Некоторые аспекты реализации и развития транзитного потенциала в рамках Евразийского экономического
о
о
о о;
m
со <
о.
союза
Aspects of the Realization and Development of Transit Capacity
within the Eurasian Economic Union. Logistic Map of Transportation Routes
УДК 339.92
Асаул Максим Анатольевич
заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (Москва), доктор экономических наук 119121, Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, стр. 1
Maksim A. Asaul
Euroasian economic commission Smolenskiy Bulvar 3/5, Bld. 1, Moscow, Russian Federation, 119121
Настоящая работа направлена на исследование аспектов реализации и развития транзитного потенциала стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и логистической карты транспортных маршрутов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Цель. Структурировать основные элементы скоординированной транспортной политики и практики Евразийской экономической комиссии в части реализации транзитного потенциала стран — участниц ЕАЭС.
Задачи. Определить последовательность действий Евразийской экономической комиссии в реализации и развитии транзитного потенциала стран — участниц ЕАЭС. Изучить совокупность применяемых инструментов, уточнить аргументацию создания международных транспортных маршрутов и дать оценку возможностям и перспективам сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС.
Методология. В статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена согласованная транспортная политика стран — участниц ЕАЭС в части реализации и развития их транспортного потенциала; выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития транспортных маршрутов и перспектив сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС.
Результаты. Представлен обзор развития транспортных перевозок в государствах — членах ЕАЭС. Уделено внимание развитию маршрута железнодорожной транспортировки грузов Харбин — Суйфэнь-хэ — Владивосток — Пусан, соединяющего Китай, Россию и Южную Корею, создающего дополнительные возможности для увеличения транзитных перевозок из Южной Кореи и Китая, а также созданию международного автомобильного транспортного маршрута Европа — Западный Китай с точки зрения долгосрочной перспективы стратегического сотрудничества ЕАЭС с КНР. По утверждению автора, ключевым направлением, наряду с проработкой вопроса о заключении преференциального соглашения, является оценка возможностей и перспектив сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
Выводы. Изучение основных аспектов реализации и развития транзитного потенциала стран — участниц ЕАЭС позволяет не только выявить специфику проблем развития скоординированной транспортной по-
литики, но и одновременно с проработкой вопроса о заключении преференциального соглашения оценить возможности и перспективы сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), транспортный потенциал, согласованная транспортная политика, транспортные маршруты, транзитные перевозки, интеграция транспортной инфраструктуры
This study is aimed at examining aspects of transit capacity realization and development of transit capacity among Eurasian Economic Union (EAEU) members and the logistics map of the transportation routes in the EAEU and Silk Road Economic Belt.
Aim. This study presents the main elements of the coordinated transport policy and practices of the Eurasian Economic Commission relating to realization of transit capacity within EAEU member countries in a structured fashion.
Tasks. This study determines the sequence of measures adopted by the Eurasian Economic Commission to realize and develop transit capacity in EAEU members; examines the whole range of applied tools; provides reasoning for the establishment of international transportation routes; and evaluates the possibility of and prospects for merging major areas via integration and infrastructure development of the EAEU.
Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine EAEU members' coordinated transportation policy relating to the realization and development of various aspects of their transportation potential. Results. Trends in the current state and development of transportation routes and prospects for merging major areas of the integration and infrastructure development of the EAEU are identified. Particular attention is paid to the development of the all-rail Harbin-Suifenhe-Vladiv-ostok-Busan route to connect China, Russia, and South Korea and thus provide additional opportunities to enhance transit from South Korea and China. A vehicular Europe-West China transportation route is viewed in terms of the long-term prospects for strategic partnership between the EAEU and China. Conclusions. Examination of the main aspects of realization and development of EAEU member countries' transit capacity not only reveals problems arising in development of a coordinated transportation policy, but also makes it possible to evaluate the opportunities and prospects for merging major areas of integration and infrastructure development of the EAEU and the Silk Road Economic Belt while also addressing the issue of negotiating a preferential agreement.
Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU), transportation potential, coordinated transport policy, transportation routes, transit, integration of transportation infrastructure
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) реализация и развитие транзитного потенциала отнесены к основным приоритетам
скоординированной (согласованной) транспортной политики, наряду с созданием и развитием евразийских транспортных коридоров, координацией развития транспортной инфраструктуры, созданием логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки [1-3]. Вопросы развития транзитных перевозок нашли отражение в основных стратегических документах ЕАЭС:
• «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года», приняты решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28;
• «Основные ориентиры макроэкономической политики государств — членов Евразийского экономического союза на 2015-2016 годы», приняты решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 11.
На площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) вопрос развития транзитных перевозок обсуждается экспертами государств — членов ЕАЭС в рамках разработки проекта решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики», подписание которого ожидается в конце 2017 г. Значительное внимание уделяется развитию транзита и в национальных транспортных стратегиях, а также в стратегиях социально-экономического развития Беларуси, Казахстана, Киргизии и России [4-9].
Географическое расположение государств — членов ЕАЭС характеризуется тем, что через их территории проходят кратчайшие сухопутные, водные и воздушные пути, связывающие Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и Северную Европу — со странами Центральной Азии и Среднего Востока. Следует отметить, что из государств — членов ЕАЭС только Россия имеет выход к открытому морю (Мировому океану), что может в перспективе обернуться преимуществами для остальных его участников, географически расположенных в глубине Евразии. В этих условиях скоординированная транспортная политика должна быть направлена на развитие единого транспортного пространства, обеспечение свободного передвижения населения, транспортных средств и свободного перемещения товаров, а также развитие транспортно-транзитного потенциала государств — членов ЕАЭС [10].
Постоянные изменения и вызовы в транспортной сфере предопределяют формирование сетецентрич-ной транспортной политики [11, с. 50-52]. Ее концепция основана на самоорганизационных процессах [12] и дополнена системой взглядов на поддерживаемое развитие. Сегодня мы наблюдаем развитие новой конфигурации транзитных железнодорожных маршрутов, которое не связано с текущей политической ситуацией, а вызвано национальными интересами каждой из стран — членов ЕАЭС, являющихся суверенными, независимыми государствами, самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Следует отметить, что вступившая в ЕАЭС Армения находится в состоянии «транспортной блокады». В этой связи сегодня довольно сложно прогнозировать ее участие в реализации и развитии транзитного потенциала в рамках ЕАЭС. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Республики Армения комплекс ведомственных и отраслевых реформ нацелен на обеспечение стабильного развития транспортной системы республики, интеграцию транспортных путей страны в систему транзитных
грузоперевозок и тем самым ликвидацию транспорт- ^ ной блокады. Надеемся, что в ближайшем будущем ^ Армения сможет полноценно включиться в решение о стратегических транспортных вопросов ЕАЭС. ^
Как уже было отмечено выше, все государства — ^ члены ЕАЭС заинтересованы в развитии транзитных к перевозок через свои территории и уделяют значи- ^ тельное внимание данному вопросу в национальных ^ стратегиях. Отдельного внимания заслуживает по- « тенциал транзитного развития транспортной системы железнодорожного и автомобильного транспорта ^ Кыргызской Республики. В национальной стратегии ш устойчивого развития страны на 2013-2017 гг., ут- из вержденной указом Президента Кыргызской Респу- 2 блики от 21 января 2013 г. № 11, ставятся цели по с повышению транспортного транзитного потенциала з для улучшения доступности населения к рынкам то- ^ варов и услуг, в том числе за счет реабилитации пяти < маршрутов автомобильных дорог, представляющих н собой международные транспортные коридоры (на- < пример, проект реабилитации национальной автодороги Ош — Баткен — Исфана призван увеличить объемы региональной торговли между Кыргызстаном и КНР), создания транзитных и узловых аэропортов на базе международных аэропортов Манас и Ош, а также строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
В Республике Беларусь разработан проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. с учетом цели по транспортному обеспечению ее внешнеэкономических связей и развития международных транспортных коридоров. В 2011-2015 гг. в Беларуси был осуществлен ряд государственных программ в целях создания условий и реализации мероприятий по развитию и эффективному использованию транзитного потенциала республики [13].
