Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучук И.В.

В работе автором рассматриваются ключевые стороны эмоционально-волевой сферы детей с расстройствами аутистического спектра, а также особенности коррекционной работы с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кучук И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Психология

УДК 1

РС! 10.21661/Г-559868

Кучук И.В.

Специфика эмоционально-волевой сферы младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Аннотация

В работе автором рассматриваются ключевые стороны эмоционально-волевой сферы детей с расстройствами аутистического спектра, а также особенности коррекционной работы с данной категорией детей.

I

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, младшие школьники, коррекционная работа, аутизм, эмоционально-волевая сфера.

Расстройство аутистического спектра является одним из самых часто встречаемых психофизиологических детских заболеваний. По статистическим данным за последние годы количество людей, подверженных аутистическому расстройству увеличилось с 16 до 56 детей на 10000 тысяч человек.

В настоящее время по общепринятому классификатору психических расстройств РАС включает в себя пять возможных заболеваний: синдром Аспергера, синдром Ретта, первазивное расстройство развития, синдром Хел-лера, классический аутизм и атипичный аутизм [1].

РАС оказывает значительное влияние не только на физиологические процессы развития организма, но и на психологическую сферу, в частности. Дети с рассматриваемым заболеванием имеют сложности в общении и идентификации себя с социумом, также наблюдается нарушение познавательной деятельности, несформированность операций речевой деятельности, повышенная агрессивность и утомляемость. Все перечисленные факты влияют на нарушение социализации ребенка в обществе, что может является причиной его вторичной аутизации.

Особое внимание психологов уделяется непосредственно эмоционально-волевой сфере детей с данным заболеванием, поскольку нарушение в данной области психического развития препятствует формированию целостной личности человека. Особенно ярко это проявляется с переходом ребенка из дошкольного учреждения на первую образовательную ступень. Психологи объясняют данный феномен резкой сменой привычной обстановки и нарушением аффективной сферы. Именно поэтому следует изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с расстройством аутистиче-ского спектра для дальнейшей организации эффективной работы и обучения детей данной группы.

У детей с РАС присутствуют нарушения в когнитивной и эмоциональной сфере развития. Специалистами доказано, что у детей данной группы нарушено понимание собственных эмоций и переживаний. Все

это из-за полярности эмоций - у детей с РАС переживания и чувства мало дифференцированы.

Так ребенок с аутизмом с трудом распознает положительные эмоции, поскольку в его мозговой активности не вырабатывается достаточное количество нейронных связей и гормонов для четкого определения чувств. Однако, если ребенок все же испытывает определенную эмоцию, она выражается в гипертрофированной форме: истерика, плач, крики.

Специалистами также отмечено, что у детей с РАС существуют нарушения в процессе ментализации, который отвечает за понимание психологического состояния людей в социуме. Дети не осознают реальные цели и намерения человека по отношению к ним, поэтому их эмоции противопоставлены эмоциям окружающих. Также они часто совершают поступки «назло» объекту их раздражения.

На фоне этого детям с аутизмом присущ негативизм, проявление которого заключается в отказе совместной деятельности со взрослым, отстранении от обучения. Подобным поведенческим нарушением выступает агрессия. Чаще всего она возникает по средствам наличия некого раздражителя: несоответствие привычному образу действий, проявление яркой негативной реакции по отношению к ребенку, вмешательство в его рутинные дела. Агрессия может быть направлена как на окружающих, так и принять форму аутоагресии, сопровождаемой криками и физическими повреждениями.

Помимо перечисленных особенностей, у детей данной группы отсутствует потребность в коммуникации, как со сверстниками, так и с родителями, в частности. Они избегают физического контакта, пытаясь сохранить как можно больше личного пространства, их невербальные средства общения, такие как жесты, мимика, реакции также имеют отличительную особенность в виде несоответствия настоящим чувствам, поскольку существуют нарушения в связи когнитивного и поведенческого аппарата.

У детей с РАС энергетический потенциал мозга, отвечающий за тонус, вырабатывается в разы меньше, чем

Психология

у людей без подобного заболевания, что, в свою очередь влияет на уменьшение стрессоустойчивости, которая ведет к невротизму и агрессии. Именно поэтому в работе с такими детьми необходимо придерживаться стереотипии - повторении однообразных, систематически повторяющихся знакомых действий [2]. К возможным проявлениям стереотипии могут относиться знакомые игры, манера речи, окружающая среда.

