Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования профессиональной готовности будущего учителя-предметника к работе в школе'

Теоретические основы формирования профессиональной готовности будущего учителя-предметника к работе в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / профессиональная готовность / стадии готовности / уровни готовности / учитель-предметник / подготовка учителя / структура готовности / professional competence / professional readiness / readiness stages / readiness levels / the predmetnik-teacher / preparation of the teacher / readiness structure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л П. Назарова

В статье рассматриваются проблемы вузовской подготовки учителяпредметника к работе в школе, определяются структура, стадии и уровни готовности выпускника к профессиональной деятельности, формирование творческих способностей, преобразование формальных знаний в профессиональные умения. Это обеспечивается взаимодействием дидактических систем в процессе овладения содержанием учебного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of formation of professional readiness of the future predmetnik-teacher to work at school

In article problems of preparation of the predmetnika-teacher in the conditions of high school to work at school are considered, the structure, stages and levels of readiness of the graduate to professional work, formation of creative abilities, transformation of formal knowledge to professional abilities is defined. It is provided with interaction of didactic systems in the course of mastering by the subject maintenance.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования профессиональной готовности будущего учителя-предметника к работе в школе»

УДК 371.131 ББК74 р

Л. П. Назарова

Теоретические основы формирования профессиональной готовности будущего учителя-предметника к работе в школе

В статье рассматриваются проблемы вузовской подготовки учителя-предметника к работе в школе, определяются структура, стадии и уровни готовности выпускника к профессиональной деятельности, формирование творческих способностей, преобразование формальных знаний в профессиональные умения. Это обеспечивается взаимодействием дидактических систем в процессе овладения содержанием учебного предмета.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная готовность, стадии готовности, уровни готовности, учитель-предметник, подготовка учителя, структура готовности.

In article problems of preparation of the predmetnika-teacher in the conditions of high school to work at school are considered, the structure, stages and levels of readiness of the graduate to professional work, formation of creative abilities, transformation of formal knowledge to professional abilities is defined. It is provided with interaction of didactic systems in the course of mastering by the subject maintenance.

Key words: professional competence, professional readiness, readiness stages, readiness levels, the predmetnik-teacher, preparation of the teacher, readiness structure.

Анализ философской, историко-педагогической и психологической литературы позволяет свидетельствовать о том, что проблема обучения всегда была актуальной, и ею занимались, как теоретики, так и практики. В современной педагогике эта проблема позиционируется как профессиональная компетентность учителя, показателями которой являются знания, умения и навыки, личностные позиции, психологические особенности.

Подготовленность будущего учителя к работе с детьми - это потенциальное качество. Оно приобретается и развивается в про -цессе учебной деятельности и совершенствуется вместе со становлением будущего учителя как личности, как субъекта профессиональной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности учителя -преподавание и воспитание. Эти две стороны одного процесса невозможны друг без друга. Обучение всегда сопровождается воспитанием, также как воспитание всегда сопровождается элементами обучения. Однако это не идентичные процессы. Мы согласны с В.Б. Ежеленко, что обучение - более быстрый процесс, который

32

можно измерить. Воспитание - продолжительный процесс, измерение которого гораздо сложнее [1, с. 51-52]. В то же время существует специально организованное воспитательное воздействие, которое имеет собственное содержание и структуру. Но и данное воздействие оказывает влияние на процесс обучения, на развитие познавательной деятельности учащихся.

Содержание подготовки будущего учителя позволяет определить ведущую тенденцию профессионально-педагогического образования, которая состоит в формировании знаний, умений, навыков, а также в личностном развитии будущего учителя.

Исходя из определения профессиональной готовности учителя Л.А. Ядвиршис выделила три компонента готовности: готовность учителя как социальной личности, как типичной личности, как конкретной личности, что позволяет представить готовность учителя к социокультурной, профессионально-личностной и профессиональ-но-деятельностной направленности [3, с. 19]. Названные компоненты готовности учителя к профессиональной деятельности отражают процессуальную сторону подготовки учителя.

Профессиональная готовность любого учителя представляет поэтапный процесс перехода от незнания к знанию, к овладению будущей профессией Л.А. Ядвиршис [3] выделила четыре этапа к социально-педагогической деятельности: адаптационно-ознакомительный (I курс), поисково-информационный (11-111 курсы), практико-моделирующий (1У-У курсы), аналитико-обобщающий (V курс).

Поэтапная характеристика отражает состояние профессиональной подготовки будущего учителя и предполагает формирование общих видов деятельности, усвоение общепедагогических знаний. На основе обобщенных системных знаний формируются профессиональные знания по специальности, включающие общие способы учебной деятельности и специальные способы обучения детей по учебному предмету. На базе специальных знаний формируются знания и умения по предмету, т. е. специфические знания и умения.

Содержание профессиональной готовности регламентируется стандартом образования.

