Научная статья на тему 'Теоретические основы образовательного кластера в формировании раннего профессионального самоопределения обучающихся'

Теоретические основы образовательного кластера в формировании раннего профессионального самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздева А. В., Чаплыгина А. В.

В данной статье определены цели, задачи, функции, принципы организации образовательного кластера в формировании раннего профессионального самоопределения обучающихся, рассмотрены его структура, сетевое взаимодействие между субъектами и основные этапы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздева А. В., Чаплыгина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы образовательного кластера в формировании раннего профессионального самоопределения обучающихся»

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018 Н. П. Беседина

аспирант 1 курса факультета иностранных языков e-mail: mashkinanatashaamail. ru

Курский государственный университет

Проблема формирования стратегий профессионального общения будущего магистра педагогического образования в настоящее время является весьма актуальной. Эффективное овладение стратегиями профессионального общения требует учета учебных, развивающих, познавательных и воспитательных возможностей социокультурного подхода в поликультурной среде с учетом особенностей профессиональной деятельности будущих магистров.

Ключевые слова: стратегии профессионального общения, социокультурный подход, социально-педагогическая деятельность, культура профессионального общения.

Развитие международных отношений в настоящее время является одним из наиболее актуальных направлений при подготовке бакалавров в высших учебных заведениях. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения [2010] подразумевает профессиональную направленность при изучении иностранного языка бакалаврами и магистрантами как необходимую составляющую для реализации будущей профессиональной деятельности. При этом происходит формирование коммуникативной, социальной и межкультурной компетенций на основе учебной и познавательной деятельности обучающихся, а ключевым подходом признается социокультурный. Как отмечает В.В. Сафонова, «социокультурный подход - понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только наука, искусство, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры, культура социальных отношений, политическая культура и т.п., акцент делается не на привычной мысли, что состояние культуры определяется экономикой, а культурное развитие человека - образом жизни, а на том, что в современную эпоху именно культурные факторы в значительной мере определяют и экономический потенциал общества, и стабильность политической системы, а также экологическую и демографическую ситуацию и т.д.» [Сафонова 1991: 105].

Условия глобализации обеспечивают обмен профессиональными идеями, ценностями и т.д. Тем не менее, приезжая за приобретением нового опыта, представители других культур не учитывают того факта, что овладение профессиональными стратегиями на уровне бакалавриата проходило с учетом национальных особенностей общения, в том числе и в профессиональной среде, в своей стране. Попадая в поликультурную среду, они переносят модели общения, не принимая во внимание национальный менталитет, который мешает организации профессионального компонента, поэтому возникает проблема овладения стратегиями профессионального общения в поликультурной среде.

Проблемами в разных областях, связанными с формированием стратегий профессионального общения, занимались:

- в области методики: Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, Н.Е. Кузовлева,

B.В. Сафонова, П.В. Сысоев;

- в области психологии: А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя,

C. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский;

- в области педагогики: А.В. Мудрик, Г.М. Андреева, В.А. Сластенин.

Эффективное формирование стратегий профессионального общения будущего

магистра педагогического образования требует формирования содержательного, деятельностного и рефлексивного компонентов в рамках социально-педагогической деятельности. Создание условий для деятельности магистранта является основой для овладения стратегиями профессионального общения, так как при иноязычной коммуникации «деятельность, общение и познание неразрывны» [Андреева 2004: 86].

Образовательный процесс в таких условиях должен характеризоваться коммуникативностью и интерактивностью.

Стратегии профессионального общения напрямую связаны с социальным опытом, который может быть как опытом педагога, так и опытом обучающегося. Социальный опыт присутствует во всех сферах деятельности магистра педагогического образования и обеспечивает эффективность обмена информацией, координацию взаимодействия, обеспечение взаимопонимания и создание благоприятного психологического климата. Овладение стратегиями профессионального общения повышает уровень профессиональной культуры магистра педагогического образования, что, в свою очередь, повышает профессиональный уровень педагогической деятельности.

