TEMURZIEV Magomed Nazirovich THEORETICAL FOUNDATIONS OF DESIGNING...
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
VTTk" "ЫП IH íTl 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
|(сс) IfOg Tbs is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0090 iMiw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ЛОКАЛЬНО-ВЕДОМСТВЕННЫХ АКТАХ
ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
© Автор(ы) 2021
SPIN: 5228-3118
AuthorID: 1107635
ResearcherID:
ORCID: 0000-0001-6971-0017
ТЕМУРЗИЕВ Магомед Назирович, аспирант кафедры теории государства и права Московский государственный юридический университет (МГЮА) имени О. Е. Кутафина (123001, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье разрабатываются теоретические основы противодействия коррупции в деятельности частных предприятий. Автором развивается концепция юридического проектирования в целях её применения при совершенствовании системы средств противодействия коррупции, которая, в свою очередь, закрепляется в локально-ведомственных актах организаций. В исследовании применяется диалектический метод, позволяющий познать социально-правовое явление и проанализировать совокупность его объективных и субъективных факторов. Использование диалектического метода определяет использование в исследовании конкретных методов: сравнительно-правового, герменевтического, формально-юридического. Статья содержит авторский подход к взаимосвязи разных видов деловой коррупции и её причин, автором выявляются негативные последствия как для самой организации, так и для государства. Практическая значимость исследования выражается в разработке задач, которые требуется выполнить при проектировании эффективной антикоррупционной политики. Автором указывается на то, что внедрение антикоррупционных систем в организациях редко связано с твёрдыми этическими соображениями руководителей и собственников компании. Напротив, чаще всего причины носят утилитарно-прагматический характер. Привлечение к ответственности, в т.ч. в рамках экстратерриториального действия иностранного антикоррупционного законодательства, может повлечь за собой большие убытки и иметь значительные репутационные риски, не говоря о реальной возможности привлечения руководства к уголовной ответственности.
Ключевые слова: проектирование правовых средств, юридическое проектирование, коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционные меры, комплаенс, антикоррупционный комплаенс, использование служебного (должностного) положения, коммерческий подкуп.
THEORETICAL FOUNDATIONS OF DESIGNING LEGAL MEANS OF COMBATING CORRUPTION IN CORPORATE ACTS OF PRIVATE ENTERPRISES
© The Author(s) 2021
TEMURZIEV Magomed Nazirovich, post-graduate student of the Department of theory of state and law
Kutafin Moscow State Law University (MSAL) (123001, Russian Federation, Moskva, ul. Sadovaya-kudrinskaya, d. 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article develops the theoretical foundations of combating corruption in the activities of private enterprises. The author develops the concept of legal design in order to apply it in improving the system of anti-corruption tools, which, in turn, is fixed in the local departmental acts of organizations. The study uses a dialectical method that allows us to understand the socio-legal phenomenon and analyze the totality of its objective and subjective factors. The use of the dialectical method determines the use of specific methods in the study: comparative-legal, hermeneutical, formal-legal. The article contains the author's approach to the relationship of different types of business corruption and its causes, the author identifies the negative consequences for both the organization and the state. The practical significance of the research is expressed in the development of tasks that need to be performed when designing an effective anti-corruption policy. The author points out that the introduction of anti-corruption systems in organizations is rarely associated with strong ethical considerations of the company's managers and owners. On the contrary, most often the reasons are utilitarian and pragmatic in nature. Bringing to justice, including within the framework of the extraterritorial action of foreign anti-corruption legislation, can entail large losses and have significant reputational risks, not to mention the real possibility of bringing the management to criminal responsibility.
Keywords: design of legal means, legal design, corruption, bribery, anti-corruption, anti-corruption measures, compliance, anti-corruption compliance, use of official position, commercial bribery.
ВВЕДЕНИЕ
Большинство исследователей темы противодействия коррупции направляли свои усилия на разработку методов и совершенствование борьбы с коррупцией среди государственных и муниципальных служащих (например, Газетов А. Н. [1], Севальнев В.В., Черепанова Е. В. [2], Кузнецов В. И. [3], Ломакина Л. А. [4], Паулов П.А. [5], Трунцевский Ю. В. [6]).
