Научная статья на тему 'Новые реалии евразийского транспортного пространства: казахстанский транзит'

Новые реалии евразийского транспортного пространства: казахстанский транзит Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
701
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / транзит / контейнерные перевозки / Казахстан / Сухойпорт (Хоргос) / Транскаспийский маршрут / логистика / EAEU / transit / container shipping / Kazakhstan / Dry port (Khorgos) / Trans-Caspian transport route / logistics

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тураева М. О.

В статье рассматриваются тенденции развития евразийского транзитного потенциала. Несмотря на кажущуюся готовность ЕАЭС отвечать на внешние транспортные вызовы, между странами-участницами нарастают объективные противоречия и конкуренция. Лидером региона по уровню развития транспортно-логистической инфраструктуры и объемам транзита стал Казахстан. Автором приводятся данные об инвестициях в физическую инфраструктуру и о комплексе мер стимулирующей государственной политики, которые существенно повысили транзитный потенциал республики. В ближайшие годы Казахстан сохранит лидерство в организации, оперировании и управлении перевозками и транзитом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тураева М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Realities of Eurasian Transport Space: Kazakhstan Transit

The article examines the Eurasian transit development trends. Despite the seeming willingness of the EAEU to respond to external transport challenges, competition and objective contradictions are growing among the participating countries. Kazakhstan has become regional leader in terms of the transportation and logistics infrastructure development and of the volume of transit. The author presents data on investments in physical infrastructure, as well as on a set of measures of stimulating state policy, which significantly increased Kazakhstan's transit potential. It will retain leadership in the organization, operation and management of transportation and of nearest transit.

Текст научной работы на тему «Новые реалии евразийского транспортного пространства: казахстанский транзит»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2018

М.О. ТУРАЕВА

доктор экономических наук, ведущии научный сотрудник Института экономики РАН

НОВЫЕ РЕАЛИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА: КАЗАХСТАНСКИЙ ТРАНЗИТ

В статье рассматриваются тенденции развития евразийского транзитного потенциала. Несмотря на кажущуюся готовность ЕАЭС отвечать на внешние транспортные вызовы, между странами-участницами нарастают объективные противоречия и конкуренция. Лидером региона по уровню развития транспортно-логистической инфраструктуры и объемам транзита стал Казахстан. Автором приводятся данные об инвестициях в физическую инфраструктуру и о комплексе мер стимулирующей государственной политики, которые существенно повысили транзитный потенциал республики. В ближайшие годы Казахстан сохранит лидерство в организации, оперировании и управлении перевозками и транзитом.

Ключевые слова. ЕАЭС, транзит, контейнерные перевозки, Казахстан, Сухой порт (Хор-гос), Транскаспийский маршрут, логистика.

1БЬ: Б20, 014, К41, К48.

Евразийские грузоперевозки. Определяющим фактором в развитии транспортных путей евразийского пространства традиционно является торговля между Китаем и Европой. Товарооборот между ЕС и КНР в последние годы поддерживается на уровне 600 млрд долл. Большая часть китайской торговли приходится на Германию (38%), Нидерланды (16%), Францию (12%), страны Прибалтики и Южной Европы1. Около 97% объемов взаимных поставок между Европой и Китаем обслуживается морским транспортом, 1,5-2% приходится на авиационный транспорт и 1-2% - на железнодорожный.

По территории ЕАЭС пролегают широтные и меридиональные международные транспортные коридоры (МТК) - маршруты в направлении «Восток - Запад» и «Север - Юг». География региона позволяет осуществлять доставку как исключительно сухопутными способами, так и мультимодальными, комбинируя различные виды транспорта. Поскольку этиологией транзитных евразийских грузоперевозок была

1 Шелковый путь: «В краткосрочной перспективе больше всего выиграет Россия». 12.11.2016. regnum.ru/news/economy/2204420.html (дата обращения 24.04.2018).

и остается торговля между КНР и ЕС, то, говоря о конкурентном участии ЕАЭС в транзите, чаще всего подразумевают широтный маршрут «Китай - Европа - Китай». При этом важно, что развитие континентальных маршрутов уже позволяет доставлять грузы из КНР в ЕС и обратно, задействовав отдельные магистрали, входящие в МТК «Север - Юг».

Об этом мало упоминают в русскоязычном исследовательском сегменте, но в Китае весьма типичны программы субсидирования различных видов экономической деятельности, которые на определенных этапах считаются приоритетными для государства. В полной мере это относится и к модернизации перевозок, повышению их эффективности и экологичности. При этом самые масштабные программы субсидирования были реализованы при модернизации морских перевозок.

В 2009 г. КНР апробировала субсидирование, направленное на снижение нагрузки на окружающую среду от судоходства путем замены старых грузовых кораблей и танкеров на новые2. Официально эта тема стала освещаться с 2013 г., когда в рамках обширной государственной программы (Chinese government's scrapping subsidy program) была запущена программа субсидирования судоходных компаний. Компаниям выделялись субсидии, чтобы они модернизировали флот, досрочно утилизируя старые суда и избавляясь от избыточных мощностей. За каждую валовую тонну демонтажа старых судов компаниям выделялось 1,5 тыс. юаней (около 240 долл.). Программу признали эффективной, и в 2015 г. было принято решение о ее продлении до конца 2017 г.3

Оценить, сколько всего субсидий получили с 2013 г. по 2017 г. китайские морские перевозчики, не читая источники на китайском языке, непросто. Вместе с тем отдельные данные об объемах этого субсидирования можно найти в англоязычных СМИ. Так, в 2014 г. четыре крупных судоходных компании Китая получили субсидии от правительства на сумму 293,3 млн долл.4 Только лишь 2 компании - China Shipping Development Company и China Shipping Container Lines - в 2015 г. получили целевые субсидии на сумму около 169 млн долл.5 А за первую

2 Analysis of selected measures promoting the construction and operation of greener ships / OECD. 2017. P. 21-22.

3 China to Subsidize Ship Scrapping for Two More Years. 24.06.2015. worldmaritimenews. com/archives/164495/china-to-subsidize-ship-scrapping-for-two-more-years (дата обращения: 24.04.2018).

4 China Awards Subsidies for Scrapping Old Ships. 01.10.2014. worldmaritimenews. com/archives/138395/china-awards-subsidies-for-scrapping-old-ships (дата обращения 24.04.2018).

5 CSDC and CSCL Receive USD 169m in Scrap-and-Build Subsidies 29.07.2015. worldmaritimenews.com/archives/167871/csdc-and-cscl-receive-usd-169m-in-scrap-and-build-subsidies (дата обращения 24.04.2018).

половину 2016 г. на эти субсидии Пекин выделил около 190 млн долл.6 Даже по таким фрагментарным данным можно предположить, что на субсидирование коммерческого флота только с 2013 г. было выделено не менее 800 млн долл. При этом в 2017 г. грузооборот крупнейших портов Китая вырос на 6,4% - до 8,62 млрд т7. (для сравнения: общий грузооборот российских морских портов в 2017 г. составил 787 млн т, что почти в 11 раз меньше китайского8. В 2018 г. Китай не намерен снижать расходы на развитие транспортной инфраструктуры. Запланированные проекты включают в себя увеличение контейнерооборота морских портов более чем на 15%.

Грузоперевозки по сухопутной части Шелкового пути - также в числе приоритетных направлений развития для КНР. Несмотря на то что объемы сухопутных грузоперевозок пока что несопоставимы с перевозками по морю, данные за 2017 г. по транспортным предприятиям Китая свидетельствуют о росте грузооборота железнодорожного транспорта на 13,3%, автотранспорта - на 8,9%, авиатранспорта - на 10% при росте общего грузооборота на 5,9%9. На 2018 г. запланировано строительство 5 тыс. км новых скоростных дорог и модернизация 216 тыс. км существующих дорог10.

Транспортное пространство ЕАЭС. Все страны, входящие в ЕАЭС, кроме России, - это страны, не имеющие выхода к морю (Landlocked countries), в том числе и Казахстан - одно из крупнейших по площади государств в мире. Территория Армении и Киргизии полностью входит в бассейны бессточных водоемов, а Белоруссия - крупнейшая европейская страна,не имеющая выхода к Мировому океану [1, с. 51-55].

Размер территорий, развитость регионов, удаленных от центра, доступ к транспортной инфраструктуре и логистическая специализация в странах ЕАЭС очень различаются. Наиболее подходящим для комплексной оценки этих отличий служит композитный Индекс

6 Beijing pays China carriers USD189 million in scrapping subsidies. 21.07.2016. fairplay. ihs.com/commerce/article/4272061/beijing-pays-china-carriers-usd189-minion-in-scrapping-subsidies (дата обращения 24.04.2018).

7 Грузооборот портов Китая за 2017 год вырос на 6,4% - до 8,62 млрд т. 25.01.2018. portnews.ru/news/252451 (дата обращения 24.04.2018).

8 Обзор грузооборота морских портов России. Итоги 2017 года. 26.01.2018. www.rzd-partner.ru/wate-transport/reviews/obzor-gruzooborota-morskikh-portov-rossii-itogi-2017-goda (дата обращения 24.04.2018).

9 Грузооборот транспорта Китая за 2017 г. вырос на 5,9%. 24.01.18. infranews.ru/ novosti/statistic/50642-gruzooborot-transporta-kitaya-za-2017-god-vyros-na-59/ (дата обращения 24.04.2018).

10 Китай не намерен сокращать инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры в 2018 г. 25.12.2017. www.rzd-partner.ru/logistics/news/kitay-ne-nameren-sokrashchat-investitsii-v-razvitie-transportnoy-infrastruktury-v-2018-godu/ (дата обращения 24.04.2018).

эффективности логистики (Logistics Performance Index - LPI) Всемирного банка (см. табл. 1).

Таблица 1

Глобальный эейтинг по LPI, место в рейтинге из 160 государств, 2016 г.

LPI Таможенное оформление Инфраструктура Организация международных перевозок Качество и компетентность услуг логистики Отслеживание прохождения грузов Своевременность поставок

Казахстан 77 86 65 82 92 71 92

Россия 99 141 94 115 72 90 87

Белоруссия 120 136 135 92 125 134 96

Армения 141 148 122 146 137 147 139

Киргизия 146 156 150 152 151 115 126

Для сравнения

Германия 1 2 1 8 1 3 2

Люксембург 2 9 4 1 10 8 1

Швеция 3 8 3 4 2 1 3

Нидерланды 4 3 2 6 3 6 5

Сингапур 5 1 6 5 5 10 6

Гонконг 9 7 10 2 11 14 9

Китай 27 31 23 12 27 28 31

Источник: LPI Global Rankings 2016 Data Table. lpi.worldbank.org/international/global/ 2016.

По данным за 2016 г., наиболее развитая транспортно-логисти-ческая инфраструктура в ЕАЭС - казахстанская (77 место в мире по индексу). Россия находится на 99 месте, Белоруссия - на 120, Армения - на 141 и Киргизия - на 146 месте из 160 сравниваемых стран. Лидерство в этом рейтинге принадлежит крупным портовым державам (Германия, Швеция, Нидерланды, Сингапур). Портовый Гонконг занимает отдельную позицию в рейтинге - 9 место, Китай - 27.

Статистика грузоперевозок ЕАЭС свидетельствует о падении большинства показателей во всех союзных странах11. Динамика общего

11 Данные по Союзу до 2015 г. составлены путем суммирования показателей по пяти странам, входящим в ЕАЭС в настоящее время.

объема грузооборота по ЕАЭС в целом совпадает с динамикой российского показателя. Удельный вес Армении, Белоруссии и Киргизии в союзных показателях остается незначительным (см. рис. 1).

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

.............. | ЕАЭС А Белоруссия К Казахстан • Россия — - Армения — —I— - Киргизия

Источник: составлено автором по данным ЕЭК. Транспорт. www.

eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/

transport.aspx.

Рис. 1. Грузооборот по всем видам транспорта (без трубопроводного) в ЕАЭС, млрд тонно-км

С 2005 г. грузооборот ЕАЭС по всем видам транспорта (кроме трубопроводного) вырос с 2,5 до 3,4 трлн долл. (в текущих ценах). В 2005 г. 2,2 трлн долл. в этом объеме обеспечивала Россия, в 2017 г. ее доля составила 2,9 трлн долл. И хотя показатели Киргизии и Армении выросли за этот период относительно 2005 г. существенно - в 1,81 и 2 раза соответственно, их влияние на суммарные данные по ЕАЭС незначительно (2,4 и 1,5 млрд долл. в 2017 г.)12.

Динамика показателей грузооборота ЕАЭС по видам транспорта (почти весь грузооборот формируется трубопроводным и железнодорожным транспортом) снижались в 2009 и 2013 гг. (см. рис. 2). Динамика грузооборота автомобильного транспорта более стабильна и меньше связана с динамикой суммарного грузооборота по ЕАЭС. Несмотря на то что удельный вес авиаперевозок существенно меньше перевозок другими видами транспорта, авиаперевозки - самые дорогостоящие, и это прямо влияет на показатели грузоперевозок в сто-

12 Для наглядности, данные по этим республикам привязаны к вспомогательной оси.

имостном выражении. С 2009 г. грузооборот воздушного транспорта вырос почти в 2 раза (по сравнению с 2005 г - в 2,7 раз)13.

Источник: составлено автором по данным ЕЭК. Транспорт. www.

eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/

transport.aspx.

Рис. 2. Грузооборот ЕАЭС по всем видам транспорта, млрд тонно-км

Возможности развития ограничены тем, что транспортные системы стран ЕАЭС пока не преодолели кризисный этап в своем развитии (изношен основной фонд, падает объем перевозок, редуцируют объемы ввода новых производственных мощностей). На рис. 3 отражена динамика доли транспортного сегмента в ВВП с 2010 по 2017 гг. по каждой стране ЕАЭС и суммарно по союзу (в текущих ценах). Из-за разницы применения статистических классификаторов до 2016 г. у России и у ЕАЭС приведена доля «транспорта и связи» в структуре ВВП, а в 2016-2017 гг. - «транспорт и складирование».

Судя по этим данным, в ЕАЭС на протяжении последних 8 лет наблюдается тенденция уменьшения значения транспортно-логисти-ческого сегмента в структуре ВВП. Если в 2010 г. его доля в суммарном ВВП ЕАЭС составляла 8,2%, то в 2017 г. - 6,4%. В 2017 г. наибольшие падения показателя произошли в странах с наибольшим весом транспортного сегмента в национальных ВВП - в % в России и Казахстане (с 7,4% до 6,3 и с 8,6 до 8% соответственно). При этом с 2011 по 2015 г. доходы от транспорта относительно других видов экономической деятельности в России и Казахстане, обеспечивающих основной удельный вес в союзном ВВП, росли.

13 См. рис. 2, вспомогательную ось.

* в 2016-2017 гг. - транспорт и складирование.

Источник: составлено автором по данным ЕЭК. Национальные счета. www.

eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/

national.aspx.

Рис. 3. Доля транспорта в структуре ВВП, %

Страны ЕАЭС и союзный наднациональный регулирующий орган (ЕЭК) ведут большую и непростую работу по координации транспортной политики14, направленную на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование Единого транспортного пространства. Теоретиков русскоязычного сегмента, исследующих эти вопросы, можно условно поделить на оптимистов (причем авторы большого числа оптимистических интеграционных исследований аффилированы с ЕЭК, ЕАБР, РИСИ [например, 2; 3, с. 152-170; 4, с. 120-124] и скептиков [например: 5, с. 50-59; 6, с. 288-292; 7, 5-24; 8, с. 79-96]). Экспертизы практиков - представителей транспортных, логистических, почтовых компаний, ассоциаций дорожников, отраслевых аналитических центров, а также некоторых профильных министерств - заметно различаются по содержанию, также как и их результаты. Между тем в чистом виде классических стейкхолдеров процесса остается все меньше. Произошедшая диффузия групп интересов привела, в частности, к тому, что в научном пространстве укрепились авторы, являющиеся чиновниками, априори обладающими сравнимо большими административными ресурсами для публикации трудов и их распространения. Практики же, владеющие реальной и опера-

14 Транспортный потенциал Евразийского экономического союза / ЕЭК. 2015. С. 23.

тивной информацией, как правило, не являются представителями научного пространства, и формат донесения их точки зрения - это интервью и выступления. Начинающие исследователи, делая обзор литературы, вынуждены реферировать наиболее распространенные публикации, в результате чего число публикаций растет более быстрыми темпами, чем их научная ценность.

В качестве примера практических противоречий можно привести происходящую сейчас актуализацию портфеля инфраструктурных проектов в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской стратегии «Один пояс - один путь». В перечень проектов, предложенных к финансированию, в частности, вошли ЖД «Китай - Киргизия - Узбекистан» и ЖД «Южная Армения - Иран» [9, с. 5-6.], строительство которых для Киргизии и Армении имеет колоссальное стратегическое значение. Решение о финансировании в настоящее время зависит от китайской стороны, однако в ЕЭК отрицают [10] существование конкуренции между странами - участницами борьбы за маршруты МТК. Учитывая селективность проектов в структуре портфеля, исходить из того, что между ними нет конкуренции, - по меньшей мере неверно. В связи с этим для оценки тенденций развития транспортного пространства ЕАЭС, возможных противоречий и конкуренции между странами за транзитные перевозки важно своевременно и адекватно оценивать происходящие изменения.

Опыт Казахстана. На фоне падения валовых показателей грузоперевозок и мировой торговли быстрыми темпами растет статистика транзита и транзитных контейнерных перевозок (т. е. грузов, которые отправляются в стандартизированных контейнерах). Рост доли сухопутных маршрутов в транзите грузов из Китая в Европу в 2017 г. вырос до 2%, при этом 70% этих перевозок пришлись на трансказахстанские маршруты15.

На территорию ЕАЭС одна часть транзитных грузов попадает через российско-китайские пункты перехода границы - Гродеково (Приморский край), Забайкальск (Забайкальский край), либо груз сначала проходит транзитом по территории Монголии и попадает в Россию через погранпереход Наушки. Другая часть грузов попадает в ЕАЭС через казахстанские пограничные переходы Достык - Алашанькоу и Алтынколь - Хоргос. Далее через станции Илецк, Карталы, Озинки груз направляется в Россию и затем уже в Европу - в Финляндию, Латвию или через территорию Белоруссии с выходом на Польшу или Литву (см. рис. 4).

15 Пресс-служба АО «НК «Казахстан те]шр жолы». Инвестиционные возможности транспортно-логистических объектов Казахстана презентованы в Шанхае. 12.04.2018. www.railways.kz/ru/news/azastanny-kliktiklogistikaly-nysandaryn-investitsiyalau-mmkindigi-shankhayda-tanystyryldy (дата обращения 24.04.2018).

Источник: Кедентранссервис. Маршруты перевозок. kdts.kz/ru/client/ transport-routes.

Рис. 4. Маршруты доставки контейнерных грузов из КНР в ЕС через территорию Казахстана

Именно казахстанские погранпереходы стали центрами притяжения транзита, как из Китая в Европу, так и из Европы в Китай. В последние годы произошел бурный рост объема транзита. Если в 2011 г. физическая инфраструктура Казахстана могла провести транзит по направлению в Европу в объеме 1 тыс. ДФЭ16, то уже в 2015 г. это было 47,4 тыс. [11, с. 3], в 2016 г. - 105 тыс., а в 2017 г. - 201 тыс. ДФЭ (см. табл. 2).

По информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (МИР РК), после введения в эксплуатацию Сухого порта Хоргос на его базе было обработано 14 тыс. ДФЭ в 2015 г., 87 тыс. -в 2016 г., 249,5 тыс. ДФЭ за 11 месяцев 2017 г. Общий объем контейнерного транзита (во всех направлениях) в 2016 г. составил 224,2 тыс. ДФЭ, в 2017 г. - 347,5 тыс. ДФЭ [12]. Если эти данные корректны, то в 2016 г. евротранзит составил 47%, а в 2017 г. - 58% от общего контейнерного транзита Казахстана. Между тем есть вероятность, что данные Казахстанской железной дороги (КТЖ - от казах. Казакстан Темир Жолы) и МИР РК требуют дополнительной синхронизации.

16 ДФЭ - двадцатифутовый эквивалент, контейнер.

Таблица 2

Контейнерный транзит ЕАЭС и Казахстана в 2016-2017 гг., тыс. ДФЭ

Контейнерный транзит 2016 г. (тыс. ДФЭ) 2017 г. (тыс. ДФЭ)

Через ЕАЭС по направлению «Китай -Европа - Китай»* ок. 150 262

Через Казахстан (по всем направлениям)** 224,2 347,5

Через Казахстан по направлению «Китай -Европа - Китай»*** 105 201

Через Сухой порт Хоргос**** 87 249 (11 месяцев 2017 г.)

Источники: составлено автором по: * Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. С. 7; ** ЖД инфраструктура и транзит (интервью с руководителем управления сопровождения инфраструктурных проектов и мобилизационной работы Комитета транспорта МИР РК А. Мешитбаевым). Эфир программы «Транспорт и логистика» Atameken Business channel. 06.03.2018. abctv.kz/ru/tv/zhd-infrastruktura-i-tranzit; *** Отчет акционерного общества «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» за 2015 г. С. 3.; Около 2 млн контейнеров пройдет транзитом через Казахстан к 2020 г. 27.03.2018. www. inform.kz/ru/okolo-2-mln-konteynerov-proydet-tranzitom-cherez-kazahstan-k-2020-godu_a3200209; **** Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Справка о ходе реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 гг. 27.03.2018. dep-tranzit.mid.gov.kz/ru/pages/ spravka-o-hode-realizacii-gosudarstvennoy-programmy-infrastrukturnogo-razvitiya-nurly-zhol-na.

Уже в 2016 г. доходы от транзитных перевозок, составляющих лишь 12% общего объема грузоперевозок КТЖ, превысили 35% в общей структуре доходов компании. В 2018 г. КТЖ планирует нарастить объем транзита до 346 тыс. ДФЭ17, а к 2020 г. выйти на показатель до 2 млн контейнеров18.

По данным ЕАБР, на начало 2018 г. транзитные поезда из КНР, проходящие через казахстанские погранпереходы, следуют по регулярным маршрутам: Чжэнчжоу - Гамбург; Чунцин - Дуйсбург; Чэнду - Лодзь/ Нюрнберг/Тилбург; Ухань - Пардубице/Лодзь/Гамбург/Дуйсбург; Иу -Мадрид; Иу - Стамбул; Хэфэй - Гамбург; Ляньюньган - Стамбул; Чанша -Гамбург; Сямынь - Гамбург; Наньтун - Мазари-Шариф [2, с. 64-67].

17 Контейнерный поезд по маршруту из Польши в КНР впервые проследовал через станцию Алтынколь. 04.04.2018. abctv.kz/ru/last/kontejnernyj-poezd-po-marshrutu-iz-роЬЫ-у-кпг-урегууе-рго (дата обращения 24.04.2018).

18 Около 2 млн контейнеров пройдет транзитом через Казахстан к 2020 г. 27.03.2018. www.inform.kz/ru/okolo-2-mln-konteynerov-proydet-tranzitom-cherez-kazahstan-k-2020-godu_a3200209 (дата обращения 24.04.2018).

По информации КТЖ, в 2016 г. число регулярных транзитных маршрутов через Казахстан было доведено до 16, а также добавлен маршрут Иу (Китай) - Лондон (19 суток в пути). Тогда же, в 2016 г., впервые был организован полносоставный рефрижераторный поезд по маршруту Херне (Германия) - Ланчжоу (КНР), где заказчиками на перевозку выступили производители элитных сортов вин из Франции. По состоянию на 2017 г., пропускная способность перехода Достык составила 5 контейнерных поездов, а перехода Алтынколь - 3 контейнерных поезда в сутки.

Кроме ЖД маршрутов казахстанские перевозчики активно используют мультимодальные варианты доставок грузов, несмотря на то, что это может увеличить количество пересечений границ. Среди новых продуктов КТЖ, к примеру, «Rail-Air» (вместо привычного «Sea-Air») из Юго-Восточной Азии через Дубай, позволяющий организовать доставку из КНР в Европу за 7-8 суток (с вовлечением железнодорожного и авиатранспорта). В 2016 г. через территорию Казахстана этим маршрутом были организованы отправки в Амстердам, Стамбул и Москву [13, с. 5-7].

Стремительному росту объема транзита через казахстанскую территорию способствовало не только его удачное географическое положение и активное участие республики во всех региональных интеграционных инициативах, но и реализация мер государственной политики, направленной на превращение Казахстана в мощный транспор-тно-логистический хаб. К мерам господдержки, в частности, относится государственная программа по субсидированию ставки вознагражде-ния19 при покупке в лизинг или кредит подвижного состава, Единая программа «Дорожная Карта Бизнеса 2020»20, налоговые льготы для малого и среднего бизнеса, участвующего в развитии транспортно-логистических и почтовых проектов. Для наращивания транзитного потенциала программы государственной поддержки распространились и на расширение проходимости погранпереходов и увеличение парка фитинговых платформ. В рамках государственных мер к 2020 г. планируется увеличить парк этих платформ до 7500 (на начало 2017 г. -1000 фитинговых платформ в оперировании)21.

19 Госпрограмма индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг. www. primeminister.kz (дата обращения 24.04.2018).

20 Фонд развития предпринимательства «ДАМУ». Условия субсидирования проектов в рамках Единой программы «Дорожная Карта Бизнеса 2020». damu.kz/programmi/ detail.php?ELEMENT_ID=4654 (дата обращения 24.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Логистика контейнерных перевозок. Эфир программы «Транспорт и логистика» Atameken Business channel. 12.04.2017. abctv.kz/ru/tv/logistika-konteynernykh-perevozok-2510 (дата обращения 24.04.2018).

Сейчас у Казахстана появились технические возможности направлять грузопотоки не только в ЕС, но и в страны Центральной Азии (ЦА), Турцию, на Ближний Восток (через Иран). Это стало возможным в первую очередь благодаря строительству Сухого порта на базе СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», который был завершен и передан в коммерческую эксплуатацию в 2015 г. В 2017 г. было подписано инвестиционное соглашение между КТЖ и китайскими COSCO Shipping и Портом Ляньюнгань, которые приобрели 49% доли участия в Сухом порту (ТОО «KTZE-Khorgos Gateway»)22.

Сухой порт находится в технологической связке с двумя казах-стано-китайскими ЖД переходами (Достык и Алтынколь), а также с транзитной автомагистралью «Западная Европа - Западный Китай». В ноябре 2017 г. было открыто движение по вторым путям на отрезке «Алматы - Шу»23 [32], что позволило увеличить пропускную способность участка на пути китайского транзита в страны ЦА в 2,5 раза. Строится обводная ЖД ветка в обход станции Алматы, которая также позволит увеличить скорость прохождения транзитных грузов через эту станцию.

Как уже отмечено, преимущество грузоперевозок именно через Казахстан обеспечивается стремительным развитием его транспортной логистики и инфраструктуры, а также и тем, что грузы могут далее транспортироваться в страны ЦА, Южного Кавказа или направляться в Европу альтернативными способами, к примеру, по активно развивающемуся сейчас Мультимодальному контейнерному Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).

ТМТМ, или Middle Corridor24, предложенный когда-то ТРАСЕКА, пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы. Еще в 2016 г. эксперты выражали сомнения в реалистичности и, самое главное, в удобстве этого маршрута, тем более что паромное сообщение в цепочке доставок и недостроенная транскавказская ЖД «Баку - Тбилиси -Карс» делали маршрут неконкурентоспособным [см., например: 14]. Тем не менее ЖД была запущена в октябре 2017 г., и с тех пор

22 Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан. Справка о ходе реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 гг. 27.03.2018. dep-tranzit.mid.gov.kz/ru/pages/spravka-o-hode-realizacii-gosudarstvennoy-programmy-infrastrukturnogo-razvitiya-nurly-zhol-na (дата обращения 24.04.2018).

23 «К,ТЖ» построило по программе «Нурлы жол» вторые пути на линии Алматы -Шу. 27.11.2017. tengrinews.kz/kazakhstan_news/ktj-postroilo-programme-nurlyi-jol-vtoryie-puti-linii-331973 (дата обращения 24.04.2018).

24 Соглашение о его создании подписано в ноябре 2013 г. Источник: ТМТМ. Маршрут. titr.kz/ru/marshrut.

транзитный коридор развивается особенно динамично, несмотря на то, что его пропускная способность, безусловно, несравнима с объемом перевозок по коридорам ЕАЭС. В сентябре 2017 г. было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между ТМТМ и портом Ляньюньган (КНР)25, в феврале 2018 г. к ТМТМ присоединилась Турция26, а в апреле 2018 г. стартовало регулярное фидерное контейнерное сообщение между Казахстаном и Азербайджаном27. В самом Ляньюньгане успешно функционирует совместный казах-станско-китайский транспортно-логистический терминал, 49% которого принадлежит КТЖ.

Кроме этого, в 2014 г. была запущена ЖД «Казахстан - Туркменистан - Иран», которая является частью континентального коридора «Север - Юг». За три года этой ЖД было перевезено более 3,3 млн т. Планируется, что к 2022 г. дорога выйдет на проектную мощность 15 млн т28 Поддержкой этого направления, на наш взгляд, также является и открытие в 2017 г. моста на границе Азербайджана и Ирана и тестовый запуск участка ЖД «Астара (Азербайджан) - Астара (Иран)» в феврале 2018 г., которые также являются частью коридора «Север - Юг». Учитывая тот транзитный потенциал, которым сейчас располагает Казахстан, по этим ЖД также могут отправляться контейнеризированные транзитные грузы. Тем более что в 2016 г. КТЖ организовала контейнерные поезда по транскаспийскому направлению и маршруту «Север - Юг». К 2020 г. Казахстан планирует нарастить объем контейнерных перевозок по транскаспийскому маршруту как минимум до 300 тыс. ДФЭ. Для привлечения транзитных и внешнеторговых грузов по этому направлению применяются еди-

25 Порт Ляньюньган и Транскаспийский международный транспортный маршрут подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. 28.09.2017. titr.kz/ru/press-tsentr/novosti/48-port-lyanyungan-i-transkaspijskij-mezhdunarodnyj-transportnyj-marshrut-podpisali-soglashenie-o-strategicheskom-sotrudnichestve (дата обращения 24.04.2018).

26 Турецкие железные дороги вступили в ассоциацию «Транскаспийский международный транспортный маршрут». 16.02.2018. titr.kz/ru/press-tsentr/novosti/62-turetskie-zheleznye-dorogi-vstupili-v-assotsiatsiyu-transkaspijskij-mezhdunarodnyj-transportnyj-marshrut (дата обращения 24.04.2018).

27 Регулярное фидерное контейнерное сообщение запущено на Каспийском море по Транскаспийскому Международному Транспортному Маршруту (Middle Corridor). 06.04.2018. titr.kz/m/press-tsentr/novostV66-regulyamoe-fidernoe-kontejnernoe-soobshchenie-zapushcheno-na-kaspijskom-more-po-transkaspijskomu-mezhdunarodnomu-transportnomu-marshrutu-middle-corridor (дата обращения 24.04.2018).

28 Объем перевозок по железной дороге Казахстан - Туркменистан - Иран должен увеличиться. 06.12.2017. abctv.kz/ru/last/obem-perevozok-po-zheleznoj-doroge-kazahstan-turkmenistan-i (дата обращения 24.04.2018).

