Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимович Е.С.

В статье рассматриваются основные характеристики развития детей с расстройствами аутистического спектра, особенности функционирования их речевого аппарата, а также основные принципы формирования импрессивной речи у младших школьников с данным диагнозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимович Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Психология

УДК 1

РС! 10.21661/Г-559882

Герасимович Е.С.

Теоретические основы формирования импрессивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Аннотация

В статье рассматриваются основные характеристики развития детей с расстройствами аутистического спектра, особенности функционирования их речевого аппарата, а также основные принципы формирования импрессивной речи у младших школьников с данным диагнозом.

I

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, младшие школьники, коррекционная работа, речевой аппарат, импрессивная речь.

Речевой аппарат является основным механизмом организма человека, отвечающим за одну из самых важных функций - коммуникация. Помимо этого, в процессе речевой деятельности формируются основы понятийного мышления, необходимого для дальнейшего функционирования в социуме.

Важность качественной речевой деятельности характера для развития абсолютно каждого ребенка, но в особенности данный процесс актуален для детей с РАС.

По статистическим данным Всемирной организации Здравоохранения количество детей с РАС значительно увеличилось за последние 50 лет. В настоящее время в России каждый первый ребенок из 997 подвержен данному заболеванию.

Расстройство аутистического спектра - нарушение нейропсихического развития, характеризующиеся затруднённым социальным взаимодействием, низким уровнем концентрации внимания, а также ограниченностью интересов и стремлением к постоянству однотипных поведенческих актов [1].

Развитие речевого аппарата является одним из важнейших пунктов в коррекционной работе с детьми с подобными расстройствами, поскольку именно от его функционирования зависит степень развития ребенка в целом: речь не развивается отдельно от иных процессов в когнитивной сфере человеческого организма, она напрямую связана с восприятием окружающего мира, мышлением, эмоционально-поведенческой составляющей мозговой активности.

Помимо привычного словесного взаимодействия составляющим фактором коммуникации является навык импрессивной речи- процесс понимания речевых конструкций. Его суть заключается в последовательной цепочке мыслительных процессов, которые сначала воспринимают полученную информацию, обрабатывают или декодируют, а в завершении выделяют общий смысловой посыл сообщения. В этом процессе задействованы два важнейших компонента качествен-

ного речевого функционирования: процесс восприятия и понимания речи.

Таким образом, без качественного анализа и обработки доносимой информации ребенок с РАС испытывает трудности при дальнейшем обучении и, как следствие, проблемы в процессе интеграции в общество и социализации, что обуславливает актуальность данной научной статьи.

Для дальнейшего изучения и анализа теоретических основ формирования импрессивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра следует изучить их общие особенности различных сфер психического развития.

По данным исследований специалистов, у детей с РАС энергетический потенциал мозговой активности в разы меньше, чем у людей без рассматриваемого диагноза, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на когнитивные процессы в организме ребенка. К последствиям недостаточного тонуса нейронных связей относят слабую усидчивость, искаженное восприятие предметного мира, а также низкую способность к обучению, что является препятствием для восприятия ребенком с расстройством аутистического спектра визуальных и слуховых раздражителей.

Значительное влияние на обучение и социальную жизнь детей с РАС влияют особенности эмоционально-личностной сферы. Дети с рассматриваемым синдромом отличаются повышенной агрессивностью, экспрессивностью и трудностями к пониманию эмоций окружающих людей. В зависимости от степени заболевания, у данной группы детей слабо развит или вовсе отсутствует процесс ментализации [2]. Это происходит в следствии недостаточной стимуляции нейронных связей головного мозга, отвечающих за осознание эмоций.

Следует отметить, что проявление эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра выражается в гиперболизированной форме, сопровождающееся резкими движениями, криком и активной жестикуляцией.

Психология

Ребенок с РАС также недостаточно осознает невербальные средства коммуникации, такие как мимика, интонация, язык тела. В следствии низкого эмоционального интеллекта, ребенок может легко счесть громкий звук или резкий жест за раздражитель или опасность.

У детей с РАС отмечается «эмоциональное отстранение» и отсутствие потребностей в какой-либо коммуникации. Ребенок часто отказывается от процесса обучения со взрослыми, в особенности с малознакомыми, поскольку для таких детей важна стереотипность повседневных действий и контактов, повторяющихся каждый день.

К особенностям речевого развития можно отнести слабо развитую артикуляцию, из-за чего речь ребенка с РАС напоминает произнесение отдельных звуков, не синтезируемых в слова.

Дети с данным диагнозом испытывают значительные трудности в запоминании графического представления букв, правильном построении предложения и слов, а также в расстановке интонаций и ударений. Это связано с нарушением физиологического аппарата и задержкой в развитии: дети к 2-3 годам находятся на уровне 5-месячных младенцев [4].

Основной проблемой восприятия слуховой и визуальной информации детьми с РАС специалисты выделяют непосредственно процесс понимания прослушанного или прочитанного, трудности в выделении смыслового посыла в тексте, нарушения прагматической речи. В следствии чего возникает потребность в обучении детей с подобным заболеванием навыку импрессивной речи.

В настоящее время специалисты, в том числе, Никольская О. С, выделяют главную причину низкого уровня импрессивной речи у детей с РАС - нарушение общего и психического онтогенеза [3]. Степень развития данного навыка варьируется от диагноза ребенка и его последствий.

Рассмотрим основы формирования импрессивной речи у детей с расстройством аутистического спектра в рамках коррекционной работы.

Для формирования импрессивной речи ребенка первоначально необходимо развить основные речевые механизмы: подражание звукам, синтез буквенных символов в слоги, а также правильное произношение слов.

Одним из препятствий к формированию качественного понимания высказываний у детей с РАС является маленький словарный запас, поэтому логопеды предлагают увеличение количества различных игр и бытовых разговоров для увеличения пассивного словаря ребенка, благодаря которому спустя продолжительное

время занятий в головном мозге сформируются правильные нейронные связи, направление на сохранение в памяти названий объектов предметного мира.

Поскольку зрительные рецепторы у детей с рассматриваем заболеванием плохо воспринимают блеклые, обыденные цвета, рекомендуется проводить коррек-ционные работы с использованием ярких визуальных составляющих: карточки, игрушки, плакаты.

При коррекционной работе с детьми с РАС важно стимулировать их нейронные связи новыми положительными эмоциями и сохранять концентрацию внимания на определённом объекте изучения, поскольку эмоционально-волевая сфера у данной группы детей недостаточно развита, а яркие ассоциации от обучения помогут процессу аутостимуляции.

Также во время работы рекомендуется использовать эмоциональную окраску слов и действий: придерживаться определённой интонации, манеры речи, артикуляции.

Основными задачами при формировании импрес-сивной речи детей с расстройствами аутистического спектра после развития возможностей речевого аппарата являются обучение ребенка.

1. Выражению собственных чувств и эмоций.

2. Умению формулировать и озвучивать просьбы и вопросы.

3. Навыку формирования ответной реакции на речь окружающих.

4. Умению социального взаимодействия.

5. Способности вести диалоговую форму общения.

Необходимо помнить о потребности детей с аутизмом в стереотипии и постепенно изменять учебный план, развивая новые навыки, поскольку резкую смену формата занятий ребенок может счесть за раздражитель и отказаться от дальнейшей коммуникации.

Исходя из перечисленных фактов, можно выделить главные теоретические основы формирования импрес-сивной речи у младших школьников с РАС. К ним относится необходимость в первоначальном развитии речевых функций и механизмов, проведение развивающих игр и диалогов, вызывающих словесные ассоциации и стимулирующие увеличение словарного запаса, придерживание в коррекционной работе стереотипии, а также возбуждение рецепторов, отвечающих за эмоциональную сферу развития ребенка.

Таким образом, развитие импрессивной речи у детей с РАС поможет их качественному дальнейшему обучению в образовательных учреждениях, а также обеспечит легкий процесс социализации.

Литература

1. Гилберт К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс; пер. с англ. О.В. Деряевой; под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. - М.: ИЦ «Владос», 2005. - С. 140-151.

2. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баен-ская [и др.]. - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.

3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2005. - 130 с.

4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей / Л.Г. Нуриева. - М.: Теренвинф, 2007. - 112 с. EDN QVPOWL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.