Научная статья на тему 'Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет?'

Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2709
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭПОХА / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лагунова Ирина Сергеевна

Состояние современного мира позволяет говорить о том, что сегодня, в начале XXI века, человечество стоит на пороге новой эпохи, в том числе политической. Каждая политическая эпоха имеет запрос на определенную модель социально-политического лидера, от которого зависят судьбы целых обществ и цивилизаций. Понимание этого запроса позволяет определить лицо, которое в конкретном государстве могло бы стать социально-политическим лидером, способным увеличить благосостояние и потенциал общества в широком смысле. Изучению вопроса о модели социального субъекта политического лидера грядущей эпохи и посвящена настоящая статья. В ходе изучения темы используются исторический, формально-логический, аналитический, сравнительный, прогностический и иные частнонаучные и общенаучные методы исследования. В заключение, автор отмечает, что в настоящее время научно-технический прогресс предоставил социально-политическому лидеру огромный ресурс для увеличения своей силы и реализации своих решений. Соответственно, возможности его влияния на социум становятся обширней. Автор делает предположение, что в случае реализации предложенного им портрета социально-политического лидера XXI века многие проблемы, стоящие перед мировым сообществом, могут быть решены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and political leader of the XXI century: what is his portrait?

The state of the modern world allows us to say that today, at the beginning of the XXI century, humanity is on the threshold of a new era, including political. Every political epoch has a request for a certain model of a socio-political leader, on which the fate of whole societies and civilizations depends. Understanding of this request makes it possible to identify a person who in a particular state could become a socio-political leader capable of increasing the welfare and potential of society in a broad sense. The present article is devoted to the study of the model of the social subject-the political leader of the coming epoch. In the course of studying the topic, historical, formal-logical, analytical, comparative, prognostic and other particular scientific and general scientific methods of research are used. In conclusion, the author notes that at present scientific and technological progress has given the social and political leader a huge resource for increasing his strength and realizing his decisions. Accordingly, the possibilities of its influence on the society become more extensive. The author makes the assumption that if the portrait of the socio-political leader of the 21st century, proposed by him, many of the problems facing the world community can be solved.

Текст научной работы на тему «Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет?»

5.7. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР XXI ВЕКА: КАКОВ ЕГО ПОРТРЕТ?

Лагунова Ирина Сергеевна, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права

Место работы: Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

i.s.lagunova@yandex.ru

Аннотация: состояние современного мира позволяет говорить о том, что сегодня, в начале XXI века, человечество стоит на пороге новой эпохи, в том числе политической. Каждая политическая эпоха имеет запрос на определенную модель социально-политического лидера, от которого зависят судьбы целых обществ и цивилизаций. Понимание этого запроса позволяет определить лицо, которое в конкретном государстве могло бы стать социально-политическим лидером, способным увеличить благосостояние и потенциал общества в широком смысле. Изучению вопроса о модели социального субъекта - политического лидера грядущей эпохи и посвящена настоящая статья.

В ходе изучения темы используются исторический, формально-логический, аналитический, сравнительный, про-гностический и иные частнонаучные и общенаучные методы исследования.

В заключение, автор отмечает, что в настоящее время научно-технический прогресс предоставил социально-политическому лидеру огромный ресурс для увеличения своей силы и реализации своих решений. Соответственно, возможности его влияния на социум становятся обширней. Автор делает предположение, что в случае реализации предложенного им портрета социально-политического лидера XXI века многие проблемы, стоящие перед мировым сообществом, могут быть решены.

Ключевые слова: социальный субъект, социально-политический лидер, политическая эпоха, развитие, творческое мышление, вызовы современности, мировоззрение, научно-технический прогресс, личность, общество.

SOCIAL AND POLITICAL LEADER OF THE XXI CENTURY: WHAT IS HIS PORTRAIT?

Lagunova Irina S., senior lecture of the cathedra of constitutional and municipal law

Place of employment: Nizhegorodskyi Institute of Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

i.s.lagunova@yandex.ru

Abstract: the state of the modern world allows us to say that today, at the beginning of the XXI century, humanity is on the threshold of a new era, including political. Every political epoch has a request for a certain model of a socio-political leader, on which the fate of whole societies and civilizations depends. Understanding of this request makes it possible to identify a person who in a particular state could become a socio-political leader capable of increasing the welfare and potential of society in a broad sense. The present article is devoted to the study of the model of the social subject-the political leader of the coming epoch.

