14 (107) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 338.431.2
стратегические направления обеспечения альтернативной сферы занятости на сельских территориях
Л. а. ТРЕТЬЯКОВА, доктор экономических наук, доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в аграрно-промышленном комплексе E-mail: [email protected] Орловский государственный аграрный университет
В статье отмечается, что в России на современном этапе социально-экономических преобразований изменились условия хозяйственной деятельности в сельской местности, которые существенно усугубили проблему занятости и доходов населения. Заработная плата работников сельского хозяйства продолжает оставаться самой низкой среди других отраслей экономики. Изменение качественных характеристик жизни сельского населения негативно влияет на воспроизводство трудовых ресурсов как основополагающий базис стабильного социально-экономического развития сельских территорий. Устойчивая система жизнеобеспечения населения сельских территорий, основанная на альтернативной занятости, является не только определяющим условием продовольственной безопасности страны и фундаментом конкурентоспособности сельского хозяйства, но и создает базу для воспроизводства трудовых ресурсов, определяя как их количественный, так и качественный состав.
Ключевые слова: сельские территории, жизнеобеспечение населения, занятость, трудовые ресурсы.
В настоящее время сильную тревогу вызывают сельская бедность и высокий уровень безработицы, а также сложившиеся негативные тенденции в социальной сфере села — продолжает ухудшаться демографическая ситуация, сокращается сеть учреждений социальной инфраструктуры сельских территорий.
Необходимо отметить, что принятые в последние несколько лет Правительством РФ програм-
мные документы по развитию социально-трудовой сферы в сельском хозяйстве нацелены на необходимость научного сопровождения и выработку общих методологических подходов реализации государственной социально-экономической политики по обеспечению устойчивого развития сельских территорий в целях повышения качества жизни сельского населения, переходу сельскохозяйственного сектора российской экономики на инновационный путь развития.
Несомненным является то, что уровень и качество жизни в сельской местности в значительной мере определяется степенью активности политики занятости как главного фактора устойчивого развития сельских территорий. При ее разработке и осуществлении необходимо учитывать крайне сложную, во многом противоречивую и в целом все еще ухудшающуюся социально-экономическую ситуацию в большинстве сельских регионов РФ.
Анализ занятости на сельских территориях РФ показал, что за 17-летний период с 1990 по 2009 г. в сельскохозяйственных предприятиях среднегодовая численность работников сократилась на 6,1 млн чел., или в 2,6 раза, и составила в 2009 г. 4,5 млн чел. При этом численность непосредственно занятых в сельскохозяйственном производстве сократилась на 63 %, а занятость в отрасли животноводства, соответственно, на 76 %. Такие же тенденции наблюдаются и в сфере несельскохозяйственной за- 35
нятости. При этом надо отметить, что численность управленческого персонала практически осталась неизменной. Это во многом объясняется сохранением прежних управленческих структур, несмотря на трансформацию существовавших ранее сельскохозяйственных предприятий. Безусловно, это свидетельствует о неэффективности проводимой политики занятости в сельскохозяйственных предприятиях.
Мировой опыт показывает, что такая ситуация является анахронизмом и она должна изменяться с помощью объединения узких смежных специальностей и развития в отрасли консультационной службы. Успешность подобного опыта демонстрируется в восточных землях Германии, где за время реформ численность занятых в аграрном секторе сократилась примерно в 6 раз, а управленцев — на целый порядок. При этом 70 % бывших сельскохозяйственных товариществ там успешно адаптировались к рынку [1].
Очевидно, что такая политика в области занятости не сдерживает рост безработицы на селе и не способствует формированию диверсифицированного рынка труда в аграрной сфере.
В настоящее время сохраняется тенденция снижения численности занятых в сельскохозяйственных организациях. Несколько другая ситуация сложилась в той части индивидуального сектора, где занятые включаются в среднегодовую численность аграрных работников. Так, в товарных хозяйствах рост численности занятых наблюдался до 1998 г., однако на протяжении следующих лет и до настоящего времени ситуация остается без видимых изменений (численность занятых находится на уровне 2,9 млн чел.).
Стабильность характерна и для занятости в фермерских хозяйствах. Достигнув в 1994 г. 900 тыс. чел., уровень занятости практически не изменялся (за исключением небольших колебаний в отдельные годы).
