Научная статья на тему 'ЛИДЕРСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОДХОДЫ И ДЕФИНИЦИИ'

ЛИДЕРСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОДХОДЫ И ДЕФИНИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
358
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ПОСЛЕДОВАТЕЛИ / ВЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / РУКОВОДСТВО / СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА / МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА / КАТЕГОРИЯ ЛИДЕРСТВА / ПОНЯТИЕ ЛИДЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнюхов Денис Викторович

Статья посвящена исследованию лидерства в системе философских категорий. Проанализированы связи лидерства с понятиями руководства, власти, управления. В объем категории лидерства включены индивидуальный и коллективный виды лидерства, понятия модели лидерства, стиля лидерства, лидера, последователей. Обозначено значение последователей лидера. Сделан акцент на связи функций лидера и руководителя, указаны общие черты и различия их ролей по функциональным критериям. Авторская концепция феномена лидерства выражает идею о социальном влиянии личности или группы на социальную интеграцию и достижение общественно значимых целей посредством мировоззрения, поведения, действия в системе отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP AS A PHILOSOPHICAL CATEGORY: APPROACHES AND DEFINITIONS

The article is devoted to the study of leadership in the system of philosophical categories. The connections of leadership with the concepts of leadership, power and management are analyzed. The category of leadership includes individual and collective types of leadership, concepts of leadership model, leadership style, leader, followers. The importance of the leader’s followers is outlined. Emphasis has been placed on the connection between the leader functions and the head functions, the commonalities and di erences of their roles by functional criteria are indicated. The author’s concept of the phenomenon of leadership expresses the idea of the social in uence of a person or group on social integration and the achievement of socially signi cant goals through outlook, behavior, action in the system of relations.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОДХОДЫ И ДЕФИНИЦИИ»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 3 (35). С. 80—87.

Economic and Social Research. 2022. No. 3 (35). P. 80—87.

Научная статья

УДК 124.3 + 37.035.91

doi: 10.24151/2409-1073-2022-3-80-87

Лидерство как философская категория: подходы и дефиниции

Д. В. Корнюхов

Донецкий национальный университет, г. Донецк kornuhovd@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена исследованию лидерства в системе философских категорий. Проанализированы связи лидерства с понятиями руководства, власти, управления. В объем категории лидерства включены индивидуальный и коллективный виды лидерства, понятия модели лидерства, стиля лидерства, лидера, последователей. Обозначено значение последователей лидера. Сделан акцент на связи функций лидера и руководителя, указаны общие черты и различия их ролей по функциональным критериям. Авторская концепция феномена лидерства выражает идею о социальном влиянии личности или группы на социальную интеграцию и достижение общественно значимых целей посредством мировоззрения, поведения, действия в системе отношений.

Ключевые слова: лидер, лидерство, последователи, власть, управление, руководство, стиль лидерства, модель лидерства, категория лидерства, понятие лидера

Для цитирования: Корнюхов Д. В. Лидерство как философская категория: подходы и дефиниции // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 3 (35). С. 80-87. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-3-80-87

Original article

Leadership as a philosophical category: approaches and definitions

D. V. Kornyukhov

Donetsk National University, Donetsk kornuhovd@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of leadership in the system of philosophical categories. The connections of leadership with the concepts of leadership, power and management are analyzed. The category of leadership includes individual and collective types of leadership, concepts of leadership model, leadership style, leader, followers. The importance of the leader's followers is outlined. Emphasis has been placed on the connection between the leader functions and the head functions, the commonalities and differences of their roles by functional criteria are indicated. The author's concept of the phenomenon of leadership expresses the idea of the social

influence of a person or group on social integration and the achievement of socially significant goals through outlook, behavior, action in the system of relations.

Keywords: leader, leadership, followers, power, management, guidance, leadership style, leadership model, leadership category, leader notion

For citation: Kornyukhov D. V. Leadership as a philosophical category: approaches and definitions. Economic and Social Research, 2022, no. 3 (35), pp. 80—87. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-3-80-87

Проблема лидерства является одной из самых актуальных в периоды системных социокультурных и политических трансформаций, интенсивность которых в современном мире нарастает. Отдельные исследования феномена лидерства часто строятся на своеобразных и порой даже взаимоисключающих принципах и подходах. Поэтому крайне важно обратиться к сущностному аспекту изучения проблемы лидерства и определить место лидерства в системе философских категорий.