Однако, в коррупционных отношениях, где присутствует коммерческий интерес, кроме отдельных чиновников - коррупционеров, всегда есть вторая сторона - коммерческая организация, которая выступает в роли заказчика коррупционных действий. Кроме того, коррупция в частных организациях может существовать в форме коммерческого подкупа любого вида: от подкупа кадрового специалиста при приёме на работу до подкупа на тендерах. В этом случае сами сотрудники выступают в роли исполнителей коррупционной услуги для иных частных лиц.
Многогранность и сложность вопросов, возникающих при регулировании отношений по противодействию коррупции в частных организациях подтверждается исследованиями ряда авторов (например, Габов А. В., Молотников А.Е. [7], Иванов Э.А. [8], Абузярова Н. А. [9], Цирин А.М. [10]). Становится очевидным, что коррупция в частной и публичной сферах тесно связана и отказ от контроля частноправовой сферы сделает неэффективной любую антикоррупционную политику государства. Соответственно, требуется продолжать исследование данной темы.
МЕТОДОЛОГИЯ
Целью исследования является развитие концепции юридического проектирования для её применения в работе системы средств противодействия коррупции, которая, в свою очередь, должна отражаться в локально-ведомственных актах организации.
Задачей работы является разработка теоретических основ проектирования правовых средств противо-
390
OECD: 5.05 Law; ASJC: 3308; WoS Subject Categories: OM
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ТЕМУРЗИЕВ Магомед Назирович ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ...
действия коррупции в локально-ведомственных актах частных предприятий. Данная задача включает в себя, во-первых, выявление проблем, возникающих при противодействии коррупции в частных организациях, во-вторых, исходя из выявленных проблем, выработку общетеоретических рекомендаций при проектировании и реализации антикоррупционной политики организации.
Для достижения названной цели и выполнения поставленных задач в ходе исследования использовался комплексный подход: были проанализированы и обобщены существующие правовые исследования других авторов, учитывались статистические материалы и обзоры, которые связанны с данной темой.
В исследовании применялся диалектического метод, позволяющий познать социально-правовое явление и проанализировать совокупность его объективных и субъективных факторов. Применение диалектического метода определило использование в исследовании конкретных методов: сравнительно-правового, герменевтического, формально-юридического.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Как уже было сказано, коррупция в организациях имеет множество разновидностей и должна рассматриваться с разных сторон:
1) Деловая коррупция во взаимодействии с государством. Речь идёт, во-первых, о подкупе государственных и муниципальных служащих сотрудниками компании или аффилированными с ними лицами, во-вторых, об использовании должностного положения чиновником с целью «протекции» аффилированному с ним предприятию.
2) Деловая коррупция, направленная вовне - это совершённый менеджерами организации или аффилированными с ними лицами подкуп сотрудников другой компании. Чаще всего происходит со стороны продавца товара (услуги, работы, вещи) в отношении снабженцев, тендерных специалистов, кадровиков, а иногда и руководителей компании. Однако, могут иметь место случаи недобросовестной конкуренции, когда с помощью подкупа достигаются корыстные цели в отношении конкурентов.
2) Деловая коррупция, направленная извне - любой подкуп сотрудника организации другой компанией или лицом. Как уже говорилось, возможен подкуп кадрового специалиста при приёме на работу, подкупа тендерного специалиста на торгах и прочее.
3) Внутренняя деловая коррупция - использование самими сотрудниками организации своего должностного положения в корыстных целях. В том числе, присвоение подотчетного сотруднику имущества (перепродажа горюче-смазочных материалов организации, необоснованное списание товарно-материальных ценностей и последующая их перепродажа), использование полномочий внутри организации для удовлетворения личных и семейных потребностей (получение путёвок за счёт организации, оплата образования своих детей и т.д.).
