Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования у школьников умений предупреждать и разрешать конфликты'

Теоретические основы формирования у школьников умений предупреждать и разрешать конфликты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2836
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Почекаева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования у школьников умений предупреждать и разрешать конфликты»

РАЗДЕЛ IX ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.82

Р. А. Рогожникова, И. С Почекаева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ И РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ

Современный этап общественного развития характеризуется глобальными изменениями, сопряженными с возникновением и развертыванием серьезных противоречий во всех социальных сферах. Отмечается рост взаимной нетерпимости и неприязни.

В условиях обострения социальных противоречий возникают множественные конфликты в процессе общения между людьми, в том числе и между детьми. Школьникам особенно трудно адекватно реагировать на сложные жизненные ситуации. Они часто избирают деструктивные способы урегулирования разногласий и споров. Таким образом, формируется поведение в конфликтах, не ориентированное на кооперацию и сотрудничество и возникает лишь негативное отношение к конфликту

Общеобразовательные учреждения призваны воспитать в детях позитивное отношение к конфликту как способу разрешения возникающих противоречий, сформировать умения своевременно и конструктивно урегулировать конфликтные ситуации или трансформировать их в возможность самосовершенствования и оптимизации взаимоотношений с окружающими людьми. Тем не менее, школа редко справляется с этой задачей, т. к. многие педагоги далеко не всегда владеют необходимыми для разрешения конфликтов умениями и не могут сформировать эти умения у школьников. Лишь незначительное число учащихся получают помощь школьного психолога или учителя в случае возникновения коллизий со сверстниками. Это обусловлено тем, что формирование у школьников умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты остается проблемой, недостаточно разработанной в педагогической теории и практике воспитания.

Результаты научных изысканий в области отечественной педагогической конфликтологии разрознены и не систематизированы. Не определен и не изучен такой важный феномен как конфликтность. Не решен вопрос о методах урегулирования межличностных конфликтов в школьном возрасте. Мало внимания уделяется конфликтам, возникающим в системе «ученик-ученик».

Организуя исследование по данной проблеме, мы под конфликтом по-

нимали фазу развития межличностных или групповых отношений, в которой возникает требующее разрешения противоречие между личностно-значимыми целями, принципами, мотивами субъектов, испытывающих и осознающих нервно-психическое напряжение и предпринимающих объективные действия, в результате которых нарушаются границы персонального пространства оппонентов.

В сложных современных условиях в период глубоких преобразований в процессе перехода в исторически новое состояние проблема «Я-Другой» приобретает новый смысл.

Совершенно очевидно, что проблема конфликта напрямую связана с проблемой «Я-Другой», ибо от понимания Другого во многом зависит и наше поведение, и поведение этого Другого, когда человек, являющийся субъектом понимания Другого, уже в совершенно конкретных конфликтных ситуациях отдает себе отчет в том, что конфликтующий из себя представляет в данный момент, какую цель он преследует и какой у него эмоциональный настрой, можно рассчитывать на конструктивное разрешение конфликта. Понимание Другого как открытие пространства своего «Я» чрезвычайно важно на предконфликтном этапе.

Признавая, что конфликт может иметь безнравственную природу, мы в своем исследовании исходим из того, что конфликтность как качество личности не носит деструктивный характер, ибо выступает условием развития. Конфликтность рассматривается нами как итпегралъное качество личности, определяющее нравственное отношение личности к окружающим людям и проявляющееся в избираемых индивидом способах разрешения конфликтов.

В процессе воспитания происходит поэтапное развитие конфликтности, что позволяет выделить уровни данного качества.

В ходе исследования были выявлены следующие уровни конфликтности.

Примитивный, элементарный, соблюдения нейтралитета, адекватный и оптимальный.

