Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство / лидерская среда / эффективное лидерство / трансформационное лидерство / лидерский потенциал / менеджмент / leadership / leadership environment / effective leadership / transformational leadership / leadership potential / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.О. Ожигов, М.А. Гультяева, И.А. Белорусова

Современная организация зависит от лидеров, способных не только управлять, но и создавать специальную среду, поддерживающую развитие сотрудников. Современное понимание эффективного лидерства фокусируется на понимании потребностей подчиненных, их развитии и вовлечении в коллективную работу, помогая достигать личных и корпоративных целей. Ключевым аспектом такого лидерства является создание стимулирующей рабочей среды, способствующей выявлению и развитию потенциальных лидеров в организации, которую можно назвать лидерской средой. В предлагаемой научной статье изучены условия эффективной лидерской среды в организации, проанализирована теория трансформационного лидерства, сформулировано понятие лидерской среды организации, а также её составных элементов. Также в работе приводятся процедуры развития лидерства, теоретические положения иллюстрируются примерами из зарубежной и отечественной корпоративных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATIONAL LEADERSHIP

The modern organization relies on leaders capable not only of managing but also of creating a specific environment that supports employee development. Contemporary understanding of effective leadership focuses on comprehending subordinates' needs, fostering their development, and involving them in collective work to achieve personal and corporate goals. A key aspect of such leadership is the creation of a stimulating work environment that contributes to identifying and nurturing potential leaders within the organization, which can be referred to as a leadership environment. The offered scientific article explores the conditions for an effective leadership environment in an organization, analyzes the theory of transformational leadership, formulates the concept of the organization's leadership environment, along with its constituent elements. Moreover, the paper outlines leadership development procedures, and theoretical positions are illustrated with examples from both foreign and domestic corporate practices

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА

В.О. Ожигов, студент М.А. Гультяева, студент И.А. Белорусова, студент

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-176-180

Аннотация. Современная организация зависит от лидеров, способных не только управлять, но и создавать специальную среду, поддерживающую развитие сотрудников. Современное понимание эффективного лидерства фокусируется на понимании потребностей подчиненных, их развитии и вовлечении в коллективную работу, помогая достигать личных и корпоративных целей. Ключевым аспектом такого лидерства является создание стимулирующей рабочей среды, способствующей выявлению и развитию потенциальных лидеров в организации, которую можно назвать лидерской средой. В предлагаемой научной статье изучены условия эффективной лидерской среды в организации, проанализирована теория трансформационного лидерства, сформулировано понятие лидерской среды организации, а также её составных элементов. Также в работе приводятся процедуры развития лидерства, теоретические положения иллюстрируются примерами из зарубежной и отечественной корпоративных практик.

Ключевые слова: лидерство, лидерская среда, эффективное лидерство, трансформационное лидерство, лидерский потенциал, менеджмент.

На сегодняшний день довольно трудно представить организацию, которая смогла бы успешно функционировать и развиваться без вовлечения в процесс управления лидеров, способных оказывать позитивное влияние на участников совместной деятельности.

Однако лидерство - это не только управленческие навыки и принятие решений, но и способность формировать лидерскую среду, в которой сотрудники смогут развиваться вместе с компанией. Поэтому перед компаниями неизбежно встает вопрос: где же искать таких эффективных лидеров? Одним из вариантов ответа на данный вопрос является взращивание лидеров внутри предприятия посредством формирования и поддержания лидерской среды, которая будет способствовать выявлению и развитию лидерского потенциала у сотрудников [1].

Организационный лидер - это член организации, который способен оказывать сильное влияние на мнение, отношения, чувства и поведение других сотрудников, с целью привлечения их к совместной дея-

тельности, направленной на достижение организационных целей предприятия.

В последние годы в практику вошло понятие эффективное лидерство, которое подразумевает под собой высокую чувствительность к потребностям последователей и проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Важным аспектом эффективного организационного лидерства является создание вдохновляющей рабочей среды, которая будет благоприятно влиять на количество и качество лидеров внутри предприятия. Такую среду мы будем называть лидерской средой.

Говоря о лидерстве внутри предприятия, возникает ассоциация с руководящими должностями, однако стоит учитывать, что не всегда руководители являются лидерами или лидеры - руководителями. Необходимо разграничить два этих понятия.

По утверждению Дж. Коттера лидерство и менеджмент - две отдельные, дополняющие друг друга системы действий.

Ни одно из них не является более важным, чем другое. Каждая имеет свои функции и характерные для нее виды деятельности. Дж. Коттер считает, что прежде всего менеджмент касается достижения «слаженности и порядка», тогда как лидерство направлено на «конструктивные или адаптивные изменения» [2].

