УДК: 303.425(049.32)
О. П. Клименко
К.э.н.
Экономический факультет Академия биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В. И. Вернадского» г. Симферополь, Российская Федерация
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В
ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические подходы к разработке и реализации целевых программ в предприятиях в рыночных условиях хозяйствования, выделены основные этапы подготовки и реализации целевой комплексной программы.
Ключевые слова
Программа, целевая программа, организационная структура, стратегия развития.
Введение. Недостаточно оперативное и качественное использование лишнего объема информации руководителями высшего звена приводит к снижению эффективности функционирования предприятия в целом. В таких условиях часть плановых заданий, в отношении которых механизм координации действует эффективно, может быть решена непрограммные путем, остальные решения приниматься с помощью программ. При этом за счет сокращения информационных потоков, соответствующих непрограммных частей, руководитель больше внимания сможет уделить программам, осуществляя не просто формальный контроль их показателей, а рассматривая различные варианты реализации программных целей, оценивая их и выбирая наиболее эффективный. Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать механизмы координации в системе управления. Важную роль в этом могут играть разработка комплексных программ, которые, централизуя принятия решений по одним вопросам, могут ослабить централизацию в решении других.
Методика исследования. Основой для разработки теоретических основ формирования и реализации целевых программ в предприятиях послужили работы следующих отечественных авторов: Абалкина Л. [2], Гранберга А.Г. [3], Райзберга Б. А. [1, 5], Лобко А. Г., Суслова А.П., Вишневской В.А. [6], Савкиной Р.В. [8], Лексина В.Н., Швецова А.Н., Борисевича В.И., Кандурова Г.А. и др.
Результаты и их обсуждение. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств бюджетов разных уровней, а также за счет заемных и привлечённых средств. Контроль реализации программ осуществляется посредством осуществления руководства субъектом управления, который периодически анализирует промежуточные результаты реализации программ.
Вместе с тем, в механизме программно-целевого управления существует ряд проблем, которые требуют своего решения:
1) отсутствие единого методического инструментария разработки программ;
2) отсутствие достаточной информационной обеспеченности разработки, реализации и контроля целевых программ в связи с тем, что отсутствует система мониторинга развития проблемных ситуаций;
3) нестабильное финансовое обеспечение программ в процессе реализации, связано и со сложностью привлечения внешних источников финансирования;
4) нечеткость определения ответственности за реализацию программ. Как правило, их реализация осуществляется с помощью нескольких (иногда достаточно большого числа) исполнителей, среди которых отсутствует лицо, которое несет личную ответственность за программу целиком.
Райзберг Б.А. предлагает три основных критерия выделения проблем: уровень насущности удовлетворения потребности; комплексность проблемы, характеризуется числом отраслей (регионов),
участвующих в ее решении; полнота цикла решения проблемы, включающей научные исследования, опытно-конструкторские разработки, производство и использование продукции [1].
Данилов-Данильян В.И. выделяет несколько основополагающих условий, характеризующих проблемы, решение которых целесообразно искать при помощи целевой программы: 1) возможность количественного описания целей, поскольку целевые программы не отделимы от сопоставления альтернативных вариантов достижения цели, сопоставления затрат и результатов; 2) доступность необходимых ресурсов, то есть возможность мобилизации необходимых ресурсов в определенное время или изъятия их из других сфер деятельности объекта управления; 3) направленность на изменения в деятельности, а не на поддержку текущего состояния. Необходимость этого условия также отмечает Самохин Ю.М., который рассматривает программу как инструмент, обеспечивающий кардинальное изменение тенденций, которые не могут быть осуществлены в рамках постоянной методологии, технологии и организации управления.
Под организационной структурой системы управления понимают административную структуру в сочетании с составом функций и рычагов управления. Организационная структура, соответствующая программному управлению - это линейно-функциональная структура, которая создается специально для управления процессом достижения цели [2].