Бесспорными транспортными лидерами ЕАЭС являются Казахстан и Россия, имеющие значительные территории и заинтересованные в использовании своего географического расположения между Востоком и Западом. Государственная Программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 г. предусматривает формирование современной транспортной инфраструктуры республики, а также обеспечение ее интеграции в международную транспортную систему и реализацию транзитного потенциала. В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922, транзитный потенциал страны будет повышен через целевые инвестиции в транспортную инфраструктуру в сочетании с реформированием таможенных и пограничных процедур. В Стратегическом плане подчеркивается, что внутриконтинентальное расположение страны и отсутствие выхода к морю усиливают роль транспорта в доставке казахстанских товаров на внешние рынки сбыта, ввозе импортной продукции, развитии торговых связей с Россией и Китаем, а также доступе к портам Персидского залива через Туркменистан и Иран [14].
В Казахстане в последнее время получила дальнейшее развитие программа ТРАСЕКА, созданная в 1993 г. на основе Брюссельской декларации. Следует отметить, что из государств — членов ЕАЭС ее участниками являются Армения, Казахстан и Киргизия. В рамках осуществления программы ТРАСЕКА Казахстан несет ответственность за развитие маршрута
^ Ляньюнгань — Достык — Актау — Баку — Поти — ^ Стамбул [15]. С технологической точки зрения про-о грамма ориентируется на перевозку груза по единому ^ для всего маршрута транспортному документу при ^ использовании различных видов транспорта. Финан-к сирование программы осуществляется Европейским ¡Е союзом. Постоянный секретариат программы находит-^ ся в азербайджанском Баку. Ожидается, что развитие « программы ТРАСЕКА будет в значительной степени зависеть от планов Китая по созданию Экономиче-^ ского пояса Шелкового пути — проекта транспортного ш маршрута для перемещения грузов и пассажиров из из КНР в Европу, поскольку потенциально по коридору
2 Европа — Кавказ — Азия может пойти значительная ~ часть китайско-европейского грузопотока [16].
3 Транспортная стратегия Российской Федерации ^ на период до 2030 г., утвержденная распоряжени-
< ем Правительства Российской Федерации от 22 нон ября 2008 г. № 1734-р, ставит цели по интеграции
< в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны [17; 18]. Предусматривается, что на втором этапе реализации стратегии в 2021-2030 гг. основные направления транспортной политики включают в том числе международную интеграцию и продвижение интересов России в сфере транспорта на целевых рынках по всему миру, включая транзитные и внутренние перевозки.
Особо следует отметить, что Российская Федерация, наряду с иными национальными стратегическими целями, планирует развитие Северного морского пути (в условиях потепления мирового климата ожидается увеличение объемов коммерческого морского судоходства). Исторически Россия заинтересована и в развитии железнодорожных перевозок по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб), которая соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток страны. Также отметим, что 12 апреля 2016 г. официально открылся прямой маршрут железнодорожной транспортировки грузов Харбин — Суйфэньхэ — Владивосток — Пусан, соединяющий Китай, Россию и Южную Корею, а также создающий дополнительные возможности для увеличения транзитных перевозок.
Россия и Казахстан имеют совместный транспортный проект (осуществляется с 2009 г.) по созданию международного автомобильного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Общая его протяженность составляет 8500 км, из них 2200 км пройдет по территории Российской Федерации, 2800 км — Казахстана, 3400 км — Китая. Планируется, что маршрут начинается в Санкт-Петербурге (морской порт) и проходит через Казань, Оренбург, переход Сагарчин, Актобе, Кызылорду, Шымкент (с ответвлением на Ташкент), Тараз, Кордай, Ал-маты, Хоргос, Урумчи и Чжэнчжоу. Конечным его пунктом является морской порт Ляньюньган в КНР. Со стороны Китая и Казахстана дорога построена, в отношении финансирования строительства российского участка Москва — переход Сагарчин стоимостью 783 млрд руб. в настоящее время идут переговоры о привлечении китайских инвестиций.
