Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Цифровизация / конституционализм / цифровая среда / публичная политика / доверие / европейские государства / конституционная модернизация / информационное право. / Digitalization / constitutionalism / digital environment / public policy / trust / European states / constitutional modernization / information law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапошников Алексей Валерьевич

Целью данной статьи является изучение различных аспектов конституционализма в цифровую эпоху на основе опыта европейских государств. В работе анализируются основные принципы и концепции конституционализма, а также рассматриваются изменения, происходящие в современном мире под влиянием цифровых технологий. Основной акцент в настоящем исследовании делается на европейских странах как лидерах в области конституционализма и цифровых инноваций. В статье также раскрываются проблемы применимости основ конституционализма в эпоху цифровизации, в том числе в выборных процессах. Основным результатом работы является выявление ключевых аспектов и принципов, которые должны быть учтены при разработке законодательства в цифровую эпоху. Кроме того, предлагается дальнейшее исследование этой темы с учетом особенностей других стран и контекста мирового развития в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF CONSTITUTIONALISM IN THE DIGITAL AGE: EXPERIENCE OF EUROPEAN STATES

The purpose of this article is to study various aspects of constitutionalism in the digital era based on the experience of European states. The work analyzes the basic principles and concepts of constitutionalism, and also examines the changes taking place in the modern world under the influence of digital technologies. The main focus of this study is on European countries as leaders in the field of constitutionalism and digital innovation. The article also reveals the problems of applicability of the foundations of constitutionalism in the era of digitalization, including in electoral processes. The main result of the work is the identification of key aspects and principles that must be taken into account when developing legislation in the digital era. In addition, further research on this topic is proposed, taking into account the characteristics of other countries and the context of global development as a whole.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

По техническим причинам в научно-правовом журнале «Образование и право» № 9 (сентябрь) за 2023 г. на с. 52 в статье Садовниковой Галины Дмитриевны, доктора юридических наук, профессора кафедры конституционного и муниципального права университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) «ЗЕЛЕНАЯ» ЭНЕРГЕТИКА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ» отсутствует сноска: «Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «<Приоритет-2030».

%тттштттштттшттттттттттттштттштттттттт^

КОНФЕРЕНЦИЯ

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-11 ■ МЮМ 2018-0076-11/23-847 MOSURED: 77/27-023-2023-11-847

17

ШАПОШНИКОВ Алексей Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВО Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Заслуженный юрист Российской Федерации, Председатель Московской городской Думы, е-mail: mail@law-books.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация. Целью данной статьи является изучение различных аспектов конституционализма в цифровую эпоху на основе опыта европейских государств. В работе анализируются основные принципы и концепции конституционализма, а также рассматриваются изменения, происходящие в современном мире под влиянием цифровых технологий. Основной акцент в настоящем исследовании делается на европейских странах как лидерах в области конституционализма и цифровых инноваций. В статье также раскрываются проблемы применимости основ конституционализма в эпоху цифровизации, в том числе в выборных процессах. Основным результатом работы является выявление ключевых аспектов и принципов, которые должны быть учтены при разработке законодательства в цифровую эпоху. Кроме того, предлагается дальнейшее исследование этой темы с учетом особенностей других стран и контекста мирового развития в целом.

Ключевые слова: Цифровизация, конституционализм, цифровая среда, публичная политика, доверие, европейские государства, конституционная модернизация, информационное право.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

SHAPOSHNIKOV Alexey Valerievich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and municipal law of FSBEI HE of Moscow state law university named after O. E. Kutafin (MGUA), Honored Lawyer of the Russian Federation, Chairman of the Moscow City Duma

THEORETICAL FOUNDATIONS OF CONSTITUTIONALISM IN THE DIGITAL AGE: EXPERIENCE OF EUROPEAN STATES

Annotation. The purpose of this article is to study various aspects of constitutionalism in the digital era based on the experience of European states. The work analyzes the basic principles and concepts of constitutionalism, and also examines the changes taking place in the modern world under the influence of digital technologies. The main focus of this study is on European countries as leaders in the field of constitutionalism and digital innovation. The article also reveals the problems of applicability of the foundations of constitutionalism in the era of digitalization, including in electoral processes. The main result of the work is the identification of key aspects and principles that must be taken into account when developing legislation in the digital era. In addition, further research on this topic is proposed, taking into account the characteristics of other countries and the context of global development as a whole.