ные железнодорожные тарифы и согласованные технологии органи-

Таким образом, несмотря на кажущуюся готовность ЕАЭС отвечать на внешние вызовы, а также на некоторые положительные тенденции последнего времени, в процессе развития транспортного пространства между странами ЕАЭС нарастает конкуренция и объективные противоречия. В настоящее время лидером по уровню развития транс-портно-логистической инфраструктуры и объемам транзита является Казахстан. Руководством республики осуществлены значительные инвестиции в строительство физической транспортной и логистической инфраструктуры, инсталлирован ряд мер политики, стимулирующих частный бизнес к развитию подвижного состава, разработке и оптимизации транзитных маршрутов, включая мультимодальные, не ограничивающие логистику только лишь сухопутным транспортированием. Все это, а также удачное географическое положение и многовекторность в реализации внешней политики, позволили Казахстану стать лидером транзита в ЕАЭС на данном этапе и сохранять в ближайшие годы инерцию лидерства в вопросах организации, оперирования и управления перевозками и транзитом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисоволик Я Д., Кузнецов А.С., Бердигулова А.Р., Чернов Н.А. Специальный доклад «Экономическая география стран Евразии». Макрообзор ЕАБР. 2017. C. 51-55.

2. Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018.

3. Ларин О.Н. Перспективы интеграции транспортных систем Евразийского экономического союза // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 4 (43). С. 152-170.

4. Асаул М.А. Развитие интеграции в сфере транспорта и инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-1.

5. Андреев В.К., Андреев С.В. Перспективы и этапы формирования единого транспортного пространства в ЕАЭС и СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2 (11). С. 50-59.

6. Эмирова А.Е., Эмиров Н.Д. Перспективы транспортной системы России в формировании единого транспортного пространства Евразийского экономического союза // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 288-292.

7. Зуенко И.Ю., Зубань С.В. Китай и ЕАЭС: динамика трансграничного движения товаров и будущее евразийской интеграции // Таможенная политика России на Дальнем востоке. 2017. № 2(79). С. 5-24.

29 В Баку состоялась церемония встречи поезда Nomad express сообщением через Китай и Казахстан. 03.08.2015. tengrinews.kz/money/baku-sostoyalas-tseremoniya-vstrechi-poezda-Nomad-express-278700 (дата обращения 24.04.2018).

зации движения29.

С. 120-124.

8. Байбикова Э.Р., Забоев А. И. Евразийская экономическая интеграция на железнодорожном транспорте: современное состояние, проблемы и перспективы // Евразийская экономическая интеграция. 2014. № 4 (25). С. 79-96.

9. К единому транспортному пространству ЕАЭС / Доклад эксперта. Евразийский Межправительственный Совет. 2017.

10. Нурахметов Е. Нам предстоит сформировать единое транспортное пространство (интервью). 26.02.2018. www.rzd-partner.ru/logistics/interview/nam-predstoit-sformirovat-edinoe-transportnoe-prostranstvo (дата обращения 24.04.2018).

11. Отчет акционерного общества «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» за 2015 год.

12. ЖД инфраструктура и транзит (Интервью с руководителем управления сопровождения инфраструктурных проектов и мобилизационной работы Комитета транспорта МИР РК А. Мешитбаевым). Эфир программы «Транспорт и логистика» Atameken Business channel. 06.03.2018. abctv.kz/ru/tv/zhd-infrastruktura-i-tranzit (дата обращения 24.04.2018).

13. Отчет акционерного общества «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» за 2016 год.

14. Зуенко И. Как пройдет китайский Шелковый путь и кто на нем заработает. 21.04.2016. carnegie.ru/commentary/63395 (дата обращения 24.04.2018).

ABOUT THE AUTHOR

Madina Oktamovna Turaeva- Doctor of Economic Sciences, Leading Research Associate of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia m.o.turaeva@gma

NEW REALITIES OF THE EURASIAN TRANSPORT SPACE: KAZAKHSTAN TRANSIT

The article examines the Eurasian transit development trends. Despite the seeming willingness of the EAEU to respond to external transport challenges, competition and objective contradictions are growing among the participating countries. Kazakhstan has become regional leader in terms of the transportation and logistics infrastructure development and of the volume of transit. The author presents data on investments in physical infrastructure, as well as on a set of measures of stimulating state policy, which significantly increased Kazakhstan's transit potential. It will retain leadership in the organization, operation and management of transportation and of nearest transit

Keywords: EAEU, transit, container shipping, Kazakhstan, Dry port (Khorgos), Trans-Caspian transport

route, logistics.

JEL: F20, O14, R41, R48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.