В хозяйствах населения сельских территорий, представленных в основном личными подсобными хозяйствами (ЛПХ), кроме занятых производством продукции для реализации, имеется еще более многочисленная совокупность населения, вовлеченная в аграрную деятельность для производства продукции для собственного потребления. Надо сказать, что в контексте проблем развития и функционирования рынка труда эта ситуация является достаточно сложной и требующей особого внимания, так как для многих сельских жителей ЛПХ — это не только дополнительный источник дохода, но и основной вид заработка. Причем такая
36 -
категория сельских самозанятых жителей никак не зарегистрирована ни в других отраслях экономики, ни среди безработного населения.
Несомненна очевидность того, что перемещение экономически активного населения в сферу натурального домашнего хозяйства сопряжено с большими альтернативными издержками. При этом оно не обеспечивает большинству самозанятых в ЛПХ достойного материального положения и снижает общие характеристики производительной силы.
Рассматривая альтернативные виды занятости, приемлемые для села, необходимо понимать, что создание модели социально ориентированного рынка труда на сельских территориях — это целостная комплексная система принципов, научных подходов и методов, конкретных направлений государственной политики на рынке труда в аграрной сфере, при которой занятость сельского населения рассматривается как одна из основных целей макроэкономической агропродовольствен-ной политики.
При разработке основных направлений развития альтернативных видов занятости на селе нельзя не учитывать тот факт, что существенное расхождение между общей и зарегистрированной безработицей является специфической особенностью и проблемой российского рынка труда, особенно его сельской составляющей. В сельской местности люди, потерявшие работу, как правило, не имеют возможности трудоустроиться в связи с отсутствием альтернативных форм занятости, обеспечивающих аграрный рынок труда новыми высокодоходными рабочими местами в сфере обслуживания, а также в других несельскохозяйственных отраслях.
Особо надо отметить, что проблема обеспеченности трудовыми ресурсами имеет разную актуальность по формам предпринимательской деятельности в сфере агробизнеса. Наиболее остро она проявляется в сельхозпредприятиях.
За прошедшие 5 лет динамика и структура занятости населения в ЛПХ претерпели следующие изменения: значительно сократилась численность занятых в товарных ЛПХ (на 23,7 %), в том числе на 7,3 % в подворьях, где данная деятельность является основным источником доходов, и на 36,9 % там, где это занятие является вторичным; значительно увеличилось количество хозяйств потребительского типа (в 1,4 раза). Несомненно, данные процессы свидетельствуют о весьма сложных трансформационных сдвигах в занятости населения между подворьями товарного и потребительского типов. По всей вероятности за этот период более 1 млн
чел., занятых в подворьях товарного типа, переориентировались на подворья потребительского типа. Безусловно, на этот процесс значительное влияние оказала недостаточная поддержка подворий со стороны государства [3].
Надо отметить весьма специфическую особенность обеспечения занятости на сельских территориях, которая заключается в узости сфер приложения труда. Чтобы найти даже невысокооплачиваемую официальную работу, селяне тратят больше времени, чем горожане (по некоторым данным около половины сельских безработных ищут работу более года). Интересен тот факт, что среди сельских жителей, не имеющих работы и не состоящих на учете в центре занятости, т. е. попадающих в категорию экономически неактивного населения, по сравнению с городом выше доля тех, кто хотел бы работать (в 2009 г. эта доля составляла около 43 %, а в городе — 27 %). Вызывает опасение тенденция, когда около 30 % сельских безработных после неудачных попыток трудоустроиться больше не пытаются этого сделать. Несомненно, во многом это объясняется ограниченным рынком труда на сельских территориях и невозможностью трудоустройства в городе из-за отдаленности многих сельских поселений и от рынков труда, и от службы занятости.
Специфика сельской безработицы заключается в том, что для части высвобождаемой рабочей силы личное подсобное хозяйство является единственным источником получения дохода. Однако самозанятость сельских жителей в ЛПХ не снижает социальную напряженность и не способствует достижению запланированного уровня доходов, так как владельцы ЛПХ не имеют государственной поддержки не только в организационном, но и в социально-правовом плане.
