Научная статья на тему 'ИМИДЖ И ХАРИЗМА КАК ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЛИДЕРА'

ИМИДЖ И ХАРИЗМА КАК ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЛИДЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1638
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ИМИДЖ / ХАРИЗМА / КЛЮЧЕВЫЕ АРХЕТИПЫ ЛИДЕРСТВА / LEADERSHIP / LEADER / IMAGE / CHARISMA / KEY ARCHETYPES OF LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусева Татьяна Геннадьевна, Садофьев Андрей Александрович

Повышенное внимание к проблеме лидерства в настоящее время определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением процесса управления и усилением его зависимости от личных факторов и ценностей, как самого лидера, так и всей возглавляемой им группы, что обусловливает научный и практический интерес к личным качествам лидера, его имиджу и харизме. В предлагаемой статье рассматриваются различные подходы к понятию имиджа лидера: приводится структура компонентов, формирующих имидж лидера; выделены ключевые архетипы лидерства. Показано, что важнейшим элементом при формировании образа лидера является его харизма как совокупность особых дарований и качеств, подчеркивающих исключительность личности лидера, вызывающих восхищение и уважение окружающих и обеспечивающих особое отношение к ее обладателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE AND CHARISMA AS THE MOST IMPORTANT TOOLS OF A LEADER

The increased attention to the problem of leadership is currently determined by the increasing role of the human factor in management, the complexity of the management process and its dependence on personal factors and values, both of the leader himself and the entire group headed by him, which determines the scientific and practical interest in the personal qualities of the leader , his image and charisma. This article discusses various approaches to the concept of a leader’s image: the structure of the components that form the leader’s image is given; Key leadership archetypes are highlighted. It is shown that the most important element in forming the image of a leader is his charisma as a set of special talents and qualities that emphasize the exceptional personality of the leader, evoke admiration and respect from others and provide a special attitude to its owner.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ И ХАРИЗМА КАК ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЛИДЕРА»

УДК 331.108:316.46 ББК 65.050.2-6 Г 96

Т.Г. Гусева,

кандидат философских наук, проректор по стратегическому развитию, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Российского химико-технологического университета имениД.И.Менделеева, г.Москва. Тел.: +7 (910) 439-14-57, e-mail: tgguseva@muctr.ru

А.А. Садофьев,

соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва. Тел.: +7 (977) 729-06-97, e-mail: vmp2010@mail.ru

ИМИДЖ И ХАРИЗМА КАК ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЛИДЕРА

(Рецензирована)

Аннотация. Повышенное внимание к проблеме лидерства в настоящее время определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением процесса управления и усилением его зависимости от личных факторов и ценностей, как самого лидера, так и всей возглавляемой им группы, что обусловливает научный и практический интерес к личным качествам лидера, его имиджу и харизме.

В предлагаемой статье рассматриваются различные подходы к понятию имиджа лидера: приводится структура компонентов, формирующих имидж лидера; выделены ключевые архетипы лидерства. Показано, что важнейшим элементом при формировании образа лидера является его харизма как совокупность особых дарований и качеств, подчеркивающих исключительность личности лидера, вызывающих восхищение и уважение окружающих и обеспечивающих особое отношение к ее обладателю.

Ключевые слова: лидерство, лидер, имидж, харизма, ключевые архетипы лидерства.

T.G. Guseva,

Candidate of Philosophy, Vice-Rector for Strategic Development, Associate Professor, Department of Management and Marketing, D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow. Ph.: +7 (910) 439-14-57, e-mail: tgguseva@muctr.ru

A.A. Sadofiev,

Applicant, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow. Ph.: + 7 (977) 729-06-97, e-mail: vmp2010@mail.ru

IMAGE AND CHARISMA AS THE MOST IMPORTANT

TOOLS OF A LEADER

Abstract. The increased attention to the problem of leadership is currently determined by the increasing role of the human factor in management, the complexity of the management process and its dependence on personal factors and values, both of the leader himself and the entire group headed by him, which determines the

scientific and practical interest in the personal qualities of the leader , his image and charisma.

