Научная статья на тему 'Моделирование процесса воспитания конфликтной компетентности в коллективе старшеклассников средней общеобразовательной школы'

Моделирование процесса воспитания конфликтной компетентности в коллективе старшеклассников средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОСТЬ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Почекаева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса воспитания конфликтной компетентности в коллективе старшеклассников средней общеобразовательной школы»

Р.А. Рогожникова, И.С. Почекаева

Моделирование процесса воспитания конфликтной компетентности в коллективе старшеклассников средней общеобразовательной школы

В коллективах старшеклассников нередки конфликты. Межличностные противоречия в коллективе старшеклассников разрешаются позитивно или «загоняются в угол» в зависимости от уровня конфликтности школьников как нравственного качества личности. Научное толкование данного качества встречается лишь в единичных исследованиях. На основе их анализа можно говорить о наметившихся подходах к разработке данной категории. Конфликтность рассматривается как нравственное качество личности. Г.Е.Григорьева дает следующее определение конфликтности. Конфликтность - это интегральное качество личности, определяющее нравственное отношение личности к окружающим людям и проявляющееся в избираемых индивидом способах разрешения конфликтов [Григорьева 2003:76].

В процессе формирования конфликтной компетентности как высшего уровня конфликтности происходит развитие данного нравственного качества. Конфликтная компетентность позволяет человеку своевременно

предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностными ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями.

В плане формирования данных умений у школьников разных возрастных категорий этот аспект проблемы еще мало изучен. Особый интерес для нашего исследования представляет работа со старшими школьниками.

В ходе проведения исследования у старшеклассников было выделено шесть уровней конфликтности: элементарный, формальный, конформный, уровень соблюдения нейтралитета, достаточный и оптимальный. Критерии, определяющие уровень конфликтности, разработаны с учетом психологических новообразований и особенностей развития личности в период ранней юности.

Критерий понимается как мерило, показатели которого дают характеристику формирующемуся качеству на определенном уровне. Критерием исследования является сформированность структуры отношения. Отношение - интегральное образование личности, имеющее три структурных компонента: рациональный (представляющий объем теоретических знаний о психолого-педагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения), эмоциональный (эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия в конфликте) и поведенческий (наличие системы практических умений и навыков по предупреждению и разрешению конфликтов).

В процессе исследования были определены критериальные показатели сформированности каждого из трех компонентов конфликтности (Таблица 1).

Таблица 1

Критериальные показатели уровней сформированности конфликтности

старшеклассников

Уровни Критериальные показатели уровней конфликтности

конфликтности старшеклассников

Рациональный Эмоциональный Поведенческий

компонент компонент компонент

Элементарный Элементарные Эмоциональное Старшеклассник

знания о конфликте состояние не

и способах старшеклассника не дифференцирует

взаимодействия всегда подвластно ему. сферу

отсутствуют. Пренебрежительное или возникновения

Конфликт ироничное отношение к конфликта.

ассоциируется оппоненту. Эмоции Конфликт,

исключительно со сопереживания и возникший в

ссорой, сочувствия отсутствуют. одной сфере

порождающей Подавленное состояние отношений,

отчуждение, оппонента вызывает переносится на

противоборство и во чувство все остальные.

многих случаях удовлетворенности Ученик

полный разрыв психологически

отношений и вражду. подавляет

Старшеклассник не партнера, снижает

считает нужным его социальный

анализировать статус. В

причины конфликта конфликте

и его последствия поведение

становится

подчеркнуто

ригидным.

Наблюдается

отсутствие

рефлексии

собственных

поступков,

неспособность к

самоконтролю и

самокритичности,

нежелание и

неумение

переоценить свою

систему ценностей

Формальный Старшеклассник Конфликтному В конфликте

обладает взаимодействию чрезмерно

некоторыми сопутствуют состояние критичен и

знаниями о природе психического насмешлив в

конфликта, его видах, возможных причинах и способах разрешения. Знания носят формальный характер. Возможность сохранения отношений после конфликта считает маловероятной напряжения и агрессия в отношении оппонента. В конфликтном взаимодействии испытывает желание быть признанным и оцененным окружающими отношении оппонента. Слабое развитие способности рефлексировать собственные действия. В орбиту конфликта пытается вовлечь других учеников

Конформный Имеющиеся у старшеклассника системные знания о природе конфликта, его возможных причинах и способах разрешения не применяются на практике. Лучшими способами поведения в конфликте считаются безоговорочные уступки или компромисс. Не предпринимаются попытки критически осмыслить сложившуюся ситуацию в конфликтном взаимодействии Страх и неуверенность в себе вызывают чувство психологического дискомфорта Отказывается от выбора поступка по внутреннему убеждению и сознательно избегает риска, сопряженного с этим. Потребность в достижении результата не развита