Центральным в развитии личности, по мнению ряда исследователей (М. М. Бахтин, Б. С. Братусь, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.), является отношение человека к другому человеку. Нарушение именно этого отношения приводит к патологии личности - ее разрушению. С этой точки зрения отношение человека к другим людям является своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и по отношению к самому себе, его субъектно-сти. В связи с этим критерием выделения уровней конфликтности выступает сформированность структуры отношения. Отношение как интегральное образование имеет три структурных компонента: рациональный, эмоциональный и поведенческий.

Определены соответствующие критериальные показатели.

На примитивном уровне конфликтности для рационального компонента, который включает в себя объем теоретических знаний о психологопедагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения, показателями будут являться следующие:

- отсутствие у личности представлений о конструктивном межличностном общении, искаженное представление о конфликте и конфликтности;

- ранжирование умения, предупреждать и разрешать конфликты как второстепенного.

Эмоциональный компонент на данном уровне конфликтности характеризует эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия в конфликте. Для личности характерны бедность чувств, которая выражает отсутствие интереса к людям, слабую эмоциональную восприимчивость, а также низкий уровень коммуникативной толерантности, выражающийся в эмоциональной неустойчивости и агрессивности.

Поведенческий компонент отношения, включающий наличие системы практических умений и навыков по предупреждению и разрешению конфликтов, характеризуется на примитивном уровне игнорированием мнения и дел коллектива, низкой культурой общения, предпочтением тактики соперничества в конфликте, сознательным отказом от компромисса и сотрудничества.

На элементарном уровне конфликтности рациональный компонент характеризующиеся следующими показателями:

- формальный характер суждений о конфликте и конструктивном межличностном общении, характеризующийся разрывом между суждениями и поведением;

-интересы и мнения значимых для личности людей являются ценностью для индивида.

Показатели эмоционального компонента:

- крайне низкий уровень эмпатии;

- возникновение эмоциональных связей в процессе общения с личностно-значимыми людьми;

- проявление ситуативной коммуникативной толерантности в отношениях индивида с теми людьми, которые импонируют ему;

- эмоциональная возбудимость, ранимость, немотивированное чувство обиды, раздражительность по отношению к людям, к которым индивид не испытывает эмпатию;

- наличие потребности спорить, вступать в конфликты и соперничать.

Поведение личности на данном уровне конфликтности характеризуется отсутствием гибкости в установлении границ собственного персонального

пространства, непониманием Другого как открытие пространства своего «Я». У индивида отсутствует способность саморегуляции, отмечается низкий уровень самоорганизованности в конфликтных ситуациях, что приводит к высокой частоте конфликтных взаимодействий, неумению остановить эскалацию напряженности. Гармоничные отношения с окружающими возможны только по личностно значимым мотивам.

На уровне соблюдения нейтралитета суждения личности о конфликте и конфликтности отличаются ориентацией на бесконфликтное общение. Неуверенность, заниженный уровень притязания личности ведет к приспособленчеству. Индивид убежден в необходимости проведения «политики невмешательства».

Следует отметить наличие у индивида ситуативной коммуникативной толерантности к людям, не только «близким», но и «далеким».

Характеризуя показатели поведенческого компонента отношения, следует, прежде всего, назвать такие, как сознательный отказ от разрешения противоречий, лежащих в основе конфликта, предпочтение стратегии приспособления или избегания, что ведет к низкой частоте конфликтных взаимодействий.

Показатели рационального компонента адекватного уровня конфликтности выражаются в том, что представления личности о конфликте и конфликтности связываются с интересами других людей, а сущность межличностного общения осмысливается как нравственное отношение к человеку.

Эмоциональный компонент отношения характеризуется относительно эмоциональной устойчивостью в ситуации конфликта с несоответствием высших проявлений чувств внутренним переживанием. Характерна ориентация на установление устойчивых позитивных эмоциональных связей. В процессе урегулирования и предупреждения конфликтов личность переживает положительные эмоции. Эмоциональная отзывчивость содействует конструктивному межличностному общению.