В настоящее время с уверенностью можно отметить факт невозможности в сельской местности трудоустроиться гражданам трудоспособного возраста старше 40 лет. В этом случае занятость в ЛПХ выполняет функцию единственного источника получения доходов. Однако статус владельца ЛПХ не определен. Оформить занятость в ЛПХ как основную (через процедуру регистрации крестьянского фермерского хозяйства) представляется весьма проблематичным для большинства сельских жителей. Те, кто ведет ЛПХ как простое мелкотоварное производство, не могут использовать преимущества статуса фермера, такие, как например доступ к административно распределяемым ресурсам. К сожалению, проблему статуса владельцев ЛПХ не решил и принятый Федеральный закон от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хо-
зяйстве», который в очередной раз оградил селян, ведущих ЛПХ, от налогов, но не обеспечил им доступа к официальным путям социальной защиты при старости или болезни. Фактически, как это ни парадоксально, закон утвердил неформальный статус селян, ведущих ЛПХ. Только государственная статистика считает их занятыми, да и то в новой недавно введенной категории «Неформальный сектор» [2].
В среднем по стране в 2009 г. более 1/4 всех занятых в сельской местности были заняты в неформальном секторе, что почти в 3 раза превышает этот показатель для города. Преимущественно это занятость в ЛПХ, которая, как было сказано ранее, далеко не в каждом регионе обеспечивает повышение доходности сельских домохозяйств.
Исследование сферы занятости на сельских территориях позволило выявить следующие тенденции:
— дальнейшее сокращение занятости в сельскохозяйственных организациях не только из-за прекращения функционирования некоторой их части, но и за счет применения в сельскохозяйственном производстве ресурсосберегающих, современных технологий;
— стабилизация занятости в фермерских хозяйствах и товарных ЛПХ с вызреванием в их среде более или менее жизнеспособных рыночных структур;
— рост занятых в потребительских ЛПХ — самой массовой форме сельскохозяйственной занятости.
По мнению автора, базовой основой методологии развития альтернативной занятости на селе является разработка стратегических направлений развития альтернативных сфер занятости на сельских территориях, причем стратегия альтернативной занятости населения сельских территорий — это интегрированная модель действий, направленных на качественное развитие территории в рамках обеспечения положительных тенденций качества и уровня жизни.
Основные концептуальные положения стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий должны быть разработаны с учетом дифференцированного, системного подхода, предполагающего переход от модели неолиберального к модели социально ориентированного развития сельской экономики, где занятость и доходность сельского населения рассматривается как одна из основных целей макроэкономической агропродо-вольственной политики.
При этом стратегия альтернативной занятости населения сельских территорий должна быть
- 37
не только целенаправленной, но и комплексной, она должна стабилизировать и поддерживать все функциональные особенности села, в первую очередь, качественное воспроизводство трудовых ресурсов. Это создаст реальные предпосылки для обоснованной трансформации занятости сельского населения, не только развивая новые и сохраняя существующие рабочие места в приоритетных отраслях сельской экономики, но и создавая новые высокодоходные рабочие места в несельскохозяйственных отраслях.
Таким образом, цель стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий — это разработка и обоснование дифференцированных направлений развития, формирующих точки роста, стимулирующих спрос на рабочую силу и содействующих росту заработной платы и доходов сель-
ского населения в рамках имеющихся финансовых, институциональных и социальных императивов.
Анализ опыта развитых европейских стран позволяет, основываясь на общих макроэкономических подходах, выделить ряд принципов, являющихся характерными для большинства проектов и программ, направленных на построение модели новой системы социально-трудовых отношений на принципах самоорганизации, обеспечивающей стабильный уровень доходности населения сельских территорий.
Среди приоритетных принципов стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий, по мнению автора, необходимо отметить наиболее значимые в плане обобщения специфических комбинаций различных мер и элементов проектов и программ комплексного развития села (рис. 1).