Причины
В целом, высокий риск нарушений обусловлен сложностью управления рабочими процессами. Однако, можно выделить несколько причин коррупции в организациях с учётом её разновидностей, обозначенных выше.
I. Слабое развитие структуры организации
Недостатки методов внутреннего управления делают организацию уязвимой для деловой коррупции, направленной извне, и для внутренней деловой коррупции. Иными словами, для случаев, когда сама организация напрямую страдает от коррупции, а не пытается использовать коррупционные практики для достижения корыстных интересов. Следует выделить следующие недостатки внутренней организации, способные повысить уровень коррупции:
1) Отсутствие подразделений или должности, отвечающих за финансовый и правовой аудит деятельности организации, исключает возможность выявления фактов
коррупции в организации.
2) Отсутствие бюджетирования коммерческих проектов позволяет существенно завышать затраты в ходе выполнения проекта.
3) Отсутствие разделения ответственности при принятии решений позволяет принимать решение единолично.
4) Отсутствие справедливого вознаграждения при существенном объеме ответственности и полномочий делает коррупцию в глазах сотрудника оправданной.
II. Терпимость руководства организации к коррупции
Лояльное отношение руководства к коррупции в организации всегда имеет место в тех случаях, когда коррупция направлена в отношении другой организации или связана с подкупом государственного служащего. Очевидно, что в таком случае в организации может существовать стройная антикоррупционная система, направленная на борьбу только с внутренней деловой коррупцией и деловой коррупцией, направленной извне. При этом своим собственным «грехам» руководство будет только потворствовать.
Последствия деловой коррупции
1. Финансовые потери организации, которые выражаются в превышение закупочной стоимости товаров, её несоответствии реальной рыночной цене. В некоторых случаях, организация вообще может «получить» несуществующий в реальности товар.
2. Финансовые потери организации из-за штрафных санкций государства.
3. Финансовые потери из-за недостаточно подготовленных кадров, попавших в организацию коррупционным путём.
4. Необоснованное завышение цен на товары (продавец закладывает коррупционный интерес в конечную цену товара), что приводит к завышению цены на всём рынке.
5. Большой объем коррупционных практик требует нигде не отмечаемых наличных денежных средств, получение которых приводит к уклонению от уплаты налогов.
Во избежание названных выше последствий, частные организации начали разрабатывать собственные внутренние системы противодействия коррупции, которые получили название антикоррупционными комплаенс-си-стемами.
Комплаенс - это система, обеспечивающая подчинение работников внутренним и внешним требованиям. Такая система уменьшает вероятность нарушения закона, тем самым снижая издержки на защиту от уголовного преследования, оплату штрафов и репутационные риски. Наряду с антимонопольным, налоговым, банковским и экологическим также выделяют антикоррупционный комплаенс.
Антикоррупционный комплаенс - это система внутриведомственной или корпоративной политики, которая снижает вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений. Такая политика направлена на оценку коррупционных рисков, а также создание локальных актов организации, которые содержат меры по профилактике антикоррупционных правонарушений и обеспечению неукоснительного привлечения к ответственности за совершенные правонарушения.
Цели антикоррупционного комплаенса
1. Защита организации от коррупционных посягательств со стороны отдельных коррумпированных чиновников и коррупционной инициативы со стороны собственных работников.
Первый случай - прямой ущерб организации при отсутствии гарантий, что подобное действие не будет иметь постоянный характер. Кроме того, есть высокая вероятность выявления коррупционных отношений правоохранительными органами, а также привлечение виновных лиц к ответственности, что повлечет за собой еще и репутационные риски.
TEMURZIEV Magomed Nazirovich THEORETICAL FOUNDATIONS OF DESIGNING...
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
Второй случай - высокий риск привлечения к ответственности при выявлении коррупционных отношений, что повлечёт за собой штрафы на организацию, а также репутационные риски.
2. Защита организации от финансовых потерь из-за внутренней коррупции.
Основной формой внутренней коррупции является коммерческий подкуп. Также возможно использование своего должностного положения для достижения личной выгоды.
