УДК 316.46
https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.10
Малясова Елизавета Леонидовна
студентка социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ СОВРЕМЕННОСТИ
Malyasova Elizaveta Leonidovna
Student, Faculty of Sociology, Moscow State University
THE ROLE
OF A POLITICAL LEADER FACING MODERN CHALLENGES
Аннотация:
Объектом исследования в работе выступает лидерство как многогранный социально-политический феномен. Цель статьи - дать системное представление о роли политического лидера в современном обществе. Эта тема актуальна и для России, где отмечается высокая степень персонификации политической власти. В ходе исследования автором используются научные работы и источники на русском, английском и испанском языках. Делается вывод о том, что лидерство - это механизм взаимодействия лидера и его последователей (конституентов). Данный механизм включает три взаимосвязанных аспекта - институциональный, функциональный, символический. В современном обществе требования к личностным качествам лидера и его деятельности повышаются. Настоящим политическим лидером является личность, способная осознать историческую необходимость изменений и осуществлять их в соответствии с требованиями современности.
Ключевые слова:
лидерство, политический лидер, конституенты, региональный лидер, политическая воля, политическая коммуникация, влияние.
Summary:
The object of research is leadership as a multifaceted so-cio-political phenomenon. The purpose of the paper is to give a systematic idea of the role of a political leader in modern society. This study is also relevant for Russia, where there is a high degree of personification of political power. In the course of the research, the author uses scientific works and sources in Russian, English and Spanish. It is concluded that leadership is a mechanism of interaction between the leader and his followers (constituents). This mechanism includes three interrelated aspects - institutional, functional and symbolic. In modern society, the requirements for the personal qualities of a leader and his activities are increasing. A real political leader is a person who is able to understand the historical need for changes and implement them in accordance with the modern requirements.
Keywords:
leadership, political leader, constituents, regional leader, political will, political communication, influence.
На протяжении истории лидеры различного уровня посредством личного авторитета, политической воли, законов и даже насилия направляли действия людей, аккумулировали энергию своих граждан и заставляли нести ответственность за судьбу своей страны.
Современные мегатренды, такие, например, как «глобальное политическое пробуждение» (Зб. Бжезинский) и возрастание роли новых средств массовой коммуникации, обусловливают необходимость пересмотра значения политического лидерства. В контексте становления «сетевого общества» и культуры «реальной виртуальности» актуализируется вопрос о новых тенденциях в политическом лидерстве. При этом одной из важнейших задач политического лидера перед вызовами современности является постоянное подтверждение своей позиции и генерирование новых идей. Сегодняшний вызов - почувствовать следующую волну (непоследовательных) изменений и затем помочь ей произойти. Американский экономист У. Брайан Артур называет данную способность лидера сверхчувственным предвидением, которое связано с настраиванием на волну будущего [1, с. 136]. В качестве подтверждения данной мысли выступают слова основателя компании Apple С. Джобса: «Инновации - вот что отличает лидера от его последователей» [2].
С учетом происходящих трансформаций появляется новое понимание политического лидерства как механизма осуществления власти, в основе которого лежат отношения взаимовлияния (взаимодействия) между лидером и его последователями (конституентами), делегирующими лидеру свои полномочия для осуществления представительства и реализации своих интересов [3, с. 142].
Исследование политического лидерства актуально и для современной России. Политический лидер в нашей стране играет незаменимую роль в механизме политико-управленческих отношений в условиях исторически сложившейся высокой степени персонификации политической власти. Именно политический лидер способен определить общую государственную стратегию и траекторию развития общества, согласовать противоречивые интересы и потребности социаль-
ных групп, мобилизовать энергию людей, организовать их действия посредством грамотной работы со своей командой. В российском обществе утвердилось понимание, что для реализации демократических ценностей необходимо сохранение независимости страны, что возможно лишь при «сильном правителе». Это обусловлено, по мнению Е.Б. Шестопал, современными внешнеполитическими вызовами. «Для нас сохранение данной тенденции является условием выживания. То, что кажется возвратом к советскому тоталитаризму, по сути, является движением в сторону демократии» [4, с. 16].
