Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РФ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокуратура / управление / структура / полномочия / prosecutor’s office / management / structure / powers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пракин Максим Алексеевич

В статье анализируются теоретические подходы к организации и управлению в органах прокуратуры Российской Федерации в современных реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT IN THE PROSECUTOR’S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes theoretical approaches to organization and management in the Prosecutor’s Office of the Russian Federation in modern realities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РФ»

DOI: 10Л7805/й^у.2023.5.5 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РФ

М.А. Пракин Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье анализируются теоретические подходы к организации и управлению в органах прокуратуры Российской Федерации в современных реалиях.

Ключевые слова: прокуратура; управление; структура; полномочия

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT IN THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

M.A. Prakin Moscow University for the Humanities

Abstract: The article analyzes theoretical approaches to organization and management in the Prosecutor s Office of the Russian Federation in modern realities.

Keywords: prosecutor's office; management; structure; powers

Органы прокураторы РФ в современном виде были созданы еще в 70-х гг. прошлого столетия, и с тех пор их формат практически не изменился. Но это не говорит о статичности и неэффективной деятельности системы, напротив, у нее также выявляются сильные и слабые стороны, которые являются причиной для дальнейшего изменения и усовершенствования системы в сфере прокурорской деятельности. Изучив ее особенности, можно отметить ряд изменений, которые произошли со времен становления современной системы.

Несмотря на то, что у отдельных подразделений прокуратуры есть свой, особый функционал, всех их объединяет единство. Они подчиняются органу Генеральной прокуратуры, который главенствует над всей системой, распределенной по принципу иерархичности.

В законе «О прокуратуре РФ» сказано, что в нашей стране могут существовать только ранее перечисленные органы и системы прокуратуры. Формы и органы, которые не относятся к законодательно принятым системам, на территории РФ осуществлять свою деятельность, как официально принятые органы прокуратуры, не могут. Полномочия в сфере создания, изменения и упразднения всех прокурорских органов относятся к компетенции Генпрокурора РФ. Это - сфера его организаторской деятельности.

В законе также сказано, что современная система органов прокуратуры РФ представляет собой сложную иерархичную структуру, в которую входят как стан-

дартные (федеральные, органов субъектов РФ), так и специфические (военные) органы прокуратуры, а также учреждения образовательного характера, которые обеспечивают содействие в выполнении задач органов прокуратуры РФ, но по факту не являются юридическими лицами, относящимися к настоящим органам прокуратуры.

При создании текущей системы органов прокуратуры РФ в первую очередь учитывалась федеративная и территориальная целостность страны, что обусловило наличие федеральных и территориальных (органов субъектов РФ) систем прокуратуры. Для особых видов прокуратуры в процессе создания учитывались нормы надзорной деятельности органа, отвечающего за образование новой прокурорской системы (например, в военной сфере).

Актуальная система прокурорских органов, которая принята в РФ и действует по настоящее время, состоит из следующих систем и образований:

- Генпрокуратура;

- прокуратура субъектов РФ, включая отделения военной и специальной органов прокуратуры;

- городские и районные отделения прокуратуры, а также относящиеся к ним военные и особые органы;

- учреждения научно-образовательной деятельности, выпускающие специалистов для работы в прокуратуре и способствующие улучшению работы действующих органов.

Текущая система прокуратуры в стране состоит из трех подразделений, во главе которых стоит Генеральная прокуратура и Генеральный прокурор - ведущие надзорные органы, обладающие широким спектром полномочий.

Второе подразделение - это прокуратуры субъектов РФ и приравненных к ним по полномочиям территориальных отделений. Это не только прокуратуры городов федерального значения, но и автономных округов, областей, краев. Также в этот список входят особые территориальные прокуратуры, например, «Байконура» и РВСН, пограничного подразделения ФСБ РФ, а также столичная городская прокуратура и другие (Шобухин, 2017).

Третье подразделение - районная и городская прокуратуры, органы гарнизонов и прочие отделения, с равными правами и схожим юридическим статусом.