Овладение профессиональными стратегиями общения способствует развитию перцептивно-аналитических, прогностическо-проективных, продуктивных,

рефлексивно-коррекционных, проектировочных, организационных, мотивационных, адаптационных, контролирующих, исследовательских, а главное - коммуникативных умений будущего профильного специалиста.

Перцептивно-аналитические умения помогают оценивать и анализировать возникающие социальные ситуации в профессиональной деятельности, определять коммуникативное намерение социального партнера, адаптироваться к изменяющейся социокультурной ситуации.

Прогностическо-проективные умения помогают формулировать коммуникативную задачу, планировать ход социального взаимодействия и прогнозировать результат профессиональной коммуникации. Продуктивные умения отвечают за общение с аудиторией, владение различными коммуникативными средствами, учет особенностей социокультурной ситуации. Рефлексивно-коррекционные умения применимы при контроле речевых действий, корректировке речевого поведения и оценке высказываний. Проектировочные умения помогают в определении целей, содержания и структуры социального взаимодействия. Организационные умения отвечают за реализацию разных форм социального взаимодействия в профессиональной сфере. Мотивационные умения применимы при развитии внешней и внутренней мотивации. Адаптационные умения помогают адекватно реагировать на социокультурные изменения, подстраиваться к социальному взаимодействию с представителями различных культур. Контролирующие умения задействованы при анализе и оценке результатов коммуникации. Исследовательские умения направлены на изучение социальных потребностей и взаимодействия. Коммуникативные умения обязательны при «решении профессиональных задач

в изменяющихся условиях», необходимы магистранту педагогического образования при овладении стратегиями профессионального общения [Сластенин 2010: 65].

Культура профессионального общения выражается через стратегии профессионального общения, представляющие набор необходимых для профессионального социального взаимодействия навыков. В. Кан-Калик относит к таким навыкам:

1) навык общения «на людях»;

2) навык организации совместной творческой деятельности;

3) навык организации и управления общением [Кан-Калик 1987: 76].

Магистрантам педагогического образования следует овладеть данными

навыками, так как на них основывается культура профессионального общения в профессиональных педагогических ситуациях.

Овладевая коммуникативными стратегиями, будущие магистры проходят через важнейшие стадии коммуникации. Выделяют четыре подгруппы коммуникативных умений:

1) продуктивные;

2) перцептивно-аналитические;

3) прогностическо-проективные;

4) рефлексивно-коррекционные.

Эффективное формирование стратегий профессионального общения магистрантов педагогического образования происходит при применении следующих приемов социального взаимодействия в рамках иноязычного профессионального образования:

1) вступление в коммуникативный акт;

2) поддержание коммуникации;

3) переход между коммуникативными ситуациями;

4) поддержка эффективности коммуникативного акта;

5) окончание коммуникативного акта

Соответственно, основными задачами успешного овладения стратегиями профессионального общения магистрантов педагогического образования являются:

1) формирование мотивации к коммуникации в профессиональной педагогической сфере;

2) приобщение к социальным знаниям для взаимодействия с социальными партнерами, возможными представителями других культур;

3) развитие социально направленных навыков и умений;

4) развитие профессиональных способностей:

• креативного мышления;

• внимания;

• восприятия;

• лингвистических способностей;

5) приобретение социокультурного опыта, способствующего расширению социального кругозора;

6) приобретение социокультурного опыта в педагогической, методической, научно-исследовательской сферах деятельности;

7) овладение различными творческими способами реализации педагогической деятельности;

8) развитие эмпатии, социальной ответственности и гибкости, толерантности для осуществления бесконфликтной коммуникации;

9) приобщение к следующим ценностям:

• гуманность;

• патриотизм;

• духовность.

Овладение стратегиями профессионального общения включает в себя способность к коммуникации на иностранном языке. Для магистрантов педагогического образования обучение иноязычному общению обязательно. Будущая профессиональная деятельность выпускников будет направлена на взаимодействие в рамках речевого и неречевого поведения в различных социальных группах. При этом происходит формирование социальной компетенции и овладение социальными стратегиями, необходимыми для успешного взаимодействия в сфере иноязычного образования. Развивающий аспект данной компетенции способствует мотивированию на межличностное взаимодействие.