Повышенная агрессивность, неадекватные эмоциональные реагирования на раздражители, отсутствие интереса к изучению окружающей среди объясняется специалистами термином «эмоциональная холодность», присущая детям с расстройством аутистиче-ского спектра. Психологический возраст таких детей возрасте 5 лет в сфере эмоционального развития находится на уровне младенца 2-3 месяцев [3].

В последствии нарушений в сфере когнитивного развития у детей с РАС наблюдется нарушение памяти. Это распространяется на сферу обучения, интересов и коррекционных работ. Однако эмоции испуга, страха и опасности дети легко различают и запоминают фактор раздражителя, что действует последующим катализатором для проявления подобного рода эмоций.

Стоит отметить, что у детей с аутизмом отмечается нарушение целеполагания и направленности действий. Также можно отметить нарушения в сенсорной сфере развития и ориентирования в пространстве.

Исходя из особенностей эмоционально-волевой сферы детей с РАС, возникает необходимость в подготовке измененного учебного плана и качественной коррекционной работы для учеников младшей школы с заболеванием аутизма.

Обращаясь к работам специалистов и учебной литературе, задача работы с учениками младших классов с расстройством аутистического спектра - провести комплексное воздействие на мышление ребенка, в том числе, развитие речевого аппарата для формирования психических функций организма, а также на эмоционально-личностное развитие ребенка, с помощью которого будет осуществляться коррекция психических отклонений и помощи в дальнейшей социализации [4].

Важно учитывать, что в работе с детьми с аутизмом необходимо придерживаться понятия стереотипии, о которой говорилось ранее, для поддержания спокойствия внутреннего состояния ребенка и обеспечения комфортных для него условий обучения. В формате работы с такими детьми стереотипиями могут послужить однообразные манипуляции с игрушками, повторяющиеся картинки для формирования позитивных ассоциаций с педагогом и

окружающей средой, а также необходимо помнить о похожей манере речи, словах, выражениях, мимике.

Также стоит сделать упор на развитие навыка распознавания и определения эмоций окружающих и, в первую очередь, собственных. Поскольку у детей с РАС наиболее развито визуальное восприятие действительности, такие работы стоит проводить с картинками или фигурами, на которых изображены эмоции. Помимо этого, для дополнительной стимуляции моторики в программу можно включать разыгрывание сценок, содержащих выражение чувств. Это поможет ребенку более качественно усвоить информацию и сформировать устойчивые нейронные связи для дальнейшей коррекции восприятия эмоций.

Важно учитывать, что образование детей с РАС возможно исключительно с учетом их особых образовательных потребностей и организацией для них специальных условий.

Так, при социализации ребенка с аутизмом необходимы групповые занятия с другими детьми, однако стоит помнить, что такое обучение стоит начинать после привыкания ребенка к педагогу-психологу, адаптируя его к новым формам и средствам работы, а также учитывать индивидуальные возможности обучающегося.

Помимо этого, стоит дозировать введение в жизнь ребенка новизны и изменений образовательной нагрузки в соответствии с психологической и физической готовностью ученика.

Своевременность начала коррекционных работ с ребенком, подверженного РАС, играет большую роль в формировании его личности и отношения к окружающим. Процесс подготовки детей к первой ступени образования достаточно важен для его дальнейшей социализации в обществе сверстников.

Проблема непонимания обществом особенностей детей с РАС также оказывает значительно влияние на процесс их качественной социализации. Именно поэтому помимо образовательных и коррекционных работ с такими детьми, необходимо освещать данный вопрос для повышения уровня знаний общества об особенностях детей с расстройствами аутистического спектра.

Таким образом, коррекционная работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы крайне необходима для дальнейшей социализации детей с расстройством аутистического спектра. Уделить особое внимание на навыки распознавания собственных чувств, возможность их объяснения и правильного выражения, процесс ментали-зации и коммуникации с социумом. Работа должна иметь комплексный подход, носить системный характер и реали-зовываться на всех уровнях образовательного процесса.

Литература

1. Башина В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - М.: Медицина, 1999. - С. 140-151.

2. Гилберт К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс; пер. с англ. О.В. Деряевой; под ред. Л.М. Шипицына, Д.Н. Исаева. - М.: ИЦ «Владос», 2005. - 144 с.

3. Данилова Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта младших школьников в условиях образовательного учреждения / Н.А. Данилова // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2015. - №7 - С. 128-130. EDN XXGFAR.

4. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2005. -131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.