ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Э. Б. Хатов
Так называемые санкции и внешние ограничения -это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей.
Президент России В. В. Путин [1]
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Статья посвящена проблемам информационно-аналитического обеспечения транспортных прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов в таможенной сфере. Приведены полезные прокурору источники информации о нарушениях в правоохранительной деятельности таможенных органов, даны рекомендации по совершенствованию информационно-аналитической деятельности.
Ключевые слова: организация работы прокурора; информационно-аналитическое обеспечение; надзор за исполнением законов; таможенные органы; правоохранительная деятельность.
В условиях введенных ограничений на ввоз на территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, участвующее в экономических санкциях, вопросы организации деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов таможенными органами становятся весьма актуальными.
В условиях ограниченности кадровых ресурсов совершенствование организации работы прокурора может рассматриваться как практически единственный вариант эффективного достижения целей по укреплению законности и правопорядка. На наш взгляд, вопросы организации надзора за исполнением законов в правоохранительной деятельности таможенных органов по-прежнему злободневны, несмотря на имевшее место сокращение полномочий этих органов, связанное с декриминализацией ряда составов подследственных им преступлений.
Не вдаваясь в научную дискуссию по вопросу отсутствия законодательного закрепления понятия «правоохранительный орган», заметим, что автор разделяет позицию, согласно которой таможенные органы относятся к правоохранительным, так как выполняют правоохранительные функции - оперативно-розыскную
1
деятельность и дознание по уголовным делам .
1 Из системного толкования положений ст. 40, 151, 157 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) и в силу ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Организация деятельности предполагает в качестве обязательного элемента информационно-аналитическое обеспечение, под которым понимаются целенаправленные и взаимосвязанные действия по сбору и обработке информации, выполняемые на основе практического опыта, профессиональных знаний и здравого смысла, направленные на достижение поставленной цели [2] и являющиеся частью работы каждого прокурора, в том числе транспортного.
Эта точка зрения также нашла свое отражение в ведомственном приказе Генерального прокурора РФ от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере». Так, при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам следует не только систематически анализировать состояние законности в таможенной сфере, но и обобщать проку-рорско-следственную практику по уголовным делам, а также по делам о преступлениях, связанных с исполнением служебных обязанностей должностными лицами таможенных органов.
Важность изучения состояния законности таможенными органами подчеркивается наличием соответствующего раздела в основном информационно-аналитическом документе прокуратуры - ежегодно составляемой информационно-аналитической записке «Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры» (в том числе и за 2013 г., разд. 2.6, который посвящен вопросам анализа состояния законности в таможенной сфере) [3].
Требования по организации и осуществлению информационно-аналитической работы реализуются во всей системе транспортных прокуратур, которые состоят из восьми прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ (Московской межрегиональной, Северо-Западной, Южной, Приволжской, Уральской, Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской, Дальневосточной) и подчиненных им специализированных прокуратур на правах районных.
Как известно, структура таможенных органов РФ (региональных таможенных управлений и таможен), подчиненных Федеральной таможенной службе (ФТС России), утверждена приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 04.10.2004 № 270 «О структуре таможенных органов федеральной таможенной службы (региональных таможенных управлений и таможен)». С учетом этого прокуроры в зависимости от компетенции анализируют деятельность как центрального аппарата ФТС России, так и региональных таможенных управлений (РТУ), таможен и таможенных постов.
Направления информационно-аналитической работы прокуроров обусловлены спецификой деятельности таможенных органов и потребностью прокурора установить истинное состояние законности и правопорядка в таможенной сфере, чтобы определить необходимость вмешательства (выявить нарушения закона) и выбрать наиболее действенное средство реагирования для пресечения нарушений, а также устранения причин и условий, им способствующих. Для полноты картины прокурор собирает информацию о состоянии преступности в таможенной сфере, положении дел с непреступными нарушениями таможенного законодательства, которые подведомственны таможенным органам, а также деятельности таможенных органов, к компетенции которых относится борьба с этими нарушениями. Анализируется и деятельность самих прокуроров в этой сфере. Более конкретно направления прокурорского надзора можно определить, обратившись к упоминаемому ранее ведомственному приказу от 15.07.2011 № 211 [5].