Key words: Digitalization, constitutionalism, digital environment, public policy, trust, European states, constitutional modernization, information law.

1. Введение

В современном обществе цифровые технологии играют все более значимую роль, оказывая существенное влияние на ряд аспектов социальной жизни. Одной из сфер, где цифровизация имеет особое значение, является, безусловно, сфера политическая. По этой причине так важно анализировать и изучать феномен цифрового конституционализма в аспекте его реализации в европейских странах.

Действительно, мы можем наблюдать то, каким образом цифровизация современного мира оказывает влияние на политические и правовые процессы. Она создает новые возможности для государства в области контроля и управления, а также повышает доступность информации для граждан. Однако, вместе с положительными аспектами, цифровизация также представляет определенные вызовы и риски для общества. В свете этих изменений, изучение цифрового конституционализма становится все более актуальным.

Цифровой конституционализм является своего рода концепцией, объединяющей цифровые технологии и принципы конституционного права. Он основывается на идее использования цифровых инструментов и данных для поддержки и продвижения конституционных прав и свобод граждан. Цифровой конституционализм также включает в себя создание инфраструктуры, которая обеспечивает защиту от цифровых угроз, таких

как нарушение приватности и распространение дезинформации, а также повышет прозрачность выборных процессов.

На данный момент можно наблюдать то, как европейские государства активно внедряют электронные системы и сервисы, с целью обеспечить эффективную коммуникацию между гражданами и государством. Примером тому могут служить электронные голосования и онлайн-консультации, которые активно используются в различных странах для учета мнения граждан при принятии политических и законодательных решений [2. с. 397398].

Фактически европейские государства уделяют особое внимание защите цифровой безопасности своих граждан. Так часто обсуждаемая на сегодняшний день тема стремительного внедрения искусственного интеллекта и алгоритмических систем ставит под вопрос право на частную жизнь обычных граждан. В ответ на это, некоторые страны Европы уже сейчас разрабатывают новые законы и нормы для регулирования данной проблемы [10].

Также важно отметить то, что цифровые технологии предоставляют возможность быстрого распространения экстремистской и нелегальной информации. Европейские государства в ответ на это создают специальные службы и законодательство для борьбы с этим явлением, сохраняя при этом баланс между свободой слова и борьбой с нелегальными действиями.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Обобщая вышесказанное, конституционализм — это принцип основы государственной власти, основанный на конституции, которая закрепляет права и обязанности граждан, а также, в какой-то степени, ограничивает полномочия правительства. Однако в современном цифровом мире, где информационные технологии формируют новые социальные и общественные связи, возникают вопросы относительно применения конституционализма в рамках современной цифровой эпохи.

На данный момент важно исследовать опыт европейских государств, применявших информационно-коммуникационные, цифровые технологии в ходе своих конституционных преобразований и электоральных процессах. И на основе данного анализа можно формулировать выводы о необходимости обратной связи в этом процессе [4. с. 27].

Конституция должна служить гарантом основных прав и свобод граждан: право на жизнь, свободу слова, вероисповедания, равенство перед законом и другие конституционные гарантии. Государство должно обеспечивать защиту и реализацию этих прав и свобод в рамках своей компетенции [5. с. 92].

Важно отметить, что конституционализм и демократия тесно связаны между собой. Конституционализм предлагает механизмы ограничения власти правительства и защиты прав граждан, частью которых является демократические процедуры, такие как выборы, свобода слова и мнения, право на собрания и демонстрации. Демократия, в свою очередь, обеспечивает легитимность и законность деятельности государства и его органов.

Нужно отметить, что конституционализм и правовое государство имеют много общих основ. Конституционализм устанавливает базовые нормы и принципы, которые должны быть осуществлены в рамках правового государства. Принципы правового государства, такие как презумпция невиновности, независимое судопроизводство и законность в деятельности государственных органов, обеспечивают реализацию конституционных принципов и гарантий.

2. Материалы и методы / теоретическая основа

В настоящей статье дается представление о наиболее важных концепциях, связанных с конституционализмом, проводится их анализ с нормативной и эмпирической точек зрения. Посредством нормативного анализа, примеров из сравнительного права и путем тщательного изучения актуальности темы с точки зрения сравнительной политики исследуется понятие конституционализма, его правовые и политические аспекты.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Отдельная часть посвящена теоретическому изучению понятия цифрового конституционализма: определения, типов, происхождения, применения и возможных ограничений.

С помощью сравнительно-правового метода рассмотрены вопросы, связанные с интерпретацией отдельных положений Конституции и характеристиками правовой системы на конкретных этапах ее развития в европейских странах. Результаты настоящего исследования имеют практическое значение для субъектов формирования государственной политики в области конституционного права.

В основе исследования лежат теоретические и практические аспекты конституционализма с акцентом на его роль в установлении принципов и норм, обеспечивающих стабильность правового порядка и доверия к политической системе.

3. Результаты и обсуждение

Стремительное развитие цифровых технологий, как было сказано ранее, основанное на подключении 5G и технологиях искусственного интеллекта, беспрецедентным образом меняет нынешнее состояние инфраструктуры Интернета и управления им. Поскольку Интернет-пространство продолжает пересматриваться в связи с развитием цифровых технологий, конституционализм выходит за рамки государства.

Мы видим, как постепенная гибридизация управления Всемирной паутиной стирает границы между властью и обществом и затрудняет защиту общественных интересов и необходимых гарантий для цифрового общества.

Нужно заметить, что Европейский Союз (ЕС) занял твердую позицию технологического суверенитета и стратегической автономии, продвигая концепцию цифрового суверенитета, которая фокусируется на потребностях европейцев и европейской социальной модели. В этом контексте «цифровой суверенитет» понимается как способность Европы действовать независимо в цифровом мире путем внедрения механизма содействия цифровым инновациям. Поскольку Европа преодолевает собственную внутреннюю напряженность, правительствам всего мира приходится выбирать между американскими и китайскими технологиями для своих критически важных инфраструктур и для предоставления своих онлайн-услуг [3. с. 32].

Цифровой конституционализм раскрывает множество аспектов для анализа осуществления власти в цифровую эпоху. Цифровой конституционализм - это более массовый призыв к обсуждению того, как права и свободы опосредуются в результате перемещения власти в область цифровых технологий.

«Цифровой суверенитет» был установлен Президентом Европейской комиссии в ее речи о положении дел в 2020 году в качестве всеобъемлющей цели цифрового десятилетия ЕС. Год спустя, в своей речи о положении страны в 2021 году, немецкий политик Урсула фон дер Ляйен вновь заговорила о важности суверенитета в эпоху цифровых технологий. Поскольку границы между цифровой и нецифровой сферой становятся все более размытыми, ценность понятия цифрового конституционализма возрастает. Цифровая конституционная система в скором будущем будет не просто дополнением к эффективной системе защиты фундаментальных прав, а, скорее, станет предпосылкой для последней [8].

Разработка цифрового конституционализма важна, поскольку она рассматривает все текущие законодательные предложения, связанные с цифровой эпохой, как часть формирующейся структуры - нового слоя законодательства ЕС, который должен соответствовать всем остальным. Таким образом, успех этих предложений зависит от успеха всей системы в целом.