Одним из особых элементов текущей системы прокуратуры в стране можно назвать специальные органы. Их создание отличается от становления территориальных и городских подразделений, потому что в основу заложено соблюдение закона в тех областях, где переплетается общество и государство, и нужно обеспечить взаимодействие двух систем.

Создаются специализированные органы прокуратуры по иному принципу, нежели федеральные и территориальные. Хотя основная задача у всех органов прокуратура единая - это обеспечение принципов законности на подвластной территории - у специализированных органов прокуратуры функционал несколько отличается в силу специфики деятельности, надзор за которой созданный ор-

ган обязан осуществлять. На основании этих фактов к специфичным отделениям прокуратуры РФ относятся:

- отделения войсковых частей, которые ныне контролируют деятельность ЗАТО - закрытых административных объектов, а также прочие отделения военной прокуратуры;

- прокуратуры, исполняющие надзор в области природоохраны, деятельности исправительных организаций (Шевченко, 2016).

Наличие военных прокуратур в РФ обусловлено тем, что образование Вооруженных Сил РФ не подчиняется принятому для системы прокуратуры территориальному принципу. Поэтому для контроля над законностью их деятельности была образована система военных прокуратур. В ее главе стоит Главная военная прокуратура. По своей сути она - одно из подразделений Генеральной. В основе образования всех военных подразделений прокуратуры РФ лежит тот же принцип, на базе которого образовывались ВС РФ и ВМФ страны.

К особым видам прокуратуры РФ, деятельность которых направлена на контроль над исполнением законов и правовых актов в стране, относятся следующие виды органов прокуратуры: Гостаможенный комитет, Минпутей сообщения РФ, Минтранспорта РФ, за исключением всех подразделений, которые относятся к деятельности дорожной службы, авиационные службы страны, федерация речного флота и все подразделения, которые входят в ее компетенцию и другие, приравненные к ним подразделения.

Транспортная прокуратура обязана следить за тем, как соблюдается закон в подвластных ей органах, в том числе, ее компетенция распространяется на совершенные на транспортных узлах и станциях (вокзалы, аэропорты, порты и морские пути) преступления. Расследуются все дела, виновниками которых являются работники соответствующих транспортных организаций, например, Минпутей сообщения и Минтранспорта РФ. Прокуратура транспортного подразделения отвечает за соблюдение закона в области недопущения контрабанды на транспортных путях, проходящих через различные регионы РФ, включая все виды современного транспорта. В список ее обязанностей входит соблюдение принципов правильного (безопасного) использования железнодорожного, воздушного, морского и иных видов транспорта. Транспортная прокуратура также расследует преступления, которые связаны с нарушением в области таможенного законодательства страны (Шобухин, 2017).

Среди органов транспортной прокуратуры РФ действует своя иерархия. Основным контролирующим органом, которому отведены полномочия по надзору за входящими в состав его компетенции субъектами транспортной прокуратуры РФ, является Управление по надзору за исполнением транспортных законов. Орган также контролирует деятельность таможни РФ, включая те, что являются поднадзорными структурами таможенной прокуратуры страны.

Управление как основной контролирующий орган наблюдает за деятельностью подвластных ему структур, среди которых выделяют любые транспортные прокуратуры, включая все подразделения, которые относятся к субъектным прокуратурам транспортной системы. Ей подвластны также транспортные районные прокуратуры.

Создание прокуратур, которые обеспечивают надзор за деятельностью в области охраны природы, датируется 80-90 гг. прошлого столетия. Тогда они по своим особенностям и функционалу были приравнены к районным прокуратурам, а руководили ими органы прокуратуры, которые стояли выше их в системе иерархии. Например, краевые или областные прокуратуры, надзорные органы автономных округов или городов федерального значения.

Органы прокуратуры, компетенция которых распространяется на природоохранную сферу, созданы для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды. Они контролируют деятельность в сфере экологических прав населения территориального органа прокуратуры, которому подчиняются. Также они следят за деятельностью всех существующих в регионе предприятий, уполномоченных или частных лиц, которые связаны с охраной окружающей среды и могут повлиять на экологическую обстановку в регионе.