В процессе создания рациональной структуры управления, как правило, используется программно-целевой подход, который обеспечивает согласованность разработанных мероприятий с поставленными целями за счет проведения их детального анализа. Задачей программно-целевого подхода в управлении является повышение степени научной обоснованности управленческих решений, усиления связи производственной и планово-управленческой программы.
Под программой понимают комплекс мероприятий, направленных на достижение соответствующей цели с учетом оптимального использования ресурсов при определенных ограничениях [3]. Данный термин «программа» может быть распространен на любой вид управленческой деятельности - от системы проектов, тщательно проработанная к выделению некоторой суммы средств на финансирование отдельных мероприятий [4].
Комплексный характер программы обеспечивается путем разработки взаимно вязаных технических, экономических, социальных, производственных, организационных, научно-технических и других мероприятий. Комплексные программы выступают организующим началом производственно-экономической деятельности хозяйствующего субъекта [5].
Программы подразделяются на две основные категории: программы производственной деятельности (непосредственно направленные на производство товаров и оказание услуг) и программы деятельности, которая обеспечивает реализацию основной (программы, предназначенные для развития обеспечивающей деятельности).
Целевые программы можно классифицировать по следующим признакам: по характеру решаемых проблем - комплексные, экономические, социальные и экологические; по уровню (масштабные) - на программы развития отрасли (охватывающие ряд хозяйствующих субъектов в рамках общегосударственных и региональных программ), развития предприятия, развития структурного подразделения и развития определенного производственного направления; в зависимости от срока реализации - на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (более 3 лет).
Целевые программы обладают рядом специфических характеристик. Так, важной характеристикой программы является четкое целевое назначение, то есть указание целей и использования программы. Для реализации любой программы нужны определенные ресурсы: материальные, трудовые, финансовые. Поэтому второй характеристикой программы является количественное определение ресурсов для реализации управленческого решения, как в целом, так и отдельных его составляющих за период осуществления программы.
Не менее существенной характеристикой целевой программы является ее разделение на составляющие - подцели, характеризующие отдельные элементы комплекса мер, роль отдельных исполнителей в их
достижении, этапы выполнения программы. Комплексный характер программы вызывает необходимость осуществления технических, экономических, правовых и других мероприятий [6].
Для разработки стратегии развития предприятия предусматривается проведение ситуационного анализа. В результате анализа формируется массив проблем, которые будут решены в стратегии развития. Для решения этих проблем стратегией предусматривается создание систем информационного и организационного обеспечения. Ряд проблем, выявленных в результате ситуационного анализа, решается программно-целевым методом [1]. Основной идеей программно-целевого метода, взаимосвязь целей и средств их достижения, где цели сформированы в определенную структуру и строго сформулированы, а средства - является совокупностью элементов программы, каждый из которых служит степенью и способом решения проблемы. Поэтому программно-целевой метод управления предполагает ряд этапов подготовки и реализации целевой комплексной программы [7].
1. Выявление проблем и обоснование их актуальности. Обнаруживают проблему не характерную для обычной деятельности региона или отрасли. Отличительными чертами проблемы, определяющие целесообразность ее решения программно-целевым методом, является ее стратегическая направленность, ее влияние на различные сферы деятельности (производственную, социальную и т. п.). На этом этапе обычно рассматривают различные способы решения проблемы с точки зрения ожидаемых результатов и необходимых расходов, оценивают значимость проблемы, приоритетность и срочность ее решения.
2. Определение цели программы. В результате анализа проблемы, проведенного на предыдущем этапе, формируют основную цель программы. В зависимости от масштабов проблемы, основная цель может быть разделена на цели низшего порядка. Следует обратить внимание на структуру и соподчиненность системы целей, поскольку эти характеристики во многом определяют и структуру самой программы, этапы и приемы реализации. Правильная структура целей позволяет каждому подразделению, которое достигает определенных результатов, внести определенный вклад в достижение целей предприятия. Поставленные цели должны быть согласованы с целями и направлениями текущей деятельности предприятия, адаптированные к развитию внешней среды.
