Научная статья на тему 'СТРУКТУРА РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС'

СТРУКТУРА РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / АВИАПЕРЕВОЗКИ / АВИА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / СОГЛАСОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ЕАЭС / ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ / ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС / ЕЭК / EEC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Почтарева Т.И.

В статье рассматривается структура рынка международных воздушных перевозок на пространстве ЕАЭС. Рассмотрены перевозки воздушным транспортом в системе согласованной транспортной политики ЕАЭС. Представлена статистика авиационного грузо- и пассажирооборота в разбивке по странам ЕАЭС. Выделены три основных тенденции в сфере авиагрузоперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Почтарева Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE INTERNATIONAL AIR TRANSPORTATION MARKET OF THE EAEU MEMBER STATES

The article examines the structure of the international air transportation market in the EAEU space. Air transportation in the system of the coordinated transport policy of the EAEU is considered. The statistics of aviation cargo and passenger turnover by the EAEU countries are presented. Three main trends in the field of air cargo transportation are highlighted.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС»

СТРУКТУРА РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК

ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС

Т.И. Почтарева, студент

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-2-83-87

Аннотация. В статье рассматривается структура рынка международных воздушных перевозок на пространстве ЕАЭС. Рассмотрены перевозки воздушным транспортом в системе согласованной транспортной политики ЕАЭС. Представлена статистика авиационного грузо- и пассажирооборота в разбивке по странам ЕАЭС. Выделены три основных тенденции в сфере авиагрузоперевозок.

Ключевые слова: воздушные перевозки, авиаперевозки, авиа грузоперевозки, согласованная транспортная политика, ЕАЭС, перевозка пассажиров, транспортировка грузов, сотрудничество ЕАЭС, ЕЭК, EEC.

В ЕАЭС осуществляется согласованная транспортная политика, направленная на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг. Экономические связи между государствами-членами обеспечиваются практически всеми видами транспорта, развитие которых осуществляется во взаимодействии с другими отраслями экономики, что явля-

ется одним из важных факторов экономического роста [1].

В таблице 1 представлены данные об эффектах от реализации скоординированной транспортной политики государств-членов ЕАЭС. Взаимодействие стран в сфере транспорта оказывает положительное влияние как для экономики и бизнес-сообществ, так и для населения государств.

Таблица 1. Эффекты от реализации согласованной транспортной политики ЕАЭС [2]

Для экономики Для населения Для бизнес-сообщества

1. Обеспечение долгосрочного устойчивого экономического развития. 2. Увеличение доли транспортных услуг в ВВП. 3. Обеспечение роста грузопотоков в рамках взаимной и внешней торговли путем предоставления более качественных транспортных услуг. 4. Реализация крупномасштабных проектов в сфере транспортной инфраструктуры. 5. Создание новых производств и рабочих мест. 1. Повышение мобильности и транспортной доступности. 2. Повышение надежности и качества транспортных услуг. 3. Снижение негативного воздействия транспорта на жизнь и здоровье населения. 4. Обеспечение прозрачности при формировании тарифов (цен) на услуги транспорта. 1. Снижение транспортной составляющей в конечной цене товара. 2. Создание конкурентной среды на общем рынке транспортных услуг. 3. Обеспечение равных условий доступа на рынок транспортных услуг. 4. Развитие мультимодальных логистических центров. 5. Развитие смешанных перевозок. 6. Гармонизация условий и правил перевозок.

Предметом интеграции в сфере воздушного транспорта государств-членов является гражданская авиация. В Договоре о ЕАЭС закреплено, что полный и исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией сохраняется за государствами-членами. Полеты

воздушных судов государств-членов ЕАЭС выполняются на основе международных договоров государств-членов и (или) разрешений, выдаваемых в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Рис. 1. Перевозки пассажиров в ЕАЭС по видам транспорта на 2021 г., % [4]

В 2020 г. COVID-19 оказал значительное влияние на авиаперевозки, туризм, внешнюю торговлю и экономику. Тем не менее восстановление авиаотрасли происходит, что отмечено на пространстве Евразийского союза. За исключением Киргизии, государства ЕАЭС показывают по-

зитивную динамику. Лидерами по наращиванию пассажирооборота являются авиакомпании Казахстана и Беларуси, соответственно + 29,0% и + 34,3% за январь-июнь 2021 г. по отношению к соответствующему периоду 2020 г. Россия на третьем месте (+ 29,0%).

Рис. 2. Перевозки пассажиров воздушным транспортом в ЕАЭС 2016-2021 гг., млн. человек [4]

В системе грузоперевозок в 2021 г. воздушный транспорт занимает последнее место по доле грузооборота (0,01%). Главной причиной, обуславливающей данную ситуацию, является высокая стоимость авиагрузоперевозок. Из всех видов транспорта воздушный является самым дорогостоящим. Также доставка грузов с помощью воздушного транспорта не относится

к универсальным средствам перевозки грузов. Существует ряд ограничений по транспортировке грузов - в том числе, и по перевозке специальных грузов (предметов искусства, ядохимикатов, военной техники, негабаритных и крупных грузов, медикаментов, анализов, хрупких грузов и так далее).

Рис. 3. Перевозки грузов в ЕАЭС по видам транспорта на 2021 г., % [4]

За период 2016-2021 гг. произошел зна- Спрос на перевозку грузов в ЕАЭС воз-чительный рост авиаперевозок грузов в душным транспортом показывает стабиль-ЕАЭС - 497,4 тыс. тонн в год (+ 46,6%). ный рост.