In the course of studying the topic, historical, formal-logical, analytical, comparative, prognostic and other particular scientific and general scientific methods of research are used.

In conclusion, the author notes that at present scientific and technological progress has given the social and political leader a huge resource for increasing his strength and realizing his decisions. Accordingly, the possibilities of its influence on the society become more extensive. The author makes the assumption that if the portrait of the socio-political leader of the 21st century, proposed by him, many of the problems facing the world community can be solved.

Keywords: social subject, socio-political leader, political epoch, development, creative thinking, challenges of our time, world outlook, scientific and technological progress, personality, society

Современная непростая обстановка на международной арене, постоянно усложняющиеся социальные связи, непрерывно растущая скорость социальных процессов свидетельствуют о том, что в XXI веке мировое сообщество переходит на новую ступень развития. В науке ее называют «информационной» [1, с. 115-123], «постиндустриальной» [2, 788 с.], стадией «общества знания» [3, с. 54], «общества риска» [4, 383 с.], «общества спектакля» [5, с. 1214-1219] [6, 224 с.] и др. Новое общество предполагает и новые технологии и модели управления им, а значит, и управляющих им социальных субъектов, способных эффективно реагировать на вызовы современной жизни. Безусловно, каждое общество имеет свои цивилизационные особенности, в том числе видение своего лидера, однако, на наш взгляд, можно сформулировать некую общую модель политического лидера XXI века. Какова же она?

Прежде всего, под политическим лидером (а равно социальным субъектом - политическим лидером) мы понимаем инициатора и носителя организационных ценностей какого-либо общества, обладающего, реализующего и развивающего способности вести за собой общество для достижения обозначенных перед ним целей, отражающего цивилизационные особенности данного общества и вписанного в систему его управления в качестве главного, руководящего лица.

Парадигма политического лидера во многом обусловлена потребностями, которые имеет общество на данном этапе своего исторического пути. Говоря о политическом лидере, можно сказать, что его образ диктуют особенности той политической эпохи, в которой он существует. Типология политических эпох, существовавших вплоть до начала XXI века, в различных трактовках «политической эпохи», является в той или

иной мере разработанной. Ее отражают формацион-ная теория К. Маркса и Ф. Энгельса с их последующими, более поздними, модификациями, теории стадиального развития Д. Белла [2, 788 с.], З. Бзежинского [7, 308 с.], Дж. Гелбрейта [8, 608 с.] и др. Однако вопрос о характеристике грядущей, будущей политической эпохе остается открытым и мало освещенным.

В этой связи, представляются наиболее удачными определение и классификация политических эпох, разработанные доктором философских наук А. В. Да-хиным и отразившие также определенный прогноз-видение политической эпохи XXI века.

Согласно ученому под политической эпохой следует понимать длительный период политической истории, на протяжении которого доминируют те или иные определяющие элементы политического устройства государств [7, с. 49-55]. В соответствии с данным определением ученый приводит типологию политических эпох, построенную на ряде элементов политической системы общества:

1. Основе циклов центральной власти, то есть, социально-политических ресурсах, с опорой на которые влиятельные группы получают, легитимируют носителя высшей власти в обществе;

2. Мировоззренческой платформе власти, доминирующей в обществе форме мировоззрения, участвующей в функционировании и легитимации как системы власти, так и носителя высшей власти;

3. Социальной опоре власти - социальных группах, обеспечивающих общественную поддержку существования и легитимации власти правящей группы или лидера;

4. Наконец, на политическом статусе населения, то есть, политических правах широких слоёв населения, а также возможностях непосредственного осуществления массового политического участия [9, с. 49-55].

Опираясь на указанные критерии, А. В. Дахин выделяет следующие политические эпохи:

- эпоху древних мифо-династических государств (Древний Египет, Древняя Индия),

- эпоху религиозно-династического государства (государства европейского Средневековья и Нового времени Х11-Х1Х вв.),

- эпоху светского тоталитарного государства (тоталитарные государства XX века),

- эпоху светского демократического государства (демократические государства ХХ-ХХ1 вв.)

- и будущую эпоху светского социального или антропомер-ного государства (государство XXI в.).