Начиная с конца 1970-х годов идеи лидерства стали связывать со взаимодействием лидера и его группы, их влиянием друг на друга. В этих теориях рассматриваются не столько деятельность лидера, сколько процесс налаживания взаимоотношений, включающих в свой круг всех участников и позволяющих каждому вносить свой вклад в достижение общих целей [3]. Межличностные отношения расцениваются как главный фактор эффективности лидера. Одна из теорий этой группы описывает трансформационное лидерство [4].

Трансформационный лидер воспитывает лидеров из членов своей группы, повышает их мотивацию и усиливает морально-волевые качества. Важной особенностью этой теории является рассмотрение личностных качеств, необходимых лидеру для установления конструктивных взаимоотношений. К этим качествам относятся эмоциональная область интеллекта, ум, честность, высокая мораль, смелость.

Трансформационное лидерство направлено на развитие лидерской среды. Лидерская среда организации - это совокупность факторов, способствующих выявлению и развитию лидерского потенциала у сотрудников организации.

Лидерский потенциал включает в себя набор следующие качества: умение ком-муницировать, эмпатию, способность к адаптации, принятие рисков, мотивацию, стратегическое мышление, организаторские навыки и умение вести переговоры [1]. Лидерский потенциал не означает, что человек уже обладает всеми необходимыми навыками и знаниями для эффективного лидерства, но указывает на наличие определенных задатков для их развития и использования в будущем для достижения результатов.

Существуют различные предпосылки, которые тем или иным образом влияют на формирование лидерской среды в организации. Ниже приводятся некоторые из них:

- организационная культура: определяет, какие ценности и убеждения являются приоритетными для сотрудников;

- организационная структура: от ее типа зависит уровень потребности в руководящих должностях;

- стиль руководства;

- формы коммуникаций: налаженные коммуникации между руководителями и членами команды дают возможность руководителям выявлять лидерский потенциал у отдельных сотрудников;

- характер операционной деятельности компании: если компания занимается производством продукции, где большинству сотрудников надо выполнять повторяющиеся действия без проявления инициативности, запрос на лидерство будет значительно меньше, чем в консалтинговой компании, где всегда приветствуется инициативность и креативность.

Существуют факторы лидерской среды, наличие которых увеличивает вероятность как развития, так и выявления лидеров.

Факторы, способствующие развитию лидерской среды:

- поддержка руководства, уважение и доверие;

- командная работа;

- механизмы обратной связи;

- демонстрация личных примеров;

- поощрение инициативы;

- финансовая поддержка образовательных активностей;

- мониторинг прогресса сотрудников;

- возможности карьерного роста для сотрудников;

- содействие в саморазвитии.

Выявление лидеров в организации является процессом, направленным на определение людей, которые обладают потенциалом для развития и продвижения в роли лидеров. Для этого необходимо проводить систематические исследования, основанные на наблюдениях, тестированиях и дальнейшем анализе данных.

Развитие лидеров в организации - целенаправленное формирование и углубление

соответствующих качеств и навыков у сотрудников. Для развития лидеров автором был выделен ряд процедур, которые помогают «стать лидером», обрести признание группы или коллектива. Эти процедуры таковы.

1. Выработка личной мотивации, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;

2. Развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств, к числу которых относятся: профессиональная компетентность; развитый интеллект, который проявляется в аналитике, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.;

3. Обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников и т.п.;

4. Приобретение навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера;

5. Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом.

В международных компаниях распространена практика, которая направлена на укрепление доверия к сотрудникам со стороны компании. Она заключается в том, что сотрудник получает полную ответственность за свой рабочий участок и становится единоличным руководителем или даже владельцем этого участка. Руководитель компании определяет общие цели, но не участвует в планировании деталей работы. Такой подход способствует развитию лидерства в организации, поскольку менеджер получает возможность совершенствовать свои навыки в условиях повышенной ответственности.

Для оценки профессиональной компетенции сотрудников в организациях применяется широко распространенный метод 360-градусной оценки, который позволяет определить соответствие сотрудника занимаемой должности с помощью анонимного опроса его коллег, руководителей и другого делового окружения.

Введение практики «ролевых моделей» является еще одним эффективным методом формирования лидерских качеств у сотрудников в организации. Исследования показывают, что сотрудники, желающие стать лидерами, могут достичь успеха, наблюдая за опытными лидерами и перенимая их навыки.

Создание индивидуального плана развития для сотрудников, который сфокусирован на приобретении новых навыков, а не только на карьерном росте, является важным элементом развития лидерства в организации. В плане должны быть четко определены профессиональные и личностные цели, которые позволят сотруднику прогрессировать по карьерной лестнице. Индивидуальный план развития может включать годовые задачи, ключевые показатели эффективности и требуемые обучающие мероприятия [5].