Без перспективы цифрового конституционализма сила формирующейся цифровой структуры ЕС сомнительна по двум ключевым причинам. Во-первых, цифровой конституционализм необходим для добавления внутреннего уровня защиты, который также обеспечит согласованность между тем, что ЕС проповедует снаружи, и тем, что он делает внутри. Во-вторых, конституционализм необходим для того, чтобы новые законодательные инициативы, направленные на содействие цифровому суверенитету ЕС, не противоречили друг другу, а работали вместе для достижения общей цели.

Цифровой конституционализм — это концепция, целью которой является принятие конституционных стандартов для цифрового мира. Таким образом, он дает нам набор принципов и ценностей, которые помогут ответить на вызовы цифровых технологий. При онлайн-модерации контента необходима гарантия того, что принципы, применяемые на практике в автономном режиме, могут применяться также и онлайн. Это включает в себя прозрачность создания правил, справедливые и равные процессы принятия решений об удалении контента, а также возможность для пользователей оспорить решение, с которым они не согласны, в независимом ведомстве.

Безусловно, цифровой конституционализм должен стать отправной точкой для всего будущего регулирования социальных сетей и должен использоваться для переоценки существующей политики. ЕС в ближайшем будущем может взять на себя роль глобального лидера в этом отноше-

нии, отстаивая демократические ценности в глобальном цифровом обществе.

Исследуя влияние цифровых технологий на современный конституционализм, важно досконально изучать преобразования, которые в настоящее время происходят на конституционном уровне, подчеркивая их связь с продолжающимися социальными изменениями. А также важно реконструировать многочисленные способы, которыми конституционное право реагирует на эти проблемы.

Преобразования, вызванные цифровой революцией в нашем обществе, находятся под сводом конституционных норм, созданных для «аналоговых» сообществ. Конституционное право изо всех сил пытается решить все проблемы цифровой среды. В этом контексте глобальное сравнительное исследование последних преобразований, которые цифровые технологии порождают в конституционной экосистеме, а также множественный и многоуровневый процесс, способствующий формированию конституционных норм для цифровой эпохи, является как никогда актуальным.

За последнее десятилетие ЕС стал ведущим регулятором американских технологических компаний. Сегодня многие действия ЕС по обеспечению конкуренции, похоже, нацелены на технологическую индустрию - или, как многие отмечают, на американскую технологическую индустрию. Строгие правила ЕС в отношении конфиденциальности данных, дезинформации, разжигания ненависти, авторских прав в Интернете и налогов на цифровые услуги усугубили нормативное бремя, с которым американская технологическая индустрия сталкивается в Европе. Важно отметить, что в данный момент завершается разработка всеобъемлющего регулирования искусственного интеллекта (ИИ). Европейские цифровые правила также важны для иностранных компаний, поскольку они часто порождают так называемый «брюссельский эффект» — феномен регулирования, который объясняет, почему глобальные компании часто применяют правила ЕС в своих операциях по всему миру, чтобы избежать затрат на соблюдение множества различных режимов регулирования.

Подобно США и Китаю, ЕС стал все чаще осознавать необходимость наращивать свой внутренний технологический потенциал и уменьшать свою внешнюю зависимость в спорной геополитической среде, принимая нарратив стратегической автономии и подчеркивая необходимость достижения технологического суверенитета. Подобные политические цели рискуют подтолкнуть правительства, включая ЕС, к усилению технонациона-лизма.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Вместо этого европейские цифровые правила отражают множество ценностей, которые соответствуют более широкому европейскому экономическому и политическому проекту. Цифровая повестка дня ЕС отражает его очевидную приверженность фундаментальным правам, демократии, справедливости и перераспределению, а также уважение к верховенству закона. Эти нормативные законы, реализующие эти обязательства, в совокупности можно рассматривать как цифровую конституцию Европы.

В рамках тематики настоящего исследования важно упомянуть о политике кибербезопасно-сти, развивающейся на данный момент по двум направлениям: межправительственному и многостороннему. Первое было чревато противостоянием, главным образом между США и Россией. В результате два различных институциональных механизма были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН. Парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве, запущенный в 2018 году правительством Франции при поддержке Microsoft, был одобрен более чем 70 странами, 600 компаниями и организациями частного сектора, а также 350 организациями гражданского общества [7].

Поскольку цифровые технологии становятся движущей силой экономической глобализации, арены торговой политики стали ключевыми среди быстро распространяющихся площадок для дискуссий в области цифровой государственной политики и управления.

Развивающаяся сфера цифровых прав требует более глубокого изучения в этом контексте. Совет по правам человека призвал к сохранению глобального и открытого характера Всемирной сети, международному цифровому сотрудничеству для поддержки создания инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий во всех странах, а также к принятию демократического подхода к управлению цифровыми технологиями [11. с. 270].

К сожалению, многосторонняя система в ее нынешнем виде неспособна осмысленно воплотить новые рекомендации в эффективные действия на местах. Повестка дня цифрового сотрудничества, реализуемая через альянсы многих заинтересованных сторон, стала еще одним примером, когда образ технологий для развития часто маскирует работу глобальной политической экономики.

Глобальный конституционализм также подвергается справедливой критике за озабоченность антропоцентризмом, игнорированием альтернативных взглядов и ценностей.

Конституционализм должен способствовать установлению политической стабильности в госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

дарстве. Конституция определяет процедуры и правила, согласно которым выполняются выборы и переходы к власти. Это помогает предотвратить насильственные конфликты и нестабильность, обеспечивая стабильность и предсказуемость политической системы.

Цифровая сфера также характеризуется определенными особенностями, которые указывают на необходимость создания глобальной конституционной структуры. Во-первых, платформы больших технологий укрепили свои позиции в экономике в качестве монопольных игроков, контролирующих критически важные технические инфраструктуры и ценные ресурсы данных. Экспоненциальный рост доли GAFAM в строительстве подводных кабелей указывает на реальную угрозу фрагментации архитектуры Интернета.

Во-вторых, цифровая парадигма объединяет глобальный Интернет и все, что он опосредует, с аналитикой больших данных, облачными вычислениями, Интернетом вещей и системами искусственного интеллекта. Таким образом, управление в эпоху цифровых технологий — это не просто техническое управление частями, но и нормативное и институциональное управление многими системными целыми, состоящими из частей, которые подрывают социальные, экономические и политические системы в планетарном масштабе. Традиционные регулирующие полномочия национальных государств уже находятся под нагрузкой, причем развивающиеся страны, в частности, сталкиваются со многими проблемами в цифровом управлении.

В-третьих, особую озабоченность вызывает рост авторитаризма и усиление государственного контроля над Интернет-пространством внутри национальных границ. Случай с отключением Интернета является крайним примером того, как государства полагаются на сетевую архитектуру для утверждения своего контроля над цифровой средой. Хотя это может быть более верно для авторитарных режимов, чем для других, глобальное распространение политической поляризации и правого национализма подчеркивает острую необходимость в цифровом нормировании, которое сможет предотвратить разрушение публичной сферы и преследование и без того уязвимых слоев населения, в том числе со стороны государственных институтов.

Необходимостью сегодняшнего дня является глобальный цифровой конституционализм, адекватный освободительному потенциалу цифровой парадигмы и демонстрирующий преемственность с обновленными национальными конституциями [1. с. 95].

Разнообразные последствия передовых технологий в их вплетении в повседневную жизнь

только начинают проявляться. Например, институциональная этика применения ИИ в различных областях потребует постоянной оценки. Таким образом, конституционную основу ограничения полномочий, верховенства закона, основных прав и демократии можно рассматривать как развивающийся процесс, который всегда следует рассматривать как «поддающийся совершенствованию».

Во-вторых, цифровая парадигма должна быть основана на праве всех народов на демократию, основанную на участии и дискурсе.

В-третьих, киберпространство не является ни частью глобального достояния (как открытое море, космическое пространство или международное воздушное пространство), ни полностью внутренним пространством, а представляет собой смешанный общий пул ресурсов. Понимаемый таким образом, глобальный цифровой конституционализм может проложить путь к полицентрическому управлению и, как следствие, к возможностям гражданства в долгосрочной перспективе.

