Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧЕНИКОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ПЕДАГОГИКА / ФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМА / ЗАДАЧА / СТРУКТУРА / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧЕНИКА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ / УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ансори Парвина Бахтиёрхон

В статье рассматриваются теоретические основы самостоятельного формирования студентов в системе профессионального образования. В своей статье автор анализирует работу самостоятельных студентов и преподавателей. Эта тема - одна из самых важных и обширных проблем педагогической науки и методики обучения. Следовательно, в наше время студенты независимы, самоучки, требовательны и самостоятельны в процессе обучения. Следует отметить, что самостоятельность студентов - будущих бакалавров формируется как основа их профессиональной компетентности в управлении учебной деятельностью, высшей формой которой является самостоятельная работа студентов, основанная на двусторонней структуре их развития и системе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF INDEPENDENT STUDENTS IN THE TEACHING TRAINING SYSTEM

This article deals with the theoretical foundations of the independent formation of students in the system of professional education. In his article, the author analyzes the work of independent students and the leadership of teachers. This topic is one of the most important and wide-ranging issues in the science of pedagogy and teaching methods. Therefore, in modern times, students are independent, self-taught, demanding and independent in the process of education. It should be noted that the independence of students - future bachelors is formed as the basis of their professional competence in the management of educational activities, the highest form of which is the independent work of students based on the bilateral structure of their development and management system.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

совместной счастливой семейной жизни молодожен, прочности брачного союза и в целом благосостояния общества.

Ключевые слова: Семья, подготовка, семейная жизнь, подрастающее поколение, молодёжь, родители, общество, брак, супруги, молодожёны, воспитание, подготовка, поколение, роль, формирование, развитие.

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION AND PREPARATION OF YOUNG PEOPLE FOR FAMILY LIFE

The article is devoted to one ofthe most important topics of human society - the problem of preparation of youth forfamily life. Mainly addresses the question of family importance, particularly the parents, in this important matter on the success of which depends the future of the joint execution of the newlyweds' happyfamily life, the strength of the marital union and in general well-being of society.

Keywords: family, preparation, family life, young people, Youth, parents, society, marriage, newlyweds, education, generation, the role, formation, development.

Сведения об авторах:

Иброимов Грез - кандидат педагогических наук, доцент общеуниверситетской кафедры педагогики Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох Рудаки. Адрес: Республика Таджикистан, индекс- 735360, г.Куляб, улица С.Сафарова, 16, E-mail: sharaf26@mail.ru Тел: (+992) 985151415;

Раджабзода Дилафруз - ассистент кафедры начального обучения Кулябского государственного университета имени Абуабдуллох Рудаки. Адрес: Республика Таджикистан, индекс- 735360, г.Куляб, улица С.Сафарова, 16, E-mail: sharaf26@mail.ru/ Тел: (+992) 987522500;

About the authors:

Ibroimov Grez - Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the generaluniversity department of pedagogy in the Kulyab State University named after Abuabdulloh Rudaki. Address: Republic of Tajikistan, index - 735360, Kulyab, S. Safarov street, 16, E-mail: sharaf26@mail.ru Phone: (+992) 985151415;

Rajabzoda Dilafruz - Assistant of the Department of Primary Education of the Kulob State University named after Abuabdulloh Rudaki. Address: Republic of Tajikistan, index - 735360, Kulyab, S. Safarov street, 16, E-mail: sharaf26@mail.ru. Phone: (+992) 987522500;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ансори П.Б.

Таджикский педагогический институт

Переход образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества изменяет цели учения, его мотивы1, формы и методы учения, позицию учащегося и само понимание учебно-познавательной деятельности. Новая парадигма образования, учитывающая тенденции его развития, - это гуманистическая парадигма, в центре которой - человек, его духовное развитие, система ценностей, формирование его нравственно-волевых качеств, творческой свободы личности. Поэтому, в современных условиях возникает необходимость рассмотреть проблему развития образовательной самостоятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека. Как справедливо отмечает ВЯ. Лудись, научный смысл формирования учебно-познавательной деятельности будет ограниченным, если под этим понимать либо процесс формирования способности, либо формирование научного теоретического мышления, либо обучение творчеству. «Следует признать, -отмечает ВЯ. Лудись, - что формирование образовательной самостоятельности - это прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности, в основе которой лежит такое важнейшее качество как самостоятельность субъекта» [56].

Самостоятельность студентов - будущих бакалавров как основа их профессиональной компетентности формируется в процессе управления учебной деятельностью, высшей формой которой является самостоятельная работа обучающихся, базирующаяся на двупланной структуре развития их деятельности и уровневой системы управления учебным взаимодействием. Овладеть профессией невозможно, только посещая занятия преподавателей и прослушивая установленные учебным планом курсы. Большую роль в профессиональной подготовке играет самообразование. Самообразование -специально организованная, самостоятельная познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной работы. Активность студента и интенсивность его самостоятельной работы во всех видах занятий способствуют повышению качества профессиональной подготовки.