Уровень соблюдения нейтралитета Старшеклассник имеет систему представлений о природе конфликта, его возможных причинах и способах конструктивного разрешения. Однако эти знания не побуждают его к стремлению позитивно разрешать конфликты - он предпочитает нейтралитет Находясь в конфликтном взаимодействии, испытывает неуверенность в себе, страх и, как следствие, желание во что бы то ни стало выйти из конфликта Пассивно принимает нормы поведения, навязываемые другими. Стремится к достижению личностной автономии, даже в ущерб собственным интересам. Несмотря на способность рефлексировать события и делать выводы, не использует

приобретенный в

конфликте

конструктивный

опыт

Достаточный Старшеклассник У старшеклассника Использует

обладает целостной развита эмпатия, он имеющиеся

системой знаний о ориентирован на знания для

природе конфликта, установление прогнозирования,

его динамике, видах, позитивных предупреждения и

возможных эмоциональных связей. успешного

причинах и При благоприятном разрешения

эффективных разрешении конфликта конфликтов.

способах его испытывает Занимает

разрешения. положительные эмоции активную

Осознает позицию в поиске

необходимость конструктивных

умения находить и решений.

применять Рефлексирует

конструктивные чувства и

способы разрешения установки

конфликта оппонента.

Старается не

допускать

эскалации

напряженности и

постконфликтного

противостояния

Оптимальный Система знаний о Развитое чувство Старшеклассник

конфликте позволяет собственного стремится к

школьнику достоинства и цивилизованному

прогнозировать, способность уважать взаимодействию в

предупреждать, оппонента конфликте.

успешно разрешать обеспечивают Создает и

межличностные благоприятное поддерживает

конфликты и эмоциональное атмосферу

анализировать их самочувствие во время партнерства,

последствия. Ученик конструктивного рефлексируя

осознает разрешения конфликта установки и

невозможность чувства

бесконфликтного оппонента.

существования, Способен

признает значимость противостоять

умения находить чужому влиянию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оптимальные Отстаивает свои

способы разрешения интересы, не

конфликта унижая

оппонента.

Сознательно

избегает

постконфликтного

противостояния

В соответствии с целями и задачами настоящего исследования на основе теоретического анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта, обобщения передового и личного педагогического опыта были установлены следующие закономерности организации воспитательного процесса, ориентированного на формирование конфликтной компетентности в коллективе старших классов средней общеобразовательной школы:

- конфликтность как нравственное качество личности определяется как социальными условиями, так и возрастными особенностями старшеклассников;

- воспитательный процесс по формированию конфликтной компетентности зависит от уровня самосознания общества и его отражения в решении в стране проблем прав и свобод человека;

- уровень конфликтности школьников зависит от процессов гуманизации и демократизации как в системе образования, так и в школьной образовательной системе;

- успешная реализация процесса воспитания конфликтной компетентности зависит от специально организованного межличностного общения и взаимодействия школьников, в процессе которого реализуются стремления личности к познанию себя и окружающих и к конструктивному разрешению конфликтов;

- результаты воспитания конфликтной компетентности старшеклассников зависят от овладения педагогом гуманистическими идеями, разработанными в философии, психологии, педагогике, культурологи и других областях науки, а также от уровня его профессионализма в формировании конфликтной компетентности старшеклассников.

Установленные закономерности позволили сформулировать принципы эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование конфликтной компетентности в коллективе старших классов средней общеобразовательной школы:

- принцип учета возрастных особенностей ранней юности при формировании конфликтной компетентности старшеклассников;

- принцип обеспечения социальной, биологической, интеллектуальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности школьника; данные защитные функции реализуются государством, обществом и воспитательными институтами;

- принцип гуманизации воспитательного процесса по формированию конфликтной компетентности, рассматривающий старшеклассника как цель и субъект образовательного процесса, обеспечивающий организацию таких условий, при которых школьник максимально реализует свои возможности;

- принцип реализации личностного потенциала в процессе формирования конфликтной компетентности, предполагающий осознанную, целенаправленную деятельность старшеклассника по самовоспитанию, саморазвитию и качественному изменению своего уровня конфликтности;

- принцип сочетания педагогического управления с самоуправлением, утверждающий ведущую роль педагога в организации деятельности

воспитанников; педагогическое руководство направлено на то, чтобы в процессе воспитания конфликтной компетентности стимулировать активность школьников в организации их жизнедеятельности.

Выявленные закономерности и принципы процесса воспитания конфликтной компетентности старшеклассников позволили осуществить моделирование данного процесса. Моделирование - это процесс исследования объектов познания на их моделях [Новейший философский словарь 1998: 435]. Результатом моделирования являются модели - материальные или идеальные заместители изучаемой системы объектов или явлений, в которых наглядно представлены существенные свойства и связи реальных объектов или явлений. Использование метода моделирования позволило представить процесс воспитания конфликтной компетентности старшеклассников в модели как целостном явлении.