Так, исходя из положений этого приказа, предлагается выделить следующие важные участки информационно-аналитического обеспечения прокурорской деятельности по интересующим нас вопросам, которые реализуются как в транспортных прокуратурах, приравненных к прокуратурам города, района, так и в межрегиональных транспортных прокуратурах в рамках надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, применительно к таможенным органам:
1) исполнение законов при дознании и расследовании уголовных дел, находящихся в органах дознания региональных таможенных управлений (оперативных таможен) и таможен;
2) исполнение законов в оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений региональных таможенных управлений (оперативных таможен) и таможен;
3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
5) исполнение законов при распоряжении вещественными доказательствами
1
по уголовным делам о преступлениях, расследуемых таможенными органами .
Помимо этого в информационно-аналитическом обеспечении нуждаются и другие направления прокурорской деятельности:
1) поддержание государственного обвинения в ходе судебного производства по соответствующим уголовным делам о преступлениях, по которым решение о направлении уголовного дела в суд принималось транспортным прокурором (заместителем);
2) координация деятельности таможенных органов по борьбе с преступностью в пределах компетенции, обеспечению взаимодействия в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений;
3) общее руководство транспортными прокуратурами.
Уделять внимание следует и качеству информационно-аналитического обеспечения, для чего необходимо анализировать: состояние методической работы в прокуратуре, организацию взаимодействия и обмена информацией с территориальными и приравненными к ним военными прокурорами, прокурорами иных специализированных прокуратур с учетом межтерриториального принципа функционирования таможенных органов в целях согласованного проведения надзорных мероприятий.
В первую очередь сводится и анализируется информация, которой уже обладает прокурор, - о выявленных ранее в этой сфере нарушениях, принятых мерах реагирования (данные соответствующих разделов статистической отчетности как ведомственной (ПМ «Сведения об основных показателях работы прокурора», форма ОРД «Отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», форма КДПО «Сведения о работе прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», форма НСИД «Сведения о результатах надзора
1 В приказе направления надзорной деятельности в таможенной сфере дифференцированы применительно к каждому звену прокурорской системы, включая Генеральную прокуратуру РФ.
за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства», форма ОЖ «О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений», форма УСО «Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса», форма ФБ «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и о результатах расследования уголовных дел экстремистской и террористической направленности», формы вводимой отчетности учета работы прокурора - УРП), так и государственной, например: форма 2-ЕГС «Сведения о лицах, совершивших преступления», форма 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений», форма 1-Е «Сведения о следственной работе и дознании», форма 1-ЕМ «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания», форма № 2-Е «О рассмотрении сообщений о преступлении», раздел 05).
Кроме того, изучаются обращения и жалобы по вопросам, относящимся к процессуальной деятельности таможенных органов, вместе с имеющимися ответами на них, материалы проверок, протесты, представления, постановления и иные акты обобщения, докладные записки и т. п.
Структурные элементы единой федеральной централизованной системы таможенных органов РФ, обеспечивая реализацию задач и функций ФТС России, наряду с другими полномочиями также наделены правоохранительными функциями, которые включают в себя: производство неотложных следственных действий согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ (УПК РФ), оперативно-розыскную деятельность, участие в борьбе с терроризмом, разработку и организацию системы мер по профилактике преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Полезными источниками информации для прокурора являются журналы входящей и исходящей корреспонденции, жалобы и заявления граждан и юридических лиц, номенклатурные дела, сводки о происшествиях, документация медицинских учреждений, ведомственной и иной охраны транспортных предприятий, акты ревизий, материалы контрольных проверок нижестоящих органов и служебных проверок, кадровые приказы, дела об административных правонарушениях, материалы оперативно-розыскной деятельности и доследственных проверок.