Вопросы определения понятия «лидерство», а также связанных с ним понятий, таких как «руководство», «управление», «последователи» и другие, были частично изучены в работах М. Ю. Ананченко [1], Р. Л. Дафта, П. Лейна [2], А. Л. Замулина [3], И. В. Ивановой [4], Т. Карлейля [5], Б. Келлерман [6], Е. В. Кудряшовой [7], П. А. Пе-ченкина [8], Т. Н. Самсоновой, Е. С. Шпуги, Е. В. Селезневой [10], М. Реджея и К. Фил-липса [12]. Однако практически отсутствует детальное исследование понятийного аппарата лидерства в системе связанных с ним категорий.

При наблюдении социально-исторического развития общества выявлено, что лидеры и лидерство как таковые появились гораздо раньше, чем сформировался понятийный аппарат, отражающий лидерскую практику. На современном этапе эта практика широко дифференцирована. Вариативность моделей лидерства и подходов к объяснению его генезиса, развития и функций требует пристального внимания к точности

и адекватности употребления соответствующих понятий. Обратимся к лингвосеманти-ческому анализу слов «лидер» и «лидерство»: корень этих слов восходит к западногерманскому laithjan, которое в английском языке трансформировалось в глагол to lead — вести [11]. К началу XIII в. существительным leader в соответствующих документах обозначались прежде всего военачальники. В XVIII в. лидером называли авторитетного члена социальной группы, который оказывал влияние на социальные процессы и ситуации в группе, регулировал групповые отношения, а также интегрировал совместную деятельность, направленную на удовлетворение интересов членов социальной группы. Появление понятия leadership (лидерство), по мнению Е. В. Селезневой, связано с историей Великобритании как морской державы [10, с. 10]. Мотивирующая основа существительного leader обозначает человека, который прокладывает курс корабля, флотилии или военного судна. Опорный компонент — существительное ship (корабль). К началу XIX в. на уровне обыденного мировосприятия возникли определенные характеристики, присущие личности и социальной позиции лидера, что и привело к сложению семантических основ leader и ship в понятии leadership (лидерство).

В разных языках есть слова, сходные по значению с английским leader, но при этом отражающие определенную социально-историческую специфику и коннотативные смысловые оттенки. В русском языке это слова: вождь, предводитель, глава, управляющий, царь, босс, патрон, хозяин, господин, шеф.

Они отражают различные коннотации, различную эмоциональную экспрессивность и применимы для разных жизненных ситуаций. Для науки важны понятия, которые, с одной стороны, употребляются в международном сотрудничестве, с другой — максимально точно и объективно отражают сущность исследуемого феномена. Именно в связи с этим в русскоязычной терминологии стали использоваться английские по происхождению понятия «лидер» и «лидерство».

Обратимся к объему значений, присущих сегодня понятиям «лидер» и «лидерство», — с позиций разных наук. Лидерство в контексте психологических наук трактуется следующим образом: 1) социальное влияние, в результате которого лидер получает поддержку окружающих, необходимую для реализации его личных целей; 2) социальное влияние, направленное на достижение групповых целей; 3) мотивирование отдельными членами группы других членов группы; 4) межличностные отношения доминирования и подчинения; 5) взаимовлияние лидера и его последователей, направленное на реализацию групповых целей; 6) система качеств и способностей личности, позволяющая вести за собой других.

Лидерство в контексте философских и социологических наук, а также культурологии интерпретируется так: 1) реализация власти и влияния в социальных группах; 2) система характеристик лидера как социальная роль; 3) механизм социально-управленческой интеграции: отдельные члены группы направляют действия остальных членов группы, которые их поддерживают и одобряют; 4) система ценностей группы, которая воплощается и реализуется лидером при поддержке его последователей; 5) переплетение искусств — искусства эффективного общения, самопрезентации (изобретение собственного отличия и вдохновление этим отличием других [4, с. 21]), лидерского мышления, адаптации к быстро меняющимся социокультурным условиям и др.;

6) мировоззрение, включающее сложную систему идей, убеждений и установок, позволяющих реализовывать лидерские функции.

