УДК 658:631.11 ББК 65.9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
© Белей С.И.*
Подольский государственный аграрно-технический университет, Украина, г. Каменец-Подольский
В рыночных условиях, в частности в период экономической нестабильности в стране, особого внимания со стороны государства, властных и управленческих структур требует решения проблема развития сельских территорий, поскольку общее состояние сельских территорий неудовлетворительное, а ее составляющие, которые должны служит базой развития, теряют свой потенциал. В связи с этим есть необходимость обосновать основные приоритеты развития сельских территорий.
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельские территории, развитие, экономика, аграрная политика, сельское население.
Сельское хозяйство всегда занимало одно из ведущих мест в экономике Украины. Однако в процессе осуществления современных аграрных преобразований допущен ряд просчетов и ошибок. Следствием этого стали упадок сельских территорий, безработица и бедность крестьян выезд за границу сельских работников, ухудшение демографической ситуации, разрушение предприятий и учреждений социальной сферы. На сегодня, в сельской местности, несмотря на некоторый рост доходов крестьян, продолжает происходить снижение качества их жизни. Увеличивается уровень безработицы среди сельской молодежи. Ненадлежащие условия труда, несправедливо низкий уровень ее оплаты лишают молодежь возможности оставаться на селе. Большая ее часть потеряла мотивацию к труду. Все это взаимосвязанная цепь проблем, и, если их своевременно не решать, то экономическое, социальное и психологическое напряжения могут вызвать исчезновение значительного количества сел. В связи с этим, одной из важнейших проблем отечественной экономики, есть проблема разработки механизма возрождения и развития сельских территорий. Развитие сельских территорий на перспективу должно быть направлено на преодоление кризисных явлений, приведение в действие внутренних резервов села.
Значительный вклад в исследование проблем развития сельских территорий сделали отечественные ученые: И.Ф. Баланюк, М.Х. Вдовиченко,
* Доцент кафедры Экономики предприятий и социально-трудовых отношений, кандидат экономических наук, доцент.
Ю.Е. Губени, М.И. Малик, А.Н. Могильный, М.К. Орлатий, И.В. Прокопа, П.Т. Саблук, В.В. Юрчишин и др. Однако динамические изменения условий жизни и хозяйствования в сельской местности требуют постоянного пересмотра концептуальных подходов к развитию сельских территорий и методов изучения проблемы. С учетом выше изложенного, есть основания констатировать, что тема исследования актуальна и требует решения.
Отправным пунктом развития сельских территорий является Конституция Украины [1], которая признает человека наивысшей социальной ценностью, декларирует социальную направленность экономики, гарантирует незыблемость права становления в сельском хозяйстве частной собственности.
Вместе с тем, закрепленные в Конституции Украины основные права и свободы человека, пока не сопровождаются адекватными мерами в их практическом воплощении в жизнь, и тем самым порождается разочарование [2, с. 19]. Одновременно дальнейшая деградация социально-экономической сферы села ставит под угрозу отечественное сельскохозяйственное производство, следовательно, национальную безопасность государства. Эти обстоятельства обусловливают приоритет аграрной политики в ее социальной составляющей и, учитывая ограниченность ресурсов, необходимость ее осуществления с наибольшим совокупным экономическим и социальным эффектом. При этом экономический эффект в значительной мере зависит от эффективного развития социально-трудовой сферы села, ее качественного состояния. Поэтому сущность современной аграрной политики государства заключается не только в укреплении аграрного производства, обеспечении расширенного воспроизводства продукции растениеводства и животноводства, а также в проведении широкой системы социальных мероприятий на селе. Согласно концепции общегосударственной программы устойчивого развития сельских территорий до 2020 года, развитие сельской территории -не система показателей, которые должны быть достигнуты в соответствующие сроки на соответствующей территории, а прежде всего, духовно-информационное направление, в котором должны двигаться общество, государство, индивиды [3]. Поэтому теория развития сельских территорий является достаточно глобальной, комплексной и содержательно многогранной.
Считаем, что под развитием сельских территорий следует понимать такое направление экономического роста, при котором обеспечивается лучшее качество жизни сельского населения, что с одной стороны, опирается, на современные достижения научно-технического прогресса, которое удовлетворяет их текущие потребности, но по-своему действию на окружающую среду, не грозит будущим поколениям, с другой - обеспечивается качественный рост материального, жилищно-бытового, социального обеспечения, здравоохранения, экологической и личной безопасности. Поэтому сельскохозяйственное производство своим функционированием обязано сельским территориям, которые являются одним из отражений особенностей его развития.
