УДК 37.013
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, [email protected], Воронеж
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИх ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ1
Аннотация. В статье определяется необходимость формирования научно обоснованной, продуктивной подготовки педагогов к формированию социокультурной идентичности школьников. Констатируется современное положение в высшем педагогическом образовании, для которого характерно несистемное, фрагментарное и сугубо теоретическое освоение отдельных выводов идентики. Теоретические выводы иллюстрируются результатами экспериментального исследования с использованием методов ассоциации и синквейна. Обращается внимание на необходимость построения продуктивной практики интенсивного типа, предлагаются отдельные ее характеристики. Конкретизируются такие принципиальные положения, как учет сущности педагогической интерпретации актуального знания об идентичности, опора на обыденные представления студентов об идентичности.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, социокультурная идентичность, педагогическая проблематизация идентичности, обыденные представления об идентичности.
Изменения, включая очевидную психологизацию образования в рамках его современной модернизации, должны оперативно находить отклик как на уровне корректировки нормативной базы, концептуальных и содержательно-технологических основ образовательного процесса на всех этапах образования, так и опережающими темпами - на уровне профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов. Прагматизация образования как еще одна очевидная качественная характеристика модернизации заставляет рассматривать психологизацию применительно к конкретным образовательным задачам. В числе таковых выделим задачу формирования «научно-исследовательской программы воспитания идентичности» [4, с. 7].
Привнесение в педагогику понятия «идентичность», имеющего междисциплинарную природу и многоуровневое смысловое наполнение, заставляет не только развернуть самостоятельное направление исследования, но и пересмотреть уже устоявшиеся научно-педагогические положения. На уровне профессиональной подготовки констатируем очевидное невнимание как
к аспектам педагогического сопровождения процессов самоопределения, формирования самосознания школьников в целом, так и формирования различных видов идентичности (включая идентичность группы, общности) в частности. В отсутствии специальных учебных курсов, посвященных указанной проблематике, современная подготовка будущих педагогов сводится к актуализации и дополнению их обыденных представлений об идентичности. Но и данная деятельность носит внесистемный, случайный характер. Как следствие, студенты педагогического вуза, перед которыми через 4-5 лет профессиональной подготовки в качестве одной из актуальных задач встанет задача формирования, например, гражданской идентичности школьников, смогут оперировать лишь некоей случайной суммой обыденно-профессиональных суждений. Их основу составят ставшие обыденными знания из школьных курсов математики (идентичность как тождество) и обществознания (идентичность, в том числе как характеристика современного человека, общности). Смысловой и ассоциативный ряд относительно категории «идентичность» перво-
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 2014/310 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрна-уки России на выполнение научно-исследовательской работы № 1511 «Подготовка студентов педагогического вуза к формированию социокультурной идентичности школьников».
курсники Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ) привязывают к характеристикам «схожесть», «тождество», «принадлежность» (рис. 1).
Рис. 1. Ассоциация со словом «Идентичность» (подпись «Совпадение на 93 %»)
В процессе обучения, в рамках изучения философских и социально-гуманитарных дисциплин, формируется некая отрывочная информация о том, что есть идентичность применительно к человеку, сообществам различной направленности и масштаба. При этом практически отсутствует акцент на необходимость учета уровня использования понятия. Так, актуальная сегодня задача формирования национальной идентичности не обозначается как макроуровень по отношению к социально-педагогическим практикам. С другой стороны, психологическая информация представляется как самоценная. Как следствие, некоторые студенты старших курсов ВГПУ вспоминают лишь концепцию Э. Эриксона, называют отдельные ее характеристики (мезоуровень), но не могут связать эту информацию с актуальными задачами современного российского государства и образования (макроуровень) и с педагогическим сопровождением развития идентичности конкретного ребенка (микроуровень). Отдельные темы в рамках педагогических курсов и незначительное (по мнению студентов) внимание к задаче формирования идентично -сти в процессе педагогической практики так или иначе «достраивают» обыденное представление до обыденно-профессионального, что не позволяет говорить о целостности и ясности психолого-педагогического смысла, но дополняет смысловую картину отдельных сущностных характеристик идентичности (рис. 2, 3).
