Научная статья на тему 'Теоретические основы процесса стратегического управления'

Теоретические основы процесса стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1000
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / МИССИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT PROCESS / MISSION / STRATEGIC GOAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гунина И.А., Фролов М.В.

В статье рассматриваются некоторые теоретические основы стратегического управления, то, какие задачи необходимо решить организации в рамках данной деятельности и то, какие этапы предприятие проходит в процессе её непосредственного осуществления. Рассмотрена связь теоретических представлений о стратегическом управлении и стратегии, рассмотрена взаимосвязь подпроцессов, протекающих в рамках единого процесса стратегического управления, показана сложность и комплексность такого явления, как стратегическое управление. Показана взаимозависимость непосредственно процессов стратегического управления с миссией и видением, а также рассмотрена сущность этих явлений. Показана вариативность проявлений стратегического управления на различных уровнях управления: на стратегическом, на тактическом и на оперативном. Рассмотрены некоторые элементы теории менеджмента в их частном проявлении в рамках стратегического управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF THE STRATEGIC MANAGEMENT PROCESS

The article discusses some of the theoretical foundations of strategic management, what tasks the organization needs to accomplish as part of this activity, and what stages an enterprise goes through in the process of its direct implementation. The relationship of theoretical ideas about strategic management and strategy is considered, the interconnection of subprocesses occurring within a single process of strategic management is considered, the complexity and complexity of such a phenomenon as strategic management is shown. The interdependence of strategic management processes with mission and vision is shown, and the essence of these phenomena is also considered. The variability of manifestations of strategic management at various levels of management is shown: at strategic, at tactical and operational. Some elements of management theory are considered in their particular manifestation within the framework of strategic management

Текст научной работы на тему «Теоретические основы процесса стратегического управления»

УДК 330

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ И.А. Гунина, д-р экон. наук, профессор e-mail: 642663@mail.ru М.В. Фролов, магистрант e-mail: xqtone@yandex.ru Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются некоторые теоретические основы стратегического управления, то, какие задачи необходимо решить организации в рамках данной деятельности и то, какие этапы предприятие проходит в процессе её непосредственного осуществления. Рассмотрена связь теоретических представлений о стратегическом управлении и стратегии, рассмотрена взаимосвязь подпроцессов, протекающих в рамках единого процесса стратегического управления, показана сложность и комплексность такого явления, как стратегическое управление. Показана взаимозависимость непосредственно процессов стратегического управления с миссией и видением, а также рассмотрена сущность этих явлений. Показана вариативность проявлений стратегического управления на различных уровнях управления: на стратегическом, на тактическом и на оперативном. Рассмотрены некоторые элементы теории менеджмента в их частном проявлении в рамках стратегического управления

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, процесс стратегического управления, миссия, стратегическая цель

THEORETICAL BASES OF THE STRATEGIC MANAGEMENT PROCESS I.A. Gunina, Dr. Sci. (Economy), Professor e-mail: 642663@mail.ru M.V. Frolov, Undergraduate

e-mail: xqtone@yandex.ru Voronezh State Technical University

The article discusses some of the theoretical foundations of strategic management, what tasks the organization needs to accomplish as part of this activity, and what stages an enterprise goes through in the process of its direct implementation. The relationship of theoretical ideas about strategic management and strategy is considered, the interconnection of subprocesses occurring within a single process of strategic management is considered, the complexity and complexity of such a phenomenon as strategic management is shown. The interdependence of strategic management processes with mission and vision is shown, and the essence of these phenomena is also considered. The variability of manifestations of strategic management at various levels of management is shown: at strategic, at tactical and operational. Some elements of management theory are considered in their particular manifestation within the framework of strategic management

Key words: strategy, strategic management, strategic management process, mission, strategic goal

Теоретические основы стратегического управления проанализированы множеством авторов. Здесь мы можем представить некоторые из них, по нашему мнению, отражающие наиболее точно суть рассматриваемого предмета.

