I.R. Saitbattalov, A.M. Zainullin, R.M. Ryskulov, A.Ya. Gumerova, G.Yu. Galeeva, G.D. Sultanova. Ufa, 2015. 192p. (in Russian).
5. Kuzeev, R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. Etnicheskij sostav, istoriya rasseleniya [The origin of the Bashkir people. Ethnic composition, history of settlement]. Moscow: Nauka, 1974. 572 p. (in Russian).
6. Lossievsky, M.V. Proshloe Bashkortostana i bashkir po legendam, skazaniyam i shezhere [The past of Bashkortostan and Bashkirs according to legends, tales and shezhere]. In: Reference book of the Ufa province. Ufa, 1883. P. 368-385. (in Russian).
7. Miras, S. Turahan i o dvorce Turahana [Turakhan and about the Turakhan palace]. In: Bashkort aimagy. Ufa. 1929. No. 7. P. 58-62. (in Bashkir).
8. Rychkov, N.P. Dnevnye zapiski puteshestviya kapitana Nikolaya Rychkova v Kirgiz-Kajsackoj stepi v 1771 godu [Day notes of the voyage of captain Nikolai Rychkov in the Kirghiz-Kaisat steppe in 1771]. St. Petersburg, 1772. P. 102-104. (in Russian)
9. Sakov, S.E. Husejn-Bek, musul'manskij svyatoj u bashkir X-XI v. Dvorec Tura-Hana [Hussein Bey, Muslim saint of Bashkirs X-XI century. Tura Khan Palace]. In: The antiquities of the East. Proceedings of the Eastern Commission of the Imperial Moscow Archaeological Society. Vol. 2. Issue 11. Moscow, 1901. P. 138-143. (in Russian).
10. Sibagatova, R.Yu. ZHurnal «SHuro» kak istochnik znanij po gumanitarnym naukam [The journal «Shuro» as a source of knowledge in the humanities]. In: The media space of the Russian Federation: global and national aspects. Materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the Bashkir national press. Ufa, 2017. 274 p. (in Russian).
11. Usmanov, V.M. Istoricheskie pamyatniki. Musul'manskie epitafii [Historical monuments. Muslim epitaphs of Chishma], Book.10. Ufa, 2014. 91 p. (in Russian).
12. Yudin, P. Razvaliny drevnego goroda v Ufimskoj gubernii [Ruins of an ancient city in the Ufa province]. In: Historical Bulletin. Vol. 61. Saint Petersburg, 1895. P. 147-151. (in Russian).
13. Yumatov, VS. Drevnie predaniya bashkircev CHubiminskoj volosti [Ancient traditions of Bashkirs of Chubiminskaya volost]. In: Orenburg gubernskie vedomosti. 1848. No. 1. P. 3-4. (in Russian).
14. Yusupov, G.V Vvedenie v bulgaro-tatarskuyu epigrafiku [Introduction to the Bulgarian-Tatar epigraphy], Moscow; Leningrad: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1960. 322 p. (in Russian).
Б01 10.24412/2223-0564-2023-3-42-47
Хуссейн Касим Хасан Алъ-Рубайе УДК 316.46
ЛИДЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Статья посвящена исследованию лидерства как социального явления. Описываются основные теории лидерства, его роль в обществе и бизнесе, особенности лидерского поведения и качества, необходимые для успешного лидерства. Автором приводятся различные мнения как отечественных, так и зарубежных ученых. В ходе проведенного исследования, определено, что лидер - ведущий, первый, идущий впереди) -лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным (авторитетом), обладающее влиянием,
Хуссейн Касим Хасан Алъ-Рубайе, аспирант кафедры социологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (Москва), e-mail: hussainqas91@gmail.com
Hussain Qasim Hasan Al-Rubaye, Postgraduate Student, Department of Sociology, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Peoples' Friendship University of Russia» (Moscow), e-mail: hussainqas91@gmail.com
© Хуссейн Касим Хасан Аль-Рубайе, 2023
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2023/3 (101)
которое проявляется как (управляющие) действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, способствует своим примером организации. Был осуществлен обзор теорий лидерства, которые были разработаны в различных областях науки. Различные ученые рассматривают теории, которые объясняют, какими качествами должен обладать лидер, чтобы успешно руководить группой. Они также изучают теории, которые объясняют, как лидеры мотивируют своих подчиненных и как они формируют и поддерживают отношения внутри группы. В заключение, обсуждают, как эти теории могут быть применены на практике и как они могут помочь в развитии лидерских качеств. Особое внимание уделяется этическим аспектам лидерства и его влиянию на формирование социальных ценностей. Также в статье рассматриваются различные подходы к оценке эффективности лидерства, включая сравнение трансформационного и транзакционного лидерства. Описываются практические методы развития лидерских навыков и управления лидерским потенциалом в организациях. В целом, статья представляет собой комплексный анализ лидерства как важного фактора социального развития и успеха в бизнесе.
