Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

К ВОПРОСУ О СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ / СЕНСОРНАЯ ПЕРЕГРУЗКА / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ВОСПРИЯТИЕ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ФЛОАТИНГ-ТЕРАПИЯ / ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМОСТИМУЛЯЦИЯ / САМОПОВРЕЖДЕНИЕ / СТЕРЕОТИПИИ / РИТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харченко Д.А.

В статье изложены аспекты теоритического и практического значения на основе анализа и опыта исследователей и специалистов проблематики в сфере сенсорной депривации и сенсорной интеграции. Описаны основные условия и возможности реализации комплексного коррекционного образовательного пространства, а также включение ребенка с сенсорной депривацией и расстройством аутистического спектра в искусственно-созданную среду в условиях коррекционного учреждения. Выделены признаки и проявления сенсорной депривации у детей с расстройством аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харченко Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SENSORY DEPRIVATION IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The article presents aspects of theoretical and practical significance based on the analysis and experience of researchers and specialists in the field of sensory deprivation and sensory integration. The article describes the main conditions and opportunities for implementing a comprehensive correctional educational space, as well as the inclusion of a child with sensory deprivation and autism spectrum disorder in an artificially created environment in a correctional institution. Signs and manifestations of sensory deprivation in children with autism spectrum disorder are identified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376.1

Харченко Д.А. студент магистратуры Россия, г. Ростов-на-Дону Научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н Южный Федеральный Университет

К ВОПРОСУ О СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: в статье изложены аспекты теоритического и практического значения на основе анализа и опыта исследователей и специалистов проблематики в сфере сенсорной депривации и сенсорной интеграции.

Описаны основные условия и возможности реализации комплексного коррекционного образовательного пространства, а также включение ребенка с сенсорной депривацией и расстройством аутистического спектра в искусственно-созданную среду в условиях коррекционного учреждения.

Выделены признаки и проявления сенсорной депривации у детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: сенсорная депривация, сенсорная интеграция, сенсорное развитие, сенсорный опыт, сенсорная перегрузка, расстройство аутистического спектра, восприятие, умственное развитие, гиперчувствительность, эмоциональное и психологическое истощение, флоатинг-терапия, полевое поведение, самостимуляция, самоповреждение, стереотипии, ритуальное поведение, агрессивное поведение, аутоагрессия.

Kharchenko D.A. master's degree student Russia, Rostov-on-Don Supervisor: Muratova M. A., C.B.S Southern Federal University

ON THE ISSUE OF SENSORY DEPRIVATION IN CHILDREN WITH

AUTISM SPECTRUM DISORDER

Abstract: the article presents aspects of theoretical and practical significance based on the analysis and experience of researchers and specialists in the field of sensory deprivation and sensory integration.

The article describes the main conditions and opportunities for implementing a comprehensive correctional educational space, as well as the inclusion of a child with sensory deprivation and autism spectrum disorder in an artificially created environment in a correctional institution.

Signs and manifestations of sensory deprivation in children with autism spectrum disorder are identified.

Keywords: sensory deprivation, sensory integration, sensory development, sensory experience, sensory overload, autism spectrum disorder, perception, mental development, hypersensitivity, emotional and psychological exhaustion, floating therapy, field behavior, self-stimulation, self-harm, stereotypes, ritual behavior, aggressive behavior, autoaggression.

Актуальность темы состоит в том, что в современное время остро стоит проблема помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Ключевое внимание уделено особенностям сенсорного восприятия при аутизме. На данный момент наблюдается рост количества статей, посвященных данной проблеме. «Сенсорная депривация и интеграция» вновь набирает обороты, становится популярным предметом для изучения, а теория сенсорно восприятия приобретает свои очертания, используя результаты исследований из смежных областей и создавая основу для изучения механизма возникновения депривации у детей с аутизмом и его влияния на поведение, речь, познание, социальное и коммуникативное взаимодействие.

Речь идёт о переосмыслении отношения к потенциалу обучения ребенка, способность к освоению новых навыков, которая от применяемых методов обучения, являющихся подходящими.

Актуальной темой на сегодняшний день является обучение детей в естественной среде, в ходе обычной жизни - в противовес специально организованному высокоструктурированному обучению за столом, а именно в искусственно-созданных условиях, в рамках коррекционного центра или учреждения/школы.

Специалистам и родителям предлагается множество подходов к работе с детьми с аутизмом, к ним относятся: прикладной анализ поведения (ABA), флортайм (Floortime), сенсорная интеграция, метод Миллера и т.д.

Одним из ключевых симптомов, над которым нужно работать специалистам в преодолении расстройства - это сенсорная депривация.