Не менее важной характеристикой лидера и глубинным психологическим основанием реализации его властных полномочий является влияние. Лидерство представляет собой постоянное, целенаправленное влияние на конституентов. При этом понятие «влияние» шире понятия «власть», оно представляет такое поведение политического лидера, которое вносит изменение в действия, отношения и чувства его последователей через идеи, внушение, личный авторитет, манипулирование, методы политической коммуникации. Власть, в свою очередь, является количественной мерой влияния, возможностью влиять на поведение других [5, с. 330]. Основанием влияния лидера на конституентов является взаимная идентификация данных субъектов политического процесса, которая проявляется не только в готовности голосовать за лидера, но и в ощущении близости к его взглядам и установкам, интериоризации ценностей и их ретрансляции на собственные модели поведения. Так, в России наиболее влиятельным политическим лидером является В.В. Путин. Персонификация политической власти в его лице и преобладание патерналистских настроений в обществе превращают российского президента в главного гаранта достигнутых соглашений и обязательств, принятых на себя государством.
Параметры принятия политических решений показывают, что важнейшим источником эффективного продвижения управленческого решения лидера является его политическая воля, включающая учет соотношения сил в механизме политико-управленческих решений, осознание и применение ресурсов, грамотную оценку оппозиции [6].
С учетом высокой роли политического лидера в механизме властвования Российскую Федерацию можно охарактеризовать как «делегативную демократию» (термин предложен аргентинским ученым Г. О'Доннеллом). Путь развития по данной модели характерен также для стран Латинской Америки - Аргентины, Бразилии, Перу [7]. Политический лидер в рамках такой модели ограничен наличествующими обстоятельствами и сроком пребывания у власти, согласно конституции.
Однако в условиях современных вызовов российская политическая система остро нуждается в конституционном усилении парламента, формировании системы сдержек и противовесов между президентом, правительством и парламентом. Попытки реализации новой траектории прослеживаются в Послании В.В. Путина Федеральному Собранию и принятии решения об отставке правительства 15 января 2020 г. При этом президент в своем выступлении подчеркнул значимую роль региональных политических лидеров.
Действительно, деятельность губернатора предполагает одновременное осуществление функций главы региона и его встраивание в систему вертикали власти федерального уровня. Если отработан механизм политического рекрутирования политической элиты в механизме политико-управленческих отношений, то из лидера регионального уровня может сформироваться лидер общенационального масштаба.
Историческим примером, подтверждающим данную мысль, является деятельность П.А. Столыпина, который, будучи политическим лидером мезоуровня - губернатором Саратовской губернии, проявил мужество при снижении народной напряженности 1905-1907 гг., и в 1906 г., по личной просьбе Николая II, стал министром внутренних дел Российской империи [8]. Современным примером эффективного пребывания на посту лидера регионального уровня является Е.С. Савченко - губернатор Белгородской области, типичный «публичный политик», «хозяйственник». В настоящий момент он является лидером среди глав российских регионов (находится у власти более 25 лет, 6 сроков подряд) [9].
Исследователи выделяют в механизме политического лидерства три взаимосвязанных аспекта: 1) институциональный, определяющий положение лидера в системе властных институтов; 2) функциональный, предполагающий осуществление функций руководства и управления; 3) символический, основанный на идентификации последователей с лидером [10, с. 87]. Чтобы идти в ногу со временем, политический лидер должен осуществлять эффективную деятельность в рамках каждого аспекта. Символическая власть лидера осуществляется посредством политической коммуникации, которая в условиях информационного общества стала основным каналом связи власти и общества. Наглядным примером являются прямые линии с В.В. Путиным, которые используются им для общения с гражданами России и поддержания собственного политического имиджа.
Политическим лидером является личность, способная осознать историческую необходимость проведения изменений и осуществлять данные изменения в соответствии с требованиями
современности. Роль конституентов продолжает возрастать, что, в свою очередь, усложняет условия деятельности лидеров. Требования к личностным качествам лидера, его политической деятельности повышаются. В информационном обществе лидеры более уязвимы, они постоянно находятся в фокусе общественного внимания и дискуссии, к ним относятся все более критично.