Опираясь на работу Р. Стогдилла «Руководство по лидерству», Е. В. Кудряшова предлагает следующие основные подходы к определению понятия «лидерство»: 1) центр групповых процессов; 2) проявление личностных черт; 3) искусство достижения согласия; 4) действие и поведение; 5) инструмент достижения определенного результата; 6) взаимодействие; 7) умение убеждать; 8) осуществление влияния; 9) властные отношения;

10) результат дифференциации ролей;

11) инициация или введение структуры;

12) проявление эмоциональной зрелости;

13) видение перспективы; 14) следование особым ценностям [7, с. 22—23]. М. Ю. Анан-ченко дает определение лидерству через ряд присущих данному феномену признаков, таких как: приоритетные позиции в отрасли, первенство и значительное влияние личности лидера, социальной группы и государства [1, с. 68].

На основании анализа существующих дефиниций термина «лидерство» предлагаем сформулировать следующее определение: лидерство — это мировоззрение, а также поведение, действия и система отношений, направленные на реализацию социального влияния личности или группы на социальную интеграцию и достижение общественно значимых целей.

Подчеркнем, что с понятием лидерства тесно связаны понятия власти и управления. Власть в наиболее общем виде — это способность влиять на поведение других людей. В отличие от лидерства, власть не требует согласованности целей лидера и группы его последователей. Она может быть основана как на статусных полномочиях, так и на индивидуальных качествах. Власть в любых контекстах подразумевает принуждение. Лидерство так или иначе предполагает использование власти в процессе управления. Понятие «управление» очень близко понятию

«руководство», но в отличие от руководства управление всегда означает процесс реального решения задач (в том числе в случае отсутствия формальных полномочий у управляющего). Если для руководства в первую очередь важны формальные полномочия, то для управления — определенный набор компетенций. Лидерство всегда предполагает способность управлять.

Перейдем к современной интерпретации понятия «лидер». Обобщая различные источники и позиции, можно выделить следующие основные черты лидера: 1) доминирующая позиция в группе; 2) наличие власти, авторитета и влияния (способности менять мотивы, ценности, поведение членов группы); 3) способность интегрировать людей на достижение общих целей; 4) ответственность и связанная с ней свобода принимать решения; 5) способность организовать групповое взаимодействие и совместную деятельность [10, с. 14—15].

Обратим внимание на соотношение понятия «лидер» с архетипами Божества, Мудреца, Героя, Трансформации у М. Ю. Анан-ченко, которая утверждает, что до XIX в., с его многочисленными революционными трансформациями, термин «лидер» скорее называл некую идеальную модель поведения, а не реального человека [1, с. 71]. Т. Карлейль, ученый XIX в., фактически распространяет архетип Героя на шесть типов лидеров — божество, пророка, поэта, пастыря, писателя и вождя [5, с. 19]. Если М. Ю. Ананченко считает XIX в. этапом, на котором фигура лидера стала восприниматься более реалистично — как личность, как реальное действующее лицо, способное изменить ход истории, то Е. В. Кудряшова высказывает иную точку зрения, согласно которой в результате европейских революций XVIII — XIX вв. концепция лидерства была деперсонализирована, а власть стала атрибутом не личности, а должности и социального института [7]. Личная воля лидеров в этот период резко ограничивалась. Однако

данное утверждение не относится в одинаковой мере ко всем странам и регионам мира. Если в Западной Европе лидерство развивалось достаточно активно, то в Российской империи, с ее феодальным строем, в этот период была сильна абсолютная монархия. В целом оба вывода, сделанные М. Ю. Анан-ченко и Е. В. Кудряшовой, имеют под собой рациональные основания и отражают сложность диалектического процесса развития лидерства и отношения к личности лидера. С одной стороны, лидерство как социокультурный феномен проходит в этот период важный этап институализации. Более того, личность лидера обретает менее архетипиче-ские и более реалистичные черты, обусловленные конкретной социально-политической ситуацией. С другой стороны, вопрос ограничения личной воли лидера характерен для конкретной страны и в целом активизируется гораздо раньше XIX в. Даже в Древней Индии царская власть имеет ограниченный характер, поскольку во многом зависит от народного собрания.

С учетом современных подходов к определению лидера, в том числе идеи группового лидерства (не как лидерства в группе, а как лидерства самой группы), понятие «лидер» можно трактовать следующим образом: это личность или группа личностей, обладающих властью, авторитетом, влиянием, несущих ответственность за достижение значимых для данного сообщества целей и располагающих свободой принятия решений относительно путей достижения этих целей, а также управляющих механизмами групповой интеграции, мотивации и организации групповой деятельности.

Лидеры присутствуют в различных (практически во всех) сферах жизни социума. При этом в современном общественном сознании слова «лидерство» и «лидер» ассоциируются, прежде всего, с политической сферой общества. Об этом свидетельствуют итоги национальных опросов на тему определения наиболее выдающегося соотечественника:

в США таковым назвали Р. Рейгана, в Великобритании — У. Черчилля, в Германии — К. Аденауэра, в Финляндии — К. Г. Маннер-гейма, в Португалии — А. Салазара, в Испании — Хуана Карлоса I, во Франции — Ш. де Голля, на Украине — Ярослава Мудрого, в России — Александра Невского [3]. Исключением стали только Бельгия (где жители выбрали деятеля римско-католической церкви Дамиана де Вёстера) и Новая Зеландия (где первое место в опросе занял ученый, лауреат Нобелевской премии по физике Э. Рутефорд).

Акцентируем внимание в дальнейшем анализе категории лидерства на понятии «последователи»: это — группа людей, которые находятся в тесном взаимодействии с лидером (лидер понимается как личность или как группа), совместно действуют и реализуют поставленные цели, оказывая влияние на лидера и одновременно испытывая его влияние, разделяя его мировоззренческую позицию. Если говорить о последователе как о социально-психологической роли, то ее играет в своей жизни каждый человек (как и роль лидера, хотя, возможно, реже). Лидер и последователи неразделимы. Феномен лидерства не может существовать без феномена последователей. В связи с этим в современной науке существует ряд концепций, обосновывающих роль последователей как доминирующую в формировании и функционировании лидерства. Эти идеи представлены такими учеными, как Р. Дафт и П. Лейн [2], Б. Келлерман [6], Д. Коллинсон, Дж. Майндл, Г. Юкл, Д. Ван Флит. Как справедливо отмечает А. Л. Замулин, сегодня наряду с понятием «лидерство» (англ. leadership) в научный оборот введено понятие «следование» (англ. followership) [3, с. 76], однако большинство работ, посвященных лидерству, все еще являются лидероцентрированными. Существующая в теории управления идея о том, что эффективным лидером (менеджером, руководителем) может стать только эффективный последователь (подчиненный), вполне рациональна и обоснованна.

Различные подходы к вопросам лидерства характеризуют различные модели и стили лидерства. Модель лидерства — это система представлений о сущности и основных структурно-функциональных характеристиках лидерства. Сегодня наиболее высокий уровень теоретического обобщения имеют социокультурные модели лидерства, отражающие особенности проявления феномена лидерства в отдельных сферах бытия общества и культуры, поскольку сам феномен лидерства строится на социокультурной основе. Как отмечает в своем исследовании П. А. Печенкин, социокультурные основания лидерства представляют собой «личностно-индивидуальные ресурсы лидера (микробазис) и социокультурные факторы, влияющие на их актуализацию (макробазис), динамика которых содержательно обусловлена их взаимосвязью и спецификой культурно-исторического контекста» [8, с. 10].

Стиль лидерства — это более узкое понятие, чем модель лидерства. Под стилем подразумевается модель поведения и действий лидера в процессе взаимодействия с последователями и достижения поставленных целей. В соответствии со стилем поведения лидера, а также другими критериями выделяют различные типы лидерства. Одну из первых классификаций лидерства создал еще Платон, опираясь на функциональный и иерархический критерии и выделяя руководителей — мудрецов, военачальников и организаторов торговли и ремесленной сферы. Функциональным критерием для построения типологии лидерства пользовались также Д. Креч, Р. С. Кратчфилд, Э. Л. Беллачи.

Отдельный вопрос составляет соотношение понятий «лидерство» и «руководство». Еще Т. Рузвельт разграничивал эти понятия и говорил, что лидер действует открыто, а руководитель — за закрытыми дверями; лидер ведет за собой, а босс — управляет. В современной науке так и не сформировалось единой позиции по вопросу разграничения понятий лидерства и руководства: речь идет

о разных феноменах или об отдельных особенностях проявления одного феномена. Руководство — это явление, неразрывно связанное с определенным официальным статусом, должностью, полученной в результате назначения или избрания. Другими словами, руководитель — это должностная позиция, которая предполагает наличие определенных полномочий и ответственность за определенные результаты работы. В феномене руководства, как и в феномене лидерства, присутствует влияние на последователей с целью мотивировать их к выполнению тех или иных действий. Лидерство может возникнуть вне зависимости от официальной позиции и назначения, вследствие наличия лидерских качеств и признания группой последователей. В случае, когда назначенный (избранный) руководитель одновременно выступает лидером, вдохновляющим последователей на достижение поставленных задач, практически невозможно разграничить понятия лидерства и руководства.