Используя описанную классификацию можно предложить соответствующие эпохам образы политических лидеров.

В период существования первой из вышеназванных эпох представления о личности социального субъекта в целом базировались на религиозном и мифологическом мировоззрении. Его отражают такие памятники культуры, как Веды, Законы Ману, Артхашастра Ка-утильи, Дао Де Цзин, сочинения Конфуция, труды Платона и др. Социальный лидер понимался как наиболее сильный и мудрый член общества, обладающий качествами влияния на людей и, как правило, военной доблестью. Обычно социальным лидером был представитель родовой знати, воспитанный и обученный ритуально-символическим формам осуществления власти. Его личность сакрализовывалась. Целью его управления и политики в целом была реализация его личного видения устройства общества как лица высшего, божественного происхождения.

В течение эпохи религиозно-династического государства господствовало религиозное (христианское), а затем

рационально-светское мировоззрение, не предусматривающее, как правило, отрицание существования трансцендентного, в том числе божественного, бытия. Политическим лидером являлся представитель аристократического рода христианской конфессии, первоначально (в период Средневековья) представавший как помазанник Бога на власть на земле. Целью его управления было утверждение собственного господства в соответствии с указанной ролью. Так, согласно Ф. Аквинскому власть монарху даруется Богом, общество «в своих телесных действиях» обязано следовать его воле [10, с. 149, 204]. В период Нового времени политический лидер представлялся уже как рациональный, просвещенный поводырь для организации лучшего устройства общества. Он уже не просто был исполнителем божьей воли, но разумно-волевым субъектом, который мог поступать в соответствии со всеобщими интересами либо преследовать своекорыстные цели. Однако по-прежнему лидером был представитель привилегированных слоев общества.

В конце данной эпохи было сформулировано собственно само понятие социального субъекта как «коллективной личности», имеющей социальную природу и не существующей вне общества [11, с. 70-83]. Социальный субъект - лидер мыслится отныне как выразитель интересов и взглядов общества или его отдельных групп, в связи с чем возникает вопрос о его социальной принадлежности. Значительным шагом вперед в понимании социальной сущности политического лидерства стала теория социального действия М. Вебе-ра, разработавшего новые подходы к понятию политического лидерства как профессиональной деятельности и отметившего социальную обусловленность политической деятельности и одновременно ее связанность с личной мотивацией и характеристиками личности субъекта [12, с. 139]. Впоследствии именно ве-беровские идеи во многом повлияли на складывание политической сферы как особой отрасли профессиональной деятельности.

Третья эпоха - эпоха светского тоталитарного государства - характеризуется господством рационально-материалистического мировосприятия общества и личности, неверием (сомнением) в существование трансцендентного бытия. Лидер становится выразителем интересов общественного большинства, его социальное происхождение больше не играет первостепенной роли. Лидеры тоталитарных обществ представляли собой наиболее харизматичных (личностно влиятельных) представителей различных общественных организаций, в частности, политических партий. Целью социально-политического управления становится распространение, утверждение и реализация «правильной», по мнению лидера, идеи на как можно более обширном пространстве, включая мировое.

Четвертая эпоха - эпоха светского демократического государства - опирается на мировоззренческий плюрализм, предполагающий видение личности и общества, прежде всего, через призму их культурно-цивили-зационной принадлежности. Все люди, безусловно, признаются равными по рождению, однако неравными по статусу в социуме их делает различие в способностях, условиях и возможностях их реализации. Политическим лидерами в таких обществах становятся субъекты, наиболее способные и успешные, принадлежащие к политическим элитам, а также обладающие наибольшим капиталом. В период данной эпохи на первый план среди условий становления социального субъекта политическим лидером выходит опыт и умения в полити-

ческой профессии, а также его капитал. Профессиональный политик, как правило, обладающий достаточно большим для данного общества капиталом - вот облик лидера данной эпохи. Целью же его правления становится обеспечение индустриального (постиндустриального) развития общества.

Самой интересной видится пятая эпоха - эпоха светского социального или антропомерного государства, на пороге которой, на наш взгляд, мы и находимся сегодня. Современное мировоззрение также плюралистично, однако, в нем есть новое, по сравнению с предшествующей эпохой, а именно восприятие мира, всего мирового сообщества, с его проблемами и достижениями, как связанного, целого. Безусловно, это во многом обусловлено научно-техническим прогрессом, в том числе постоянно усовершенствуемыми возможностями глобальной сети.

