УДК: 101.1:316.42 ГРНТИ: 02.41.51 DOI: 10.15643/jscientia.2018.02.008
СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ И ГЛОБАЛЬНАЯ МИССИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА XXI ВЕКА
И. С. Лагунова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, 603950 г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46
S3 Лагунова Ирина Сергеевна - i.s.lagunova@yandex.ru
Изменения в современном обществе, прежде всего, усложнение его социальной структуры и связей, характера коммуникации между различными социальными субъектами, процессы глобализации, глобальные вызовы современности оказали существенное влияние на социальное содержание и смысл современного политического лидера, поставили перед ним новые, высокого порядка сложности задачи. Исследованию особенностей современного политического лидера как нового рода социального субъекта, его глобальной миссии посвящена настоящая работа. В ходе изучения обозначенной проблематики используются конкретно социологический, сравнительный, формально-логический, исторический и иные частно- и общенаучные методы. В ходе исследования проблемы делается вывод о становлении нового социального субъекта - социально-политического лидера (в которого преобразовывается политический лидер), характеризуемого неразрывной коммуникацией с социумом (в процессе развития, становления и реализации), а также высоким уровнем социальной реализованности как основы для становления лидером. Социально-политический лидер видится прототипом социального субъекта XXI века.
Ключевые слова: Социально-политический лидер, политический лидер, миссия, коммуникация, социум, развитие, вызовы современности, харизма, личность, общество, социальный смысл.
SOCIAL MEANING AND GLOBAL MISSION OF THE SOCIO-POLITICAL LEADER OF THE XXI CENTURY
I. S. Lagunova
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 46 Gagarin St., 603950 Nizhny Novgorod, Russia
121 Lagunova Irina - i.s.lagunova@yandex.ru
Changes in modern society, first of all, the complexity of its social structure and connections, the nature of communication between different social actors, the processes of globalization, the global challenges of our time have had a significant impact on the social content and meaning of the modern political leader, and put before it new, high-order complexity problems. The present work is devoted to the study of the features of the modern political leader as a new kind of social subject, his global mission. In the course of studying the above-mentioned problems, specific sociological, comparative, formal-logical, historical and other particular and general scientific methods are used. In the course of the study of the problem, a conclusion is made about the emergence of a new social subject - the socio-political leader (in which the political leader is being transformed), characterized by inseparable communication with the society (in the process of development, formation and implementation), as well as a high level of social realization as the basis for becoming leader. The socio-political leader is seen as a prototype of the social subject of the 21st century.
Keywords: Socio-political leader, political leader, mission, communication, society, development, challenges of modernity, charisma, personality, society, social meaning.
Сегодня мировое общество имеет широкие, постоянно растущие возможности для улучшения благосостояния людей и изменения окружающей среды. В то же время, оно столкнулось с неведомыми ранее глобальными проблемами, вызовами всему человечеству. Их решение, как и несколько столетий назад, во многом зависит от состояния современных международных отношений и деятельности политических лидеров государств. Однако, несмотря на продолжение существования государственной надстройки и формально-правовых статусов лиц, осуществляющих управление обществом (глава государства, глава правительства и др.), с течением времени изменились социальный смысл и содержание политического лидера. Кроме того, современные процессы глобализации обусловили новые задачи политического лидерства, решение которых теперь стало частью его содержания. Каковы же социальный смысл, содержание и глобальная миссия социального субъекта - политического лидера в XXI веке?
Представляется, что ответ на вопрос о социальном смысле современного политического лидера должен быть дан, исходя из анализа его глобальной миссии и социального содержания.
Под социальным содержанием политического лидера мы будем понимать систему его бытийных характеристик применительно к жизни в социуме, главным образом, форму его существования, способы становления, связи с иными социальными субъектами, социальную характеристику личности (происхождения, образования, профессии).
