рабочие профессии, однако их доля в общем числе вакансий снизилась с 96% (1992 г.) до 69,3% (2011 г.). В то же время увеличилось количество вакантных мест для инженерно-технических работников и служащих с 612 до 5 495 ед.
(в 9 раз).
Негативное воздействие на потребность предприятий в кадрах оказало обострение финансового кризиса, произошедшего в 2008 г., однако его влияние было кратковременным, и в 2010 г. в условиях позитивной динамики экономических показателей число вакансий увеличилось. Снижение потребности в кадрах приводило к росту конкуренции за рабочие места, что выражалось в повышении коэффициента напряженности на регистрируемом рынке. Наибольшего значения он достиг в конце 1995 г., когда на 1 вакансию претендовали более 12 незанятых граждан (рис. 3).
Кроме того, на протяжении всего периода сохранялся дисбаланс между спросом на рабочую силу и ее предложением по профессионально-квалификационным характеристикам. Наиболее высокая напряженность на регистрируемом рынке труда была характерна для специалистов и служащих. Однако в последнее время разрыв между показателями у представителей рабочих профессий и специалистов сократился в связи с ростом вакансий для граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование.
Не менее существенной проблемой являлась и территориальная дифференциация коэффициента напряженности. Недостаточная потребность в кадрах в сельских районах области приводила к высокой напряженности в районах со значительной долей сельского населения. В условиях низкого числа вакансий альтернативой работы по найму может выступать только работа в личном подсобном хозяйстве, самозанятость или трудоустройство в другой местности - как в пределах области, так и на территории других регионов.
Для расширения возможностей трудоустройства граждан, желающих переехать в другую местность, органами службы занятости осуществлялось формирование и ведение банка вакантных рабочих мест, заявленных работодателями других регионов Российской Федерации.
Активная политика на региональном рынке труда. Среди активных мер воздействия на рынок труда, способствующих эффективной занятости населения и социальной адаптации граждан, существенная роль отводится профессиональной ориентации и психологической поддержке. В Саратовской области в течение длительного времени реализуются различные программы социальной адаптации. Участие в этих программах способствует получению безработными
12,2
Рис. 3. Динамика коэффициента напряженности рынка труда (на конец года)
♦-------------------------------------------------
гражданами навыков активного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, повышает мотивацию к труду. С целью выбора сферы деятельности и профессии органы службы занятости предоставляют гражданам государственную услугу по профессиональной ориентации. Кроме безработных граждан услуги по профессиональной ориентации получают и другие категории населения, в том числе не состоящие на регистрационном учете.
Одним из приоритетных направлений органов службы занятости населения является работа с учащейся молодежью по вопросу выбора сферы деятельности. Так, совместно с Министерством образования Саратовской области, администрациями муниципальных районов проводится «Фестиваль профессий», который позволяет повысить осознанность выбора профессии школьниками в соответствии с их интересами, склонностями, способностями, а также знанием ситуации на рынке труда. В то же время разработана процедура профотбора граждан, уволенных с военной службы для обучения специальностям, ориентированным на предпринимательство и самозанятость. Эта технология активно применялась в период сокращений воинских частей, дислоцированных на территории Саратовской области.
С самого основания службы занятости в Саратовской области была организована профессиональная переподготовка. В образовательный процесс внедрялись эффективные технологии и методики(модульное, дистанционное обучение, компьютерные, в том числе мультимедийные, обучающие программы), способствующие оптимизации сроков обучения, повышению его качества и результативности. При организации профессионального обучения безработных используется принцип подготовки кадров на «конкретное рабочее место». Активно развивается опережающее обучение высвобождаемых работников. Значительное число военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы (в том числе с правом на пенсию), и членов их семей прошли переподготовку на гражданские специальности.
Расширить границы использования профессионального потенциала безработных граждан в условиях ограниченного спроса на рабочую силу, особенно в сельской местности, позволяет развитие их предпринимательской инициативы. В связи с этим органы службы занятости особое внимание уделяли обучению безработных основам предпринимательской деятельности и профессиям для работы в сфере малого бизнеса. Большое значение органы службы занятости придавали обучению граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
В 2008 г. в порядке эксперимента в Саратовской области организовано профессиональное обучение
женщин, находящихся в отпуске по уходу ребенком в возрасте до 3 лет За 2008 - 2010 гг. на профессиональное обучение направлено свыше 1 тыс. женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет
В последние два года в целях смягчения социальных последствий финансово-экономического кризиса органы службы занятости населения особое внимание уделяли повышению конкурентоспособности безработных граждан, что обусловило значительное увеличение объемов профессионального обучения (рис.4). В 2010 г. на обучение были направлены 9,7 тыс. безработных граждан (13% от общего числа безработных), годом ранее - 9,2 тыс. чел. (10,9%).
В 2009 - 2010 гг. в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напря-
женности на рынке труда Саратовской области, на опережающее обучение в 2009 - 2010 гг. было направлено свыше 7 тыс. работников предприятий области. Опережающее профессиональное обучение проводилось в 66 учебных заведениях области по 250 специальностям и образовательным программам. Практически все работники предприятий, прошедшие обучение, остались работать на своих предприятиях. Ряд мер предусмотрен для улучшения положения молодежи на рынке труда. Важнейшими из них являются: компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением молодых людей, в том числе на создание «ученических» рабочих мест или организацию стажировок, создание специализированных центров по трудоустройству, информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии, реализация проектов развития молодежного предпринимательства.
1. Блинова Т.В., Былина С.Г. Прогнозное моделирование численности занятых в сельском хозяйстве РФ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 5.
2. Boeri T., Terrell K. Institutional Determinants of Labor Reallocation in Transition // Journal of Economic Perspectives. 2002. Vol. 16. № 1.
3. Earle J.S., Sabirianova K. Equilibrium wage arrears: institutional lock-in of contractual failure in Russia // Working paper.
2000. June.
10i
9,2
О
T
о
Z
51 5,4 5,2 m
39 38 as
T- CN CO
(3) (3) (3) (У)
О) ОТ ОТ от
CN CN CN CN CN CN
Рис. 4. Численность безработных, прошедших профессиональное обучение (1991 - 2010 гг.), тыс. чел.