Мы должны отметить то, что среди авторов преобладает системный подход к стратегическому управлению. Среди недостатков отечественных предприятий в сфере стратегического управления особенно часто встречающимися и наиболее часто освещаемыми в литературе, являются неверный анализ среды (как внешней, так и внутренней) - а так же неверные выводы из такого анализа, либо отсутствие учета непредвиденных изменений. Очень часто, выполнение стратегии оказывается сорванным из-за того, что предприятие оказывается не способно использовать

свои резервы и использовать свой потенциал для её реализации - и чаще всего речь идет о трудовом потенциале.

В процессе стратегического управления определяют уровни основных показателей развития по важным направлениям деятельности, а так же по конкретным показателям на длительную перспективу и на средний срок, с одновременным формированием основ механизма реализации с учетом прогнозов на этот срок. Стратегическое управление, как мы уже отметили, должно учитывать возможные изменения внешней среды, а поэтому необходимо разрабатывать множество вариантов возможных стечений обстоятельств и множество вариантов ответных действий. Конечный результат стратегического управления невозможно представить в строго фиксированном виде. Выработанные меры ограничены определенными рамками. Стратегическое управление предстает перед

© Гунина И.А., Фролов М.В., 2018

10 ЭКОНОМИНФО. 2018. Т.15. № 4

нами как сложный процесс, состоящий из взаимозависимых подпроцессов.

Контроль эффективности и адекватности избранной совокупности действий предоставляет требования к выделению таких показателей эффективности, отображающих наиболее адекватно протекание реализации выбранной стратегии, а так же к необходимости внесения необходимых корректив, если обратная связь показывает нам неблагоприятное отклонение. Как мы уже знаем, все факторы, оказывающие влияние на реализацию стратегии в будущем, спрогнозировать и учесть невозможно.

И хотя оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении, выполнение этих функций, в рамках системного подхода, обеспечивает обратную связь и дает важную информацию, которая позволяет связать процесс достижения целей, и, собственно, цели организации.

На этом представлении основываются большинство мнений о сущности стратегического управления.

Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:

- разработка стратегических целей компании;

- оценка ее возможностей и ресурсов;

- анализ тенденций в области маркетинга;

- оценка альтернативных путей деятельности;

- определение стратегии на перспективу;

- подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов;

- оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

В процессе разработки стратегии производится:

- оценка потенциала фирмы, ее возможностей и резервов для достижения общих целей;

- анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных;

- анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившейся обстановке и возникшим ситуациям;

- оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей;

- принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы[1].

Понятие стратегии является одним из ключевых понятий и инструментов стратегического управления. Под стратегией понимается модель управления предприятием, направленная на укрепление его позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей в долгосрочной перспективе. Основа успешной стратегии заключается в создании устойчи-

вых конкурентных преимуществ и построении такого предприятия, которое могло бы успешно принимать вызовы среды - непредвиденные обстоятельства, мощную конкуренцию и внутренние проблемы.

На основе базовых представлений можно определить суть стратегического управления. Она заключается в осуществлении следующих трех основных этапов:

1) объективная оценка состояния, выявление негативных тенденций и обусловивших их причин;

2) прогнозная оценка на ближайшую и долгосрочную перспективы;

3) анализ возможных вариантов перевода предприятия в желаемое состояние[2].

Понятия «стратегия» и стратегическое управление» очень сильно связаны между собой, потому что, если «стратегия» - это долгосрочный план действий, направленный на достижение предприятием оптимального положения во внешней среде и оптимального состояния внутренней, то стратегическое управление - это непосредственно процесс воздействия субъекта управления на объект управления (в нашем случае - производство) с целью того самого достижения предприятием оптимального положения во внешней среде и оптимального состояния внутренней. Частью стратегического управления совершенно логично является составление стратегии.