Ранее, в статье «Какова современность для современного человека» [11], мы отмечали основные черты современного общества, которые в целом можно охарактеризовать как стремление к свободе как к преодолению различных ограничений бытия, освоению новых пространств, построению новых связей и др., в количественном (пространственном, временном) и качественном (политическом, социальном, экономическом, духовном) измерениях.

Не повторяясь и не преследуя цели подробного рассмотрения черт современного общества, отметим его основные вызовы и потребности и, исходя из них, проанализируем образ политического лидера XXI века в целом.

Для характеристики основных вызовов (проблем, требующих обязательного решения и угрожающих благосостоянию и жизни всего человечества) современности применим классификацию, используемую нами в выше обозначенной статье [11]. Критерием деления в ней является объект, на который направлен вызов. Можно выделить вызовы, направленные на человека, вызовы, направленные на общество, и вызовы всему миру.

К вызовам, направленным против человека, можно отнести: негативные последствия от неконтролируемого и обширного по времени и частоте пребывания человека в виртуальном пространстве, деградация таких неотъемлемых элементов становления личности, как умение писать, читать, творчески мыслить, установление потребления в качестве основного мотива деятельности, распространение болезней, обусловленных влиянием неблагоприятной окружающей среды и др.

Вызовы обществу включают деградацию базовых общественных институтов (таких, как семья), формирование так называемого «общества спектакля» (содержание которого было рассмотрено в нашей вышеупомянутой статье), межнациональные, межцивилиза-ционные столкновения, в том числе вследствие реализации политики господства рядом стран и др.

В третью группу можно включить проблему перенаселения планеты, исчерпаемости природных ресурсов, глобальное загрязнение природы отходами производств, военные конфликты и др.

Важно отметить, что современное мировое сообщество развивается в русле осознания и необходимости решения вопросов продления дальнейшей жизни на Земле человечества, сохранения и развития духовного человеческого потенциала, возникших перед ним опять же ввиду научного-технического прогресса и сильнейшего воздействия социума на природу.

Таковы в целом особенности мировоззрения, запросы и вызовы современных обществ в целом. Исходя из них, иными, по сравнению с социально-политическими лидерами предшествующих эпох, видятся социальная роль и особенности личностного развития современного лидера.

Говоря о социальной роли современного политического лидера, отметим, что два основных пространства ее реализации: международную сферу и национальную, внутригосударственную. До эпохи индустриализации целью социально-политического лидера на международной арене было упрочение своей власти и расширение территории своего государства, в период индустриального общества (преимущественно в первой половине ХХ века) его целью было расширение влияния на иные государства, то цель современного социально-политического лидера видится в установлении партнерства с иными государствами, обществами, осуществление межкультурного диалога различных государств, в том числе для решения общемировых проблем.

В национальной, внутригосударственной сфере современный социально-политический лидер, на наш взгляд, несет общую национальную идею, сплачивающую общество, позволяющую ему (обществу) чувствовать себя особенным, отдельным народом, самоидентифицироваться. Вместе с тем, эта идея не имеет оттенка превосходства или вражды к другим народам (что было в эпоху индустриальных обществ первой половины ХХ века). Данная особенность социальной роли социально-политического лидера современности обусловлена процессами глобального диалога культур. При этом деятельность современного социально-политического лидера обычно способствует не только развитию национального самосознания его народа, но и активному диалогу, мирному сотрудничеству различных культур и цивилизаций.

Как обозначено выше, иным представляется развитие личности политического лидера XXI века.

В статье «Эволюция представлений о личности и современная трансформация сознания» [13, с. 52-60] мы определили личность как единство социального, природного и духовного, тела, души и духа. Рассмотрим подробнее наиболее значимые, на наш взгляд, особенности личности современного социально-политического лидера.

Остановимся, прежде всего, на телесной, физической составляющей личности современного (и будущего) социально-политического лидера. Научно-технический прогресс раскрыл перед миром определенные возможности менять параметры работы человеческого организма (обычно употребляемое в таком контексте слово «усовершенствовать» представляется весьма спорным) в желаемую сторону путем сращивания его с компьютером (киборгизации). В связи с этим, возникает резонный вопрос: следует ли социально-политическому лидеру использовать данные методы для изменения уровня своих способностей?

