Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения интеграционных процессов развития кадрового потенциала сельского хозяйства'

Теоретические основы изучения интеграционных процессов развития кадрового потенциала сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Носкова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения интеграционных процессов развития кадрового потенциала сельского хозяйства»

Раздел «Курсы» включает типовые учебные программы и типовые планы, по которым проходит обучение в институте, а также план проведения курсов на ближайший период.

В разделе «Обучение» располагается информация об учебной базе, условиях проведения курсов и проживания, учебных центрах (конкретных предприятиях).

Порядок приема на курсы рассматривается в разделе «Клиентам». Пункт «Подача заявок» вызывает страницу, которая содержит в себе не только форматированный текст, оформленный в таблицу, но и ссылку на скачивание документа MS Word, в котором содержится готовый бланк подачи заявления (рис. 2).

На сайте имеется красочное представление литературы, изданной институтом повышения ква-

лификации агробизнеса, имеется связь с сайтами Информационно-консультационного центра и Образовательного портала Брянской ГСХА.

Используя меню «Гостевая» (рис. 3), каждый посетитель сайта может оставить свои замечания, комментарии или же пожелания. Страница выполнена при помощи PHP-скриптов.

Использование разработанного информационного сайта позволяет Брянскому институту повышения квалификации кадров агробизнеса снизить затраты на создание и распространение рекламных листовок, усовершенствовать обратную связь с клиентами, уменьшить затраты времени на распространение информации о курсах, а также увеличить количество проинформированных клиентов при минимальных затратах.

Рисунок 2. Содержимое элемента Рисунок 3. Содержимое меню «Гостевая»

«Подать заявку» меню «Клиентам»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

М.В. Носкова, к.с-х н., доц. Алтайского государственного аграрного университета

В настоящих условиях рыночной интеграции агропродовольственного сектора, с разных аспектов исследуются тенденции и проблемы его государственного регулирования. Некоторые соотечественники, сориентированные концепцией и прогнозом долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. на переход российской экономики от экспортно-сырьевого, к инновационному, социально-ориентированному типу развития, находятся в поиске источников повышения конкурентоспособности АПК. Установлено, что развитие искомого источника возможно при условии интеграции аграрной науки, образования и современных технологий, дающих основы формирования инновационной экономике означающей трансформацию интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического развития отрасли, чем и обусловлена актуальность проводимых исследований.

В основе формирования новой экономики подразумевается развитие экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами [1].

На наш взгляд, инновационность экономики должна предполагать высокую восприимчивость человеческих ресурсов, означающую развитие и реализацию кадрового потенциала особенно аграрных спе-

циалистов, их способность создавать, оценивать и использовать новшества в процессе своей профессиональной деятельности. Необходимым условием формирования специфических способностей к инновационной восприимчивости является сохранение и оптимальное развитие общих и профессиональных способностей индивидов, выражающихся в индивидуальном кадровом потенциале, что обеспечивается нормализацией всего процесса общественного воспроизводства, в том числе воспроизводства высокопотенциальных человеческих ресурсов.

Развитие специфических способностей аграрных кадров к инновационной деятельности предполагает инвестиции на развитие индивида как носителя определенных профессиональных качеств, необходимых для выполнения творческих функций.

Поэтому формирование инновационной восприимчивости, как высшего уровня развития потенциала профессионала, непосредственно связано с интеграционными процессами в сфере аграрного образования, высокопрофессиональной подготовки отраслевых научных кадров, современных технологий переподготовки и повышения квалификации кадрового состава субъектов рынка.

В свете указанных воззрений, а так же принимая во внимание цикличность развития любой социально-экономической системы и наличия проблем развития человеческих ресурсов, была осуществле-

на попытка изучить особенности процесса развития кадрового потенциала сельского хозяйства методом создания авторского варианта теории развития кадрового потенциала сельского хозяйства, представленной в виде схемы рис. 1.

Поскольку основой создания теории развития кадрового потенциала послужили интернальные и экстернальные классические и современные экономи-

ческие теории, объясняющие причины циклического характера социально-экономических систем, необходимо пояснить, что экономические колебания, принявшие циклический характер возникли с тех пор, как в рамках капиталистического общества, совершился переход к индустриальному производству, а циклом считается процесс, включающий в себя ряд последовательно сменяющих друг друга фаз [2, 3, 4].

I. стадия формирования: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Технологии управления развитием навыков с.-х. труда Индивидуального потенциала

развития (А ИПР)

I II. стадия интенсивного развития: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Технологии управления развитием Индивидуального Кадрового Потенциала (Д ИКП)

Способы развития:

- получение профессионального образования

4 уровня развития (ДИКП) для:

- начального (ПТУ) - НПО;

- среднего (колледж, техникум) СПО;

- высшего (ВУЗ))

- магистратура;

- аспирантура; послевузовского

III. стадия реализации: РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ

Технологии управление развитием Кадрового Потенциала Персонала (Д КПП), и Кадрового Потенциала Отрасли (Д КПО)

л

Способы разви-

тия:

і г

Кадровая политика на производстве

4 уровня развития ИКП, КПП КПО и квалификация:

Кадровая политика в научных учреждениях

Кадровая политика учреждений дополнительного образования, повышения квалификации и переквалификация

- руководитель;

- специалист предприятия;

- квалифицированный рабочий;

- предприниматель ЛПХ и КФХ

научный работник; изобретатель

IV.стадия бифуркации: (СПАД или СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ) Рисунок 1. Теория развития кадрового потенциала сельского хозяйства

В результате теоретического анализа особенностей и обобщения закономерностей развития кадрового потенциала сельского хозяйства, автором был установлен противоречивый и трудно измеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии тренда.