Рис. 2. Ассоциация со словом «идентичность» (акцент на выбор)
Рис. 3. Ассоциация со словом «идентичность» (акцент на «зеркальное отражение»)
Как следствие, старшекурсники при конкретизации смысла категории «идентичность» в рамках составления синквей-на используют глаголы, акцентирующие внимание, с одной стороны, на механизмах формирования идентичности (понимать, отражать, приспосабливаться, выражать, согласовывать, строить образ и т. п.); с другой стороны, на сопровождении процесса развития идентичности личности (воспитывать, обучать и т. п.).
Но это акцентирование внимания не является показателем наличия у будущих педагогов умения осмысленно и продуктивно решать задачи формирования различных видов идентичности у школьников.
В этой связи актуальна задача разработки теоретических позиций направленного обучения, но не экстенсивного типа (включение в учебный план дополнительного курса, что чаще всего проблематично в связи с комплексностью и разнонаправленностью педагогической подготовки), а интенсивного, построенного с учетом сущности педа-
логической интерпретации актуального знания об идентичности, опорой на обыденные представления студентов, активизации рефлексии, в том числе - осмысления студентами «портрета» собственной идентичности, использования возможности концентрического построения подготовки и т. п.
Необходимость педагогической пробле-матизации идеи идентичности очевидна (С. Н. Голикова [2], А. Н. Махинин [3], И. Г. Чугаева [8], М. В. Шакурова [9] и др.). Оперируя данным понятием, его смысловыми кодами представляется возможным:
- акцентировать субъектно-личностный уровень анализа педагогических явлений;
- дополнить деятельностные схемы от-ношенческими, в ряде случаев ставя в центр внимания приоритет, первичность отношений (реляционных представительств (D. Cervone, T. L. Caldwell, H. Orom [11]));
- конкретизировать механизм перехода социального в индивидуальное. В частности, появляется дополнительная возможность изучения того, как внешние воздействия культуры или агентов социализации могут повлиять на внутренний опыт и субъективность развивающейся личности (J. Christopher, M. Bickhard [12]);
- активно использовать принципы реалистичности, культуро-, социо- и челове-косообразности социально-педагогических и собственно педагогических практик.
Вместе с необходимостью педагогического контекста изучения идентичности личности следует отметить и объективную сложность использования в образовании этой характеристики. Как подчеркивают R. Bau-mesister и M. Muraven, «социокультурные изменения, вызванные развитием общества, привели к значительному увеличению скрытого, неявного в структуре личности. Принятие факта наличия большого и важного внутреннего "Я" сформировало природу современной идентичности. Скрытую самость определять, изучать, понимать и формировать значительно сложнее» [10, с. 408].
Механизм педагогизации основных идей идентики (междисциплинарная отрасль научного знания, предметом которой выступает идентичность) и механизмы развития и формирования идентичности нуждаются в активном изучении специалистами.
Вопрос значения обыденных представ-
лений в настоящее время активно исследуется и дискутируется. Важно, что на смену противопоставлению обыденного и научного знания пришло понимание необходимости взаимодополнительности [1; 5]). При проектировании процесса изучения актуальных положений современной идентики, ее педагогической составляющей, необходимо учитывать как позитивные, так и негативные характеристики обыденного познания.
Обыденное познание традиционно рассматривается в качестве одного из начальных (базовых) этапов формирования целостного многоуровневого знания. Его значение и смысл определяется укорененностью в повседневной жизнедеятельности, непосредственными связями с бытовыми действиями человека. Такое познание построено на различных видах наблюдения, включая непреднамеренное и неконтролируемое; ориентировано на опыт как ближайшего окружения, так и свой собственный; реалистично, жизненно. К его недостаткам относят метафоричность и избыточность используемых понятий, нерасчлененность и смысловую нечеткость смежных понятий; использование метода проб и ошибок в качестве основного пути формирования и проверки знания; нечеткость исследовательской логики; перенос свойств единичных фактов, явлений на широкие совокупности; нерефлексивность (Б. Я. Пукшанский [6]; В. П. Филиппова, Е. Н. Хаматнурова [7] и др.).
В педагогическом контексте обыденное познание рассматривается в качестве первичного механизма накопления опыта, максимально связанного с личностными потребностями и интересами. Выше мы проиллюстрировали наличие и характер обыденных представлений будущих педагогов. Очевидно, что специально организованное сопряжение и столкновение обыденных представлений об идентичности и основных идей идентики может стать одним из механизмов, обеспечивающих продуктивное продвижение студентов к формированию научно-обоснованной позиции относительно идентичности и путей ее формирования.