На наш взгляд, при ответе на данный вопрос следует обратиться к сведениям о человеческом мозге, которыми располагают современные науки. Один из наиболее видных ученых современности в области исследования мозга, доктор биологических наук, доктор филологических наук Т. В. Черниговская отмечает, что человеческий мозг является самой сложной структурой, существующей во Вселенной. Следовательно, все системы, которые бы он ни придумал (а человек,

соответственно, - ни создал) будут организованы проще и примитивней. Здесь можно привести аналогию с весьма проницательным высказыванием австрийского математика и логика Курта Геделя «Никакая система не может изучать другую систему, которая сложнее ее» [14]: создание мозгом чего-то более сложного, чем он сам, невозможно.

Таким образом, на наш взгляд, использование элементов киборгизации будущими социально-политическими лидерами не было бы шагом вперед, по сравнению с лидерами предшествующих эпох, а наоборот, сделало бы их уязвимыми благодаря подвластности технической управляемости. Итак, по нашему мнению, политический лидер будущей эпохи -это по-прежнему субъект социальный, а не социально-технологический.

Однако, как же ему следовало бы развивать свои способности и силы?

Т. В. Черниговская указывает, что необходимым, неотъемлемым элементом развития мозга человека является творчество (прежде всего, в сфере искусства). Кроме того, для развития мозга очень важно сохранение способности к длительной концентрации внимания (чему существенно мешают электронные устройства), а также чтение печатных книг [15].

Следует помнить и об угрозах, которые существуют для мозга уже сегодня. В частности, о различного рода манипуляциях с памятью, имплантировании, стирании памяти, манипуляциях с генетическими портретами и др. [10]

Таким образом, на наш взгляд, современный социально-политический лидер решает вопрос об использовании в процессе развития своей личности элементов киборгизации консервативно отрицательно (мы не имеем в виду случаи использования техники для продления или сохранения жизни). Однако, стоит отметить, что дальнейшее повышение эффективности работы мозга человека во многом обусловлено развитием науки о мозге. В будущем представляется, что социально-политический лидер будет наилучшим образом осведомлен о последних достижениях этой научной отрасли, а также будет их реализовывать.

Социальная составляющая личности современного социально-политического также имеет ряд новых компонентов. Одним из них, является, на наш взгляд, высокий уровень образованности, который отнюдь не был определяющим (и даже в принципе значимым) для лидеров предшествующих эпох. Такое социальное требование (ожидание) логически вытекает их существующего научно-технического прогресса. Современный социально-политический лидер должен быть отлично осведомлен о передовых технологиях управления различными сферами жизнедеятельности общества и способен эффективно их применять. Сегодня, на наш взгляд, изменилось социальное основание лидерства: если ранее это была должность, то теперь им стало знание.

Кроме того, социально-политический лидер в современном обществе с необходимостью должен иметь обширный и успешный политический опыт управления, быть профессионалом в данной сфере - лишь в таком случае существующее информационное общество сможет доверить ему вопрос обеспечения своих нужд.

Другой новой чертой социальной составляющей современного социально-политического лидера, по сравнению с его предшественниками, можно назвать стиль принятия решений и осуществления управле-

ния, условно обозначенный нами как интерактивный. Так, если ранее при принятии решений целиком доминировала воля руководящего лица, которая, к примеру, в странах с официальной идеологией не терпела оспаривания, то теперь становится важен компонент учета мнения подвластного общества (не только через всевозможные референдумы, но и через пресс-конференции, встречи с представителями общества и др.). Такой учет мнения становится неотъемлемым компонентом мудрого лидера. Таким образом, современное лидерство основано на коммуникации.

Наконец, третьей чертой социальной составляющей личности современного социально-политического лидера, на наш взгляд, являются приоритеты в его управленческой деятельности. К ним мы относим первоочередное развитие науки (как одной из основных источников современного общественного развития), а также решение глобальных проблем человечества (с которыми в общем не сталкивались лидеры предшествующих эпох).

Духовный компонент личности современного социально-политического лидера - каков же он?

Прежде всего, необходимым качеством лидера сегодня, в эпоху информационных скоростных технологий и открытой, доступной информации, является постоянное саморазвитие - своих способностей, знаний и умений, как в сфере управления, так и в иных. Это качество корреспондирует постоянным, быстрым социальным трансформациям, информационной текучести с мировом пространстве.