Развитие готовности к педагогической деятельности будущего бакалавра педагогического образования рассматривал М.С. Емце, вопросами формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования занимались Л.А. Уварова, аспекты развития самостоятельности будущих специалистов педагогического направления представлены в исследованиях Е.Д. Крайневой.

Современный образовательный процесс выстраивается так, что требует постоянного обновления содержания готовности к будущей профессии. Педагогическое знание требует системной насыщенной работы по ее усвоению. Появляются новые концепции, подходы, методы], приемы, средства обучения и воспитания, новые образовательные законодательные акты и документы, регламентирующие учебный процесс. Все это побуждает студента работать самостоятельно, быгть в курсе последних достижений в педагогической науки, сверять по ним результаты своей практической деятельности. Именно к этому студенту нужно быть готовым.

Владение умениями самостоятельной деятельности на достаточном уровне - одно из условий формирования умений исследовательской деятельности студентов.

Самостоятельная работа - это не только важная часть педагогической подготовки будущих учителей, но и условие их профессионального роста. В структуре целостного педагогического процесса она, с одной стороны, выступает как внеаудиторная работа студентов. Чаще всего это самостоятельная работа с учебной литературой, выполняемая вне основного расписания занятий. Внеаудиторная работа включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по указанному вопросу, определение его места и связи в системе изучаемых предметов; повторение; вдумчивое чтение с составлением плана прочитанного, выделением главного по каждому его пункту, запись отобранного материала своими словами с использованием общепринятой символики и т.д. Порой самостоятельная внеаудиторная работа практикуется в присутствии преподавателя, выступающего как консультант.

С другой стороны, самостоятельная работа - это систематическая, планомерная, целенаправленная работа студента, осуществляемая им в ходе аудиторных, обязательных по расписанию занятий, где он слушает и самостоятельно делает записи по ходу объяснения преподавателя на лекции или семинаре.

Степень самостоятельности в разных формах организации учебной деятельности студентов различна и зависит от организации учебного процесса, методики проведения занятия, личности и уровня интеллектуального развития студентов, их подготовленности, личности, педагогической квалификации и стиля работы преподавателя.

Различна, кроме того, и структура этой работы. Она складыюаегся из следующих элементов:

- работа на восприятие и осмысление учебного материала на лекциях, составление конспектов лекций;

- работа с книгой, изучение учебной литературы (учебники, учебные пособия, первоисточники);

- переработка учебной информации и превращение ее в личностные знания студентов;

-закрепление знаний в процессе вытолнения упражнений, дополнительных заданий, решения задач;

- подготовка к выступлениям на семинарских и практических занятиях;

- работа в предметных кружках, факультативах и студенческих научнык обществах;

- вытолнение рефератов, курсовык и дипломных работ.

Эти и другие элементы самостоятельной работы не являются постоянными и изменяются, усложняются в соответствии с изменением содержания образования, методов и форм обучения.

В «Законе об образовании в РФ», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулирована основная цель профессионального образования: подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. В соответствии с данными документами и требованиями международных стандартов результаты среднего профессионального образования формулируются в категории компетентности, понимаемой как специфические ожидания студента, связанные с его успехами в профессиональной деятельности. Компонентами профессиональной компетентности будущих специалистов являются предметные знания, умения, навыки, преобразованные в ходе учебно-воспитательного процесса в колледже в функциональные, информационно-аналитические, когнитивные, коммуникативные, креативные-профессионально значимые качества. В русле сказанного особую остроту приобретает форсированность у студента готовности к самообразовательной деятельности.

В настоящее время обостряется противоречие между необходимостью формирования у студентов готовности к самообразовательной деятельности и недостаточностью теоретико-методологического обоснования организации данного процесса. Исследователями отмечается недостаточное внимание к вопросам подготовки студентов к осуществлению самообразовательной деятельности (И.А. Зимняя, Е.Я. Коган, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.). Тогда, как известно, что профессиональная деятельность

человека предусматривает необходимость непрерывного образования, постоянного повышения профессиональной компетентности, что возможно достигнуть с помощью самообразовательной деятельности. В решении данной проблемы следует обратить внимание на мнение Г.И. ЩУкиной о том, что студента обучить самообразовательной деятельности невозможно, умение самообразовательной деятельности он приобретает самостоятельно. Самообразовательная деятельность выступает как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, ее нельзя сформировать, дав обучающемуся учебное задание или включив его «в деятельность», он должен пройти через последовательность ситуаций, действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта [87].

Природа самообразовательной деятельности такова, что она, являясь продуктом обучения, выступает следствием саморазвития студента.

В Словаре русского языка СИОжегова, слово «самостоятельность» обозначает совершение чего-нибудь без посторонней помощи, без постороннего участия [58]. Опираясь на данное определение и рассматривая различные источники, мы выяснили, что самостоятельная работа - это непрерывный процесс саморазвития личности.

В литературе имеет место использование терминов: «самообразование» и «самообразовательная деятельность». Синонимичное использование понятий «самообразование» и «самообразовательная деятельность» затрудняет развитие данной проблемы. Целесообразно разграничивать эти понятия, и мы обратились к трактовкам обозначенных выше терминов.