Поведение индивида на адекватном уровне конфликтности отличается способностью занять непримиримую позицию по отношению к тем, кто не признает прав и свобод другого человека, целенаправленной манипуляцией конфликтными факторами в процессе общения, умением соразмерять цену конфликта с ценой межличностных отношений. Умение не допускать эскалацию напряженности и предупреждать открытые столкновения ведет к достаточно низкой частоте конфликтных взаимодействий.

Оптимальный уровень конфликтности характеризуется следующими показателями. Конфликт рассматривается как свобода личности, которая принимает необходимость разрешения противоречий, лежащих в основе конфликта, как личностно ценное. Осознание необходимости в воспитании гуманистической направленности собственной личности и формировании навыков конструктивного межличностного общения, в том числе в ситуации конфликта.

Для личности характерен высокий уровень общей коммуникативной толерантности. Эмпатическое восприятие человека и эмоциональная отзывчивость позволяют индивиду прогнозировать поведение партнера, зарождение и развитее конфликта, становятся средством конструктивного общения.

Содействуя гармонизации отношений в коллективе, личность вносит реальный вклад в его успехи, соотносит свои действия с самочувствием и интересами других людей. Индивид умеет предвидеть конфликт и его возможные последствия, творчески и конструктивно снимать напряженность во взаимоотношениях и до конца разрешать конфликтную ситуацию, используя преимущественно тактику сотрудничества в конфликтном взаимодействии.

Построение модели формирования умений предупреждать и разрешать конфликты в школьном коллективе опирается на соответствующие принципы организации воспитательного процесса:

- принцип гармонизации отношений личности и социума в процессе разрешения конфликтов выражается в защитных функциях государства, общества, образовательных институтов, которые призваны обеспечить биологическую, психофизиологическую, интеллектуальную, духовно-нравственную и социальную безопасность ребенка;

- принцип соотнесения стадии идентификации личности в группе с уровнем конфликтности требует соотносить процесс предупреждения и разрешения конфликтов со стадией идентификации личности в коллективе, членом которого он является;

- принцип разрешения конфликтов на основе признания нравственных ценностей гражданского общества учитывает школьника как цель и субъект образовательного процесса, обеспечивает организацию условий, в которых ребенок через позитивное решение противоречий сохраняет достоинство своей личности;

- принцип субъект-субъектной деятельности в разрешении конфликтов предоставляет личности право вступать в конфликт и разрешать противоречия, лежащие в его основе, в соответствии со своими целями, нравственными ориентациями и социально-коммуникативными условиями взаимодействия;

- принцип самоактуализации личностного потенциала в процессе разрешения конфликтов предполагает сознательную планомерную деятельность школьника, направленную на совершенствование своей личности, в том числе, на достижение оптимального уровня конфликтности;

- принцип сочетания педагогического управления с самоуправлением школьников в процессе разрешения конфликтов утверждает ведущую роль педагога в организации деятельности воспитанников; педагогическое руководство направлено на то, чтобы процесс воспитания самостоятельности

как интегрального качества личности школьника способствовал предупреждению и позитивному разрешению конфликтов;

- принцип формирования образовательного пространства, гармонизирующего интересы ребенка и коллектива предполагает, что при организации взаимодействия школьника и коллектива важно учитывать, что коллектив является необходимым условием для самореализации и самоутверждения личности подростка и поэтому в процессе жизнедеятельности коллектива особую актуальность приобретает урегулирование конфликтов между его членами.

Выявленные закономерности и принципы организации воспитательного процесса, ориентированного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты в школьном коллективе, позволили создать модель данного процесса как схематичное воспроизведение его структуры, взаимосвязей и отношений между элементами исследуемого объекта (таблица).

Модель включает в себя соответствующие этапы воспитательного процесса. Воспитание на каждом этапе имеет определенное содержание и осуществляется через соответствующие методы и формы. Реализация того или иного этапа воспитания выводит школьника на более позитивный уровень конфликтности.