Данная характеристика представляет систему функциональной деятельности, которую будущий учитель должен реализовать в образовательном процессе с детьми. Включение будущего учителя в аксиологическую систему способствует личностному восприятию этих ценностей учащимися, что поможет им строить адекватные отношения в современных социокультурных условиях. Построение новой аксиологической системы не может идти хаотично. Новые ценности должны усваиваться сознательно, творчески перерабаты-

ваться и передаваться учащимся вопреки стихийно сложившейся системе ценностей.

Для этого будущий учитель должен овладеть следующей системой ценностей, которые будут служить основой профессиональной компетентности:

• знание специфического содержания учебного предмета;

• методологических основ учебного предмета;

• технологии преподавания учебного предмета;

Процесс овладения содержанием учебного предмета будущим учителем связан с выявлением межпредметных связей, которые обеспечивают его единую методологическую основу. Перенос знаний из одной дисциплины в другую, в частности психологических и других знаний в педагогические дисциплины, способствует формированию творческих способностей, активизирует умственные способности будущих учителей, преобразовывает сущностные взаимосвязи научных знаний в учебные задачи, осуществляет преобразование формальных знаний в профессиональные умения.

В процессе модернизации образования в современных социокультурных условиях каждый человек должен иметь возможность обучаться на протяжении всей жизни, т. е. находиться в системе непрерывного образования, где формальное образование сочетается с самообразованием. Для учителя данное явление наиболее значимо, так как только для учителя умение учиться является фундаментом преобразования тех знаний, которые были приобретены раньше, одновременно совершенствуется имеющаяся информация и приобретается дополнительная, современная система знаний. Все это побуждает будущего учителя в профессиональной подготовке овладевать учебной информацией большего объема, соответствующей современному государственному стандарту. Чтобы быть успешным, будущий учитель должен соответствовать определенному уровню готовности к реализации своих знаний и умений в своей профессиональной деятельности.

Структура готовности будущего учителя к профессиональной деятельности включают в себя следующие компоненты:

• целевой (системное планирование целей деятельности учителя и учащихся для достижения цели, их реализации и др.);

• мотивационный (интерес к своей будущей профессиональной деятельности, стремление овладеть современными методами, приемами и средствами обучения и др.);

• содержательный (система знаний, умений и навыков, усваиваемых будущим учителем, и трансформация их на личность учащегося, содержательная характеристика курса учебного предмета и др.);

• технологический (овладение методами, приемами, средствами и их применение в профессиональной деятельности, технологическая разработка образовательных процессов, поэтапное продвижение ученика к цели, реалистичность цели и гарантированность ее достижения);

• эмоциональный (эмоционально-ценностное воспитание будущего учителя, формирование эмоционально-ценностного отношения к процессу профессиональной деятельности с целью эмоционального воздействия на ученика и др.);

• результативный (решение профессиональных задач, подведение итогов профессиональной деятельности будущего учителя, диагностика и контроль за деятельностью учителя и др.);

• рефлексивный (развитие профессиональной перцепции, решение информационно-рефлексивных задач, расширение коммуникативно-рефлексивного пространства, использование информационно-рефлексивных технологий).

Профессиональная готовность будущего учителя представляет интегральное личностное образование, составляющими качествами которого являются мотивационный, целевой, содержательный, технологический, эмоциональный, результативный, рефлексивный компоненты.

Наши наблюдения и исследования показали, что развитие профессиональной готовности будущего учителя к практической деятельности носит стадийный характер, когда осуществляется переход от низкой стадии к высокой. Нами выделены четыре стадии, на каждой из которых определен объем сформированности знаний, умений к профессиональной деятельности [2, с. 71].

II WWW W ^ W

На первой, самой низкой адаптационной стадии, будущий учитель имеет общие представления о своей будущей профессии, о том, как будет реализовывать полученные знания в практической деятельности. Именно на этой стадии, которая соответствует первому курсу, происходит адаптация студента к новым условиям обучения. В этот период происходит осознание себя студентом, субъектом будущей педагогической деятельности, когда будущий педагог имеет начальные теоретические знания, минимальные умения в области ознакомления со своей профессией.

Вторая, ориентировочная стадия характеризуется тем, что студент уже имеет определенную теоретическую подготовку, у него складывается представление о своей будущей профессии, однако в своем интеллектуально-эмоциональном развитии он еще недостаточно подготовлен к овладению своей специальностью, так как подготовка связана с овладением системы психологических, общепедагогических, а также специальных знаний по учебному предмету. Данная стадия соответствует второму курсу обучения,

35

т. е. целенаправленному формированию будущего учителя, специальность которого складывается из определенных педагогических способностей, успешной реализации профессиональных задач и инициирования творческих наклонностей.

Все это способствует формированию профессиональной компетентности будущего учителя. На основе усвоения знаний и умений у будущего учителя возникает собственная позиция в учении на данной стадии профессиональной подготовки. Предметы психолого-педагогического цикла (и включение части специальных предметов) способствуют формированию интереса к своей будущей специаль -ности, возникновению стремления к овладению профессиональной деятельностью.