Рассмотрим же подробнее какие подходы мы имеем для преодоления данной особенности.

Американская исследовательница и терапевт Джин Айрес в 1979 году в своей книге «Ребенок и сенсорная интеграция», ставшей классическим трудом западного научного мира, обратилась к специалистам, родителям, желающим по-новому взглянуть на проблемы и трудности своих детей и выработать стратегию поддержки.

Джин Айрес давала рекомендации такого характера: акцентировала внимание на необходимости понимания динамического взаимодействия всех сенсорных систем, на проведении занятий в комфортных условиях, насыщенной тактильными, проприоцептивными и вестибулярными стимулами (подвесы, скутеры, мячи), на выполнении упражнений для вестибулярной, проприоцептивной, тактильной систем, которые помогут

ребенку восполнить дефицит в сфере сенсорной интеграции базу для эффективной работы всех сенсорных систем и их взаимодействия (обучения необходимым навыкам), всё это очень сильно меняло качество жизни детей с расстройством аутистического спектра.

Теория сенсорной интеграции, разработанная Э. Джин Айрес [1], послужила толчком к описанию различных проблем особенных детей.

Занимаясь проблемой сенсорной интеграции, автор пришла к умозаключению, что существует дети, которые недополучают сенсорные ощущения из окружающего мира, испытывают неврологические проблемы и имеют проблемы с восприятием и оброткой поступающей информации, что вызвает трудности обучения. Исследования психолога оказали большое влияние на формирование иных практик в эрготерапии.

Известный немецкий эрготерапевт Улла Кислинг - автор, специалист с огромным опытом практической работы отмечает, что принципы и постулаты сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных жизненных ситуациях. Данные исследования этих и других ученых помогали строить свою коррекционную работу не только специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогам, но и объясняли родителям многие непонятные аспекты поведения их детей.

Инга Флеминг - врач-педиатр, специалист по детскому развитию отмечала, что в книге «Сенсорная интеграция в диалоге» Улла Кислинг обнаруживает то, что коррекционные занятия положительным образом воздействуют на особенных детей, которые имеют различные нарушения в том случае, если специалист учится понимать и принимать особого ребенка таким, какой он есть (например, обращает внимание на сигналы, отвечает на просьбы, устанавливает эмоциональную связь и коммуникацию, обеспечивает возможность дальнейшего развития и адаптации ребенка в социуме).

Таким образом, Улла Кислинг в своей книге показывает, как, по её представлениям, следует строить диалог с ребёнком. Вести диалог - значит постоянно огладываться на партнёра по диалогу. В таких случаях помогает развитая человеческая интуиция [4].

Многие исследователи, такие как У. Кислинг, И.Флемин, Дж. Айрес сосредоточивали интерес на том, что во время наступления сенсорной перегрузки у детей наблюдались аутостимуляции или «стимминг». В свою очередь, этот термин характеризует определенной формы стереотипии, которые выражаются в непроизвольных повторяющихся движениях тела как реакция на сенсорные раздражители: движениями пальцев, размахивание руками («бабочка»), кусание рук, раскачивание, сенсорные и звуковые стимуляции.

«Стимминг» является релаксантом, положительным процессом для детей с аутизмом. Он помогает расслабиться, пережить множество эмоций (положительных и негативных), навести порядок внутри себя, отпускает повышение эмоционального чувства. Главную мысль, которую хотели

донести авторы является предоставить возможность ребенку справиться с внутренними кризисом, а именно не пытаться остановить «стимминг, потому что действие человека может вызвать стресс, и, в последующем, может перейти в самоповреждающее поведение. Однако, если «стимминг» причиняет вред ребенку и окружающим, то стоит обратить внимание и постараться преодолеть проблему вместе.

Далее рассмотрим, что такое сенсорное развитие в норме и при нарушенном развитии. Сенсорное развитие ребенка строится благодаря трём основным компонентам: зрительная, тактильная и проприоцептивная система. Новорожденный ребенок сразу готов взаимодействовать с окружающим миром и получать сенсорный опыт.

Знакомство ребенка с миром происходит с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы), впоследствии формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. Таким образом, целью сенсорного развития является формирование у ребенка определенных цветовых эталонов и эталона формы.

Важно подчеркнуть, что в процессе обучения центральная роль принадлежит не только зрению, восприятию формы и пространства, зрительно-моторной координации, но и вестибулярному анализатору, проприоцептивной и тактильной системе (Ayres, 1972a).

