Научная статья на тему 'Модель уровней готовности бакалавра к профессиональной деятельности'

Модель уровней готовности бакалавра к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л П. Назарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель уровней готовности бакалавра к профессиональной деятельности»

учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Одновременно происходит структурирование и упорядочивание своего мировоззрения для более ясной и умелой работы с ним. А также формируются компетенции, которые обеспечат выполнение функциональных обязанностей по выбранной профессии.

В настоящее время отдых современного человека во многом определяется содержательной программой путешествия. Проектирование уникальных туристско-экскурсионных программ событийного туризма невозможно без глубокого всестороннего знания туристских ресурсов. А потому грамотный туристский менеджер абсолютно любой объект, любое явление, любое событие сможет сделать привлекательными для туриста.

Список литературы

1. Фуфаева Н.В. Методическая разработка «Технология интеллект-карты на уроках биологии как средство формирования УУД в условиях ФГОС». - URL: http://www. kom iedu.ru/upload/iblock/6ae/fufaeva-n.v..pdf

2. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭйДоС». - URL: http://eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm

Л. П. Назарова

Модель уровней готовности бакалавра к профессиональной деятельности

Современная теория образования исходит из признания единства преподавания и учения, т. е. влияния целенаправленной роли учителя на усвоение знаний учащимися.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема обучения всегда была актуальной для теоретиков и практиков образования. В современной педагогике эта проблема позиционируется как профессиональная компетентность учителя. Её показателями является применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, т. е. подготовленность будущего учителя к работе с детьми. Это означает подготовку будущего учителя, бакалавра, к решению задач по развитию теоретического мышления, развитию познавательной деятельности, как овладение исследовательским аспектом деятельности, к формированию ценностных ориентаций и объективно необходимых знаний, учений, навыков.

Способами формирования знаний являются общепринятые формы организации учебной деятельности - урок, занятие, лекция, практическое и семинарское занятия и т. д. средствами - учебники, учебные пособия, компьютерные средства и др.

66

Овладение способами и средствами обучения свидетельствует

0 готовности бакалавра к практической деятельности с учащимися. Понятие готовности в связи с раскрытием различных аспектов профессиональной деятельности нашло отражение в работах авторов Л.Г. Ахтариевой, Т.В. Васильевой, М.И. Дьяченко, В.С. Ильина, А.И. Мищенко, Л.А. Ядвиршис и др.

Л.А. Ядвиршис дает следующее определение профессиональной готовности в связи с социально-педагогической деятельностью. Это «устойчивая структурно-функциональная система интегратив-ных качеств личности в единстве их инвариантных и вариативных характеристик, обеспечивающих эффективную реализацию профессиональной социально-педагогической деятельности и стратегии собственной жизнедеятельности учителя»[3, с.19].

Исходя из определения, автором выделено три компонента подготовки - социальная личность, типичная личность и конкретная личность, что позволяет представить готовность учителя к социокультурной, профессионально-личностной и профессионально-деятельностной направленности обучения [3, с. 19].

Это определение с позиции компетентностного подхода представляет совокупность ключевой, базовой и специальной компетентности, как интегративной характеристики учителя.

Профессиональная готовность любого учителя представляет поэтапный характер. Л.А. Ядвиршис выделила 4 этапа перехода от незнания к знанию в подготовке учителя: адаптационно-ознакомительный, поисково-информационный, практико-моделирующий, аналитико-обобщающий.

Поэтапный характер готовности учителя к профессиональной деятельности представляет организационно-содержательную сторону процесса обучения по специалитету.

В подготовке бакалавра отмечаются существенные отличия, как в организационном, так и в содержательном отношении.

Нами выделены четыре стадии подготовки бакалавра к профессии учителя. Под стадиями понимается определенный период, ступень в развитии чего-либо, фаза развития [2, с. 609].

I стадия - адаптационная, когда будущий учитель, бакалавр

1 курса, имеет общее представление о своей будущей профессии, о том, как будет реализовывать полученные знания в практической деятельности. На этой стадии происходит адаптация студента к новым условиям обучения. В этот период происходит осознание себя студентом, будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка бакалавра складывается из гуманитарного, социально-экономического и профессионального циклов дисциплин.

На этой стадии бакалавр овладевает знаниями о контингенте, с которым ему предстоит работать в будущем, о возрастных индивидуально-психологических особенностях детей.

Бакалавр убеждается в адекватности своего выбора в стремлении к получению системного образования, к реализации собственного выбора. У него в этот период формируются ценностно-смысловые отношения к своей будущей профессиональной деятельности, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, осознается необходимость саморазвития, самообучения.

II стадия - ориентировочная. Для этой стадии подготовки бакалавра к профессии учителя-предметника характерно, что студент уже имеет начальную теоретическую подготовку в течение первого года обучения.

Профессиональная подготовка складывается из овладения курсами психологии, педагогики, методики обучения и воспитания, курсов, направленных на усвоения материалов, формирующих мировоззрения будущего предметника. Названные курсы способствуют формированию профессиональной компетентности, пониманию места и роли учебного предмета в образовательном процессе, овладению методологической системой учебной деятельности.