В рамках данной статьи мы затронули лишь несколько аспектов достаточно сложной проблемы совершенствования процесса профессиональной подготовки педагогов в контексте отдельных актуальных аспектов
модернизации отечественного образования. К числу вопросов, требующих дальнейшего осмысления, методической проработки, апробации, отнесем дальнейшую конкретизацию принципиальных основ подготовки педагогов к формированию социокультурной идентичности школьников, максимально учитывающей, с одной стороны, современный уровень осмысления идентичности и процесса ее развития и формирования; с другой стороны, операциональные аспекты, позволяющие проектировать и реализо-вывать соответствующие социально-педагогические практики. Выделенные в тексте данной статьи основы продуктивной подготовки также нуждаются в специальном изучении, конкретизации, выработке рекомендаций по их практической реализации.
Библиографический список
1. Баксанский О. Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человеческой реальности. -М.: ИФ РАН, 2002. - С. 278-301.
2. Голикова С. Н. Развитие гражданской идентичности педагогов в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск: Омский государственный педагогический университет, 2012. - 24 с.
3. Махинин А. Н. Формирование российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности образовательной организации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2014. - 26 с.
4. Методологические последствия парадиг-мального сдвига в теории воспитания. - М.; Тверь: ИПФ «Виарт», 2011. - 200 с.
5. Найдыш О. В. Обыденное сознание и мифотворчество: дис. ... канд. филос. наук. -
М.: Российский университет дружбы народов, 2011. - 192 с.
6. Пукшанский Б. Я. Обыденное знание: природа, функции, место в познании: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. - Л.: ЛГУ, 1989. - 32 с.
7. Филиппова В. П., Хаматнурова Е. Н. Обыденное сознание: единообразие трактовок и соотношение с сопряженными терминами [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5 - URL: http://www. science-education.ru/111-10414 (дата обращения: 06.06.2015).
8. Чугаева И. Г. Художественная коммуникация как средство формирования личностной идентичности старшеклассников на уроках мировой художественной культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. - 24 с.
9. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ИТИП РАО, 2007. - 46 с.
10. Baumesister R. F., Muraven M. Identity as adaptation to social, cultural, and historical context // Journal of Adolescence. - 1996. -№ 19. - P. 405-416.
11. Cervone D., Caldwel T. L., Orom H. Beyond Person and Situation Effects: Intraindividual Personality Architecture and Its Implications for the Study of Personality and Social Behavior Intraindividual // Personality and social behavior Personality and social behavior / Ed. by Frederick Rhodewalt. - New York, London: Taylor & Francis Group, 2008. - P. 9-48.
12. Christopher J. C., Bickhard M. H. Culture, Self and Identity: Interactivist Contributions to a Metatheory for Culture & Psychology [Электронный ресурс]. - URL: http://lepo.it.da.ut.ee/~cect/teoreetilised%20 seminarid_2009%20s%C3%BCgis/3_seminar_ IDENTITEET_24.11.2009/Culture,_self,_%20 identity_2007.pdf (дата обращения: 02.08.2015).
_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_
Shakurova Marina Viktorovna
Dr. Sci (Pedag.), Prof., Chairperson of the chair of General and Social Pedagogic, Voronezh state pedagogical university, [email protected], Voronezh
THEORETICAL BASIS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO THE FORMATION OF PUPILS SOCIOCULTURAL IDENTITY1
Abstract. The necessity of formation a science-based, productive training of teachers in the formation of sococultural identity of students. It is stated in the current situation of the higher pedagogical education, which is characterized by non-systemic, fragmented and purely theoretical development of the individual findings Identica. The theoretical conclusions are illustrated by the experimental results the Exploration using the methods of association and sinkveyna. Attention is drawn to the need to build a productive practice of intensive type, offered some of its characteristics. Narrow fundamental provisions: аccounting interpretation of the essence of the pedagogical knowledge about the actual identity, reliance on the ordinary notions of identity Students.
Keywords: professional teacher training, sococultural identity, pedagogical problematization of identity, ordinary notions about identity.
Поступила в редакцию 03.08.2015
1 The article is prepared within state assignment № 2014/310 perform state works in the field of scientific activity within the main part of state building Ministry of Education of Russia for performance research work № 1511 "Preparation of students of teacher-training high school to forming social-cultural pupils' identity".