Стоит отметить, что КНР одним из первых внешних партнеров выразила готовность осуществлять взаимодействие с сопредельными государствами с учетом интеграционных процессов на Евразийском пространстве. Одной из инициатив китайской стороны, имеющих важное значение для устойчивого роста в евразийском и азиатском регионах, стала идея председателя КНР Си Цзиньпина о формирова-
нии Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского шелкового пути XXI в.
Председатель правления и президент компании Surpass Energy Corp Ltd (China Poly Group Corporation) Цинь Юань в недавнем интервью РИА Новости отметил, что инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС, предлагают России «очень хороший шанс» для того, чтобы «пойти на Восток», а для Китая — чтобы «пойти на Запад». С учетом китайской инициативы и необходимости развития и углубления торгово-экономических отношений между ЕАЭС и КНР 8 мая 2015 г. Высший Евразийский экономический совет принял решение № 15 «О начале переговоров с Китайской Народной Республикой по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве».
В этой связи с точки зрения долгосрочной перспективы стратегического сотрудничества ЕАЭС с КНР ключевым направлением работ, наряду с проработкой вопроса о заключении вышеуказанного преференциального соглашения, является также оценка возможностей и перспектив сопряжения основных направлений интеграционного и инфраструктурного развития ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути [19]. Соответствующее одобрение глав государств — членов ЕАЭС по проведению подобной работы на многосторонней основе было получено в форме распоряжения Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 3 «О взаимодействии государств — членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути».
Работа ЕЭК в этом направлении уже ведется. В частности, подготовлен и направлен на рассмотрение в государства — члены союза проект соответствующего меморандума по вопросам сопряжения, планируемый к подписанию с Правительством КНР. Одновременно этот вопрос обсуждается на площадке ЕЭК экспертами государств — членов ЕАЭС в рамках соответствующей рабочей группы.
Литература
1. Винокуров Е. Ю., Джадралиев М. А., Щербанин Ю. А. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше. Отраслевой обзор. Евразийский банк развития. 2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://transtec.transtec-neva.ru/files/File/ eurozec.pdf.
2. Асаул М. А. Развитие интеграции в сфере транспорта и инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-1. С. 120124.
3. Асаул М. А. Перспектива развития внутреннего водного транспорта Евразийского экономического союза // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-2. С. 333-336.
4. Макей В. В. Внешняя политика на службе народа // Беларусская думка. № 9. Сентябрь, 2015. С. 28-36.
5. Мордвинова А. Э. Китайский Шелковый путь пройдет по железным дорогам Центральной Азии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riss.ru/analitycs/27356/.
6. Тураева М. О. Транспортная инфраструктура стран Центральной Азии в условиях современной регионализации. М.: Ин-т экономики РАН, 2014. 62 с.
7. Асаул Н. А. Создание национальной ИТС как задача государственной важности // Транспорт Российской Федерации. 2011. № 4 (35). С. 6-7.
8. Асаул Н. А. Развитие аэропорта Пулково на условиях государственно-частного партнерства // Транспорт Российской Федерации. 2009. № 6 (25). С. 12-13.
9. Асаул А. Н., Наумова Н. Е. Транспортно-транзитный комплекс Санкт-Петербурга как одна из базовых отрас-
лей городской экономики // Наука и инновация в современном строительстве: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практич. конф., посв. 175-летию СПбГАСУ. СПб., 2007. С. 325-330.
10. Асаул М. А. Цели, задачи и принципы формирования Единого Евразийского неба // Саморазвитие, самоуправление и трансформационные изменения в инвестиционно-строительной сфере: Мат-лы междунар. науч. конф. Т. 1. СПб.: Изд-во АНО «ИПЭВ», 2013.
11. Большие транспортные системы: теория, методология, разработка экспертиза / В. В. Цыганов, И. Г. Малыгин, А. К. Еналеев, С. А. Савушкин. СПб.: ИПТ РАН, 2016. 216 с.