Конечный результат функционирования аграрного сектора экономики напрямую зависит от того, как сработает в этом отношении каждая сельская территория. Поскольку каждая такая единица функционирует не обособленно, а в неразрывной связи с другими, в той или иной степени подобными ей сельскотерриториальными структурами с индивидуальными особенностями каждого, их совокупность характеризует специфику сельских территорий больших размеров, а в конечном итоге - сельскохозяйственного производства вообще. Поэтому, можно отметить, что развитие сельских территорий следует рассматривать во взаимосвязи с развитием сельского хозяйства.
По субъективным и объективным причинам, на сегодняшний день, сельское хозяйство Украины потеряло важные рычаги экономического роста, поэтому сельское хозяйство - отрасль, которая переживает упадок. Мы разделяем мнение ученых П. Леоненка, А. Чухна и П. Юхименка, которые отмечают что «... если отрасль переживает упадок, это не значит, что она обречена на исчезновение» [4, с. 576], так как современный кризис сельского хозяйства не является исключением в общем экономическом и социальном развитии страны. В данном случае перемещение сравнительных преимуществ не очевидно. В этих условиях имеет смысл не только эффективное использование рыночных механизмов, но и государственное вмешательство в процессы, происходящие в экономике Украины. На основе этого, в сельском хозяйстве, которое переживает упадок, можно «найти вполне жизнеспособные вкрапления « и возродить его. Имея глубинные корни, кризис в сельском хозяйстве начался уже после того, как это явление охватило всю экономику страны, а острота современных изменений на селе обусловлена особенностями агросферы. Обнаружив основные проблемы нынешнего состояния сельского хозяйства, есть основания формировать такие условия его функционирования, в которых факторы, способствующие развитию сельских территорий, будут усиливаться, а те, которые сдерживают развитие, устраняться или уменьшать свое влияние.
Предпосылкой достижения цели, развития сельских территорий, есть четкая стратегическая ориентация, и означает переход к функционированию на основе стратегического видения будущего сельскохозяйственного производства во взаимосвязи с сельскими территориями, на которых оно находится, с определением общих и конкретных сущностных характеристик. Поэтому развитие сельских территорий возможно только при условии надежного нормативно-правового, макроэкономического и организационного обеспечения. Это требует соответствующего объединения усилий властных структур, науки, непосредственных производителей. То есть необходимо обеспечить реализацию действенного механизма, основанного на гармоничном сочетании инструментов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, проведении сбалансированной ценовой, финансово-кредитной, налоговой, инвестиционной, социальной и других направле-
ний аграрной политики. Государственная политика развития сельских территорий, как составляющая аграрной политики, направлена на формирование полноценной жизненной среды, обеспечение экономических и социальных интересов сельского населения, комплексное развитие сельских территорий, сохранение сельской поселенческой сети, развитие объектов социальной инфраструктуры, современных систем связи и информатики, транспортного сообщения, жилищно-коммунального и водного хозяйства, дорожного строительства.
В теории и практике государственного вмешательства в экономические процессы, нужно учитывать имеющийся мировой опыт и решать, каким образом и в каких пределах его можно использовать с максимальной возможностью для страны [5, с. 36]. Однако не нужно копировать, повторять опыт других стран, но учитывать историю развития сельских территорий целесообразно. Как свидетельствует зарубежный и уже приобретенный отечественный опыт, ни одна программа государственной поддержки развития сельских территорий, если она не адаптирована к местным условиям, а скопирована и механически внедрена в экономику страны, без учета особенностей и уровня экономического, социального и культурного развития сельских территорий, не сможет принести соответствующего положительного результата. Программа, которая для одной страны целесообразна и эффективна, то для другой может быть недейственна или даже привести к негативным последствиям. Однако, до сих пор не сформулирован универсальный критерий оптимальности последствий государственного вмешательства в экономические процессы [6. с. 6]. Все это естественно, затрудняет формирование эффективной системы государственного регулирования аграрной экономики. Но то, что уже в этом отношении сделано в прошлом других странах, для нас очевидный факт. Поэтому, развитие экономических процессов должно быть управляемым, а его эффективность в значительной степени зависит от осуществляемой государственной политики. Государственная аграрная политика должна учитывать, с одной стороны, многогранность теорий о месте государства в экономике, а с другой - базироваться на тщательном анализе факторов и причин, обусловивших в разных странах на различных этапах, смену научных положений, принимаемых за основу при реализации аграрной политики. Так что для обеспечения развития сельских территорий нельзя обойтись без применения наследия экономической науки и современной науки и практики, с учетом отечественных особенностей сельских территорий и специфики аграрных регионов.