Выделены 5 этапов воспитательного процесса по формированию умений предупреждагь и разрешать конфликты:

- «демонстрационный» - предъявление образцов предупреждения и преодоления фрустрирующих ситуаций;

- «ритуальный» - формирование умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты;

- «стереотипный» - создание воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление у школьников умений предупреждать и разрешать конфликты;

- «осознанный выбор» - осмысление школьниками социальной и личностной значимости предупреждения и разрешения конфликтов;

- «самоактуализация» - включение школьников в процесс предупреждения и позитивного разрешения конфликтов в коллективе.

Методами формирования рационального компонента конфликтности являются убеждение, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример.

Метод убеждения обеспечивает формирование убежденности ученика в необходимости построения конструктивных отношений в коллективе.

Метод разъяснения ориентирован на конкретную личность и поэтому предполагает учет индивидуальных особенностей школьника, а также конкретных сложившихся обстоятельств (социометрический статус в коллективе, особенности взаимоотношений с одноклассниками, характер конфликтной ситуации и т. п.). В ходе разъяснения формируются установки на положительное восприятие конфликта и позитивное разрешение противоречий.

268

Модель воспитательного процесса, направленного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты в школьном коллективе

Этапы формирования умений предупреждать и разрешать конфликты Содержание воспитательного процесса по формированию умений предупреждать и разрешать конфликты Методы и формы воспитания Уровни конфликт- ности

демонстрационный: предъявление образцов предупреждения и разрешения конфликтов Элементарные знания о конфликте, признаках видах, типах поведения в конфликте, значении урегулирования конфликтов в процессе общения. Умения: вычленять конфлгасгогенные факторы в поведении и частично избегать их; трансформировать оценочные высказывания по типу «Я-высказывание»; использовать косвенные методы урегулирования конфликтов: «выход чувств», положительная оценка личности, расширение восприятия конфликта. Отношения: к себе как части коллектива: к общению как потенциальному сотрудничеству с окружающим миром; к конструктивным способам поведения в конфликте как возможности разрешения сложных ситуаций во взаимоотношениях с людьми. Основные методы: убеждение, разъяснение, требование, беседа, пример, поручение, педагогическая ситуация, создание ситуации успеха, поощрение, наказание. Формы: консультация, инструктаж откровенный диалог, собрание, игра, тренинг, конкурс, тематическая дискотека, соревнование, субботник, турпоход и др. Примитив- ный

ритуальный: формирование умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты Знания о причинах, динамике конфликта, параметрах межличностного обшения (персональном пространстве и границах общения). Умения: слушать окружающих, не перебивая их. адекватно передавать своими словами услышанное, выстраивать оценочные высказывания по типу «Я-высказывание»; использовать различные тактики при разрешении конфликтов; учитывать параметры межличностного общения; использовать метод убеждения, косвенный метод «обмен позиций», соблюдать правила переговоров при урегулировании разногласий через посредника. Отношения: к конфликту как способу разрешения противоречий. Основные методы: упражнение, моделирование конфликтной ситуации. Формы: психологическое тестирование, КТД, переговоры, встреча с интересными людьми и др. Элементар- ный

стереотипный: создание воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление у подростков привычных форм предупреждения и разрешения конфликтов Знания: об индивидуальных психологических особенностях, конфликтности, уровнях конфликтности. Умения: контролировать свое эмоциональное состояние: активно использовать техники активного восприятия и «Я-высказываний»; преимущественно избегать конфликтогенов; соразмерять цену конфликта с ценой межличностных отношений; варьировать параметры собственного персонального пространства; идти на компромисс, искать варианты сотрудничества с окружающими; анализировать возникающие конфликты. Отношения: к личности другого человека как ценности: к сотрудничеству как оптимальному способу разрешения конфликтов. Основной метоп: моделирование конфликта в его полной динамике. Формы: диспут, групповая дискуссия и др. Соблюде- ние нейтрали- тета

осознанный выбор: осмысление школьниками социальной и личностной значимости предупреждения и разрешения конфликтов Знания: о способах оптимизации деятельности и взаимоотношений с окружающими. Умения: учитывать индивидуальные особенности партнеров по общению, предвосхищать их эмоциональные и поведенческие реакции, придерживаться тактики сотрудничества в ситуации конфликта, убеждать, прогнозировать конфликт и предупреждать его. Отношения: к конструктивному разрешению конфликта как личностно ценному; к предупреждению конфликта как приоритетному способу разрешения противоречия; непримиримое отношение к нарушению прав и свобод окружающих. Основной метод: проект. Формы: арт-упражнеиия (рисунок, танец и др.). Адекват- ный

самоактз'ализация: самостоятельное включение подростков в процесс позитивного разрешения противоречий в коллективе Знания: о взаимосвязи конфликтности с другими качествам и и характеристиками личности; о единстве гармоник и конфликта. Умения: регулировать свое эмоциональное состояние: вести переговоры с оппонентом без участия посредника; выступать посредником в разрешении конфликтов между одноклассниками; определять цель, задачи и методы самовоспитания и развития личности. Отношения: к разрешению конфликта как способу самосовершенствования и совершенствования отношений в коллективе. Основные методы: методы самовоспитания. Формы: неформальная спонтанная беседа, индивидуальная программа самосовершенствования личности и др. Оптималь- ный

Р. А. Рогожникова, И. С. Почгкаева

В ходе этической беседы углубляются и обобщаются конфликтологические знания, происходит формирование конструктивных взглядов и убеждений - неотъемлемой части конфликтной компетентности. Особую актуальность приобретают индивидуальные беседы с учащимися в период разворачивания межличностных и групповых конфликтов с их участием.

Одним из наиболее эффективных методов формирования рационального компонента конфликтности в старшем школьном возрасте являются диспуты по проблемам общения. Диспут по своей природе является спором, а значит, представляет собой столкновение противоположных взглядов и убеждений. Именно поэтому правильно организованный диспут не только создает конструктивные установки на ситуацию конфликта, но и подготавливает школьников к самостоятельному ведению дебатов и переговоров, одновременно формируя содержательно-операционный компонент конфликтности.

Можно сказать, что все перечисленные выше методы в действии выступают в качестве примера того, как убеждать оппонентов в конфликте, объяснить и разъяснять свою позицию, выстраивать грамотный диалог с противоположной стороной. Кроме того, на становление конфликтной компетентности школьника сильно воздействует личный пример педагога и одноклассников в реальных конфликтных ситуациях.

Вторая группа методов - упражнение, поручение, воспитывающие ситуации - формирует поведенческий компонент конфликтности.

Упражнения на разрешение конфликтов могут быть систематизированы и организованы в форме конфликтологических тренингов. Значительную часть этих тренингов составляет обучение конструктивному взаимодействию (тренинг межличностного общения). Следует дать понять каждому ребенку, что он интересен сам по себе, интересны его мысли, слова и поступки. В процессе совместного анализа подросток подводится к соответствующему осмыслению: «Мой одноклассник равен мне; ему тоже бывает плохо, как и мне; он также радуется, как и я; он, как и я, хочет, чтобы его понимали и любили. С другой стороны, и я равен ему; я тоже могу быть интересным, как и он; во мне много хорошего; я также неповторим; Я есть целый мир».

Упражнения на предупреждение и разрешение конфликтов максимально эффективны, если суть обыгрываемого конфликта и его предмет глубоко прочувствованы школьником и максимально приближены к реальности. Это позволяет ему ощутить «вовлеченность» в псевдоконфликт.

При этом не следует охраничиваться гипотетическими моделями, ибо в данном случае возникает противоречие между методами разрешения конфликтов и действительными способами решения противоречий.

Правильно и последовательно проводимые конфликтологические тренинги способствуют созданию гуманной атмосферы в классе, которая является

основой успешной организации воспитательного процесса по формированию умений предупреждать конфликты в коллективе.

На занятиях тренинга школьники овладевают методами урегулирования разногласий.

Обучение этим методам происходит поэтапно. На демонстрационном этапе школьники овладевают наиболее общими и простыми методами разрешения конфликтов, на последующих этапах задача усложняется и происходит освоение более сложных методов урегулирования конфликтов.

Традиционно методы предупреждения и разрешения конфликта делят на прямые и косвенные.

К первой группе относят методы убеждения, переговоров без участия и с участием третьей стороны, групповой дискуссии, принуждения и развода конфликтующих.

Метод убеждения является проникающим в данной системе методов. Умение грамотно и убедительно выдвигать аргументы и контраргументы в ситуации конфликта является особо ценным в любом взаимодействии с оппонентами.

Метод переговоров без участия посредника. Переговоры - эго форма диалога или полилога двух или более сторон с целью совместного нахождения взаимоприемлемого решения в процессе разрешения конфликта. Открытые и эффективные переговоры конфликтующих сторон считаются основным методом разрешения противоречий. Они предполагают владение оппонентами рядом навыков ведения диалога / полилога:

- владение техникой активного восприятия ;

- демонстрация уважения к личности оппонента вопреки возможному негативному отношению к его конкретным поступкам и действиям;

- умение формулировать личностно-окрашенные высказывания о своем состоянии, чувствах и намерениях, избегая конфликтогенов (слов, жестов, действий, способствующих эскалации напряженности);

- умение строить алгоритм совместного поиска решения конфликтной ситуации и др.

Метод переговоров через посредника. Если школьники, вступившие в межличностный конфликт, не владеют навыками ведения переговоров или их взаимоотношения достигли такого накала, что напряженность не может быть снята без вмешательства извне, работает метод переговоров через авторитетного (пользующегося доверием у обеих конфликтующих сторон) посредника. Важно, чтобы посредник придерживался нейтральной позиции в конфликте и умел вести переговоры. В классном коллективе эт>' функцию берет на себя или педагог, или один из членов коллектива.

Метод групповой дискуссии. Если межличностный конфликт наносит ущерб не только конфликтующим, но и всему коллективу, а также процессу их совместной деятельности может быть организовано обсуждение конфликтной ситуации. Групповая дискуссия необходима, если в коллективе

вспыхнул или назревает групповой конфликт. Анализ и обсуждение конфликтной ситуации, высказывание претензий и своей точки зрения членом коллектива, поиск совместного соглашения должны проходить под руководством педагога или одного из лидеров коллектива школьников. Ведение дискуссии подчиняется строгим правилам, с которыми предварительно должны быть ознакомлены все ее участники:

- школьники настроены на поиск решения и готовы к дискуссии;

- оппоненты и другие участники дискуссии высказываются только тогда, когда им предоставляется слово;

- обмен информацией осуществляется при наличии «обратной связи»: каждый участник дискуссии на определенных этапах передает своими славами то, как он понял слова и поведение оппонента, и получает от оппонента подтверждение того, что его понимание верно;

- участники дискуссии избегают конфликтогенов и др.

Метод принуждения, или внешнего пресечения конфликтных действий, как правило, осуществляется путем наложения различных запретов, выдвижения требований или ультиматумов.

Выбор данного способа разрешения конфликта часто оправдан и обусловлен исключительно высокой мерой напряженности конфликтной ситуации. При этом следует иметь в виду, что метод принуждения быстро ликвидирует инцидент, но редко приводит к исчезновению конфликтной ситуации. Поэтому вероятность протестной реакции «побежденной» стороны высока. Сохраняется возможность новых столкновений и усугубление взаимоотношений между оппонентами.

С точки зрения гуманизма и конструктивизма, к методу принуждения следует прибегать в исключительных случаях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод развода конфликтующих. Урегулировать конфликт можно также, избегая непосредственного контакта с источником раздражения (оппонентом или обстоятельствами). Разрыв связи иногда представляет собой наиболее простое и эффективное решение проблемы. В теории конфликта существует понятие «цена конфликта». Цена конфликта, т. е. степень значимости конфликта для индивида, соразмеряется с ценой отношений с оппонентом -степенью значимости отношений, выражаемой в личностной мотивации продолжать взаимодействие с оппонентом. Если цена конфликта выше цены отношений, субъект избирает тактики поведения в конфликте, часто влекущие за собой разрыв связей и отношений.

Развод конфликтующих школьников может произойти по инициативе одного из них, по обоюдному согласию или по инициативе сверху. Иногда полный разрыв отношений невозможен или не является необходимостью. В таком случае важно определить ту оптимальную дистанцию взаимодействия (или сосуществования в классном коллективе), на которой провокация столкновений сводилась бы к минимуму. Может оказаться достаточным посадить школьников за разные парты, включать их в разные

бригады и подгруппы, не давать им совместных поручений при организации совместной деятельности, не сравнивать результаты их деятельности.

Косвенные методы урегулирования конфликтов часто называют подготавливающими методами, поскольку их применяют на начальном этапе разрешения противоречия. Они являются своеобразной подготовкой к конструктивному взаимодействию. Их реализация предполагает творческий подход. Перечислим некоторые из них, эффективно работающие в процессе разрешения конфликтов среди школьников.

Метод «выхода чувств». Ребятам дают возможность высказать все, что у них наболело. Это снижает спровоцированное конфликтом эмоционально-психическое напряжение, и участники конфликта в большей степени расположены к решению противоречия конструктивным способом. При этом для многих школьников не столько важно высказать претензии оппонентам, сколько выразить гнев, обиду или другие чувства, обозначить их словом, разобраться в себе. Поэтому выход чувств и отрицательных эмоций может происходить и в отсутствие оппонента.

Метод положительной оценки личности построен на осознании того, что конфликтующий, прав он или виноват, нуждается в сочувствии и поддержке. Его личным качествам дается положительная оценка. Поскольку школьник будет стараться оправдать ее, повышается вероятность того, что он будет стремиться найти позитивный способ разрешения конфликта.

Важно, чтобы положительно были оценены качества, действительно присущие личности. Опора на положительное позволяет участникам конфликта разрушить образ врага (противника) и увидеть в оппоненте партнера.

Метод обмена позиций предлагает школьникам высказывать претензии с позиции своего оппонента. Таким образом, школьник ведет диалог с самим собой, пытаясь понять мотивы поведения противоположной стороны и свои ошибки и недостатки. В результате ученик не столько требует уступок со стороны оппонента, сколько пытается изменить свое собственное поведение, приходит к осезанию необходимости самовоспитания и самосовершенствования тех или иных сторон своей личности. Он выходит за рамки своих обид, целей и интересов, способствует взаимопониманию и сотрудничеству с другими членами коллектива.

Метод расширения восприятия конфликта выводит конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта. Попытка посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны, оценить ее объективно и в целом, просчитать возможные последствия и потенциальные способы разрешения, в значительной степени облегчает реальный процесс урегулирования конфликта.

Метод принудительного слушания оппонента. Конфликтующим подросткам ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый из них с определенной точностью воспроизводит сказанное оппонентом и лишь после этого отвечает ему. Сделать это достаточно трудно, поскольку,

вступая в противоборство, учащиеся склонны слышать только себя. Они часто приписывают друг другу слова, интонации, действия, которых не было. Кроме того, одни и те же слова разные люди склонны интерпретировать по-разному. Поэтому крайне важно, чтобы для обеих сторон стала очевидной предвзятость отношения друг к другу, если она объективно существует. Осознание того, что, слушая, можно слышать и понимать друг друга, снимает значительную долю напряженности в отношениях. Возможность поиска взаимовыгодного решения конфликта становится реальностью.

