Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕАЭС'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЕАЭС / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛИ / ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорева Марина Валерьевна, Гарипов Роберт Ильизаревич

В статье анализируется значение транспортно-логистического сектора как основного несырьевого драйвера развития ЕАЭС. Выявлены предпосылки и структурные проблемы интеграции государств-членов ЕАЭС в сфере транспорта и логистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR STUDYING THE TRANSPORT AND LOGISTICS POTENTIAL OF THE EAEU

The article analyzes the importance of transport and logistics sector as the main non-resource driver of the EAEU development. The prerequisites and structural problems of integration of the EAEU member states in the sphere of transport and logistics are revealed

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕАЭС»

Кокорева М.В. Теоретические основы изучения транспортно-логистического потенциала ЕАЭС / М.В. Кокорева, Р.И. Гарипов //Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2022. - Т. 1, №1 (36). - С. 53-57

УДК 656.029 ББК 65.7

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА ЕАЭС

КОКОРЕВА М.В., ГАРИПОВ Р.И. ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия e-mail: marinakokoreva74@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется значение транспортно-логистического сектора как основного несырьевого драйвера развития ЕАЭС. Выявлены предпосылки и структурные проблемы интеграции государств-членов ЕАЭС в сфере транспорта и логистики

Ключевые слова: транспортно-логистический потенциал, ЕАЭС, транспортно-логистическая система, социально-экономических показатели, перевозки, транспорт

Актуальность. Роль транспортно-логистической отрасли в Евразийской экономической интеграции является

центральной с точки зрения ее функции как звена в системе мирохозяйственных связей как внутри ЕАЭС, так и транзита через его территорию. Наличие развитой и современной транспортно-логистической инфраструктуры является предпосылкой для создания новых производств, роста инвестиций и мобильности рабочей силы в ЕАЭС. Согласно Договору о ЕАЭС целями союза является экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке. Транспорт является важнейшей отраслью экономики каждой страны, которая занимается организацией грузоперевозок и перемещением пассажиров. Его развитие является необходимым условием для создания новых производств, роста инвестиций и мобильности трудовых ресурсов в ЕАЭС. Бизнес-процессы, основанные на сочетании отдельных элементов в одном процессе, позволяют избежать ненужных затрат и потребления ресурсов.

Цель работы. Выявить уровень развития транспортно-логистических услуг в

Евразийском экономическом союзе с целью оптимизации логистического обеспечения в странах ЕАЭС.

Материалы и методы. При написании работы использовались официальные

статистические данные, комплекс системного и статистического анализа, учебная литература, материалы периодической печати, электронные источники, авторефераты диссертаций, а также декомпозиция, индукция и дедукция.

Результаты исследования. Нами был проведен анализ основных предпосылок для интеграции стран-участниц ЕАЭС в области транспортно-логистической деятельности (табл. 1).

Проанализировав предпосылки

необходимости формирования системы логистики в современном мире, можно понять, что предпосылки для сотрудничества в области транспорта и логистики в рамках ЕАЭС тесно связаны с предпосылками экономической интеграции, то есть необходимостью диверсификации экономики и сохранения взаимозависимости энергетических,

технологических, транспортно-логистических систем всех стран интеграционного объединения [1, 3].

Архитектура современной транспортно-логистической системы типична для любого уровня глобальной системы. Для каждого региона транспортно-логистическая система отличается только размерами количественных и качественных характеристик составляющих его элементов [4]. В целом архитектура и методы управления транспортно-логистической

системы представлены на рисунке 1.

Таблица 1

Основные предпосылки для интеграции стран-участниц ЕАЭС и их роль_

Предпосылки Их роль

Перспективы усиления позиций стран ЕАЭС на рынке транзитных перевозок из Азии в Европу и наоборот Развитие интеграционных процессов государств-членов ЕАЭС и гармонизация в области транспортной политики позволят их участникам увеличить свою долю на рынке транзитных перевозок из Азии в Европу и наоборот. Географическое положение Республики Беларусь позволяет ей быть "мостом" между странами Европы и Азии. Государства-члены ЕАЭС получат дополнительные выгоды от предоставления транзитных услуг, так как в настоящее время объем грузов, перевозимых в обоих направлениях по маршруту, Азия-Европа, превышает один миллиард тонн в год. Но общая доля стран-членов ЕАЭС на транзитном рынке Азия-Европа в настоящее время не превышает 1%

Снижение транспортных и транзакционных издержек Этот эффект должен быть достигнут в основном за счет гармонизации норм и правил, а также за счет упрощения юридических формальностей. И это также может произойти из-за обострения конкуренции на рынке транспортных услуг государств-членов ЕАЭС, что, приведет к тому, что они начнут предоставлять более качественные услуги и искать способы снижения затрат. Следует отметить, что в настоящее время в некоторых случаях до 30% времени грузового рейса уходит на оформление формальностей при пересечении внешних и внутренних границ ЕАЭС

Наличие общей сетевой инфраструктуры и трансграничных транспортных коридоров Эту предпосылку можно рассматривать как часть всей интеграционной программы в рамках ЕАЭС. Существующие транспортные коммуникации уже дают возможность активно развивать логистическое сотрудничество

Ускорение совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры В случае реализации совместных проектов в сфере транспорта, в частности тех, которые намечены в рамках китайского проекта "Один пояс, один путь", вероятен синергетический эффект. Помимо повышения качества совместных проектов совместными усилиями, интеграция также может сократить время их реализации

Нет языкового барьера Хотя языковой барьер в современном мире не является серьезной проблемой, постсоветское прошлое и знание русского языка у большинства жителей стран ЕАЭС значительно сократят время и трудозатраты. В ЕС стоимость одного только перевода письменных документов составляет около 1 миллиарда евро в год, а на устный перевод официальных мероприятий тратится около 300-400 миллионов евро в год

Сходство используемых парков подвижного состава, машин, механизмов и оборудования Это обстоятельство позволяет существенно снизить затраты на приобретение, обслуживание и ремонт транспортного оборудования, используемого для обеспечения совместных операций

Рис. 1. Общая схема управления транспортно-логистических услуг

В январе-ноябре 2020 года в Евразийском данным ЕЭК, ВВП Союза за указанный период экономическом союзе наблюдался спад составил 96,7% по сравнению с основных социально-экономических соответствующим периодом прошлого года.

показателей, за исключением Показатели снизились во всех странах (табл. 2).

сельскохозяйственной продукции. Согласно

Таблица 2

Основные социально-экономические показатели за январь - ноябрь 2020 года (в процентах к

ЕАЭС В том числе

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

Валовый внутренний продукт (Январь-сентябрь 2020 г. к январю- сентябрю 2019) 96,7 93,4 98,2 98,7 94,0 96,6

Промышленное производство 97,2 99,8 99,3 99,2 94,5 97,0

Производство продукции сельского хозяйства 102,3 100,6 104,9 105,3 100,9 101,5

Инвестиции в основной капитал (Январь-сентябрь 2020 г. к январю- сентябрю 2019) 95,8 84,3 97,9 95,1 85,3 95,9

Объем выполненных строительных работ 100,5 99,2 97,5 112,1 73,7 99,7

Грузооборот 94,7 98,2 93,8 96,1 81,4 94,6

Пассажирооборот 51,3 32,4 66,9 38,0 56,6 55,0

Оборот розничной торговли 95,9 83,4 102,0 95,0 82,6 95,9

Индекс потребительских цен (Ноябрь 2020 г. к декабрю 2019 г.) 104,5 100,3 106,1 106,5 107,2 104,1

Индекс цен производителей промышленной продукции (Ноябрь 2020 г. к декабрю 2019 г.) 101,8 101,9 107,3 93,5 128,3 102,1

Январь-октябрь 2020 г. к январю-октябрю 2019 г.