Ключевые слова: лидерство, социальное явление, теории лидерства, лидерское поведение, качества лидерства, этика лидерства, социальные ценности
Hussain Qasim Hasan Al-Rubaye
LEADERSHIP AS A SOCIAL PHENOMENON: HISTORICAL ASPECT
Abstract
The article is devoted to the study of leadership as a social phenomenon. The main theories of leadership, its role in society and business, features of leadership behavior and qualities necessary for successful leadership are described. The author gives various opinions of both domestic and foreign scientists. In the course of the study, it was determined that the leader - the leading person, the first, going ahead - is a person in any group who enjoys great, recognized (authority), has influence, which manifests itself as (management) actions. A member of the group, for whom it recognizes the right to make responsible decisions in situations that are significant for her, that is, the most authoritative person who plays a central role in organizing joint activities and regulating relationships in the group, contributes to the organization by her example. An overview of leadership theories that have been developed in various fields of science. The authors consider theories that explain what qualities a leader must have in order to successfully lead a group. They also study theories that explain how leaders motivate their subordinates and how they form and maintain relationships within a group. Finally, the authors discuss how these theories can be applied in practice and how they can help develop leadership qualities. Particular attention is paid to the ethical aspects of leadership and its impact on the formation of social values. The article also discusses various approaches to assessing the effectiveness of leadership, including a comparison of transformational and transactional leadership. It describes practical methods for developing leadership skills and managing leadership potential in organizations. In general, the article is a comprehensive analysis of leadership as an important factor in social development and business success.
Key words: leadership, social phenomenon, leadership theories, leadership behavior, leadership qualities, leadership ethics, social values
Лидерство - это неотъемлемая часть успеха в любой сфере деятельности. Оно проявляется в способности человека или группы лиц влиять на последователей или других членов организации и направлять их к достижению общей цели. Оно не ограничивается принятием правильных решений, но также включает в себя создание
и формулирование четкого видения, постановку достижимых целей и обеспечение последователей знаниями и инструментами, необходимыми для их достижения.
Лидеры нужны не только в бизнесе и политике, но и в региональных и общественных организациях. Они играют важную роль в формировании общественного мнения, принятии
решений и достижении успеха. Быть лидером -это ответственность и возможность оказывать положительное влияние на окружающих.
Эффективный лидер обладает следующими характеристиками: уверенность в себе, сильные коммуникативные и управленческие навыки, творческое и новаторское мышление, настойчивость перед лицом неудач, готовность идти на риск, открытость к изменениям, а также уравновешенность и способность реагировать во время кризиса.
В бизнесе люди, демонстрирующие лидерские качества, могут подняться до руководящих должностей или должностей уровня С, таких как генеральный директор, ИТ-директор или президент. Среди заслуживающих внимания людей, которые продемонстрировали сильное лидерство в технологической отрасли, - основатель Apple Стив Джобе, основатель Microsoft Билл Гейтс или генеральный директор Amazon Джефф Безос.
Разные методологические подходы используются для исследования различных явлений, определяя направленность исследования в соответствии с его целью. Однако, без изучения основных понятий и ценностей, невозможно успешно решать проблемы исследования. В настоящее время, особое внимание уделяется изучению проблемы лидерства, т.к. она стала важной частью государственного управления и зависит от ценностей и отношений между людьми. Решение этой проблемы требует обширного изучения феномена лидерства.