При разработке механизма развития сельских территорий необходимо учитывать результативный фактор, то есть, характер и глубину влияния первого на второе: способствует или, наоборот, ограничивает реализацию поставленной цели. Это не значит, что экономическая, социальная результативность развития сельских территорий обусловлены только внешними
факторами, ведь в аграрной экономике заложено много внутренних экономических, социальных и организационных возможностей, умелое использование которых будет способствовать ускорению развития сельских территорий. Другими словами скорость развития сельских территорий зависит от решения проблемы оптимизации производства на данной территории. Критериями существования различных форм хозяйствования на селе должны быть:
- экономические - высокий уровень рентабельности производства; функционирования на принципах самоокупаемости и самофинансирования, устойчивость агрохозяйства, эффективность и продуктивность использования земли;
- производственно-технологические - внедрение влаго-, энерго-и других ресурсосберегающих технологий и безотходного производства, формирования структуры посевов с учетом рельефа местности и качества почв, развития животных - их биологических и физиологических особенностей и потребностей, соблюдение научно обоснованной системы ведения земледелия и животноводства, производство «биологически чистой» продукции;
- почвозащитные - расширенное воспроизводство плодородия почв, соблюдения оптимального сосуществования между гумосонакопи-тельными культурами и теми, которые потребляют большое количество гумуса, внесение достаточного количества органических и в разумных пределах минеральных удобрений; широкое использование контурномелиоративной организации территории и комплекса проти-воэрозионных мероприятий, переход к приемам биоземледелия;
- агроландшафтного и эстетического обеспечения оптимального соотношения между пахотными землями, лугами, пастбищами, водой и лесом, четкое выполнение установленных экологических нормативов и эстетических норм в отношении к окружающей природной среде.
Для полноценного развития сельских территорий необходимо, прежде всего, развивать их внутренний потенциал, а именно: поддерживать возрождение малого и среднего бизнеса на селе, создавать новые рабочие места и привлекать внимание инвесторов, развивать предпринимательскую деятельность на селе. Целесообразно развивать малые и средние предпринимательские структуры. Необходимо уделять внимание формированию благоприятного климата для развития фермерских хозяйств, развития агротуриз-ма, регионального маркетинга, рыночной инфраструктуры в сельской местности (сельскохозяйственных кооперативов, кредитных союзов и др.). Это позволит самореализоваться активным жителям сел по месту жительства и обеспечить работой других.
Гибкостью и сбалансированностью отличается подход к развитию сельских территорий И. Прокопы, в котором органично сочетаются территори-
альный и отраслевой подходы. Он касается диверсификации занятости сельского населения за счет развития несельскохозяйственных отраслей, т.е. де-аграризации сельской экономики. Речь идет об уменьшении в ее структуре доли (но не объемов) аграрного производства [7, с. 49]. Для достижения этой стратегической цели нужна диверсификация экономической и социальной деятельности сельских территорий и формирование мотивационного механизма для ее развития. Диверсификация, как важный инструмент комплексного развития сельских территорий, является стратегическим направлением совершенствования экономической деятельности сельского населения, улучшает благосостояние последнего. Для решения многоаспектных проблем развития сельских территорий следует полагаться не только на сельское хозяйство, но и на другие отрасли экономики, которые будут способствовать социально-экономическим преобразованиям на селе. Основными вспомогательными видами деятельности в сельской местности является предоставление услуг по помолу зерна, выпечки хлебобулочных изделий, предоставление техники в аренду. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей диверсификация способствует уменьшению риска и адаптированию к внешним условиям. Что касается местных органов власти, то они должны использовать диверсификацию как одно из направлений развития сельского хозяйства и несельскохозяйственных видов деятельности.
Развитие несельскохозяйственных видов деятельности на селе - это важный источник занятости и доходов сельского населения, особенно из-за сезонности сельского хозяйства и невозможности обеспечения интенсивной круглогодичной занятости сельского населения в сельскохозяйственном производстве.