Безусловно, современный социально-политический лидер также, как и его предшественники, должен обладать яркой харизмой, в связи с чем можно упомянуть достаточно удачную, на наш взгляд, классификацию лидерских качеств, составленную Р. Дилтсом, Д. Расселом: предвидение будущего, перспективы; мотивация (умение вдохновлять и побуждать к действию себя и окружающих); быстрое реагирование на внешние и внутренние изменения; гибкость в поведении [16]. Однако сегодня его харизма должна быть не просто «яркой», а ярко выражать его культурную принадлежность, о чем было также упомянуто выше.

Наконец, мировоззрение современного социально-политического лидера включает осознание и принятие целостности мира, взаимосвязанности всех явлений сущего меж собой, доказанной в том числе научно [17]. В соответствии с такими внутренними установками, управленческая деятельность лидера направлена не только на решение сиюминутных проблем общества, но решение глобальных вопросов народа и всего человечества. Сегодня, на наш взгляд, это стало необходимым компонентом социально-политического лидера.

Обозначенные изменения в социальном и личностном содержании политического лидера современного общества позволяют говорить о становлении нового типа социального субъекта - социально политического лидера. Социально-политический лидер - это социальный субъект, достигший высокой степени социальной и личностной реализации, манифестирующий ценности, соответствующие цивилизационным особенностям окружающего общества, имеющий богатый опыт социально-политической коммуникации, на основании и благодаря которым он приобрел формальный статус руководителя в системе управления обществом, реализуемый через социальную коммуникацию.

Итак, в настоящий момент все мировое сообщество переживает новый этап своего развития. Достигнув

невероятно высокого уровня своей организации, осознания равенства всех людей, признания общечеловеческих ценностей, достигнув постоянно расширяющихся возможностей повышения благосостояния человека, вместе с тем, оно столкнулось с неведомыми ранее глобальными проблемами, угрожающими самому главному - жизни человека. Решение же этих проблем во многом зависит от деятельности социально-политических лидеров - носителей и инициаторов об-щецивилизационных ценностей и ориентиров, способных вести за собой общество к осуществлению поставленных перед ним целей и осуществляющих руководство им. Сегодня бесконтрольное, волюнтарное правление сменяется на интерактивное правление, неотъемлемым субъектом которого являются институты гражданского общества. Вместе с тем, последствия решений социально-политического лидера могут гораздо сильней и быстрей повлиять на судьбу всего общества, и не только национального: такую силу и ресурсы обеспечил научно-технический прогресс.

Вызовы современного времени возникли относительно недавно, а происходящие глобальные изменения насчитывают всего несколько десятков лет, поэтому, можно предположить, что в течение XXI века мир будет развиваться в обозначенном в начале XXI века направлении. Соответственно, образ современного социально-политического лидера, вполне вероятно, станет прототипом социально-политического лидера XXI века в целом. Он представляется человеком, имеющим высокий уровень образования, сведущим в последних достижениях науки в сфере технологий, а также профессиональным политиком. Его развитие, становление, реализация как лидера осуществляются через коммуникацию с социумом. Его личность отличают постоянное саморазвитие в различных сферах и относительный консерватизм в образе жизни: неприятие компьютерного усовершенствования интеллектуальных способностей, творческое мышление и физическая активность. Его социальная роль охватывает не только управление обществом, но и решение общегуманитарных, глобальных проблем современности. В случае, если наш прогноз-портрет реализуется, мировое сообщество в XXI веке сумеет решить многие проблемы стоящие перед ним. Остается верить, что это будет так.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,23%.

Список литературы:

1. Martin U. Dzh. Informatsionnoye obshchestvo (Referat) // Teoriya i praktika obshchestvenno-nauchnoy informatsii. Yezhekvartal'nik / AN SSSR. INION; Redkol.: Vinogradov V. A. (gl. red.) i dr. - M., 1990. - № 3. -S. 115-123

2. Bell D. Gryadushcheye postindustrial'noye obshchestvo. M.: Akademiya, 1999. 788 s.

3. Druker P.F. Landmarks of Tomorrow. A Report on the New «Post Modern» World. N.Y.: Harper, 1996. s. 54 ISBN:9781560006220

4. Bek U. Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu. M., 2000. 383 s.

5. Napso M.D. Obshchestvo potrebleniya i teatralizatsiya sovremennoy zhizni // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2015. - №12. - C. 1214 - 1219. DOI : 10.7256/2070-8955.2015.12.17375.