Разработка глобальной конституции, призванной демонтировать комплекс сетевых данных и обеспечить процветание людей и планеты, потребует расширенных сроков. Однако цифровая мощь требует, чтобы этот процесс шел рука об руку с формированием рамок управления на многочисленных пересечениях технологий и глобальной государственной политики. Эти два процесса - конституционный и административный - не следует рассматривать как противоречащие друг другу; скорее, они могут стать катализатором создания здоровых совещательных пространств для переосмысления коллективного будущего человечества. Необходимо обеспечить, чтобы многосторонность могла идти в ногу с развитием цифровых технологий, обеспечивая нормативную базу во всех секторах, способствуя равенству, содействуя справедливости распределения и защищая индивидуальные и коллективные права [6. с. 121].

Беспрецедентный потенциал цифровых технологий свидетельствует о том, что на сегодняшний день поиски механизмов цифрового управления являются не чем иным, как очередной цифровой трансформацией [9. с. 147].

4. Заключение

В современном мире цифровой конституционализм становится все более важным вопросом для мирового сообщества. Европейские страны уделяют особое внимание затрагивающим его аспектам, таким как электронное правительство, защита цифровой приватности и борьба с цифровым экстремизмом. Понимание и эффективная реализация цифрового конституционализма могут способствовать укреплению прав и свобод граждан, а также обеспечить устойчивое и справедливое общество в эпоху цифровизации.

Теоретические основы конституционализма определяют принципы и механизмы ограничения власти государства, гарантируют основные права и свободы граждан, а также создают систему разделения властей и законность в деятельности государства. Конституционализм тесно связан с демократией и правовым государством, обеспечивая равенство перед законом, справедливость и защиту прав и свобод граждан. Взаимное доверие между государством и обществом является ключевым фактором для стабильности и развития правового порядка.

Конституционализм играет важную роль в установлении и поддержании этого доверия. Путем ограничения власти государства, гарантии прав граждан, создания политической стабильности и участия граждан в принятии решений конституция способствует созданию положительного круга взаимодействия между государством и обществом. Важно продолжать исследования в области совершенствования принципов конституционализма, чтобы обеспечить его эффективную роль в установлении устойчивых и доверительных отношений между государством и обществом.

Список литературы:

[1] Анисимова Т.В., Самуйлова И.А. Коммуникация как научное направление политической психологии // Вестник СПбГУ. - 2015. - Сер. 16. -Вып. 1. - С. 90-97.

[2] Горбунов, М. А. Государство и право в эпоху цифровой трансформации общества: новая парадигма или утрата правовой основы // Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции: Материалы VI Московского юридического форума XVI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Москва, 04-06 апреля 2019 года. Том Часть 3. -Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2019. - С. 391-399.

[3] Грегорио, А. Кризис конституционализма и кризис демократии в государствах - членах Европейского Союза и возможные механизмы решения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17, № 1. - С. 30-35.

[4] Дудин М. Н., Шкодинский С. В., Продченко И. А., Усманов Д. И. Экономический суверенитет государства в цифровой эпохе: теоретические и прикладные аспекты /. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. -240 с.

[5] Козлова, О. А. Европейский опыт разработки стандартов в эпоху цифровой экономики // Стандартизация и сертификация: опыт стран Европейского союза и перспективы сотрудничества для России : материалы Международной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

научно-практической конференции, Нижневартовск, 05 апреля 2018 года / ответственный редактор И.А. Волкова. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2018. - С. 90-93.

[6] Масловская, Т. С. Цифровые технологии и конституционная модернизация: опыт европейских государств // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2021. - № 18. - С. 118123.