Модель включает в себя пять этапов воспитательного процесса. Воспитание на каждом этапе имеет определенное содержание и осуществляется через соответствующие методы и формы. Реализация того или иного этапа воспитательного процесса выводит старшеклассника на качественно новый уровень конфликтности.

Было выделено пять этапов воспитательного процесса по формированию умений предупреждать и разрешать конфликты:

- «демонстрационный» - предъявление образцов предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов;

- «ритуальный» - формирование способности предупреждать и конструктивно разрешать конфликты;

- «стереотипный» - создание воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление у старшеклассников навыков по предупреждению и разрешению конфликтов;

- «осознанный выбор» - осознание старшеклассниками социальной и личностной значимости конфликтной компетентности;

- «самоактуализация» - самостоятельное конструктивное разрешение межличностных конфликтов старшеклассниками.

На каждом этапе воспитание происходило при помощи определенного комплекса методов (Таблица 2).

Таблица 2

Модель воспитательного процесса, направленного на формирование конфликтной компетентности в коллективе старшеклассников средней общеобразовательной школы.

Этапы формирования конфликтной компетентности Содержание воспитательного процесса по формированию конфликтной компетентности Методы и формы воспитания Уровни конфликтности учащихся

Демонстрационный Элементарные знания: о Основные

: природе конфликта, его методы:

предъявление признаках, видах, типах убеждение,

образцов поведения в конфликте; объяснение,

предупреждения и значении конструктивного лекция, диспут,

конструктивного разрешения межличностных пример, Элементарный

разрешения противоречий. поручение,

конфликтов Умения: использовать поощрение.

полученные знания при Формы:

анализе возникающих индивидуальная

конфликтных ситуаций; консультация,

применять приемы инструктаж,

самонаблюдения в собрание, игра,

конфликте и осуществлять тематический

саморегуляцию; заменять классный час и

«Ты-сообщения» на «Я- др.

сообщения» и пользоваться

правилами созидательной

критики при выстраивании

оценочных высказываний;

давать положительную

оценку личности.

Отношения: к общению как

способу сотрудничества с

окружающими; к

использованию

конструктивных способов

поведения в конфликте как

возможности разрешения

сложных межличностных

ситуаций

Ритуальный: Знания: об уровнях Основные

формирование у конфликтности и основных методы:

старшеклассников показателях беседа,

умений сформированности моделирование

предупреждать и качества; причинах и конфликтных

конструктивно динамике конфликта. ситуаций. Формальный

разрешать Умения: контролировать Формы:

конфликты свое эмоциональное психологическое конформный

состояние во время тестирование,

разрешения конфликта; психотехническ

признавать равенство своих ие упражнения,

прав и прав окружающих, классные и

независимо от общешкольные

испытываемых к ним проекты,

симпатий или антипатий; тематические

рефлексировать свои классные часы,

мысли, чувства и поступки, тренинг и др.

а также мысли, чувства и

поступки окружающих;

анализировать

конфликтные ситуации,

возникающие в коллективе;

внимательно слушать

оппонентов; использовать

«Я-высказывания» и

правила созидательной

критики при построении

оценочных высказываний;

применять правила

переговорного процесса

участников конфликта при

урегулировании

разногласий; осуществлять

поиск решения,

максимально

удовлетворяющего обе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конфликтующие стороны.

Отношения: к оппоненту

как партнеру,

заслуживающему уважения;

к тактикам компромисса и

сотрудничества как

оптимальным способам

разрешения конфликтов

Стереотипный: Знания: о конфликтности, Основные

создание уровнях конфликтности, методы:

воспитывающих индивидуальных моделирование

ситуаций, психологических конфликтной

направленных на особенностях людей. ситуации, Уровень

закрепление навыков Умения: владеть своим разъяснение. соблюдения

по предупреждению эмоциональным Формы: нейтралитета

и разрешению состоянием; анализировать групповая

конфликтов конфликтные ситуации, возникающие в классном коллективе; использовать технику активного восприятия, «Я-сообщения», созидательную критику; применять тактики компромисса и сотрудничества при разрешении конфликтов; осуществлять поиск оптимальных вариантов разрешения конфликтов; учитывать интересы всех оппонентов; принимать во внимание индивидуальные психологические особенности партнеров по общению. Отношения: к сотрудничеству как дискуссия, арт-упражнение, индивидуальная беседа и др.

оптимальному способу

разрешения конфликтов; к

личности другого человека

как ценности

Осознанный выбор: Знания: о способах Основные

осознание гармонизации отношений с методы:

старшеклассниками окружающими. моделирование

личностной Умения: использовать конфликтных

значимости различные тактики ситуаций, Достаточный

конфликтной поведения в конфликте, проект.