Коррупция может наносить ущерб во многих сферах деятельности организации. Во-первых, на закупках, проведенных с коррупционной заинтересованностью, будет выбран контрагент с наименее выгодным предложением, если вообще имеющий возможность осуществить поставку необходимого товара. Во-вторых, нечестный прием на работу, продвижение по службе, премирование, получение иных льгот может повлечь за собой существенные потери из-за ошибок неквалифицированного специалиста, а также с большой вероятностью повлечёт уход более профессиональных работников, нежелающих мириться с несправедливостью. В-третьих, через коррумпированных менеджеров не исключена утечка важной корпоративной и финансовой информации.
Для реализации целей антикоррупционного компла-енса должны быть выполнены следующие задачи, которые являются направляющими при создании и утверждении антикоррупционной политики:
1. Определить высокую роль и неотступность руководства в противодействии коррупции. Личное и действенное участие первых лиц компании в контроле исполнения антикоррупционной политики должно носить обязательный характер, а не превращаться в формальность и декларирование успехов.
Во-первых, невозможны «дозволения» на совершение коррупционных действий в отношениях с государством. Даже если к ним склоняют отдельные продажные государственные и муниципальные чиновники и это единственный способ получения выгоды для организации. Позиция «один в поле - не воин, в коррумпированной системе нельзя остаться чистым, иначе потеряешь бизнес» чаще становится уделом слабых управленцев. Так, например, результаты любых государственных торгов с коррупционной составляющей могут быть оспорены в ФАС России, главное - подать убедительную жалобу. В другой ситуации, когда компании требуется дать взятку для того, чтобы избежать ответственности, руководство редко задумывается о недостатках в собственной работе - ему легче считать, что нарушения были бы «найдены» в любом случае.
Во-вторых, на любое нарушение антикоррупционных норм должно быть реагирование. Если в компании принято решение о том, что в ней не воруют, то оно относится ко всем без исключения работникам. Какой бы высокий и важный менеджер не был пойман на коррупции - ответственность должна быть неотвратима.
2. Установить границы ответственности работников, согласующих решения на предмет соответствия требованиям закона и внутренним локальным нормам.
При выполнении задачи происходит анализ деятельности организации и выявление сфер, которые наиболее уязвимы для коррупционных отношений.
При этом в области противодействия коррупции ответственность за согласование решения распределяется между уполномоченными на то работниками либо «внахлёст», то есть с частичной проверкой решения одного лица другим, либо окончательная антикоррупционная проверка осуществляется специально созданной службой, отделом. В небольших организациях решения проверяются главным исполнительным органом, юридическим и финансовым отделом.
3. Создать механизмы мотивации сотрудников и контрагентов, которые работают с организацией, следовать антикоррупционной политике организации.
Требуется разработать алгоритмы поведения работников в случаях возникновения ситуации с коррупционной составляющей (попытка подкупа, вымогательство и т.д.). Далее необходимо проводить обучение сотрудников с целью закрепления в их сознании разработанных правил поведения.
Каждый работник компании должен ясно представлять свои действия, когда его пытаются вовлечь в коррупционную деятельность. По причине сложившегося негативного отношения к информированию о преступлениях, а также реальной опасности для заявителя, требуется обеспечить наличие средств анонимного информирования руководства и службы безопасности организации об имеющейся информации. При этом все конкретные меры противодействия коррупции, в т.ч. технического характера, должны обсуждаться с линейным персоналом организации на предмет пробелов, предложений для их улучшения.
Поддержка рядовых работников также выражается в контроле кадровой службы организации. Коррупция возможна во многих сферах деятельности организаций, в том числе при приеме на работу, продвижении по службе, премировании, получении иных льгот. Работники должны видеть, что в организации существуют прозрачные правила и только высоким профессиональным уровнем, честным трудом возможно получить желаемую должность и достойный заработок.
4. Организовать особый контроль проведения закупочных процедур, основанный на высоком уровне открытости.
