<<эд1шад1ум-^©1угм&1>>#!ш:ш1]9 / вшшмдса_17
Орцханова М.А.,
к.э.н.,доцент зав.каф. »Экономика» ИнгГУ Полонкоева Ф.Я., к.э.н.,доцент кафедры»Экономика» ИнгГУ Китиева М.И. к.э.н.,доцент кафедры »Экономика» ИнгГУ
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА РОССИИ: АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.
Orskhanova MA,
Ph.D., Associate Professor Head of Department. »Economics» IngGU Polonkoeva F. YA., Ph.D., Associate Professor Departments »Economics» IngSU Kitieva M.I. Ph.D., associate professor Departments »Economics» IngSU
MODERN LABOR MARKET IN RUSSIA: ANALYSIS AND CHARACTERISTICS OF
DEVELOPMENT.
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка труда- как особой экономической категории. Проведен краткий анализ ситуации на рынке труда, как в целом по России, так и в разрез субъектов РФ. Определены особенности рынка труда на современном этапе развития России . Abstract
The article discusses the theoretical aspects of the labor market as a special economic category. A brief analysis of the situation on the labor market, both in Russia as a whole and in the context of the subjects of the Russian Federation, was carried out. The features of the labor market at the present stage of development of Russia are determined.
Ключевые слова: рынок труда, безработица, численность рабочей силы, центр занятости, напряженность на рынке труда.
Keywords: labor market, unemployment, labor force, employment center, tension in the labor market.
Рынок труда является важнейшим фактором трансформационных преобразований. Подъем экономики и повышение благосостояния в первую очередь связаны с воспроизводством рабочей силы и прежде всего, с тенденциями развития сферы занятости населения России и ее регионов. [1]
Состояние занятости на региональных рынках труда является реальным определяющим фактором экономического развития региона. В условиях рыночной экономики не существует механизма, гарантирующего и обеспечивающего полную занятость, поэтому возникает необходимость в осуществлении государственной политики занятости. [2]
В современных условиях рынок труда служит также и главным показателем состояния экономики страны, формирующим спрос и предложения на рабочие места, где рабочая сила является товаром и имеет свою цену, происходят товарно-денежные отношения между рабочей силой и покупателем на определенный промежуток времени. На его основе организуется эффективное использование человеческих ресурсов общества, создаются конкурент-
ные условия в сфере социально-трудовых отношений, которые, с одной стороны, ведут к совершенствованию качественных характеристик рабочей силы, а с другой, обеспечивают эффективную занятость населения в общественном хозяйстве, повышение благосостояния всех членов общества. Происходящие в нашей стране преобразования, сопровождающиеся усложнением системы рыночных отношений, требуют переосмысления установленных в экономической науке подходов к рынку труда, его сущностных черт и тенденций развития. Возникает объективная необходимость поиска эффективных механизмов функционирования рынка труда, путей его развития, которые способствовали бы снижению социальной напряженности в обществе, создавали условия для продвижения нашего государства к демократии и гуманизму.
Как экономическая категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения
ЕШМШ1Ш / «ШУШ(ШУ1УМ-ШУГМа1>>#3(Ш7)),2©1]9
18
труда по законам товарного производства и обращения. [3]
На развитие и формирование рынка труда оказывают влияние множество таких факторов, как формирование оплаты труда, перемещение рабочей силы по всей стране, взаимодействие рынков - трудового с жилищным и т.д. Но главным фактором, влияющим на параметры рынка труда, является то, что он формируется в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни, который проявляется в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резком и неоправданном ни с социальной, ни с экономической точки зрения увеличении разрыва в уровне доходов среди работающего населения. Следствием данного экономического кризиса является не только сокращение спроса на рабочую силу и возникновение безработицы, но и нарушение самой мотивации к эффективной трудовой деятельности ранее существовавшей, пусть далеко не совершенной форме. Нынешняя система мотивации деградирует саму систему мышления производителя так, как ориентирует трудящихся на то, что можно достичь высокие доходов при минимальном образовании и нагрузке, в противовес тому, что именно сложный квалифицированный труд гарантирует получение высоких заработков. Нельзя не отметить и другой фактор, как скорость формирования рынка труда, которая в современных условиях хозяйствования явно недостаточна для того, чтобы успешно складывались рыночные предпосылки эффективного экономического роста. Можно с уверенностью констатировать и тот факт, что процесс формирования рынка труда в России лишен необходимой государственной стратегии. Если бы такая стратегия была, то процессы формирования рынка труда складывались бы под большим влиянием рычагов макроэкономического регулирования в масштабах страны - путем структурных сдвигов в экономике, осуществления целенаправленной инвестиционной и кредитно-финансовой политики.
Особенностью современного российского рынка труда, к сожалению, остается крайне низкий технический уровень производства, наличие значительных объемов физически и морально устаревшего малопроизводительного оборудования. Другой немаловажной особенностью влияющей на формирование национального рынка труда, является пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов, и размещения населения. К примеру, более 64% территории России занимают районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, где находится большая часть природных запасов нефти, газа, золота, алмазов и лишь 6,6% населения страны.
По данным Госкомстата РФ численность рабочей силы в России на конец 2018г. составила -76117тыс.чел., в том числе 72466тыс.чел. были заняты в экономике (95,2%) и 3 650 тыс. человек (4,8%) относились к категории безработных. [4]В сравнении с аналогичным периодом 2017г. численность рабочей силы выросла на 131 тыс. человек или на 0,2, а численность безработных снизилась на
237 тыс. человек или на 6,1%. Максимальный уровень безработицы в 2018г.отмечен- в Северо-Кавказском федеральном округе (10,3%), минимальный- в Центральном федеральном округе (2,8%). Если рассматривать статистику в разрезе субъектов РФ то самый низкий уровень безработицы отмечен в г. Москве (1,2% ), г. Санкт-Петербурге (1,5%), Ямало-Ненецком автономном округе (2,0%), Ханты-Мансийском автономном округе (2,3%), Московской области (2,6%), Чукотском автономном округе (3,0%), Республике Марий Эл (3,3%), Республике Татарстан (3,3%), Самарской области (3,3%), Брянской области (3,4%).
