Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА'

ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА / КОМАНДА / ЛИДЕРСКИЕ АРХЕТИПЫ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гусева Татьяна Геннадьевна

Проблема лидерства в настоящее время приобретает приоритетное значение при анализе как теоретических, так и практических аспектов повышения эффективности систем менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением процесса управления и усилением его зависимости от личных факторов и ценностей как самого лидера, так и всей возглавляемой им группы. В данной статье проведен сравнительный анализ различных теоретических подходов к выявлению сущностных особенностей лидерства - структурного, поведенческого, ситуационного, ценностного и т.д., выявлены их позитивные и негативные стороны в контексте практического применения. Отмечено, что во многом благодаря теориям лидерства в рамках концепции «нового управления» формируется образ качественно иного руководителя - лидера. При этом менеджер и лидер представляют собой различные типы руководителей, для первого из которых в качестве основного умения характерна способность заставлять подчиненных действовать, а для второго - способность вдохновлять их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS, DEVELOPMENT AND MODERN FEATURES OF MAJOR LEADERSHIP THEORIES

Nowadays, the problem of leadership is becoming of major importance in the analysis of both theoretical and practical aspects of increasing the efficiency of management systems. Such an increased attention to this problem is caused by the increasing role of human factor in management, complication of the management process and its growing dependence of personal factors and values of both the leader himself and the group under his leadership. This article provides a comparative analysis of various theoretical approaches in order to reveal the essential features of leadership - structural, behavioral, situational, value etc. Their positive and negative aspects in the context of practical applicability have been revealed. It has been pointed out that, due to the theories of leadership within the concept of «the new management», a new image of a totally different manager or leader is being formed. Besides, both the manager and the leader are different types of chiefs, wherein the leader has the ability to make employees work and the manager is good at inspiring them.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА»

12. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11)

12.1. ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА

Гусева Татьяна Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент, проректор по стратегическому развитию Место работы: Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

tgguseva@muctr.ru

Аннотация: проблема лидерства в настоящее время приобретает приоритетное значение при анализе как теоретических, так и практических аспектов повышения эффективности систем менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением процесса управления и усилением его зависимости от личных факторов и ценностей как самого лидера, так и всей возглавляемой им группы.

В данной статье проведен сравнительный анализ различных теоретических подходов к выявлению сущностных особенностей лидерства - структурного, поведенческого, ситуационного, ценностного и т.д., выявлены их позитивные и негативные стороны в контексте практического применения. Отмечено, что во многом благодаря теориям лидерства в рамках концепции «нового управления» формируется образ качественно иного руководителя - лидера. При этом менеджер и лидер представляют собой различные типы руководителей, для первого из которых в качестве основного умения характерна способность заставлять подчиненных действовать, а для второго - способность вдохновлять их.

Ключевые слова: лидер, теории лидерства, команда, лидерские архетипы, менеджмент.

GENESIS, DEVELOPMENT AND MODERN FEATURES OF MAJOR LEADERSHIP THEORIES

Guseva Tatyana G., PhD in Philosophy, vice-chancellor of strategic development, associate professor Place of employment: Russian chemical technical university after D. I. Mendeleev

tgguseva@muctr.ru

Abstract: nowadays, the problem of leadership is becoming of major importance in the analysis of both theoretical and practical aspects of increasing the efficiency of management systems. Such an increased attention to this problem is caused by the increasing role of human factor in management, complication of the management process and its growing dependence of personal factors and values of both the leader himself and the group under his leadership.

This article provides a comparative analysis of various theoretical approaches in order to reveal the essential features of leadership - structural, behavioral, situational, value etc. Their positive and negative aspects in the context of practical applicability have been revealed. It has been pointed out that, due to the theories of leadership within the concept of «the new management», a new image of a totally different manager or leader is being formed. Besides, both the manager and the leader are different types of chiefs, wherein the leader has the ability to make employees work and the manager is good at inspiring them.

Keywords: leader, theories of leadership, team, leader archetype, management.

Анализ различных аспектов проблематики лидерства во все большей степени образует один из ключевых концептов современной управленческой мысли. Данное обстоятельство обусловливает пристальное внимание, которое уделяет управленческая мысль на протяжении второй половины ХХ и начала XXI веков этим вопросам, выделяя при этом несколько основных групп теоретических подходов, в рамках которых анализируются особенности лидерства как управленческого феномена.

В частности, А. Яго в начале 1980-х годов определил четыре основных типа теорий лидерства. Первый из них формируют теории лидерских качеств, постулирующие имен их в качестве основного фактора, позволяющего эффективно воздействовать на окружающих. Второй тип теорий лидерства составили т.н. «поведенческие» теории, ориентированные на исследование комплекса лидерских характеристик не в статике, а в динамике, применительно к различным аспектам поведения самого лидера. Ситуационные теории, от-

носящиеся к третьему типу, основной акцент делают на формировании и особенностях взаимодействия различных ситуационных факторов и переменных. Наконец, теории лидерства четвертого типа ключевое внимание уделяют проблематике обеспечения эффективного взаимодействия лидера и группы [3].

В свою очередь, Г. Дафт представил несколько расширенную классификацию теоретических подходов к выявлению сущностных особенностей лидерства:

- теория «великого человека», утверждающая взгляд на лидера как на личность, способную воздействовать на людей посредством исключительных способностей;

- теории личных качеств, ориентированные на формулирование характеристик, которые формируют лидера; поведенческие теории, концентрирующие внимание на действиях лидеров, их функциях и ролях;

- ситуационные теории, делающие акцент на характеристике ситуаций, в рамках которых проявляется лидерство;

- теории воздействия, где внимание направлено на анализ влияния лидера на группу; теории взаимоотношений, связывающие концепт лидерства с процессом построения взаимо-

Гусева Т. Г.

ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА

действий лидера с окружающими;

- современные теории лидерства, исследующие его ключевые особенности в условиях изменений. [1]

Характеризуя сущностное содержание и генезис указанных теорий, отметим, что теории «великого человека» и личных качеств получили свое развитие в рамках структурного подхода, ориентированного на исследовании ключевых черт, особенностей и характера лидера [4]. Его основоположником стал С. Берд, который в начале 1940-х годов осуществил новаторскую для своего времени попытку формирования научно обоснованного списка лидерских качеств.

В середине 1950-х годов Е. Боргаттом была выдвинута теория «великого человека», обосновавшая положение о том, что человек, завоевавший лидерские позиции в рамках одной группы, сохраняет их и в других группах.

Развитие структурного подхода в более поздний период времени связано с т.н. «харизматической концепцией лидерства». В частности, предпринимались попытки выделить стадии развития харизматического лидерства, которые, например, по мнению Дж. Конгера выглядят следующим образом: оценка ситуации и формулирование представлений; согласование представлений с ведомыми; формирование доверия и согласованности действий, принятие лидером функции «мотиватора» для других [б].

Харизматичный лидер при этом рассматривался как лицо, которое может перестроить ценности, мораль, идеологию и предложить положительное видение развития в будущем. Лидер-харизматик стремится изменить сложившуюся ситуацию, выполняя функцию преобразователя, он всегда является слугой определенной идеи и вождем группы, которая за ним следует.

Структурный подход имел ряд ключевых недостатков, к которым относятся отсутствие единой точки зрения на формирование перечня ключевых лидерских черт и качеств, изолированное рассмотрение лидера и ведомой им группы, отсутствием констатации причинно-следственной связь между личностными качествами индивида и его возможностью стать лидером.

Поведенческие теории, в определенной степени основываясь на концептуальных положениях структурного подхода, придают ему другую направленность. Исследователи, работавшие в данном направлении, в качестве объекта изучения избрали поведение лидера в целом и формирующие его действия, которые делают индивида лидером и отличают его от последователей. В рамках данного подхода обосновывалась возможность обучения практически каждого индивида набору лидерских качеств.

Первые исследования в рамках данного теоретического направления были осуществлены К. Левиным, утверждавшим, что различные стили поведения лидера, в качестве которых автором были выделены авторитарный, демократичный и попустительский, связаны с эффективностью деятельности группы.

В качестве основных недостатков поведенческого подхода можно отметить отсутствие учета ситуационных факторов, личностных особенностей конкретного человека и социокультурного контекста лидерства.

Ситуационные теории лидерства базируются на положении о том, что лидерами становятся в большей степени благодаря особенностям поведения в рамках определенной ситуации, нежели своим личностным качествам.

Один из основоположников ситуационного подхода Ф. Фидлер утверждал, что существуют три критические ситуации, которые влияют на наиболее эффективное

лидерство:

- должностные полномочия;

- четкость поставленных задач;

- взаимоотношения между лидером и членами группы.

При этом эффективному лидеру присуши такие качества как творческая одаренность, интеллектуальность, харизматичность, инициативность, уверенность.

Теория жизненного цикла, разработанная П. Херси и К. Бланшаром, исходит из того, что эффективность лидера зависит от уровня профессиональной и психологической зрелости членов группы. В свою очередь, РМ-теория Д. Мисуми в качестве основных факторов, определяющих поведение лидера, обозначает лидерский стиль, ориентированный на достижение целей, и поддержку членов группы [2].

Несмотря на то, что ситуационный подход заложил теоретическую базу для формирования большого числа практических моделей, они, как правило, привязаны к определенной достаточно ограниченной ситуации и не учитывают целый спектр важнейших факторов.

Теории воздействия и взаимодействия концентрируют свое внимание на проблеме взаимоотношений лидера с последователями и окружающими. В частности, Дж. Грэн выделял отдельные отношения лидера с внутренними и внешними группами. При этом для отношений с первыми из них характерны высокий уровень доверия. В то же время, Дж. Бернс подразделил взаимодействия лидера с группой на транзакционные, характеризуемые отношения взаимообмена, и трансформационные, основанные на моральном воздействии лидера. Концепт трансформационного лидерства, ориентированного на преобразование, получил наибольшее распространение в процессе дальнейшего развития теорий взаимодействия.

Одним из направлений исследования лидера и команды явились ценностные теории, которые заложили новый подход в рамках исследования особенностей мышления и поведения лидеров, формируя отношение к лидерству как к определенной философии, а не набору технологических решений.

К разработке проблемы ценностей в контексте анализа лидерства одним из первых приступил К. Ходжкин-сон, который на основе принимаемого лидером типа ценностей выделил четыре лидерских архетипы [7]:

1. «Карьерист» ориентирован на достаточно-примитивные ценности (превосходство, предпочтение). Стремится к власти и тому, что она может обеспечить -авторитету, социальному статусу, материальному благополучию и т.п. При этом «карьерист» присутствует в структуре личности каждого руководителя и является базовым типом при его характеристике.

2. «Политик» демократичен, ориентирован на приоритет групповых интересов перед индивидуальными, сочетает рациональность и нравственность, не является харизматиком. Является наиболее оптимальным архетипом лидера, ориентированным на консенсус как основную ценность.

3. «Техник» являет собой рационального, гуманистически ориентированного профессионала, который беспристрастен при принятии решений. Тип ценностей -последствия действий.

4. «Поэт» - исключительно харизматичен. Хороший оратор, направляющий энергию группы в определенное им русло. Иногда становится социально опасным. Тип ценностей - принципы.

Теория «обслуживающего лидерства» Р. Гринлифа также является одним из базисных элементов для

развития ценностного подхода к анализу феномена лидерства. Согласно ее положениям, ключевым моти-вационным фактором поведения лидера выступает его желание помогать и служить другим людям.

Г. Фейрхольм создал модель ценностного лидерства, согласно которой лидерство становится «управомочи-вающим» фактором, позволяющем лидеру исполнять не контролирующие, а развивающие и трансформирующие функции. Кроме того, в рамках этой модели им были сформулированы ключевые ценностные принципы лидера.

При этом развитие ценностных теорий лидерства происходит в направлении постулирования того факта, что последователи становятся все более активными участниками лидерского процесса, а основная за-

Переход шесто

Переход четве рты й^ .V--—^

Переход второй

дача лидерства уходит от правления группой в сторону формирования условий, необходимых для обеспечения саморазвития последователей.

В последние два десятилетия получил распространение ряд новых научных концепций лидерства, в ряду которых следует выделить следующие:

- концепция «трубопровода лидерства» Р. Чарана, С. Дрот-тера и Дж. Ноэла, предполагающая необходимость продвижения лидера по т.н. «лестнице мастерства», состоящей из ряда последовательных этапов (рисунок 1).

- теория внутреннего стимулирования лидерства К. Кэшма-на, в рамках которой исследуется процесс усовершенствования лидерства путем развития: самопознания, целеполага-ния, управления изменениями, межличностных отношений, нахождения равновесия, умения действовать.

Переход пятый

Переход третий

Переход первый

Рисунок 1. Основные навыки, развиваемые в рамках «трубопровода лидерства». [5]

- концепция эмоционального лидерства Д. Гоулмана, анализирующая зависимость эффективности подчиненных от эмоционального состояния руководителя. В ее рамках основой лидерства является такое понятие как «эмоциональный интеллект» как способности к выработке мотивации и управлению стремлением к достижению цели и др.

Широкий спектр современных теорий лидерства свидетельствует о многоаспектности этого феномена, в то время как существующим концепциям и подходам с большим или меньшим успехом удается объяснить отдельные аспекты управления раскрытием его потенциала в наибольшей степени.

Отметим, что в рамках концепции «нового управления» формируется образ «нового руководителя», которого, как правило, называют лидером. В отличие от него «старого руководителя» именуют менеджером, характеризуя его как «вымирающий тип руководителя». В итоге менеджеров и лидеров стали относить к различным типам руководителей, называя в качестве основного умения первых способность заставить людей действовать, а вторых - способность вдохновлять.

Таким образом, можно констатировать, что развитие концепта лидерства в определенной степени изменяет сущностное содержание самой парадигмы современного менеджмента, проводя разграничение старого и нового подходов к управлению, ориентированных, соответственно на руководство и лидерство.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность %.

Список литературы:

1. Дафт Р.Л. Уроки лидерства. - М.: Эксмо, 2008.

2. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. - М.: ИНРАН, 2011.

3. Крылова Т.А. Развитие теорий лидерства в экономической науке // Поволжский регион. Общественные науки. - 2010, № 1.

4. Романова М.В. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы лидерства в науке // Мир науки, культуры, образования. - 2010, № 1.

5. Филонович С.Н. Теория лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. - 2003, № 2.

6. Conger J. A. The Charismatic leader. - San Francisco: Jossey-Bass, 1989.

7. Hodgkinson С. Philosophy of Leadership. - Oxford: B. Blackwell, 1983.

Статья прошла рецензирование и рекомендована к публикации. Рецензент: Владимирова М. П., доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.