III стадия - актуальная. Бакалавр владеет перспективами своей будущей деятельности, четким представлением о связи собственной деятельности с деятельностью ученика, созданием субъектного двудоминантного взаимодействия учителя и ученика. Данная стадия соответствует третьему курсу обучения. В этот период бакалавр овладевает методикой обучения предмету, техническими и аудиовизуальными средствами обучения, использованием аудиовизуальных средств, применением информационных и коммуникативных технологий обучения.

Для этой стадии важна интеграция теории с практикой, умения применять знания на практике, компетентностно доводить эти знания до ученика. С точки зрения Г.И. Ибрагимова, осуществить ком-петентностно-ориентированное обучение, т. е. реализовывать деятельностный характер учебного процесса [1, с. 10].

IV стадия - адекватная. Бакалавр осознает свой уровень подготовки, и его соответствие современным требованиям, видит перспективы своей деятельности. На этой стадии профессиональной подготовки бакалавр овладевает современными научными знаниями по учебному предмету, углубленным пониманием места и роли избранной дисциплины в обществе. Для этой стадии важно уметь решать профессиональные задачи на любом этапе образовательной деятельности, проектировать систему деятельности в перспективе, формировать ценностное отношение у учащихся в процессе обучения, получать удовлетворение от собственной работы.

Переход из одной стадии в другую осуществляется постепенно, по мере овладения материалом учебного предмета предыдущего года обучения. Учебная информация базируется на психолого-педагогических, социально-экономических, естественно-научных и математических дисциплинах.

Исходя из содержания усвоенных знаний, можно выделить уровни готовности бакалавра к профессиональной деятельности.

I уровень - теоретический. На этом уровне формируется профессиональное педагогическое мировоззрение, происходит развитие гуманности, духовности, морально-нравственных качеств, характерных для педагога, потребности в творческом подходе в профессиональной деятельности. На этом уровне осуществляется формирование системного представления о профессиональной педагогической культуре, усиление социокультурной ориентации, осмысление своей будущей профессии, как социокультурной функции, понимание творческого преобразования себя и учащихся.

II уровень - теоретико-ориентировочный. На этом уровне формируется ценностно-мотивационный подход к труду учителя и личностный смысл своей будущей деятельности; готовность к социально-педагогической работе. Бакалавром осознается направленность на профессиональное развитие, расширение поля гуманитарного знания, ориентацию на школу, преподавание и внеурочную деятельность, актуализацию имеющегося профессионального опыта.

III уровень - предметно-практический. Бакалавр овладевает знаниями и умениями по предметной подготовке, методике данной дисциплины, способами и средствами обучения, которые реализует в практической деятельности во время педагогической практики. Этот уровень ориентирован на практическое решение профессиональной подготовки, овладение технологией обучения, обеспечение единства теоретической и практической готовности, формирование сущности личностно ориентированного обучения, развитие исследовательских умений, творческого мышления в решении профессиональных задач, становление субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, на профессиональное развитие учителя.

IV уровень - практико-ориентированный. Бакалавр находится в состоянии готовности к социально-педагогической профессиональной деятельности. В этот период осуществляется переход от конкретных умений к обобщенным навыкам, применяемым в ситуации обучения. На этом уровне осуществляются становление индивидуального стиля деятельности, профессиональное самоопределение, выстраивание стратегий профессиональной деятельности, осмысление значимости развивающего обучения, ориентация на саморазвитие и развитие рефлексии.

Таким образом, готовность бакалавра к педагогической деятельности является длительным и неоднозначным процессом обучения. Он отражает состояние социокультурной ситуации общества, существующей системы подготовки, личностной заинтересованности, развития современного образования как части мирового образовательного пространства.

Список литературы

1. Ибрагимов Г.И. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы // Педагогика. - 2014. - №8. - С. 3-12.

2. Словарь иностранных слов / под ред. Ф.И. Петрова и др. - М.: Советская энциклопедия, 1964.

3. Ядвиршис Л.А. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Брянск, 2001.

Б. Назарова

Содержание воспитания исследовательской компетентности у будущих учителей в современных условиях вуза

Формирование профессиональной направленности и развитие познавательной активности тесно связаны между собой и выступают как единая линия всего учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность предполагает высочайшую познавательную активность человека (комплексное усвоение, переработка, применение и передача знаний) с конкретной целью:

подготовить подрастающее поколение к активной и всесторонней деятельности в постоянно развивающемся мире. Повышение эффективности учебного процесса в вузе предполагает создание таких условий, в которых студенты получили бы возможность самостоятельно анализировать изучаемые явления и педагогические процессы, устанавливать связи между явлениями, педагогическим воздействием и ответной реакцией, осознавать логику, последовательность педагогических действий, сопоставлять ранее изученное с новыми знаниями и использовать это для решения практических задач в процессе прохождения практики. Специалиста формирует не только предметное содержание основ наук, но и постоянное развитие, совершенствование его профессиональных умений, навыков, качеств. Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью студентов, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения учеником знаниями.

Первым этапом является восприятие. Это целенаправленный познавательный процесс. Второй этап - осмысление учебного материала. Оно заключается в выделении и анализе теоретического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.