Развитие лидерства в организации предполагает и доступ сотрудников к самообразованию. Это подразумевает не только получение практического опыта, но и чтение профессиональной и художественной литературы по тем направлениям, которые необходимы в работе: управленческие навыки, профессионализм, личностные качества, которые способствуют расширению кругозора и развитию личностных качеств.

Также в некоторых компаниях существует практика создания «кружков качества», которые объединяют лучших специалистов из различных подразделений в команду, задачей которой является решение наиболее сложных задач компании. Этот малочисленный коллектив может быть полностью или частично привлечен для работы над ключевыми проектами. Включение специалиста в этот коллектив означает доверие со стороны руководства, а также представляет собой вызов для спе-

циалиста, побуждающий его проявлять потенциал, концентрироваться на работе, вдохновлять коллег и принимать управленческие решения.

Помимо всего вышеперечисленного, среди ведущих мировых компаний широко распространена практика создания банка идей. Предложения по улучшению и оптимизации бизнес-процессов, поступающие от сотрудников, объединяются в единый банк. Возможность предложить свои идеи служит превосходной мотивацией, создает конкуренцию, поддерживает дух соревнования.

Рассмотрим практики нескольких российских компаний, активно инвестирующих в развитие лидерства.

1. «Газпром нефть». Компания реализует разнообразные методы развития лидерства, такие как тренинги, семинары и программы обучения, с фокусом на формировании командного духа и развитии руководящих навыков. Особое внимание уделяется Школе лидерства, где готовят руководителей для различных уровней управления [6].

2. «Сбербанк». Как лидер банковского рынка, «Сбербанк» активно разрабатывает программы обучения и поддерживает са-

и коучинг. Корпоративный университет компании основан на индивидуальном подходе к обучению, различных формах обучения и принципе «лидеры учат лидеров».

3. «Роснефть». Компания привлекает внешних экспертов для тренингов и семинаров, направленных на формирование эффективных команд и развитие навыков руководства.

4. «МТС» и «Билайн». Обе компании имеют свои корпоративные университеты. Корпоративный университет МТС, работающий уже более 20 лет, не только развивает своих сотрудников, но и предоставляет профессиональное обучение клиентам. Корпоративный университет Билайн, созданный как клуб для лидеров, сосредоточен на обмене опытом, открытых лекциях бизнес-лидеров и создании пространства для самореализации сотрудников.

Все эти примеры демонстрируют важность инвестиций в развитие лидерства в корпоративной среде. Компании успешно используют разнообразные подходы, включая обучение, формирование командного духа и индивидуальные программы, для выращивания сильных лидеров и укрепления позиций на рынке.

моразвитие сотрудников через менторинг

Библиографический список

1. Терелецкова Е.В. Лидерство как инструмент развития современной организации / Е.В. Терлецкова, Д.А. Ахряпова // Экономика и управление: научно-практический журнал.

- 2021. - № 1 (157). - С. 77-80.

2. Коттер Д. Лидерство и менеджмент: разумное равновесие. - Harvard Business Review, 2005. - С. 69-78.

3. Кудряшова Е.В. Лидер. Исследования лидерства в современной и западной общественно-политической мысли. - Архангельск: ПМПУ им. Ломоносова, 1996. - 252 с.

4. Bosak J., Kilroy S. and other. Examining the role of transformational leadership and mission valence on burnout among hospital staff // Journal of Organizational Effectiveness. - 2021.

- Vol. 8 (2). - P. 208-227.

5. Кларин М.В. Корпоративное образование: цели и особенности / М.В. Кларин // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - №1. - С. 6-16.

6. Бабаева Д.Г. Проблемы развития лидерства в российских компаниях / Д.Г. Бабаева // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2020. - №1. - С. 69-73.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATIONAL LEADERSHIP

V.O. Ozhigov, Student M.A. Gultyaeva, Student I.A. Belorusova, Student

Novosibirsk National Research State University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The modern organization relies on leaders capable not only of managing but also of creating a specific environment that supports employee development. Contemporary understanding of effective leadership focuses on comprehending subordinates' needs, fostering their development, and involving them in collective work to achieve personal and corporate goals. A key aspect of such leadership is the creation of a stimulating work environment that contributes to identifying and nurturing potential leaders within the organization, which can be referred to as a leadership environment. The offered scientific article explores the conditions for an effective leadership environment in an organization, analyzes the theory of transformational leadership, formulates the concept of the organization's leadership environment, along with its constituent elements. Moreover, the paper outlines leadership development procedures, and theoretical positions are illustrated with examples from both foreign and domestic corporate practices.

Keywords: leadership, leadership environment, effective leadership, transformational leadership, leadership potential, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.