Рис. 4. Перевозки грузов воздушным транспортом в ЕАЭС 2016-2021 гг., тыс. тонн [4]

Выделяются три основных тенденции в сфере авиагрузоперевозок. Во-первых, рост тарифов. Средние тарифы по отрасли выросли на 77% к уровню 2019 г. и на 18% к уровню 2020 г.

Второй тренд - развитие регуляторных требований. Среди них - изменения в руководстве 1АТА, вступивших в силу в январе 2022 г. Это Руководство по перевозке опасных грузов (DGR), которое вносит изменения в правила перевозки литиевых

элементов и батарей. Вносятся также изменения в Правила перевозки инфекционных материалов (ISSG) и Правила перевозки животных (LAR).

Третий тренд - это рост конкуренции. Для примера, Eastern Cargo в 2023 году намерена начать обслуживать грузовой рынок электронной коммерции уже в первом квартале 2022 г. посредством приобретенных 35 единиц Boeing 777, что резко усилит потенциал компании.

0,01% 12,23%

d 14,86%

72,89% f

■ Трубопроводный ■ Железнодорожный

■ Автомобильный Воздушный

Рис. 5. Перевозки грузов в ЕАЭС по видам транспорта на 2021 г., % [4]

Общая протяженность воздушных трасс в ЕАЭС составляет 793,5 тыс. км. Россия обладает 59 международными авиакомпаний 78 аэропортами. Общее количество авиакомпаний, выполняющих международные рейсы, в ЕАЭС составляет 76, международных аэропортов - 102 [4].

В 2021 г. страны ЕАЭС нарастили объемы перевозок грузов и пассажиров по сравнению с 2020 г. Грузооборот ЕАЭС составил 9 391,6 млн. т-км. На Россию приходится 94,37% совокупных перевозок

грузов, выраженных в тыс. тонн. Беларусь занимает 2,32%, Казахстан - 2,17%, Армения - 1,11%, Кыргызстан - 0,03% в системе авиагрузоперевозок ЕАЭС в 2021 г. Пассажирооборот ЕАЭС в 2021 г. составил 264 182,8 млн. пасс.-км. На Россию приходится 88,31% совокупных перевозок пассажиров, выраженных в млн. человек. Казахстан занимает 7,56%, Армения - 1,91%, Беларусь - 1,51%, Кыргызстан - 0,72% от общего объема перевозок пассажиров в ЕАЭС в 2021 г. [4].

Таблица 2. Основные показатели развития воздушного транспорта государств-членов ЕАЭС в 2021 г. [4]______

Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация ЕАЭС

Грузооборот, млн. т-км 2,1 92,8 81,7 20,8 9 194,2 9 391,6

Пассажирооборот, млн. 416,5 4 602,3 14 815,7 1 086 243 262,3 264 182,8

пасс.-км

Перевозки грузов, тыс. 17,3 36,4 34 0,4 1 476,5 1 564,6

тонн

Перевозки пассажиров, 2,4 1,9 9,5 0,9 111 125,7

млн. человек

Таким образом, государства-члены ЕАЭС на постоянной основе ведут координацию и взаимодействие с целью развития сотрудничества и либерализации воздушного сообщения для создания и последующего развития общего рынка услуг воздушного транспорта в пределах территории государств-членов путем поэтапно-

го снятия всех действующих ограничений. Несмотря на то, что в системе транспортировки грузов в государствах-членах ЕАЭС воздушный транспорт занимает незначительную долю по сравнению с альтернативными видами, данная политика позволяет наращивать объемы перевозок грузов и пассажиров в пространстве ЕАЭС.

Библиографический список

1. Доклад ЕЭК: Анализ мирового рынка транспортных услуг в целях выработки рекомендаций по внедрению в ЕАЭС успешного передового опыта и наилучших международных практик. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/transport/Pages/info.aspx (дата обращения 22.03.2022).

2. Доклада ЕЭК - цифры и факты 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/3264_%D0%95%D0%AD%D0%9A_%D0 %A6%D0%98%D0%A4%20-

%202020_%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0 %BA%D0%B0%D0%98%D0%B8%D0%BD%D 1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82% D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.pdf (дата обращения 20.03.2022).

3. ЕЭК - О взаимной торговле товарами ЕАЭС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Docum ents/2021/Analytics_I_202112.pdf (дата обращения 22.03.2022).

4. ЕЭК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/transport.a spx (дата обращения 01.04.2022).

5. Альта-СОФТ: Тренды развития рынка грузовых авиаперевозок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/84221/ (дата обращения 01.04.2022).

THE STRUCTURE OF THE INTERNATIONAL AIR TRANSPORTATION MARKET

OF THE EAEU MEMBER STATES

T.I. Pochtareva, Student

Russian Customs Academy, St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov (Russia, St.-Petersburg)

Abstract. The article examines the structure of the international air transportation market in the EAEU space. Air transportation in the system of the coordinated transport policy of the EAEU is considered. The statistics of aviation cargo and passenger turnover by the EAEU countries are presented. Three main trends in the field of air cargo transportation are highlighted.

Keywords: air transportation, air cargo transportation, coordinated transport policy, EAEU, passenger transportation, cargo transportation, EAEU cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.