ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСТВА
В ОРГАНИЗАЦИИ
М.А. Гультяева, студент В.О. Ожигов, студент И.А. Белорусова, студент
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-40-44
Аннотация. Данная статья охватывает основные аспекты исследования лидерства в организации через различные методологические подходы. Рассматривается теоретический, практический и системный подходы к изучению лидерства. Теоретический подход включает анализ различных теорий лидерства, таких как трансформационное лидерство, ситуационное лидерство и теория путь-цели. Практический подход основан на изучении реальных лидеров и включает в себя наблюдения за их деятельностью, методы и техники, а также обратную связь от коллег и последователей. Системный подход рассматривает лидерство в контексте организационной системы, включая факторы, влияющие на его эффективность. Также статья обсуждает методы выявления лидеров, включая ассесмент и тестирование, и подчеркивает, что это непрерывный процесс в организации. Обзор методов помогает понять, как компании могут эффективно развивать лидеров и их лидерские качества после их выявления.
Ключевые слова: лидерство, ситуационное лидерство, трансформационное лидерство, лидерский потенциал, тестовые процедуры, менеджмент.
Лидерство в организации является одним из ключевых аспектов успешного функционирования компании. Исследование лидерства в организации может происходить по разным направлениям: теоретическому, практическому и системному [!]•
Теоретический подход основан на изучении научных теорий и концепций, связанных с лидерством. В этом подходе рассматриваются различные теории лидерства, такие как теория трансформационного лидерства, теория ситуационного лидерства и теория путь-цели. Данные теории представляют собой концептуальные модели, объясняющие, каким образом лидеры воздействуют на своих последователей.
Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория трансформационного лидерства. Эта теория утверждает, что лидеры могут влиять на своих последователей, помогая им осознать свои потенциальные возможности и мотивируя их работать на благо организации.
В последние годы в практику вошло понятие эффективное лидерство, которое подразумевает под собой высокую чувствительность к потребностям последователей и проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Другой теорией лидерства является теория ситуационного лидерства, которая утверждает, что лидеры должны выбирать свой стиль лидерства в зависимости от конкретной ситуации. Согласно этой теории, лидеры должны адаптироваться к требованиям и потребностям своих последователей, чтобы обеспечить наилучшие результаты.
Таким образом, теоретический подход к изучению лидерства позволяет получить более глубокое понимание того, как лидеры воздействуют на своих последователей и какие факторы влияют на эффективность лидерства.
Практический подход к изучению лидерства основан на исследовании реальных лидеров и их деятельности в органи-
зации. Он включает в себя наблюдение за реальными лидерами в действии, исследование их методов и техник, а также сбор обратной связи от последователей и коллег [2].
Для проведения исследования лидерства в организации используются различные методы: интервьюирование лидеров, наблюдение за их деятельностью и анализ их письменной документации и др.
Также могут использоваться опросы, чтобы получить обратную связь от последователей и коллег лидеров о том, какие качества лидерства они считают важными, и как эффективно лидер использует свои навыки и техники в работе.
В рамках практического подхода к изучению лидерства можно также проводить тренинги и семинары, направленные на развитие навыков лидерства у руководителей и менеджеров. Такие мероприятия могут помочь руководителям развить свои лидерские качества, а также обучить их эффективным стратегиям и методам руководства и мотивации своих команд.
Практический подход к изучению лидерства в организации позволяет получить конкретные инструменты и методы, которые могут быть использованы для повышения эффективности лидерства в организации. Он также помогает исследователям понять, как лидеры применяют теории лидерства в реальной жизни и как эти теории могут быть адаптированы для решения конкретных проблем и задач.
Системный подход к изучению лидерства рассматривает лидерство в контексте организационной системы. Этот подход основывается на предположении о том, что лидерство является результатом взаимодействия множества факторов, включая культуру организации, структуру, стратегию и многое другое. Этот подход позволяет рассматривать лидерство как комплексное явление и получить более полное понимание того, как лидерство влияет на организацию в целом.
При использовании системного подхода, исследователи смотрят на лидерство не только как на отдельное явление, но также рассматривают его в контексте других факторов, которые могут влиять на его
эффективность. Они анализируют, как изменения в одной части системы могут повлиять на другие ее элементы, и как эти изменения могут влиять на лидерство в организации.