3. Определение ключевых показателей эффективности. Четкость целей достигается их количественной определенностью. На каждом уровне формирования целей необходимо определить количественные и такие, характеризующие их качественные показатели, выполнение которых будет свидетельствовать о достижении поставленной цели. Достижение определенных показателей необходимо конкретизировать по периодам деятельности. Показатели формируют с учетом наиболее важной для управления информации и ориентируют на нее систему учета и контроля.
4. Разработка вариантов программ. Для обеспечения процесса разработки вариантов программ необходимо осуществить процесс сбора выходных данных, что предполагает совершенствование систем и учета деятельности объектов планирования и управления. Субъектом управления рассматриваются возможные методы, инструменты и ресурсы достижения целей. Варианты программы могут учитывать особенности развития внешней среды или различные подходы к реализации стратегии деятельности объекта управления. На разных этапах формирования программы для определения затрат ресурсов используют методы экспертных оценок, аналогов, структурный и нормативный.
5. Выбор варианта реализации программы и формирование комплекса мер ее осуществления. В процессе выбора варианта реализации программы необходимо определиться с наиболее важными на данном этапе и в стратегической перспективе факторами, ограничивающие реализацию каждого из вариантов программы; оценить прогнозную эффективность; сопоставить необходимые и имеющиеся ресурсы. В результате должен быть определен тот вариант, который позволяет достичь поставленной цели с наибольшей эффективностью. Итогом этого этапа должно стать определение целевых ориентиров, что позволит обеспечить более детальный поэтапный контроль реализации программных мероприятий.
6. Реализация целевых программ. Основным моментом этого этапа является формирование специального организационного механизма управления реализацией программы, формы и методы которого определяются в соответствии с масштабом и специфики деятельности региона и направлены на достижение максимально возможной эффективности. Существенным моментом является разработка внутренней
нормативной базы по регулированию функций управления предприятием. На первоначальном этапе целесообразно отделить решение вопросов стратегии от вопросов текущего управления. Безусловно, подвергаются изменениям функции учета и бюджетирования. Для обеспечения внутренних стимулов к успешной реализации стратегии немаловажной является мотивация персонала.
7. Контроль и корректирование реализации программы. На этом этапе осуществляется контроль возможных отклонений ключевых показателей в процессе реализации программы. По результатам анализа отклонений выявляют их причины, степень влияния на ожидаемый результат реализации программы; целесообразности ликвидации последствий отклонений. Корректирование программных мероприятий должно предполагать возможность их полной замены, а также возможные варианты трансформации ресурсного обеспечения.
Сравнение результатов с нормативами и критериями осуществляется в ходе текущего контроля с целью определения отклонений. На этом этапе определяется сценария поведения субъекта управления: если сравнение результатов с нормативами свидетельствует о том, что цели достигаются, то необходимо продолжать измерение результатов, повторяя цикл контроля, и воздержаться от любых действий; наличие различий между результатами и целями требует осуществления определенных действий, которые корректируют уже полученные результаты, направленные на устранение причин отклонений; значительное несоответствие целей и результатов, вызывает необходимость пересмотра нормативов.
8. Подведение итогов реализации программ. Оценка результатов реализации программы должна проводиться по ключевым показателям эффективности. Итоговая оценка должна быть направлена с одной стороны на оценку эффективности решения проблемы, а с другой - на оценку эффективности программных мероприятий для ее решения. Для определения эффективности реализации целевой программы целесообразно использовать системную оценку. Эффект реализации программы представляет собой функцию от экономических, социальных, научно-технических, экологических результатов. Социальный эффект реализации программы можно оценить количественно сопоставлением социальных условий до и после его реализации. Экономический эффект рассчитывают обычно методом бальной оценки с применением весовых коэффициентов. Аналогичный метод применяют и для оценки научно-технических результатов реализации программы.