В философии лидерство определено как важный параметр процесса структуризации социальной группы или общественного класса. Лидерство является базовым механизмом дифференциации социальной деятельности и предполагает достижение особого положения определенным лицом или группой, которая выделяется по своей лидерской активности. В психологии лидерство рассматривается многими учеными и является одной из важнейших проблем [1].
Согласно Б.Д. Парыгину, лидерство - это процесс, который помогает достигать групповых целей оптимально и с максимальным эффектом, определяемым социальными отношениями в обществе. По мнению Р.Л. Крижевского и H.H. Силкина, лидерство возникает и функционирует в неформальных отношениях между людьми и выражается во влиянии, которое один член группы оказывает на других. Д. Майерс
определяет лидерство как процесс мотивации и ведения группы авторитетными членами. Согласно Г.Г. Дилигенскому и И.Н. Мусину, лидерство - это один из возможных видов взаимодействия и общения. С точки зрения A.B. Петровского, лидерство является механизмом интеграции групповой деятельности, при котором индивид или части группы выполняют роли лидера, объединяя и направляя действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.
Лидерство - это сложная педагогическая проблема, которую изучает наука в контексте групповых процессов в детских коллективах. Ученые определяют лидерство как способность организовывать и мотивировать группу на принятие решений. Целевая направленность лидерства заключается в достижении групповых целей и повышении результативности и эффективности работы. Лидер - это авторитетная личность, которая играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Он вдохновляет людей на достижение целей и проявляет управляющие действия, используя свой признанный авторитет [3].
Изучение феномена лидерства началось в начале XX в. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение данного явления.
Авторы теории рассматривают показатели ценностного лидерства на предприятии, которые включают:
- создание позитивных межличностных взаимоотношений. Лидер должен совершенствовать навыки взаимодействия и поддержки коллектива. Он должен выделять время на обучение последователей позитивным взаимоотношениям, благодаря которым создастся сплоченная команда и благоприятная атмосфера;
- знание целей сотрудников. Знание и понимание целей сотрудников помогает лидеру управлять мотивацией и формировать общие организационные цели. Чем больше уважения у лидера к личным потребностям своих последователей, тем более вероятно, что они станут более ответственными и продуктивными в работе;
- формирование чувства принадлежности к коллективу. Лидер должен строить корпоративную культуру, основанную на общих ценностях, идеалах и нормах. Это способствует укреплению лидерской позиции и облегчает процесс коммуникации между сотрудниками;
- конструктивное разрешение конфликтов. Конфликты происходят в любом коллективе. Ценностный лидер может помочь своим последователям в эффективном разрешении конфликтов, что повышает уровень профессионализма в организации и способствует развитию всех сотрудников;
- обучение лидерскому и последовательскому поведению. Лидер должен сформировать культуру лидерства, чтобы повысить профессионализм своих последователей. Совершенствование лидерского и последовательского поведения является ключевым элементом взаимодействия на предприятии.
Одной из ключевых задач ценностного лидера является стимулирование развития как последовательного, так и лидерского поведения у подчиненных. Вместе с тем, основным участником процесса обучения не является лидер-учитель, а последователь-ученик. Роль лидера заключается в оказании помощи обучающимся в овладении знаниями и навыками в соответствии с их уровнем готовности. Процесс обучения осуществляется следующим образом: на этапе открытия необходимо определить заранее известные субъекту вещи, чтобы программа обучения была релевантной; на стадии собственно обучения новая информация предоставляется в соответствии с методами, адаптированными для ученика; в завершении происходит этап закрепления, когда обучающийся получает возможность применить полученные знания, а лидер оценивает эффективность процесса обучения.
Ценностный лидер также стимулирует проявление инициативы и разделение ответственности у подчиненных. Возможность проявлять инициативу предполагает готовность к принятию ответственности за результаты и способствует развитию личностных и деловых качеств сотрудников. Кроме того, ценностный лидер формирует слаженную команду, где каждый член готов поддержать и помочь другим. Обучение работе в команде является важной составляющей ценностного лидерства.
Диалогичность взаимодействия лидера и сотрудников, а также открытость лидера к получению любой достоверной информации способствуют формированию более точного представления о реальности и трансляции организационно-значимых норм и ценностей.
Таким образом, в ценностной теории Кучмар-ски, лидерство предстает непрекращающимся
динамическим процессом, проявляющимся во взаимоотношениях «лидер-последователи», в то время как роль лидера заключается в освоении вышеназванных ценностных принципов, обучении им последователей и профессионально-личностном развитии вместе с ними [8].
Поэтому для понимания лидером поведения конкретного человека важно изучение субъективного восприятия реальности именно этим человеком. А для объяснения того, почему человек (например, сотрудник организации) стабильно ведет себя данным образом, организационному лидеру необходимо приложить усилия, чтобы понять, насколько это возможно, внутренний мир этого человека. Понимание картины мира другого человека помогает лидеру выстраивать более эффективное взаимодействие с ним; на поведение лидера существенно влияют его самооценка и собственный прогноз результативности своего поведения, а также то, как они могут отразиться на его будущем. Поэтому одной из важных задач развития лидерского потенциала руководителя как организационного лидера является формирование его лидерского мировоззрения, адекватной самооценки (позитивного самовосприятия) и уверенности в себе.
Нарастание глобальной напряженности и нестабильности, усложненность иерархий и сетей, реализующих потребности и интересы участников бизнес-процессов и др. угрозы и опасности, делают «структуры повседневности» лидеров чрезвычайно неустойчивыми, изменчивыми, или, как мы называем, «промежуточному самоорганизованному порядку» (по И. Пригожину, -«конструктивному хаосу»).
Традиционное административное руководство теряет свою эффективность даже в пределах вертикальных иерархий и, тем более, в горизонтальных самоорганизованных сетях.
Недавняя тенденция передачи бизнесу стратегически важных государственных или корпоративных функций, проектов, задач и процессов через формализованные институциональные механизмы, приводят к кардинальному изменению роли руководителя в организациях. Лидер, который может быть как «хозяином», так и простым руководителем, становится гораздо более властным, самоорганизованным и компетентным, обладающим ресурсами и способностями. Он также должен осознавать объективный характер теневых аспектов менеджмента, с учетом которых эффективно управлять работой бизнеса.
В данной статье автор предлагает собственную позицию, которая называется «конвенционально-административным» лидерством. В рамках этой позиции, лидерство осуществляется через конвенции о правилах игры на рынке и активное горизонтальное взаимодействие с малым и средним бизнесом на основе институционализма. Таким образом, лидер может сохранять свои полномочия, в том числе и право на жесткое регулирование бизнеса, особенно в условиях кризиса. Подход лидера должен также основываться на создании взаимосвязей, которые способствуют автономным действиям и координации. Взаимосвязь выполняющих требования надсистем, их обеспечивающих подсистем, системы управления и взаимодействие клиентуры должна быть особенно учтена. Р. Докинз внес понятие «мемы» в лидерство, которые представляют собой единицы культурной информации и могут быть переданы через обучение и подражание. Мемы в лидерстве могут служить свойством адаптивности, позволяя руководителю запускать процессы самоорганизации, увеличивать взаимозависимость и создавать сеть между людьми, клиентами, рынками, инновациями и продуктами [1; 7; 9; 10].
Можно предположить, что только новый тип менеджмента, называемый конвенционально-административным, может систематически и многовариантно отображать механизм необходимого системного лидера. Таким образом, лидерство может проявляться следующим образом: в вертикальных иерархиях - как легитимное административное линейно-функциональное управление, сверху вниз в соответствии с законами бюрократии, не допуская неформального лидерства; в горизонтальных сетевых структурах - как функциональная координация «хозяина» бизнес-процесса при наличии самоорганизованного лидерства отдельных «узлов»; в комбинированных сетевых схемах отношений узлов, как иерархических структур, так и индивидов - как конвенционально-властное управление на основе договоренности с учетом самоорганизации [6].
При горизонтальном лидерстве проявляется своеобразная функциональная иерархия, которая проявляется в следующих особенностях: общей для всех уровней - потребностью организма; взаимозависимостью - для получения некоторого общего конечного полезного результата для всех клиентов и узловых уровней; возникно-
вением потребностей одновременно через мобилизацию всех участников; компенсационностью ошибок других; сравнительной эффективностью и т.д.
Предлагаемый механизм лидерства в форме конвенционально-административного менеджмента позволяет одновременно учитывать многовекторный характер развития предметной области в условиях нестабильности и временности отношений, что не решается другими видами менеджмента и лидерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аймаутова Н.Е. Взаимодействие социолога с заказчиком. М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2021. 244 с.
2. Анурин В.Ф. Динамическая социология. М.: Академический проект, 2021. 560 с.
3. Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга. М.: Дашков и К°, 2022. 278 с.
4. Немировский В.Г. Социология. М.: Проспект, 2022. 544 с.
5. Обществознание / Е.Ю. Баженова и др. М.: Гостехиздат, 2019. 416 с.
6. Осипов Г.В. Математические методы в современных социальных науках. Учебное пособие. М.: Норма, Инфра-М, 2021. 384 с.
7. Основы социологии и политологии для гуманитарных и медицинских специальностей / С.И. Самыгин и др. М.: Феникс, 2020. 480 с.
8. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. М.: Дашков и Ко, 2022. 272 с.
9. Решетников А.В. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. 674 с.
10. Сравнительная социология. Учебник. М.: Издательство СПбГУ, 2020. 400 с.
11. Твердынин Н.М. Общество и научно-техническое развитие. М.: Мегаполис, 2021. 136 с.
12. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: КДУ, 2019. 292 с.
13. Шереги Ф. Социология девиации. Прикладные исследования. М.: Гостехиздат, 2019. 344 с.
REFERENCES
1. Aimautova, N.E. Vzaimodejstvie sociologa s zakazchikom [1пЭегасЭюп of a sonologist with a сш-tomer], MosTOw: Publishing House of the Peoples' Friendship University of Russia, 2021. 244 p. (in Russian).
2. Anurin, V.F. Dinamicheskaya sociologiya [Dynamic sociology]. Moscow: Academic project, 2021. 560 p. (in Russian).
3. Kuzmina, O.G. Sociologicheskoe obespechenie reklamy i marketinga [Sociological support of advertising and marketing], Moscow: Dashkov and Co., 2022. 278 p. (in Russian).
4. Nemirovskiy, V.G. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Prospect, 2022. 544 p. (in Russian).
5. Obshchestvoznanie [Social studies]. E.Y. Ba-zhenova et al. Moscow: Gostekhizdat, 2019. 416 p. (in Russian).
6. Osipov, G.V. Matematicheskie metody v sovre-mennyh social'nyh naukah. Uchebnoeposobie [Mathematical methods in modern social sciences. Textbook], Moscow: Norm, Infra-M, 2021. 384 p. (in Russian).
7. Osnovy sociologii i politologii dlya gumani-tarnyh i medicinskih special'nostej [Fundamentals of sociology and political science for humanities and medical specialties]. S.I. Samygin et al. Moscow: Phoenix, 2020. 480 p. (in Russian).
8. Petrova, R.G. Genderologiya i feminologiya [Genderology and feminology]. Moscow: Dashkov and Co., 2022. 272 p. (in Russian).
9. Reshetnikov, A.V. Zdorov'e kak predmet izucheniya v sociologii mediciny [Health as a subject of study in the sociology of medicine]. Moscow: GEO-TAR-Media, 2021. 674 p. (in Russian).
10. Sravnitel'naya sociologiya. Uchebnik [Comparative sociology. Textbook], Moscow: Publishing House of St. Petersburg State University, 2020. 400 p. (in Russian).
11. Tverdynin, N.M. Obshchestvo i nauchno-tekh-nicheskoe razvitie [Society and scientific and technical development]. Moscow: Megapolis, 2021. 136 p. (in Russian).
12. Tolstova, Yu.N. Izmerenie v sociologii [Measurement in sociology]. Moscow: KDU, 2019. 292 p. (in Russian).
13. Sheregi, F. Sociologiya deviacii. Priklad-nye issledovaniya [The Sociology of Deviation. Applied research], Moscow: Gostekhizdat, 2019. 344 p. (in Russian).