В нынешних условиях, недостаточных материальных и финансовых ресурсах для организации местного производства, предприятия народного промысла имеют ряд следующих преимуществ:
- относительно малые капитальные вложения для организации и функционирования производства;
- дополнительная круглогодичная занятость для работников, имеющих сезонную занятость на основном месте работы (сельскохозяйственное производство, заготовка леса и лесотехнической сырья);
- возможность организации работы дома и поэтому относительно небольшой штат работников на производстве;
- использование дешевого сырья и вторичного сырья для производства изделий;
- привлечение к изготовлению изделий представителей различных групп населения (пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- поддержание отечественного товаропроизводителя.
Исследуя сельскую местность как многофункциональную социально-территориальную подсистему общества, не следует забывать о создании
соответствующих условий жизни, которые в перспективе можно было бы приблизить по качеству к городским. Не стоит забывать о социально-бытовой инфраструктуре, охватывающую совокупность подотраслей, неотъемлемо связанных с созданием общественных условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Одним из видов несельскохозяйственного бизнеса является сельский туризм, выгодный как для местных предприятий, сельских общин, так и районной власти, поскольку развитие туристической индустрии положительно влияет на экономическую жизнь территории, увеличивает финансовые поступления. Первые места в развитии сельского туризма занимает Европа, где деятельность в сфере зеленого туризма поощряется на национальном уровне. Такой вид туризма становится основным направлением охраны и восстановления сельских ландшафтов и по популярности занимает второе место после отдыха на морском побережье.
Сельский туризм создает новые рабочие места для работников во всех сферах экономики: транспорт, гостиничный бизнес, связь, банки, информатика и др. Кроме перечисленных, и другие сферы (сельское хозяйство, строительство, культура) имеют положительную перспективу от развития туризма. Во многих странах это способ восстановления сельских ландшафтов. Нужно активизировать экологический туризм, который бы обеспечивал экологическое использование природных ресурсов в рекреационных целях, развивать национальные природные парки, заказники, заповедные урочища, памятники природы, природные заповедники, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности.
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что решающую роль в развитии сельских территорий играет их ресурсный потенциал. Ресурсный потенциал выступает источником и средством развития сельских территорий, который может быть задействован в определенной степени в процессе их функционирования. Потенциал составляют три основные составляющие -социальная, технологическая и природная. Социальная - характеризует специфические отношения, которые находят свое отражение в процессах, обеспечивающих жизнедеятельность сельского населения. Технологическая -отражает степень вовлечения в производство материально-технических и нематериальных ресурсов. Естественная - определяется имеющимися природными ресурсами и благоприятными для ведения сельскохозяйственного производства климатическими условиями. Универсальным природным ресурсом являются земельные ресурсы, которые по действующему законодательству определяются как совокупный природный ресурс поверхности суши - пространственный базис расселения и хозяйственной деятельности, основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве [8]. Для рационального использования земельных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов необходимо усовершенствовать организацию аграрных отно-
шений. Однако рассчитывать только на то, что создание сельскохозяйственных предприятий рыночного типа обеспечит развитие сельских территорий, -безосновательно. Необходимо сформировать соответствующий организационно-экономический механизм, который в полной мере обеспечит благоприятные условия для функционирования различных форм организации сельскохозяйственного производства, расширение экономических, трудовых, социальных прав граждан, проживающих и работающих в сельской местности.
Изложенное выше, дает основания для определения основных принципов развития сельских территорий.
1. Принцип сбалансированности развития сельских территорий по экономическим, социальным и экологическим критериям. Рассматривая экономический, социальный и экологический критерий развития сельских территорий можно утверждать, что они взаимосвязаны и неотъемлемые части одного целого. Устойчивое социально-экономическое развитие означает качественный рост экономических и социальных параметров с минимальными потерями для природной среды, развития сельских территорий, удовлетворение потребностей сельского населения и интересов государства.
2. Принцип системного развития сельских территорий. Он заключается в том, что развитие сельских территорий необходимо рассматривать как органическую составную часть аграрной политики и государственной стратегии.
3. Принцип протекционизма развития сельских территорий. Протекционизм развития сельских территорий представляет собой систему государственных мероприятий (политических, экономических, правовых), целью которых является стимулирование развития сельских территорий, отстаивание интересов товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на данной территории. на внешнем и внутреннем рынках и создания надлежащего уровня жизни для сельского населения.