Теория сенсорной интеграции - теория о взаимосвязи мозга и поведения, которая состоит из трёх компонентов и постулатов [2]:

1. Обучение зависит от способности воспринимать и обрабатывать ощущения от собственных движений и от внешних воздействий.

2. Люди, у которых наблюдается пониженная чувствительность к обработке сенсорной ощущений, могут иметь трудности с продуцированием адекватных действий.

3. Усиленные сенсорные ощущения, способствующие адаптивному взаимодействию, приводят к улучшению поведения и обучения.

При неправильном развитии сенсорного восприятия ребенок начинает испытывать «сенсорный голод». Понятие «сенсорная депривация» исследуется нами с точки зрения различных областей знаний (нейробиология, психиатрия, психология, логопедия, психотерапия). В общенаучном понимании категория «сенсорная депривация» рассматривается как одна из форм психического состояния, характеризующаяся отсутствием достаточного количества сенсорных раздражителей (звуковых, вкусовых, оптических, обонятельных, тактильных) и отсутствие эмоций, связанных с этими раздражителями.

Изучением, исследованием, профилактикой и коррекцией сенсорной депривации занимаются психологи, психотерапевты и психиатры, эрготерапевты (Улла Кислинг, Джин Айрес, Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей, Джон Лилли).

В последующем изложении стоит выделить, что недостаток сенсорной информации влечёт за собой эмоциональное и сенсорное истощение

организма, сродни «голоду». В результате у человека происходит активация процессов воображения и восприятия: развивается заторможенность, смена настроения, апатия.

Отсюда следует выделить следующие положения, а именно условные симптомы депривации, к ним относятся: нарушение в направленности мышления, в работе высших психических функций (словесно-логическое мышление, речь, внимание, память), проблемы в ориентации во времени и пространстве, возникновение неприятных ощущений в теле, психологические переживания, которые проявляются в поведении, настроении и мотивации, возникновение «особых» психических состояний (сенсорная депривация, перегрузка, физиологический дискомфорт), изменения состояний сна и бодрствования, появление страхов, тревожности, проявлении агрессии, нежелание что-либо делать.

Говоря o детях с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями развития, чаще всего встречается зрительная, слуховая и стимульная депривация (появление гиперчувствительности и гипочувствительности к сенсорным параметрам среды: температура, боль, звуки, текстура предметов).

Стоит отметить, что дети с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями развития, переживающие сенсорную депривацию, имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание умственного и речевого развития.

Существуют признаки сенсорной депривации у детей с РАС:

- полевое поведение (ребенок не ориентируется на собственные мотивы, увлекается тем, что показали или отвлекается на окружающие стимулы);

- самостимулятивное поведение («стимминг», скрип зубами);

- самоповреждающее поведение или аутоагрессия (чесание царапание, укусы самого себя, удары по телу; может проявляться в виде попытки получить желаемое, заявить о своей потребности);

- стереотипное поведение (ребенок трясёт руками, раскачивается вперед и назад, озвучивает мультфильмы, расставляет предметы в ряд);

- ритуальное поведение (ребенок ложится спать только в одной и той же пижаме);

- агрессивное поведение (ребенок может драться, бить, кусаться, хватать за волосы, бросать предметы).

Таким образом, вышеупомянутые признаки сенсорной депривации, которые возникают у детей с РАС могут в дальнейшем повлиять на развитие особенного ребенка.

На поведенческом уровне, в рамках прикладного анализа поведения (ABA), сенсорная депривация мешает получению и освоению новых навыков, так как у ребенка может формироваться агрессия по отношению к окружающим, а также и по отношению к себе (аутоагрессия). Таким образом, необходимо проводить коррекционную работу с ребенком, устанавливать

руководящий и учебный контроль, развивать коммуникацию, вдохновлять ребенка, включать в процесс обучения.

Применение методов АВА в повседневной жизни приводит к значительным успехам детей как в овладении необходимыми жизненными и учебными навыками, так и в освоении ими социально одобряемых видов поведения. В свою очередь, родители учатся глубже понимать ребенка и мотивы его поведения, создавая у него желание учиться новому.

Если ребенок недополучает определенную порцию сенсорных, тактильных ощущений от матери, можно предположить, что впоследствии могут возникнуть проблемы тактильной депривации (отсутствие или недостаток ласк и поглаживаний).

Сенсорная депривация может принимать различные формы и виды, перетекать в психические состояния: вызывает у ребенка временный психоз или становится причиной временных психических нарушений. Существуют технологии по преодолению сенсорной депривации, которые описаны в научной литературе.