Ясность в понимании сущности лидерства и руководства можно получить, обратившись к их функциональному аспекту. К основным функциям лидера как субъекта и носителя феномена лидерства относятся: 1) определение групповых целей; 2) выстраивание межличностных отношений в группе таким образом, чтобы они способствовали достижению поставленных целей; 3) нахождение ресурсов для реализации групповых целей; 4) мотивация последователей к определенному типу поведения и действий; 5) формирование мировоззренческих оснований, единых для всех членов группы, которые способствуют ее консолидации и выработке норм группового взаимодействия. Многие авторы, в частности Е. В. Кудряшова [7], Т. Н. Самсонова, Е. С. Шпуга [9], акцентируют внимание на специфических функциях, присущих роли политического лидера, которые отличают этот тип лидерства от других. К ним относятся: выработка политического курса (ориентационная функция),

побуждение к политическим действиям (мобилизационная функция), поддержание связей между массами и властью (коммуникативная функция), функция гарантий справедливости и верховенства права (легитимирующая функция) [7], а также функции редукции общественных усилий и межличностного взаимодействия — к однозначной выработке властной позиции (компенсаторная функция) [9, с. 156].

В целом спектр функций лидера является более широким, чем спектр классических функций руководителя. Тем не менее функции руководителя во многом сходны с функциями лидера и заключаются в следующем: 1) организация и планирование собственной деятельности и деятельности группы; 2) распределение задач и подготовка инструкций по их выполнению; 3) контроль и оценка результатов деятельности; 4) выдвижение и внедрение инноваций, усиливающих эффективность деятельности группы; 5) экспертиза; 6) представительство интересов группы; 7) проведение переговоров и организация эффективной системы коммуникации внутри группы. Говоря о функциональном наполнении роли руководителя, авторы зачастую делают акцент на функциях, связанных с должностной позицией руководителя, таких как организация стажировок, прием посетителей и проведение переговоров, ведение отчетности, внедрение инноваций и т. п.

Роли лидера и руководителя (менеджера) А. Залезник различает по следующим критериям: 1) отношение к задачам (лидеры ставят новые задачи, в то время как менеджеры сохраняют статус-кво); 2) отношение к деятельности (лидеры склоняются к риску, менеджеры — к отлаженным рутинным схемам работы); 3) взаимодействие с последователями (лидеры апеллируют к эмоциям членов группы, менеджеры опираются на формальные отношения и должностные обязанности); 4) самоощущение личности (лидеры воспринимают себя достаточно независимо

от позиции в социальной иерархии, для менеджеров иерархия занимает ведущее место, поскольку сами они предстают ее «хранителями») [12, с. 67—68].

В завершение анализа функций ролей лидера и руководителя целесообразно представить ряд аспектов их различия в сравнении «лидер — руководитель» соответственно: 1) новаторство — администрирование; 2) вдохновение и доверие — контроль; 3) следование собственным целям, сформированным внутри группы, — следование целям, поставленным вышестоящими структурами; 4) гибкое планирование — жесткое планирование; 5) опора на группу последователей — опора на социальную систему; 6) сочетание формальных и эмоциональных аргументов — формальные аргументы; 7) инициирование динамики — поддержание динамики; 8) акцент на творческий энтузиазм — акцент на профессионализм; 9) персональный авторитет — формальный авторитет; 10) регуляция неформальных отношений — регуляция формальных отношений.

Безусловно, любое разграничение функций лидера и руководителя будет носить весьма условный характер, поскольку в различных ситуациях явления лидерства и руководства могут не только отдаляться друг от друга, но и совпадать, сближаться. Оба феномена в своей основе имеют много общих функциональных аспектов, в числе которых: 1) координация и организация социальных отношений; 2) реализация социального влияния в группе; 3) формирование групповой иерархии (субординация членов группы).

Подведем итог. Лидерство может быть не только индивидуальным, но и коллективным. В категории лидерства выделяются понятия «стиль лидерства» и «модель лидерства», они классифицируют типы лидерства. Различные стили лидерства реализуются в контексте различных моделей лидерства — систем представлений о сущности и основных структурно-функциональных характеристиках феномена лидерства. Кроме того, в объем понятий «лидер» и «лидерство» входит понятие

«последователи». Лидерство не существует без последователей.