Отраслевое развитие кадрового потенциала как экономической системы, происходит циклично, то есть неравномерно, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения, положительные и отрицательные тенденции, поэтому развитие кадрового потенциала должно рассматриваться, интегрировано и не только за различные периоды времени, но и в различных аспектах.

Предлагаемая теория развития кадрового потенциала раскрывается в следующих основных положениях:

- для динамичного развития кадрового потенциала сельского хозяйства, необходимо развитие высокого уровня индивидуального кадрового потенциала, который вследствие возникающих эффектов синергии в коллективе обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности предприятия и отрасли в целом;

- согласно органическому подходу к управлению, системное развитие кадрового потенциала происходит неравномерно по шкале времени и может быть представлено в категориях цикличности, характеризующей как процессуальность фаз развития, так и его стадийность. Общий цикл развития

кадрового потенциала равен периоду жизненного цикла человека продолжительностью в среднем около 60 лет (при условии выхода на пенсию в 65лет), который априори можно разделить на две фазы. Первая фаза предполагает две стадии. Первая, из которых называется стадией формирования ресурсного потенциала, может измеряться периодом дошкольного развития (5-7 лет) и общеобразовательного обучения длящегося 8-11 лет. Вторая, считается стадией интенсивного развития, включающая период профессионального обучения продолжительностью от 2 до 10 лет, горизонт которого зависит от уровня получаемого образования, количества специальностей и вида послевузовского образования.

Вторая фаза агрегирована на самую длительную и сложную стадию реализации результатов развития, продолжительностью 42-50 лет. Завершающая цикл развития четвёртая стадия бифуркации, которая может стать стадией спада развития кадрового потенциала, из-за возрастных ограничений и выхода на пенсию, либо, при создании оптимальных условий развития трансформироваться в стадию совершенствования уровня качества кадрового потенциала:

- инвестиции в интеграционное развитие кадрового потенциала, наряду с производственными создают эксклюзивные положительные синергетические эффекты, которые проявляются в увеличении возможностей профессионалов (руководителей, менеджеров, специалистов, предпринимателей, квалифицированных рабочих), обеспечивать не только качество их индивидуального кадрового потенциала, но и высокую конкурентоспособность предприятия, отрасли, кроме того, могут быть клю-

чевым фактором экономического роста и безграничного источника развития.

Следуя основным положениям «Теории развития кадрового потенциала сельского хозяйства» и особенностям циклического характера исследуемого процесса, было определено три вида циклов, характерных для развития основных моделей кадрового потенциала: цикл развития индивидуального кадрового потенциала (ДИКП), цикл развития кадрового потенциала предприятия (ДКПП) и цикл развития кадрового потенциала отрасли (ДКПО).Таким образом, представленные теоретико-методологические основы кадрового потенциала сельского хозяйства, имеют особенности, изучив которые можно применять для эффективного управления интеграционными процессами его развития.

Источники

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р http://www.lerc.ru/articles /0012/0002/?ра|1=Ьоок8

2. Вечканов Г.С. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., пе-рераб. и доп. - М.:ИНФРА-М., 2007. - 495 с.

4. Носкова М.В. Особенности процесса развития кадрового потенциала сельского хозяйства. Экономика и управление: проблемы развития: Материалы международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 25-26 ноября 2009 г.: В 3 ч. Ч. III / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Е. Бельских. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. - 211 с.

СНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Н.С. Зонова, к.э.н., доц., зав. каф., Суслопарова Е.Н. ст. преп. Вятской государственной сельскохозяйственной академии

Опыт показывает, что полнофункциональная информационная система не может работать эффективно, не будучи интегрированной. Интегрированная информационная система основана на единой аппаратно-программной платформе и общей базе данных, где все функциональные подсистемы взаимосвязаны на основе единого технологического процесса обработки информации.

Рассматривая сельскохозяйственные предприятия как объекты для функционирования информационных систем, следует принять во внимание характерные особенности их деятельности, которые определяют характер и состав функциональных подсистем и задач управления, а так же уровень самих информационных технологий.

Исследование содержания и источников возникновения управленческой информации, а также каналов ее использования в сельскохозяйственных предприятиях показало, что система техникоэкономических показателей, формируемая в производственной сфере и используемая специалистами отраслей для оперативного управления, служит основой для решения задач учета, планирования и анализа не только на уровне предприятия, но и для осуществления мониторинга на уровне районного и областного руководства. Удовлетворение потреб-

ностей такого широкого круга пользователей возможно на основе интегрированного подхода к построению экономических информационных систем сел ьскохозяйственн ых п ред приятий.

Актуальность формирования интегрированных информационных систем сельскохозяйственных предприятий в Кировской области обусловлена реализацией проекта создания «Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса» (ЕСИО АПК).

В настоящее время на предприятиях АПС накоплен определенный опыт использования компьютерной техники для обработки учетной и управленческой информации, создания автоматизированных рабочих мест специалистов. Анализируя опыт формирования интегрированных информационных систем в сельскохозяйственных предприятиях Кировской области можно выделить две традиционные подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Обеспечивающая подсистема включает техническое, программное, математическое, организационно-правовое и кадровое обеспечение. Она должна соответствовать требованиям функциональной подсистемы информационной системы сельскохозяйственного предприятия и удовлетворять запросы ЕСИО АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.