Первый метод, основоположником которого является Джон Каннингем Лилли, это флоатинг-терапия, которая рекомендована при повышенной тревожности, чрезмерном сенсорном насыщении, склонности к раздражительности и агрессивному поведению, а также аутоагрессии и проблемах с сопротивляемостью стрессам. Данная процедура позволяет расслабить все мышцы тела, способствует улучшению сна, мозговой активности и активизация участков мозга, отвечающих за творческое мышление. Флоат-камера имитирует утробь матери, является неким коконом, куда погружают человека, таким образом, появляются ощущения умиротворения, спокойствия и расслабления.

Второй метод, автором которого является Джин Айрес, это сенсорная интеграция ребенка - нечто иное как взаимодействие всех органов чувств, структурирование ощущений и раздражителей с целью адекватного реагирования на определенные стимулы. Ведь именно сенсорная интеграция способствует развитию и получению сенсорного опыта, помогает особому ребенку адаптироваться к окружающей среде, корректирует сенсомоторные нарушения и поведенческие проблемы.

Сенсорная интеграция способствует получению и обогащению сенсорного опыта через сенсорные игры: забрасывание тяжелыми подушками, погружение рук в кинетический песок, сенсорные коробки (с фасолью, гречкой, кофе, манкой), ныряние и плавание в сухом бассейне, пребывание в сенсорной комнате, использование игрушек с разными наполнителями для получения тактильного опыта (гелиевые шарики Марблс, игрушка анти-стресс), прикладывание к уху звуковых игрушек, раковин, качание на балансире. А также, проведение специалистом занятия с обонятельными и вкусовыми играми (вкусовое лото, лото запахов).

ВЫВОДЫ

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию мира.

В нашем исследовании мы часто сталкивались с признаками сенсорной депривации у детей: полевое поведение, самостимулятивное поведение (стимминг), самоповреждающее поведение (аутоагрессия), стереотипное поведение, ритуальное поведение, агрессивное поведение.

Сенсорная депривация может стать спусковым моментом для формирования различных форм деструктивного поведения и приводит к снижению потока импульсов центральной нервной системы.

Описанные технологии по преодолению сенсорной депривации действительно оказывают положительное воздействие на все органы чувств ребенка, а также способствует обогащению вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем.

Многие исследователи доказали, что сенсорная интеграция помогает преодолеть сенсорную депривацию и сенсорную перегрузку, способствует получению и обогащению сенсорного опыта через сенсорные игры и занятия со специалистом. Так как сенсорную интеграцию описывают как саморегуляцию, преобразование информации, которую ребенок получает от всех органов чувств через свободную игру или занятия, то специалист следует за ребенком, помогает ему развивать ту активность, которая интересна в данный момент. Важная роль специалиста - находиться на одном уровне с ребенком в пространстве (лежа, сидя, стоя), так как это помогает сохранять хороший эмоциональный контакт и выстраивать доверительные отношения. Специалист помогает ребенку учиться планировать, структурировать свои мысли, действия и желания, а также входить в те процессы, которые являются мотивационными и значимыми для ребенка, и выстраивает их так, чтобы ребенок мог регулировать интенсивность, длительность, ритм этих процессов (выбирать/повторять игру).

Сенсорная депривация и сенсорная интеграция тесно переплетаются друг между другом. Сенсорная депривация ограничивает либо лишает человека возможности контакта с внешним миром через органы чувств, в свою очередь, сенсорная интеграция помогает организовать, структурировать и направить органы чувств в нужное русло, использовать их в целенаправленной деятельности.

Использованные источники:

1. Банди, Анита. Сенсорная интеграция: теория и практика /Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; пер. [с анг.] и науч. Ред. Д.В. Ермолаева. - 2-е изд. - М.: Теревинф, 2019. - 768 с.

2. Гилберт К. Аутизм у детей: медицинские и педагогические аспекты Текст. / Гилберт К., Питере Т СПб., ИСП и П, 1998. - 144 с.

3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь приобрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - 2-е изд. - М.: Теревинф, 2011. -240 с.

4. Семаго Н.Я Обучение детей с расстройствами аутистического спектра методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы Серия «Инклюзивное образование» Москва, 2012. 77с.

5. Ганс Аспергер. Рубрика: Синдром Аспергера и РАС // Г.Е. Сухарева: «К проблеме структуры и динамики детских конституциональных психопатий (шизоидные формы)» Москва, 2010 [электронный ресурс]. URL: https://www.aspergers.ru/node/512 (Дата обращения: 12.12.2020).

6. A. Jean Ayres. Sensory Integration and the Child Understanding hidden sensory challenges by A. Jean Ayres, Ph.D., 2018. - 272 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.