Как философская категория лидерство тесно связано с понятиями «власть», «управление», «руководство». Лидер, как и руководитель, в своей деятельности обращается к властным ресурсам. Вместе с тем руководство неотделимо от должностной позиции. Объем функций лидера более широкий, чем объем классических функций руководителя.

Таким образом, результат теоретического обобщения явления лидерства расширяет объем категории лидерства в ее отношении к социальной, политической и культурной сферам общественной жизни.

Список литературы и источников

1. Ананченко М. Ю. Влияние архетипов на представления о лидере и лидерстве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 107. С. 68—75.

2. Дафт Р.-Л.,, Лейн П. Уроки лидерства. М.: Эксмо, 2006. 480 с.

3. Замулин А. Л. Новый взгляд на последователей лидера: теория и управленческая практика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8: Менеджмент. 2009. Вып. 3. С. 75—97.

4. Иванова И. В. Лидерство в промышленной организации: социально-философский анализ современных подходов: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Череповец, 2005. 24 с.

5. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксмо, 2011. 412 с.

6. Келлерман Б. Идущие за лидером: как подчиненные создают изменения и меняют своих лидеров. М.: Аквамариновая книга, 2009. 384 с.

7. Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Москва, 1996. 41 с.

8. Печенкин П. А. Феномен лидерства: социокультурный концепт и актуальные культурные модели: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Челябинск, 2006. 27 с.

9. Самсонова Т. Н., Шпуга Е. С. Политическое лидерство перед вызовами современности //

Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2016. № 4. С. 142—163.

10. Селезнева Е. В. Лидерство: учебник. М.: Юрайт. 2018. 430 с.

11. Online etymology dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.etymonline.com/index.php7allowed_in_ frame=0&search=leader&searchmode=nl (дата обращения:on 27.03.2022).

12. Rejai M., Phillips K. Leaders and Leadership. An Appraisal of Theory and Research. Westport: Praeger Publishing, 1997. 158 p.

References

1. Ananchenko M. Influence of archetypes on ideas about a leader and leadership. Izyestiya Rossiy-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2009, no. 107, pp. 68—75. (In Russian).

2. Daft R. L., Lane P. G. The Leadership Experience. Mason, OH, Thomson/South-Western, 2005. 681 p.

3. Zamulin A. L. New look at followers of a leader: theory and management practice. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 8: Menedzh-ment = Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 2009, iss. 3, pp. 75—97. (In Russian).

4. Ivanova I. V. Leadership in an industrial organization: socio-philosophical analysis of modern approaches, extended abstract of Cand. Sci. (Philos.) dissertation. Cherepovets, 2005. 24 p. (In Russian).

5. Carlyle Th. On heroes, hero-worship, and the heroic in history. London, Chapman and Hall, 1852. 383 p.

6. Kellerman B. Followership: How Followers Are Creating Change and Changing Leaders. Harvard, Harvard Business Review Press, 2008. 336 p.

7. Kudryashova E. V. Leadership as subject matter of socio-philosophical analysis, extended abstract of Dr. Sci. (Philos.) dissertation. Moscow, 1996. 41 p. (In Russian).

8. Pechenkin P. A. Phenomenon of leadership: socio-cultural concept and latest cultural models, extended abstract of Cand. Sci. (Culturology) dissertation. Chelyabinsk, 2006. 27 p. (In Russian).

9. Samsonova T. N., Shpuga E. S. The challenges

political leadership faces in the modern world. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i poli-tologiya = Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2016, no. 4, pp. 142—163. (In Russian).

10. Selezneva E. V. Leadership, a textbook. Moscow, Yurait Publ., 2018. 430 p. (In Russian).

11. Online Etymology Dictionary [Web]. Available at: http://www.etymonline.com/index.php7allowed_in_fra me=0&search=leader&searchmode=nl (accessed 27.03.2022).

12. Rejai M., Phillips K. Leaders and Leadership. An Appraisal of Theory and Research. Westport, Praeger Publishing, 1997. 158 p.

Информация об авторе

Корнюхов Денис Викторович — аспирант кафедры философии, Донецкий национальный университет (Донецк, 83000, Университетская улица, корп. 24).

Information about the author

Denis V. Kornyukhov — Postgraduate Student in the Philosophy Department, Donetsk National University (bld. 24, Universitetskaya Street, Donetsk, 83000).

Статья поступила в редакцию 26.05.2022. The article was submitted 26.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.