Научная статья на тему 'Структура профессиональной компетентности как фактора эффективности деятельности государственного служащего'

Структура профессиональной компетентности как фактора эффективности деятельности государственного служащего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2209
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюкина В. В., Ли А. М.

Статья раскрывает понятие и структуру профессиональной компетентности государственных служащих, а также их профессиональные способности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура профессиональной компетентности как фактора эффективности деятельности государственного служащего»

приоритетных проблем для решения программно-целевым методом могут быть объединены в единый интегральный критерий. Формирование интегрального критерия приоритетности проблемы позволяет сформировать ранжированный ряд проблем и выделить те из них, которые имеют более высокий ранг. Список использованной литературы:

1. Райзберг Б. А. Программно-целевое планирование и управление: [учебник для вузов] // Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 427 с.

2. Абалкин Л. Логика экономического роста // Л. Абалкин. - М.: ИЭ РАН, 2003. - 228 с.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: [учебник для вузов] // А.Г. Гранберг- M.: ГУ ВШЭ, 2003. - [3-е изд.] - 495 с.

4.Экономический словарь: [электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //ecolib.com .ua/article.php?book=7&article=620

5. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: [учебное пособие] / Райзберг Б. А. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 384 с.

6. Базилевич В. Д. Економiчна теорiя: полiтекономiя: [шдручник] / тд ред. В.Д. Базилевича. - К.: Знання, 2006. - 632с.

7. Грачева Р. Всему своя цена / Р.Грачова // Практическая бухгалтерия. - 2001. - Вып. 27. - С. 8.

8. Савкина Р.В. Планирование на предприятии: [учебник] / Р.В. Савкина. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2013. - 324 с.

9. Сабына Е.Н. Организационно-методические аспекты разработки и реализации городских целевых программ: на примере города Барнаула: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук: 08.00.05. - Барнаул, 2005. - 222 с.: ил.

10. Максимец Н.В. Теоретические и методические основы программно-целевого управления / Н.В. Максимец, Г.Р.Шакирова // Российское предпринимательство. - 2012. - Вып. № 21 (219). - С. 32-36.

© О. П. Клименко, 20155

УДК 35.08

В.В. Клюкина, А.М. Ли

магистранты кафедры экономики труда и управления персоналом

Школы экономики и менеджмента ДВФУ г. Владивосток, Российская Федерация

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.

Аннотация

Статья раскрывает понятие и структуру профессиональной компетентности государственных служащих, а также их профессиональные способности.

Ключевые слова

Профессиональная компетентность, компоненты, государственные служащие.

Несомненно, деятельность органов государственной власти и системы государственного управления России влияет на развитие и состояние общества и страны в целом. Качество деятельности государственного служащего зависит от его профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей способность эффективно решать профессиональные проблемы и задачи. Специфика профессиональной компетентности должностного лица сферы государственного и муниципального управления обусловлена высокой сложностью, социальной и профессиональной значимостью. Она во многом ограничена системой нормативно-правового регулирования государственной и муниципальной

службы. Поэтому так актуален и интересен вопрос исследования профессиональной компетентности государственных гражданских служащих, а также ее составляющих. [1, с. 635]

Под компетентностью в сфере государственной службы понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. [2, с.13]. Проявляя профессиональную компетентность, государственный служащий показывает свою профессиональную пригодность и соответствие общественным требованиям и нормам права.

Теоретический анализ литературы позволил выделить следующую структуру профессиональной компетентности государственного служащего:

1. Когнитивный компонент. Работникам государственной службы необходимо владеть такими профессиональными знаниями и технологиями, как знаниями организационно-управленческой деятельности и государственной сферы; обновляемыми знаниями об особенностях и инновационных тенденциях государственной политики; знаниями инновационных технологий, в том числе компьютерных; понимать основные направления развития науки и техники; понимать системный характер решаемых профессиональных проблем и аналитически подходить к их решению, а также иметь критическое мышление. В целом, под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, управления, политологии, экономики, социологии, психологии о реализации полномочий органов государственной власти. [2, с.16]. Реализация задач, поставленных перед государственными чиновниками, предполагает четкое следование теоретическим знаниям с конечным результатом, воплощенным в решении служебных задач.