6. Debor G. Obshchestvo spektaklya / per. s fr. C. Ofertasa i M. Yakubo-vich. M., 1999. 224 s.

7. Bzhezinskiy Z. Mezhdu dvumya vekami: rol' Ameriki v eru tekhnotroni-ki. M., 1972. 30S s.

S. Gelbreyt, Dzh. K. Novoye industrial'noye obshchestvo. M., 2004. 60s s.

9. Dakhin A. V. Politicheskiye epokhi: k voprosu ob istoricheskom meste politicheskoy sovremennosti // Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravleniya RANKhiGS». - 2017. - №3. - S. 49-55 URL: http://old.niu.ranepa.ru/nauka/wp-content/uploads/2017 /06/2017_3_z10_Dahin.pdf

10. Gurevich P.S. Filosofiya cheloveka. M., 1999-2001. S. 149, 204 11.

11. Lagunova I. S. Kakova sovremennost' dlya sovremennogo cheloveka // Filosofskaya mysl'. - 2017. - № 4. - S.70-S3. DOI: 10.7256/2409-S72S.2017.4.22327. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_22327.html .

12. Veber M Kharizmaticheskoye gospodstvo / / Sotsiologicheskiye is-sledovaniya. 1988 №5. S. 139 13.

13. Lagunova I.S. Evolyutsiya predstavleniy o lichnosti i sovremennaya transformatsiya soznaniya // Filosofskaya mysl'. - 2017. - № S. - S.52-60. DOI: 10.7256/2409-S72S.2017.3.22226. URL: http://e-notabene.ru /fr/article_22226.html

14. T. Chernigovskaya. Pochemu izucheniye mozga zaymet tsen-tral'noye polozheniye v 21 veke?// TED, Perm', 2015 URL: http:// www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya

15. T. Chernigovskaya. Iskusstvo i mozg// Publichnyye lektsii v lektorii «Pryamaya rech'» (Moskva). 2015 URL: http:// www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya

16. Dilts, R., Deering A., Russell J. Alpha Leadership: Tools for Leaders Who Want More From Life. John Wiley & Sons, London, England, 2002.

17. Stepin V.S. Problema budushchego tsivilizatsii [Elektronnyy resurs] // Sinergetika i nauchnoye prognozirovaniye URL: http://spkurdyumov.ru/forecasting /problema-budushhego-civilizacii/ Data obrashcheniya: 2S.05.2017

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Лагуновой И. С. «Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет?» Старшим преподавателем НИУ РАНХиГС Лагуновой И. С. представлена на рецензирование научная статья социально-философской направленности «Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет?».

Настоящая статья посвящена анализу изменения социальной сущности политических лидеров в контексте смены политических эпох, наибольший интерес из которых представляет будущая эпоха, зарождению которой мы являемся очевидцами. Представляя социально-политическую характеристику современности, автор создает образ социально-политического лидера xXi века.

Актуальность избранной Лагуновой И. С. темы не вызывает сомнений, поскольку решение проблем, стоящих перед современным мировым сообществом во многом зависит от деятельности политических лидеров, а она, в свою очередь, обусловлена их социальным содержанием и смыслом. Кроме того, проблематика политического лидера XXI века является в настоящее время предметом широкой научной дискуссии.

На основе междисциплинарного подхода автором проведено исследование субъективных (личностных) характеристик, а также социальной роли современного политического лидера в связи с перечисленными в настоящей статье вызовами современности.

Достоинством работы, на наш взгляд, данная автором оригинальная оценка социального содержания современного политического лидера, которая позволила автору сформулировать новое понятие «социально-политический лидер». Вместе с тем, следует отметить, что обозначенная проблематика, безусловно, не исчерпывается представленным анализом и предполагает дальнейшее развитие.

Работа Лагуновой И. С. «Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет?» соответствует всем требованиям, предъявляемым к научной статье.

С учетом вышеизложенного, указанная статья рекомендована к публикации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

В.М. Большакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.