Объем внешней торговли со странами вне ЕАЭС 83,0 83,6 84,6 85,7 79,0 82,6

Объем взаимной торговли (Объем экспортных операций во взаимной торговле) 88,4 89,4 95,0 86,9 87,2 86,1

За это время в 2020 году производство сельхозпродукции возросло во всех странах ЕАЭС, объема выполненных строительных работ - в Казахстане (на 12,1%), оборота розничной торговли - в Беларуси (на 2,0%).

Однако пандемия коронавируса негативно повлияла на экономику ЕАЭС. Негативные последствия основаны на различных факторах: закрытие государственных границ, введение ограничений на передвижение людей и товаров, разрыв в производственно-бытовых цепочек, снижение спроса и покупательной способности. Сочетание этих факторов повлияло на все виды транспорта, от использования личного и общественного транспорта в городах до осуществления пассажирских и грузовых перевозок как внутри страны, так и между странами. Например, индекс промышленного производства в январе - ноябре 2020 года по сравнению с январем - ноябрем 2019 года составил 101,8% (в январе - ноябре 2019 года к январю - ноябрю 2018 года - 103,3%), скорость

оборота розничной торговли - 95,9% (102,3%, соответственно), индекс грузооборота - 94,7% (соответственно 100,9%).

Самое большое падение зафиксировано в пассажирообороте - показатель составил 51,3% (106,5% соответственно). В январе - октябре 2020 года по сравнению с январем - октябрем прошлого года объем внешней торговли снизился - показатель составил 83,0% (в январе

- октябре 2019 года - 97,9%), взаимной торговли

- показатель составил 88,4% и 99,5%. соответственно.

Наибольшая скорость транспортировки существующих автомобильных, железных дорог и трубопроводов из стран ЕАЭС зафиксирована в Беларуси, России и Казахстане, а это значит, что по этому показателю при прочих равных условиях его транспортно-логистический комплекс лучше подготовлен к реализации принципа "четырех свобод" ЕАЭС (табл. 3).

Таблица 3

Перевозки грузов по видам транспорта (миллионов тонн)

Страна/ год 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Все виды транспорта

Армения 11,1 20,5 28,1 29,2 14,7

Беларусь 447,2 417,6 439,5 455,5 427,8

Казахстан (С учетом оценки объемов перевозок 3733,8 3729,2 3946,1 4103,8 4237,9

индивидуальными предпринимателями, занимающимися

коммерческими перевозками)

Кыргызстан 29,7 31,2 31,9 33,0 34,2

Россия 7898,0 7987,0 8114,0 8265,0 8238,2

ЕАЭС 12119,8 12185,5 12559,6 12886,5 12997,8

Из него:

трубопроводный

Армения 1,6 1,6 1,8 1,8 1,8

Беларусь 132,5 126,1 124,4 125,2 118,4

Казахстан 214,6 205,8 232,8 281,4 277,4

Кыргызстан 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Россия 1071 1088 1138 1169,3 1159,2

ЕАЭС 1419,9 1421,7 1497,2 1577,9 1557,0

Железнодорожный

Армения 2,5 2,6 2,6 2,9 3,2

Беларусь 131,4 126,8 146,3 157.2 145,5

Казахстан 341,4 338,9 387,2 397,9 408,0

Кыргызстан 1,3 1,7 1,9 2,3 2,2

Россия 1329 1325 1384 1410,9 1279,4

ЕАЭС 1805,6 1795,0 1796,0 1971,2 1838,3

Автомобильный

Армения (В данных отражены также грузоперевозки, 6,9 16,2 23,6 24,5 9,7

выполненные самолетами других стран.)

Беларусь 180,2 162,6 166,7 170,9 161,7

Казахстан (С учетом оценки объемов перевозок 3174,0 3180,7 3300,8 3421,4 3550,3

индивидуальными предпринимателями, занимающимися

коммерческими перевозками)

Кыргызстан 28,2 29,3 29,8 30,5 31,7

Россия 5041 5431 5447 5544,4 5726,6

ЕАЭС 8430,3 8819,8 8967,9 9191,7 9480,0

Воздушный (в тысячах тонн)

Армения 10,2 18,3 22,4 18,1 20,7

Беларусь 38,7 57,0 55,1 51,6 28,2

Казахстан (С учетом оценки объемов перевозок 17,2 18,0 22,4 44,1 26,6

индивидуальными предпринимателями, занимающимися

коммерческими перевозками)

Кыргызстан 0,2 0,1 0,3 1,0 0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия 1037,4 1124,6 1128,9 1255,1 1166,8

ЕАЭС 1103,7 1218,0 1229,1 1369,9 1242,6

Все виды транспорта (без трубопроводного)

Армения 9,5 18,9 26,3 27,4 12,9

Беларусь 314,7 291,5 315,1 330,3 309,4

Казахстан 3519,2 3523,4 3713,3 3822,4 3960,5

Кыргызстан 29,5 31,0 31,7 32,8 34,0

Россия 6827 6899 6976 7095,7 7124,0

ЕАЭС 10699,9 10763,8 10903,4 11308,6 11440,8

Из данных таблицы можно сделать вывод, что больше всего перевозок приходится на автомобильный транспорт - 9480 миллионов тонн. А также по каждому виду транспорта заметен прирост количества перевозов на различных видах транспорта, так, например, в

2016 году на все виды транспорта приходилось 12185,5 миллионов тонн, а в 2019 году уже заметно вырос до 12997,8 миллионов тонн, что свидетельствует о эффективности транспортно-логистического комплекса ЕАЭС.

Вывод. Для эффективного

функционирования и развития транспортно-логистической системы ЕАЭС важно не только управлять ее работой на регулярной основе, но и подключать инструменты инновационной логистики. Этого можно добиться за счет создания постоянно действующего

аналитического центра логистики, в который войдут представители государств-членов ЕАЭС,

а также все программные инструменты, необходимые для анализа и прогнозирования логистических процессов. Этот подход направлен на обеспечение совокупной стратегической выгоды всех участников интегрированного ТЛС. Содействие формированию единого транспортно-логистического рынка даст прирост ВВП всем странам - участницам ЕАЭС [2].

Список литературы

1. Девятков В.В. Транспортно-логистические системы регионов в странах ЕАЭС - состояние, перспективы развития и взаимодействия /В.В. Девятков, Т.В. Девятков //Проблемы современной экономики. - 2016. - №4 (60). - С. 9-13.

2. Новикова С.А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов / С.А. Новикова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2021. - 376 с.

3. Пак Е.В. Перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в евразийском экономическом союзе: автореф. дис. ... канд. экон. наук /Е.В. Пак. - Москва, 2017. - 27 с.

4. Транс-Евроазиатская логистическая платформа: практика, продукты, рынки / О.Н. Дунаев [и др.]. - М., 2016. - 64 с.

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR STUDYING THE TRANSPORT AND LOGISTICS

POTENTIAL OF THE EAEU

KOKOREVAM.V., GARIPOVR.I. EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia e-mail: marinakokoreva74@mail.ru

Absract

The article analyzes the importance of transport and logistics sector as the main non-resource driver of the EAEU development. The prerequisites and structural problems of integration of the EAEU member states in the sphere of transport and logistics are revealed

Keywords: transport and logistics potential, EAEU, transport and logistics system, socio-economic indicators, transportation, transport

Сведения об авторах

Кокорева Марина Валерьевна,

marinakokoreva74@mail.ru, образовательное

учреждение высшего образования "Южно-Уральский технологический университет", кафедра экономики и управления, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Кожзаводская, 1.

Гарипов Роберт Ильизаревич, garipovri@inueco.ru, образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский технологический университет", кафедра экономики и управления, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Кожзаводская, 1.

Author Information

Kokoreva Marina Valeryevna,

marinakokoreva74@mail.ru, educational institution of higher education "South Ural technological University", Department of Economics and management, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Kozhzavodskaya street, 1.

Garipov Robert Ilizarevich, garipovri@inueco.ru, educational institution of higher education "South Ural technological University", Department of Economics and management, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Kozhzavodskaya str., 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.