Научная статья на тему 'Теоретические основы моделирования проектно-целевого управления развитием профессиональной компетентности студентов'

Теоретические основы моделирования проектно-целевого управления развитием профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПРОЕКТНОЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ / МОДЕЛЬ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОУПРАВЛЕНИЕ / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / GOAL-ORIENTED PROJECT MANAGEMENT / MANAGEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT / GOAL-ORIENTED PROJECT MANAGEMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT / MODEL OF GOAL-ORIENTED PROJECT MANAGEMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT / GOAL-ORIENTED EDUCATIONAL PROJECT / CO-MANAGEMENT / SELF-PROJECTING / STRATEGIES OF DEVELOPMENT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Надежда Ивановна, Маматова Светлана Ильинична

В статье обосновывается проектно-целевой подход к организации образовательного процесса в вузе; раскрываются концептуальные идеи моделирования проектно-целевого управления профессиональным развитием студентов; дается определение проектно-целевому управлению профессиональным развитием, рассматриваются его сущностные характеристики, ограничения и стратегии, обозначаются целевые и структурные составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Надежда Ивановна, Маматова Светлана Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of designing of goal-oriented project management of students'' professional competence development

The article justifies the goal-oriented project approach to organization of educational process in higher schools. Conceptual ideas grounding the designing of goal-oriented project management of students’ professional competence development are reviewed. The authors define the goal-oriented project management of professional development, consider its essential characteristics, limitations and strategies, discuss goals and structural components.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы моделирования проектно-целевого управления развитием профессиональной компетентности студентов»

УДК 371.134

Исаева Надежда Ивановна

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры

Маматова Светлана Ильинична

старший преподаватель кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ [1]

Isaeva Nadezhda Ivanovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Education Science and Vocational Education Techniques Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture

Mamatova Svetlana Ilyinichna

Senior Lecturer, Education Science and Vocational Education Techniques Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture

THEORETICAL FOUNDATIONS OF DESIGNING OF GOAL-ORIENTED PROJECT MANAGEMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT [1]

Аннотация:

В статье обосновывается проектно-целевой подход к организации образовательного процесса в вузе; раскрываются концептуальные идеи моделирования проектно-целевого управления профессиональным развитием студентов; дается определение проектно-целевому управлению профессиональным развитием, рассматриваются его сущностные характеристики, ограничения и стратегии, обозначаются целевые и структурные составляющие.

Ключевые слова:

профессиональное развитие, проектно-целевое управление, управление развитием профессиональной компетентности личности, проектно-целевое управление развитием профессиональной компетентности личности, модель про-ектно-целевого управления развитием профессиональной компетентности личности, целевой образовательный проект, соуправление, самопроектирование, стратегии управления развитием.

Summary:

The article justifies the goal-oriented project approach to organization of educational process in higher schools. Conceptual ideas grounding the designing of goal-oriented project management of students' professional competence development are reviewed. The authors define the goal-oriented project management of professional development, consider its essential characteristics, limitations and strategies, discuss goals and structural components.

Keywords:

professional development, goal-oriented project management, management of professional competence development, goal-oriented project management of students' professional competence development, model of goal-oriented project management of students' professional competence development, goal-oriented educational project, co-management, self-projecting, strategies of development management.

Проблема профессионального развития личности и сегодня продолжает оставаться одной из актуальных и активно разрабатываемых проблем в педагогике и психологии. Ориентиром для современных исследователей проблем профессионального развития личности служат теоретико-методологические положения, разработанные такими известными учеными, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.С. Пряжников и др. Интерес к данной проблеме обусловлен не только активно обсуждаемой в обществе ситуацией на рынке труда, но и принятием профессиональных стандартов, а также усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий. Ситуация на рынке труда отражает потребность общества в компетентном специалисте, готовом к активной созидательной деятельности и преобразованию себя. Таким образом, общество предъявляет высокие требования к творческому потенциалу личности специалиста, а значит, и к процессу его подготовки, качеству содержания и технологий высшего образования.

Современное высшее образование старается соответствовать запросу общества. Оно нацелено на создание новой образовательной среды, позволяющей обучать и воспитывать творческую личность, участвующую не столько в потреблении известных знаний, что является естественным в условиях информационного общества, сколько в производстве новых знаний [2]. Знания из цели образования превратились в средство развития личности студента, а само образование - в основу формирования личности. Целью высшего образования становится не усвоение

студентами образа профессии, а его проектирование, предполагающее эффективное развитие творческого потенциала студентов. Это в свою очередь требует формирования новых подходов, новых педагогических технологий, которые позволили бы получать в процессе обучения научные и значимые для будущей профессиональной жизни практические результаты.

Все это в конечном итоге обусловливает необходимость внедрения качественно нового подхода к организации образовательного процесса в высшей школе. В качестве одного из таких подходов выступает проектно-целевой подход, который в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. рассматривается в рамках реализации Программы в качестве нового подхода, признанного наиболее эффективным в условиях высокого уровня нестабильности внешних условий (в отличие от классического программно-целевого) [3, с. 3].

Проблемам проектно-целевого подхода в образовании, в том числе и в высшем, посвящены исследования, проводимые в рамках теории управления и менеджмента, педагогики и психологии. В менеджменте проектно-целевое управление рассматривается в качестве функции вуза как открытой организационной системы, обеспечивающей сохранение определенной ее структуры, реализацию программ и целей образования, или в качестве фактора эффективного развития вуза [4]. Психолого-педагогические исследования в основном посвящены вопросам проектирования образовательного процесса и образовательной среды в вузе, формирования проектировочной компетентности преподавателя вуза и будущего специалиста, вопросам самопроектирования [5].

В последнее время появились работы, в которых проектно-целевой подход рассматривается в качестве императива формирования профессиональной компетентности будущего специалиста [6] или основы формирования и развития отдельных профессионально значимых качеств личности [7]. Проведенный анализ теоретических источников показал, что проблема проектно-целевого управления профессиональным развитием будущих специалистов сегодня не нашла достаточно полного и глубокого отражения в психологической и педагогической литературе. В то же время вопросы личностного развития и управления профессиональным развитием студентов являются значимыми и для психолого-педагогической теории, и для практики работы высших учебных заведений.

Построение концептуальной модели проектно-целевого управления развитием профессиональной компетентности студента с необходимостью потребовало обращения к понятиям «управление», «управление развитием профессиональной компетентности личности» и «про-ектно-целевое управление развитием профессиональной компетентности». В психолого-педагогических исследованиях и публикациях активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение» профессионального развития студентов. Мы считаем, что употребление понятия «управление» более адекватно объекту нашего исследования, нежели «сопровождение». Объясняется это тем, что, во-первых, анализ этимологии слова «сопровождение» показал, что оно употребляется только в выражении «в сопровождении кого-чего» (книж.) или обозначает то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс, действие, или специальную группу, сопровождающую или конвоирующую кого-либо, что-либо (курсив авторский) [8]. Во-вторых, именно управление, а не сопровождение объективируется в форме деятельности, которая наряду с субъект-объектным может иметь субъект-субъектный характер и, соответственно, приобретать форму управленческого взаимодействия.

Понятие «управление развитием профессиональной компетентности личности» обращает нас к двум аспектам: к развитию и управлению развитием. Развитие в процессе профессионального образования условно можно рассматривать в системе координат, образуемой двумя континуумами как непрерывной совокупностью внешнего и внутреннего: «источник развития изнутри -источник развития извне» и «внутренние качественные изменения - внешние количественные изменения». При выделении данных континуумов, с одной стороны, мы исходим из того, что не всякие изменения входят в содержание развития. «...В него входят только такие изменения, которые имеют свой корень или источник в самом развивающемся существе, из него самого вытекают и только для своего окончательного проявления, для своей полной реализации нуждаются во внешнем воздействии» [9, с. 141-142]. То есть и способ, и содержание развития определяются «извнутри самим развивающимся существом» [10, с. 142]. С другой стороны, данный подход позволяет нам исследовать управленческую деятельность по развитию профессиональной компетентности будущих специалистов как взаимодействие преподавателя - субъекта воздействия и студента - субъекта самовоздействия, обеспечивающее не только координацию, регулирование и согласованность действий и их целей. Главное, с нашей точки зрения, заключается в том, что эти действия поддерживают или изменяют структуру и характер педагогической деятельности преподавателя, учебно-профессиональной деятельности студента и их общения. Они

обеспечивают двустороннее целенаправленное совершенствование и развитие, успешное движение к заданным целям профессионального развития.