Принято рассматривать стратегическое управление как сферу деятельности исключительно топ-менеджмента компании, но суть этого процесса не позволяет сконцентрировать все его функции в руках немногих лиц. Настолько комплексные задачи невозможно решать без вовлечения в них всего персонала предприятия. Следовательно, любой уровень управления можно рассматривать как объект и как субъект стратегического управления (в рамках существующей организационной иерархии)

Таким образом, в зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают:

1) корпоративную стратегию - стратегию, принятую для всей организации;

2) бизнес-стратегию - отдельного стратегического хозяйственного подразделения организации;

3) функциональную стратегию - функциональные зоны хозяйствования, операционную стратегию -реализации конкретных производственно-хозяйственных функций [3].

Обобщив изложенное, мы можем дать стратегическому управлению следующее определение: стратегия - это долгосрочный план действий, направленный на достижение предприятием оптимального положения во внешней среде и оптимального состояния внутренней.

Достижение предприятием такого состояния является результатом комплекса взаимосвязанных действий, обобщенно которые можно представить в виде

простого цикла управления, но видоизмененного под влиянием специфических требований предоставляемых сферой деятельности. Так, например, сформулированная миссия будет являться ориентиром в осуществлении всех последующих действий менеджмента. Установление миссии и целей компании приводит к тому, что становится понятным, для чего работает компания и к чему она стремится. Уже после того как установлены цель и миссия, начинается собственно период анализа и выбора стратегии.

С помощью специализированных способов предприятие устанавливает, как оно станет добиваться собственных целей, и осуществлять собственную миссию. Осуществление стратегии считается критическим процессом, так как непосредственно оно в случае эффективной реализации приводит компанию к достижению установленных целей.

Однако полную возможность сформировать проект достижения установленной цели определенные цель и миссия фирмы еще не дают. Очень важно видение, которое будет способно установленную миссию конкретизировать и гарантировать успех в достижении установленной цели.

Изложение видения - это заявление о том, чем хочет быть фирма или же заявление о том, куда она стремится.

Поэтому формулирование видения является самым сложным моментом в стратегическом управлении - её суть должна содержать в себе оценку не только внешней и внутренних сред в будущей перспективе, но и положение предприятия, её структурные и функциональные особенности, позволяющие

эти среды сбалансировать таким образом, чтобы предприятие могло осуществлять свою основную цель и свою миссию.

Определив же виденье, возможно установить конкретные стратегические цели, результат которых приведет к осуществлению видения, создать проекты практического свершения видения и, реализовав данные проекты, создать систему, способную соблюдать установленную миссию и гарантировать достижение назначенной цели.

Говоря о процессе стратегического управления, можем отметить то, что он связывает определение непосредственно стратегии с её реализацией, а так же с анализом внешней и внутренней среды. Результатом такого цикла действий фактически является управленческое воздействие субъекта управления на объект управления и на «входы» объекта управления, т.е. информация (например, пакет определенных документов - материальным продуктом стратегического управления является система планов организации, включая стратегический план, представленный в виде единого документа или рядом документов). В соответствии с классическим представлением о процессе управления, субъект управления базирует свои действия на информации, полученной в ходе анализа «выходов» объекта управления.

Особо отметим то, что все ключевые понятия, находятся в теснейшем взаимодействии. Обобщенное представление взаимосвязи этих понятий можно увидеть на рисунке.

Процесс стратегического управления

Понятно, что на разработку стратегии развития фирмы оказывают воздействие многочисленные факторы. Комплекс данных факторов носит специфический характер для любой сферы деятельности фирмы и постоянно меняется во времени. Именно это и обуславливает сложность правильного осуществления стратегического управления.

Литература

1. Налобина Ю. И. Оптимальная система стратегического управления предприятием // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 629-632

2. Барановская Т.П., Симонян Р.Г., Вострок-нутов А.Е. Теория систем и системный анализ (функционально-структурное моделирование) / Т.П. Барановская, Р.Г. Симонян, А.Е. Вострокнутов - Краснодар: КубГАУ, 2011. - 230 с.

3. Система стратегического управления -Электронный ресурс - Режим доступа: ройа1-и.ги^йтЗМ^и - дата последнего обращения 16.09.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.