Для третьей, актуальной стадии, когда студенты видят перспективы своей будущей деятельности, им присуще осознание не только учебной педагогической деятельности, но и создание четкого перспективного представления о связи собственной деятельности с деятельностью ученика, создание субъектного двудоминантного взаимодействия учителя и учащихся. Данная стадия имеет отношение к третьему и четвертому курсу, т. е. четвертому году обучения в вузе.

На четвертой стадии (адекватной) будущий учитель осознает свой уровень подготовки и его соответствие современным требованиям, видит перспективу своей деятельности. В данном случае формирование профессиональной деятельности следует рассматривать как процесс, в котором одна стадия меняет другую, результатом чего являются достижение определенного уровня знаний, умений и практической деятельности. Формирование профессиональной компетенции у будущих учителей будет более эффектив -ным, если у студента возникает необходимость в саморазвитии.

Переход из одной стадии в другую осуществляется по мере усвоения материала от курса к курсу. Стадия представляет собой временной отрезок процесса обучения, временные периоды. Уровни характеризуют степень овладения знаниями, умениями, навыками. Уровни иногда могут совпадать со стадиями, могут частично совмещаться или совсем не совпадать. В целом в течение выделенных стадий будущий учитель овладевает знаниями, умениями и навыками, которые соответствуют определенным уровням. Основанием для овладения содержанием выступает сфера фундаментальных установок культуры, составляющих глубинный слой усваиваемой системы знаний. Учебная информация, усваиваемая студентами, базируется и на специальных знаниях, воздействие которых формирует будущего учителя-предметника. Исходя из этого можно выделить следующие уровни готовности к профессиональной деятельности.

Первый уровень - теоретический. Теоретическая содержательная область учебной дисциплины заключает в себе содержание собственно теоретическое, мировоззренческое и культурологическое. На этом уровне формируется интерес к общепедагогическому содержанию профессиональной подготовки. В содержание входит система понятий, теорий, их место в культуре подготовки учителя, воспитание морально-нравственных качеств личности, развитие гуманности, духовности, потребности в творчестве, профессиональной культуры, целостного мировоззрения, базирующегося на овладении общегуманитарными, социально-экономическими, естественнонаучными дисциплинами. Решению этих направлений в под -готовке учителя содействует организация межпредметных связей социально-экономических, социально-педагогических, культурологических знаний. На этом уровне осуществляется формирование и развитие целостного мировоззрения на системном представлении о явлениях и процессах профессиональной педагогической культуры.

Второй уровень - теоретико-ориентировочный. В содержание профессионального содержания входят общепрофессиональные дисциплины, куда включаются курсы психологии, психолого-педагогической диагностики, педагогики. На этом уровне обеспечивается овладение общепрофессиональными знаниями и умениями, приобщение учителей к основам профессиональной деятельности, установлению профессионально-педагогического взаимодействия с учащимися, формируется ценностно-мотивационный подход к труду учителя и личностный смысл своей будущей практической деятель -ности.

Третий уровень - предметно-практический. На этом уровне формируются знания по предметной подготовке. Будущие учителя овладевают основами своей специальности, у них формируются профессиональные умения. В задачу будущего учителя входит ов -ладение способами обучения и воспитания, способами оказания психологической помощи в различных условиях.

Четвертый уровень - практико-ориентированный. Он включает в себя овладение материалом основной методики обучения. Однако это не означает, что все остальные полученные знания и умения в вузе для него менее важны. Не состоится квалифицированный учитель без всего процесса обучения, без постижения предыдущих уровней готовности к профессиональному овладению своей специальностью.

Таким образом, практико-ориентированный уровень предусматривает овладение такими умениями, как способы диагностики, овладение способами обучения, овладения технологией (методами и приемами).

Пятый уровень - профессионально-компетентностный. Профессиональная компетентность формируется на основе теории и практики обучения, использования эффективной технологии, умений выбора оптимальных методов обучения, владения содержанием образовательного процесса. Для этого уровня характерна сформированность основ педагогической деятельности, владения психолого-педагогическими особенностями обучения детей, способами общения с детьми. Реализация этих умений на практике свидетельствует о готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом, на каждой стадии выделены свои модели готовности будущего учителя к своей профессиональной деятельности, которые раскрывают теоретические и практические уровни готовности к трудовой деятельности в современных условиях, способствующих становлению овладения новым содержанием труда.

Список литературы

1. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой системы. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

2. Назарова Л.П. Процесс взаимодействия дидактических систем как условие подготовки учителя-дефектолога. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.

3. Ядвиршис Л.А. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Брянск, 2001.

УДК 371.11 ББК 74.24

В. А. Седов

Об управлении развитием образовательного учреждения

В статье на основе рассмотрения понятий «развитие» и «управление» раскрываются вопросы: сущность управления развитием образовательного учреждения, требования к нему, необходимости введения управления развитием образовательного учреждения.

Ключевые слова: развитие, управление, образовательное учреждение, управление развитием, управление развитием образовательного учреждения.

In the article on the basis of consideration of concepts "development" and "management" reveal the questions: essence of management of development of educational institution, the requirement to it, necessity of introduction of management of educational institution development.

Key words: development, management, educational institution, management of development, management of educational institution development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.