По мере становления гражданского общества, совершенствования системы разделения властей, распространения демократических принципов наблюдается сокращение границ власти национальных политических лидеров. Наряду с этим политика становится более персонифицированной, подчеркивается значимость политического лидера национального уровня, который является символом единства и сплоченности нации. Следует отметить, что в современных условиях наиболее влиятельными и востребованными будут считаться политические лидеры, которые способны решать социально-экономические проблемы граждан своей страны. Подтверждением являются политические рейтинги. Так, по данным мексиканского агентства El Financiero, рейтинг президента Мексики Л. Обрадора в 2019 г. составил 78 %. К направлениям, пользующимся у населения наибольшим одобрением, относятся: борьба с хищениями нефти (80 %) и вооруженной преступностью (58 %), экономический курс (53 %), искоренение бедности (51 %), внешняя политика (45 %) [11].
Продолжая анализ того, каким образом политический лидер должен выстраивать взаимоотношения со своими последователями, обратимся к мнению зарубежных ученых. Согласно их пониманию, более успешным является такой диалог между лидером и последователями, когда лидерство по своей сути «более трансформационно и менее транзакционно». Это означает, что важен не только транзакционный двунаправленный обмен между лидером и последователями, а преобразование последователей таким образом, что лидер (трансформирующий агент) поднимает данное взаимодействие на более высокие уровни моральных принципов и мотивации. Именно в этом случае уместно говорить не о последователях, а о конституентах [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что лидер как субъект государственной политики занимает доминирующее положение в механизме политико-управленческих отношений в качестве непосредственного участника формулировки, принятия и реализации государственных решений. Лидер, стремящийся идти в ногу со временем и оказывать целенаправленное воздействие на своих последователей, получая взамен кредит доверия и авторитет, должен осознавать веяния и вызовы современности, гибко реагировать на изменения политических реалий.
Завершая исследование, приведем запросы современного общества к политическому лидеру, которые сформулировал Ж. Сегела, французский специалист по избирательным технологиям и политическим коммуникациям [13]. По его мнению, голосуют за человека, а не за партию; голосуют за идею, а не за идеологию; голосуют за будущее, а не за прошлое; голосуют за образ социальный, а не политический; голосуют за ценности подлинные, а не мнимые; и, что очень важно, голосуют за человека-легенду, а не за посредственность.
Ссылки:
1. Шармер О. Теория U. Лидерство из будущего. М., 2019. 512 с.
2. Там же. С. 138.
3. Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. Политический лидер в эпоху глобализации // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14, № 2 (71-72). С. 144-151.
4. Шестопал Е.Б. Проект длиною в четверть века. Исследование образов власти и лидеров в постсоветской России (1993-2018) // Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 9-20. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.01.02.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. 704 c.
6. Григорян Д.К. Ресурсы реализации политической воли в контексте лидерско-элитного позиционирования в структурах распределения власти // Коммуникология. 2017. Т. 5, № 2. С. 201-208.
7. Chavero P., Rodríguez R., Navarro M. Nuevos liderazgos políticos: estudio comparado de la construcción mediática de Rafael Correa (Ecuador) y Pablo Iglesias (España) // Revista Ibérica de Sistemas e Tecnologias de Informagao. 2018. № 16. P. 295-307.
8. Рыбас С.Ю. Столыпин. М., 2014. 420 с.
9. Рейтинги влиятельности - Губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Счастье любит тишину [Электронный ресурс] // Abireg.ru. URL: https://abireg.ru/newsitem/77117/ (дата обращения: 14.07.2020).
10. Шпуга Е.С. Политическое лидерство как механизм интеграции общества: дис. ... канд. полит. наук. М., 2014. 171 c.
11. El Financiero: рейтинг президента Мексики Лопеса Обрадора составляет 78 % [Электронный ресурс] // Regnum. URL: https://regnum.ru/news/society/2585353.html (дата обращения: 15.07.2020).
12. Alarcón-Henríquez N., Ganga-Contreras F., Pedraja-Rejas L. Estilos de liderazgo en dirigentes sindicales y gremiales de la Región de Los Lagos // Interciencia: Revista de ciencia y tecnología de América. 2018. Vol. 43, № 12. P. 823-829.
13. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. Так делают президентов. М., 1999. 264 с.
Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична