Научная статья на тему 'Теоретические основы и классификация налогового администрирования'

Теоретические основы и классификация налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2754
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / TAX CONTROL / TAX ADMINISTRATION / CLASSIFICATION OF TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклина Татьяна Валерьевна

Статья посвящена основным теоретическим аспектам налогового администрирования. Приведены концептуальные отличия двух дефиниций налогового администрирования и налогового контроля, которые зачастую отождествляются. Проанализированы основные критерии отличия данных процессов. Приведена классификация налогового администрирования с точки зрения взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, методов осуществления по уровню регулирования и масштабу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basis and classification of tax administration

The Article covers the main theoretical aspects of tax administration. Are conceptual differences between the two definitions tax administration and tax control, which are often identified. Analyzed the main criteria for distinction of these processes. Classification of tax administration in terms of the relationship between the state and taxpayers, methods of implementation, the level of regulation and scale.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы и классификация налогового администрирования»

УДК 336.225.673

Т.В. Куклина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Статья посвящена основным теоретическим аспектам налогового администрирования. Приведены концептуальные отличия двух дефиниций - налогового администрирования и налогового контроля, которые зачастую отождествляются. Проанализированы основные критерии отличия данных процессов. Приведена классификация налогового администрирования с точки зрения взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, методов осуществления по уровню регулирования и масштабу.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговое администрирование, классификация налогового администрирования.

Термин «налоговое администрирование» прочно вошел в терминологию налогообложения. При этом существующий диссонанс в трактовке данного определения заставляет вновь обращаться к данной теме и по-новому рассматривать сущностные критерии налогового администрирования.

Для начала определимся, что есть само администрирование. Современный экономический словарь трактует администрирование как «преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов». Более современно определение, данное А. Файолем: «Администрировать - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать» [1]. Иными словами, однозначно можно сказать, что налоговое администрирование представляет собой процесс управления налоговыми отношениями.

Первый осмысленный ответ на вопрос о сущности налогового администрирования дал М.Т. Оспанов в работе «Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений» [2]. Налоговое администрирование определяется как осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством.

В целом, анализируя размышления различных авторов на тему налогового администрирования, их выводы о сущности данного явления можно объединить в три группы:

1. Налоговое администрирование - это практическая деятельность налоговых служб [3, 4].

2. Налоговое администрирование - это то же, что налоговый контроль [5, 6].

3. Налоговое администрирование - это управление налоговыми отношениями [7, 8, 9].

С первым и третьим суждениями можно согласиться, но, по мнению автора, налоговое администрирование никак нельзя отождествлять с понятием налогового контроля, поскольку администрирование предполагает процесс управления объектом, а управление включает в себя такие элементы, как планирование, регулирование, контроль. Получается, сторонники мнения,

что налоговое администрирование есть исключительно контрольная деятельность налоговых органов, исключают такие элементы управления, как планирование и регулирование.

Отличия между налоговым администрированием и налоговым контролем состоят:

• в субъектно-объектном составе;

• целеполагании;

• функциональной характеристике;

• принципах осуществления;

• методах осуществления.

Отличительные критерии налогового администрирования и налогового контроля

Критерии Налоговое администрирование Налоговый контроль

Сущностная характеристи- ка Налоговое администрирование есть система управления налоговыми отношениями Налоговый контроль является элементом финансового контроля и налогового механизма

Объект Налоговые отношения Деятельность субъекта, как налогоплательщика

Функции Планирование Учет и регулирование Контроль Фискальная Контрольная Регулирующая

Методы Совокупность методов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также совокупность методов осуществления контрольных мероприятий Только совокупность методов осуществления контрольных мероприятий

Цель Оптимальная организация налоговых отношений уполномоченными органами исполнительной власти для максимальной реализации фискальной составляющей налогов и сборов Обеспечение полноты собираемости налогов в бюджет посредством контрольных мероприятий, в т.ч. препятствие уходу от налогов

Задачи Повышение престижа налоговой службы и налоговой культуры налогоплательщиков Обеспечение полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками

Совершенствование сотрудничества с налогоплательщиками при осуществлении налоговых отношений Соблюдение налогового законодательства и предупреждение его нарушений

Повышение собираемости налогов Контроль за правильностью ведения бухгалтерского и налогового учета и составления бухгалтерской и налоговой отчетности

Противодействие уклонению от уплаты налогов и применению налоговых схем Контроль за деятельностью банков в части осуществления взаимодействия их с налогоплательщиками

Прогнозирование развития налоговых отношений

Методы Превентивный и одномоментный; дифференцированный и нейтральный; силовой и партнерский Сплошной и выборочный; предварительный, текущий и последующий камеральный и выездной

Принципы Законность Объективность Прозрачность Непрерывность Научность Действенность Результативность Информационность Дифференцированность Массовость Регулярность Всеобъемлемость Превентивность Действенность Научность Прозрачность Независимость

Источник: составлено автором на основе [3, 5, 6, 7, 8, 10].

На основании проведенного анализа научных источников по вопросам налогового администрирования можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование не следует отождествлять с налоговым контролем по многим критериям (таблица).

Налоговое администрирование имеет несколько модификаций, т.е. можно представить своего рода классификацию налогового администрирования:

1. По уровню осуществления: федеральное, региональное, территориальное. Структура налоговой службы - иерархичная и выстроена в соответствии с территориальным устройством России. Налоговая служба включает в себя центральный аппарат ФНС, Управления ФНС по субъектам РФ, территориальные налоговые инспекции. Кроме того, в состав налоговых органов входят межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Мероприятия налогового администрирования обеспечивают все уровни налоговой службы, включая центральный аппарат ФНС. В работах некоторых исследователей [11] отмечается, что центральный аппарат ФНС не осуществляет процедуры налогового администрирования. С точки зрения автора, это не так, поскольку к функциям центрального аппарата ФНС относится, в частности, аналитическая и методическая работа, что, в свою очередь, можно отнести к такому элементу управления, как регулирование. Кроме того, налоговое администрирование на федеральном уровне осуществляют межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. В их сферу деятельности зачислены все элементы практической деятельности территориальных инспекций, просто относимых к конкретному кругу налогоплательщиков.

2. По масштабу регулирования: национальное и международное. Процедуры управления налоговыми отношениями, регламентированные национальным законодательством, относятся к национальному налоговому администрированию. В каждом государстве будут свои особенности его осуществления, начиная с самой организации налоговой службы. Существуют общие подходы организации налоговых органов в стране, но в любом государстве будут наблюдаться внутренние особенности как формирования структуры налоговых служб, так и их функционирования. Однако процессы глобализации затрагивают также и налоговую сферу. Началу становления международного налогового администрирования предшествовала гармонизация налоговых систем, начавшаяся в 1951 г., когда было создано Европейское объединение угля и стали, в связи с чем были ликвидированы таможенные пошлины (они в ряде стран относятся к налоговым платежам) на продукцию черной металлургии и каменноугольной промышленности [12]. Сегодня процесс гармонизации налогового администрирования включает в себя:

- подписание соглашений об избежании двойного налогообложения;

- совместные действия развитых стран по пресечению применения офшорных схем;

- совместные действия стран по противодействию использованию трансфертных цен с целью минимизации налоговых платежей.

Принципы гармонизации налогового администрирования, принятые Решением Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества от 5 апреля 2002 г. № 75 «Об Основных принципах гармонизации налогового администрирования в государствах - членах ЕврАзЭС», следующие:

1) придание ведомственным нормативным правовым актам большей четкости, не оставляющей места для неоднозначного толкования;

2) совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков;

3)совершенствование организационной структуры аппарата налоговых органов;

4) совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций;

5)организация работы по оперативному доведению до налогоплательщиков информации о действующем законодательстве и разъяснению порядка его применения;

6) сокращение налоговых льгот;

7) развитие информационных технологий в налоговой системе;

8) обеспечение взаимодействия совместных информационных систем управления;

9) установление единых правил обеспечения соответствия документированных сведений о налогоплательщике конкретному лицу;

10) повышение результативности рассмотрения налоговых споров;

11) расширение практики решения споров с налогоплательщиками в досудебном порядке;

12) унификации норм и правил в области контроля трансфертного ценообразования;

13) установление равных мер ответственности за идентичные по характеру налоговые правонарушения;

14) унификация положений соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал [12].

3. По методам. Здесь можно выделить сразу несколько видов: силовое и партнерское, дифференцированное и нейтральное, одномоментное и превентивное. Рассмотрим каждый вид подробнее.

С точки зрения методов, применяемых к налогоплательщику, и установления взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, может быть реализован силовой или партнерский подход. Силовой метод предполагает больший уклон на контрольную составляющую налогового администрирования. Цель налоговых органов - максимизация налоговых поступлений в бюджет за счет жестких мероприятий налогового контроля, обеспечивающих выявление фактов налоговых сокрытий. Данный метод предполагает участие также силовых структур при осуществлении мероприятий налогового контроля. В таких случаях на налогоплательщиков оказывается достаточно сильное воздействие, что часто в литературе называют «налоговым террором». При этом, как это нередко случается, силовое воздействие усугубляет проблемы коррупции, а это означает рост теневой экономики. Также данный подход характеризуется высокими издержками на проведение налогового контроля. Негативным последствием такого подхода является и снижение деловой активности хозяйствующих субъектов в условиях усиливающегося пресса со стороны властных субъектов налоговых отношений -налоговых и правоохранительных органов. Все эти негативные последствия

силового подхода налогового администрирования наблюдались в России в период рыночных преобразований и становления налоговой системы. Зачастую силовой подход налогового администрирования сочетается с усилением фискальной функции налогообложения.

Налоговое администрирование, основанное на принципах партнерства, предполагает достижение при соблюдении налогового законодательства баланса интересов налогоплательщика и государства на основе сотрудничества. При таком подходе возможно развитие таких специфических институтов, как досудебное урегулирование споров и налоговое консультирование. Налоговая служба при партнерском подходе является консультирующим органом для налогоплательщика. При партнерской концепции налогового администрирования главной задачей является не контроль всех налогоплательщиков с точки зрения неуплаты налогов и привлечения нарушителей к ответственности, а своевременность и полнота уплаты налогов. Важная роль при таком подходе отводится такому неформальному институциональному аспекту, как независимое налоговое консультирование. Налоговые консультанты, являясь независимыми сторонами между налоговыми органами и налогоплательщиками, оказывают помощь и тем и другим, в частности, налогоплательщикам предлагают законные способы оптимизации налоговых платежей, а налоговым органам передают сведения о возможных законных и незаконных способах минимизации налогов с тем, чтобы налоговые органы были готовы к определенным недобросовестным действиям налогоплательщиков.

Несмотря на кажущуюся идеальность такого подхода, он не лишен недостатков. Главный его недостаток в том, что отнюдь не все страны готовы к воплощению данной модели. Причины такого нежелания выстраивать партнерские взаимоотношения в России генерируются всеми субъектами налогового администрирования, и они следующие [13]:

• Слабая заинтересованность российских налогоплательщиков в развитии партнерских отношений при ожидании получения больших финансовых выгод от неформальных договоренностей.

• Низкая мотивация налоговых органов к изменению принципов и методов налогового администрирования.