Анализируя состояние законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, необходимо из общего количества преступлений установить те, которые выявлены в процессе оперативно-розыскной деятельности, определить их абсолютное и относительное число, установить дела, по которым впоследствии уголовное преследование было прекращено. При этом анализе нельзя обойтись без изучения оперативно-поисковых дел и других материалов (выборочно или в сплошном порядке), характеризующих оперативно-розыскную деятельность, сверок отчетных данных следственных и оперативных подразделений, а также данных информационно-аналитических подразделений.
Особое внимание прокурорам нужно обращать на факты выявления дел оперативного учета, заведенных и прекращенных лицами, не имеющими на это полномочий. Такой же подход возможен при анализе числа оперативно-розыскных мероприятий и полномочий у лиц, принимающих эти решения. Следует учитывать и факты несвоевременного уведомления судей о проведении оперативно-розыскных мероприятий без разрешения судьи.
Необходимо проанализировать соблюдение сроков процессуальных проверок в случае выявления признаков преступлений и направления материалов в соответствующие органы расследования для принятия решений, их законность и обоснованность.
Информационно-аналитическое обеспечение позволяет в полной мере использовать имеющиеся у прокурора полномочия для обеспечения эффективного надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, своевременно проверять законность возбуждения уголовных дел и задержания подозреваемых, проведения обысков и принятия иных процессуальных решений.
Следует постоянно анализировать состояние прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, эффективность мер прокурорского реагирования, обоснованность отклонения требований прокурора об отмене незаконных процессуальных решений руководителями следственных органов, практику отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе в связи с внесением актов прокурорского реагирования и в порядке ведомственного контроля, практику рассмотрения органами дознания постановлений прокуроров, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.
В целях изучения состояния преступности в сфере противодействия незаконному трансграничному обороту наркотиков следует ознакомиться с формами статистической отчетности № 1-МВ-НОН, № 2-МВ-ЗДРАВ, № 3-МВ-НОН, № 4-МВ-НОН, № 5-МВ-НОН, № 6-МВ-НОН, № 7-МВ-НОН, утвержденными совместным приказом МВД России № 70, Минюста России № 30, Минобороны России № 76, МИД России № 1669, Минздравсоцразвития РФ № 75н, Минобр-науки России № 107, ФСБ России № 49, ФТС России № 268, Роскосмоса № 17 от 10.02.2010 «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков [5].
Учитывая возможности транспортной прокуратуры, можно организовать представление необходимых данных из поднадзорных органов по определенному, заранее утвержденному графику, который обеспечил бы равномерную нагрузку по обработке информации привлеченных к аналитической работе прокурорских работников, дал возможность их тщательного изучения и анализа.
Прокурорам следует организовать регулярное поступление издаваемых подразделениями таможенных органов аналитических материалов о состоянии правопорядка, об основных результатах их деятельности по борьбе с преступностью, в которых ежеквартально дается характеристика криминальной обстановки, отражаются динамика, структура и уровень преступности.
Следует учитывать, что на основании п. 11 совместного приказа «О едином учете преступлений»1 учет преступлений по уголовным делам, возбужденным таможенными органами, осуществляется ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, на территории оперативного обслуживания которых совершены преступления.
Существует ряд опробованных аналитических методов, применение которых позволяет выявить отклонения от требований закона, в частности, при регистрации и учете сообщений о преступлениях. Так, при анализе соблюдения
1 Приказ Генерального прокурора России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014).
конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве можно сравнить число задержанных и взятых под стражу (которые не обязательно должны быть тождественными). Исследуя причины расхождений подобных данных, можно выявить факты необоснованного применения к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, избранной меры пресечения и факты злоупотребления административным арестом.
В целях достоверного анализа деятельности таможенных органов прокуроры должны систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения и иных электронных средств массовой информации, различных публикаций, продукции незарегистрированных СМИ (работающих без объявления выходных данных либо после вынесения решения о прекращении их деятельности), обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов иных надзорных проверок.
Следует также знакомиться с данными о числе материалов и сообщений, направленных в орган, чья деятельность анализируется, из других правоохранительных и контролирующих органов и проверять законность принятых мер. Это позволяет добиться объективной картины, выявлять случаи манипуляции статистическими показателями. Например, в случае раскрытия преступления на первоначальном этапе таможенными органами иногда практикуется возбуждение нескольких уголовных дел по разным эпизодам преступной деятельности одних и тех же лиц, охватываемых единым умыслом.
В ежеквартальной статистической отчетности по форме № 01.1 «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по отдельным статьям Уголовного кодекса РФ по первой инстанции» (приложение к оперативной отчетности формы № 01 в разделе 3 «Характеристика лиц, осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности») содержатся данные по сотрудникам таможенных органов.
В рамках информационно-аналитического обеспечения своей деятельности прокуроры могут изучить формы статистической отчетности, действующей в ФТС России: № 10-«Суд» («Сведения о решениях, действиях (бездействии) таможенных органов и (или) их должностных лиц, признанных судом незаконными (недействительными), а также о мерах реагирования, принятых руководством таможенных органов по фактам признания указанных решений, действий незаконными (недействительными)», утвержденных приказом ФТС России от 28.12.2009 № 2407.
Следует изучить статотчеты ФТС России по формам № 3-ГУТРД «Отчет об административных правонарушениях», № 18-«Контроль» («Сведения о результатах валютного контроля»). Особое внимание необходимо уделять своевременности возбуждения дел об административных правонарушениях, законности ведения производства по ним, освобождения от наказания лиц, привлекаемых к административной ответственности, и прекращения производства по делам. Иногда изучение этих источников информации позволяет обнаружить признаки уголовно наказуемых деяний, в связи с чем транспортные прокуроры обязаны незамедлительно принимать соответствующие меры прокурорского реагирования, чтобы возбудить уголовное дело, а также решить вопрос об ответственности виновных должностных лиц.
Значимыми источниками информации для прокурора являются данные таможенных органов, включая результаты ведомственных проверок, проводимых
в таможенных органах. Для этого будет полезным ознакомиться со статистическими формами № 9 «Ведомственный контроль», № 17-«Прок», № 19-«Прок». Эти формы, как и ряд других должны размещаться начальниками заинтересованных структурных подразделений ФТС России с 01.01.2007 на Портале ФТС России в разделе «Формы статистической отчетности».
Для получения достоверной информации, полезной для проверки получаемых и имеющихся сведений о деятельности таможенных органов, может быть использована статистическая отчетность судов, утвержденная приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.06.2014 № 142 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости и форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости».
Получение ряда данных о правоохранительной деятельности таможенных органов возможно также путем ознакомления с информацией, размещаемой на ведомственных официальных сайтах. Так, на сайте Центрального таможенного управления существует раздел «Статистическая информация о деятельности таможенного органа». Из него можно узнать, например, о некоторых итогах работы правоохранительных подразделений Московской таможни (число возбужденных уголовных и административных дел в отчетном периоде в динамике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и другие данные). Однако содержание официальных таможенных сайтов одновременно является источником информации о нарушениях законодательства, устанавливающего требования к размещаемым данным и регулярности их обновления. Так, в нарушение «Правил определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», на упомянутом сайте Московской таможни размещены лишь устаревшие сведения за первое полугодие 2013 г. Решение этой проблемы возможно и путем реализации прокурорских полномочий по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 13.27, 13.28 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В организации информационно-аналитического обеспечения прокуратуры важно наладить хорошее информационное взаимодействие, не только внешнее, но и внутреннее, между различными подразделениями и должностными лицами транспортной прокуратуры. Такой подход позволяет принять исчерпывающие меры по выявлению, пресечению правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Так, информация о совершении преступления может быть интересна как прокурорам, специализирующимся в уголовно-правовой сфере, надзирающим за законностью в деятельности правоохранительных органов, так и прокурорам, предметом деятельности которых является «общенадзорный» блок. Дело
в том, что такие данные нередко могут служить основанием не только для направления прокурором материалов в порядке ст. 37 УПК РФ в следственный орган или орган дознания, но и для принятия иных мер прокурорского реагирования, которые способствуют предупреждению преступных правонарушений. К примеру, по результатам анализа материалов уголовного дела в отношении руководителя ООО «Форест» (по факту дачи им должностным лицам Астраханской таможни взятки в целях оказания содействия в непроведении досмотровых мероприятий), осужденного по ч. 2 ст. 291 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 млн. руб., Астраханской транспортной прокуратурой были приняты и иные меры реагирования. В отношении этого юридического лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Суд согласился с позицией прокуратуры и назначил наказание юридическому лицу в виде административного штрафа в размере 1 млн. руб.1.