Проектно-целевой подход в высшем образовании предполагает рассмотрение целей, содержания и технологий профессионального развития личности в качестве образовательного проекта как полного цикла инновационной деятельности. Целевой образовательный проект в данном исследовании рассматривается как совокупность взаимосвязанных действий преподавателей и студентов, направленных на преобразование (изменение) имеющегося личностно-профес-сионального состояния студентов желательно в течение четко заданного временного отрезка и с использованием личностных ресурсов студентов и оговоренных в современных ФГОС материальных и кадровых ресурсов вуза.

Управление развитием профессиональной компетентности студентов на основе проектно-целевого подхода представляет собой соуправление целевым образовательным проектом и реализуется на двух взаимозависимых уровнях: на уровне управления преподавателями развитием профессиональной компетентности студентов и самоуправления студентами собственным развитием. При этом центральную роль в разработке образовательного проекта играет выпускающая кафедра, которая, не разрушая вертикальные связи, объединяет усилия творческих коллективов кафедр, участвующих в подготовке специалиста того или иного направления или специальности, представителей работодателей и самих студентов для решения поставленной в проекте цели. Таким образом, в вузе создается творческий коллектив, готовый к инновационной деятельности и выступающий субъектом проектной управленческой деятельности по развитию профессиональной компетентности студентов.

Проектно-целевое управление профессиональным развитием студентов требует существенного преобразования взаимоотношений в системе «студент - преподаватель». И связано это в первую очередь с внедрением в профессиональную образовательную среду проектных технологий обучения и самообучения, а не только с введением новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося. Следует отметить, что в последнее время появились работы, в которых проектно-целевое управление рассматривается в контексте социального взаимодействия [11].

Моделирование проектно-целевого управления профессиональным развитием студентов как предмета исследования позволяет представить его в идеальном плане в качестве завершенного целого, имеющего свои особенности и структуру, между компонентами которой существуют закономерные функциональные связи и отношения. При этом мы исходим из принятого в психолого-педагогических исследованиях утверждения о том, что модель является лишь средством исследования объекта (предмета), позволяющим воспринимать изучаемый предмет (явление) как целостное и облегчать проникновение в его сущность.

Построение модели проектно-целевого управления профессиональным развитием студентов предполагает выделение его сущностных характеристик и ограничений. В данной работе сущностными характеристиками проектно-целевого управления как соуправления с точки зрения развития профессиональной компетентности студентов выступают осознанность, системность, целостность, субъектность и диалогичность.

Проектное управление развитием профессиональной компетентности личности будущего специалиста объективно обусловлено такими ограничениями, как: ограничение по времени профессионального обучения, содержанию профессионального образования, качеству и личностному потенциалу обучающихся. С одной стороны, все выделенные ограничения заложены в ФГОС и в различного рода нормативных документах. С другой стороны, они связаны с выбором выпускающей кафедрой стратегии изменений собственной деятельности (аналитической стратегии) или стратегии изменений деятельности студентов (развивающей стратегии). Обе стратегии предполагают определение проблем в профессиональном развитии студентов на каждом курсе и необходимого для изменений времени, определение степени «сопротивления» и выбор способов реализации стратегии изменения. Отличие аналитической стратегии изменений в профессиональном развитии студентов от развивающей заключается в том, что она ориентирована на анализ и определение проблем в организации образовательного процесса, на поиск и реализацию новых технологий обучения (например, проектной), на попытку преодолеть возможное сопротивление путем принуждения и на уровне «администрация - преподаватели», и на уровне «преподаватели - студенты». При реализации развивающей стратегии целью своего взаимодействия со студентами преподаватели считают не только придание деятельности студентов определенной направленности и получение желаемых предметных результатов, но и обеспечение согласованности собственных действий и действий студентов, направленных на самопознание,

самоотношение, самоорганизацию и в конечном итоге на саморазвитие. Это в свою очередь требует наращивания кафедрой потенциала в сфере развития методов самооценки профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, проектно-целевой подход к управлению развитием профессиональной компетентности студентов представляет собой единую для всех субъектов образовательного процесса методологию определения системы научно обоснованных целей распределения ресурсов для достижения цели или решения возникающих проблем посредством внедрения инноваций и преобразований. То есть проектно-целевое управление непосредственно связано с внедрением системы мониторинга профессионально-личностного развития студентов, наличие которой в вузе является одним из показателей (индикаторов) Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Как соуправление проектно-целевое управление предполагает не только опережающее прогнозирование студентами будущих проблем развития и преподавателями - проблем собственной профессионально-педагогической деятельности, но и заблаговременную подготовку к их решению.