Проект целевой программы должен сопровождаться пояснительной запиской, социально-экономическим, технико-экономическим обоснованием и обоснованием источников финансирования. Затем проект программы проходит стадию экспертизы, где формируется вывод, который вытекает из следующих критериев: степени приоритетности проблемы, по предлагаемой для программы его решения; обоснованности, комплексности и экологической безопасности программных мероприятий, сроков их реализации; необходимости привлечения дополнительных средств; социально-экономической эффективности программы в целом, ожидаемых конечных результатов ее реализации. Преодоление рассмотренных недостатков, по нашему мнению, должно опираться на решение следующих первоочередных задач: 1. Формирование общей методологии по разработке целевых программ, включающий совокупность взаимоувязанных операций прогнозно-аналитического, проектно-расчетного, технико-экономического и экспериментально-исследовательского характера, построенных в соответствии со структурой и содержания программы. 2. Разработка системы выбора проблем для решения программно-целевым методом. 3. Возникает необходимость формирования единой системы критериев для определения приоритетности проблем для их программной разработки. В качестве критерия в могут быть рассмотрены следующие: критерий остроты проблемы, критерий программного характера проблемы, критерий масштабности, критерий значимости, критерий финансовой независимости проблемы, критерии экономического, социального, экологического и инновационного вклада.
Выводы (заключение). Использование программно-целевого метода в управлении даст возможность реализации принципов комплексности и синхронности целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения; целевой направленности и системности мероприятий программы; вариантной разработки мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий реализации; ресурсной обеспеченности программы; обеспечение управляемости программы. Рассмотренные критерии отбора
приоритетных проблем для решения программно-целевым методом могут быть объединены в единый интегральный критерий. Формирование интегрального критерия приоритетности проблемы позволяет сформировать ранжированный ряд проблем и выделить те из них, которые имеют более высокий ранг. Список использованной литературы:
1. Райзберг Б. А. Программно-целевое планирование и управление: [учебник для вузов] // Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 427 с.
2. Абалкин Л. Логика экономического роста // Л. Абалкин. - М.: ИЭ РАН, 2003. - 228 с.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: [учебник для вузов] // А.Г. Гранберг- M.: ГУ ВШЭ, 2003. - [3-е изд.] - 495 с.
4.Экономический словарь: [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //ecolib.com .ua/article.php?book=7&article=620
5. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: [учебное пособие] / Райзберг Б. А. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 384 с.
6. Базилевич В. Д. Економiчна теорiя: полiтекономiя: [шдручник] / тд ред. В.Д. Базилевича. - К.: Знання, 2006. - 632с.
7. Грачева Р. Всему своя цена / Р.Грачова // Практическая бухгалтерия. - 2001. - Вып. 27. - С. 8.
8. Савкина Р.В. Планирование на предприятии: [учебник] / Р.В. Савкина. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2013. - 324 с.
9. Сабына Е.Н. Организационно-методические аспекты разработки и реализации городских целевых программ: на примере города Барнаула: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук: 08.00.05. - Барнаул, 2005. - 222 с.: ил.
10. Максимец Н.В. Теоретические и методические основы программно-целевого управления / Н.В. Максимец, Г.Р.Шакирова // Российское предпринимательство. - 2012. - Вып. № 21 (219). - С. 32-36.
© О. П. Клименко, 20155
УДК 35.08
В.В. Клюкина, А.М. Ли
магистранты кафедры экономики труда и управления персоналом
Школы экономики и менеджмента ДВФУ г. Владивосток, Российская Федерация
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.
Аннотация
Статья раскрывает понятие и структуру профессиональной компетентности государственных служащих, а также их профессиональные способности.
Ключевые слова
Профессиональная компетентность, компоненты, государственные служащие.
Несомненно, деятельность органов государственной власти и системы государственного управления России влияет на развитие и состояние общества и страны в целом. Качество деятельности государственного служащего зависит от его профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей способность эффективно решать профессиональные проблемы и задачи. Специфика профессиональной компетентности должностного лица сферы государственного и муниципального управления обусловлена высокой сложностью, социальной и профессиональной значимостью. Она во многом ограничена системой нормативно-правового регулирования государственной и муниципальной