12. Самоорганизация, саморазвитие и саморегулирование субъектов предпринимательской деятельности в строительстве / А. Н. Асаул, Н. Н. Загускин, Е. И. Рыбнов, Л. Ф. Манаков. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2013. 320 с.
13. Островский А. Транзитный потенциал Беларуси // «Baltic Rim Economies» (февраль 2015 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/smi/ efe30749798455b9.html.
14. Обновление транспортной инфраструктуры даст серьезный импульс для развития экономики РК: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primeminister.kz/strate-gy2050/show/73/90/obnovlenie-transportnoj-infrastruktury-dast-sereznyj-impuls-dlja-razvitija-ekonomiki-rk-/19-10-2015.
15. Логистические процессы и морские магистрали II. Проект мастер-плана «LOGMOS» — Приложение 9.1. Обзор страны КЫРГЫЗСТАН. Октябрь 2013 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.traceca-org.org/fileadmin/fm-dam/TAREP/65ta/Master_Plan/MPA9.1KYRU.pdf.
16. Мармонтова Т. ЕАЭС — ЭПШП: экономическая прагматика и вызовы геополитики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasian-movement.ru/archives/18540.
17. Асаул Н. А. Стратегические цели развития транспортной системы России // Саморазвитие, самоуправление и трансформационные изменения в инвестиционно-строительной сфере: Мат-лы междунар. науч. конф. Т. 1. СПб.: Изд-во АНО «ИПЭВ», 2013.
18. Асаул Н. А. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года с изменениями, соответствующими современным реалиям // Научные труды ВЭО России. 2014. Т. 183. С. 43-57.
19. Новосельский Г. Я. Транспортная интеграция в Центральной Азии и Россия. Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: Сб. мат-лов XII междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 17-18 апреля 2015 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 625-634.
References
1. Vinokurov E. Yu., Dzhadraliev M. A., Shcherbanin Yu. A. International transport corridors of EurAsEC: Faster, cheaper, better. Sector Report. Eurasian Development Bank. 2009. Available at: http://transtec.transtec-neva.ru/files/File/eu-rozec.pdf. (in Russ.).
2. Asaul M. A. Razvitie integratsii v sfere transporta i infrastruk-tury v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Development in the field of transport and infrastructure integration in the Eurasian Economic Union]. Fundamental'nye issledovaniya, 2016, no. 2-1, pp. 120-124.
3. Asaul M. A. Perspektiva razvitiya vnutrennego vodnogo transporta Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [The prospect of development of inland water transport of the Eurasian Economic Union]. Fundamental'nye issledovaniya, 2016, no. 2-2, pp. 333-336.
4. Makey V. V. Vneshnyaya politika na sluzhbe naroda [Foreign policy in the service of the people]. Belaruskaya dumka, 2015, no. 9, pp. 28-36.
5. Mordvinova A. E. Chinese Silk Road will take place on the railways of Central Asia. Available at: http://riss.ru/anali-tycs/27356/. (in Russ.).
6. Turaeva M. O. Transportnaya infrastruktura stran Tsentral'noy Azii v usloviyakh sovremennoy regionalizatsii. Doklad [Transport infrastructure in Central Asia in the conditions of modern regionalization. Report]. Moscow, Institute of Economics RAS Publ., 2014. 62 p.