Вовлечение магистрантов педагогического образования в профессионально направленное общение реализует развитие профессионального мышления, коммуникативных способностей и эмоциональной составляющей личности будущего магистра педагогического образования.

Процесс обучения иноязычному общению с последующим овладением стратегиями профессионального общения сложно представить без овладения социальным опытом и основами социокультурного поведения. Соответственно, происходит погружение в сферы образования, культуры, науки в рамках профессиональной деятельности. Иноязычное общение у магистрантов педагогического образования в процессе изучения иностранного языка в рамках учебной программы способствует решению профессиональных задач, относящихся к педагогической, научно-исследовательской и проектной деятельности. Результатом сформированности социальной компетенции и овладения стратегиями профессионального общения бакалаврами педагогического образования можно считать усвоение и последующее применение социальных знаний и опыта в рамках иноязычного образования.

Необходимым условием для успешного формирования социальной компетенции и овладения стратегиями профессионального общения является внедрение поэтапной системы заданий, нацеленной на реализацию стратегий профессионального общения во всех видах деятельности будущего магистра педагогического образования [Зимняя 2003].

Данную систему можно представить в виде следующего алгоритма:

1) погружение в среду изучаемого языка. В качестве задания на данном этапе может быть предложено изучение характерных особенностей носителей языка. Так, будущие магистры, например, узнают о следующих фактах: при официальном приветствии американцы поднимают брови, британцы признакомстве пожимают руку, но при следующих встречах стараются избегать тактильных контактов;

2) дифференциация коммуникативных стратегий. Для данного этапа предлагаются такие виды задания:

• просмотр научных презентаций и определение использованных стратегий;

• практическое применение различных стратегий при вступлении в коммуникацию, ее поддержании и завершении;

3) имитация коммуникативных стратегий. Заданием для данного этапа может быть изучение интонации при различных стилях общения. Также проводят сравнительный анализ стратегий профессионального общения с точек зрения: Images of Russia for Americans, Images of America for Russians;

4) актуализация стратегий общения. На данном этапе проводятся дискуссии на темы: «Communicative strategies in the multicultural world», «The main peculiarities of different communicative strategies»;

5) анализ адекватности использованных коммуникативных стратегий. Для данного этапа характерна коммуникация с учетом следующих аспектов:

адекватность цели общения, оценка особенностей собеседника, адекватность средств и форм коммуникации, адекватность невербальных форм коммуникации. В качестве практических заданий предлагаются:

• доклады по опыту приобщения к другой культуре для иммигрантов;

• доклады по взаимодействию в научных кругах;

• доклады по ведению коммуникации с представителями бизнеса.

Таким образом, будущий педагог должен обладать знаниями, умениями и навыками, связанными с национальным культурным компонентом. В условиях многонациональности с различными моделями общения часто возникают трудности организации общения на уроках иностранного языка в связи с принадлежностью к разным культурам. Соответственно, будущий магистр педагогического образования должен знать, как общаться с представителями разных культур, как преодолевать конфликтные ситуации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

• Не обучать стратегиям невозможно.

• Обучение стратегиям неизбежно при условиях глобализации и

диалога культур.

Профессиональное обучение требует владения коммуникативными стратегиями. Они пронизывают все виды деятельности магистра педагогического образования. Изучение иностранного языка и культуры должно быть направлено на избежание конфликтных ситуаций. Для правильного применения стратегий профессионального общения надо знать специфику национально-культурной и этнической составляющей при общении. Например, при организации общения нужно выбирать правильные темы, связанные с профессиональной деятельностью, избегать тем, связанных с религией, тендерными различиями и т.п. Следовательно, овладение стратегиями профессионального общения является основой успешной профессиональной деятельности будущего профильного специалиста педагогического образования.

Библиографический список

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. 415 с. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

190 с.

Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа: Амскорт Интернэшнл, 1991. 331 с

Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2010. 480 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) магистр) [Электронный документ]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97654/ (дата обращения: 12.04.18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.