Самый высокий уровень безработицы отмечен в Республике Ингушетия (26,7%), Чеченской Республике (13,5%), Республике Алтай (12,0%), Республике Дагестан (11,5%), Карачаево-Черкесской Республике (10,9%), Кабардино-Балкарской Республике (10,4%), Республике Тыва (10,3%), Забайкальском крае (10,1%), Республике Бурятия (8,9%), Республике Северная Осетия-Алания (8,8%).
Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных в 2018г., в сравнении с аналогичным периодом 2017г. выросла 32,33 тыс. человек или на 4,9% и составила 693,21 тыс. человек. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла в 3 субъектах Российской Федерации: в Республике Тыва (2,9%), г. Санкт-Петербурге (1,7%), Республике Ингушетия (1,2%),снизилась в 80 субъектах РФ в том числе в Кабардино-Балкарской Республике (25,4%), Псковской области (23,7%), Тверской области (22,1%), Республике Адыгея (21,9%), Ставропольском крае (21,6%), Калужской области (20,4%), Владимирской области (19,5%), Челябинской области (19,3%), Калининградской области (18,9%), Вологодской области (18,8%).
Не изменилась численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2 субъектах Российской Федерации: Республике Бурятия, Республике Мордовия.
В целом по России, уровень регистрируемой безработицы на конец 2018 года в сравнении с концом 2017 г. снизился на 0.11% и составил 0,91% (в декабре 2017 года - 1,02%). Среди субъектов РФ максимальный уровень регистрируемой безработицы отмечен в Республике Ингушетия (8,73%), Чеченской Республике (8,04%), Республике Тыва (3,88%), Амурской области (2,37%), Ненецком автономном округе (2,26%) и т.д. В 46 субъектах Российской Федерации данный показатель был ниже среднероссийского уровня - г. Севастополь (0,22%), Ленинградская область (0,31%), Нижегородская область (0,37%), г. Москва (0,39%), г. Санкт-Петербург (0,40%), Липецкая область (0,41%) и т.д.
Показатель - количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленных работодателями в органы службы занятости, вырос на 93,65 тыс. единиц или на 6,7%, а показатель - коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в
«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3i27),2©]9 / ИШПВДК
органах службы занятости, в расчёте на 100 вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости) в целом по России снизился на 10 человек на 100 вакансий (с 64 человек на 100 вакансий в конце декабря 2017 года до 54 человек на 100 вакансий в конце декабря 2018 года).
К сожалению, в некоторых регионах РФ, в частности в субъектах СКФО коэффициент напряженности превышает среднероссийский уровень в несколько раз. Наиболее сложная ситуация на рынке труда отмечена в Республике Ингушетия, где коэффициент напряженности составил 3 604 человека на 100 вакансий, Чеченской Республике (2 237), Республике Дагестан (2 215), Республике Северная Осетия-Алания (735).
Самый низкий коэффициент напряженности отмечается на рынке труда Еврейской автономной области (12), Приморского края (15), Сахалинской области (18), Амурской области (19), г. Москвы (22), г. Севастополя (22), Ямало-Ненецкого автономного округа (22), Ленинградской области (23), Тульской области (24), Тюменской области (24).
Как видно из проведенного анализа ситуация на рынке труда в регионах СКФО остается самой сложной, требующей пристального внимания со
19_
стороны государства. В этой связи, была бы целесообразна выработка целого ряда федеральных программ по снижению напряженности на рынке труда в регионах СКФО. Обязательным условием освоения денежных средств, по названному направлению, должно быть - полная прозрачность информации.
Список использованной литературы
1.Орцханова М.А.Трендовый анализ регионального рынка труда в тенденции его развития. В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета Назрань, 2012. С. 351-369.)
2.Проблемы рынка труда и государственная политика в сфере занятости в регионе (на примере РИ) Китиева М.И., Орцханова М.А., Полонкоева Ф.Я. Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 98-101.
3.Теоретико-практические аспекты функционирования рынка труда Орцханова М.А., Полонко-ева Ф.Я., КитиеваМ.И. Colloquium-journal. 2018. № 5-6 (16). С. 69-72..)
4.Федеральная служба государственной статистики / Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ dbscripts/ Cbsd/ DBInet.cgi.
Орцханова М.А.,
к.э.н.,доцент зав.каф. »Экономика» ИнгГУ Полонкоева Ф.Я., к.э.н.,доцент кафедры»Экономика» ИнгГУ Китиева М.И. к.э.н.,доцент кафедры »Экономика» ИнгГУ
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВНЕШНИМИ ЭФФЕКТАМИ- КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНОМ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА.
Orskhanova M.A.,
Ph.D., Associate Professor Head of Department. »Economics» IngGU Polonkoeva F. YA., Ph.D., Associate Professor Departments »Economics» IngSU Kitieva M.I. Ph.D., associate professor Departments »Economics» IngSU
THE MECHANISM FOR MANAGING REGIONAL EXTERNAL EFFECTS, AS A KEY ELEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE
REGION.
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты внешних экстерналий, причины их возникновения. Определены основополагающие черты механизма управления внешними эффектами. Abstract
The article discusses the theoretical aspects of external externalities, their causes. The fundamental features of the mechanism for controlling external effects are determined.