4. Принцип сочетания местных и государственных интересов по развитию сельских территорий.
5. Принцип управления развитием сельских территорий. Отметим, что управление развитием сельских территорий обеспечивают следующие институты: сельские и поселковые советы, сельские общины, органы управления объектов производственно- и социально-экономической деятельности, общественно-экономические, социальные и экологические организации, ассоциации, фонды. Центрами организации сельских территорий выступают села и поселка (с размещенными в них сельскими и поселковыми советами), населенные пункты, подчиненные им, отдельные фермерские поселения. Непосредственное воздействие на развитие сельских территорий осуществляют районные и областные органы местного самоуправления, а в общегосударственном масштабе - органы государственной власти. Поэтому, одним из главных условий успешного управления развитием сельских территорий является создание необходимого социального потенциала, включая
квалифицированную рабочую силу, отвечающего современным требованиям к уровню социально-инфраструктурного обслуживания сельского населения и устройства сельских поселений.
6. Принцип социального развития сельских территорий. Сущность этого принципа заключается в обеспечении благоприятных общих условий жизнедеятельности населения, повышения качества жизни на селе, комплексному развитию инфраструктуры сельских территорий.
7. Принцип взаимной социальной ответственности граждан, общества и государства за последовательное развитие сельских территорий. Залогом обеспечения сельских жителей всей системой жизнеобеспечения, условиями привлекательности проживания и работы на селе, обучения, зарплаты, пенсионного, медицинского, коммунально-бытового обеспечения и других критериев социального развития села на уровне, постепенно приближал бы село к лучшим в этом отношении городским поселениям, является эффективный механизм социальной защиты сельского населения, который объединяет как все цепи системы государственных органов, работодателей, граждан, общества, так и взаимной их ответственности за решение актуальных задач развития сельских территорий.
Изложенное выше дает основания для вывода, что развитие сельских территорий - это многоаспектный механизм, который формирует сложнейшую систему подчиненности одних целей другим. Возродить сельские территории - значит сделать их действующими и конкурентоспособными, создать экономические условия формирования хозяина на земле, сформировать основу для дальнейшего развития сельских территорий. Особенность возрождения и развития сельских территорий заключается в том, что происходит не просто замена старого, отжившего новым, а их соревнования. Оно предусматривает инновационные изменения, которые обеспечат качественно новый уровень жизненной среды, удовлетворения экономических и социальных потребностей сельского населения, сохранения сельской поселенческой сети, развитие объектов социальной инфраструктуры, современных систем связи и информатики, транспортного сообщения, жилищно-коммунального и водного хозяйства, дорожного строительства, аграрного производства, развитие материально-технической базы, материального достатка сельского населения и др.
Список литературы:
1. Конститущя Украши: Прийнята на п'ятш сеси Верховно! Ради Укра!-ни 28 червня 1996р. 1з змшами, внес. Законом Украши ввд 8 грудня 2004 р. № 2222-1У Станом на 1 ачня 2006 р. / МЫстерство юстици Украши. - Офь цiйне видавництво. - К., 2006 р. - 124 с.
2. Даншькевич М. Джерела правового шгшзму в Украíнi // Проблеми державотворення i захисту прав людини в Украíнi: Матерiали ХШ регiон. наук.-практ. конф., Львiв, 8-9 лют. 2007 р. - Львiв, 2007. - 378 с.
3. Концепция загальнодержавно! програми сталого розвитку сшьських територш до 2020 року: [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://liga-zakon.ua.
4. Чухно А.А., Юхименко П.1., Леоненко П.М. Сучасш економ1чш тео-рп: Щдручник / За ред. А.А Чухна. - К.: Знання, 2007. - 878 с.
5. Ддброва А.Д. Державне регулювання альськогосподарського вироб-ництва: теор1я, методолопя, практика / А.Д. Ддброва. - К.: ВПД»Формат», 2008. - 488 с.
6. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 480 с.
7. Прокопа 1.В. Сощальт аспекта розвитку сшьських територш / 1.В. Прокопа // Економ1ка АПК. - 2005. - № 11 (133). - С. 48-51.
8. Закон Украни ввд 19 червня 2003 р. № 962-^ «Про охорону земель» [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakonl.rada.gov.ua/cgi-bin/ laws/mam.cgi?nreg=962-15.