Говоря о форме существования современного политического лидера, прежде всего, следует отметить, что многочисленные теории лидерства ХХ века (теории «черт лидера» Г. Ласуэлла, М. Херманна, «ситуационные» теории Ф. Фидлера, Б. Бланшара, В. Врума, Ф. Йеттона и др.) [1, с. 74, 76], описывали в основном личные субъективные и субъектные качества лидера. В настоящее время, эпоху информационного общества, на первый план выходит его
28
Juvenis scientia 2018 № 3 | Философские и социологические науки
образ, технологии позиционирования себя в обществе и характер его коммуникации с ним. Данные изменения в содержании социального субъекта - политического лидера отражают и современные теории лидерства: концепции когнитивного подхода к принятию решений Р. Аксельрода [2, 405 с.], Ф. Робертса, К. Идена [3, с.1-13], электронного лидерства, коннективистские концепции лидерства, изложенные в работах Р. Лорда и С. Шредрика [4, с. 22, 207222], теории сложных систем в лидерстве Р. Мариона и М. Ул-Биена [5, 389 с.] и др. Образ современного социального субъекта - политического лидера - формируется, в основном, с помощью средств массовой информации (института гражданского общества), способных преподать его в принципе в любом виде: героя своей нации, интеллигента (Медведев Д. А.), «человека из народа» (Черномырдин В. С.) и т. д., а также различных технологий (психологических, социальных, политических и др.). Через средства массовой информации же происходит общение лидера с иными социальными субъектами в виде различных конференций, сетей и т. д., освещение деятельности лидера.
Важными чертами лидера стали максимальная открытость информации о его деятельности, множество каналов получения таких сведений и коммуникации с лидером, возможность личного обращения к нему, осуществляемая в основном через электронные сети, и личного живого общения с ним.
Из описанной характеристики социального содержания современного политического лидера следуют два важных вывода. Во-первых, сегодня указанному виду социального субъекта доступен практически любой (или очень широкий спектр) образ, форма существования. Во-вторых, социум в настоящее время стал не только объектом воздействия, управления, но и главным и необходимым формообразующим средством становления и реализации политического лидера.
Вышеописанные изменения формы и средств социального существования оказали воздействие на такую значимую характеристику содержания личности лидера, как харизматичность. Как известно, харизматичный лидер оказывает такого рода влияние на людей, что вызывает добровольное подчинение и веру в него, в достижение озвученных им целей и в итоге совершает радикальные перемены в обществе. Во влиянии ради социальных преобразований (достижение личного блага не есть основная цель) и есть смысл харизмы. Многие современные политические лидеры нередко стремятся создать харизматичный образ, но ради достижения своих целей, например: получения властной должности и тех выгод и возможностей, которые она предоставляет. Именно поэтому представители общества, приобретя изначально симпатию к такому политику, со временем поголовно разочаровываются в нем: ведь действие харизмы проявляется не в теории, а на практике, в делах и поступках. Таким образом, если раньше харизма рассматривалась как некий дар свыше, то теперь как элемент образа, который хотя бы частично можно сконструировать.
Качественно иной стала в настоящее время социальная характеристика личности политического лидера. Перестало иметь большое значение его происхождение, род. Вместе с тем, в условиях современных глобализационных процессов, открытости границ передвижения, диалога культур и межнациональных конфликтов, все большую важность приобретают цивилизационные особенности поведения субъекта, осознание и выражением им национальных интересов. .
Все большую ценность стали иметь образование, интеллектуальный уровень, способность лидера развиваться и меняться. Это объясняется постоянным усложнением социального устройства мира, ростом знаний о человеке, мире в целом, изменением технологий управления и коммуникации с обществом, а также тем, что научный потенциал общества стал одним из главным ресурсов силы государства, о чем, например, говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6] и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [7]. Неспособность познания последних, несведущность субъекта о последних научных открытиях делает невозможным эффективное управление современным государством, решение им задач как национального характера, так и международного. Представляется, что в дальнейшем политическим лидером всегда будет одним из самых высокоинтеллектуальных и наиболее образованных людей своего времени.
С качеством образованности связана другая черта современного политического лидера - профессионализм. Это субъект, который имеет богатый опыт не только работы в политической сфере, но и (прежде всего) работы с социумом, участия в публичных мероприятиях. Так, В. В. Путин работал в структурах КГБ, на руководящем посту Ленинградского государственного университета, в мэрии Санкт-Петербурга.
Таким образом, современное политическое лидерство связано с социумом не только и не столько отношениями субординации, сколько постоянной коммуникацией и причинно-следственной обусловленностью: лидер - это субъект, максимально реализованный в социуме (образованный, интеллектуально развитый, достигший профессионального успеха) до занятия властной должности; после же - его авторитет и статус реализуются и поддерживаются через постоянные связи с социумом. Такие характеристики современного политического лидера позволяют говорить о становлении нового рода социального субъекта -социально-политического лидера, которым и видится политический лидер XXI века, зарождающийся в современное нам время.