Чтобы наказание преступников совершалось с соблюдением принципов законности и права, были созданы особые органы прокуратуры, деятельность которых распространялась на надзор в области исполнения наказаний в уголовной среде. Это районные подразделения прокуратуры, за деятельностью которых также следят прокуроры субъектов РФ.

Образовательные и научные организации, отвечающие за повышение квалификации работников прокуратуры и изучение института законности в стране, также являются частью текущей системы. К таким организациям относятся:

- НИИ Проблем укрепления законности и соблюдение принципов правопорядка в стране;

- институты, отвечающие за повышение квалификации работников прокуратуры. Среди них - три аккредитованные образовательные организации в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург и Иркутск);

- один институт, который находится в Санкт-Петербурге и относится к компетенции Генеральной прокуратуры РФ.

В некоторых университетах, которые по своей общей специфике не относятся к прямым участникам системы прокурорских органов, также есть кафедры для подготовки специалистов в области прокурорской деятельности. Среди них можно выделить кафедру МГЮА (Москва), а также СГАП (Саратов), УГЮА (Екатеринбург, Урал).

Законом о прокуратуре предусмотрено, что назначает на должность Генерального прокурора РФ представителя власти сам Президент страны. Также при выборе Генерального прокурора идет назначение Совета Федерации, ко-

торый только отвечает за деятельность главы системы органов прокуратуры в стране.

Обязанности Генерального прокурора исполняет назначенное Президентом лицо, а при его отсутствии полномочия переходят сначала к первому его заместителю, а затем - и к остальным, согласно действующей иерархии. Обязанности Генпрокурора на заместителей передаются в случае, когда текущее назначенное лицо не в силах исполнить их в полном объеме или при отсутствии Генерального прокурора (например, в случае поездки). Обязательства распределяются в соответствии с уровнем компетенции заместителей Генерального прокурора.

Находиться на своем посту Генеральный прокурор может в течение 5 лет. По истечении этого времени он обязан передать свои полномочия другому лицу, которое также назначает Президент РФ. Подтверждением выбора нового Генпрокурора в стране является официальный пост в печатном издании, относящимся к деятельности органов РФ (например, в «Российской газете» и других официальных изданиях органов власти РФ).

При освобождении от обязанности прежний Генпрокурор должен продемонстрировать доказательства своей эффективной работы, которые выслушают члены Федерального Собрания и Президент РФ. В докладе отображается статистика в форме отчета о том, как за время его работы укрепился правопорядок в стране (Ломовский, 2017).

Работа всей системы прокуратуры в стране осуществляется по налаженной схеме. Структура иерархична, все отделы работают в тесной взаимосвязи друг с другом.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что современная система органов прокуратуры в РФ представляет собой сложно структурированную иерархию, во главе которой стоит Генеральная прокуратура с подчиняющимися ей подразделениями. Среди них стоит выделить территориальные органы прокуратуры, в том числе военные и специальные элементы, приравненные к ним по обязанностям, а также научно-образовательные элементы, созданные для обучения и развития системы органов прокуратуры РФ и соблюдение принципов законности и порядка в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ломовский В.Д. (2017) Какой власти принадлежит прокуратура // Российская конституция. № 9. С. 26.

Шевченко В.Ю. (2016) Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов. С. 150.

Шобухин В.Ю. (2017) Прокуратура основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. № 11. С. 12.

Пракин Максим Алексеевич - магистрант юридического факультета Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Трунцевский Ю.В., заведующий кафедрой уголовно-правовых и специальных дисциплин, доктор юридических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7(977) 289-81-52. Эл. адрес: ma.prakin@bk.ru

Prakin Maxim Alekseevich is a master's student at the Faculty of Law of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Truntsevsky Yu.V., Head of the Department of Criminal Law and Special Disciplines, Doctor of Law, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(977) 289-81-52. Email: ma.prakin@bk.ru

Для цитирования:

Пракин М.А. Теоретические основы организации и управления в органах прокуратуры РФ. 2023. № 5. С. 26-31. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.5.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.