2. Личностный компонент. В него входят особенности личности, и черты характера, помогающие эффективно выполнять свою работу, например: трудолюбие; уверенность в себе - способность отстаивать собственное мнение; целеустремленность; работоспособность; способность к целеполаганию; ответственность; моральные принципы, убеждения, ценности, этические нормы, которым следует человек [2, с. 68]; добросовестность; лояльность; толерантность (учет различных точек зрения); стрессоустойчивость; инициативность; дисциплинированность; исполнительность; настойчивость, предприимчивость; гуманизм; саморазвитие, стремление к самосовершенствованию, постоянному обучению.

3. Коммуникативный компонент. На профессионализме сотрудника государственной службы отражаются и такие индивидуальные особенности сферы общения, как: способность адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми (социальная проницательность); коммуникабельность; умение грамотно строить устную и письменную речь; знание этики и норм делового общения, правил деловой переписки и электронных коммуникаций; умение проводить публичные выступления и переговоры (презентации); умение эффективно работать в команде; [3, с. 1757]. способность оказывать необходимую помощь и поддержку коллегам, обеспечивающую успех в работе; социальная ответственность за результаты своего труда; деловое сотрудничество, основанное на уважительном отношении к людям. [4, с. 82].

4. Деятельностный компонент включает профессиональные умения, навыки, способы выполнения деятельности. Профессиональная деятельность государственного служащего подразумевает хорошую ориентацию в различных ситуациях, умение выбирать оптимальные варианты решения проблем. Навыки же позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты. Государственный служащий должен эффективно работать как с отдельными людьми, так и с командой, уметь руководить, инициировать действия, задавать направления развития и брать на себя ответственность; уметь критически оценивать и стратегически планировать. В условиях напряженной работы государственных служащих важна гибкость - динамичность переключения с одного вида деятельности на другой. В данной сфере деятельности, необходимы и такие умения и компетенции как определение приоритетов и составных частей задач; умение делегировать полномочия; находить новые подходы и пути решения профессиональных проблем (инновации); ориентация на результат; ориентация на качество (выполнение работы аккуратно, тщательно, в соответствии со стандартом); адаптивность, готовность к изменениям; управление и координация (знаниями, ресурсами, персоналом, технологиями), т.е. управленческая компетентность. [5, с. 156].

Обладание управленческой компетентностью особенно необходимо государственным служащим, занимающим руководящие должности. В ее состав также входит умение планировать профессиональную деятельность и прогнозировать результаты (видение перспектив развития); умение организовывать процесс постановки и решения профессиональных задач и создавать необходимые условия для исполнителей; умение обеспечивать и поддерживать обратную связь, контролировать результаты работы и выполнение поставленной задачи. [4, с. 82].

Кроме того, вышеперечисленные компоненты компетентности следует дополнить и важнейшими профессиональными способностями государственных и муниципальных служащих, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. [6, с. 42]. К ним относятся:

- развитые, нравственно ориентированные интеллектуальные способности;

- систематическое саморазвитие, образование, повышение квалификации;

- способность устанавливать стратегические цели (аналитические способности);

- деятельность по улучшению функционирования аппарата органа местного самоуправления;

- способность эффективно контактировать с людьми, убеждать, вести за собой;

- оперативное реагирование на изменяющиеся условия и факторы;

- контроль и управление своим поведением в стрессовых ситуациях, т.е. волевая, интеллектуальная и эмоциональная сопротивляемость стрессорам;

- способность организации реализации решений (управленческие способности);

- постоянное укрепление здоровья и совершенствование спортивной формы;

- высокая работоспособность и конкурентоспособность. [7, с. 132].

Подводя итог, отметим, что профессиональная компетентность влияет на эффективность работы государственных служащих, определяет успешность и конкурентоспособность работников, что в конечном счете способствует их профессиональному развитию и личностному росту. Совершенно очевидно, что каждый человек индивидуален в личностном, деловом и профессиональном аспектах, но чем большим набором профессионально-важных качеств будет обладать государственный служащий, тем лучше в профессиональном плане. Таким образом, государственному служащему необходимо быть разносторонне развитым, компетентным во многих отраслях знаний, своей профессии и жизнедеятельности в общем.