В некоторых случаях необходимо анализировать и позицию прокурорских работников. Так, в информационно-аналитической записке «Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры» за 2013 г. приводятся данные результатов опроса работников Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, по которым установлено, что 60% респондентов оценивают уровень борьбы с контрабандой как неудовлетворительный, а уровень латентности данных преступлений 52% опрошенных оценили как очень высокий, составляющий более 60% [3]. Эти данные свидетельствуют о крайней необходимости повышения эффективности работы как таможенных органов, так и правоохранительных, особенно - органов прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением законов в этой отрасли.
Таким образом, в информационно-аналитическом обеспечении прокурорского надзора за исполнением законов в правоохранительной деятельности таможенных органов необходимо использовать весь спектр информации (оперативной, статистической, справочной) из различных источников, включающих интернет-ресурсы, а также различные приемы и методы ее анализа, позволяющие выявить скрытые нарушения закона.
В целях непрерывного поступления достоверной информации о правоохранительной деятельности таможенных органов прокурору следует реализовать все предусмотренные законом полномочия, включающие в необходимых случаях и возбуждение дел об административных правонарушениях.
В результате информационно-аналитической деятельности транспортных прокуроров необходимо получить не только оценку состояния правоохранительной деятельности таможенных органов, а также прокурорского надзора, выводы относительно недостатков в работе, но и определить меры по их устранению, выявить положительный опыт, дать предложения о необходимых мерах реагирования и организационных мероприятиях по повышению эффективности работы.
Представляется, что только комплексный подход к организации и осуществлению информационно-аналитического обеспечения позволит транспортным прокурорам добиться реализации целей по снижению уровня преступности в таможенной сфере.
1 Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.genproc.gov. ru/smi/news/archive/news-338134.
Использованные источники
1. Послание Федеральному Собранию Президента РФ В. В. Путина от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/news/47173.
2. Хатов Э. Б. Проблемы и принципы выбора приоритетов прокурорской деятельности // Современное право. 2014. № 10.
3. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2013 год: информационно-аналитическая записка / под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры РФ, д-ра юрид. наук, проф. О. С. Капинус. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2014.
4. Анализ состояния законности и правопорядка прокуратурами субъектов Российской Федерации: пособие / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. О. С. Капинус; Академия Генеральной прокуратуры РФ. М., 2012.
5. Приказ Генерального прокурора России от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».
С. А. Агамагомедова
КОНФИСКАЦИЯ ТОВАРА ЗА НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В статье рассматриваются вопросы применения судами конфискации как вида наказания за незаконное использование товарного знака по административным делам, инициированным таможенными органами. На основе анализа судебной практики сделан вывод о наличии противоречий при назначении судами данного вида наказания в части применения к товару, его упаковке (этикетке) либо к товару в совокупности с упаковкой (этикеткой) и необходимости унификации правоприменительной практики в данном направлении.
Ключевые слова: Стратегия развития таможенной службы; интеллектуальная собственность; административные правонарушения; незаконное использование товарного знака; конфискация; этикетка; упаковка; арбитражный суд.
В настоящее время Федеральная таможенная служба (ФТС России) активно работает над созданием эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности. Это нашло отражение в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 г., согласно которой стратегической целью ее развития является повышение уровня экономической безопасности РФ, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования [1].
Приоритетными задачами ФТС России в данном направлении остаются активизация деятельности таможенных органов по направлению защиты прав