This article discusses various approaches to the concept of a leader's image: the structure of the components that form the leader's image is given; Key leadership archetypes are highlighted. It is shown that the most important element in forming the image of a leader is his charisma as a set of special talents and qualities that emphasize the exceptional personality of the leader, evoke admiration and respect from others and provide a special attitude to its owner.

Keywords: leadership, leader, image, charisma, key archetypes of leadership.

Для любого лидера крайне важно то, как он воспринимается своими последователями. В этой связи формирование соответствующего образа, синтезирующего ключевые черты личности лидера, и доносимых им до окружающих идей является одной из важнейших задач любого индивида, стремящегося возглавить определенную группу. В настоящее время понятие «образ лидера» все в большей степени ассоциируется с его имиджем.

Имидж лидера - это его целостный непротиворечивый образ в сознании последователей и подчиненных, который соответствует их целевым ориентирам, нормам, ценностям и ожиданиям [1].

Имидж имеет характер устойчивого стереотипа и ориентирован на выполнение следующих функций:

1) приведение действий лидера в соответствие с ожиданиями последователей;

2) формирование стремления быть похожим на лидера как стимула для развития последователей;

3) задание норм взаимодействия в рамках группы.

Крайне важно, чтобы имидж лидера носил целостный и непротиворечивый характер. Он должен отличаться реалистичностью и динамичностью, что обуславливает необходимость его постоянного подкрепления.

Структура компонентов, формирующих имидж лидера, представлена на рис. 1.

Одной из важных характеристик имиджа является его функциональность. Он не может быть самоцелью. Имидж нужен лидеру для

того, чтобы достичь определенных целей, решить конкретные задачи, произвести положительное впечатление на своих последователей либо подчиненных.

Крайне любопытным в этой связи представляется анализ того, какие качества должны быть присущи лидеру по мнению обычных людей. Так, согласно данным опроса, проведенного специалистами Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, наиболее важными подобными качествами, с точки зрения россиян, являются целеустремленность и сила воли (26%); наличие лидерских и организаторских способностей (23%); порядочность и честность (19%); интеллект и образованность (18%); харизматичность и коммуникабельность (16%).

Среди профессиональных характеристик участниками опроса были выделены профессионализм, компетентность, стаж и опыт работы (39%); аналитические способности, умение принимать решения (24%); управленческие способности (20%) [3].

Формирование имиджа лидера может проходить двумя путями - либо стихийно (спонтанно), либо целенаправленно. В первом случае этот процесс происходит без постороннего давления, а его результатом является способствование выдвижению индивида на лидирующие позиции. Второй путь предполагает активное формирование образа лидера, которое связано с проведением специальных процедур, преследующих данную цель. Он, как правило, используется в следующих случаях:

Приобретенные Профессиональные качества черты

Рис. 1. Компоненты, формирующие имидж лидера [2]

- руководитель является «чужим» по отношению к новому коллективу либо не имеет большого опыта управления;

- в системе управления персоналом есть конфликтные точки;

- размер организации настолько велик, что сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности;

- присутствуют внешние причины для создания имиджа лидера как своеобразной «торговой марки» компании.

Одним из наиболее часто используемых архетипов при формировании имиджа лидера является образ «героя». Он несет в себе мощный энергетический заряд, поэтому дает положительные результаты при воздействии на аудиторию. При этом при формировании образа руководителя - лидера в глазах подчиненных - достаточно часто используются элементы мифодизайна, касающиеся трактовки особенностей жизненного пути, примечательных поступков субъекта, выпавших на его долю жизненных испытаний и т.д. [4].

Существует несколько подходов к классификации форм имиджа руководителя: типологический, функциональный, коммуникативный [5].