Встречаются следующие определения термина «самообразование»: деятельность по самообучению, результатом которой являются интеллектуальные изменения, происходящие в субъекте; целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим обучающимся (Ю.Н. Кулюткин); основа совершенствования подготовки студентов, процесс становления его личности, в основе которого лежит интерес в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала как заданное содержание самообразовательной деятельности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным [41].

Самообразование каждого члена общества способствует повышению его деловой квалификации и, следовательно, общественному прогрессу, поэтому образовательная система всегда заинтересована в массовом самообразовании и участвует в организации самообразовательной деятельности с различной степенью активности в зависимости от конкретной социальной ситуации.

Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н. Н. Иорданского, M.II. Скалкина, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого.

К. Д. Ушинский высказал мысль о непрерывном самообразовании учителя: «учиться всю жизнь», а также впервые провел идею связи самообразования учителя с его профессиональными запросами [82].

Под самообразовательной деятельностью Г.М. Коджаспировой понимается, с одной стороны, направленная и систематическая познавательная деятельность студента, в результате чего происходит качественное развитие его личности; с другой, - совокупность нескольких деятельностей, основой которых является познание себя, установление целей, оценка своих возможностей, способностей, качеств, способствующих или препятствующих самообразованию [47].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320с.

2. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. - 248с.

3. Абульханова К.А О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-288с.

4. Абульханова-Славская К.А Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 333с.

5. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.-200с.

6. Александров Г.Н. Педагогика и психология в системе подготовки инженеров // Экономика и организация промышленного производства. -Новосибирск: Наука, 1981. -№10.-С.172-181.

7. Александров ГН., Полетаев Л.В. Вопросы моделирования деятельности и личности специалиста // Среднее специальное образование. 1982. - №>1. - С.28-31.

8. Алибекова Г.З., Рудковская А.В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. -№3. - С.56-60.

9. Аллаеров И.А. Самостоятельная учебно-познавательная работа учащихся средних специальных учебных заведений и дидактические условия ее эффективности: Автореф. дисс. .канд. пед наук. -Челябинск, 1985.-20с.

10. Ананьев БГ. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т.2.-287с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются теоретические основы самостоятельного формирования студентов в системе профессионального образования. В своей статье автор анализирует работу самостоятельных

студентов и преподавателей. Эта тема - одна из самых важных и обширных проблем педагогической науки и методики обучения. Следовательно, в наше время студенты независимы, самоучки, требовательны и самостоятельны в процессе обучения.

Следует отметить, что самостоятельность студентов - будущих бакалавров формируется как основа их профессиональной компетентности в управлении учебной деятельностью, высшей формой которой является самостоятельная работа студентов, основанная на двусторонней структуре их развития и системе управления.

Ключевые слова: ученик, учитель, ученик, деятельность, самообучение, самостоятельность, самостоятельная работа учеников, образование, система, педагогика, формирование, система управления, проблема, задача, структура, учебное сотрудничество, самостоятельная работа ученика под руководством учителя, учителя.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF INDEPENDENT STUDENTS IN THE TEACHING TRAINING SYSTEM

This article deals with the theoretical foundations of the independent formation of students in the system of professional education. In his article, the author analyzes the work of independent students and the leadership of teachers. This topic is one of the most important and wide-ranging issues in the science of pedagogy and teaching methods. Therefore, in modern times, students are independent, self-taught, demanding and independent in the process of education.

It should be noted that the independence of students - future bachelors is formed as the basis of their professional competence in the management of educational activities, the highestform of which is the independent work of students based on the bilateral structure of their development and management system.

Keywords: student, teacher, student, activity, self-study, independence, independent work of students, education, system, pedagogy, formation, management system, problem, task, structure, educational cooperation, independent work of the student under the guidance of the teacher, teacher.

Сведение об авторе:

Ансори Парвина Бахтиёрхон - заведующий кафедрой русский язык и литературы Педагогического института Таджикистана в Пенджикенте

About the author:

Ansori Parvina Bakhtiyorkhon - Head of the Department of Russian Language and Literature of the Pedagogical Institute of Tajikistan in Penjikent

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ансори П.Б.

Таджикский педагогический институт в г. Пенджикента

В настоящее время одной из приоритетных задач развития системы профессионального образования выступает подготовка специалиста с высоко развитыми, креативными способностями, готовностью к самостоятельной постановке проблем и их решению. Будучи основой профессионального мастерства, самостоятельность может быть сформирована лишь при условии ее развития у будущего специалиста еще в студенческие годы.

Контингент студентов любого педагогического вуза, как правило, довольно неоднородный. В пределах одной группы, кроме особых индивидуальных качеств, студенты в разной степени владеют умениями и привычками самостоятельного выполнения учебных задач, имеют отличия в направленности умственной и познавательной деятельности, волевой и эмоциональной сфер личности, которая создает предпосылки для осуществления дифференциации их самостоятельной деятельности.

Становление и формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной деятельности, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования. Поэтому все большее значение приобретает самостоятельная деятельность студентов, которая создает условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний. Последнее особенно актуально в связи с развитием такой новой формы образовательного процесса, как выстраивание индивидуальной траектории самообучения.

Самостоятельная деятельность студентов - это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.