В заключение необходимо подчеркнуть, что управление развитием профессиональной компетентности студентов на основе проектно-целевого подхода будет способствовать успешному становлению инициативных, творческих, саморазвивающихся специалистов, способных преобразовывать себя и мир, принимать нестандартные решения и разрабатывать инновационные технологии.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект номер 16-16-31009) и Правительства Белгородской области (договор № 28-гр от 26 мая 2016 г.).

2. Исаева Н.И. Психологические критерии оценки образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1555.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 25.11.2016).

4. Голышев И.Г. Технологические аспекты проектно-целевого подхода к управлению региональной системой профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 25-31 ; Игнатова И.Б. Проектно-целевое управление как фактор эффективного развития вуза искусств и культуры // Образование и общество. 2015. Т. 6, № 95. С. 5-8 ; Юсупов В.З. Проектно-целевое управление развитием дополнительного образования в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 259-266.

5. Барышева Т.Л. Особенности проектирования образовательной среды как пространства профессионально-личностного развития студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 37-39 ; Казаков И.С. Принципы и функции самопроектирования информационной компетентности педагога // Вестник СГУТиКД. 2011. № 2 (16). С. 126-129 ; Кривотулова Е.В. Факторы и условия развития проектировочной компетентности преподавателя вуза // Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы V Между-нар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2014. С. 124-129.

6. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 104-110.

7. Реутова Л.П. Методологические основы проектирования процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения бакалавра педагогики // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 2. С. 90-96.

8. Сопровождение [Электронный ресурс] // Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. URL: http://www.efremova.info/word/soprovozhdenie.html#.WDidDRqLQdU (дата обращения: 11.09.2016) ; Сопровождение [Электронный ресурс] // Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhe-gov.org/words/33754.shtml (дата обращения: 11.09.2016) ; Сопровождение [Электронный ресурс] // Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. URL: http://diclist.ru/slovar/ushakova/i/soprovozhdenie.html (дата обращения: 11.09.2016) ; Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 11.09.2016).

9. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Сочинения : в 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 139-288.

10. Там же. С. 142.

11. Коваленко В.И., Коваленко Е.В., Соколова О.А. Социальное взаимодействие в проектно-целевом управлении образовательной системой // Образование и общество. 2015. № 6 (95). С. 8-11 ; Сазонова З.С., Кудрявцева Е.В. Про-ектно-целевой метод как структурный компонент инновационных технологий активного взаимодействия // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2015. № 2 (32). С. 191-197.

References:

Barysheva, TL 2008, 'Features of designing the educational environment as an area of professional and personal development of students of high school', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, no. 7, pp. 37-39, (in Russian).

Golyshev, IG 2010, 'Technological aspects of design-oriented approach to the management of the regional vocational training system', Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, no. 1, pp. 25-31, (in Russian).

Ignatova, IB 2015, 'Design and destination management as a factor of effective development of the arts and culture of the university', Obrazovaniye i obshchestvo, vol. 6, no. 95, pp. 5-8, (in Russian).

Isayeva, NI 2014, 'Psychological evaluation criteria of the educational environment of high school', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, no. 6, p. 1555, (in Russian).

Kazakov, IS 2011, 'The principles and functions of information competence of the teacher samoproektirovaniya', Vestnik SGUTiKD, no. 2 (16), pp. 126-129, (in Russian).

Kovalenko, VI, Kovalenko, EV & Sokolova, OA 2015, 'Social interaction in the design and management of the educational system of the target', Obrazovaniye i obshchestvo, no. 6 (95), pp. 8-11, (in Russian).

Krivotulova, EV 2014, 'Factors and conditions of the designing competence of the teacher of high school', Pedagogicheskoye obrazovaniye: vyzovy XXI veka : materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Smolensk, pp. 124-129, (in Russian).

Mukhametzyanova, GV 2008, 'Design-oriented approach - the imperative of formation of professional competence', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no. 8, pp. 104-110, (in Russian).

Sazonova, ZS & Kudryavtseva, EV 2015, 'Design-oriented method as a structural component of the innovation active interaction', Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota, no. 2 (32), pp. 191-197, (in Russian).

Solovyov, VS 1988, 'Philosophical Principles of Integral Knowledge', Solov'yev V.S. Sochineniya: in 2 vols., Moscow, vol. 2, pp. 139-288, (in Russian).

Yusupov, VZ 2014, 'Design and development of targeted control of additional education in high school', Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, no. 1, pp. 259-266, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.