Все закупки организации можно разделить на две группы: проводимые неконкурентными способами определения поставщиков (закупки у монополиста, мелкие и оперативные закупки) и проводимые конкурентными механизмами. Закупки из обеих групп должны содержаться в годовом плане закупок, позволяющему руководству сразу же оценить коррупциогенные статьи расходов.
К первой группе требуется пристальное внимание, периодическая точечная оценка цен и сверка объемов закупки с нормативами. Для снижения уровня коррупции во второй группе требуется обеспечить максимальное освещение проводимых торгов - большинство поставщиков должно иметь возможность узнать о торгах. При нормальной работе службы безопасности организации, когда все обращения и жалобы, в т.ч. анонимные, рассматриваются должным образом, это обеспечит защиту от коммерческого подкупа при выборе поставщика.
5. В ходе работы выявлять коррупционные действия со стороны сотрудников и контрагентов, реагируя на них соответственно утвержденной антикоррупционной политике, независимо от особых условий (высокого статуса работника, ценности поставщика и т.д.);
6. Для противодействия коррупции во взаимоотношения с государством, установить алгоритмы работы юридического подразделения, которое своевременно и юридически правильно организует взаимодействие с соответствующими государственными органами.
7. Проводить постоянный мониторинг эффективности установленных антикоррупционных мер.
Как уже было сказано выше, названые задачи должны стать направляющими при создании антикоррупционной политики. Последняя может либо быть принята в виде одноименного документа, либо стать частью кодекса деловой этики компании и системы отдельных внутренних актов и положений.
Источники мотивации к достижению названных целей и выполнению соответствующих задачи различны. Иногда это твёрдые этические мотивы руководителей и собственников - противодействие коррупции для таких людей становится одним из главных приоритетов. Однако, чаще всего причины носят утилитарно-прагматический характер.
Привлечение к ответственности, в т.ч. в рамках экстратерриториального действия иностранного антикор-
392
OECD: 5.05 Law; ASJC: 3308; WoS Subject Categories: OM
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ТЕМУРЗИЕВ Магомед Назирович ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ...
рупционного законодательства, может повлечь за собой большие убытки и иметь значительные репутационные риски, не говоря о реальной возможности привлечения руководства к уголовной ответственности. Примером такой «мотивации» создания и реализации антикоррупционной политики являются досудебные выплаты ПАО «Вымпелком» (в России бренд - «Билайн») в пользу государственных органов США и Нидерландов общим размером около 795 млн. долларов.
Опираясь на анализ российского законодательства и международных стандартов, можно сделать вывод об установлении обязанности по организации системы антикоррупционного комплаенса для частных организаций. Данный вывод также подтверждается рядом научных публикаций [7] [11].
ОБСУЖДЕНИЕ
Как уже отмечалось ранее, правовая доктрина чаще всего говорит о коррупции как о явлении в публичной сфере, при этом борьба с данным социальным недугом сводится к уголовным и административным наказаниям - упор делается на то, что применение таковых будет выступать сдерживающим фактором для государственного и муниципального служащего. В лучшем случае говорится об антикоррупционном воспитании и пропаганде [12]. Соответственно, коррупционные практики в деятельности коммерческих организаций в большинстве исследований игнорируются. В некоторых исследования отрицается наличие коррупции в трудовых отношениях. Указывается, что коррупция присутствует только в государственном секторе [13].
Тем не менее, в научно-правовом сообществе постепенно меняется отношение к деловой коррупции. В ряде международных актов сейчас указывается на однородность коррупционных практик на публичном и частном уровнях [6]. Некоторыми авторами рассматриваются антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности, установленные в отношении государственных корпораций (компаний). Признаётся, что на данный момент публично-правовые механизмы не позволяют установить эффективную защиту от коррупционных практик, и только у небольшого числа государственных компаний получается распространять свои антикоррупционные политик на подчиненные им организации [10]. Что касается коррупции при приёме на работу, хотя в России тема коррупции в разрезе трудовых отношений исследована слабо, уже сейчас имеются научные работы, раскрывающие данный вопрос [9].