В соответствии с ними выделяются следующие основные элементы имиджа лидера:

- внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и т.д.);

- кинестетические параметры (ходьба, положение тела, жесты);

- направленность позиции по отношению к окружающим (мотивы, способности, установки, ценностные ориентации);

- вербальное и невербальное поведение;

- уровень самоотдачи (важность для лидера его дела и людей, которые его окружают, энтузиазм и способность «зарядить» им последователей);

- стиль руководства (демократический, авторитарный, либеральный);

- поступки как форма поведения человека в определенной ситуации.

Очень часто имидж лидера основывается на определенном лидерском архетипе как властном «первообразе», закрепленном в коллективном и индивидуальном мышлении в форме устойчиво сложившегося стереотипа [6]. В этой связи отметим, что, в частности, по мнению М.Дж. Херманн, можно выделить следующие ключевые архетипы лидерства [7]:

- «знаменосец», которого отличает собственное видение действительности, а также наличие идеи, которая захватывает последователей;

- «служитель», выражающий интересы своих последователей, ориентируясь на их позицию и действуя от их имени;

- «торговец», привлекательно преподносящий свои идеи и убеждающий людей в их преимуществе;

- «пожарный», ориентирующийся на решение наиболее актуальных проблем, откликаясь на насущные требования.

Значительное влияние на формирование имиджа лидера также оказывают параметры, характеризующие этапы его профессиональной карьеры, деятельность вне работы (семья, хобби, интересы).

Положительный имидж руководителя играет существенную роль при формировании имиджа всей организации и может стать одним из ее конкурентных преимуществ.

Важнейшим, а иногда и ключевым, элементом, формирующим образ лидера, является его харизма как совокупность особых дарований и качеств, подчеркивающих исключительность личности лидера, вызывающих восхищение и уважение окружающих и обеспечивающих особое отношение к ее обладателю.

Харизма обусловливает особенность и неповторимость личности лидера. Лидер, обладающий харизматическими чертами, способен вдохновлять и мотивировать своих последователей так, чтобы те действовали, несмотря на существующие препятствия и превосходя свои обычные возможности. Эта способность в качестве своей первоосновы имеет сильные эмоциональные проявления, затрагивающие не только разум, но и чувства подчиненных.

Харизма лидера, как правило, способствует повышению эффективности деятельности всего коллектива. Харизматические лидеры повышают уровень самосознания людей, открывают перед ними новые возможности, способствуют тому, чтобы сотрудники жертвовали своими личными интересами ради интересов всего коллектива.

Харизматический лидер формирует атмосферу изменений, создавая идеализированную картину будущего, доходчиво излагая сложные идеи и четко формулируя поставленные цели. Харизматические лидеры вдохновляют последователей своей увлеченностью, принятием на себя риска, страстной защитой своих позиций.

Харизматическое влияние основывается на личных качествах лидера - его внешней и внутренней привлекательности, имидже, манерах, стиле поведения. Характерными чертами харизматических лидеров являются: уверенность в себе, доминирование, решительность, приверженность определенной идее, потребность во власти.

С точки зрения О.В. Горбуновой, харизма является воплощением совокупности качеств и характеристик лидера, которые отражают один из трех ключевых аспектов, к которым относятся миссия, энергия и инструменты лидерства (рис. 2).

В зависимости от влияния харизматического лидера на организацию выделяют этичные и неэтичные проявления данного влияния.

Уважение к этичному харизматическому лидеру обеспечивают его высокий профессионализм и заинтересованность в общем благополучии, что проявляется в следующих аспектах:

1. Служение другим. Этичный харизматический лидер связывает свои интересы с интересами организации. Его самореализация неотрывно связана с развитием коллектива, а одним из главных личностных мотивов такого лидера выступает служение другим людям и общим интересам [9].

2. Учет потребностей других. Двигаясь к поставленной цели, лидер не пренебрегает мотивами, ценностями и интересами последователей. Напротив, ему удается совместить процессы практического воплощения индивидуальных интересов и реализации общей цели.