[7] Парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве \ [Электронный ресурс]

- Режим доступа: URL: https://pariscall.international/ en/ (дата обращения: 09.10.2023)

[8] Послание президента фон дер Ляйен о положении страны на пленарном заседании Европейского парламента \ 16 сентября 2020 \ [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ SPEECH_20_1655(дата обращения: 12.10.2023)

[9] Степанова, Е. К., Мухранов А. С., Кожа-ров М. О. Цифровой конституционализм как необходимость новой эпохи управления // Финансовая экономика. - 2023. - № 1. - С. 146-150.

[10] Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»: // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216629/1d8dcf5824d5241136fa09b9e9c672a c5d3 25365/.

[11] Schauer F. The Constitution of Technology: Reflections on Material Agency and Constitutional Practices. Yale Law School Legal Scholarship Repository, 2015, Vol. 41, Iss. 1, pp. 263-288.

Spisok literatury:

[1] Anisimova T.V., Samujlova I.A. Kommu-nikaciya kak nauchnoe napravlenie politicheskoj psi-hologii // Vestnik SPbGU. - 2015. - Ser. 16. - Vyp. 1.

- S. 90-97.

[2] Gorbunov, M. A. Gosudarstvo i pravo v epohu cifrovoj transformacii obshchestva: novaya paradigma ili utrata pravovoj osnovy // Rossijskaya pravovaya sistema v usloviyah chetvertoj promysh-lennoj revolyucii: Materialy VI Moskovskogo yuridich-eskogo foruma XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. V 3-h chastyah, Moskva, 04-06 aprelya 2019 goda. Tom CHast' 3. - Moskva: Obsh-

chestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Prospekt", 2019. - S. 391-399.

[3] Gregorio, A. Krizis konstitucionalizma i krizis demokratii v gosudarstvah - chlenah Evropejskogo Soyuza i vozmozhnye mekhanizmy resheniya // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravni-tel'nogo pravovedeniya. - 2021. - T. 17, № 1. - S. 30-35.

[4] Dudin M. N., SHkodinskij S. V., Prodchenko I. A., Usmanov D. I. Ekonomicheskij suverenitet gosu-darstva v cifrovoj epohe: teoreticheskie i prikladnye aspekty /. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Rusajns", 2022. - 240 s.

[5] Kozlova, O. A. Evropejskij opyt razrabotki standartov v epohu cifrovoj ekonomiki // Standar-tizaciya i sertifikaciya: opyt stran Evropejskogo soyuza i perspektivy sotrudnichestva dlya Rossii : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Nizhnevartovsk, 05 aprelya 2018 goda / otvetstvennyj redaktor I.A. Volkova. - Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk^ gosudarstvennyj universitet, 2018. - S. 90-93.

[6] Maslovskaya, T. S. Cifrovye tekhnologii i konstitucionnaya modernizaciya: opyt evropejskih gosudarstv // Uchenye zapiski Altajskogo filiala Rossi-jskoj akademii narodnogo hozyajstva i gosudarstven-noj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. -2021. - № 18. - S. 118-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Parizhskij prizyv k doveriyu i bezopasnosti v kiberprostranstve \ [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://pariscall.international/en/ (data obrashcheniya: 09.10.2023)

[8] Poslanie prezidenta fon der Lyajen o polozhenii strany na plenarnom zasedanii Evropejskogo parlamenta \ 16 sentyabrya 2020 \ [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://ec.europa. eu/commission/presscorner/detail/en/ SPEECH_20_1655(data obrashcheniya: 12.10.2023)

[9] Stepanova, E. K., Muhranov A. S., Kozharov M. O. Cifrovoj konstitucionalizm kak neobhodimost' novoj epohi upravleniya // Finansovaya ekonomika. - 2023. - № 1. - S. 146-150.

[10] Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208 "O Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda": // SPS Kon-sul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs]. URL:http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/1d-8dcf5824d5241136fa09b9e9c672ac5d3 25365/.

[11] Schauer F. The Constitution of Technology: Reflections on Material Agency and Constitutional Practices. Yale Law School Legal Scholarship Repository, 2015, Vol. 41, Iss. 1, pp. 263-288.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.