Ряд авторы дают иную, чем в данном исследовании, классификацию коррупционных практик в бизнесе. В целом, отличие выражается в том, что подкуп чиновников не определяется как составляющая коррупции в бизнесе [7].
ВЫВОДЫ
Коррупция в организациях также многолика, как и в публичной сфере. Её разновидность зависит от причины возникновения. Это может быть воля или молчаливое дозволение руководства компании, и тогда коррупция будет направлена вовне - на контрагентов, на государственных чиновников. Также причиной может служить наличие просчётов в организации управления, и тогда коррупция будет внутренней, пассивной.
В любом случае, частные организации разрабатывают собственные внутренние системы противодействия коррупции, которые стремятся исключить участие сотрудников компании в коррупционных отношениях с государством, а также снизить вероятность их коммерческого подкупа. Опираясь на анализ других исследований, а также на собственный опыт, считаю необходимым в проектировании антикоррупционных средств организациям руководствоваться следующими принципами:
Заповедь №1: руководство должно быть непоколебимо в своём решении противодействовать коррупции.
Заповедь №2: сделать рядовых работников организации главной опорой руководства в борьбе с коррупцией.
Заповедь N° 3: для крупных организаций и групп компаний обязателен высокий уровень открытости их закупочных процедур.
С точки зрения государства, для повышения эффективности антикоррупционной политики нельзя упускать из-под контроля частноправовую сферу. Анализируя научную литературу, можно прийти к выводу о том, что последней в разрезе противодействия коррупции уделено недостаточно внимания. Необходима дальнейшая разработка направлений юридического проектирования, в т.ч. при создании антикоррупционных стандартов для частных предприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе //Журнал российского права. 2017. N 7.
2. Севальнев В. В., Черепанова Е. В. Конфликт интересов как правовой феномен в публичной сфере // Журнал российского права. 2017. № 10. С. 143—151.
3. Кузнецов В.И., Трунцевский Ю.В., Ломакина Л.А. Увольнение государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия: проблемы теории и практики // Журнал российского права. 2020. № 1. С. 159-169.
4. Ломакина Л. А. Некоторые проблемы правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих за утрату доверия //Журнал российского права. 2019. № 12. С. 168-173
5. Аракелян А. А., Паулов П. А. Противодействие коррупции в системе государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации //Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 510-513. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/12-06 (дата обращения 09.02.2021).
6. Трунцевский Ю. В. Дисциплинарная и судебная практика по делам об увольнении за коррупционное правонарушение в связи с утратой доверия //Журнал российского права. 2020. № 11. С. 155-173.
7. Габов А. В., Молотников А. Е. Бизнес и коррупция //Коррупция: природа, проявления, противодействие / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012. С. 486
8. Eduard Ivanov, Overview of anti-corruption compliance standards and guidelines // International anti-corruption academy. Режим доступа: https://www.iaca.int/media/attachments/2020/01/09/overview_of_ compliance_standards_and_guidelines.pdf (дата обращения 20.04.2021).
9. Абузярова Н. А. Противодействие коррупции в трудовых отношениях /Н. А. Абузярова //Журнал российского права. — 2018. — № 6. — С. 147-158.
10. Цирин А.М. Критерии распространения антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, установленных в отношении государственных корпораций и компаний, на их дочерние организации //Журнал российского права. 2017. № 12.
11. Коновалова Е. М. Сравнительный анализ российского и международного нормативного регулирования системы антикоррупционного комплаенс [Электронный ресурс] / Е. М. Коновалова, Ж.А. Кеворкова //Молодой учёный. — 2017. — № 13. — С. 308-312. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/147/41232 (дата обращения: 11 февраля 2021 года).
12. Павлинов А.В. Антикоррупционное воспитание подрастающего поколения как основное средство профилактики коррупции // Журнал российского права. - №5. — 2018. - С.156-166.
13. Моцная О. В., Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. Коррупция и трудовые отношения // Коррупция: природа, проявление, противодействие / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2012. С. 223—234.
Статья поступила в редакцию 04.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021