Энтузиаст

Уверен в себе, в своих вдеяхг- - ■ ^^^ parer Строит команду у; СвязыЕег самореализацию с успехом

Облает и развивает

Эффективный менеджер

Искренен, верен себе Производит сильное впечатление

[Заботится о будущем компании Обновляет компанию

■ Осознает важность дела

к Сочетает энтузиазм и юмор

Энерджайзер остоянно развивается

Позитивен Проявляет интерес

елает стать мастером дела аморазвивается

■ Миссия ■ Энергия Инструменты лидерства Рис. 2. Компоненты, формирующие лидерскую харизму [8]

3. Учет критики. Этичный харизматический лидер осознает и принимает факт собственной «неидеальности». Он открыт к восприятию конструктивной критики и готов к работе над своими ошибками и к саморазвитию.

4. Стимулирование развития других. Харизматический лидер видит не только явно выраженные способности своих подчиненных, но и потенциальные направления их развития. При распределении задач между последователями он пытается помочь подчиненным научиться новому.

5. Приверженность открытому обмену мнениями. Харизматический лидер готов к конструктивному диалогу. Он способен не только говорить, но и слушать. По результатам обмена мнениями с последователями он готов к коррекции программы движения к поставленной цели и переосмысления способов ее достижения.

6. Выполнение роли коуча. Этичный харизматический лидер создает условия для развития последователей, в которых они способны выдвигать собственные идеи, предлагать нестандартные методы

достижения цели. В таких условиях последователи легче берут на себя ответственность и более успешно двигаются к достижению цели, тогда как лидер обеспечивает им максимальную поддержку.

7. Высокие моральные стандарты. В своей деятельности харизматический лидер опирается на такие ценности, как честность, равенство, уважение к личности и т.д.

В свою очередь, неэтичными харизматическими лидерами являются руководители, которые используют других для достижения собственных целей, а в качестве основных средств воздействия на последователей применяют манипуляции и обман. Власть такого лидера, как правило, имеет признаки демонстративности, авторитарности, доминантности. Неэтичные лидеры готовы пойти на любые жертвы ради победы, под которой достаточно часто они понимают унижение соперника.

Надевая маску величия и используя инструменты манипуляции и эмоционального воздействия, подобный лидер насильно насаждает среди последователей свои мысли и убеждения. Он привлекают

к себе, как правило, людей, переживающих определенную неуверенность, и дает им возможность самоутверждения через идентификацию со своей личностью, преподносимой с напускным пафосом. Кроме того, неэтичный харизма-тик подпитывает коллективный нарциссизм, распространяя постулат о своей неповторимости среди последователей.

Неэтичному лидеру при этом достаточно тяжело формировать образ общего с последователями положительного будущего. Именно поэтому он вынужден привлекать других к совместной работе путем оказания на них психологического давления. Такие лидеры формируют у последователей представление о собственной значимости и исключительности путем односторонней коммуникации, ориентированной на донесение их точки зрения до других, но не на получение и анализ мнения последователей.

Неэтичные харизматические лидеры ориентируются на «прекон-венциональный» тип нравственности, присущий детям и имеющий привкус тотального эгоцентризма [10]. Никакие решения такого лидера не могут подвергаться сомнению. При этом интересы, мотивы и ценности исполнителей им не учитываются. Это приводит к тому, что последователи вынуждены жертвовать собственным развитием ради удовлетворения желаний лидера, что провоцирует развитие у них психологической подавленности, усталости, ощущения собственной никчемности.

Последователи неэтичного харизматического лидера, как правило, имеют следующие характерные признаки:

- чрезмерная зависимость, отсутствие собственного мнения либо боязнь его высказывать;

- послушное восприятие чужого решение без обдумывания, отсутствие навыков критического и рационального анализа;

- низкая самооценка, поднятие уровня которой возможно за счет идентификации с образом лидера.

Коллективы, которые возглавляются неэтичными харизматическими лидерами, отличаются устойчивой атмосферой страха и неуверенности, отсутствием любых форм дискуссий. Последователи перенимают манеру поведения от лидера и склонны унижать и оскорблять других для достижения доминирующей позиции в коллективе.