Ни один из вышеперечисленных методов не дает готовых приемов разрешения противоречий в коллективе школьников. Каждая конфликтная ситуация уникальна и неповторима.

Наиболее действенными оказываются технологии, знакомящие школьников с приемами общения в целом и общения в конфликтных ситуациях, помогающие перейти от конфронтационного мышления к сотрудничеству и положительному восприятию конфликта как социального явления. Важно, чтобы подростки научились рассматривать любую конфликтную ситуацию как творческую возможность самосовершенствования и совершенствования отношений с окружающими.

Метод воспитывающих ситуаций, или метод смоделированного конфликта, заключается в целенаправленном создании (моделировании в игровой форме) конфликтных ситуаций. Смоделированный микроконфликт может стать частью любой учебной или воспитательной ситуации на уроке или во внеурочной деятельности. Метод смоделированного конфликта (или ролевая игра) способствует усвоению приемов разрешения конфликтов, существенно повышая саморефлексию. Если школьник справится с решением учебного конфликта на микроуровне, ему будет легче предупредить и разрешить подобную ситуацию в жизни.

В ходе воспитательной работы постоянно происходит формирование эмоционального компонента конфликтности: в процессе убеждения, в ходе диспутов, бесед и дискуссий, в моменты выполнения упражнений и поручений. Тем не менее, можно выделить третью группу методов, направленных непосредственно на формирование этого компонента: упражнения на формирование положительного эмоционального восприятия, создание ситуации успеха, поощрение и наказание.

Существуют специальныеупражнения на формирование положительного эмоционального восприятия конфликта, его динамики, личности оппонента и т.п. Большую часть заданий тренинга конструктивного общения составляют упражнения на анализ эмоционального состояния и его контроль.

Роль ситуаций успеха выделим особо. Создаваемые с учетом индивидуальности, они помогают школьнику «раскрепоститься» в общении с одноклассниками, выстраивать взаимоотношения с ними на равных

Положительная эмоциональная реакция школьника на успешно выпол-

ненное действие значительно повышает самооценку, развивает мотивацию к дальнейшему включению в коллективную деятельность, создает стимул для развития навыков самостоятельности и, следовательно, способствует становлению конфликтной компетентности.

Эффективность функционирования созданной модели воспитательного процесса по формированию умений предупреждать и разрешать конфликты зависит от следующих условий:

- гуманизация педагогического процесса;

- организация педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника;

- организация педагогического процесса с учетом предыдущих этапов жизни и воспитания ребенка, его ценностных ориентаций, которые оказывают определяющее влияние на процесс приобщения к общечеловеческой культуре;

- педагогическая оценка, в основе которой лежит оценивание проявляемых качеств, но не личности школьника в целом, что сохраняет субъект-ность ребенка и обеспечивает предупреждение конфликта;

- разрешение конфликтной ситуации конструктивными способами, в которых проявляются нормы педагогической этики и требования общественной морали;

-создание ситуаций успеха как средства формирования личностного достоинства школьника, которые сопровождаются особым состоянием удовлетворения от физического или психологического напряжения и осуществляются в определенном алгоритме, приводящем к ожидаемому результату;

- взаимная согласованность действий школы и семьи ребенка, существенно влияющая на создание комплекса позитивных факторов воспитывающей среды.

Позитивные результаты функционирования представленной модели позволяют взять ее за основу в процессе организации воспитательной деятельности по формированию умений предупреждать и разрешать конфликты в піко льном коллективе.

Библиографический список

1. Анцупов, А. Я., Малышев, А. А. Введение в конфликтологию. - Ужгород: МАУП, 1995.- 101с.

2. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991.

3. Григорьева, Г. Е. Природа конфликта с точки зрения психологии окружающей среды // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции / Под общей редакцией профессора В. П.Озерова. - Ставрополь, 2001. - 256 с. - С. 201-207.

4. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 3-є изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1996.-317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.