компетентности отдавая предпочтение Формы:

тактикам компромисса и КТД, тренинг,

сотрудничества; учитывать дискуссия,

индивидуальные индивидуальная

психологические беседа

особенности партнеров по

общению; конструктивно

взаимодействовать с

оппонентом в ходе

разрешения конфликта;

осуществлять совместный

поиск оптимальных

вариантов разрешения

конфликтов.

Отношения: к

конструктивному

разрешению конфликта и

противоречию, лежащему в

его основе, как личностно

значимому; непримиримо

относиться к нарушению

прав и свобод окружающих

Самоактуализация: Знания: целей, задач и Основные

самостоятельное различных способов методы: методы

конструктивное самовоспитания самовоспитания.

разрешение (самонаблюдение, Формы:

межличностных самоанализ, самоконтроль, индивидуальные

конфликтов самоиспытание); о программы Оптимальный

старшеклассниками необходимости гуманного самовоспитания

отношения к личности личности,

другого человека; о психотехническ

невозможности ие упражнения и

бесконфликтного др.

существования.

Умения: создавать и

поддерживать атмосферу

партнерства при

разрешении конфликтов;

владеть своим

эмоциональным

состоянием; использовать

конструктивные тактики

разрешения конфликтов; находить оптимальные способы разрешения конфликтов; определять цель, задачи и способы самовоспитания; осуществлять деятельность по самовоспитанию в соответствии с поставленными целями и задачами. Отношения: к конструктивному разрешению конфликта как способу гармонизации межличностных отношений и способу

__самосовершенствования___

Эффективное функционирование модели по формированию конфликтной компетентности в коллективе старшеклассников возможно при соблюдении ряда условий:

Гуманизация педагогического процесса, т.е. ориентация на личность ребенка и признание ее абсолютной ценностью воспитания. Гуманный педагогический процесс позволяет школьнику сотрудничать с окружающими людьми как в гармоничном, так и в конфликтном взаимодействии, проявлять уважение к человеку и одновременно сохранять достоинство собственной личности, реализовывать свои цели и интересы.

Применение данной модели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Возрастные и индивидуальные особенности являются предпосылками конфликта, они обусловливают потребности учащихся.

Учет уже существующего опыта поведения старшеклассников в конфликте и нравственных ориентаций, сложившихся на основе этого опыта. Соблюдение данного условия обеспечивает преемственность этапов воспитательного процесса по формированию конфликтной компетентности.

Разрешение конфликтов при помощи конструктивных тактик. Выполнение данного условия предполагает использование тактик компромисса и сотрудничества как оптимальных способов разрешения противоречий и позволяет находить решения, удовлетворяющие всех участников конфликта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Григорьева, Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: Дис...канд. педагог. наук / Г.Е. Григорьева. Пермь, 2003.

Григорьева, Г.Е. Конфликт в подростковом коллективе/ Г.Е. Григорьева, Р. А. Рогожникова. Пермь, 2004.

Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск: изд. В.М.Скакун, 1998. 896с.

Рогожникова, Р.А. Дисциплина и гуманизм в педагогическом процессе/ Р.А. Рогожникова. Пермь, 1997. 258с.

Рогожникова, Р.А. Дисциплинированность и конфликтная компетентность врача / Р.А. Рогожникова, Н.А. Дзараева, Гридина В.О. М.: Медицинская книга; Н.Новгород: Издательство НГМА, 2005. 252с.

© Рогожникова Р.А., Почекаева И.С., 2007

И.С. Почекаева

Апробация модели воспитательного процесса, направленного на формирование конфликтной компетентности учащихся старших классов

средней общеобразовательной школы

В настоящее время функции школы нередко сводятся лишь к передаче академических знаний, «оснащению» учащихся навыками и умениями, необходимыми для поступления в ВУЗ и выбора профессии. Однако учебная деятельность является ведущей лишь для развития интеллекта, в то время как социальная активность и нравственное развитие личности реализуются благодаря общественной работе и взаимодействию с окружающими людьми. В ситуации, когда предпочтение отдается учебной деятельности в ущерб всем остальным видам деятельности, школьники лишаются возможности развиваться всесторонне и гармонично. Для современной школы актуальной является проблема организации такого процесса воспитания, который формировал бы поведение растущего человека в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Особый интерес для нашего исследования представляет старший школьный возраст. В отечественной психологии данный период определяется термином «ранняя юность». Он является одним из важнейших в жизни человека и во многом определяет его дальнейшую судьбу. В раннем юношеском возрасте происходит открытие внутреннего мира, развивается рефлексия, формируется Я-концепция, создаются собственные, независимые эталоны для образа идеального Я, самооценка старшеклассников становится все более адекватной, активно развивается эмоциональная сфера. Старшеклассники решают такие задачи, как формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола, появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения, обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, то есть формирование собственной идеологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.