В зависимости от отношения к налогоплательщику можно выделить дифференцированное и нейтральное налоговое администрирование. При дифференцированном налоговом администрировании проводится разграничение налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных. Дифференциация заключается в проведении контрольных мероприятий и предоставлении налоговых преференций в зависимости от степени исполнения налогоплательщиками налоговой дисциплины. Добросовестные налогоплательщики получают дополнительные льготы и расширенное информационное сотрудничество с налоговыми органами в сравнении с недобросовестными, которые, напротив, подвергаются более жесткому контролю и утрачивают возможность получения дополнительных налоговых льгот.

Нейтральное налоговое администрирование базируется на налоговом законодательстве, не содержащем отдельные нормы и правила, применяемые к добросовестным и недобросовестным налогоплательщикам. В российском налоговом законодательстве прослеживается нейтральность по отношению к

налогоплательщикам с различной степенью соблюдения налоговой дисциплины и термин «добросовестный налогоплательщик» ничего в себе не несет с точки зрения особого отношения к данному налогоплательщику со стороны государства.

С точки зрения подхода к осуществлению контрольных мероприятий выделяют одномоментное и превентивное налоговое администрирование [14].

Одномоментный подход основан на поиске фактов уклонения от уплаты налогов, новых схем минимизации налоговых платежей. При этом основным минусом данного подхода является то, что налоговые службы борются с уже свершившимся фактом нарушения налогового законодательства и узнают о появившихся незаконных способах налоговой минимизации в ходе проводимых проверок. Таким образом, в этом случае налоговые органы изначально «проигрывают» налогоплательщикам в плане знания пробелов налогового законодательства.

Второй подход «превентивный (или предупредительный), более затратный как в плане денежных затрат, так и трудозатрат. В этом случае главной задачей налоговых органов является предупреждение появления новых схем и квалификация наиболее рискованных налогоплательщиков, которые способны их реализовать. Такой подход требует также и высокой квалификации сотрудников налоговых органов. В России в 2007 г. появился элемент данного подхода, выраженный в методике оценки риска налогоплательщика на основе разработанных 12 критериев.

Российская налоговая система в настоящее время переживает очередной этап налоговой реформы, которая ставит целью совершенствование налогового администрирования. Исследования экономистов относительно сути налогового администрирования, его методов, классификации и т. д. позволят в итоге сформировать единую концепцию относительно развития налогового администрирования, наиболее адекватную современному социально-экономическому развитию нашего государства.

Литература

1. Wren Daniel A., Bedeian Arthur G., Breeze John D. The foundations of Anri Fayol’s administrative theory [Electronic sourse]. URL: http://www.bus.lsu.edu/management/ faculty/ abedeian/ articles/Fayol. Pdf (accessed: 05.04.2013).

2. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс]. URL: http://dissertation1.narod.ru/ avtoreferats/ avtoref137.htm (дата обращения: 09.05.2013)

3. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005. № 6. С. 12-18.

4. Осетрова Н.И. Генезис терминов Налоговая система, Налогообложение, Налоговое администрирование // Вестн. Финансовой академии. 2008. №1. С. 75-85.

5. ДадашевА.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2008. 462 с.

6. Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования в контексте текущего этапа налоговой реформы // Налоговая политика и практика. 2003. №11. С. 25-32.

7. Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. М.: Финансы и статистика, 2011. 548 с.

8. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. 591с.

9. Титов А.С. Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. 24 с.

10. Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. М.: Финансы и статистика, 2008. 115 с.

11. Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России. Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2008. 348 с.

12. Попова Л.В., Дрожжина И.А., Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: ДИС, 2008.471 с.

13. Артеменко Д.А. Развитие методов налогового администрирования на основе риск-ориентированного подхода [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. Электрон. журн. М., 2011. URL: http://elibrary.finec.ru/library/materials/4880/ (дата обращения: 12.05.2013).

14. Фоминых А.К., Кузнецов П.В., Яковлев А.А. Идентификация неформальных бизнес-групп для целей налогового администрирования [Электронный ресурс]. URL: http:// www. aspe. spb.ru/_private/ASPE%20WP101.pdf (дата обращения: 12.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.