Социально-политический лидер - это социальный субъект, достигший высокой степени социальной и личностной реализации, манифестирующий ценности, соответствующие цивилизационным особенностям окружающего общества, имеющий богатый опыт социально-политической коммуникации, на основании и благодаря которым он приобрел формальный статус руководителя в системе управления обществом, реализуемый через социальную коммуникацию.
Несмотря на приобретение качества «социального», современный политический лидер вынужден столкнуться с извечными государственными задачами, однако теперь - более сложного порядка, чем те, которые стояли перед его предшественниками. Ими и обусловлена его миссия, предназначение сегодня. Помимо обычных задач управления (социальных, экономических, культурных, политико-административных и др.), перед социально-политическим лидером стоят те, которые нередко именуют вызовами современности [8, с. 244-246] - угрозами благосостоянию, развитию и жизни всего человечества.
Указанные проблемы являются предметом обсуждений различных встреч, саммитов, конференций глав государств
(Конференция по климату в Париже в 2015г.), международных и национальных научных конференций (Лихачевские чтения 2016 г., 2017 г.), главным предметоам абсолютного большинства современных исследований. Весьма интересной представляется классификация вызовов современности, озвученная доктором философских наук, заслуженным деятелем науки Российской Федерации В. А. Коневым [8, с. 244-246]. Говоря об угрозах, стоящих перед мировым обществом сегодня, он выделяет вызов господства и вызов свободы. Вызов господства, как его определяет автор, обращен к народам и государствам и состоит, главным образом, в том, чтобы отстоять, сохранить свою национальную культуру перед угрозой глобальной гегемонии некоторых стран (США). Вызов свободы обращен к человеку и проявляется в том, чтобы найти баланс между всевозрастающей индивидуальностью и культурой, человеческим общежитием, развитием культуры.
На наш взгляд, указанная типология современных вызовов, будучи весьма емкой и оригинальной, все же не охватывает такую важную группу, как угрозы миру в целом, природного характера (истощение ресурсов, изменение климата и др.).
Перечень существующих вызовов современности можно продолжать. Однако нам важно не поименовать их все, а определить, что социально-политический лидер XXI века - это субъект ответственности за участие в решении стоящих перед человечеством задач. В этом состоит его глобальная миссия.
Стоит отметить, что нахождение и воплощение эффективного ответа на вызовы современности, на наш взгляд, под силу харизматичному социально-политическому лидеру: именно он сможет увлечь за собой общество в решении проблемы.
Как было обозначено в начале статьи, миссия и социальное содержание социально-политического субъекта обусловливают его социальный смысл (ценность, значение и роль для общества XXI века). Определение его и будет являться выводом настоящей статьи. Представляется, социальный смысл современного социально-политического лидера состоит в том, что его образ будет служит прототи-
пом социального субъекта XXI века в целом: образованным, коммуникативным и осознающим и несущем ответственность за будущее следующих поколений людей на Земле. Когда-то именно человек и создаваемая им культура в большей степени определяли социальный порядок в обществе. И сейчас, когда человек приобретает неограниченные возможности для социальной и личной реализации, меняется характер политического лидерства, культура вновь может стать главным столпом социального порядка. Социально-политический лидер будет наиболее ярким ее представителем, а вместе с тем, и неким примером для иных членов общества - кем, логично, и должно быть лицо, имеющее смелость и власть руководить другими людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щербинина Н.Г. Теории политического лидерства. Учебное пособие. М. : Весь мир, 2004. 184 с
2. Robert Axel rod. Structure of Decision: The Cognitive Maps of Political Elites. Princeton : Princeton University Press, 1976. 422 p.
3. Eden C. Cognitive mapping // Eur. J. of Operational Res. 1988. Vol. 36, No. 1. Pp. 1-13.
4. Lord R.G., Shondrick S.J. Leadership and knowledge: Symbolic, connectionist, and embodied perspectives // The Leadership Quarterly, 2008. No. 22(1), Pp. 207-222.
5. Marion R., Uhl-Bien M. Leadership in complex organizations // The Leadership Quarterly. 2001. No. 12(4). Pp. 389-418.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489
7. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» // «Собрание законодательства РФ», 02.01.2012, № 1, ст. 216.
8. Конев В.А. Два глобальных вызова современности: вызов господства и вызов свободы // Современные глобальные вызовы и национальные интересы : XV Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2015 г. СПб. : СПбГУП, 2015. 660 с.
Поступила в редакцию 15.03.2018