Данный подход позволяет лучше понимать сложные взаимодействия между элементами системы и выявлять потенциальные проблемы, которые могут влиять на эффективность лидерства в организации. Он также помогает исследователям разрабатывать более комплексные стратегии и методы руководства, которые учитывают все элементы системы, и создавать более устойчивые системы лидерства в организации.
Выявление лидеров в организации является процессом, направленным на определение людей, которые обладают потенциалом для развития и продвижения в роли лидеров. Для этого необходимо проводить систематические исследования, основанные на наблюдениях и анализе данных. Остановимся подробнее на некоторых методах выявления и развития лидеров в организации.
Один из подходов к выявлению лидеров в организации заключается в использовании методов ассесмента. Ассесмент - это набор заданий, ролевых и деловых игр, интервью и других методов оценки, которые позволяют работодателю максимально структурированно, комплексно и объективно оценить кандидата. Он также может включать в себя использование анкет, тестов на лидерские качества и способностей, а также наблюдения за поведением кандидатов в различных ситуациях [3]. Результаты ассесмента помогают выявить тех сотрудников, у которых есть лидерский потенциал, а также определить области, в которых они могут развиваться для улучшения своих лидерских навыков.
Одним из видов ассесмента является применение тестовых процедур, в рамках которых каждый участник ставится в гипотетическую ситуацию выбора лидера на основе заданных критериев или же оценки своих собственных качеств.
Использование тестовых процедур для выявления лидеров в организации может иметь несколько целей [4].
Во-первых, такие процедуры позволяют исследователям получить информацию о лидерстве в группе и определить, кто из участников группы может быть потенциальным лидером. Это полезно при назначении руководителя для определенной задачи или проекта, а также при формировании команды для работы над определенным проектом.
Во-вторых, тестовые процедуры могут помочь лидерам и членам группы лучше понять свои роли и вклад в работу группы, способствуют развитию лидерских качеств и навыков, а также координируют наиболее эффективное взаимодействие сотрудников друг с другом.
В-третьих, использование тестовых процедур может помочь сформировать более эффективные команды и повысить производительность работы организации. Если лидеры и члены группы лучше понимают свои роли и взаимодействуют друг с другом более эффективно, то это может привести к лучшим результатам работы группы и организации в целом.
Существует несколько типов тестовых процедур по выявлению лидеров в организации.
1. Процедура выбора, когда участникам предлагается выбрать лидера из группы по определенному критерию. Например, участникам может быть предложено оценить членов группы по таким качествам, как решительность, ответственность, коммуникабельность и т.д., и выбрать лидера на основе этих оценок.
2. Самоотчеты, в рамках которых участникам предлагается оценить себя и других членов группы по лидерским качествам. Участникам могут быть заданы вопросы о том, как часто они проявляют лидерские качества, как они оценивают свою способность к принятию решений, как они оценивают способности других членов группы к лидерству и т.д.
3. При анализе социометрической структуры группы участникам предлагается оценить отношения между собой и другими членами группы. Так, участникам может быть предложено назвать тех членов группы, с которыми они чаще всего общаются, работают вместе или доверяют.
Другой подход к выявлению лидеров в организации основывается на использовании наблюдений за работой сотрудников и их результатами [5]. Руководители и менеджеры могут проводить наблюдения за работой своих подчиненных и анализировать результаты их деятельности, чтобы выявить тех, кто проявляет лидерские качества. Помимо этого, при использовании данного подхода, можно намеренно создавать ситуации, которые позволят группе иметь опыт работы с лидером и наблюдать за процессуальными и структурными изменениями внутри группы.
Этот подход предусматривает реальное взаимодействие в значимой для группы сфере жизни, которое может быть смоделировано с помощью игры или других средств. Исследователь должен иметь представление о том, какие признаки могут свидетельствовать о появлении лидера, и иметь возможность наблюдать за поведением участников в групповой ситуации. Всё это позволяет выявлять лидеров на основе их реальной работы и достижений, а также учитывать контекст работы и особенности организации.
Важно отметить, что выявление лидеров в организации - это не единоразовый процесс, а постоянная работа. Лидерский потенциал может проявляться у различных сотрудников в разное время, поэтому необходимо постоянно следить за сотрудниками и их развитием, чтобы обнаружить потенциальных лидеров и помочь им развиваться. Рассмотрим подробнее каким же образом компании могут развивать лидеров и их лидерские качества после процесса выявления.
Существует множество методов развития лидерских качеств, некоторые из которых являются более эффективными, чем другие. Ниже представлены наиболее популярные [6].
1. Тренинги лидерства: это интенсивные программы, которые предназначены для помощи людям в развитии навыков лидерства. Тренинги могут включать в себя такие темы, как коммуникация, управление временем, мотивация, управление конфликтами, руководство и т.д.
2. Менторство, коучинг: это процесс, в котором более опытный лидер помогает менее опытному развиваться и совершенствоваться в своих лидерских навыках, даёт советы и рекомендации. Ментор может быть внутренним или внешним по отношению к компании, а также может работать как один на один, так и в групповом формате.
3. Онлайн-курсы: в настоящее время существует множество онлайн-курсов, посвященных развитию лидерских качеств. Они могут включать в себя видеолекции, тесты, задания и другие материалы, которые помогут участникам развиваться в лидерстве.
4. Самообразование: чтение книг, изучение литературы по лидерству, участие в конференциях, вебинарах, просмотр видеоуроков, развитие своих личностных качеств, улучшение коммуникативных навыков, повышение уровня эмоционального интеллекта, умения принимать решения.
5. Работа в команде: участие в проектах, где необходимо принимать на себя лидерские функции, работать с людьми, убеждать их в своей правоте.
6. Использование обратной связи: получение обратной связи от коллег, руководства, подчиненных для анализа своих действий и поступков, поиска ошибок и проблем, работы над ними и постоянного совершенствования.
Все эти методы могут помочь развить лидерские качества, но самый важный фактор - это практика. Развитие лидерства с помощью практического обучения подразумевает участие в новых проектах, ключевых совещаниях, стажировках. При этом определенное количество времени следует отводить обмену опытом с другими успешными руководителями, состоявшимися лидерами. Это возможно, если начинающий лидер будет наблюдать за работой более опытного руководителя и перенимать его методы работы, стиль
коммуникации, логику поиска решений. Библиографический список
1. Кудряшова Е.В. Лидер. Исследования лидерства в современной и западной общественно-политической мысли. - Архангельск: ПМПУ им. Ломоносова, 1996. - 252 с.
2. Терелецкова Е.В. Лидерство как инструмент развития современной организации / Е.В. Терлецкова, Д.А. Ахряпова // Экономика и управление: научно-практический журнал.
- 2021. - № 1(157). - С. 77-80.
3. Мажкенов С.А. Лидерство как инструмент раскрытия потенциала сотрудников организации / С.А. Мажкенов // Лидерство и менеджмент. - 2022. -№ 9(2). - С. 343-360.
4. Бабаева Д.Г. Проблемы развития лидерства в российских компаниях / Д.Г. Бабаева // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2020. - №1. - С. 69-73.
5. Чегринцова С.В. Лидерство и командообразование в организации: Учебное пособие.
- Тверь: Тверский гос. ун-т, 2020. - 115 с.
6. Кларин М.В. Корпоративное образование: цели и особенности / М.В. Кларин // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - №1. - С. 6-16.
KEY APPROACHES TO LEADERSHIP RESEARCH AND DEVELOPMENT IN AN
ORGANIZATION
M.A. Gultyaeva, Student V.O. Ozhigov, Student I.A. Belorusova, Student
Novosibirsk National Research State University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. This article covers the fundamental aspects of leadership research in an organization through various methodological approaches. Theoretical, practical, and systemic approaches to studying leadership are explored. The theoretical approach encompasses the analysis of various leadership theories, such as transformational leadership, situational leadership, and the path-goal theory. The practical approach is based on studying real leaders and involves observations of their activities, methods, techniques, and feedback from colleagues and followers. The systemic approach considers leadership within the context of an organizational system, including factors influencing its effectiveness. Additionally, the article discusses methods for identifying leaders, including assessment and testing, emphasizing that this is an ongoing process within an organization. Reviewing these methods helps understand how companies can effectively develop leaders and their leadership qualities after identification.
Keywords: leadership, situational leadership, transformational leadership, leadership potential, testing procedures, management.