В краткосрочном периоде подобные коллективы могут быть достаточно успешными и качественно выполнять поставленные цели при условии их достаточной структурированности. В долгосрочной же перспективе они обречены на крах из-за отсутствия возможностей для личностного и организационного развития.

Несмотря на то, что харизма большинством специалистов характеризуется как комплекс специфических особенностей, присущих конкретной личности, в то же время указывается на наличие возможностей для развития навыков харизматического лидера, которые реализуются в рамках четырех основных направлений.

Первое из них связано с проведением работы над собственным имиджем. Внешний вид, голос, жесты и мимика создают образ, за которым последователям хочется следовать. Поэтому каждый человек, который хочет овладеть харизматическим поведением, должен заботиться о том впечатлении, которое он производит на окружающих.

Вторым направлением является развитие уважительного и толерантного отношения к последователям. Если подчиненные в разговоре с лидером будут чувствовать себя сильными, умными, нужными, то это положительно отразится на уровне их восприятия лидера и его востребованности.

Третьим направлением является развитие способности к сосредоточению на конкретной проблеме. Харизматического лидера отличает умение решать наиболее сложные задачи за счет повышенного внимания к деталям и умения оценивать долгосрочную перспективу.

Четвертым направлением является осознание собственной уникальности и неповторимости, а также отказ от равнения на стандарты и нормы. Харизматический лидер отличается своей необычностью и способностью эффективно преподносить другим собственные уникальные сильные и слабые черты.

Таким образом, подводя итог проведенного анализа, представляется возможным заключить, что сущностное содержание имиджа и харизмы как атрибутивных признаков лидерства заключается в обеспечении возможности установления и поддержания особой взаимосвязи между лидером и его последователями, в рамках которой первый получает опору для реализации определенной цели, а вторые - помогают ему в этом, признавая его ведущую роль и в определенной степени отказываясь от реализации своих личных интересов в пользу интересов коллективных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания:

1. Колоскова М. Внутренний имидж руководителя компании // Персонал Микс. 2001. № 6.

2. Равино А.В. Основы лидерства. Минск: Изд-во БГТУ, 2014.

3. Панов П. Ученые определили портрет идеального политика для россиян. URL: https://iz.ru/news/591144.

4. Дэвис Ф. Создай себя имидж. М.: Попурри, 1998.

5. Панасюк. А.Ю. Я - Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2004.

6. Чикиндин М.А. Взаимосвязь архетипичного и ситуационного в имидже политического лидера // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2019. Т. 29.

7. Херманн М.Дж. Стили лидерства в формировании внешней политики // Полис. 1991. № 1.

8. Горбунова О.В. Харизма как ведущий аспект личности руководителя // Формула менеджмента. 2019. № 2.

9. Sucher S.J. The Moral Leader: Challenges, Tools, and Insights. L.: Routledge, 2008.

10. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality // The Kohlberg legacy for the helping professions. Birmingham: R.E.P. Books, 1991.

References:

1. Koloskova M. The internal image of the head of the company // Personnel Mix. 2001. No. 6.

2. Ravino A.V. The basics of leadership. Minsk: BSTU Publishing House, 2014.

3. Panov P. Scientists have identified a portrait of an ideal politician for the Russians. URL: https://iz.ru/news/591144.

4. Davis F. Build yourself an image. M., 1998.

5. Panasyuk. A.Yu. I am your image maker and am ready to help shape your professional image. M.: Delo, 2004.

6. Chikindin M.A. The relationship of archetypal and situational in the image of a political leader // Uchenye Zapiski UO VGU named after P.M. Masherova. 2019. Vol. 29.

7. Hermann M.J. Leadership styles in the formation of foreign policy // Policy. 1991. No. 1.

8. Gorbunova OV Charisma as a leading aspect of a leader's personality // Management Formula. 2019. No 2.

9. Sucher S.J. The Moral Leader: Challenges, Tools, and Insights. L.: Routledge, 2008.

10. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality // The Kohlberg legacy for the helping professions. Birmingham: R.E.P. Books, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.