Принципы стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий
Развитие сельской территории как единой пространственной единицы, характеризующейся специфическим ресурсным потенциалом и проблемами развития
Сбалансированный учет экономических, социальных и экологических особенностей развития
Ориентация на потребности населения конкретной территории, которое самостоятельно определяет цели развития сельского региона
Обеспечение территориальной конкурентоспособности через развитие социально-экономического партнерства
Мобилизация ресурсного потенциала сельских сообществ, что не исключает использования внешних источников ресурсного обеспечения
Обеспечение равных условий пространственной доступности в уровне экономического и социально-трудового развития сельских территорий
Рис. 1. Принципы стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий
Разработка концептуальных положений стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий является первым и наиболее ответственным этапом плановой деятельности и представляет собой научно обоснованную оценку основных целевых установок развития. Надо учитывать, что концептуальные положения стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий отличаются от общей концепции устойчивого социально-экономического развития РФ следующим: приоритетным вниманием к характеристикам тенденций, а не к конкретным показателям экономического развития; меньшей детализацией показателей социально-экономической динамики; всесторонней оценкой социально-экономических последствий выбора предпочтительных вариантов развития.
Разработка основных положений стратегии альтернативной занятости требует в немаловажной степени регионального подхода, так как реализация социально-экономических проектов и программ в сельской местности предполагает осуществление комплекса мер на конкретных территориальных структурных единицах, отличающихся не только ресурсным потенциалом, но и специфическими проблемами развития, в том числе особенностями трудовой деятельности.
Исходя из специфики возможного влияния ресурсного потенциала территории на модель альтернативной занятости, необходимо изучать и использовать при разработке стратегии законы динамики природно-климатических условий, качество человеческого капитала, а также необходимо отслеживать тенденции развития социально-политических, в том числе правовых, социально-трудовых отношений, чтобы адекватно отразить их в стратегических положениях.
Эффективность стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий в решающей мере зависит и определяется умением разработчиков учесть сложное взаимодействие объективных экономических законов, включая их специфические проявления в аграрной сфере. При этом особое значение имеет использование законов пропорционального развития экономики и социальной инфраструктуры, товарно-денежного обращения, земельной ренты, законов цикличности воспроизводства, закономерностей трудовой деятельности и т. д.
Кроме того, обязательным является рассмотрение законов функционирования ресурсного потенциала сельских территорий, которые являются основой развития всех сфер альтернативной заня-
тости сельского населения и имеют прямое влияние на развитие и функционирование аграрного рынка труда, эффективность сельскохозяйственного производства, диверсификацию агробизнеса, качество жизни и др.
Методологические положения стратегии альтернативной занятости населения сельских территорий должны содержать следующие направления:
• всесторонняя, объективная оценка состояния определившихся за последние 5—10 лет тенденций развития ресурсного потенциала и социально-трудовых отношений в регионе с выявлением факторов, тормозящих развитие;
• постановка стратегических целей и задач в рамках интерактивного планирования с учетом корректировок, направленных на повышение эффективности использования ресурсного потенциала и создание диверсифицированного рынка труда;
• разработка и обоснование предпочтительных направлений реализации целей и задач на основе перспективного развития и совершенствования региональной, технико-технологической, административной, социально-трудовой и общеэкономической структуры сельской территории;
• обоснование мобилизации местных финансовых, материально-технических, социальных, трудовых и гуманитарных ресурсов для достижения концептуально сформированных задач социально-экономического развития сферы занятости на перспективу;
• разработка предпочтительных рычагов и механизмов (экономических и неэкономических), направленных на выполнение определенных концепцией основных целевых установок;
• прогноз важнейших показателей социально-экономического развития сферы занятости на основе согласования ожидаемых показателей качества и уровня жизни сельского населения. Таким образом, стратегия альтернативной
занятости населения сельских территорий требует разработки такой концепции, которая сочетала бы в себе различные организационно-экономические подходы, включающие методические и методологические аспекты решения проблемы развития сферы занятости как социально-экономической системы, обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения.
Для качественного выполнения селом функциональной нагрузки необходима стратегия альтернативной занятости населения сельских территорий,
- 39
обеспечивающая создание предпосылок формирования точек роста с учетом всех аспектов жизнеобеспечения (развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры, диверсификация бизнеса в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов местного самоуправления).
Учитывая наличие существенной дифференциации рабочей силы хозяйств по социально-трудовому потенциалу, а также и предприятий — по возможностям создания эффективных рабочих мест, автором был разработан вариант концепции эффективной занятости. Это система мер и механизмов, обеспечивающая наиболее полную мобилизацию ресурсов в целях развития всесторонней занятости на основе диверсификации доходных сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов бизнеса на сельских территориях.