Список использованной литературы:

1.Pestereva N., Nadeina O., Sashenko K. Regional model of professional competence of civil servants involved in the maritime transport investment projects// Australian Journal of Scientific Research, 2014, No 1(5), Vol.II, Adelaida. - P. 634-649.

2. Пестерева Н.М. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих. / Н.М. Пестерева, Л.С. Цветлюк, О.С. Надеина. — М.: — Из-во РГГУ, 2014. - 139 с.

3. Pestereva N.M., Pesterev M.S., Martynov Ya. Role of universities in forming a competence of innovative activity as an essential factors of successful realization of a strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020// European researcher. 2012. № 10-2 (32). С. 1753-1760.

4. Ильин А.Е. К вопросу о структуре и содержании профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления. / А.Е. Ильин // Вестник чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары: - Из-во: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, № 4 - 2013г. С.80-85.

5. Pestereva N., Nadeina O. Human resources as a key factor in the development of the competitiveness of the tourism cluster of Primorsky Region // American Journal of Scientific Research, New York, 2014, No. 1. — P. 150-158.

6. Шамарова Г.М. Комплексная оценка профессиональной компетентности кадров органов местного самоуправления / Г.М. Шамарова // "Экономический анализ: теория и практика", 2009, № 24. - С. 42.

7. Пестерева, Н. М. Формирование кадровой политики регионов / Л.А. Савинкина, Н.М. Пестерева // Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика: монография, под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА—М, 2014. — С.132-152. DOI 10.12737/3854 (www.doi.org).

© В В. Клюкина, А.М. Ли, 2015

УДК 332.15

А.Э.Ковалев

Студент 4-го курса Экономический факультет Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

Г. Саранск, Российская Федерация

ИДЕМ НА ВОСТОК?

О ТЕНДЕНЦИЯХ НА МИРОВОМ РЫНКЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются основные факторы и тенденции развития мирового рынка управления благосостоянием в аспектах географического и экономического зонирования. Показаны перспективнейшие экономики с точки зрения выхода крупнейших мировых банков на региональные рынки с целью получения ощутимых конкурентных преимуществ не только в области управления благосостояние, но и в традиционном банкинге.

Ключевые слова

Управление благосостоянием, финансовый центр, HNWI, банк, банковские услуги, Азиатско-

Тихоокеанский регион.

Постоянно нагревающиеся фондовые рынки и пузыри на торговых площадках практически на всем мировом экономико-географическом пространстве не выглядят удивительно при ближайшем рассмотрении их причин. Увеличивающееся мировое потребление широкого спектра продуктов (за исключением, конечно, устаревающих с моральной точки зрения) не может не затрагивать и финансовые рынки - но лишь в случае достаточной развитости последнего и наличия достаточного уровня экономической грамотности. Причиной всему этому является социально-экономическое расслоение, проявляющееся все яснее с каждым годом. Генерация высоких доходов отдельными индивидуальными экономическими агентами создает предпосылки для использования возможностей умелого распоряжения, что автоматически подогревает развитые финансовые и, в особенности часто, мировые и региональные фондовые рынки.

Рынок благосостояния сегодня развивается невероятно стремительно, и уследить за его тенденциями возможно только при проведении комплексного анализа мировых финансовых рынков. Нетяжело увидеть закономерность: развитые финансовые регионы «продуцируют» возникновение в непосредственной близости от себя филиалов крупнейших финансовых консорциумов, которые готовы дать состоятельным клиентам дифференцированные возможности для вложения свободного капитала. В последнее время особенно успешны в этом крупнейшие транснациональные банковские холдинги (Barclays, BNP Paribas, HSBC Holdings, ICBC (крупнейших на начало 2015 года по объему активов) и др.[2]), которые обладают возможностью совмещения традиционных банковских финансовых услуг и функций инвестиционных фондов. Особенно популярными площадками для них в последнее время становятся азиатские страны со сверхдинамичными темпами экономического роста: причем, речь уже идет не только о традиционных «драконах», но об азиатско-тихоокеанском рынке в целом. Попробуем разобраться в причинах этого течения, проанализировав количество HNWI за период с 2008 по 2013 годы (рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.