7. Asaul N. A. Sozdanie natsional'noy ITS kak zadacha gosu- ^ darstvennoy vazhnosti [Development of a national ITS as a x task of national importance]. Transport Rossiyskoy Federatsii, 2 2011, no. 4 (35), pp. 6-7. °
8. Asaul N. A. Razvitie aeroporta «Pulkovo» na usloviyakh o gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Development of the m airport "Pulkovo" on public-private partnership]. Transport k Rossiyskoy Federatsii, 2009, no. 6 (25), pp. 12-13. jE
9. Asaul A. N., Naumova N. E. Transportno-tranzitnyy kompleks x Sankt-Peterburga kak odna iz bazovykh otrasley gorodskoy co ekonomiki [Transport and transit complex of St. Petersburg 5 as one of the basic sectors of the urban economy]. Sb. 3 nauch. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posv. 175-letiyu s SPbGASU [Proc. int. sci.-pract. conf. devoted to the 175th ^ anniversary of St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering]. St. Pteresburg, SPbSUACE Publ., 2007, pp. 325-330. ■=
10. Asaul M. A. Tseli, zadachi i printsipy formirovaniya Edinogo ^ Evraziyskogo neba [The goals, objectives and principles of ^ the Single Eurasian Sky]. Samorazvitie, samoupravlenie i ^ transformatsionnye izmeneniya v investitsionno-stroitel'noy J sfere: mat. mezhdunar. nauch. konf. [Self-development, ^ self-management and transformational changes in the in- < vestment and construction sphere: Proc. int. sci. conf.]. St. Petersburg, "IPEV" Publ., 2013, vol. 1.
11. Tsyganov V. V., Malygin I. G., Enaleev A. K., Savushkin S. A. Bol'shie transportnye sistemy: teoriya, metodologiya, razrabotka i ekspertiza [Large transport systems: Theory, methodology, development and examination]. St. Petersburg, Institute of Transport Problems RAS Publ., 2016. 216 p.
12. Asaul A. N., Zaguskin N. N., Manakov L. F., Rybnov E. I. Samoorganizatsiya, samorazvitie isamoregulirovanie sub"ek-tov predprinimatel'skoy deyatel'nosti v stroitel'stve [Self-organization, self-development and self-regulation of business entities in civil engineering]. St. Petersburg, "IPEV" Publ., 2013. 320 p.
13. Ostrovskiy A. Transit potential of Belarus. Baltic Rim Economies, February, 2015. Available at: http://mfa.gov.by/ press/smi/efe30749798455b9.html. (in Russ.).
14. Upgrading transport infrastructure will give a serious impetus to the development of Kazakhstan's economy. Available at: https://primeminister.kz/strategy2050/show/73/90/ob-novlenie-transportnoj-infrastruktury-dast-sereznyj-impuls-dlja-razvitija-ekonomiki-rk-/19-10-2015. (in Russ.).
15. Logistics processes and maritime routes II. Draft master plan «LOGMOS» - Appendix 9.1. Review of Kyrgyzstan. October 2013. Available at: http://www.traceca-org.org/ fileadmin/fm-dam/TAREP/65ta/Master_Plan/MPA9.1KYRU. pdf. (in Russ.).
16. Marmontova T. Eurasian Economic Union - Economic Zone of the Silk Road: Economic pragmatism and challenges of geopolitics. Available at: http://eurasian-movement.ru/ar-chives/18540. (in Russ.).
17. Asaul N. A. Strategicheskie tseli razvitiya transportnoy sis-temy Rossii [The strategic objectives of development of the Russian transport system]. Samorazvitie, samoupravlenie i transformatsionnye izmeneniya v investitsionno-stroitel'noy sfere: mat. mezhdunar. nauch. konf. [Self-development, self-management and transformational changes in the investment and construction sphere: Proc. int. sci. conf.]. St. Petersburg, "IPEV" Publ., 2013, vol. 1.
18. Asaul N. A. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda s izmeneniyami, sootvetstvuyush-chimi sovremennym realiyam [Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 with changes corresponding to modern realities]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Proceedings of the Free Economic Society of Russia], 2014, vol. 183, no. 4, pp. 43-57.
19. Novosel'skiy G. Ya. Transportnaya integratsiya v Tsentral'noy Azii i Rossiya [Transport Integration in Central Asia and Russia]. Ustoychivoe razvitie rossiyskikh regionov: ekonomi-cheskaya politika v usloviyakh vneshnikh i vnutrennikh sho-kov. Sb. mat. XII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 17-18 aprelya 2015 [Sustainable development of Russian regions: Economic policy in the conditions of internal and external shocks. Coll. mat. 12th int. sci.-pract. conf., Ekaterinburg, April 17-18, 2015]. Ekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2015, pp. 625-634.