С учетом того, что сельские домохозяйства в большинстве своем имеют ограниченную возможность привлекать заемные средства, при выборе экономической стратегии жизнеобеспечения они чаще ориентируются на малозатратные виды бизнеса.
При этом среди факторов, являющихся важным источником жизнеобеспечения для сельского
населения, можно выделить занятость несельскохозяйственной деятельностью на базе местных природных ресурсов, т. е. углубление диверсификации сельскохозяйственного производства и развитие на селе сферы альтернативной занятости, что подразумевает создание эффективной экономики, основанной на изменении видов деятельности.
Основой развития несельскохозяйственной деятельности должны стать природно-территори-альный и социальный потенциалы поселений.
Направления диверсификации предлагается выбирать с учетом критериев (рис. 2).
До недавнего времени парадигма обеспечения занятости и доходов сельского населения путем развития сельскохозяйственного производства была ясна. При этом наиболее полную занятость и повышение доходов сельских жителей предполагалось обеспечить посредством создания и развития при сельскохозяйственных предприятиях промышленных подсобных производств и промыслов.
Однако социально-экономическая ситуация в сельской местности большинства регионов РФ характеризуется существенным ослаблением позиций сельхозпредприятий, невозможностью и далее
Рис. 2. Критерии выбора направлений диверсификации доходных видов бизнеса на сельских территориях
решать рассматриваемую проблему с их помощью. Необходим поиск новой парадигмы обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения, в том числе с учетом российского и зарубежного опыта.
Резюмируя сказанное, можно заключить, что в России, несмотря на очевидную определяющую роль сельского хозяйства в формировании и развитии аграрного рынка труда, практически не проявляется принцип плановости при обеспечении занятости рабочих в сельхозпроизводстве и на селе в целом. Кроме того, в процессе трансформации сельского хозяйства в нем резко сократилось количество рабочих мест. В качестве выхода из сложившейся ситуации на рынке труда в сельской местности, которая усугубляет проблему формирования устойчивого жизнеобеспечения населения, необходимо развитие диверсифицированного рынка труда на основе развития доходных видов несельскохозяйственного и нетрадиционных сельскохозяйственных видов бизнеса.
При этом основой развития несельскохозяйственной деятельности должны стать природ-но-территориальный и социальный потенциалы поселений.
С развитием рыночных отношений в функционировании экономики села будет повышаться роль предпринимательства в сфере услуг, которые оказывают строительные, жилищно-коммунальные, транспортные, торговые организации и предприятия общественного питания.
Все сказанное подтверждает, что альтернативные подходы к обеспечению занятости в сельской местности должны основываться на повышении уровня занятости и доходов сельского населения через развитие несельскохозяйственной деятель-
ности, т. е. через признание парадигмы повышения уровня занятости и доходов сельского населения посредством развития сельской экономики с последующей разработкой и реализацией на этой основе принципиально иной государственной социально-экономической политики и концепции решения данной проблемы.
Повысить занятость на селе можно и нужно в первую очередь путем развития альтернативных видов деятельности. Это подтверждается мировой практикой. Однако в условиях России приоритет все же должен отдаваться занятости в сельском хозяйстве и связанных с ним производствах.
Это объясняется тем, что аграрный сектор является системообразующей сферой сельских территорий, и поэтому в развитых странах доходность непосредственно крестьянского труда выше, чем на производстве и в социальной сфере. Известно, что это достигнуто за счет значительной государственной поддержки.
Список литературы
1. Адуков Р. Х. Местное самоуправление на селе: актуальность, состояние, перспективы развития / Всероссийский НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве. М., 2004. С. 122-142.
2. Панков Б. П. Региональная дифференциация сельской бедности // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 3 С. 32-35.
3. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию / Минсель-хоз России, ВНИИЭСХ: ежегодный доклад по результатам мониторинга 2006 г. Вып. 8. М., 2007. 217 с.
Московская Высшая Школа Экономики 20 лет ЛицензияАА 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300
ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)
УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов. Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92
Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru